Научная статья на тему 'Психологическая подготовка учителя в школе В. С. Мерлина: традиции и современность'

Психологическая подготовка учителя в школе В. С. Мерлина: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
836
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПЫТЛИВОСТЬ / НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / TEACHERS’ TRAINING / PSYCHOLOGY TEACHING / PSYCHOLOGICAL INQUISITIVENESS / SHREWDNESS / CREATIVE THINKING / PERSONALITY / RESEARCH SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вяткин Бронислав Александрович, Силина Елена Алексеевна, Щукин Марат Родионович

Статья посвящена педагогической деятельности Вольфа Соломоновича Мерлина одного из основоположников отечественной психологической науки, более 30 лет возглавлявшего Уральское отделение Общества психологов СССР и кафедру психологии Пермского государственного педагогического института (ПГПИ). Ретроспективно излагаются его взгляды и приводятся факты биографии. Идея целостного, комплексного подхода к человеку и концепция интегральной индивидуальности при решении учебно-методических практических задач привела ученого к своеобразному подходу к вопросам учебной и методической работы преподавателя психологии в педагогическом вузе. Обобщается опыт работы и современное состояние учебно-методической работы кафедры психологии Пермского государственного гуманитарнопедагогического университета (ПГГПУ), которой долгие годы руководил выдающийся ученый, где решалась и продолжает решаться важнейшая задача обеспечения качественной психологической подготовки будущих учителей. Весомый вклад В.С. Мерлина, его учеников и последователей в теоретический фундамент системы педагогического образования становится еще более значимым в условиях демократизации и гуманизации современного общества, при переходе от предметноцентрического обучения к антропоцентрическому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вяткин Бронислав Александрович, Силина Елена Алексеевна, Щукин Марат Родионович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS IN V.S. MERLIN’S SCIENTIFIC SCHOOL: TRADITIONS AND

The paper is devoted to the scientific contribution of V. S. Merlin one of the prominent psychologists of the former Soviet Union, the chairman of the Ural Branch of the Psychologists Society for over 30 years. The authors make the retrospective analysis of his views and experience, and give some facts of his biography. His idea of holistic integral approach to the man solving practical tasks involving the diversity of somatic, neuro-physiological, psychological and social aspects in their close interrelation, still remains relevant. The paper summarizes the experience and present-day status of the Psychology Department at Perm State Pedagogical University, headed by V. S. Merlin for a long time. The considerable contribution of V. S. Merlin and his followers into the theoretical foundation of pedagogical education gets the greater importance now in the context of democratization and humanization of society, and transition from the subject-oriented to human-oriented education.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка учителя в школе В. С. Мерлина: традиции и современность»

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ К 115-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С. МЕРЛИНА

УДК 159.9.07

Б.А. Вяткин, Е.А. Силина, М.Р. Щукин

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЕ В.С. МЕРЛИНА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS IN V.S. MERLIN’S SCIENTIFIC SCHOOL: TRADITIONS AND

CONTEMPORANEITY

Статья посвящена педагогической деятельности Вольфа Соломоновича Мерлина - одного из основоположников отечественной психологической науки, более 30 лет возглавлявшего Уральское отделение Общества психологов СССР и кафедру психологии Пермского государственного педагогического института (ПГПИ). Ретроспективно излагаются его взгляды и приводятся факты биографии. Идея целостного, комплексного подхода к человеку и концепция интегральной индивидуальности при решении учебно-методических практических задач привела ученого к своеобразному подходу к вопросам учебной и методической работы преподавателя психологии в педагогическом вузе. Обобщается опыт работы и современное состояние учебно-методической работы кафедры психологии Пермского государственного гуманитарнопедагогического университета (ПГГПУ), которой долгие годы руководил выдающийся ученый, где решалась и продолжает решаться важнейшая задача обеспечения качественной психологической подготовки будущих учителей. Весомый вклад В.С. Мерлина, его учеников и последователей в теоретический фундамент системы педагогического образования становится еще более значимым в условиях демократизации и гуманизации современного общества, при переходе от предметноцентрического обучения к антропоцентрическому.

Ключевые слова: преподавание психологии, профессиональная подготовка учителя, психологическая пытливость, наблюдательность, творческое мышление, личность, исследовательские умения.

The paper is devoted to the scientific contribution of V. S. Merlin - one of the prominent psychologists of the former Soviet Union, the chairman of the Ural Branch of the Psychologists Society for over 30 years. The authors make the retrospective analysis of his views and experience, and give some facts of his biography. His idea of holistic integral approach to the man solving practical tasks involving the diversity of somatic, neuro-physiological, psychological and social aspects in their close interrelation, still remains relevant.

© Вяткин Б.А., Силина Е.А., Щукин М.Р., 2013

The paper summarizes the experience and present-day status of the Psychology Department at Perm State Pedagogical University, headed by V. S. Merlin for a long time. The considerable contribution of V. S. Merlin and his followers into the theoretical foundation of pedagogical education gets the greater importance now - in the context of democratization and humanization of society, and transition from the subject-oriented to human-oriented education.

