Научная статья на тему 'Психологическая модель формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия'

Психологическая модель формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / FORMING OF TOLERANCE / КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CONSTRUCTIVE INTERACTION / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ / PERFORMANCE CRITERIA OF THE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чебыкина Ольга Альбертовна, Колмогорцева Наталия Николаевна

В статье представлена психологическая модель формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия. Целевая группа учащиеся 5-6-х классов, младшие подростки 10-12 лет. Цель программы: формирование толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия. Программа рассчитана на 48 академических часов при проведении двух занятий в неделю в течение трех месяцев, каждое из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, продолжительностью от 40 минут до 1,2 часа, количество человек в группе 12. Комплектование группы проводится по принципу добровольности и информированности с созданием атмосферы открытости и спонтанности. Разработанная программа формирует у личности младшего подростка хорошее отношение к себе и окружающим, вырабатывая и регулируя конструктивные модели поведения, независимо от личностных особенностей, убеждений и прочих различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чебыкина Ольга Альбертовна, Колмогорцева Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Model of Tolerance Formation at Young Teenagers in the Course of Constructive Interaction

The article presents a psychological model of tolerance formation at teenagers in the process of constructive interaction. Target group 5-6th year pupils, younger teenagers 10-12 years. Program purpose: formation of tolerance at younger teenagers in the course of constructive interaction. The program is calculated on 48 class periods, when carrying out two occupations in a week within three months, each of which has the appointment, procedural providing, lasting from 40 minutes till 1,2 hours, a number of people in group 12. Completing of group is carried out by the principle of voluntariness and knowledge with creation of the atmosphere of openness and spontaneity. The developed program forms with the younger teenager a good attitude to himself and to people around, developing and regulating constructive models of behavior, irrespective of personal features, believes and other distinctions

Текст научной работы на тему «Психологическая модель формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия»

УДК 373.3.035 ББК 74.200.51

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

I О.А. Чебыкина, Н.Н. Колмогорцева

126

Аннотация. В статье представлена психологическая модель формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия. Целевая группа - учащиеся 5-6-х классов, младшие подростки 10-12 лет. Цель программы: формирование толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия. Программа рассчитана на 48 академических часов при проведении двух занятий в неделю в течение трех месяцев, каждое из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, продолжительностью от 40 минут до 1,2 часа, количество человек в группе - 12. Комплектование группы проводится по принципу добровольности и информированности с созданием атмосферы открытости и спонтанности. Разработанная программа формирует у личности младшего подростка хорошее отношение к себе и окружающим, вырабатывая и регулируя конструктивные модели поведения, независимо от личностных особенностей, убеждений и прочих различий.

Ключевые слова: формирование толерантности, конструктивное взаимодействие, критерии эффективности программы.

PSYCHOLOGICAL MODEL OF TOLERANCE FORMATION AT YOUNG TEENAGERS IN THE COURSE OF CONSTRUCTIVE INTERACTION

| O.A. Chebykina, N.N. Kolmogortseva

Abstract. The article presents a psychological model of tolerance formation at teenagers in the process of constructive interaction. Target group - 5-6th year pupils, younger teenagers - 10-12 years. Program purpose: formation of tolerance at younger teenagers in the course of constructive interaction. The program is calculated on 48 class periods, when carrying out two occupations in a week within three months, each of which has the appointment,

procedural providing, lasting from 40 minutes till 1,2 hours, a number of people in group - 12. Completing of group is carried out by the principle of voluntariness and knowledge with creation of the atmosphere of openness and spontaneity. The developed program forms with the younger teenager a good attitude to himself and to people around, developing and regulating constructive models of behavior, irrespective of personal features, believes and other distinctions

Keywords: forming of tolerance, constructive interaction, performance criteria of the program.

Данная психологическая модель направлена на формирование толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия, которая формирует у личности младшего подростка хорошее отношение к себе и окружающим, вырабатывая и регулируя конструктивные модели поведения, независимо от личностных особенностей, убеждений и прочих различий. Сформированная толерантность у младшего подростка позволяет конструктивно взаимодействовать с другими людьми.

