Научная статья на тему 'Психологические аспекты эмоции огорчение и ее отражение в языке'

Психологические аспекты эмоции огорчение и ее отражение в языке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1867
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / EMOTIONS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ С ОБЩЕСТВОМ / INTERACTION OF PERSONALITY AND SOCIETY / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / LINGUISTIC MEANS / ОЦЕНКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДОМ / REALITY ASSESSMENT BY AN INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ештокина Екатерина Геннадьевна

Из основных аспектов психологического состояния выделена эмоция огорчение как эмоция высшего порядка, возникающая в процессе взаимодействия личности и общества. Она принадлежит к группе отрицательных эмоций, поскольку является оценкой уже произошедшего или только предвидимого изменения действительности в отрицательную для субъекта сторону. Эмоция огорчения выражена большим количеством частных форм разной степени интенсивности и продолжительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF “DISTRESS” EMOTION AND ITS REFLECTION IN LANGUAGE

Distress as a higher emotion arising in the communication between the person and society is distinguished among the main aspects of psychological condition. It belongs to the group of negative emotions, since it is a Subject’s negative assessment of the occurred or only expected change of reality. The emotion of “distress” is expressed by a great number of special forms of different degree of intensity and duration.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты эмоции огорчение и ее отражение в языке»

А.А. Игошин написал обстоятельную пояснительную записку в министерство по этому вопросу. Соответствующие организации прислушались, разрешив проектирование Иркутского политехнического института, включая горно-металлургический и инженерно-строительный институты. Задание на проектирование в таком виде было утверждено министром В.П. Елютиным 5 апреля 1955 г.

Согласно этому заданию следовало иметь горный факультет с ежегодным приемом - 200 чел., геологоразведочный - 225, металлургический - 100 чел, строительный - 225 чел, факультет гидротехнического строительства и сантехники - 200 чел, механический факультет - 75 чел, электротехнический - 175 чел, энергетический - 175 чел., машиностроительный -275 чел. На 24 специальности указанных 9 факультетов ежегодный прием на 1 курс задавался в количестве 1650 чел., в том числе: горно-металлургический институт - 525, строительный институт - 500, политехнический - 625 чел. [6, л. 33; 7, л. 7-8; 8, л. 10].

Также предусматривалась организация 15-ти межинститутских кафедр, на геологоразведочном фа-

культете - 9 , на горном - 8 , на металлургическом - 4, на строительном - 9, на факультете гидротехнического строительства и сантехники - 5, на механическом -2, на энергетическом - 3, на электротехническом - 3, на машиностроительном - 5 кафедр, а всего - 64 кафедры [10].

В ходе проектных работ планируемых к строительству институтов комиссии пришло четкое осознание целесообразности построения единого политехнического института. Эта идея получила поддержку в ЦК КПСС, в Министерстве и после выхода в свет Постановлений СМ СССР от 19 марта 1960 г. № 304 и СМ РСФСР от 2 июля 1960 г. № 1000 неопределенность в профиле института была устранена. Институт стал называться Иркутским политехническим. Следует заметить, что в отстаивании этого названия есть значительный вклад коллектива института, настойчиво пропагандировавшего точку зрения о создании крупного политехнического вуза в Восточной Сибири и решительно поддержанного Иркутским областным и городским комитетами КПСС.

Статья поступила 02.09.2014 г.

Библиографический список

1. Во имя Победы / отв. ред. А.А. Игошин. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1977.

2. Горощенова О.А. Сибирский горный институт - становление вуза // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 1 (84). С. 182-189.

3. Горощенова О.А. Иркутский политехнический практический институт - первое высшее техническое учебное заведение Иркутска // Университет на Востоке и Западе: взгляд из Сибири: мат-лы Всерос. науч. конф.; редкол. В.П. Олтар-жевский [и др.]. (Иркутск, 17 мая 2012 г.). Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2013. С. 176-185.

4. Горощенова О.А. От навигацкой школы к техническому университету. Ч. 1 (1754-1917): монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. 220 с.

5. Горощенова О.А. И наша доля есть в Победе // Земля

иркутская: история, архитектура, археология, краеведение. 2005. № 1. С. 92-95.

6. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 1807. О.1. Д. 26.

7. ГАИО. Ф. 1807. О. 1. Д. 33.

8. ГАИО. Ф. 1807. О. 1. Д. 38.

9. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 185. Оп. 5. Д. 369.

10. Иркутский государственный технический университет. 1930-2000 / сост. Н.Я. Хлебкова; отв. ред. В.М. Салов. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2000.

11. Иркутский политехнический институт (1930-1980). Иркутск: Изд-во ИПИ, 1980.

12. Фонд Музея истории ИрГТУ. Историческая справка, подготовленная В.Р. Хохловым.

УДК 81.1.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИИ ОГОРЧЕНИЕ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЯЗЫКЕ

Л

© Е.Г. Ештокина1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Из основных аспектов психологического состояния выделена эмоция огорчение как эмоция высшего порядка, возникающая в процессе взаимодействия личности и общества. Она принадлежит к группе отрицательных эмоций, поскольку является оценкой уже произошедшего или только предвидимого изменения действительности в отрицательную для субъекта сторону. Эмоция огорчения выражена большим количеством частных форм разной степени интенсивности и продолжительности. Библиогр. 13 назв.

Ключевые слова: эмоции; взаимодействие личности с обществом; языковые средства; оценка действительности индивидом.

1 Ештокина Екатерина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, тел.: 89025159174, e-mail: eshtokinaekaterina@mail.ru

Eshtokina Ekaterina, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for Humanitarian Specialties, tel.: 89025159174, e-mail: eshtokinaekaterina@mail.ru

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF "DISTRESS" EMOTION AND ITS REFLECTION IN LANGUAGE E.G. Eshtokina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia

Distress as a higher emotion arising in the communication between the person and society is distinguished among the main aspects of psychological condition. It belongs to the group of negative emotions, since it is a Subject's negative assessment of the occurred or only expected change of reality. The emotion of "distress" is expressed by a great number of special forms of different degree of intensity and duration. 13 sources.

Key words: emotions; interaction of personality and society; linguistic means; reality assessment by an individual.

Эмоции являются наиболее древними психическими функциями, появившимися на длительном этапе эволюции высшей нервной деятельности человека. Эмоции в переводе с латинского языка дословно означают «возбуждение, волнение». Под эмоциями понимают реакции по типу субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовольствие, неудовольствие). Эмоции делятся на: эпикритические, корковые (характерные только для человека), филогенетически более молодые (к ним относятся такие эмоции, как эстетические, этические, нравственные), и прототи-патические, подкорковые, таламические, филогенетически более древние, элементарные (удовлетворение чувства голода, жажды, продолжения рода). Существуют положительные эмоции, которые возникают при удовлетворении потребностей, - это переживание радости, воодушевления, удовлетворения, и отрицательные, при которых переживается затруднение в достижении цели, - огорчение, тревога, раздражение, гнев [4].

Большинство эмоциональных реакций, особенно инстинктивных, человек получил от животных, у которых эти реакции зарождались в связи с различными ситуациями, вызывающими реакцию страха или гнева. Такие реакции были связаны с угрозой для жизни животного, когда возникала необходимость выбора -вступать в борьбу или спасаться бегством. Испытывая чувство страха, животное готовилось к действию. Таким образом, в процессе эволюции закрепились наиболее целесообразные вегетативные реакции, которые и обеспечивали эту деятельность. Во время переживания чувства страха происходит централизация кровообращения (перераспределение крови в организме), расширение сосудов в мышцах, сердце, легких, мозге и сужение их в коже и брюшной полости. Данный механизм обеспечивает успешное спасение бегством или меньшую кровопотерю в экстремальных ситуациях. До вступления в борьбу или до бегства животное старается отпугнуть врага, принимая различные устрашающие позы: выгибает спину, оскаливает зубы, поднимает хвост, издает угрожающие звуки. Также наблюдается пиломоторная реакция, в результате которой шерсть поднимается дыбом и, как следствие, животное увеличивается в размерах. Под влиянием чувства страха у животного увеличивается содержание сахара в крови, тем самым повышается вязкость крови. Все вышеперечисленные реакции яв-

ляются защитными, выработавшимися в процессе эволюции.