Key words: psychology teaching, teachers’ training, psychological inquisitiveness, shrewdness, creative thinking, personality, research skills.

Вольф Соломонович Мерлин - доктор психологических наук, профессор, видный ученый, один из основоположников отечественной психологической науки, более 30 лет возглавлявший Уральское отделение Общества психологов СССР и кафедру психологии Пермского государственного педагогического института, родился 22 января 1898 г. в Могилеве, в семье учителя. После окончания в 1918 г. гимназии работал инструктором по внешкольному образованию, в 1920 г. поступил в Петроградский педагогический институт, который окончил по педагогическому факультету.

Научная деятельность В.С. Мерлина началась в Ленинграде в 1924 г. Вчерашний выпускник Петроградского пединститута, он стал научным сотрудником Комиссии по изучению педагогической работы с неграмотными взрослыми при Ленинградском Губполитпросвете, которую возглавлял известный педагог, профессор М.Я. Басов. Эта встреча была определяющей в дальнейшей судьбе молодого ученого. Под руководством М.Я. Басова были выполнены его первые научные работы, под его редакцией увидели свет первые публикации В.С. Мерлина в 1925-1930 гг. Возможно, благодаря содействию М.Я. Басова он стал ассистентом, а затем и доцентом кафедры психологии Петроградского пединститута имени А.И. Герцена, одновременно являясь научным сотрудником Ленинградского института научной педагогики. И хотя данное сотрудничество было недолгим (около семи лет), В.С. Мерлин всю жизнь считал себя учеником М.Я. Басова.

Главный предмет исследований М.Я. Басова - развитие личности ребенка, детская психология. Начиная с 1920 г. складывается его школа, занимающаяся изучением методов объективного наблюдения целостной развивающейся личности. Особо следует отметить установку М.Я. Басова на «онаучивание» процессов воспитания и обучения, заключавшееся в как можно более широком внедрении метода исследования в повседневную практику учителя [1].

В работах М.Я. Басова содержалось «стремление к целостному пониманию личности, к исследованию всех явлений в их взаимной связи и их взаимной обусловленности». Весь окружающий мир он трактовал как «единую целостную систему, как одно целое, все части и элементы которого находятся в определенных связях и отношениях друг с другом». Всякий организм есть «частица мира, находящаяся в связи со всем целым и вне этого целого не существующая». Системно-образующим фактором выступала «жизненная

значимость отношения между организмом и средой». Указывалось три уровня организма: генотипический, фенотипический и психологический, отмечалась многозначность отношений частей в целом [2]. По сути, это был системный подход к изучению человека, элементы которого, периодически встречаясь в работах В.С. Мерлина, трансформировались со временем в учение об интегральном исследовании индивидуальности человека [7].

В.С. Мерлин продолжил «строительство здания», фундамент которого заложил учитель. М.Я. Басов подробно изучал человека как активного деятеля в среде (поведенческие и социальные особенности). В.С. Мерлин же уделял больше внимания исследованию взаимодействия различных уровней интегральной индивидуальности. Анализируя поведение, М.Я. Басов выделил два типа процессов: ассоциативно-детерминированный (между элементами одного порядка) и апперцептивно-детерминированный (подразумевающий двойную детерминацию: между элементами одного и разных порядков). В.С. Мерлин перенес эти типы детерминации на внутриуровневые (каузальные) и межуровневые (телеологические) связи. Проблема соотношения биологического и социального в человеке, подробно обсуждаемая в трудах Басова, нашла свое выражение у В.С. Мерлина в обосновании отличительных особенностей разноуровневых свойств. Изучение М. Я. Басовым определенных стереотипных, симптомокомплексных структур профессиональной деятельности, связанных с индивидуальными характеристиками, явилось своеобразной теоретической предпосылкой создания В.С. Мерлиным и его учениками концепции индивидуального стиля деятельности [14; 18].

Существенной особенностью педагогической деятельности В.С. Мерлина как вузовского профессора было то, что вопросы преподавания психологии, а в более широком плане - психологической подготовки студентов педвуза, были предметом его постоянного внимания. Эта работа осуществлялась им по следующим 4 направлениям.

Первое направление связано с собственной преподавательской деятельностью. В.С. Мерлин был не только крупным ученым, но и замечательным педагогом. Его лекции по психологии в ПГПИ для студентов - будущих учителей отличались глубоким научным содержанием, проблемным стилем изложения, строгой логикой и эмоциональным накалом. В них органично сочетались новейшие факты и теоретические концепции, что так важно для воспитания учителя, творчески подходящего к своему делу, способного справиться со сложными педагогическими ситуациями, избрать психологически обоснованные способы и методы воздействия на учащихся. Сегодня можно достаточно определенно говорить о том (полноценные архивные данные отсутствуют), что с 1950-х гг. курс общей психологии преподавался на всех факультетах и специальностях как дневного, так и заочного отделений пермского пединститута. Естественно, что наиболее «психологизированным» был факультет дошкольной педагогики и психологии, где с 1954 до 1982 г. преподавал В.С. Мерлин. Кроме курса общей психологии, который всегда там читался В.С. Мерлиным, важнейшей составляющей

психологического образования на этом факультете был курс «Детская психология» и спецкурсы В.С. Мерлина. Проблемы содержания и методики преподавания психологии всегда были в поле самого пристального внимания В.С. Мерлина. Наиболее ярко это проявилось в публикации статьи в «Вопросах психологии» 1964 г. «Чему и как учить будущих учителей по психологии» [11] и вышедшего в Пермском пединституте сборника «Воспитывать психологическую пытливость у будущих учителей» [5].

