Научная статья на тему 'Психолингвистические основы изучения синтаксических единиц'

Психолингвистические основы изучения синтаксических единиц Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
316
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО / ПРОЦЕССЫ ПОРОЖДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА / МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / ВЕДУЩАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / THE TEXT / A STYLISTIC UNITY / THE PROCESSES OF GENERATION AND READABILITY OF THE TEXT / LATERALIZATION / THE LEADING MODALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зорина Марина Евгеньевна

В статье представлены психолингвистические основы изучения текста как синтаксической единицы с точки зрения его стилистического единства. В работе представлен обширный дидактический материал, который можно использовать на уроках развития речи в 5–9 классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To Studying of Syntactic Subjects: Text as Stylistic Unity

The article presents psycholinguistic the basis for learning of the text as a syntactic unit from the point of view of its stylistic unity. The paper provides a comprehensive didactic material, which you can use on the lessons of speech development in the 5–9 grades.

Текст научной работы на тему «Психолингвистические основы изучения синтаксических единиц»

УДК 81’367 ББК Ш102-22

М. Е. Зорина

Екатеринбург, Россия

К ИЗУЧЕНИЮ СИНТАКСИЧЕСКИХ ТЕМ: ТЕКСТ КАК СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО

Аннотация. В статье представлены психолингвистические основы изучения текста как синтаксической единицы с точки зрения его стилистического единства. В работе представлен обширный дидактический материал, который можно использовать на уроках развития речи в 5-9 классах.

Ключевые слова: текст, стилистическое единство, процессы порождения и восприятия текста, межполушарная асимметрия, ведущая модальность.

M. E. Zorina

Yekaterinburg, Russia

TO STUDYING OF SYNTACTIC SUBJECTS: TEXT AS STYLISTIC UNITY

Abstract. The article presents psycholinguistic the basis for learning of the text as a syntactic unit from the point of view of its stylistic unity. The paper provides a comprehensive didactic material, which you can use on the lessons of speech development in the 5-9 grades.

Keywords: the text, a stylistic unity, the processes of generation and readability of the text, lateralization, the leading modality.

Сущность изучаемого явления. Лингвистика рассматривает текст как реально высказанное (написанное) предложение или совокупность предложений, служащее материалом для наблюдения фактов языка. При лингвистическом подходе к изучению текста интерес представляют, в первую очередь, те языковые средства, с помощью которых реализуется общий замысел и эмоциональное содержание текста.

Комплекс признаков текста:

• Текст как тематическое единство.

• Текст как смысловое единство.

• Текст как структурное единство.

• Текст как стилистическое единство.

• Текст как функционально-семантическое единство.

При анализе текста с позиций психолингвистики в центре внимания оказывается языковая личность, а процессы порождения и восприятия текста рассматриваются как результат речемыслительной деятельности индивида, как «способ отражения действительности в сознании с помощью элементов системы языка». Любой текст должен рассматриваться в рамках конкретной коммуникативной ситуации; при этом форма и содержание текстов определяются психологическими особенностями индивидов - участников коммуникации. Одной из центральных проблем психолингвистики является вопрос об особенностях производства и восприятия текстов.

Также подчеркивается сложность и многоплановость процессов восприятия и понимания текста. Все ученые указывают на их тесную взаимосвязь, поэтому восприятие и понимание принято рассматривать как две стороны одного явления - сторону процессуальную и сторону результативную.

Процесс восприятия и понимания текста представляет собой иерархическую систему, где в

тесной взаимосвязи выступают низший, сенсорный, и высший, смысловой, уровни. Иерархичность осмысления текста выявляется в постепенном переходе от интерпретации значений отдельных слов к пониманию смысла целых высказываний и затем - к осмыслению общей идеи текста. Однако эти процессы играют роль вспомогательных операций, так как, обращаясь к тексту, реципиент никогда не ставит перед собой задачу понять отдельные слова или фразы. Процесс понимания начинается с поисков общего смысла сообщения, с выдвижения гипотез и лишь потом переходит на более низкие уровни - сенсорные (распознавание звуков), лексический (восприятие отдельных слов) и синтаксический (восприятие смысла отдельных предложений). То есть реальный процесс понимания текста не совпадает с тем порядком, в котором поступает информация. Поэтому адекватное осмысление сообщения может иметь место только тогда, когда между указанными уровнями осуществляется обратная связь, когда совпадают проекция текста автора и проекция текста читателя (реципиента).

Нельзя до конца постичь всю глубину лингвистических явлений, отраженных в тексте, изучая текст сам по себе, без обращения к психологическим характеристикам общающихся индивидов, которые и определяют внешнюю форму и смысловую структуру текста.

Предлагаем разработанный автором статьи дидактический материал к изучению текста как стилистического единства.