При составлении настоящей программы мы исходили из следующих положений: возраст участников программы — 10-12 лет (младший подростковый период). Этот этап характеризуется интериоризацией (познанием себя) и социализацией (активным вхождением в общество); ведущим видом деятельности является общение со сверстниками [1].

База проведения: МКОУ «Лицей № 1» города Шадринска Курганской области.

Целевая группа - учащиеся 5-6-х классов, младшие подростки.

Занятия включают традиционные процедуры групповой работы: рефлексию опыта, ролевые игры, ин-

терактивное моделирование, деловые и организационно-управленческие игры, дискуссионные методы группового принятия решений [3].

Цель программы: формирование толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия.

Программа направлена на решение следующих задач:

• ознакомить младших подростков с понятиями «толерантность» и «толерантная личность»;

• активизировать позитивные отношения к установкам, ценностям, особенностям поведения представителей других культур;

• овладеть способами конструктивного взаимодействия с самим собой и окружающим миром;

• способствовать стремлению участников занятия к более глубокому пониманию мыслей и чувств другого человека, его точки зрения; сопереживанию и сочувствию, самоанализу, самоуважению, самопознанию, самораскрытию;

• совершенствовать навыки социальной восприимчивости (способности к эмпатии), способности к рефлексии, осознание многообразия и проявлений личности в этом мире.

127

128

Форма работы: индивидуальная, работа в парах; работа всей группы.

Особенности организации:

программа формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия рассчитана на 48 академических часов, при проведении двух занятий в неделю в течение трех месяцев, каждое из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, продолжительностью от 40 минут до 1,2 часа, количество человек в группе — 12. Комплектование группы проводится по принципу добровольности и информированности с созданием атмосферы открытости и спонтанности.

В целях увеличения положительного влияния на учащихся, усиления коррекционно-развивающего действия группы используются следующие приемы:

• прием доверия — учащийся выполняет значимое поручение группы, где он может проявить свои знания и умения;

• прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу — поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

• прием поддержки групповых проявлений — поощрение и одобрение группой, усилий участника при доброжелательных отношений к нему окружающих;

• прием побуждения участника дать объективную оценку своему поступку [2].

Эффективности осуществления коррекционных мероприятий способствовало соблюдение психокоррек-ционных принципов:

• принцип единства диагностики и коррекции;

• принцип системности развивающих и коррекционных задач;

• принцип комплексности методов психологического воздействия отражался в интегрированных приемах, способствующих формированию толерантности, в качестве которых в коррекционной программе выступали элементы психогимнастики, личностного тренинга, аутотренинга и релаксации, методы вербального и невербального оценивания, взаимооценивания, беседы, элементы игро-терапии, арттерапиии т.д.

• комплексность методов осуществлялась за счет принципа учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей младших подростков;

• принципа активного привлечения ближайшего социального окружения (родителей и педагогов) к работе с детьми;

• принцип учета объема и степени разнообразия и сложности материала;

• принцип недирективной тактики поведения психолога, основанной на партнерском диалоге в ходе кор-рекционно-развивающих занятий;

• в процессе коррекции использовался принцип сочетания групповых и индивидуальных форм работы, соотношение которых корректировалось в процессе формирующих воздействий;

• при составлении программы применили деятельностный принцип, который определил тактику проведения коррекционной работы, а также пути и способы реализации поставленных задач. Коррекционное воздействие осуществлялось в кон-

ВЕК

тексте основных видов деятельности младших подростков [7].

Принципы при проведении занятий: принцип постоянной обратной связи, равноправное межличностное взаимодействие на занятиях групп, принцип стимулирования саморазвития участников, принцип конфиденциальности.

В данной программе мы использовали следующие методы: творческие игры; беседы; дискуссии; метод личностной перспективы; доверие к ведущему; позитивное стимулирование; авансирование успеха; развернутая оценка результатов деятельности: ролевое научение; методы релаксации; подтверждение уникальности каждого; развитие позитивного восприятия других, которые обеспечивают взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками.