Анализ основных работ В.С. Мерлина по педагогической проблематике и собственный опыт обучения в аспирантуре авторов данной публикации и последующей работы на кафедре с В.С. Мерлиным позволяют сформулировать некоторые, на наш взгляд, основные принципы преподавания психологии, заложенные В.С. Мерлиным и реализованные как им самим, так и созданным им коллективом кафедры психологии на протяжении всех последующих лет. Это стало заметно именно после его ухода из жизни -принципы сохраняются до сих пор и могут быть обозначены следующим образом:

1. Логичность и строгая научность преподаваемого материала.

2. Оперирование современными теориями, фактами, аргументами.

3. Естественнонаучный подход к психике - обеспечивать понимание студентами анатомо-физиологических основ психологических феноменов.

4. Корректное изложение точек зрения возможных оппонентов - «не оглуплять противника».

5. Проблемное изложение любого учебного материала, когда при сопоставлении точек зрения, аргументов и тому подобного студенты как будто сами открывают психологическую закономерность, феномен.

6. Личностный подход в преподавании психологических наук.

7. Развитие самостоятельной работы студентов, углубленное изучение «первоисточников», проведение самостоятельных учебно-исследовательских заданий в виде лабораторных работ, решение психологических задач.

8. Связь психологии с практикой, прежде всего с практикой обучения и воспитания.

Особое значение и место в преподавательской деятельности В.С. Мерлина занимают лекции. Они были уникальным и удивительным явлением - на лекции Вольфа Соломоновича приходили не только аспиранты и все незанятые учебной работой преподаватели кафедры психологии, но и профессора и преподаватели кафедр педагогики, дошкольной педагогики, философии, физиологии пединститута, а нередко и других вузов. Таких «вольнослушателей» подчас было чуть меньше, чем студентов, для которых эти лекции были просто учебным предметом, поставленным деканатом в расписание. Как правило, по окончании лекции В.С. Мерлина, возвращаясь в другие корпуса к своей работе, многие испытывали длительное интеллектуальное и эмоциональное последействие -сначала молчали, как бы проживая лекцию еще и еще, а затем начинали обсуждать то, что было услышано. Это была атмосфера объединяющего восторга перед силой и изяществом интеллекта, восхищения культурой и простотой

лектора. Такое сильное впечатление возникало потому, что В.С. Мерлину была присуща осведомленность на самом современном уровне в области социальнофилософских, естественных, математических, гуманитарных наук, владения иностранными языками, и любое положение или психологическая закономерность, изложенные в лекции, аргументировалось самым всеобъемлющим образом. Это была какая-то избыточная эрудиция человека, немногим данный дар, которая превосходила возможные ожидания слушателей от обычной вузовской лекции. И никаких «бумажек» в руках, да и кафедральная тумба была ему ни к чему. Кроме логичности и содержательности лекций В.С. Мерлина особо следует отметить полемический дух и проблемность изложения, которые свойственны и его научным трудам. В живой лекции это производило впечатление того, что некая истина рождается сию минуту, на глазах слушателей, и что сами слушатели пришли к ней, так как все приведенные лектором аргументы, экспериментальные данные многих наук и ученых к другому взгляду и не могли привести. Как будто только что на наших глазах Олдс открыл «центр удовольствия и центр страдания», К. Левин именно сейчас сформулировал «феномен Зейгарник», на наших глазах Е.А. Климов обратил внимание на соотношение ориентировочных и исполнительных действий в работе ткачих и т.п. Часто в качестве экспериментально-эмпирических фактов В.С. Мерлин приводил данные своих учеников, и тогда поражало, что наряду с именами психологов-классиков с той же мерой серьезности и уважения он называл фамилии и исследования тех, кто сидел в этой аудитории и тщательно записывал лекцию. С этой минуты слушатели становились убежденными в полученных знаниях, поскольку они как бы сами его сию минуту и установили. Велико было и эмоциональное воздействие на слушателей и напряжение самого В.С. Мерлина на лекции. Он напоминал сжатую интеллектуальную и личностную пружину, которая раскручивалась на глазах слушателей - при безупречно правильной литературной речи и строгой логичности изложения Вольф Соломонович создавал особое эмоциональное влияние легкой динамикой движений, жестов, интонационным напряжением, новизной и особой остротой, свежестью и яркостью мысли, в полуулыбке угадывались его волевые усилия, саморегуляция. За всем чувствовалась неистовая натура, которую ему наконец-то удавалось воплотить в действительность, а в жизни чаще всего приходилось сдерживать.