У человека данные вегетативные реакции, несмотря на то, что многие из них стали рудиментарными, сохраняются. При волнении, испытывая чувство страха, у человека наблюдается побледнение кожных покровов, тело покрывается так называемой «гусиной кожей» - это и есть оставшийся рудимент пиломотор-ной реакции. Схожее проявление эмоции у человека и животного может быть также отражено в мимике, например, при попадании в пасть собаки чего-либо несъедобного отмечается мимическая реакция, подобная той, которая появляется у человека, когда он принял горькое лекарство или когда у него возникло чувство досады.

Свое внешнее выражение эмоции находят в выразительных движениях (мимика, пантомимика, жесты, вегетативные реакции, эмоциональные компоненты речи), которые могут быть адекватны психическому состоянию человека, а могут не соответствовать ему (например, при огорчении у человека иногда возникает улыбка). Усилием воли человек может подавлять эмоции.

На данный момент существует множество классификаций эмоций. Рассмотрим некоторые из них, наиболее, на наш взгляд, актуальные. При этом необходимо отметить, что одни ученые отождествляют понятия чувство и эмоция, другие - разграничивают их. Так, П.М. Якобсон, А.Н. Лук рассматривают эти психологические состояния как два различающихся по стабильности и длительности и оценивают отношение эмоции к чувству как частного к общему [7]. Их точку зрения полностью разделяет А.Г. Ковалев, говоря о том, что чувство - это устойчивое образование или свойство личности, в то время как эмоция - это процесс, через который чувство проявляется (цит. по [7]). То есть важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Основанием для выделения чувств в особую группу служит их отчетливо выраженный характер и формирование устойчивого эмоционального отношения человека к некоторому объекту или процессам окружающего мира, например, любовь к Родине, к человеку.

Мы придерживаемся точки зрения А.И. Бурова и других исследователей, которые не разграничивают эти два понятия, указывая на то, что термин эмоция употребляется более в научном значении, а чувство -

более в обиходном (цит. по [6]).

А.С. Никифоров разделяет эмоции на простые (элементарные, биологические) и сложные, или низшие и высшие. К низшим относятся эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением тех или иных физиологических потребностей. Высшие представляют собой продукт общественного воздействия. По окраске эмоционального переживания и оценке определенного объекта все эмоции делятся на несущие положительную оценку и отрицательную [9].

Иная классификация предложена В.К. Вилюнас, который разделил все эмоции на ведущие и производные. К производным он относит те эмоциональные явления, которые возникают уже при наличии ведущего побуждения, в процессе деятельности, и выражают определенное отношение субъекта к отдельным условиям [1].

Е.М. Вольф выделяет четыре зоны на шкале интенсивности эмоций: слабую, среднюю, сильную степени и аффект [2].

Как уже говорилось, эмоция выступает обобщенной оценкой ситуации, в которой находится субъект. По мнению В.В. Голубева, оценочная функция эмоций проявляется в характере переработки поступающей информации, возникает в результате эмоционального переживания по поводу того или иного события [3]. Эмоциональное отношение человека к тому, что он видит, слышит и ощущает, является внутренним психическим механизмом оценки действительности, при этом субъект ориентируется не только на индивидуальный опыт, но и на нормы человеческих отношений, усвоенные им в течение жизни.

В ситуации коммуникативного взаимодействия субъект - носитель эмоции, давая событию, человеку ту или иную нравственную оценку («хорошо» - «плохо»; «свой» - «чужой»), ожидает от партнера определенного поведения, а от ситуации - определенного развития, которые обуславливаются как позитивностью переживаемых эмоций, так и неудовлетворенностью происходящим. При этом любые нарушения ожиданий эмоционально переживаются, зарождается защитная (охранная) функция, в результате чего возникает цель - повлиять, воздействовать на партнера. Убеждая, принуждая, манипулируя, партнеры стремятся добиться выполнения собственных индивидуальных целей. Однако сформированные способности к конструктивному влиянию автоматически подскажут оптимальный вариант взаимодействия, что обусловит положительную рефлексию эмоционального состояния партнера по общению.

