Научная статья на тему 'Психогилетическая структура тела как предпосылка античной натурфилософии'

Психогилетическая структура тела как предпосылка античной натурфилософии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
136
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНОСТЬ / ANTIQUITY / ТЕЛО / BODY / ИНТУИЦИЯ / INTUITION / ЭМПАТИЯ / EMPATHY / ЧЕТЫРЕ ЭЛЕМЕНТА / FOUR ELEMENTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карпицкий Н.Н.

В статье рассматривается учение о четырех элементах. Соотношение элементов земли, воды, огня и воздуха определяют психогилетическую структуру тела. Данное понимание тела носило интуитивный характер и повлияло на формирование античной натурфилософии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOHYLETICALLY STRUCTURES OF THE BODY AS A PREREQUISITE ANCIENT NATURAL PHILOSOPHY

The article considers the doctrine of the four elements. The ratio of the elements earth, water, fire and air determine the psychohyletically structure of the body. This understanding of the body was intuitive and contributed to the formation of ancient natural philosophy.

Текст научной работы на тему «Психогилетическая структура тела как предпосылка античной натурфилософии»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 117

Н.Н. Карпицкий

д-р филос. наук, профессор, кафедра истории и философии, ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск

ПСИХОГИЛЕТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕЛА КАК ПРЕДПОСЫЛКА АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ

Аннотация. В статье рассматривается учение о четырех элементах. Соотношение элементов земли, воды, огня и воздуха определяют психогилетическую структуру тела. Данное понимание тела носило интуитивный характер и повлияло на формирование античной натурфилософии.

Ключевые слова: античность, тело, интуиция, эмпатия, четыре элемента.

N.N. Karpitsky, Yugra State University, Khanty-Mansiysk

THE PSYCHOHYLETICALLY STRUCTURES OF THE BODY AS A PREREQUISITE ANCIENT NATURAL

PHILOSOPHY

Abstract. The article considers the doctrine of the four elements. The ratio of the elements earth, water, fire and air determine the psychohyletically structure of the body. This understanding of the body was intuitive and contributed to the formation of ancient natural philosophy.

Keywords: antiquity, body, intuition, empathy, four elements.

Всякий человек воспринимает окружающий мир как миропорядок - космос, который для него становится единственно возможной реальностью. Однако в другой культуре преставление о реальности может быть иным, поскольку космос как миропорядок выстроен на альтернативных принципах. Но в любом случае эти принципы должны соответствовать первичному опыту мировосприятия, которое основано на ощущении собственного тела. Космос выстраивается как продолжение тела, точнее сказать, принципы построения космоса определяются ощущением собственного тела, и поэтому в каком-то смысле они проецируются вовне, перестраивая восприятие окружающей действительности. Если меняется ощущение тела, меняется и космос. Отсюда проистекает знакомая еще архаическому человеку и встречающаяся практически во всех культурах идея тождества микро- и макрокосма.

На этом основании можно попытаться понять космос первых древнегреческих натурфилософов, который структурирует архетип четырех первоэлементов (земли, воды, воздуха и огня) в виде гармони телесных форм. Соответственно и тело человека представляет собой наполненный жизнью кругооборот этих четырех первоэлементов. Эти четыре первоэлемента есть вещество, заполняющее телесную форму, иначе говоря, гилетическое содержание тела.

Античный космос выстраивается в соответствии с интуицией пластики. В соответствии с А.Ф. Лосевым, пластика в данном случае понимается значительно шире, чем только искусство: как особая жизненная интуиция, лежащая во основе мировосприятия. «Античная пластика только потому и вырастала здесь с такой огромной силой, что она есть вещественно-телесное понимание жизни» [1, с. 53]. Пластика представляет собой особое восприятие действительности в зрительной или осязательной наглядности и оформленности - аналогично тому, как наглядно и оформлено воспринимается человеческое тело. Мир представляет собой гармонию телесных форм, и эта гармония выражает мировой разум, а поскольку гармония мира соответствует гармонии человеческого тела, то в оформленности и наглядности человеческого тела выражается разумная природа человека.

Разум является идеальным бытием, соответственно все идеальное бытие тоже структурируется пластической интуицией как нечто наглядное для ума. Соответственно, по мнению Платона, эйдосы наглядны в умосозерцании, как наглядно в зрительно-осязательном восприятии человеческое тело. Эйдос оформляет тело, которое является результатом воплощения эйдоса в материи, понимаемой как меон.

