Научная статья на тему 'Психологическая профилактика конфликтов в организациях'

Психологическая профилактика конфликтов в организациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4084
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / профилактика конфликта / поведение в конфликте / тест на определение уровня конфликтности личности «Типы поведения в конфликте» К. Томаса. / conflict / conflict prevention / behavior in conflict / test for determining the conflict level of personality "Types of behavior in conflict" K. Thomas.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дударева Евгения Игоревна, Демидова Лариса Иосифовна

В статье рассматриваются основные понятия и психологические механизмы профилактики конфликтов в организациях. В исследовании выявлены различия стилей поведения в конфликте у мужчин и женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF CONFLICTS IN ORGANIZATIONS

The article deals with the basic concepts and psychological mechanisms of conflict prevention in organizations. The study revealed differences in men and women’s behavior in conflict.

Текст научной работы на тему «Психологическая профилактика конфликтов в организациях»

УДК 316.6+159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В

ОРГАНИЗАЦИЯХ

Дударева Евгения Игоревна.

Сибирский государственный университет путей сообщений, Новосибирск, студент, fina96@rufox.ru.

Демидова Лариса Иосифовна.

Сибирский государственный университет путей сообщений, Новосибирск, доцент, demidova272@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются основные понятия и психологические механизмы профилактики конфликтов в организациях. В исследовании выявлены различия стилей поведения в конфликте у мужчин и женщин.

Ключевые слова: конфликт, профилактика конфликта, поведение в конфликте; тест на определение уровня конфликтности личности «Типы поведения в конфликте» К. Томаса.

PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF CONFLICTS IN ORGANIZATIONS

Dudareva Evgenia.

Siberian State Transport University, Novosibirsk, student, fina96@rufox.ru.

Demidova Larisa.

Siberian State Transport University, Novosibirsk, associate professor, demidova272@mail.ru.

Abstract. The article deals with the basic concepts and psychological mechanisms of conflict prevention in organizations. The study revealed differences in men and women's behavior in conflict.

Key words: conflict, conflict prevention, behavior in conflict, test for determining the conflict level of personality "Types of behavior in conflict" K. Thomas.

Данная работа опирается на научные труды таких исследователей как: А.Я Анцупов, И.В Брылина, Е.В Буртовая и многих других.

Проблема конфликтов в организации является одной из самых актуальных тем в современном мире, так как конфликты содержат все сферы деятельности людей, их социальные взаимоотношения, и социальные взаимодействия.

Конфликт - это столкновение мотивов, целей, ценностей участников социального взаимодействия [3].

Существует пять типов поведения в конфликтных ситуациях: соперничество - стремление добиться своих интересов в ущерб другому;

приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого; компромисс - соглашение на основе взаимных уступок, предложение варианта, снимающего возникшее противоречие; избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон [3,4].

Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей протекает в составе тех или иных организаций: производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, общественных и т.д. [2].

Причинами столкновений могут быть такие проблемы как: материальные ресурсы, властные полномочия, статусно-ролевые различия и многое другое. Таким образом, имеют место неравенство в распределении ресурсов, а также различия в возможностях высшего руководства реализовать властные функции, что в свою очередь и может вызвать конфликт.

Организация - элемент общественной системы, самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума [7].

Психологическим аспектом в организации является упорядоченное объединение индивидов, взаимодействующих между собой на основе общих целей и интересов. Различают организацию формальную организацию, которая имеет административно - юридический статус, ставящую индивида в зависимость от обезличенных, функциональных связей и норм поведения и неформальную организацию, представляющую собой общность людей, объединенных личным выбором и неформальным общением. Если по каким - либо причинам в нормах поведения, взаимодействиях между сотрудниками или целях и интересах сотрудников организации возникает разлад или конфликт - это влияет на деятельность и общую работоспособность сотрудников в целом [7].

Чтобы облегчить и свести к минимуму конфликты, любой организации необходима профилактика конфликтов

Профилактика конфликтов - это предупреждение конфликтов. Профилактика конфликтов заключается в создании условий, которые бы минимизировали возникновения противоречий между сотрудниками [5].

Управление конфликтом предполагает создание условий для его предупреждения, большую значимость имеет профилактика конфликта. Так же не малое значение имеет и то, что разные люди склонны в конфликтных ситуациях вести себя по- разному, что так же сказывается на успех разрешения конфликтной ситуации [6].

Для проведения исследования, цель которого заключалась в выявлении различий в поведении в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин, нами были использованы следующий метод: тестирование (тест на определение уровня конфликтности личности «Типы поведения в конфликте» К. Томаса, метод математической статистики 1 - критерий Стьюдента.

