Научная статья на тему 'Психокоррекция эмоционально-волевых нарушений у больных параноидной непрерывнотекущей шизофренией'

Психокоррекция эмоционально-волевых нарушений у больных параноидной непрерывнотекущей шизофренией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2623
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психокоррекция эмоционально-волевых нарушений у больных параноидной непрерывнотекущей шизофренией»

Нами были исследованы возрастные особенности эмоциональной составляющей интереса к фильмам ужасов и мистики. Так, например, были сделаны выводы об уменьшении с возрастом количества людей, переживающих чувство страха при просмотре этих фильмов (см. рис. 2), и об ослаблении силы проявления этого чувства. Это подтверждает мнение о том, что по мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих страх. Потенциальная возможность физического повреждения для большинства из нас не представляет особой угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще нас страшит то, что мо-

жет уязвить нашу гордость и снизить самооценку. Мы боимся неудач и психологических потерь, которые могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот (К. Изард, 1991). В фильмах же ужасов преобладают сюжеты, связанные с уфозой именно физического повреждения или уничтожения.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать выводы о возрастной динамике и некоторых индивидуальных особенностях проявления интереса к фильмам ужасов и мистики и, в частности, его главной эмоциональной составляющей - чувства страха.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ ПАРАНОИДНОЙ НЕПРЕРЫВНОТЕКУЩЕЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Б.И. Тешошев, С.В. Мещерякова

Шизофрения является довольно распространенным и тяжелым психическим заболеванием, которое вызывает временную или постоянную нетрудоспособность при особо тяжелых формах, становится причиной социальной дезадаптации больных. В некоторых случаях шизофрения характеризуется личностными расстройствами, вызывающими преступные действия больных. Поэтому в клинической практике особенно важно проводить психологическую коррекцию подобных нарушений и обеспечивать ресоциализацию больных шизофренией, склонных к совершению преступных действий. Научные исследования, посвященные данной проблеме, касаются лишь некоторых отдельных форм шизофрении. При этом опробовались только отдельные терапевтические приемы для лечения личностных нарушений больных.

Больные непрерывнотекущей параноидной шизофренией характеризуются нарушениями в эмоционально-волевой сфере, которые становятся нередко источником их преступных действий. Из-за своей социальной опасности такие больные госпитализируются, что усугубляет неблагополучие их эмоционального состояния. Для них госпитализация сама по себе является психосоциальным стрессором, а длительная госпитализация способствует хронизации заболевания, так как порождает депривацию, которая ведет к развитию госпитализма.

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы разработать и опробовать на практике систему коррекционной работы, ориентированной на реабилитацию больных непрерывнотекущей параноидной шизофренией, и выявить возможность коррекции у них эмоционально-волевых нарушений. Гипотеза, которая легла в основу данного исследования, заключается в следующем.

1. Ресоциализация больных шизофренией предполагает, во-первых, коррекцию личностных нарушений, во-вторых, восстановление и формирование навыков межличностного взаимодействия в социуме. Поэтому адекватной формой терапевтической работы является групповая форма.

2. Поскольку параноидная непрерывнотекущая шизофрения связана с нарушениями в эмоционально-волевой сфере личности, коррекционные процедуры должны быть ориентированы на воздействие именно на эту сферу. Средством такого воздействия может быть творческая работа (творческое самовыражение), предполагающая, с одной стороны, переживание положительных эмоций, вызванных объективными характеристиками достижений в творческой деятельности, с другой стороны, преодоление трудностей при движении к намеченной цели деятельности.

3. Восстановление связи больного шизофренией с реальным миром может быть осуществлено на основе проработки позитивных и негативных аспектов проблем пациента с помощью позитивной терапии по Пезешкиану.

Таким образом, предметом нашего исследования выступила динамика эмоционально-волевых нарушений личности больных шизофренией в ходе психокоррекционных занятий.

Для фиксации изменений в эмоциональной сфере больных в ходе терапии использовались: шкала самооценки тревоги Шихана, модифицированный вариант цветового теста М. Люшера, шкала самооценки эмоционального состояния по Дембо-Рубинштейн.

