Научная статья на тему 'Психологическая сущность правового сознания субъектов юридической деятельности'

Психологическая сущность правового сознания субъектов юридической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1271
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ ЮРИСТОВ / ВИДЫ / КОМПОНЕНТЫ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЮРИСТОВ / СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ЮРИСТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чакрян Артур Карапетович

В данной статье автор выявляет с позиции психологии сущность правового сознания субъектов юридической деятельности, обозначает правосознание в качестве формы общественного сознания, описывая его специфику у юристов, проявляющуюся в обязательном включении рефлексивной функции правосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая сущность правового сознания субъектов юридической деятельности»

3. Лебедева, О. Е. Расширение образовательного пространства [Текст] / О. Е. Лебедева // Петербургская школа: образовательные программы. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 182 с.

4. Мальгина, Т. М. Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук [Текст] / Т. М. Мальгина. - Оренбург, 2000. - 16 с.

5. Сластёнин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

6. Яценко, Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов [Текст] / Н. Е. Яценко. - СПб., 1999. - 524 с.

Новые исследования молодых ученых Чакрян А.К.

Психологическая сущность правового сознания субъектов юридической деятельности

Психологически право выражается в понятиях обязанности, долга, ответственности. При этом убеждение в необходимости исполнения обязанностей, регулирующее поведение человека, называется нормами, императивами поведения. Основу юридических отношений составляет именно данная взаимосвязь между психологическим убеждением и нормой.

Правовые нормы всегда вербализованы, отражены в словесных конструкциях, вверены законам логики. Они экстериоризированы, объективированы, то есть включены в своды законов, кодексы, уставы, отражены в нормативных актах. Утвержденные социальными законодательными органами государства, они становятся законом - высшей, обязательной для всех членов общества инстанцией. Система правовых норм - самое формализованное, четкое, действенное средство социального контроля, используемого обществом с целью регуляции отношений и взаимодействий между всеми членами общества. Осознание правовых норм лежит в основе правового сознания, которое является одним из феноменов социального познания, понимаемого как «познание социального мира обыденным человеком, непрофессионалом, познание им повседневной реальности своей собственной жизни» [8, с. 120, 131].

O.A. Гулевич рассматривает правосознание как результат осмысления правовой реальности, итогом которого становятся социальные представления о таких ее элементах, как преступление, преступник, жертва, представители закона и т.д. [3]. В. Л. Васильев определяет правосознание как одну из форм общественного сознания, отражающую общественные отношения, которые регулируются или

ISNN 1029-3388

должны быть урегулированы нормами права, чье содержание и развитие обуславливаются материальными условиями существования общества [2]. В этом определении делается акцент на том, что правовое сознание является формой общественного сознания, непосредственно зависит от его содержания и объективных условий жизни общества. Здесь возникает вопрос о признаках правосознания, позволяющих отличить его от других форм общественного сознания и фиксирующих его специфику.

A.B. Мицкевич и В.М. Обухова указывают на то, что «правосознание личности представляет собой сплав социального и индивидуального, отражает объективные условия жизни, отношения, в которые включен индивид, а также свойства и качества самой личности (психологические, биофизиологические, демографические) [5]. То есть правовое сознание отражает понимание людьми правовых норм, юридических прав и обязанностей, законности или незаконности различных поступков, их отношение к закону и вытекающим из него правовым явлениям и требованиям.

H.H. Ярушкин [9] отмечает, что правосознание как форма общественного сознания обладает такими признаками:

- являясь высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах общества, оно и отражает социальную действительность, и активно воздействует на нее;

- оно всегда выражается через вторую сигнальную систему, то есть механизмом правосознания является речемыслительная деятельность людей, отражающая специфику правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения;

- оно не может существовать без конкретной личности, группы, коллектива, объединяющихся по признаку общности осознания правовых норм в обществе.

Важными в теории H.H. Ярушкина в русле нашей проблематики являются позиции, указывающие на:

1) активный характер правосознания, проявляющийся в том, что правосознание не только отражает социальную действительность, но и воздействует на нее;

2) основной механизм правосознания, выраженный в речемыслительной деятельности людей;

3) характер осознания правовых норм в обществе как одной из возможных основ группообразования.

