Научная статья на тему 'Психологическая подготовка лыжника-гонщика'

Психологическая подготовка лыжника-гонщика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2001
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ / МОТИВАЦИЯ СПОРТСМЕНА / ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИЕМЫ ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецов А.В.

В современном спорте атлеты переносят огромные физические и психические нагрузки. Часто спортсмены подвержены переутомлению, нервно-психическим срывам, депрессии и т.д. Успех в спорте в значительной мере зависит от индивидуальных психических особенностей спортсмена, а конкретные виды спорта предъявляют к нему определенные требования и вместе с тем формируют качества личности, необходимые для успешного осуществления соревновательной деятельности. Именно поэтому возрастает роль и значение психологической подготовки в соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка лыжника-гонщика»

2. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / под ред. Л.В. Шапковой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

3. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994.

6. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / под ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА

© Швецов А.В.1

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

В современном спорте атлеты переносят огромные физические и психические нагрузки. Часто спортсмены подвержены переутомлению, нервно-психическим срывам, депрессии и т.д. Успех в спорте в значительной мере зависит от индивидуальных психических особенностей спортсмена, а конкретные виды спорта предъявляют к нему определенные требования и вместе с тем формируют качества личности, необходимые для успешного осуществления соревновательной деятельности. Именно поэтому возрастает роль и значение психологической подготовки в соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов.

Ключевые слова психологическая подготовка, лыжные гонки, мотивация спортсмена, волевая подготовка, приемы тактико-психологического воздействия.

Под психологической подготовкой следует понимать систему психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них [9].

1 Доцент кафедры «Физическое воспитание - 1», к.п.н., доцент.

Рассматривая подготовку лыжника-гонщика в психолого-педагогическом аспекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на следующих направлениях: 1) формировании мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности; 2) воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; 3) совершенствовании специализированных психических умений [7, 8].

Одна из проблем психической подготовки - сохранение желания спортсмена к постоянному совершенствованию на протяжении длительного времени. С особой остротой эта проблема проявляется в последние годы в связи с возрастанием объемов тренировочных и соревновательных нагрузок и связанных с этим физическими и психологическими перенапряжениями. Очевидно, что дальнейшее увеличение объёма тренировочных и соревновательных нагрузок будет происходить крайне медленно из-за ограниченного лимита времени и физиологических резервов организма спортсменов. Поэтому важную роль играет формирование у спортсменов целенаправленной мотивации на совершенствование активного творческого отношения к тренировочному процессу.

Мотивация - совокупность мотивов, определяющих активность и целенаправленность тренировочной и соревновательной деятельности [9]. Мотивация спортсмена тесно взаимосвязана со всем комплексом составляющих современную систему подготовки спортсмена - ее организацией и материально-технического обеспечения, эффективностью в отношении технико-тактической, физической и психологической подготовленности спортсмена, системой профилактики травм и заболеваний и т.п. Недостатки в любом из указанных и многих других компонентах системы подготовки неизбежно отрицательно сказываются на уровне мотивации спортсмена.

В качестве примера формирования и изменения мотивации в многолетней спортивной карьере приведем высказывания знаменитых лыжников-гонщиков. Так олимпийский чемпион и 4-х кратный чемпион мира Владимир Смирнов, выступавший за СССР, СНГ и Казахстан, считает, что «если человек не научился ставить цели, то он ни чего не достигнет. Я всегда ставил перед собой реальные цели, и в этом, пожалуй, заключается мой главный секрет успеха... Сначала я стремился к тому, чтобы быть лучшим в своей секции, потом - между школами, потом - в городе, в республике, во всем Советском Союзе. Я всегда был уверен, что у меня все получится» [2].

Его принципиальный соперник, восьмикратный олимпийский чемпион, самый успешный лыжник всех времен и народов норвежец Бьерн Дэли утверждает: «Сильное желание стать лучшим - вот движущая сила тренировок. Вначале я хотел стать таким как Гунде Сван, Пол-Гунар Микельспласс и Вегард Ульванг. Затем я захотел стать лучшим. Каждый день я думаю о том, что еще можно сделать, чтобы стать лучшим» [4].