В отличие от Платона, ранние натурфилософы-милетцы понимали бытие как процесс кругооборота жизни и вещества. Четыре первоэлемента (земля, вода, огонь и воздух) пронизаны жизнью и постоянно переходят друг в друга. Все вещество живое, и в такой картине мира нет ни вечных эйдосов, ни четкого разграничения материального и идеального бытия. Соответственно, тело тоже должно пониматься как процесс взаимопревращения четырех первоэлементов, который выражает не эйдетическое бытие, а саму конкретную человеческую жизнь, как таковую, в ее становлении - с чувствами и переживаниями.

Это различие между платоновским и ранним натурфилософским пониманием тела позволяет Г.М. Тарнапольской говорить о теле как интеллигибельном символе, выражающем внутреннюю сущность человека, и как психогилетическом символе, выражающем становление психической жизни человека. «Направленность на понимание сущности выражает стремление понять, что этот человек представляет сам по себе, что он за личность. В этом случае внешний образ человека становится символом его интеллигибельной сущности. Наряду с этим, общение с человеком может быть направлено на сопереживание его конкретным чувствам. В этом случае внешний образ человека выражает его внутреннее психическое состояние, становясь символом психогилетического содержания человека» [2, с. 40].

Становление жизни, наполненное чувствами и переживаниями, составляет психическое бытие. Однако психическую сферу жизни античный человек понимал не так, как современный. Для современного человека психическое - это все внутренние процессы внутри его субъективности. Но античный человек был объективистом и не имел представления ни о каком внутреннем сознании, ни о какой субъективности, поэтому для него психические процессы должны быть столь же объективны, сколь объективны идеи или числа для Платона.

Иными словами, тело, понимаемое как гилетическое становление четырех элементов, становится символом не идеальной вневременной сущности человека, а его психического бытия. Поскольку в античности не было представления о субъективности с внутренней психической жизнью, выражение психического бытия в теле человека первые натурфилософы могли понять не как выражение внутренней жизни, а как такую гилетическую характеристику четырех первоэлементов, которая выражает наполненность тела жизнью. Всё вещество живое, и всё в мире пронизано жизнью, поэтому психика человека - это не внутренняя сфера сознания, а сосредоточие жизни в человеке, которое разлито в становлении всего мира, но концентрировано выражено в теле. Смерть, соответственно, это не уничтожение жизни, а ее возвращение в природу, рассеивание в окружающем мире.

Следовательно, психическое состояние человека - это форма проявления сосредоточия жизни в человеке, которое должно определенным образном выражаться в его теле, точнее, в его гилетической структуре. С этой позиции можно осмыслить каждый из четырех первоэлементов как психическую характеристику одного из четырех гилетических состояний вещества, соответствующую особому состоянию жизни. В зависимости от того, какой из четырех элементов символически наиболее ярко выражается в человеке, можно судить, в каком именно психическом отношении с внешним миром человек находится.

Поскольку в контексте античной картины мира психическая характеристика соотносится не с внутренним сознанием человека, а с разлитой во всем веществе жизнью, следует говорить об особом виде эмпатии. Интуиция присутствия, удостоверяющая реальность человека, «может содержательно раскрываться в разных формах эмпатических переживаний» [3, с. 10]. В совре-

менном понимании эмпатия - это такое чувствование другого человека, которое открывает его внутреннюю эмоциональную жизнь, иногда - конкретные эмоции и переживания. Такой вид эм-патии ориентирован на эмоционально-субъективную сферу другого человека.

Однако античный человек не знал субъективности, поэтому для него в эмпатии должны открываться не столько внутренние переживания, сколько психическое состояние человека, являющееся сосредоточением разлитой во всем мире жизни. По сути, психическое состояние -это состояние данного сосредоточения жизни в какой-то конкретной форме, которая воплощается в той или иной гилетической структуре тела, явленной не только в созерцании, но и в эм-патическом восприятии. В такого рода эмпатии психическое состояние другого человека дано как ощущение эмоционального фона, сопутствующего наглядному зрительно-осязательному восприятию его тела. Иными словами, речь идет не об эмоциональной эмпатии, а о психогиле-тической эмпатии.

В связи с этим я предлагаю гипотетическую модель четырех видов гилетической структуры тела в зависимости от преобладания в нем одного из элементов. Каждая гилетическая структура по-своему выражает психическое состояние человека в контексте его психического взаимодействия с миром. Разумеется, эта модель является всего лишь философской реконструкцией архаичного мировосприятия и поэтому не может быть подтверждена первоисточниками.