I. Умение определять стиль текста (функция стиля)

1. Найдите и графически выделите в тексте его стилевые особенности.

Т екст № 1.

Октябрь (лат. Oktober от octo — восемь) — десятый месяц календарного года (31 сутки). До реформы календаря Юлием Цезарем был восьмым месяцем. (Энциклопедический словарь).

Текст № 2

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей,

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл.

(А. С. Пушкин).

Текст № 3

Наши поселяне думают, что с сего дня (с октября) перестают бродить по лесу лешие. Расставаясь с лесом, они, будто с досады, ломают деревья, как тросточки, в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам, а сами проваливаются сквозь землю. Существует предание об удалом мужике, желавшем подсмотреть, как леший будет проваливаться сквозь землю. ...Вот и ходит мужик по лесу, а тут навстречу ему леший. Он и тут не сробел: шапку долой, да и ему ж челом. Известное дело, что леший не говорит, а только смеётся. Удалой на уме себе молвит: «Нет, брат, меня этим не проведёшь, смейся себе, сколько хочешь. Лучше попытаю, где его жильё?»

(И. П. Сахаров)

2. Определите стиль данного текста. Что вы «слышите», «видите», «чувствуете», когда читаете текст. Опишите свои ощущения.

Я стою у окна в серебреющем повечерье

И смотрю из него на использованные поля,

Где солома от убранной ржи ощетинила перья

И насторожилась заморозками пустая земля.

(И. Северянин. Серебряная соната)

3. Найдите и выделите графически в текстах слова, относящиеся к определенной науке и нуждающиеся в дополнительном толковании. Как называются эти слова? В текстах какого стиля они используются?

1) Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем. (Из учебника «Русский язык. Теория»)

2) При сложении двух натуральных чисел получается новое натуральное число, называемое суммой этих чисел. Числа, которые складывают, называют слагаемыми. (Из учебника математики)

II. Стилеобразующие факторы. Стилевые ошибки

1. В каждой группе слов, одинаковых или близких по значению, подчеркните такие, которые в научном стиле обычно не употребляют:

1) глаза, очи, буркалы;

2) хороший, славный, добрый;

3) молчать, помалкивать;

4) рядом, рядышком, рядком.

2. В каждой группе слов найдите «четвертое лишнее»:

1) идти, двигаться, тащиться, следовать;

2) говорить, тараторить, излагать, произносить;

3) красивый, великолепный, живописный, смазливый.

3. Хлопните в ладоши один раз, услышав словосочетания, относящиеся к разговорному стилю, два раза - услышав словосочетания, относящиеся к научному стилю речи. Составьте с ними предложения.

Раннее утро, пробуждающаяся природа, выпучив глаза, на примере подтвердил, ужасно обиделся, прошедшие испытания, ветки цветущего каштана, биологические проблемы, вопросы здравоохранения, научные прогнозы, хохотал до упаду, серебристый иней, растянулся на печке, взмахнул крылами, голубизна неба, пятая симфония, страшная история, хлопать ушами, удовлетворять просьбу, стилистические ошибки, лебедь белая, библиографический указатель, развивать культуру, заливаться соловьем.

4. Перед вами текст - ответ ученика. Черты каких стилей он в себе соединяет? Выделите двумя цветами языковые средства разных стилей. Отредактируйте текст.

Ну, существительные — они бывают одушевленными. А еще могут быть неодушевленными, это когда обозначают неодушевленный предмет. Вот такие, например, неодушевленные существительные: забор, дом, стол. А одушевленные обозначают одушевленный предмет, лицо. Например: мужчина, девочка, волк. Падеж могут иметь все существительные, а число, по-моему, не все. Ну, что еще сказать о существительных? Да, о роде. Они имеют род только в единственном числе.

5. Выберите один из синонимов, более соответствующий стилю данного предложения (разговорному или книжному). Выделите графически разными цветами языковые средства разных стилей.

Ребята пекли в горячей золе (картофель, картошку).

(Картофель, картошка) — травянистое многолетнее растение семейства паслёновых.

Да ты говори (ясно, толком), в чём дело.

Учитесь выражать свои мысли (ясно, толком) и чётко.

Мальчишки (начали, затеяли) какую-то игру.

Учёные (начали, затеяли) новый цикл исследований.

А вот и не скажу! (Ни за что, хоть убей) не скажу!

Мы единодушно решили (ни за что, хоть убей) не оставлять товарищей в беде.

Раз без седла ездил, в седле и (тем более, подавно) сумеешь.

Если они в состоянии это сделать, то вам (тем более, подавно) это по силам.

Барыня такой дала (выговор, нагоняй) Гавриле, что тот целый день только потряхивал головой.

Начальник объявил ему в приказе строгий (выговор, нагоняй).