А вот мнение олимпийского чемпиона 2014 года Александра Легкова о мотивах, которые влияли и влияют на его дальнейшее спортивное совершенствование: «Мне снилось, что меня казнили из-за того, что я не выиграл Олимпиаду. Давила ответственность перед государством, перед спортивным руководством, перед болельщиками. Победа на Олимпиаде - это высшая цель для многих спортсменов. Мне повезло достичь этой цели, и это здорово! Не хватает только небольших деталей. Например, индивидуального золота на чемпионате мира» [1].

Одним из важных компонентов психологической подготовки является развитие и совершенствование волевых качеств лыжника-гонщика. Волевая подготовка - раздел психической подготовки, включающий систему воздействий, применяемых для формирования и совершенствования необходимых для спортсмена волевых качеств (целеустремленности, решительности, настойчивости, стойкости и т.д.) [9].

Нередко волевую подготовку рассматривают как самостоятельный раздел и отождествляют его с психологической подготовкой. Но, являясь существенной частью психологической подготовки, волевая подготовка не решает всех ее вопросов. Специфика лыжных гонок, прежде всего, способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, воспитании воли. В лыжных гонках спортсмен борется, прежде всего, с самим собой, так как для достижения успеха он должен преодолеть ряд объективных и субъективных трудностей, в определенной степени «преодолеть» себя.

К объективным препятствиям, которые обусловлены спецификой лыжных гонок, относят: постоянное и неуклонно нарастающее утомление; неблагоприятные погодные условия; неблагоприятные условия скольжения; сложный рельеф трассы; неожиданно возникающие болезненные и болевые состояния.

К субъективным препятствиям, обусловленным индивидуально-психологическими особенностями личности, относят: навязчивые мысли, связанные с неуверенностью в своих силах, сомнения в качестве смазки, инвентаря и т.п.; чрезмерное, но необоснованное стремление спортсмена выиграть гонку, вызывающее перевозбуждение; субъективные переживания о ходе спортивной борьбы, тактических действий соперников, информация о ходе гонки; болезненное отношение к неудачам; боязнь падений, получения травмы, ушибов, больших физических и психологических напряжений, проигрыша и т.п. [5, 7, 8].

В лыжных гонках важно не только развитие волевых качеств, но и их умелое применение на практике. Для воспитания способности преодолевать объективные трудности, связанные с утомлением и сопутствующими ему

функциональными сдвигами, необходимо на тренировках моделировать эти состояния. Для этого нужно включать в тренировку отдельные дополнительные задания при ярко выраженной усталости. Наиболее благоприятные возможности для практического овладения приемами, помогающими преодолевать развивающееся утомление усилиями воли, дает участие в соревнованиях. Для воспитания смелости и самообладания, решительности, способности преодолевать различные формы страха и неуверенности необходимо повышать степень риска при прохождении сложных участков трассы (крутых и закрытых спусков и др.) с различным качеством снежного покрова. Готовность к преодолению неожиданных трудностей вырабатывается с помощью анализа возможных причин их возникновения. В процессе подготовки к соревнованиям следует специально создавать сложные ситуации, которые вынуждали бы спортсмена проявлять все волевые качества [2-5, 8].

Следующим важным разделом в системе психологической подготовки лыжника является совершенствование специализированных умений и управление психическими состояниями. Особенно этим отличаются лыжники высокой квалификации, у которых хорошо развиты способности к восприятию специализированной деятельности, проявляющиеся в таких специфических показателях как чувства снега, инвентаря, дистанции, времени и темпа движений, умению сопротивляться нарастающему утомлению и монотонной работе, предугадыванию действий соперника и маскировке своих действий и пр. Специализированные умения и навыки, основанные на проявлениях двигательных реакций и пространственно-временных ощущений, лежат в основе деятельности спортсменов в неожиданных и быстроизменяющихся ситуациях.

При подготовке к соревнованиям и во время участия в них спортсмены ищут и совершенствуют способы и приемы тактико-психологического воздействия или противодействия конкретным соперникам, в разной мере знакомым по предшествующим соревнованиям, тренировкам, рассказам тренеров и товарищей по команде. Кроме того, приходится готовиться к борьбе с незнакомыми конкурентами - изучать их в ходе соревнований, осуществлять поиск средств для успешного составления моделей действий противника и т.п. [1-4, 10].

Классическим примером тактико-психологического воздействия на соперника можно считать действия первого советского олимпийского чемпиона в индивидуальной гонке Вячеслава Веденина при подготовке и во время своего этапа эстафетной гонки в Саппоро в 1972 г. На этом, заключительном этапе В.Веденин сумел отыграть более минуты у лыжника из Норвегии Й. Харвикена.