Психогилетическая эмпатия позволяет чувствовать в каждом явлении сопутствующий ему эмоциональный фон, который может каждый раз по-новому гилетически наполняться ощущениями, данными в зрительно-осязательной наглядности, благодаря чему явление приобретает новые свойства. Обретение новых свойств является следствием психического и эмоционального взаимодействия человека с окружающим миром. Это взаимодействие для каждого человека протекает по-особому, оставляя эмпатически воспринимаемый след в психогилетиче-ской структуре тела. Эмоциональный фон воздействует на психосоматику каждого человека, наполняя ее новым содержанием, что воспринимается как изменение гилетической структуры тела человека в зависимости от внешнего психического воздействия.

Разнообразие психогилетических структур можно свести к нескольким типичным моделям, в зависимости от преобладания в психогилетической структуре элемента земли, воды, воздуха или огня.

Элемент земли символизирует присутствие внешнего психического воздействия в психосоматической структуре человека, в которой оно удерживается, не ассимилируясь. Это удержание может привести к имитации любых патологических состояний, понимающихся в мифологическом сознании как «сглаз» или «порча». Повышенная восприимчивость может проявляться по-разному - и как подобная наркотической зависимости эйфория от поглощения психических сил других людей (в современной мифологии данное явление известно как «психический вампиризм»), и как стихийная восприимчивость депрессии, боли или болезней других людей.

Психогилетическая структура тела человека поглощает внешние воздействия, но не успевает их усвоить. В соматическом выражении это проявляется как ощущение тяжести в теле. Эта тяжесть чувствуется не физически, а эмпатически, точнее, благодаря психогилетической эмпатии. Например, даже если при внешнем восприятии рука человека выглядит тонкой и легкой, при прикосновении к ней возникает ощущение, как будто она наполнена чем-то тяжелым.

Концентрация элемента земли может вызвать физическую трансформацию тела, придать ему массивность и разрушить изящность. В первую очередь страдает нижняя часть тела - ступни, ноги, через которые человек отдает земле (как природной стихии) накопленный в теле элемент земли (т.е. гилетическое наполнение привнесенного внешним психическим воздействием нового эмоционального фона собственного тела). Отсюда в народное мифологическое сознание попали представления об утяжелении и окостенении ног у ведьм (Баба-Яга -костяная нога, избушка на курьих ножках и т.д.).

Элемент воды символизирует ассимиляцию внешнего психического воздействия на психосоматическую структуру человека. На психическом уровне человек преобразует психическое воздействие так, чтобы оно стало инертным, пассивным и неопасным. В психогилетиче-ской эмпатии это дано как ощущение внутренней пухлости, ватности тела. При прикосновении внешне ощущается, что рука стала легкой, однако в эмпатическом восприятии внутреннее ощущение человека в ней чувствуются слабо, как будто какая-то водянистая прослойка разделяет внешнее восприятие прикосновения и внутреннее ощущение руки.

Элемент воздуха символизирует прозрачность психосоматической структуры человека для внешнего воздействия, как будто оно проходит сквозь его тело, не задерживаясь и не оставляя никаких следов. При прикосновении рука кажется легкой, а в эмпатическом восприятии -как будто прозрачной для всего внешнего. Если сосредоточиться на внутреннем ощущении человека, то оно открывается без каких-либо препятствий, но заметить его мешает другой фактор: эмпатическое восприятие не успевает задерживаться на этих внутренних ощущениях и, образно говоря, проскальзывает сквозь них. Поэтому приходится специально удерживать внимание на внутренних ощущениях другого человека, чтобы ощутить его психическое состояние.

Элемент огня символизирует активность внутренней психической силы человека в его психосоматической структуре. Как будто легкое прозрачное тело пронизывает изнутри активная сила, берущая начало в сокрытой глубине человека.

Степень выраженности одного из элементов в психогилетической структуре тела может быть разной. Например, вполне могут быть выражены два элемента, а не один, или, напротив, все четыре элемента находятся в полном равновесии.

Данное эмпатическое восприятие психогилетической структуры тела вполне могло способствовать формированию учения о четырех первоэлементах в античной натурфилософии, однако тогда оно не было еще отрефлексировано, и потому его следует относить к неявной дофилософской интуиции.

Список литературы:

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики ранняя классика. История античной эстетики. Том I. М.: Высш. шк., 1963. 584 с.

2. Тарнапольская Г.М. Выражение человека в двух символических формах // Вестник Томского государственного университета. 2010. Май (№ 334). С. 40-43.

3. Тарнапольская Г.М. Философские основания онтологической интуиции подлинности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2010. Т. 8, вып. 1.С. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.