В исследовании приняли участие 20 респондентов, работников научно-исследовательский института электронных приборов (НИИЭП) в возрасте 36-47 лет, из них 10 мужчин и 10 женщин.

Результаты исследования представлены на рисунках 1, 2,3

Рис. - 1. Типы поведения в конфликте у мужчин и женщин

соперничество

приспособление

компромис

избегание

сотрудничество

Рис. - 2. Типы поведения в конфликте у мужчин

соперничество I приспособление I компромис | избегание I сотрудничество

Рис. - 3. Типы поведения в конфликте у женщин

Рассмотрим подробнее группу мужчин. Как можно увидеть из рисунков 2 и 3, большая часть опрошенных мужчин относится к подтипу соперничество (80%). Это означает, что данные респонденты в споре стремятся выполнить интересы только своей стороны, и не уступят своему оппоненту.

Следующей по численности в их группе идут респонденты, относящиеся к подтипу сотрудничество (20%). Это означает, что респонденты данной подгруппы в конфликтной ситуации склонны приходить к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Большую часть опрошенных женщин, составляют респонденты подгруппы сотрудничества и подгруппы компромисса, что составило в равной степени по 40% от общего числа их группы и означает, что:

Респонденты, ищущие в конфликте сотрудничества (40%), стремятся в конфликте удовлетворить интересы обеих сторон и прийти к альтернативному разрешению конфликта.

Респонденты, выбравшие компромисс (40%), склонны искать общего соглашения на основе взаимных уступок и в результате совместного решения приходят к общему выводу.

Следующей по численности в группе женщин идут респонденты подгруппы избегание, что составило 20% от общего числа группы женщин - это означает, что данные респонденты склонны к отсутствию стремления к кооперации. Респонденты данной подгруппы обычно не способны к чувственному восприятию противоположной стороны.

Данное исследование было подтверждено методами математической обработки по t - критерию Стьюдента и дало следующие результаты:

По шкале «Соперничество» - эмпирическое значение t (7.7) находится в зоне значимости, что означает, что мужчины в данной организации склонны к соперничеству, в то время как женщины не склонны к соперничеству вообще.

По шкале «Приспособление» - эмпирическое значение t (0.7) находится в зоне незначимости, что означает, что приспосабливаться к оппоненту в ситуации конфликта мужчины и женщины данной организации способны в равной степени.

По шкале «Компромисс» - эмпирическое значение t (2.6) находится в зоне неопределенности, что означает, что мужчины и женщины данной организации не имеют значимых различий по данному параметру, но все же женщины более склонны искать компромисса в конфликтной ситуации, нежели мужчины.

По шкале «Избегание» - эмпирическое значение t (3) находится в зоне значимости, что означает, что женщины данной организации, в отличие от мужчин, стараются избегать конфликта, мужчины, напротив, идут на него.

По шкале «Сотрудничество» - эмпирическое значение t (0.1) находится в зоне незначимости, что означает, что мужчины и женщины данной организации в равной степени стараются сотрудничать в конфликте со своим оппонентом.

Таким образам, учитывая результаты тестирования, можно сделать вывод, что женщины в данной организации более склонны к избеганию конфликтов, а мужчины к соревнованию - это указывает на положительные стороны

разнополого коллектива в данной организации и будет служить препятствием для появления конфликтных ситуаций.

В данной ситуации можно рекомендовать: проведение тренингов, направленных на снижение конфликтности в коллективе, установить правила для всего коллектива, проводить мероприятия способствующие снятию стресса, что снизит возможность возникновения конфликта.

Библиографический список:

1. Брылина И.В. Конфликтология в социальной работе. учебное пособие / И.В. Брылина. - Томск: ТПУ, 2004.

2. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие / Е.В.Буртовая. - М.: Юнити, 2002. - 578 с.

3. Демидова Л. И. Индивидуальные особенности студентов - бакалавров экономических профессий в ситуации конфликта./ Наука и социум: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. 27 июня 2016г. / отв. ред. Е. Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. - 171с.

4. Демидова Л. И. Поседаева К.Н. Агрессивные и враждебные реакции как фактор конфликтности студентов вуза гуманитарных и технических профессий. / Наука и социум: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. 27 июня 2016г. / отв. ред. Е. Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. -171с.

5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М.Емельянов. - СПб.: Питер, 2004. - 400 с.

6. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбрук. - М.: Инфра-М, 1996. - 256 с.

7. Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.И Хасан. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.