До сих пор удивляет систематическая и кропотливая работа В.С. Мерлина по подготовке демонстрационных экспериментов, проводимых по ходу лекций. Так, демонстрация феномена «подставной группы» из среды студентов при обсуждении проблемы конформизма неизменно производила на студентов и слушателей неизгладимое впечатление фокуса, вызывала живое обсуждение, споры и неизбежную значительную затрату лекционного времени, но всегда приводила к точному пониманию не только конформизма, но и его детерминант, и навсегда впечатывалась в память. Демонстрационные эксперименты, в том числе и с аппаратурой, проводились Вольфом Соломоновичем по многим темам, представляется, что почти на каждой лекции. При отсутствии сегодняшних возможностей медиасредств это

требовало значительной предварительной подготовки, настройки, да и просто физических сил. Значительное внимание В.С. Мерлин уделял получению обратной связи от лекций - по окончании каждой лекции он называл несколько фамилий студентов, которых просил сдать лекционный конспект для проверки того, что студенты поняли и отчетливо отразили, а что осталось плохо освоенным. Удивляло, что весьма немолодой профессор, уходя из лекционной аудитории, нес в руках 4 - 5 студенческих тетрадки, и через день - два возвращал их со своими рекомендациями, инвидуализированными именно для данного студента.

В 1960-е гг. В.С. Мерлин стал организатором психологического кружка для увлеченных психологией студентов всех факультетов педагогического института. Все заседания вел сам Вольф Соломонович, и на них он опять проявлял редкое педагогическое мастерство. Иногда из доклада студента «вылезали» незрелые суждения, заблуждения, да и просто непонимание предмета. При этом Вольф Соломонович вступал в полемику, диалог, возбуждал дискуссию, привлекая к ней присутствующих тем, что спорит он как бы не с несмышленышем-студентом, делающим первые шаги в науке, а с весьма уважаемым коллегой - бережно, не обесценивая ни его взгляды, ни его личность. Часто хвалил, так сохранилось в памяти слово, которым он наделял носителя оригинальной идеи - «своебышность» (именно это слово В.С. нередко употреблял), чем подчеркивал человеческую индивидуальную неповторимость, культивировал научное свободомыслие. Развитию и воспитанию самостоятельности студентов в овладении психологией В.С. Мерлин придавал исключительно важное значение. Среди наиболее типичных форм самостоятельной работы студентов были углубленное изучение «первоисточников» с последующей индивидуальной «сдачей литературы» по темам, проведение студентами самостоятельных учебно-исследовательских занятий в детских садах и школах, учебно-исследовательских заданий на лабораторных занятиях.

Второе направление. Неизменно уделяя внимание вопросам преподавания психологии и психологической подготовке выпускников педвуза, В.С. Мерлин принимал непосредственное участие в разработке учебников и учебных пособий для педвузов, возглавлял работу сотрудников кафедры, которой он заведовал, при подготовке ими пособий и рекомендаций, редактировал научные и методические материалы. Для двух изданий учебника «Общая психология» (под ред. А.В. Петровского) им были написаны главы «Темперамент» (во 2-м издании в соавторстве с Б.А. Вяткиным) и «Характер» [8; 9; 10; 12]. Под его руководством коллектив преподавателей кафедры психологии, которую он возглавлял, выпустил учебное пособие «Сборник задач по общей психологии», опубликованное издательством «Просвещение» [15] и впоследствии переведенное на украинский язык. В.С. Мерлин - автор учебного пособия к спецкурсу «Лекции по психологии мотивов человека» [6]; редактор методического пособия «Психическое развитие и обучение» [17]; ведущий разработчик методик психологического наблюдения, составления психолого-

педагогической характеристики ученика, наблюдения свойств темперамента, программы психологического анализа урока и др.

Третье направление. В статье «Чему и как учить будущих учителей по психологии», о которой уже говорилось выше, В.С. Мерлин выдвинул в качестве основополагающего принцип воспитывающего обучения. Он подчеркнул, что для подготовки школьников к продолжению образования, к производственному труду и к жизни вообще совершенно недостаточно усвоения определенной суммы знаний. Творческий труд требует от человека прежде всего определенных качеств умственной деятельности: наблюдательности, критического ума, глубины,

самостоятельности, активности и гармонического сочетания абстрактнотеоретического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Только тогда человек в состоянии творчески применять свои знания и расширять их в соответствии с бурным ростом науки и техники.

Ученый утверждал, что изучать психологию с точки зрения слияния обучения с воспитанием - значит изучать ее под углом зрения проблем личности, раскрытие общих существенных признаков которой должно стать исходным пунктом в рассмотрении закономерностей отдельных психических процессов. Ведь воспитатель, формируя нравственные качества, стремясь к всестороннему и гармоническому развитию личности, воздействует не на темперамент, характер и способности в отдельности, а на человека в целом.

Кроме того, принципиальное значение В.С. Мерлин придавал взаимоотношениям личности и коллектива, соотношению личностной и социальной психологии. Он отмечал, что для воспитания личности необходимо учитывать психологическую характеристику коллектива. В то время, когда появилась статья, данные вопросы вообще не освещались в учебниках по психологии.