Эмоции являются неотъемлемой частью человека в его речевой деятельности, поскольку через языковое выражение эмоций познается и сам человек как языковая личность. Овладевая сознанием говорящего, эмоции оказывают влияние на мышление и вызывают перестройку всей деятельности индивида, включая его речевую деятельность, что придает высказываниям экспрессивность. При вербальном выражении эмоций данные изменения проявляются в выборе специальных лингвистических средств, выделяемых

исследователями на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях [8].

В данном исследовании мы рассмотрим эмоцию огорчения.

В «Кратком психолого-филологическом словаре» дано следующее определение данной эмоции: «Огорчение - небольшая печаль или неприятность. Типичная реакция на огорчение - сочувствие. Например:

1. Я так боялся ее огорчить2, что готов был пренебречь любой опасностью в угоду ей (А. Прево, Манон Леско).

2. Для меня в этом письме заключалось нечто столь жестокое и оскорбительное, что несколько минут я не мог прийти в себя от гнева и огорчения (там же).

3. Но Полинька не смотрела не него, не отвечала ему. Она была огорчена. В первый раз в жизни пришлось ей выслушать порядочную нотацию, и за что (А. Дружинин, Полинька Сакс)» [10].

Так, в первом примере человек боится совершить неприятный для другого человека поступок, тем самым вызвать огорчение. Во втором примере человек испытывает сочувствие к себе вследствие действий другого человека, что выражено эмоцией огорчения. В третьем примере героиня сочувствует себе, потому что оказалась в неприятной для себя ситуации.

В исследованиях К.Е. Изард эмоции огорчения взаимодействуют с чувством страха, гнева, стыда [5].

По мнению Е.П. Ильина, «огорчение - состояние сильной неудовлетворенности, душевной боли». Иллюстрацией здесь может служить отрывок из книги Лидии Смирновой «Моя любовь»: «Если бы у меня были дети, я бы знала, что нужна. Если честно сказать, мне плохо. У меня рана, она все время болит. Это какая-то душевная боль. Я прихожу к выводу, что неталантливо прожила жизнь. Ну, роли... их так мало, хороших ролей». В данном примере душевная боль - огорчение, сожаление о прошлом. Такие частные формы огорчения, как отчаянье, разочарование, исступление, печаль, уныние, тоска, горе ученый относит к группе эмоций ожидания и прогноза [6].

Согласно исследованиям психологов, огорчение является эмоцией высшего порядка, оно возникает в процессе взаимодействия личности с обществом и принадлежит к группе астенических, отрицательных эмоций, поскольку выступает как оценка уже произошедшего или только предвидимого изменения действительности в неблагоприятную для субъекта сторону.

Рассмотрим, какими признаками можно охарактеризовать огорчение. По цвету огорчение у мужчин ассоциируется с коричневым цветом, у женщин распространенной цветовой ассоциацией является фиолетовый цвет. Синонимами огорчения у обоих полов являются грусть, печаль, разочарование. У женщин к этому списку можно добавить обиду. Антонимами к эмоции огорчение у обоих полов выступают радость,

2 Здесь и далее по тексту жирным курсивом выделено авто-

восторг, счастье. У женщин можно добавить восхищение и веселье, так как они более эмоциональны. Жесты у мужчин и женщин идентичны: руки опущены, вялость во всем теле. Мимика при огорчении различна: у мужчин глаза и уголки губ опущены. У женщин к этому можно добавить слезы и нахмуренные брови. Огорчение у мужчин может вызвать неудача, разочарование, у женщин - неудача, разочарование, обида и предательство [13].

Центральной фигурой ситуации огорчения является человек, следовательно, необходимо рассмотреть человека огорчающегося.

Огорчающийся человек испытывает на себе воздействие, то есть он находится в пассивной позиции переживания. Потому такие его реакции, как уход в себя, понижение жизненного тонуса, снижение общего эмоционального фона, сопровождаются соответствующими вербальными средствами выражения. Это могут быть как обычные фразы, свидетельствующие о более спокойном эмоциональном фоне (то есть человек оказывается сильным, способным перенести неприятности), так и обрывочные фразы и высказывания, свидетельствующие о сильном душевном переживании, а значит, эмоция может перерасти либо в более удручающую стадию задавленности и угнетения, либо в стадию агрессии, когда человек начинает мстить обидчику.

