Психологическая подготовка и боевая готовность сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях
Старший преподаватель А.Е.Томилова
УЦ МВД России, г.Якутск (Республика Саха)
Деятельность ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, восстановлению нарушенного общественного порядка протекает в сложной, быстро меняющейся обстановке, характеризующейся действием целого ряда экстремальных внешних и внутренних психологических факторов, и требует от работников милиции высокого профессионализма, выдержки, самообладания, решительности и мужества.
Родоначальник теории стресса Г.Селье, когда готовил первое издание “Стресс в полиции”, поставил службу полицейского выше других профессий, подверженных стрессу. Это значит, что сотрудникам ОВД приходится переносить значительные психологические нагрузки. Для них вероятность того, что придется активно вмешиваться в экстремальные ситуации, заложена в Законе РСФСР “О милиции”, где в числе основных задач милиции формулируется обязанность обеспечения личной безопасности граждан, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, охраны общественной безопасности и общественного порядка (2). Ключевой проблемой в подобных обстоятельствах нередко выступает психологический стресс, различные неблагоприятные психические состояния.
54
В связи с этим умение своевременно определять наличие психологических проблем у сотрудников, готовность проявить внимание к их душевному состоянию и организовать при необходимости занятия по психологической разгрузке, снятию стрессов должны занимать важное место в деятельности подразделений МВД.
Экстремальные ситуации в деятельности сотрудников ОВД и современное состояние проблемы
Особо сложные условия или экстремальные ситуации в милицейской практике возникают, когда налицо реальная угроза человеческой жизни или наступления других общественно опасных последствий. Вообще же экстремальная ситуация определяется в качестве системы внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность и переживаемых им как сложных, трудных, связанных с большим риском.
Можно определить круг типичных экстремальных ситуаций, с которыми наиболее часто встречаются сотрудники ОВД:
а) ситуации, связанные с использованием источника повышенной опасности, нарушающим нормы права, неосторожного обращения с источником повышенной опасности;
б) совершение некоторых одиночных, групповых, особенно массовых правонарушений;
в) ситуации, связанные с введением в отдельной местности либо по всей стране чрезвычайного (особого) положения.
Возникновению большого количества чрезвычайных обстоятельств способствовали изменения общественно-политической ситуации в стране, происходившие на фоне катастрофических и кризисных ситуаций последних лет. Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях, психофизиологические возможности людей — величины вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жиз-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
немного опыта, профессиональных знаний и др. Отсюда становится понятным, почему важно определить, от каких факторов зависит эффективность поведения человека в усложненных условиях. В настоящее время вывести интегральную формулу поведения человека в экстремальной ситуации почти не представляется возможным. Тем не менее появляется все больше данных о том, что психологические факторы, индивидуальные качества, способности человека, его навыки, готовность установки, общая и специальная подготовка, его характер и темперамент в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который в конечном счете реализуется в правильном либо в ошибочном действии. Анализ экстремальных ситуаций и многообразия форм реакций на них сотрудников ОВД показывает исключительно сложную природу понятия “помехоустойчивость”. Проблема “помехоустойчивости” предполагает изучение таких качеств человека, как скорость и быстрота восприятия, быстрота обобщения, решительность, самообладание, выдержка и эмоциональная устойчивость. Но поведение в напряженной обстановке определяется не только постоянными личностными характеристиками человека на данный момент, но и тем осознанным или неосознанным опережением объективных факторов внешней среды, которые воздействуют на его психику. Поэтому необходимо раскрыть психологическое содержание экстремальной ситуации и формы ее отражения в психике сотрудника ОВД (5). Экстремальная ситуация есть в своей основе психический раздражитель. Отсюда сила и продолжительность ее воздействия обусловлена психическим состоянием человека, его индивидуальными особенностями. Любая напряженная ситуация характеризуется внезапностью, неожиданностью, логикой установок, психическим состоянием и т.д. Поведение в напряженной обстановке определяется также субъективным отражением в сознании объективных факторов внешней среды, воздействующих на психику. Именно сочетание психологических уровней регуляции характеризует реакцию на любой психогенный экстремальный раздражитель.
