Научная статья на тему 'Психологическая поддержка адаптации выпускников детских домов и интернатов'

Психологическая поддержка адаптации выпускников детских домов и интернатов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1539
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ЛИЧНОСТЬ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болотова М. Д.

В статье рассмотрен комплекс мероприятий по психологической поддержке выпускников детских домов и интернатов, направленных на их социальную адаптацию.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the complex of actions for psychological support of graduates of children's homes and the boarding schools directed on their social adaptation is considered.

Текст научной работы на тему «Психологическая поддержка адаптации выпускников детских домов и интернатов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ИНТЕРНАТОВ

БОЛОТОВА М.Д.

В статье рассмотрен комплекс мероприятий по психологической поддержке выпускников детских домов и интернатов, направленных на их социальную адаптацию.

In article the complex of actions for psychological support of graduates of children's homes and the boarding schools directed on their social adaptation is considered.

Процесс социально-трудовой адаптации сложен для подростков, воспитывающихся в нормальной полноценной семье, а тем более в условиях материнской депривации (в интернатных учреждениях).

Именно материнская депривация как отсутствие значимого, эмоционально связанного с ребенком лица, выступающего для него в роли матери, является причиной многих патологий в развитии детей-сирот. Это физические, психические, когнитивные и социальные патологии.

К сожалению, ни один детский дом в силу того, что он является государственным учреждением с наемным персоналом, не сможет удовлетворить потребность ребенка в постоянном, сензитивном общении со взрослым, который любит и принимает его. Без удовлетворения этой базовой потребности никакие методы и способы работы с детьми, лишенными попечения родителей, не компенсируют неблагополучных обстоятельств их жизни, нарушений в интеллектуальном, эмоционально-волевом и личностном развитии. Эти нарушения приводят впоследствии к тому, что воспитанники закрытых учреждений не готовы к решению жизненных ситуаций во взрослой жизни, и их адаптация после выпуска из детских домов крайне осложнена.

В первую очередь это связано с трудностями профессионального самоопределения. В 1516 лет у воспитанников интернатных учреждений еще не происходит формирование образа их «Я», который включает три компонента:

- познавательный (знание себя);

- эмоциональный (оценка себя);

- поведенческий (отношение к себе).

При бедной палитре социальных ролей ребенок не имеет возможности собрать воедино все знания о самом себе, ответить на вопрос о том, каков он в разных ролях, и интегрировать эти образы в образ собственного «Я». В условиях детского дома такие социальные роли, как «друг», «сосед», «одноклассник», «родственник», совмещены и крайне размыты. Свои прошлые роли, которые у ребёнка были, когда он еще находился в семье (если такой период вообще существовал в его жизни) забыты, потому что в условиях детского дома они не имеют значения.

Детдомовец также не способен создать собственный жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение), т.е. неспособность осознать себя как члена общества, принять свое место в нем и выработать способы достижения поставленных жизненных целей. Это является следствием того, что воспитанник никогда не участвует в планировании, за него все решают взрослые, а он обязан лишь подчинятся им независимо от своего желания. Подобную неспособ-

ность юных достичь смыкания сложившегося в прошлом образа «Я» с будущим представлением о себе Э. Эриксон называл кризисом идентичности, который ведет к неспособности выбрать карьеру и продолжить образование.

Поэтому процесс постинтернатной адаптации, по мнению многих специалистов, должен строиться на развитии навыков социальной компетентности. Социальная компетенция включает в себя как сформированность психологических способностей и умений индивида (правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать эти способы в процессе межличностного взаимодействия), так и набор знаний и навыков в областях, не связанных с психологией (бытовые навыки, бюджетное планирование, права, нормы и т.д.).

В рамках сопровождения адаптации основной вид деятельности психолога, заключается в психологической поддержке студентов из числа выпускников детских домов и интернатов. А психологическая поддержка, в свою очередь, - это комплекс мероприятий (диагностических, коррекционно-реабилитационных, психотерапевтических, консультативных), направленных на решение следующих задач:

- активизацию внутренних ресурсов личности;

- формирование у неё умения наиболее благоприятного выхода из различных жизненных ситуации;

- сохранение психического здоровья.