Таким образом, в зависимости от спектра переживаемой эмоции, различными будут и вербальные средства репрезентации, например [12]:

Меня больше всего удручает в современной российской обстановке то, что общество больно нетерпимостью, пронизано непомерным противостоянием, чаще всего искусственным (А. Яковлев, Омут памяти).

Боже мой! Какой тягостный и скорбный выбор! Сколь тяжелее сознавать свою участь! (Е. Цимбае-ва, "Русский католицизм" как общественно-философское течение XIX века).

Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть моё прошлое! (А.П. Чехов, Вишневый сад).

Внушил чувство своей ненужности - новый и гнетущий страх перед будущим, так что, казалось, постоянно решался вопрос о жизни твоей и смерти (О. Павлов, Асистолия).

Смертельный, сердечный, угнетающий страх охватил Фому Егоровича (В.П. Катаев, Время, вперед!).

... он глядит на нее и смутная печаль гложет и гложет его сердце (А. Слаповский, Не сбылась моя мечта).

Заставить отдать расстраивающий его портрет сделалось целью лечивших его докторов (Н.Э. Гейнце, В тине адвокатуры).

Не удается и внутренний диалог с героями, сокрушающий писателя (А. Смелянский, Четыре круга).

Но осадок после разговора остался неприятный: Катя, кажется, дала ей понять, что она непра-

вильноживёт... (Л. Улицкая, Пиковая дама).

Не дай ей рабского смиренья,/ Не дай ей гордости слепой,/ И дух мертвящий, дух сомненья/ В ней духом жизни успокой (Б.Б. Вахтин, Этот спорный русский опыт).

Но остаться дома было нельзя - и не только потому, что муж, которого вызвал к себе швейцарец, управляющий имением, мог в любую минуту вернуться и начался бы бесконечный, утомительный, убивающий ее своей деликатностью разговор (В.А. Каверин, Перед зеркалом).

Обиду - убрать. Мое огорчение не имеет никакого значения". Он сидел довольно долго, ждал, пока ритм установится (Л. Улицкая, Казус Кукоцкого Путешествие в седьмую сторону света); Потом, мало-помалу выходя из моего уныния, пришел я в огорчение и бешенство (М.Д. Чулков, Пересмешник, или Славенские сказки); Даже огорчение, что Саша попала в больницу, превратилось во что-то деятельное, вызвало прилив сил (О. Павлов, Асистолия).

Как видно из приведенных примеров, спектр эмоциональных переживаний человека «огорчающегося» достаточно широк: от более позитивных эмоций до менее позитивных, более негативных. Необходимо отметить, что выход из подобного эмоционального состояния совершенно различен в зависимости от подготовленности человека, его способности реагировать на ситуацию, огорчающую его. Также различны и вербальные способы репрезентации: от более позитивных, как в случае «Обиду - убрать. Мое огорчение не имеет никакого значения...», до менее позитивных, как в случае «Потом, мало-помалу выходя из моего уныния, пришел я в огорчение и бешенство...».

Необходимость в распределении уровня эмоций и способов их выражения возникает для правильного разрешения той или иной коммуникативной ситуации в зависимости от позитивного или негативного оттенка; в каждом конкретном случае необходимо давать свою формулу-рекомендацию.

Приведем пример разрешения коммуникативной ситуации огорчения:

Каждый из нас желает творить добро. Мы стараемся угодить Богу, строим планы, но в какой-то момент что-то останавливает нас на полпути, разворачивает в другую сторону и заставляет делать всё неправильно. Одна из причин этого - огорчение.

Кто-то обидел тебя, кто-то поступил с тобой несправедливо, и возможно, ты сдержался, промолчал, не воздал злом за зло, но внутри остался какой-то неприятный осадок, горечь. Это и есть огорчение [11].

Здесь необходимо выделить признаки огорчения:

"Нет, это точно не обо мне! Я не огорчаюсь ни на кого, не обижаюсь, мое сердце свободно!". Но можно легко это проверить. Если в нашем сердце появляется радость от того, когда о ком-то говорят плохо, или наоборот, мы печалимся от того, что о нем говорят хорошо - мы огорчены

на этого человека.