В соответствии с представленными соображениями он сформулировал два принципа преподавания психологии для будущих педагогов: первый - излагать психологию под углом зрения проблемы личности; второй - опираться при изучении детской психологии на теоретические понятия общей психологии, без солидного и прочного знания которой любая качественная психологическая подготовка, в том числе учителя (хотя он в своей работе и имеет дело прежде всего с детьми), невозможна.

В.С. Мерлин считал: «Психология не может и не должна делать

"педагогические выводы", т.е. формулировать, что следует сделать учителю для разрешения стоящих перед ним педагогических задач. Приемы и методы воспитания и обучения не могут быть "выведены" из психологических закономерностей. Помимо психологических данных они обосновываются целым рядом других, чисто педагогических, условий: социально-нравственными требованиями общества, логикой преподаваемого предмета, уровнем воспитанности учеников и уровнем их образовательной подготовки и т.п. Задача психологии заключается не в том, чтобы научить воспитателя, что он должен делать, а в том, чтобы объяснить, вследствие каких психологических причин данное педагогическое действие оказывается правильным, целесообразным или, наоборот, неправильным, нецелесообразным».

Психология должна отвечать учителю не на вопрос «что делать?», а на вопрос «почему?». Ее важнейшая задача - воспитывать у учителя психологическую пытливость ума. Только в том случае, когда воспитатель постоянно спрашивает себя, какими психологическими условиями, какими свойствами личности ученика объясняются удачи и неудачи в педагогической работе, он в состоянии искать и находить все новые и новые творческие приемы педагогического воздействия» [15, с. 10-11].

Ученый обозначил несколько условий воспитания «психологической пытливости ума». Первое - построение изложения курса психологии на основе повседневных практических задач, с которыми должен справляться учитель. Постоянная педагогическая перспектива, практическая значимость делают профессиональные знания более действенными и крепкими. Второе - наиболее надежное и строгое решение теоретической психологической проблемы основывается на экспериментальных лабораторных данных. Конечно, важную роль играют и психологический анализ передового педагогического опыта, и осмысление наработок лучших учителей, однако этот материал нужно привлекать лишь в качестве иллюстрации экспериментальных фактов. Третье -для психологического объяснения каждой педагогической ситуации должен быть предпринят самостоятельный психологический анализ, поскольку решение любой общей задачи, стоящей перед учителем, всегда имеет индивидуализированный характер.

По поводу перечисленных условий В.С. Мерлин писал: «Уже при чтении лекционного курса мы приучаем студентов к психологическому анализу и истолкованию. Для этого мы, рассматривая экспериментальные факты и типичные педагогические ситуации, относящиеся к изучаемой теоретической проблеме, в некоторых простейших случаях не сами анализируем и истолковываем их, а требуем такого же анализа и истолкования от студентов» [15].

Другое средство развития у студентов навыков психологического исследования - самостоятельное решение психологических задач. Эти задачи заключаются в описании экспериментальных фактов, житейских и педагогических ситуаций. Студенты или решают их устно, во время практических занятий, или же задачи предлагаются в виде домашней письменной работы. Но важнейшее средство в этом отношении - усвоение студентами некоторых основных методов психологического исследования, доступных для учителя в его повседневной работе. Такими методами являются психологическое наблюдение и естественный эксперимент. Этими методами студенты должны овладеть во время практических занятий по психологии, применяя их при изучении двух - трех тем психологического курса. В результате систематической работы всего коллектива кафедры в 1974 г. в издательстве «Просвещение» был выпущен «Сборник задач по общей психологии» под редакцией В.С. Мерлина. Это был один из первых сборников психологических задач в Советском Союзе. В 1982 г. в издательстве пермского пединститута вышло учебное пособие Э.И. Маствилискер «Лабораторный практикум по детской психологии», которое по тем временам было редкостью,

поскольку лабораторно-практических изданий почти не существовало. Наконец, существенное значение имеет также подготовка студентами курсовых и дипломных работ по психологии, как это практиковалось во многих пединститутах.

Обобщая все сказанное об овладении приемами и методами психологического изучения, В.С. Мерлин приходит к следующему выводу: «Чтобы быть хорошим учителем, недостаточно хорошо знать психологию -надо стать психологом-исследователем» [5, с. 14].

Идея целостного, комплексного подхода к человеку при преодолении практических задач отчетливо сформулирована ученым в концепции интегральной индивидуальности: решение любой проблемы, относящейся к личности, возможно только при учете всего многообразия соматических, нервно-физиологических, психологических и социальных факторов в их взаимной связи [7].

Это положение конкретизировалось применительно к деятельности педагога. В частности отмечалось: для учителя важно не только знать, что школьник в состоянии усвоить то или иное понятие, но и должно быть не менее существенно то, ценой каких энергетических затрат организм ребенка добивается такого усвоения и к каким последствиям в дальнейшем развитии приводят эти энергетические затраты. Аналогичным образом рассматривалось достижение профориентационных целей, которое невозможно без всестороннего учета антропометрических, соматических, нервно-физиологических, психических и социально-психологических свойств личности.

