Научная статья на тему 'Психологическая подготовка сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних'

Психологическая подготовка сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних»

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин Р. С. Общая теория криминалистики на современном этапе се развития // Использование достижений науки и техники в предупреждении, раскрытии и расследовании. - Саратов, 1994.

2. Васильев А.И. Введение в курс советской криминалистики. - М., 1968.

3. Ведерников И.Т. Личность обвиняемого в советском уголовном судопроизводстве;: Авторсф. дис... д-ра юрид. наук. - М.,. 1980.

, 4, Вернадский В.Я,,О науке. - Дубна, 1997. - Т. 1.

5. Втюрин Л.А. Развитие научно-методической базы раскрытия преступлений // Нетрадиционные методы в раскрытии преступления. - М., І 994.

6. Гавло В.К. Основание классификации преступлений в методике их расследования 11 “Проблемы криминалистики и доказывания при расследовании преступлений. - Барнаул, 1990.

7. Гавло В.К. К вопросу о психолого-криминалистической характеристике преступлений // Актуальные проблемы правоведения в современный период. - Томск, 1996.

8. Гросс Г. Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции. - Смоленск, Л 895. - Вып. 1.

9. Керимов Д.А. Методология права. - М., 2001.

10. Колдин В Я. Криминалистическое знание о преступной деятельности: функция моделирования // Сов. гос-во и право. -1987. - № 2.

11. Кривошеин И.Т. Криминалистическая характеристика личности обвиняемого и тактика его допроса: Автореф. дис... канд. КАКИХ? наук. - Томск, 1991.

І 2. Образцов В.А. Криминалистическая характеристика личности преступника и её связь с потерпевшим и другими структурными элементами события преступления // Криминалистическая виктимология (вопросы теории и практики). - Иркутск, 1980.

13. Падар Е.Е. О перспективах прогноза “психологического профиля” преступника на основании анализа способа действия при совершении преступления // Современное российское право: федеральные и региональные измерения. - Барнаул, 1990.

14. Самовичев Е.Г. Нетрадиционное мышление в теории и практике раскрытия преступления // Нетрадиционные методы в раскрытии преступления. - М., 1994.

15. Седнев В.В., Рябенко В.А. К вопросу о психолого-криминалистической характеристике осмотра места происшествия // Серийные убийства и социальная агрессия: что ожидает нас в XXI веке? - Ростов н/Д, 2001.

16. Селиванов И.А. Основания и формы применения научно-технических средств и специальных знаний при расследовании преступлений // Вопросы криминалистики. - М., 1964. - Вып. 12.

17. Трегубов СИ. Основы уголовной техники. Научно-технические приемы расследования преступлений. - Петроград, 1915.

18. Хлынцов М.Н. Моделирование личности скрывшегося преступника по информации, полученной в процессе осмотра места происшествия // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. - Саратов, 1978. - Вып.З;

19. Якимов И.И. Криминалистика: Руководство по уголовной технике и тактике - М., 1925.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В. В. Баидиков, ст. преподаватель

Центр изучения проблем дополнительного профессионального образования ВИПК. МВД России

Сегодня наше общество переживает очередную историческую метаморфозу: смена государственной политической и экономической системы, пересмотр всего законодательного устройства, полная реорганизация системы государственного и ведомственного управления и другие социально-экономические процессы отражаются на состоянии людей, их физи-

ческом, психическом и материально-финансовом благополучии. Происходящие процессы оказывают влияние на органы внутренних дел, требуя внесения корректив с учетом современных реалий. Одним из таких направлений в деятельности органов внутренних дел являются борьба с правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними. На сегодняшний день мы можем констатировать факт социально-гісихологи-ческой и экономической депривации подрастающего поколения. Многие из них оказываются выброшенными на улицы города в результате потери жилья. Армия беспризорников пополняется в ходе военных‘действий или лицами, бежавшими из сиротских, исправительных и других учреждений. Тот этап, в который вступило наше общество, сделал наиболее уяз-вимымидетей, которые вынуждены искать свогместо в жизни в экстремальных условиях. Этому способствуют противоречивость правового регулирования общественных отношений в различных сферах жизни, распространенность правового нигилизма и правового негативизма, криминализация экономики, политики, подрыв и девальвация легальных форм экономической деятельности. В обществе уже стало популярным увлечение теневым и чисто криминальным бизнесом. В подобном положении подростки выражают готовность пойти на нарушение закона ради открытия “своего дела”, чтобы любым путем выйти из категории “отверженных” и выжить в создавшихся условиях.