Вот как В.Веденин описывает эти события спустя 35 лет: «Уже больше 50-ти секунд отрыва, я еще раз к Харвикену подошел - дай, думаю, я тебе

медаль на грудь повешу - возьмешь, не возьмешь? Обнял его, пожал руку, чувствую, что он уже поздравления внутренне для себя принял. Это был чисто психологический прием, чтобы он на трассу расслабленным ушел. Я взял мазь и начал колдовать над лыжами - положил банку в руку и начал пальцем по лыже водить, делать вид, что перемазываюсь. Я ему показываю голубой Свикс. Дальше вижу: он начал голубым Свиксом мазаться, а голубой Свикс в этот день не ехал. Вот вам на одной только мази я у него еще секунд 20 отыграл, еще даже не стартовав» [6].

Применение различных тактико-психологических приемов борьбы с соперником в соревнованиях преследует следующие задачи: держать противника в постоянном напряжении, заставлять его тратить свои силы (физические и моральные) постоянной сменой темпа, подчинить его своей воле, разведывать его скоростные возможности, использовать ошибки, моменты наибольшего утомления, чтобы на финише реализовать достигнутое преимущество. Эти приемы противнику, конечно, известны и он может на них не пойти. Более того, он может воспользоваться каким-либо неизвестным спортсмену или неразгаданным вовремя своим приемом. Существует, например, возможность использования ложных приемов (начатые, но не законченные ускорения, намеренный показ усталости и т.д.). В подобных случаях выигрывает тот, кто правильно оценит обстановку и раньше начнет тактический прием, подчиняя противника своей воле, тактике [1, 2, 4, 6, 10].

Следовательно, среди слагаемых успеха, так и среди причин поражения в спортивном соревновании определенная важная доля принадлежит психологической подготовленности лыжника-гонщика. Поэтому очень часто в споре равных по своим физическим, техническим, тактическим возможностям спортсменов, выигрывает тот, кто лучше умеет управлять своим психическим состоянием, кто психологически более устойчив против воздействия различных стресс-факторов, кто обладает способностью к самоконтролю и саморегуляции, кто может демонстрировать уверенность в своей готовности к соревнованиям или умело маскировать свои истинные намерения с целью создания у противника ошибочного представления о своем физическом и психологическом состоянии и о своих тактических планах.

Список литературы:

1. Легков А. Я понимал, что Олимпиада в Сочи - это мой последний шанс» // Лыжный спорт. - 2007. - № 62 - С. 82-92.

2. Владимир Смирнов - человек-победитель / авт.: А. Арих, П.Е. Исак-сон, Л. Нельдинг, А. Голеген. - Астана: ТОО «Жасыл Орда», 2013. - 238 с.

3. Воронкина Л.В. Психологическая составляющая выносливости в тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов // Наука,

образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития: сб. научн. трудов по материалам межд. научно-пр. конф., 30 сентября 2015 г.: в 4-х ч. Ч. 4. - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 134-135.

4. Дали Б. Достаточно тяжело вы тренируетесь? // Лыжный спорт. -2000. - № 1 (16). - С. 102-109.

5. Захаров А.Д., Кузнецов В.К. Психологическая подготовка лыжников в условиях вуза: учеб. пособие. - Малаховка: МОГИФК, 1989. - 50 с.

6. Исаев И. Мы говорим «Веденин» - подразумеваем «Саппоро», мы говорим «Саппоро» - подразумеваем «Веденин» // Лыжный спорт. - 2007. -№ 45. - С. 250-263.

7. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. -Киев: «Олимпийская литература», 2004. - 808 с.

8. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд. - М.: Сов. спорт, 2004. - 464 с.

9. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. Около 9500 терминов // сост. Ф.П. Суслов, Д.А.Тышлер. - М.: СпортАкадем-Пресс, 2001. - 480 с.

10. Швецов А.В. Тактические варианты прохождения гонки на 15 км у лыжников-гонщиков - победителей ЗОИ и ЧМ / редкол.: А.В. Греб и др. // «Особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности в вузах на современном этапе социально-полит. развития России». В 3 т. -Т. 3. Статистика спортивных достижений: материалы междун. науч.-метод. конференции. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2016. - С. 161-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.