Огорчение способно испортить всю нашу жизнь. Когда в сердце нет огорчения, в нем есть сладость от Божьего присутствия. Но если нет сладости, есть горечь.

Если взять сладкое пирожное и намазать его горчицей, горечь перебьет всю сладость. Огорченный человек даже может улыбаться и шутить, но всё будет приправлено этим ядом огорчения, который отравляет, прежде всего, его самого. И этот яд останавливает человека от дальнейшего следования за Богом [11].

Далее предлагается выход из ситуации огорчения:

"Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божьей; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие" (Евр.12:15).

"Горький корень" - это огорчение, которое причиняет вред не только одному человеку, но и окружающим. Огорчение заразно, как инфекция. Оно не может молчать, но всегда требует выхода - поделиться с кем-то еще, еще и еще. Огорченные всегда находят друг друга и делятся своими огорчениями. Но что происходит потом? Люди "заражены": нет вдохновения, нет радости, силы, жизненного пульса

внутри, все угасает и становится бессмысленным [11].

Таким образом, важность рассмотрения какой-либо эмоции определяется комплексом проблем, в частности, как минимум, необходимостью разрешения для конкретной личности конкретного эмоционального состояния, поскольку через эмоциональное переживание определяется выбор соответствующего плана действия.

Кроме того, в коммуникативной интеракции эмоции являются одним из основных механизмов стабилизации мотивационных намерений включенных в общение индивидов: субъект коммуникации либо объединяется, сотрудничает с партнером, либо разъединяется с ним.

Речь выступает как один из способов выражения эмоции. В данной работе показано, что огорчение как отрицательная эмоция высшего порядка представлено достаточно большим количеством частных вербальных форм, отличающихся степенью интенсивности и продолжительностью выражаемого ими эмоционального состояния, то есть синонимичный ряд языковых единиц, отображающих эмоцию огорчение, в русском языке представлен довольно широко.

Статья поступила 16.12.2013 г.

1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 143 с.

2. Вольф Е.М. Эмоциональные состояния и их представления в языке // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов: сб. ст. Института языкознания АН СССР. М., 1989. С. 55-75.

3. Голубев В.В. Мотивационные ожидания личности в контексте социальных отношений. Кострома: Изд-во КГУ, 2006. 152 с.

4. Дроздов А.А., Дроздова М.В. Полный справочник психотерапевта. М.: Эксмо, 2007. 704 с.

5. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 440 с.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

7. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М.: Знание,1972. 80 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ский список

8. Малютина Е.А. Речевые аспекты огорчения. Самара, 2007.

9. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. М.: Советская Россия, 1978. 272 с.

10. Романова Н.Н., Филиппов А.В., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. М.: Флинта, 2011. 424 с.

11. Свобода от огорчения // Блог Леонида Падуна [Электронный ресурс]. URL: http://leonidpadun.org/2013/01/25/freedom-from-bitterness/

12. British national corpus [Электронный ресурс]. URL: http://corpus.byu.edu/bnc

13. Emotions [Электронный ресурс]. URL: http://imdark.narod.ru/catalog/ogorchenie.html

УДК 81-23

СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕПТА БАЙКАЛ

(НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА-ТРИЛОГИИ М.И. ЖИГЖИТОВА «ПОДЛЕМОРЬЕ»)

© Е.С. Жигачева1

Бурятский государственный университет,

670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Статья посвящена структуре художественного концепта Байкал в романе М.И. Жигжитова «Подлеморье». Дана характеристика понятийной, образной и ценностной составляющих исследуемого концепта. Исследована степень представленности лексемы Байкал в романе, частотность ее репрезентации. Табл. 1. Библиогр. 12 назв.

Ключевые слова: художественный концепт; структура концепта; Байкал; М.И. Жигжитов.

STRUCTURE OF ARTISTIC CONCEPT OF BAIKAL (ON MATERIAL OF M.I. ZHIGZHITOV'S NOVEL "PODLEMORYE")

1Жигачева Елена Сергеевна, аспирант, тел.: 89021660604, e-mail: elena_zhigacheva@mail.ru Zhigacheva Elena, Postgraduate, tel.: 89021660604, e-mail: elena_zhigacheva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.