Учебно-методическому обеспечению студентов современными психологическими знаниями служили написанные В.С. Мерлиным главы «Темперамент» и «Характер» для учебника «Общая психология» под. ред.

A.В. Петровского 1970 (1-е изд.) и 1976 г. (2-е изд.). Легко понять, почему

B.С. Мерлин был приглашен участвовать в написании учебника для педагогических вузов как самый крупный специалист того времени по означенным темам. До сегодняшнего дня никто лучше него не осветил эти темы. В учебной литературе, как и лекциях, В.С. Мерлин не упрощал преподносимый студентам материал, порой могло показаться, что он даже несколько сложен, слишком нов, не «отстоялся» еще и в науке, но безупречная логика, широкий спектр аргументов позволяли студентам подниматься в своем интеллектуальном развитии. Такой же публикацией было методическое пособие В.С. Мерлина по спецкурсу «Лекции по психологии мотивов человека» 1971 г. (изд-во Пермского педагогического института) [6]. К большому сожалению, В.С. Мерлин прочитал, но не успел подготовить публикацию удивительных спецкурсов 1979 и 1980 гг. - это «Индивидуальность и коллектив» и «Основы человековедения в связи с планированием и проектированием педагогической работы».

Четвертое направление связано с выходом обсуждения учебнометодических вопросов преподавания психологии за пределы пермского пединститута. Запоминающимися и содержательными были выступления В.С. Мерлина на различных совещаниях, посвященных психологическим основам преподавания в педагогических вузах, и на конференциях, например,

на таком крупномасштабном мероприятии, как Всесоюзный семинар-совещание по актуальным проблемам и методике преподавания возрастной и педагогической психологии в пединститутах, проведенном на базе пермского пединститута в 1974 г., в котором приняли участие ведущие ученые (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А.В. Петровский, Д.А. Венгер, Е.А. Климов и др.), руководящие работники Министерства просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР, Министерства просвещения РСФСР, представители педвузов и других учебных заведений. 1974-1975 гг. стали в определенном смысле переломными в психологическом образовании в педагогических вузах, потому что вводились на всех факультетах две новые учебные дисциплины - «Возрастная психология» и «Педагогическая психология». «Переломный» характер введения новых психологических дисциплин в педвузах, на наш взгляд, связан с тем, что под влиянием расширившегося понимания обществом роли психологии стали повсеместно на различных факультетах вводиться спецкурсы. Стали появляться дипломные работы не только на факультете дошкольной педагогики, но и на других факультетах: физической культуры, математики, иностранных языков. Можно сказать, что педагогическое сообщество стало не только нуждаться в психологии, но и стало «потреблять» психологические знания в самых различных направлениях. В 1978 г. под руководством В.С. Мерлина и под его редакцией по заданию Министерства просвещения РСФСР группой преподавателей кафедры психологии было подготовлено методическое письмо «Пути улучшения педагогической направленности в преподавании психологии в пединституте». В министерстве от имени кафедры по данной проблеме был сделан доклад, где перечислялись предложения по повышению качества всех видов учебной психологопедагогической профессиональной подготовки, включая лекции, семинары, лабораторные занятия, выполнение курсовых и дипломных работ, педагогическую практику, написание рефератов и др. [3]. Были представлены правила, которыми руководствуются преподаватели психологии Пермского педагогического института в своей деятельности. В систематизированном виде они сводились к следующему: использовать во всех видах учебных занятий новейшие данные психологической науки; обосновывать социальнопрактическую остроту основных психологических проблем; освещать психологические закономерности под углом зрения их использования в деятельности педагога; систематически и последовательно раскрывать связь психических процессов и деятельности со свойствами и структурой личности; освещать психологические основы решения наиболее актуальных проблем народного образования; формировать у студентов научную дисциплинированность, культуру мышления; воспитывать умение психологически анализировать и оценивать педагогические ситуации, применять психологические теории в решении педагогических задач; вооружать будущих специалистов умениями, методами психологического изучения деятельности учащихся на уроке, их личности и межличностных отношений, формировать у них исследовательские умения и навыки; вооружать

студентов навыками самостоятельной работы над психологической литературой, имеющей педагогическую направленность.

Показательным примером к этому списку требований могут послужить разработанные по инициативе В.С. Мерлина методические рекомендации к проведению семинарских занятий по психологии [16]. В них кроме общих положений (значение и задачи занятий; формы работы; список тем) было показано, как стимулируются навыки самостоятельного мышления, как знания превращаются в убеждения, как воспитывается научная дисциплинированность мышления. Так, особо выделены разделы о создании на семинарах творческой атмосферы развертывания дискуссии, живого обмена мнениями, вызывающего спор на профессионально значимые темы. Рекомендуется вовремя ставить дополнительные вопросы: не регламентировать спор в момент его

возникновения: не гасить запальчивые выступления и возражения с места, не выражать собственного отношения к суждениям студентов, подбадривать их; после возникновения спора вводить его в организованные формы, давая возможность всем высказаться поочередно; внимательно слушать высказывания и фиксировать их (кратко записывать догадки, упущения), не торопиться исправлять допущенные ошибки, привлекая к их анализу самих студентов; некоторые односторонние или неверные утверждения доводить до абсурда, чтобы более ярко показать заблуждения и тем самым стимулировать активность студентов; максимально использовать задания на сопоставление различных психологических явлений с целью выяснения сходства и различий между ними и их взаимосвязей.