А. Р. Ратинов указывает на то, что для полного раскрытия сущности правосознания необходимо его изучение в условиях многопланового спектра рассмотрения, что является тенденцией исследования взаимосвязей между различными продуктами отражения правовой действительности и определения социальных функций правосознания в целом. Соответственно, структура правосознания по А.Р. Ратинову представляет собой множество сложных образований, составляющих его сущность [6]. Во-первых, исследователь рассматривает правовое сознание с точки зрения предмета отражения. Данный

аспект анализа позволяет выделить сферы правосознания в соответствии с разными отраслями права и различными видами правовых отношений. Правосознание как система знаний, представлений, идей, убеждений, норм, установок приобретает различное понимание в разных сферах права, а именно: уголовного, гражданского, трудового и административного. Соответственно выделяются и уголовно-правовое, административно-правовое и т.д. виды правосознания. Второй слой правосознания выражается в различных способах отражения правовых явлений. Исходя из того, что социальная действительность отражается в сознании людей двумя путями, структура правосознания тоже может быть разделена на две части: познавательную (правовоззрение) и социально-психологическую (правовая психология). Правовоззрения представляют собой различные знания действующего права, сведения юридической науки, ее информация в виде идей, теорий, учений, определений. Социально-психологическую сторону наполняют переживания, установки, убеждения, отношения человека к действующему праву и его требованиям.

Третий уровень правосознания исследуется автором с точки зрения глубины отражения правовых явлений. При этом обнаруживается два уровня: обыденное и теоретическое правосознание. Первое, естественно, носит эмпирический характер, развиваясь среди повседневных условий жизни людей, а второе стремится проникнуть в суть явлений, познать их закономерности, выразить их в системе взглядов, теорий и концепций.

И последний аспект рассмотрения сущности правосознания А.Р. Ратинов основывает на широте распространения различных видов отражения и характеризует как массовое, специализированное и локальное. Возможно выделение правосознания общества, групп и индивидов. Классификация А.Р. Ратинова в целом отражает основные закономерности правосознания.

Массовое сознание, определяемое как комплекс духовных образований, разделяемых большими социальными группами, классами, нациями, соответственно переносится и на особенности массового правосознания. А специализированное сознание является совокупностью таких элементов правосознания, которые, массово не распространяясь, свойственны отдельным категориям людей в зависимости от их профессиональной деятельности, в частности, юристам. Локальные элементы правосознания носят районный характер, обусловленный местными особенностями. На теоретическом уровне отношения между людьми и правом рассматриваются с помощью понятий общественного сознания и общественного мнения. В правосознании как форме общественного сознания O.A. Гулевич выделяет такие компоненты, как аттитюды, представления, настроения, традиции [3].

С позиции М.А. Романовой и Ю.И. Гревцова, социально-правовой механизм действия права включает в себя три основных элемента: законодательство, корпус профессиональных юристов и самого субъекта права -обладателя тех или иных юридических прав и свобод. Человек как субъект права самостоятельно использует принадлежащие ему правовые возможности, в первую

очередь свои естественные права и свободы. Для реализации этих прав человеку необходимо:

- наличие соответствующей юридической информации (интеллектуально-когнитивная сторона);

- желание и умение участвовать в общественно-правовой жизни (постоять за свои права) (нравственная и ценностно-смысловая и стороны);

- тип ответственности, доминирующий у человека (эмоционально-волевая сторона).

Все эти факторы, или детерминанты, связаны между собой и реализуются в процессе правовой социализации личности. Правовая социализация является процессом присвоения, прогрессивной ассимиляции и реорганизации субъектом представлений и знаний о правовой системе. Важными элементами процесса правовой социализации являются [7]:

- развитие у личности элементов самостоятельного отбора юридической информации и ее оценки;

- формирование личностью определенных качеств, совокупность которых делает его личностью, отдающей себе отчет в своих действиях, способной постоять за себя;

- подготовка индивида к занятию определенной социальной позиции

(роли).

В результате реализации этих процессов у человека формируется правосознание как совокупность, система взглядов, представлений, оценок людей или отдельного человека о действующем праве и о том, каким оно должно быть. Отдельно отмечается [1] часть правосознания, в которой человек осознает себя в качестве полноправного носителя прав и свобод, или как ущемленного, ограниченного в каких-то правах и свободах.