Структура занятий: каждое занятие программы состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Вводная часть направлена на: создание комфортной атмосферы и эмоционально-благополучного фона в группе, обеспечивающего позитивное межличностное взаимодействие; ритуал приветствия и установление доверительных отношений; включает упражнения, направленные на создание работоспособности в группе, раскрытие содержания занятия и настрой детей; сплочение младших подростков. Продолжительность этой части — 15 минут. Такие упражнения как: «Зверята хлопают», «Повтори за мной», «Несколько раз», «Дерево и гриб» [8].

В основной части реализуются основные цели и задачи занятия, за-

нимающие большую часть времени, ориентированы на повышение низкого и среднего уровней толерантности; расширение сферы осознания взаимодействия; создание установок на нахождение конструктивных способов взаимодействия и осознание младшими подростками собственных мотивов поведения. Продолжительность этой части — 90 минут. Мы использовали такие игры и упражнения, как «Я — реальный, идеальный, глазами других», «Ценности», «Разговор» [6].

Заключительная часть предполагает упражнения для завершения занятия, которые выполняют функцию обратной связи, снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительного эффекта мо-тивационных установок, стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность младших подростков, улучшение самочувствия и создания позитивного настроения; упражнения на установление релаксации, мышечное расслабление, подведение итогов и ритуал прощания, который позволяет объединить группу и настроить на дальнейшее продуктивное сотрудничество; обеспечение условий для главного перехода из мира игры в реальность. Продолжительность этой части — 15 минут. Для этого использовали: «Птица, расправляющая крылья», «Раздувающийся шар», «Дождь в лесу», «Полет в небо» [4].

Необходимо отметить, что в течение занятия проводится разминка, в которой упражнения направлены на снятия напряжения и поддержания работоспособности в группе, а после каждого упражнения выполняется рефлексия, то есть происходит об-

129

ВЕК

130

суждение упражнений участниками группы, обмен мыслями, идеями, чувствами [5]. Каждое занятие завершается ритуалом прощания, направленного на создание эмоционального благополучия и стимулирования участников занятия к дальнейшей работе.

Данная программа состоит из трех блоков: 1. Толерантность это ... (занятия 1-5: «Знакомство», «Налаживаем связь», «Две дороги», «Выделяем главное», «Ценности»). Цели: ознакомление с понятием «толерантность»; обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.

2. Толерантность к себе и к другим (занятия 6-15: «Немного о себе», «Толерантность к себе», «Всего в меру», «Жить в мире с людьми и миром», «Я и они», «Окружающие обо мне», «Я и группа», «Толерантность к себе и к другим», «Мы все разные», «Каждый дорог»). Цели: развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; формирование позитивного отношения к себе и другим; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

3. Конструктивное взаимодействие (занятия 16-24: «Встреча двух миров», «Разные миры», «Границы», «Взаимодействие миров», «Мы», «Воздействуя на себя — воздействую на других», «Заглянем в будущее»,

«Искусство взаимодействия», «Прощание»). Цели: формирование навыков эффективного взаимодействия; обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; осознание своей позиции в общении: понять и проанализировать свои установки при взаимодействии с другими.

Для эффективности реализации программы мы задействовали педагогов, проводя педагогический лекторий на тему «Взаимодействие в современном мире», педагогическую гостиную на тему «Конструктивное взаимодействие». Кроме этого, были проведены родительский час, круглый стол, родительские университеты.

Основная задача всех мероприятий — развитие толерантного мышления. Наличие эмоционального благополучия — усиление личностных ресурсов, наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения, уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению, самооценка, уровень школьной тревожности и агрессивности. Наличие норм поведения — навыки конструктивного поведе-ния учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников, освоение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений, сформиро-ванность навыков адекватного конструктивного поведения, способность учащихся регулировать свое поведение. Успешность конструктивного взаимодействия — взаимодействие со сверстниками, учителями и родителями. Психологическая грамотность

педагогов в вопросах формирования 5 деятельностного компонента толерантности — уровень знаний о формировании толерантности, умение ^ применять знания в педагогической практике, жизненных ситуациях.