Современное состояние

Традиции, заложенные на кафедре психологии при В.С. Мерлине, сохранились и после его ухода из жизни. Наиболее важным событием стало в 1990 г. издание по заказу Министерства образования РСФСР учебного пособия «Общая психология в педагогическом вузе» под редакцией Б.А. Вяткина [13]. В нем содержатся методические указания, планы семинарских занятий, задачи для самостоятельного решения, темы докладов и рефератов, тексты к основным темам курса «Общая психология». Разнообразный материал подготовлен по темам «Предмет психологии», «Личность и ее направленность», «Темперамент и характер»,

«Способности», «Ощущение и восприятие», «Мышление», «Эмоции и чувства», «Деятельность» и др.

С конца девяностых годов до настоящего времени состояние психологической подготовки учителя может быть представлено в нескольких новых направлениях:

• совершенствование содержания преподавания базовых курсов «Общая психология», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Детская психология», «Основы психологического консультирования и психокоррекции», «История психологии» и др.;

• расширение интерактивных, игровых, социально-моделирующих и тренинговых форм и методов в процессе аудиторной работы со студентами;

• введение новых спецкурсов и курсов по выбору студентов, таких как «Конфликтология», «Этнопсихология», «Психология влияния», «Психология индивидуальных различий (дифференциальная психология)», «Основы психогенетики», «Теории личности», «Психология детско-родительских отношений», «Готовность к профессиональному развитию» «Основы конструктивного общения», «Методология и методы психологических исследований», «Особенности личности учителя начальной школы», «Коммуникативный тренинг», «Психология безопасности личности», «Трудные дети: как понять и что делать» и др.;

• с начала 2000-х гг. в связи с утверждением ГОСов кафедрой психологии разработаны и тиражированы УМК по базовым психологическим дисциплинам для специалистов (2007-2008 гг.). С введением ФГОС преподаватели кафедры психологии приняли участие в разработке компетенций, соответствующих новым ФГОС по всем психологическим курсам базовой части стандартов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», которые были одобрены учебно-методическим советом университета. В направлении формирования компетентностного подхода в подготовке бакалавра образования и требованиям ФГОС созданы УМК (в электронной форме) по всем психологическим дисциплинам базовой и вариативной части стандарта, всего около 30 УМК;

• разработаны и сертифицированы тесты по общей, социальной, возрастной и педагогической психологии для проведения текущего и промежуточного контроля знаний (зачетов и экзаменов) студентов на всех факультетах с возможностью создания нескольких вариантов (более 400 тестовых вопросов);

• с 2007 г. по настоящее время кафедра психологии обладает грифом РАО: (Редакционно-издательский совет РАО - «Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия») в центральном издательстве «Флинта» (г. Москва): было выпущено 13 учебно-методических работ преподавателей кафедры:

1. Евтух Т.В. Сборник задач по общей и социальной психологии. М., 2007. 80 с.;

2. Харламова Т.М. Психология влияния: учеб.-метод. комплекс. М., 2007. 48 с.;

3. Богомягкова О.Н., Сороковикова Э.Г. Детская практическая психология: учеб.-метод. комплекс курса. М., 2007. 48 с.;

4. Богомягкова ОН. Детская психология : учеб.-метод. комплекс курса. М., 2007. 104 с.;

5. Богомягкова ОН. Лабораторный практикум по детской психологии. М., 2007. 62 с.;

6. Силина Е.А., Корниенко Д.С. Дифференциальная психология: учеб.-метод. пособие. М., 2008. 63 с.;

7. Харламова Т.М. Психология влияния: учебное пособие. 2-е изд., перераб. М., 2008. 110 с.;

8. Богомягкова ОН. Лабораторный практикум по детской психологии. М., 2008. 65 с.;

9. Психологические задания на период педагогической практики: учеб.-метод. пособие Ч. 1 и 2. 2-е изд., испр. /под ред. EA. Силиной; авт. коллектив: Л.Л. Баландана, О.Н. Богомягкова, Л.Б. Вяткина, Т.В. Eвтух, E.G Голдобин, Л.Г. Батуева, Л.В. Краснов, Т.Л. Попова, И.Г. Соснина, О.С. Самбикина, Т.М. Харламова, Э.Г. Сороковикова, Р.Н. Юдина. М., 2008. 248 с.;

10. Eвтух Т.В. Сборник задач по общей и социальной психологии. М., 2008. 79 с.;

11. Психологические задания на период педагогической практики: учеб.-метод. пособие Ч. 1 и 2. 3-е изд., испр. / под ред. EA. Силиной; авт. коллектив: Л.Л. Баландана, О.Н. Богомягкова, Л.Б. Вяткина, Т.В. Eвтух, E.G Голдобин, Л.Г. Батуева, Л.В. Краснов, Т.Л. Попова, И.Г. Соснина, О.С. Самбикина, Т.М. Харламова, Э.Г. Сороковикова, Р.Н. Юдина. М., 2008. 248 с.;

12. Силина EA., Корниенко Д.С. Дифференциальная психология: учеб.-метод. пособие. М., 2013. 102 с.

