Научная статья на тему 'Психологическая безопасность образовательной среды как фактор сохранения психологического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья'

Психологическая безопасность образовательной среды как фактор сохранения психологического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
467
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбунова Наталия Евгеньевна, Труфанова Галина Константиновна

Данная статья посвящена изучению факторов сохранения психологического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках обеспечения психологической безопасности образовательной среды. Рассмотрены угрозы, которые могут негативно сказаться на состоянии психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая безопасность образовательной среды как фактор сохранения психологического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

SCIENCE TIME

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Горбунова Наталия Евгеньевна, Труфанова Галина Константиновна, ФГБОУ ВПО « Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

E-mail: ya.trufanova-galina@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена изучению факторов сохранения психологического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями ^ здоровья в рамках обеспечения психологической безопасности образовательной • среды. Рассмотрены угрозы, которые могут негативно сказаться на состоянии психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая

безопасность, образовательная среда, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время образовательная среда определяется как комплексное понятие, включающее в себя следующие компоненты: материальные факторы образовательного процесса, межличностные отношения субъектов образования и специально организованные психолого-педагогические условия для

полноценного развития личности. Одним из ведущих показателей,

определяющих деятельность образовательной организации, является уровень психологического здоровья обучающихся.

Определение здоровья как сложного и системного феномена длительное время привлекает внимание деятелей различных научных направлений. Однако в последние десятилетия ведущее место принадлежит психологическому благополучию, которое во многом определяет эффективный процесс развития личности.

Вопросами психологического здоровья занимались педагоги и психологи: А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, И.В. Давыдова, А.Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, О.В Хухлаева, Д.Б. Эльконин и другие.

102

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Однако как научная категория понятие «психологическое здоровье» введено в начале 90-х годов XX века И.В. Дубровиной [3].

В современной психолого-педагогический науке нет четкого и однозначного определения психологического здоровья. Так, И.В. Дубровина отмечает, что психологическое здоровье - это совокупность характеристик личности, обеспечивающих ее стрессоустойчивость, социальную адаптацию и успешную самореализацию. В.Э. Пахальян определяет психологическое здоровье как «динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастнопсихологические возможности на любом этапе» [5].

Ввиду отсутствия понятия психологического здоровья, его критерии на сегодня не представлены в виде устойчивого комплекса. Выделен целый ряд параметров позитивного психического здоровья: адаптивность к окружающей действительности; саморегуляция поведения; планирование собственных целей деятельности; активность личности; адекватная самооценка и уровень притязаний; тенденция к самосовершенствованию.

О.Е. Елисеева отмечает, что содержание психологического здоровья напрямую связано с положительным эмоциональным фоном человека, его эмоциональным равновесием и определяется через отношения с другими людьми [4]. Г.А. Широковой были выделены внешние и внутренние критерии психологического здоровья. К внешним критериям были отнесены функции организма, определяющие адаптивность к окружающей среде, к внутренним -гармоничное состояние душевного покоя [2].

Изучая данную проблему, В. А. Ананьев выделяет три уровня психологического здоровья: креативный (устойчивая адаптация к середе, стрессоустойчивость, творческое отношение к действительности), адаптивный (повышенная тревожность и притязательность) и дезадаптивный (чрезмерная внушаемость, деструктивность поведения) [1].

Вопросу сохранения и укрепления психологического здоровья детей уделяется значительное внимание и в нормативных документах нашей страны: Федеральный закон об образовании РФ, Федеральные государственные требования дошкольного и начального общего образования, Федеральный государственный стандарт (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно требованиям ФГОС обучающихся с ОВЗ, любая образовательная организация должна предоставить условия не только для обучения, но и для полноценного развития личности и межличностных отношений обучающегося с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ. Наряду с освоением образовательной программы, обучающийся должен овладеть следующими компетенциями: адекватная самооценка, навыки самоконтроля и саморегуляции,

103

о

Щ SCIENCE TIME Щ

навыки эффективного сотрудничества с окружающими.

Единое образовательное пространство должно быть направлено на создание условий для укрепления психологического здоровья всех субъектов системы образования. На уровне образовательной организации эти условия создаются путем внедрения технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.

Б.А. Еремеев определяет психологическую безопасность как душевное равновесие и развитие личности через осознанное и рефлексивное отношение человека к окружающей действительности. Автором подчеркивается

социальный аспект психологической безопасности: внимание уделяется оптимальным с точки зрения совместной деятельности отношениям окружающих [4].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить

компоненты психологической безопасности: сохранность структур человеческой психики, адаптивность функционирования в малых социальных группах и обществе в целом, состояние среды жизнедеятельности человека.

Таким образом, говоря об организации образовательного пространства, _ необходимо учитывать ее комплексный характер, который должен опираться на создание в образовательной организации специальных условий, направленных на сохранение психологического здоровья обучающихся.

В образовательных организациях, которые посещают дети с ОВЗ, могут возникнуть своего рода угрозы психологической безопасности:

- изменение стратегии деятельности образовательных организаций в период введения ФГОС обучающихся с ОВЗ;

- недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ;

- загруженность педагогического коллектива методическими разработками, что препятствует созданию реальных условий для развития личности обучающихся с ОВЗ;

- личностные проблемы педагогов, связанные с профессиональным выгоранием;

- недостаточное развитие системы психологической помощи детям с ОВЗ и их родителям в общеобразовательных организациях;

- неготовность нормативно развивающихся детей и их родителей к принятию ребенка с ОВЗ.

Вышеперечисленные угрозы могут препятствовать сохранению психологической безопасности образовательной среды, что, в свою очередь, негативно скажется на состоянии психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса, в особенности - обучающихся с ОВЗ.

На основании указанных угроз, можно выделить критерии психологической

104

о

Щ SCIENCE TIME Щ

безопасности образовательной среды. Первый критерий - отсутствие психологического насилия в процессе учебно-воспитательного процесса. Второй - удовлетворенность процессом взаимодействия в образовательной организации. Третий - адаптивность к изменяющимся условиям со стороны педагогов и обучающихся.

Таким образом, деятельность специалистов образовательных организаций, должна быть нацелена создание безопасной психологической среды. Должны быть созданы вариативные условия обучения и воспитания, которые будут способствовать сохранению психологического здоровья всех субъектов образования.

Литература:

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. - СПб., 2002. - 271 с.

2. Баева И.А. Волкова И.А. Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Баевой. - М., 2009 - 247 с.

3. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.

4. Елисеева О. А. Структура субъективного благополучия подростков в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2011. - № 132 - C. 368 - 375.

5. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. - М.: Питер, 2006. - 294 с.

а

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.