Правосознание, как считают М.А. Романова и Ю.И. Гревцов, является инструментом, которым человек должен пользоваться в течение всей своей жизни. Правосознание влияет на правовую активность, то есть на усилия, которые проявляет человек в защиту своих прав и свобод.

В. Д. Л он ков представляет правосознание как основу и составную органическую часть правовой жизни организованного в государство общества. На формирование и развитие правосознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы. Правосознание имеет двусторонний характер: оно, с одной стороны, является результатом отражения объектом действительности, а с другой, - средством воздействия на объект, на всю правовую систему государства. Правосознание В.Д. Лонков относит к объективным явлениям, объясняя это тем, что человек, рождаясь в обществе, впитывает в себя в процессе социализации те ценности, которые были созданы всеми предшествующими поколениями [там же].

Однако мы позволим себе не согласиться в этом с исследователем. Объективный характер будет нести внешняя сторона правового сознания, включающая в себя представления о законе, праве, функционировании права,

санкциях и т.д. А внутренняя сторона правосознания, представленная на уровне личностных качеств: степени ответственности, добросовестности, эмоциональной устойчивости, определенной системы ценностных ориентаций и т.д. - сугубо индивидуальна, субъективна. Этот тезис позволяет нам говорить о том, что понимание сущности правосознания следует искать не только в объективной, внешней стороне, но и в личностных качествах индивида, поскольку именно их определенная совокупность представляет собой основу для реализации правового сознания личности в процессе жизнедеятельности.

В русле этого обратимся к исследованиям, посвященным изучению содержания правосознания. В этом смысловом поле существует несколько точек зрения. Так, некоторые авторы включают в правовое сознание правовые нормы. По их мнению, правовые нормы являются формализованными элементами правосознания. Нормативный характер права является одним из важнейших аспектов в оценке качества этого социального феномена.

В то же время право понимается как особый вид общественных отношений - правовых. Взаимосвязь правосознания и права носит двусторонний характер: с одной стороны, правосознание предшествует праву, поскольку право выражает взгляды и установки, существующие и утвердившиеся в обществе; с другой стороны, сложившаяся в данном обществе правовая система выступает в качестве одного из важнейших факторов, воздействующих на правовое сознание.

Существуют различные виды правового сознания, которые можно классифицировать по нескольким основаниям:

- по строению - правовые представления и правовые чувства;

- по уровню - научное, профессиональное, обыденное;

- по субъектам - массовое или общественное, групповое, индивидуальное.

Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды,

мнения, теории, которые представлены в данном социуме и отражают типичные свойства его юридической действительности.

Групповое правосознание несколько отличается от общественного. Во-первых, в любой общности складывается специфическая субкультура, то есть свои нормативные ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Во-вторых, различия интересов социально-демографических групп связаны с неадекватностью их положения в социальной структуре, что влечет за собой различное отношение к собственности, системе распределения, власти общественному строю, нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.

Индивидуальное правосознание является объективно-субъективным, поскольку, с одной стороны, отражает в себе правовые ценности своего общества; а с другой - представляет собой индивидуальную структуру.

Итак, анализ имеющейся научной литературы позволяет утверждать, что правосознание - это сложное структурное образование, основное содержание которого выражено в форме отношения к праву. В исследовании Д. С. Безносова представлен анализ четырех компонентов понятия «отношение к закону». Данная

структура включает в себя познавательный (когнитивный), эмоциональный (чувственный), поведенческий (конативный) и оценочный компоненты [там же].

Познавательный компонент содержит в сознании тот или иной объем информации о законе. Информированность человека может быть полной и всесторонней, может быть поверхностной, неглубокой. Человек может иметь только общие представления о существовании правовой системы в обществе, но совершенно не интересоваться и не знать детально сущность законов и механизмы их работы. Для развития данного компонента важными будут интеллектуальные способности личности, а также знаниевый уровень в области закона, что позволяет нам обозначить интеллектуально-когнитивные детерминанты правосознания.