13. Психология человека: пособие по самостоятельной работе студентов: учеб.-метод. пособие: электрон. изд. /под ред. EA. Силиной; авт. коллектив: Л.Л. Баландана, О.Н. Богомягкова, Л.Б. Вяткина, Т.В. Eвтух, E.G Голдобин, Л.Г. Радостева, Л.В. Краснов, Т.Л. Попова, И.Г. Соснина, Т.М. Харламова, Э.Г. Сороковикова, Р.Н. Юдина. М., 120 с.;

• признание российским психологическим сообществом учебнометодической работы кафедры психологии проявилось в награждении Российской академией естествознания (г. Москва) в 2010 и 2011 гг. дипломами «Лучшее учебно-методическое издание в отрасли» двух пособий: «Общая психология» и «Педагогическая психология», подготовленных авторским коллективом под ред. EA. Силиной в составе Л.Л. Баландиной, Л.Г. Батуевой, Л.Б. Вяткиной, Т.В. Eвтух, Т.Л. Поповой, О.С. Самбикиной, И.Г. Сосниной,

Э.Г. Сороковиковой, Т.М. Харламовой, Р.Н. Юдиной;

• в 2013 г. Б.Л. Вяткиным и М.Р. Щукиным по заказу РЛО подготовлены и

изданы 2 больших научно методических труда - «Психология стилей человека: учебное пособие» (128 с.) и «Психология стилей человека: хрестоматия» (472 с.) и получили гриф РЛО: «Рекомендовано в качестве учебно-

методического пособия».

Деятельность В.С. Мерлина и созданного им коллектива заложили прочный теоретический фундамент психологической подготовки будущих учителей и укрепления системы образования в условиях все возрастающих демократизации и гуманизации современного общества в период перехода от предметноцентрического обучения к антропоцентрическому. Призыв

В.С. Мерлина к усилению психологической подготовки учителя с целью развития профессионального мастерства актуален и сегодня, в свете проводимой модернизации системы образования. В истории «мерлинского времени» пермским психологам посчастливилось встретиться с блестящим профессором-преподавателем, влияние взглядов которого актуально до сегодняшних дней, а в то время педагогический дар В.С. Мерлина еще больше подчеркивал академизм всей его научно-преподавательской деятельности и

возвышал авторитет. Вольф Соломонович присутствует в нашем сознании как эталон ученого и лектора и как судья, к которому мысленно обращаются все, кому довелось у него учиться и работать под его руководством. По меткой характеристике ученых, данной великим Гельмгольцем, Вольф Соломонович Мерлин относится к таким ученым, которые «носятся перед нашим мысленным взором как воплощение научного духа человечества, служа для нас мерилом».

Список литературы

1. Басов М.Я. Исследовательский метод в работе педагога // Педагог и исследовательская работа над детьми / под ред. М.Я. Басова. - М., 1925. - С. 5-38.

2. Басов М.Я. Общие основы педологии. - М.: Гос. издат., 1931.

3. Быстрова Г.В., Тамбовцева Т.С., Щукин М.Р. Пути улучшения педагогической направленности в преподавании психологии в пединституте: метод. письмо / под ред. В.С. Мерлина. - Пермь, 1978.

4. Возрастная и педагогическая психология: материалы Всесоюзного семинара-совещания. - Пермь, 1974.

5. Воспитывать психологическую пытливость у будущих учителей: вопросы методики преподавания психологии в пединститутах. - Пермь, 1966.

6. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека: учеб. пособие для спецкурса. - Пермь, 1971.

7. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.

8. Мерлин В.С. Темперамент // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. - М., 1970. - С. 369-384.

9. Мерлин В.С. Характер // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. - М., 1970. - С. 385-402.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Мерлин В.С. Характер // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд. - М., 1976. - С. 422-440.

11. Мерлин В.С. Чему и как учить будущих учителей по психологии // Вопросы психологии. - 1964. - № 6. - С. 141-146.

12. Мерлин В.С., Вяткин Б.А. Темперамент // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд. - М., 1976. - С. 405-421.

13. Общая психология в педагогическом вузе: учеб. пособие / под ред. Б.А. Вяткина. - Пермь, 1990.

14. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. - М.: Смысл, 2011. - 636 с.

15. Сборник задач по общей психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В.С. Мерлина. - М.: Просвещение, 1974.

16. Тамбовцева Т.С., Щукин М.Р., Силина Е.А. Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по общей психологии. -Пермь, 1981.

17. Щукин М.Р. Психическое развитие и обучение: метод. пособие для студентов-заочников / под ред. В.С. Мерлина. - Пермь, 1973.

18. Merlin V.S. Problems in the integrated study of individual differences // Soviet Psychology. - 1981-1982. - Vol. 20 (2). - P. 49-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.