В 2008-2009 учебном году психологической службой колледжа была разработана программа психологической поддержки адаптации выпускников детских домов и интернатов. Данная программа состоит из трёх блоков:

1 БЛОК: Тренинг по развитию коммуникативных навыков (5 занятий).

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения.

2 БЛОК: Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний (6 занятий).

Цель: повышение ответственности за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков.

3 БЛОК: Тренинг по формированию позитивных жизненных целей (8 занятий).

Цель: формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.

Направления деятельности психолога с учащимися в рамках программы психологической поддержки адаптации выпускников детских домов и интернатов:

- помощь в профессионально-личностном самоопределении, т.е. помощь в планировании профессиональной карьеры с учетом личностных особенностей;

- помощь в установлении продуктивных взаимоотношений с окружающими, т.е. помощь в развитии коммуникативных навыков, умении поддерживать позитивные отношения с другими людьми, помощь в разрешении конфликтов;

- помощь в регуляции эмоциональных состояний, т.е. помощь в снятии усталости, преодолении тревоги, апатии, агрессии, стрессовых состояний и т.д.

Каждое занятие программы состоит из трех частей:

1. Вводная часть. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.

2. Основная часть. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять, усвоить главную тему занятия.

3. Заключительная часть. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. Ведущий должен обращать особое внимание на то, что, по его мнению, осталось не до конца понятым или недосказанным. Кроме того, на любом занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:

- Что вы сейчас чувствуете?

- Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

- Какие чувства вы испытали во время выполнения упражнений?

- Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

Работа «здесь и сейчас» с непосредственными чувствами и ощущениями необходима в подобных тренингах: участники постепенно привыкают считаться с особенностями настроения других, у них развивается умение слышать и слушать, а это является важным компонентом эмпатии.

Первое занятие отличается по своей структуре от остальных. На этом занятии принимаются правила групповой работы (за соблюдением которых ведущему предстоит следить в течение всей работы группы) и добавляется процедура знакомства участников группы.

Ожидаемые результаты:

- отсутствие выраженных затруднений в адаптации и симптомов стресса;

- формирование адекватной самооценки;

- снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения;

- формирование способности к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций;

- выработка позитивных жизненных цели и мотивации к их достижению;

- повышение правовой грамотности и ответственности за своё поведение.

Оценка результатов учащихся из числа выпускников детских домов и интернатов происходит посредством наблюдения и анализа, индивидуальных психологических консультаций и групповых тренингов, а также входной и итоговой диагностики по следующим методикам: Опросник Басса-Дарки; Характерологический опросник Леонгарда-Шмишека; Ориентационная анкета личности (опросник Смекала); Методика по исследованию самооценки Дембо-Рубинштейн.

В мае 2008-2009 учебного года, после завершения занятий в рамках данной программы было проведено тестирование учащихся-сирот. Сравнительный анализ первичной (20062007 уч. год) и итоговой (2008-2009 уч. год) диагностик показал, что после окончания групповых занятий способность к открытому проявлению агрессии у 44% подростков значительно снизилась, что даёт возможность прийти к заключению о том, что подростки научились контролировать свои внутренние агрессивные тенденции и сопоставлять их с требованиями социума.

Были достигнуты результаты по оптимизацию уровня самооценки. Стоит отметить изменение самооценки у 54% детей-сирот.

Диагностика состояния агрессии. Опросник Басса - Дарки

Результаты тестирования до проведения занятий__________

Результаты тестирования после проведения занятий

Индекс враждебности

Индекс враждебности

Методика по исследованию самооценки Дембо - Рубинштейн

Результаты тестирования до проведения занятий

Очень Уровень притязаний

высокий

34% Высокий

Результаты тестирования после проведения занятий

Уровень самооценки

Высокий Низкий

17% 4%

Средний

79%

Уровень притязаний

Средний

43%

Также стоит отметить динамику в направленности личности детей-сирот. В частности, направленность на взаимодействие в коллективе и направленность на задачу стала превалировать над направленностью на себя у 22% подростков.

Ориентационная анкета личности (Опросник Смекала)

Результаты тестирования Результаты тестирования

до проведения занятий после проведения занятий

Направлен

себя

22%

Ключевые слова: адаптация, психологическая поддержка, личность,

самооценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.