Эмоциональный компонент проявляется в двух аспектах. Первый аспект -это направленность эмоциональных отношений к праву. Положительная направленность свидетельствует о переживании человеком позитивных чувств, связанных со знанием права и правомерным поведением. Отрицательная направленность показывает, что человек переживает негативные чувства, сталкиваясь с правовой системой. Второй аспект - это интенсивность переживаний, сила чувств по отношению к праву. Как позитивные, так и негативные чувства могут быть слабо или сильно выражены. Этот компонент, как мы предполагаем, основывается на эмоционально-волевых детерминантах правосознания.

Поведенческий компонент показывает, как отношение к праву проявляется в реальном поведении человека. С этой точки зрения поведение человека и его правосознание может быть правомерным или противоправным. То есть является ответственным за внешнюю сторону поведения. Бесспорным является то, что правовая норма живет только благодаря ее моральному, нравственному содержанию. Если моральное содержание исчезнет, правовая норма перестанет существовать. Соответственно, если человек нравственен, придерживается моральных законов, его правосознание будет развито, а поведение соответствовать правомерному. Этот тезис позволяет нам определить нравственные детерминанты правосознания.

Оценочный компонент свидетельствует об интересе к правовой системе, о признании ее роли в регуляции социальных отношений в обществе. Значимость права в обществе может оцениваться с точки зрения пяти вариантов: завышенная, высокая, нормальная, низкая, заниженная. В соответствии с оценкой значимости возникают различные виды правосознания. Таким образом, если в системе ценностей человека сформирована установка на соблюдение законности, следование нормам общества, то эта личность будет иметь довольно высокий уровень правосознания. Это дает возможность говорить о ценностных детерминантах правового сознания.

Анализ соотношения вышеназванных четырех компонентов позволил Д.С. Безносову классифицировать виды правосознания. Автор в зависимости от объема знаний о праве, направленности и интенсивности чувств, правомерности или противоправности поведения, а также оценки значимости выделил восемь видов

правосознания: идеализм, реализм, конформизм, фетишизм, инфантилизм, скептицизм, цинизм и нигилизм [там же].

Правовому идеализму свойственны завышенная оценка значимости права в обществе, положительные эмоции, правомерное поведение, однако объем юридических знаний недостаточен для объективной оценки роли права.

Правовой реализм характеризуется полнотой правовых знаний, положительными эмоциями, правомерным поведением и высокой оценкой значимости законов регуляции оценочных отношений. Правовые знания опираются на логически стройные, обоснованные правовые идеи, выражаются в виде понятий, представлений, убеждений. Правовой реализм опирается на развитое чувство долга, ответственность, законность действий, уважение к праву, солидарность с требованиями права. Человек следует только линии поведения, соответствующей правомерной, готов следовать правовым предписаниям.

Правовой конформизм основан на знании современного законодательства, правомерном поведении, но на равнодушном отношении к праву, отсутствии интереса и нейтральной оценке его значимости в регулировании общественных отношений.

Правовой фетишизм представляет собой завышенную оценку роли права, придания ему мистического, магического значения, восторженных эмоций по поводу возможностей правовой системы урегулировать и облагородить социальные отношения при отсутствии системы правовых знаний, правомерном поведении.

Правовой инфантилизм отличается незнанием или недостаточным знанием законов, их функционирования, равнодушием в отношении правовой системы, значимость права в роли общественной жизни не оценивается, однако человек проявляет правомерное поведение, ориентируясь на пример и стереотипы поведения других людей.

Правовому скептицизму присуще хорошее знание права, правомерное поведение, тем не менее, значимость права занижается, отношение к нему является равнодушным.

Правовой цинизм складывается в виде деформации правосознания при хорошем знании законов, но негативном к ним отношении, заниженной оценке роли права в обществе и асоциальном поведении. Поэтому циниками в области права можно назвать тех, кто хорошо знает законы, но склонен их нарушать.

Правовой нигилизм можно также отнести к виду деформации правосознания, так как возникает при незнании законов, негативном к ним отношении, противоправном поведении и крайне заниженной оценке значимости правового регулирования общественных отношений.

Таким образом, система отношений личности является важнейшим элементом сознания. В частности, отношение личности к праву основывается не только на каких-либо социальных установках и комплексе правовых знаний, оно основано на ценностных ориентациях личности, нравственной и эмоционально-волевой сферах, а также включает интеллектуальные способности личности.

