ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ДЕТСКИХ ДОМАХ
Галуза Анастасия Алексеевна ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, г. Волгоград, Россия
Ключевые слова: подростки, проживающие в детских домах; эмоциональная сфера; эмоциональные нарушения подростков, оставшихся без попечительства родителей; коррекционная работа.
Работы отечественных и зарубежных авторов показывают, что длительное пребывание в большом коллективе, в однотипных условиях, ограниченный контакт с внешним миром приводит к разнообразным последствиям от незначительных нарушений до психического и физического недоразвития.
Существующая в нашей стране на протяжении долгих десятилетий система воспитания детей, проживающих в детских домах, является системой изоляции и отдаления их от реальной жизни общества. Такое положение обуславливает у детей, в первую очередь, эмоциональные нарушения. Поэтому существует объективная потребность в анализе и теоретическом изучении подростков, проживающих в детских домах.
Таким образом, целью данной работы было выявление эмоциональных нарушений, таких как: высокая тревожность, депрессивные проявления и агрессивные реакции, характерных для подростков, воспитывающихся в детдомах для оказания им психологической помощи. Для исследования личностных особенностей в этой области были отобраны две выборки: первая выборка -подростки, оставшиеся без попечительства родителей (30 человек), вторая выборка - дети, живущие в семьях (30 человек). Применялись такие методики,
как: индивидуально - типологический детский опросник Собчик Л.Н., проективный тест «несуществующее животное» Друкаревич М.З. и шкала-опросник депрессии CES-D. Обработка результатов была произведена с помощью программы Microsoft Office Excel и Statistical Package for the Social Sciences (SPSS).
Итак, проанализировав множество источников литературы, можно сделать вывод, что основными причинами попадания детей и подростков в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей являются: смерть родителей; ассоциативное поведение родителей; сексуальное развращение детей; жестокое обращение с детьми; нахождение родителей в местах лишения свободы; отказ матерей от новорожденных и малолетних детей; лишение родительских прав; отказ (отмена) усыновления, опеки (попечительства); госпитализация родителей на длительный срок, ограничение родителей в правах и т.д.
Отмечается, что подростки, которые воспитывались вне семьи, часто не знают что такое ласка, нежность со стороны родителей. И зачастую чувствуют отчаяние, тоску, агрессивность. Кроме того, при попадании ребенок лишен того объема информации, который усваивает ребенок в семье. Для тех малышей кто не с рождения попал в детский дом, а успел пожить с родителями при попадании в интернаты, замыкается в себе, потому что старые связи оборваны, а новые еще не сформированы.
Из проведенного исследования можно сделать вывод, что для подростков, живущих в детских домах, свойственны такие эмоциональные состояния, как: агрессия, частые тревожные состояния и депрессивные реакции. Такие ребята испытывают повышенное беспокойство, испытывают страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Для испытуемых в большей степени характерна обида, проявляющаяся в зависти, ревности и ненависти к окружающим, неудовлетворённость, досада, раздражение, возмущение, злоба и т.д. А также:
подозрительность, недоверие, опасливость, осторожность, неблаговидность, скептицизм, сомнение и т.д.
На основании чего была успешно разработана и реализована коррекцион-ная программа, которая проходила в виде тренинга, целью которого являлось: снижение уровня тревожности, агрессии и депрессивных проявлений. Форма работы групповая (5 человек). Продолжительность программы: 10 встреч, 5 раз в неделю. Продолжительность занятий 50-60 минут.
Список литературы:
1. Атаева. З., Мирзапирова, М.М. «Анализ причин и проблем детей, оставшихся без попечения родителей » / [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.scienceforum.ru/2015/1219/12878 2015 г.
2. Брутман В.И. Причины социального сиротства: аналитический взгляд на проблему. М.,2009г.
3. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учеб.пособие для студентов психологических факультетов, практических психологов. - Мн.: РИПО, 1999 - 94 с.
4. Олиференко Л.Я., Шульга, Т.И., Дементьева, И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. М., 2010г.
5. Осипова И.И. Социальное сиротство в контексте объективистского и субъективистского подходов. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 5. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2008. - 341 с.
6. Осипова И.И. Реорганизация детского дома в «Профессиональной патронатный центр» как механизм профилактики вторичного сиротства // Ответственное родительство как фактор улучшения демографической си-
туации в обществе (сборник тезисов межрегиональной научно-практической конференции). Сост. М.Н. Бородатая. Под ред. Н.Н. Ершовой. - Киров: Изд-во ООО «Март-2000», 2007. - С. 18-21
7. Осипова И.И. Исторические аспекты социального сиротства // И.И. Осипова.- Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2008.- №4.- С. 169-173
8. Осипова И.И. Профилактика отказов от приемных детей. Пособие / И.И. Осипова. - М.: НП «Независимый институт семьи и демографии», 2008. -144 с
9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2011. -672 с.
10. Реан А.А. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты / под ред. А.А. Реана - М.: АСТ; Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2008. - 124, С.
W