У каждого народа свои (обычаи, замашки).

Ума не приложу, откуда у него эти отвратительные (обычаи, замашки).

6. Творческое изложение с преобразованием стиля текста.

Задание. Определите, какие языковые средства текста характерны для устного общения. С какой целью их употребляет автор? Изложите содержание текста без них, в книжном, научном стиле. Как изменился текст? Что утрачено в его стиле?

Мы плывем по Неве. Самой короткой и самой молодой судоходной реке. По сравнению с Волгой, которая растянулась среди зеленых холмов и полей на 3700 километров, Нева кажется совсем коротышкой. В ней и росту-то всего 74 километра. Великан и карлик! Хотя по ширине и глубине этот карлик не уступит и великанам. Свободно и просторно чувствуют себя на Неве даже океанские теплоходы и морские военные крейсера.

— А сколько лет реке?

— Ученые считают, что Неве не меньше двух тысяч лет.

— Это много или мало?

— Очень много, если сравнить с твоим возрастом. Посчитай-ка, во сколько раз Нева старше тебя! Но и очень мало, если сравнить с возрастом других рек. Волга в сто тысяч раз старше Невы. Бабушка и внучка!

(Г. Гроденский)

III. Создание текста определенного стиля

1. Напишите в жанре заявления поздравление с Днем учителя.

2. Напишите сочинение о том, как приходит весна в наши края, выбрав одну из тем: «Что можно увидеть весной», «Весенние звуки», «Запахи весеннего леса», «Весенние ощущения». Какого стиля будет ваше сочинение?

3. Прочитайте текст, определите его стиль. Мысленно представьте картину, которую нарисовал писатель. Напишите сочинение по этой «картине».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной...

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.

И. Бунин

Придумайте образные характеристики осени. Выразите в сочинении свое отношение к этому времени года.

4. Прочитайте объявление и выделите его основные структурные элементы.

Объявление.

10 октября в 17 часов в актовом зале школы № 167 для учащихся 6—7 классов состоится встреча с автором популярных детских книг Андреем Олеговичем Щуповым. Приглашаются все желающие познакомиться с молодым уральским писателем.

Учителя русского языка и литературы.

Задание: составьте объявление о районном туре олимпиады по русскому языку, который будет проходить в нашей школе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Напишите инструкцию «Как составить объявление».

5. «Соберите» текст, разместив предложения в правильном порядке. Текст какого стиля у вас получился?

Он помогает растению укрепиться в почве, прочно удерживать его на определенном месте.

Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками.

Растение имеет органы: корни и побеги.

Корень располагается под землей и питает растение, добывая из почвы необходимые для его роста ресурсы.

6. «Разберите» написанное так, чтобы у вас получилось два текста разных стилей.

Основание Киева.

Киев основан в УІ—УП вв. как центр племени полян. Были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лебедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. В русских летописях известен с 860 г. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. В 1240 г. разрушен монголо-татарами. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. В IX

— начале XII в. столица Киевской Руси. И были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве. В 1362 г.

сразу захвачен Литвой, в 1569 г. — Польшей. С 1654 г. в составе России. Теперь Киев — столица Украины.

7. Сочинение по картине.

Как вы думаете, являются ли текстами одного стиля сочинение-описание картины и рассказ по картине? Почему? Допустимо ли в тексте публицистического стиля (сочинение-описание картины) использование языковых средств, характерных для художественного стиля? Почему?

Задание:

Напишите сочинение-описание картины по предложенному плану.

Напишите рассказ по картине.

Предлагаемый нами материал позволяет сделать работу по формированию ведущих компетенций более эффективной, так как данные упражнения позволяют организовать работу по теме «Текст как стилистическое единство» с учетом индивидуальных особенностей учащихся: выбора право- или левополушарных стратегий в процессах речевос-приятия и речепорождения, ведущей модальности восприятия, определяющей характер когнитивной обработки учащимися текстового материала.

ЛИТЕРАТУРА

Русский язык. Русская речь. 5-9 классы / Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2010.

http://nsportal.ru/shkola/russkii-vazvk/librarv/rabochava-

terad-po-prakticheskoi-stilistike-dlva-5-6-klassa.

Данные об авторе:

Марина Евгеньевна Зорина - учитель русского языка и литературы высшей категории, руководитель РМО учителей русского языка и литературы Орджоникидзевского района города Екатеринбурга.

Адрес: 620057, г. Екатеринбург, ул. Фрезеровщиков, 84А.

E-mail: marizori@mail.ru

About the author:

Marina Evgenyevna Zorina is a Teacher of Russian and Literature of the Highest Category, Head of RMO of Teachers of Russian and Literature of the Ordzhonikidzevsky District of the City of Yekaterinburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.