Это дает основание представить экстремальную ситуацию как комплексный раздражитель, вызывающий в основном два уровня реакций:
— приспособительные и автоматические акты типа навыков;
— реакций, активизирующих сложные функции. Сотрудник ОВД противопоставляет экстремальной ситуации свою психологическую готовность, опыт, личностные возможности. Именно эти факторы определяют силу воздействия экстремальной ситуации, возможность противостоять которой включает три составляющих:
— физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма;
— психическую устойчивость, обусловленную уровнем профессиональной подготовки и общим уровнем качеств личности;
— психологическую готовность.
Все формы психических реакций под воздействием напряженной ситуации показывают, что:
1) наиболее сильное дезорганизующее влияние экстремальной ситуации имеет своей причиной неопределенность и дефицит времени, а также внезапность;
2) под воздействием экстремальной ситуации нарушаются не только психические функции, а весь комплексный психический процесс оценки обстановки и принятия решений;
3) решающее условие сохранения устойчивости и эффективности деятельности в экстремальной ситуации — знания, навыки, умения, волевые и другие качества.
Можно выделить три основных вида экстремальных ситуаций:
— скоропреходящая — наиболее опасная для сотрудника ОВД;
— длительная, напряженная ситуация;
— критическая ситуация.
Возможности психологической подготовки сотрудника ОВД к действиям в экстремальных ситуациях
Экстремальные ситуации в деятельности сотрудников ОВД подразумевают в них не только самого сотрудника, но и других лиц. Разумеется, трудно найти замену собственному опыту действий сотрудника в экстремальных ситуациях, но тем не менее давний опыт можно наработать искусственно, при условии системного, научно обоснованного подхода к психологической подготовке. Подобный опыт приобретается сотрудником, как правило, во время службы в органах методом проб и ошибок. Данный метод приобретения психологических навыков и приемов, разумеется, не самый лучший.
Между тем с учетом анализа многих экстремальных ситуаций с участием сотрудников
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
55
ОВД и других специалистов можно выработать определенные рекомендации поведения в напряженных условиях. Психологи утверждают, что успешным действиям в критической ситуации можно и нужно учиться, но только в условиях максимально приближенных к реальным. На практике такое обучение в основном строится в виде рассказов одного сотрудника другому (нельзя отрицать рационального зерна в таком методе обучения). Удачные, дерзкие или рискованные решения, кем-то уже применяющиеся в экстремальных условиях, необходимо брать на вооружение, но не нельзя их переносить механически на другие случаи, ибо этого для стабильного успеха сотрудника недостаточно. В практике очень редко происходит абсолютное повторение ситуаций. Поэтому гораздо важнее осмыслить, почему в данной ситуации было принято именно такое решение, чтобы в дальнейшем как бы присвоить психологическую модель поведения другого сотрудника.
Действия сотрудника ОВД, а также психологическую подготовку к ним можно представить в виде трех обязательных элементов: подготовительного к ситуации, непосредственных действий в ситуации и заключительного.
Подготовительный этап есть не что иное как этап формирования у сотрудника готовности к действиям в экстремальной ситуации. Понятие готовности — это особое длительное или кратковременное состояние человека, направленное на сознательное или неосознанное проигрывание будущей ситуации.
Состояние готовности преимущественно обусловливается устойчивыми особенностями, свойственными данному человеку. Но оно не представляет собой перенос качеств в новую ситуацию, простую актуализацию их: оказывают влияние и те конкретные условия, в которых осуществляется деятельность.
Для каждого отдельно взятого сотрудника ОВД эти условия значат, что для его индивидуальной готовности к сложной ситуации необходимы:
— осознание требований общества к сотруднику ОВД, своих потребностей к выполнению поставленной задачи;
— осознание целей, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;
— осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта;
— определение на основе оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных способов решения задач;
— прогнозирование появления своих интеллектуальных, эмоциональных, волевых процессов;
— мобилизация сил в соответствии с условиями и задачами.
Таким образом, состояние готовности как психологическое состояние имеет сложную динамическую структуру и включает в себя следующие компоненты: мотивационный (ответственность за выполнение задач, чувство дол га),операциональный (владение способами, необходимыми приемами, знаниями и т.д.), волевой (самоконтроль, самоиммоби-лизация), оценочный (самооценка своей подготовленности).
Готовность к стандартной форме реагирования на определенную экстремальную ситуацию называется установкой. Она характеризует устойчивость и направленность деятельности субъекта в условиях, которые могут изменяться.
В поведении сотрудника ОВД в экстремальных ситуациях установка может быть выражена как устойчивая направленность на задержание, например, правонарушителя. Представляется, что за основу психологической подготовки сотрудников должна бьггь взята изложенная выше структура готовности.