Дзя участия в исследовании производился отбор испытуемых из 20 больных, которые после совершения ими преступных деяний были принудительно госпитализированы с диагнозом шизофрения, параноидная форма, эмоционально-

волевой дефект. Отбор пациентов в группу производился по следующим показаниям: желание пациента измениться; отсутствие острой симптоматики; отсутствие выраженного нарушения мышления; отсутствие снижения интеллекта. Отбор больных в группу проходил следующим образом. На основе изучения историй болезни было отказано 6-ти больным по следующим причинам: возраст свыше 60 лет (3 чел.); количество предыдущих госпитализаций от 5 до 10 (2 чел.); суицидальные попытки (1 чел.). По результатам патопсихологической диагностики познавательной сферы отказано 2-м пациентам с грубо выраженным нарушением мышления. Обследование личностных черт привело к отказу от 2-х пациентов с повышенной возбудимостью и лабильностью. В ходе совместной беседы врача, психолога и социального работника с больными 2 человека отказались от участия в группе по религиозным причинам.

Психокоррекционные занятия с больными проводилась в рамках реабилитационной работы, направленной на восстановление их личностного и социального статуса и осуществляемой совместно лечащим врачом, психологом и социальным работником. В этом контексте перед клиническим психологом очерчивается следующий круг задач при работе с больным и его социальным окружением: эмоциональная стимуляция, социальная активация и налаживание коммуникаций, выработка адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях, тренировка общения и повышение социальной уверенности, формирование правильного представления о болезни и отношения к ней, оптимизация общения; раскрытие содержательной стороны психологического конфликта, перестройка системы отношений и нахождение адекватных форм психологической компенсации.

В данном исследовании центральной была проблема снятия эмоциональной депривации и как следствие этого - снижение уровня тревожности. Это объясняется следующими особенностями данной категории больных.

В жизни больных шизофренией задолго до возникновения заболевания, начиная с пубертатного периода, наблюдается постепенное возрастание аутистических установок. С ранней молодости, а иногда и с детства, больные чувствуют себя иными, чужими, не понимаемыми, доминирует установка «от» окружения. Внутри скрывается страх, отсутствие спонтанности, невозможность установления эмоционально-чувственных контактов с окружением и чувство одиночества, инаковости. Будучи не в состоянии жить в мире реальном, человек начинает жить в мире внутреннем. Легче всего границу, отделяющую внешний мир от внутреннего, преодолевают чувства. При этом необычная сила чувств при шизофрении деформирует действительность в бредовогаллюцинаторную структуру, что является, в определенной степени, следствием изоляции и пе-

рехода на эндогенный эмоциональный ритм. У него возникает эмоциональное отупение по отношению к окружающему. Отсюда концепция изменения эмоционально-чувственной установки относительно окружения является основным при лечении шизофрении.

Известно, что в развитии шизофрении выделяются три этапа: овладение, адаптация и деградация. Особенностью первого этапа является более или менее бурный переход из так называемого нормального мира в мир шизофренический. Третий этап - фаза деградации - характеризуется, прежде всего, эмоционально-чувственным отупением. Для психокоррекционной работы с больными наиболее благоприятной является фаза адаптации. В этот период буря стихает. Больной привыкает к новой роли. Его уже не поражают собственные странные мысли, чувства, образы. Бред и галлюцинации не изумляют своей необычностью. «Иное обличис мира» становится чем-то привычным и повседневным. Вследствие этого оно утрачивает свою привлекательность, перестает быть единственным и истинным, но становится лишь более подлинным, нежели действительность. Постепенно снова начинает возвращаться прежний, реальный мир (состояние «двойной ориентации»). Важно при этом создать такие условия, чтобы «реальная» реальность сильнее притягивала больного, нежели реальность шизофреническая. Поэтому большое значение уделяется снятию эмоциональной депривации, созданию теплой, свободной атмосферы вокруг больного, что может предотвратить закрепление шизофренической реальности и дальнейшую деградацию.

Для стимулирования эмоциональности, социальной активности и налаживания коммуникаций в своей работе мы использовали групповую форму коррекционных занятий, которые проводились такими методами, как позитивная психотерапия по Н. Пезсшкиану и X. Пезешкиану, терапия творческим самовыражением Бурно и арт-терапия, психогимнастика.

Содержание отдельных этапов работы было следующим.

Г. Разогрев. Для разогрева мы применяли элементы психогимнасгики, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии в качестве активирующего начала и главного средства коммуникации. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы. На этом этапе решались следующие задачи: уменьшение напряжения у участников группы; снятие страхов и запретов; развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других участников группы; сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы; формирование способности выражать свои чувства, эмоцио-

нальные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.