Организация досуга, спортивной подготовки остается крайне запущенной со стороны государства. Желая самоутвердиться, испытывая при этом полную бесконтрольность, подросток готов вступить во всевозможные группировки, сообщества, секты, которые будут закладывать основу его жизненных позиций и ориентиров. Родители, не имея определенного места работы или желая улучшить материальное положение, вынуждены длительное время отсутствовать дома. О своих детях они, как правило, вспоминают при возникновении конфликтных ситуаций. При этом информация о ребенке для них является шокирующей, и они готовы винить в возникших проблемах кого угодно. Оказавшись в трудной кризисной ситуации, вызванной особенностями возрастной психологии и реалиями современной жизни, подросток пытается найти поддержку и разъяснения со стороны близких ему людей, но наткнувшись на глухую стену “занятости”, или обычного безразличия он все равно пытается найти ответ на волнующие его вопросы. При этом он не будет озабочен тем, от кого он получил ответ, главное, чтобы возникшая конфликтная ситуация сдвинулась с мертвой точки. Довольно часто этой особенностью пользуются элементы из криминальных кругов, которые стараются решать свои вопросы, связанные с охраной и обеспечением безопасности преступных групп, путем вербовки подростков для обучения профессиональным криминальным навыкам и т.д.

В формировании криминальных взглядов у подростков не последнюю роль играют и СМИ. В массовую культуру с помощью прессы, печатной продукции и телевидения внедряются элементы блатного творчества, жаргон из мест заключения. Сегодня тезис о том, что СМИ являются каналами распространения насилия, эротики и порнопродукции, общепризнан. Личностные образы, модели поведения, транслируемые СМИ на основе идентификационных механизмов, присваиваются подростковым сознанием, определяя ценностные ориентации подростка и его реальное поведение. В результате этого образы “крестных отцов”, криминальных авторитетов становятся привычными. Большое содержание негатива в СМИ формирует в неокрепшей психике подростка позицию бесперспективности, вседозволенности, оправданность анархического подхода в решении своих проблем. Интересные результаты контент-анализа привели в своей книге В.С. Собкин и Н.И. Кузнецова: “Анализ материалов показывает, что разные телевизионные каналы реализуют стратегии, существенно отличающиеся друг от друга. Например, канал TB-Центр гораздо чаще, по сравнению с другими каналами,

70

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

транслирует сцены насилия и эротики через художественные фильмы, 66,4% всех трансляций сцен эротики и насилия на этом канале сосредоточено в художественных фильмах (на НТВ -52,3%; на ОРТ - 43,2%). Самая же агрессивная и эротичная реклама на канале ОРТ - 42,4% от всех трансляций сцен насилия и эротики (на НТВ - 23,8%; на канале ТВ-Центр - 13,4%). Наконец, если ОРТ практически не использует насилие и эротику в материалах хроники, лишь 1,7% от всех трансляций сцен насилия и эротики, то НТВ и ТВ-Центр используют эти сцены в хронике достаточно часто (соответственно 16,9 и 15,5%)” (3,52). '

Анализ показателей преступности несовершеннолетних, по последним данным, говорит о непропорциональности ее роста численности населения, что заставляет более глубоко задуматься о глобальности существующей проблемы.

Известно, что рост преступности среди несовершеннолетних связан с ростом подростково-юношеской популяции. Однако, как отмечает в своей работе В.Ф. Пирожков . .Сейчас прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%” (2, 9).

Учитывая изложенное и исходя из современной ситуации, когда подростковая преступность подверглась не только количественным, но и серьезным качественным изменениям, профилактические меры, применяемые, как правило, лишь по факту совершенного подростком правонарушения или преступления, не дают желаемого результата. С учетом тенденции повышения общественной опасности и организованности преступности несовершеннолетних, усиления ее прагматической, корыстно-насильственной направленности, ориентации подростков на систематическую преступную деятельность, занятие криминальным бизнесом, в организации профилактической работы с рассматриваемой категорией лиц следовало бы перенести акценты с преобладающей сейчас карательной практики на превентивные меры воздействия.