Это, прежде всего, формирование у сотрудника слаженной, прочной мотивации, развитие чувства ответственности его за судьбы людей, воспитание глубокого чувства долга. Эта задача достаточно глобальна и не сводится к чисто индивидуальной подготовке, необходимо выработать у сотрудников четкую уверенность в том, что они действуют от имени государства. В критической обстановке сотрудник должен быть уверен, что является “инструментом справедливости и правого дела”.
Вторым составным элементом психологической подготовки к готовности действовать в экстремальных условиях является развитие ориентационной системы сотрудника ОВД. В данном случае необходимо сочетание теоретической подготовки с моделированием условий различного вида экстремальных ситуаций, максимально приближенных к реальным.
В-третьих, на основе смоделированных ситуаций добиться от сотрудника возможности четко управлять своими действиями, научить его четко контролировать ситуацию. Если в результате подобной подготовки у человека разовьется четко выраженная целос-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
56
тная система всех компонентов готовности, то это значит, что подготовлен специалист с высокой степенью активности, самостоятельности, творчества.
Определение возможности сотрудника к действиям в экстремальных условиях, как система, диктует нам, что одной психологической готовности мало. Необходимо, чтобы сотрудник обладал высоким уровнем физиологической готовности, физической подготовки.
Каждого сотрудника необходимо ознакомить, что есть такая эффективная форма самонастраивания, как медитация. Медитация — интенсивный процесс, это проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею, которое достигается путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних, так и внутренних. Это один из важнейших элементов эмоционально-волевой саморе гул и ци и, он формируется в ходе тренировок сотрудника на преодоление себя, когда необходимое действие начинается сразу после отдачи самоприказа. В итоге вырабатывается своего рода рефлекторная связь между внутренней речью и действием. Без этого приема сотруднику порой тяжело заставить себя броситься на встречу опасности.
Таким образом, можно подвести итоги. Психологическая подготовка должна вестись не формально, а на должном уровне, ибо от этого зависит не только состояние правопорядка, но зачастую и жизни самого сотрудника, и окружающих его людей. Основным принципом ее должен быть принцип сочетания теории и практики.
В интересах готовности к действиям в напряженной ситуации целесообразно совершенствовать не только систему психологической подготовки, но и систему профессиональной ориентации, изучать саму профессиональную деятельность, определять ее психофизические требования к человеку, создавать методику для определения личностных качеств и психофизиологических процессов, адекватных условиям и сложности службы в органах внутренних дел.
Литература
1. Дьяченко М.И. Готовность к действиям в напряженных ситуациях.— М., 1985.
2. Закон РСФСР “О милиции”// Российские ведомости.— 1993. — №6.
3. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях,— М., 1991.
4. Морально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях. - М., 1994.
5. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. — М., 1992.
6. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД. — Омск, 1994.
7. Селье Г. Стресс без дистресса,— М., 1982.
Содержание профессиональной наблюдательности сотрудника ОВД
Преподаватель Ю.В.Терещенко
Тульский факультет юридического института
МВД России
Практика показывает, что в современных условиях работники правоохранительных органов, не имеющие достаточной психологической подготовки не могут эффективно решать профессиональные задачи. Одним из элементов такой подготовки является формирование и совершенствование их профессионально значимых качеств, особое место в которых занимает профессиональная наблюдательность. О ее высоком значении для сотрудников ОВД пишут ряд авторов.
Например, А.Р.Ратинов отмечал, что наблюдение как психический процесс и форма деятельности вырабатывает у следователя органов внутренних дел особое качество — профессиональную наблюдательность, которая становится чертой его личности. Автор указывал на некоторые особенности этого профессионально значимого качества: оно имеет воссоздающий характер, реконструирует на основе подмеченных признаков обстоятельства расследуемого события и направлено на отыскание доказательств. А.Р.Ратинов подчеркивал, что характер профессиональной наблюдательности зависит от типов восприятия. Следователю в процессе наблюдения необходимо гармонически сочетать аналитический (детализирующий) и синтетический (целостный) тип восприятия, подмечая отдельные признаки, свойства и особенности наблюдаемых предметов и явлений, одновременно охватывать и весь предмет (явление) в целом, во всей сложности и взаимосвязи отдельных его частей. Именно
57
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)