II. Основная часть. Позитивная терапия, которая была реализована комплексом следующих приемов. «Фантазии о будущем» - трехшаговая методика позитивного программирования будущего, базирующегося на субъективной концепции здоровья - болезни. «Знаки улучшения» -переключение внимания пациента с симптомов болезни и проявлений проблемы на признаки улучшения, косвенное усиление саногенных механизмов и механизмов разрешения проблемы: Что происходит с Вами и в Вашем окружении, когда проблема отсутствует? Как мы могли бы узнать, что проблема разрешена, по каким конкретным признакам? «Проблема как решение»: Чему научила эта проблема? В чем она была полезна для Вас? «Новое позитивное начало»: Придумайте какое-нибудь новое название для своей проблемы, какое-нибудь хорошее имя, чтобы мы могли использовать его в беседе.

Эти приемы позволяют пациенту принять свою проблему, отказаться от конфронтации с ней, которая завела бы его в тупик, и на этой основе найти конструктивное компромиссное решение.

Ш. Подведение итогов. В этой части мы использовали арттерапсвтические приемы, гак как искусство имеет универсальный характер воздействия на сознательные и бессознательные стороны личности. Больной проецирует события внешнего мира, собственный актуализированный опыт, работу в группе. Воображение выступает в качестве разрядного механизма аффектов подобно тому, как чувства разрешаются в выразительных движениях. Творчество становится сильнейшим средством для разрядов нервной энергии (Выготский). Происходит завершение гештальта, где в роли фигуры выступают впечатления, полученные в ходе занятия. Активация психического процесса воображения очень важна, т. к. основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, обеспечивающее, в конечном счете, создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. В основном это активное воображение - творческое, воссоздающее, связанное с волей.

Эта работа протекает в несколько этапов. Выявляется отношение к предлагаемому заданию, мотивация к рисованию с последующим анализом изменения отношения к терапии. Каждый участник описывает рисунок соседа, обращая внимание на цвет, «пустые» места на листе и т. д. Дальнейшее самораскрытие проявляется через рассказ автора о своем рисунке. Предлагается рассказать историю возникновения рисунка, используя «Я» («Я» - картина и т. д. или предмет из рисунка). Диалог между отдельными предметами картины, которые находятся либо в дружеском, либо антагонистическом отношении.

Арттерапия в этих занятиях оказывает развивающее воздействие на различные функции: не-

посредственность зрительного акта, способность различать широкий диапазон звукового ряда, «остроту» вкуса, «тонкость» обоняния, тактильную чувствительность, развитие образного мышления, восстановление мелкой и грубой моторики, коррекцию эмоционального плана, актуализацию потребности в самовыражении, повышение самооценки, коррекцию этических и эстетических представлений, повышение мотивации и креативности.

Проведенная работа была направлена на снятие эмоциональной депривации и связана с такими понятиями, как толерантность, интерес, симпатия, забота, групповая сплоченность, катарсис, переживание сильных эмоций, проявление интенсивных личных чувств, коррективный эмоциональный опыт, перенос.

Для отслеживания изменений, происходящих в эмоционально-волевой сфере больных, проводились: первоначальный замер (шкала самооценки тревоги Шихана, Люшсра), текущие замеры (шкала самооценки эмоционального состояния по Дембо-Рубинштейн), контрольные замеры (1, 5 и 10 занятия - шкала самооценки тревоги Шихана).

Динамика показателей, характеризующих эмоционально-волевую сферу больных, позволяет сделать вывод о том, что проведенная система психокоррскционных занятий ведет к улучшению этих показателей от занятия к занятию. Особенно сильные изменения наблюдаются по таким параметрам, как настроение, активность и уверенность. Изменения тревожности менее выражены, но они также достаточно заметны. В итоге коррекционной работы часть больных успешно преодолела эмоциональную депривацию и была переведена на следующую ступень работы по снятию социальной депривации.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Подтверждается возможность коррекции эмоционально-волевых нарушений у больных параноидной непрерывнотекущей формой шизофрении.

2. При организации психокоррекционных занятий с этой категорией больных необходимо использовать групповые формы терапевтической работы. Они позволяют отработать навыки межличностного взаимодействия, снизить межличностную тревожность.

3. Подтверждается эффективность использованной системы коррекционных занятий при работе с больными параноидной формой шизофрении с нарушениями в эмоционально-волевой с(]>ерс.

4. Использование терапии творческим самовыражением способствует самопознанию больных, повышает их уверенность в собственных возможностях, оказывает терапевтическое воздействие на их эмоционально-волевую сферу.

5. Позитивная терапия по Псзешкиану позволяет подготовить больных к встрече с реальным миром, его позитивными и негативными событиями, противостоять негативным его воздействиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.