История свидетельствует, что основные этапы развития практики предупреждения правонарушений несовершеннолетних приходились на переломные периоды развития общества. “Первые сведения о мерах, принимаемых Российским государством к предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, относятся к XVII в., когда стали предприниматься шаги к воспитанию нравственно испорченных детей. Изменения, происходящие в общественном развитии, отражались и в вопросах, связанных с преступностью несовершеннолетних, борьбой с ней. Наиболее ярко это проявилось во второй половине XIX в. Обновление русского общества, связанное с происходившими в стране преобразованиями, вызвало интерес, потребность в разработке вопросов просвещения и воспитания, активное общественное движение в этой области. На фоне внимания общества к тем, кто особенно нуждался в воспитании - несовершеннолетним правонарушителям, это было закономерным явлением” (1, 53).

На современном этапе также назрела необходимость пересмотра мер по профилактике предупреждения правонарушений несовершеннолетними. Актуальность данной проблемы подчеркивается принятыми последними государственными нормативно-правовыми документами: Федеральным законом от 8 января 1998 г. № З-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, Законом Московской области “О региональной государственной молодежной политике в Московской области”, Государственной Программой Московской области “Молодежь Подмосковья” на 2001-2005 гг., и Государственной программой Московской области “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Московской области на 2002-2004 гг.”. Исполнителем некоторых из пере-

численных программных документов является Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В структуре органов внутренних дел наибольший контакт по работе с подростками имеют сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних. Однако в данных подразделениях вопросам профилактики не уделяется достаточного внимания или она носит стихийный характер и не имеет достаточно обоснованной научной базы. Рост преступности и правонарушений среди несовершеннолетних заставляет сотрудников указанных подразделений направлять усилия на выявление и отработку уже совершенных преступных деяний. На профилактическую работу в большинстве случаев не остается времени. Кроме того, “...во многих органах внутренних дел, чтобы поднять показатели работы других служб, работников ПДН начали привлекать к выполнению несвойственных им функций (на патрулирование по линии охраны общественного порядка, на различные рейды по линии криминальной милиции и т.п.). Поэтому сегодня наблюдается массовый отток работников ПДН в другие службы и подразделения. А это вредит профилактической работе с несовершеннолетними, которой должно уделяться самое пристальное внимание” (4,93). Учитывая, что в целях проведения профилактической работы сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних приходится часто общаться с различными категориями людей, например несовершеннолетними, их родителями, учителями и т.д., возникает необходимость повышения их профессиональной подготовки в области психологии, позволяющей целенаправленно воздействовать на людей, формировать у них определенные качества, понимать механизмы, влияющие на возникновение отклоняющегося поведения и т.д. В связи с этим, и особенно с учетом сложившегося положения в стране по предупреждению правонарушений несовершеннолетними становится актуальным решение вопросов профессионально-психологической подготовки указанных сотрудников. Главным в профессионально-психологической подготовке в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних является формирование у сотрудников современных представлений по ряду направлений:

- об особенностях психологии подростка и влиянии возрастных кризисов на его поведение;

- о современной молодежной субкультуре, в том числе криминальной, источниках ее формирования и мерах воздействия;

- о механизмах формирования отклоняющегося поведения у несовершеннолетних;

- о формах и методах подготовки положительно направленных лидеров в подростковой среде и работе с ними;

- о работе с родителями по разрешению конфликтных ситуаций с несовершеннолетними;

- об организации клубной работы с целью решения вопросов досуга и сплоченности подростков;

- о взаимодействии с другими общественными и государственными организациями для более действенной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (Министерством образования, Комитетом по делам молодежи, Министерством здравоохранения, Комиссией по делам несовершеннолетних и т.д.).

Таким образом, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних может быть результативной при условии вооружения всех сотрудников ПДН современными психологическими средствами, формами и методами психологического влияния на те факторы, которые препятствуют вовлечению подростков в криминогенную среду.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева Л.И. Зарождение и развитие в России практики предупреждения преступлений несовершеннолетних: Мат-лы Межведом. науч.-практич. конф. “Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних”. - М., 1999.

2. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. - М.: Изд-во “Ось-89”, 1998.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.