В результате проведенной психологической модели формирования 7 толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия нам удалось: повысить культуру толерантности; развить у младших подростков черты толерант- 8. ной личности; уметь предупреждать конфликты и разрешить их; получать знания и представления о себе для успешного конструктивного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности, о способах эффектив- 1. ного взаимодействия с другими; формировать умения анализировать себя и других, навыки конструктивного взаимодействия, правильно оценивать себя и окружающих (принятие себя и других людей таких, какие они есть; установление доброжелатель- 3. ных отношений с окружающими).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф. Анн. - СПб. : Питер, 2007. - 271 с. : ил.

2. Вачков, И.В. Основы технологии группо- 4. вого тренинга. Психотехники: Учебное пособие [Текст] / И.В. Вачков. - М. : Академия, 2003. 5.

3. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы. Классный час «Что такое толерантность?»; «Толерантность»; «Все мы раз- 6. ные»; «Толерантная личность» [Текст] // Классный руководитель. - 2006. - № 4. -

С. 77-101.

4. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков [Текст] / А.Г. Грецов. - СПб. : Пи- 7. тер, 2007. - 160 с. : ил.

Лидере, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А.Г. Лидере. -М. : Издательский центр «Академия», 2001.

Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Мони-на. - СПб. : Речь, 2001. - 189 с. Прутченков, А.С. Школа жизни : Методические разработки Социально-психологических тренингов [Текст] / А.С. Прутченков. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. - 192 с. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения : практ. пособие [Текст] / К. Фопель ; пер. с нем. - 4-е изд. - М. : Генезис, 2006. - 240 с. : ил.

REFERENCES

Ann L.F. Psihologicheskij trening s podrost-kami [Psychological training with teenagers], SPb., Piter, 2007, 271 pp.: il Vachkov I.V. Osnovy tehnologii gruppo-vogo treninga. Psihotehniki: Uchebnoe po-sobie [Bases of group training technology. Psychotechnicians: Manual], M., Aka-demija, 2003.

Vospitanie tolerantnosti: priemy dlja individual'noj i gruppovoj raboty. Klassnyj chas "Chto takoe tolerantnost'?"; "Tolerant-nost'"; "Vse my raznye"; "Tolerantnaja lich- 131 nost'" [Tolerance: techniques for individual and group work. Class hour "What is tolerance?"; "Tolerance"; "we are All different"; "Tolerant man"], Klassnyj rukovoditel', 2006, No. 4, pp. 77-101. Grecov A.G. Trening obshhenija dlja podrostkov [Training of communication for teenagers], SPb., Piter, 2007, 160 pp.: il. Liders A.G. Psihologicheskij trening s podrostkami [Psychological training with teenagers], M., izdatel'skij centr "Akademi-ja", 2001.

Ljutova E.K., Monina G.B. Trening jeffek-tivnogo vzaimodejstvija s det'mi. Komplek-snaja programma [Training of effective interaction with children. Comprehensive program], SPb, Rech', 2001, 189 p. Prutchenkov A.S. Shkola zhizni: Metodi-cheskie razrabotki social'no-psiholog-

icheskih treningov [Life school: Methodical development of Social and psychological trainings], 2, e izd., ispr. i dop., M., MOODiM "Novaja civilizacija", Pedagogicheskoe ob-shhestvo Rossii, 2000, 192 p.

8. Fopel' K. Jenergija pauzy. Psihologicheskie igry i uprazhnenija: prakt. posobie [Energy of pause. Psychological games and exercises: practice manual] / per. s nem., 4-e izd., M., Genezis, 2006, 240 p.: il.

Чебыкина Ольга Альбертовна, аспирантка кафедры психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического института; педагог-психолог Лицея № 1 г Шадринска, OOLGA-85@YA.RU Chebykina O.A., Post-Graduate Student, Psychology of Development and Pedagogical Psychology Department, Shadrinsk State Pedagogical Training Institute; Educational Psychologist, Lyceum No. 1, Shadrinsk, OOLGA-85@YA.RU

Колмогорцева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института, vospr75@mail.ru Kolmogorceva N.N., PhD in Psychology, Аssociate Professor. Psychology of Development and Pedagogical Psychology Department, Shadrinsk State Pedagogical Training Institute, vospr75@ mail.ru

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.