ISNN 1029-3388

Существует позиция A.M. Яковлева и И. И. Карпец [4], выделяющих две основные стороны правосознания: идеологическую и правовую психологию, и функции: познавательную, оценочную и регулятивную. С нашей точки зрения, эти функции свойственны каждому человеку, а если рассматривать правосознание юристов, то обязательным является включение рефлексивной функции. Эти четыре функции в полной мере соответствуют четырем компонентам правосознания юристов: когнитивному, социально-психологическому, деятельности ому и гностическому (см. таблица 1).

Таблица 1. Структура правового сознания с точки зрения его функциональных особенностей

Психические компоненты Основные функции правового сознания Результаты функционирования Эмпирические показатели Количественные характеристики

Когнитивный Познавательная Правовая подготовка Юридические знания и умения Степень осведомленности

Социально-психологический Оценочная Ценностные отношения к праву и практике его применения Оценочные суждения (мнения) Степень солидарности

Деятельностный Регулятивная Правовые установки и ориентации Поведенческие позиции Степень устойчивости

Гностический Рефлексивная Личностное отражение правовых явлений Собственная система взглядов, теорий и концепций Степень осознанности

Таким образом, когнитивный компонент включает в себя определенную сумму знаний и умений, правовую подготовку. Социально-психологический компонент представляет собой систему оценок и мнений по правовым вопросам, оценочные отношения к праву и практике его исполнения и применения. Деятельно стный компонент проявляется в социально-правовых установках и ценностных ориентациях, осуществляясь за их счет. Гностический предполагает стремление субъекта юридической деятельности проникнуть в суть явлений, познать их закономерности, выразить их в системе взглядов, теорий и концепций.

То есть сущность правового сознания юристов заключается в том, что оно является внутренним регулятором профессионально-правового поведения субъектов юридической деятельности.

Итак, важным моментом взаимосвязи между правосознанием и успешной профессиональной деятельностью юристов является, с одной стороны, влияние юридической практики специалиста на формирование его установок и ценностных ориентаций в сфере права, и с другой стороны, прямое воздействие уровня

сформированности и характера правосознания на качество его профессиональной деятельности.

Литература

1. Безносов, Д.С. Отношение к праву как проявление правового сознания курсантов вузов МВД РФ [Текст]/ Д.С. Безносов, Дисс. канд. психол.н..-СПб, 2004.

2. Васильев, В.Л. Юридическая психология. Учебник нового века [Текст]/

B.Л. Васильев. - СПб: Изд-во Питер. - 2000. - 624 с.

3. Гулевич, O.A. Теоретический анализ и опыт эмпирического исследования правосознания как системы социальных представлений о преступлении [Текст]// O.A. Гулевич, Мир психологии. - 1999. - №3. -

C. 120-131.

4. Ив л ев, Ю.Л. Нравственно-волевые детерминанты правового сознания [Текст]// Ю.Л. Ивлев, Известия ТРТУ. - 2006. - №14. - С. 56-61.

5. Методика правового воспитания учащихся: Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст]/ Под руд. A.B. Мицкевича, В.М. Обухова. - М.: Просвещение, 1982. - 223 с.

6. Ратинов, А.Р. Структура и функции правового сознания [Текст] // А.Р. Ратинов, Проблемы социологии права. Вып. 1, Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.Б. Чяпас, А.И. Долговой и др. - Вильнюс, 1970. - С. 178-187.

7. Романов, В.В. Юридическая психология [Текст]/В.В. Романов//учебник. - М.: Юристъ, 2002. - 488 с.

8. Соловьева, О.В. Современное правовое пространство: социально-психологические проблемы [Текст] // О.В. Соловьева, Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 2002. - С. 272-286.

9. Ярушкин, H.H. Правовая психология [Текст]/Н.Н. Ярушкин// учебное пособие. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. - 130 с.

Шарапов М.М.

Социально-экономическая эффективность государственной политики в области организации школьного питания

Качественное питание населения входит в сферу стратегических интересов страны. С 2005 года начата работа по достижению сбалансированного питания молодежи в России. Школьное питание стало первоочередным объектом в проведении этой реформы. После разработки программы модернизации школьного питания следующим этапом реформы стала реализация первых пилотных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.