Научная статья на тему 'Психофизиологический потенциал и физическое развитие гандболистов 13-14 лет на этапе ранней спортивной специализации'

Психофизиологический потенциал и физическое развитие гандболистов 13-14 лет на этапе ранней спортивной специализации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
249
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / РАННЯЯ СПОРТИВНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / EARLY SPORTS SPECIALIZATION / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / OVERALL PHYSICAL FITNESS / ГАНДБОЛИСТЫ 11-13 ЛЕТ / HANDBALL PLAYERS OF 11-13 YEARS / ФИЗИКАЛЫқ ДАМУ / ЕРТЕ СПОРТ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯСЫ / ЖАЛПЫ ФИЗИКА-ЛЫқ ДАЙЫНДЫғЫ / 11-13 ЖАСАР ГАНДБОЛШЫЛАР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Елисеев Е.В., Евсеев А.В.

Авторы экспериментально показали, что выполнение силовых упражнений в гандболе на этапе ранней спортивной специализации способствует более эффективному развитию не только силовой способности, но и других физических качеств у спортсменов. Согласно полученным данным экспериментальная группа достоверно (p<0,05) преобладает над контрольной по развитию координационных способностей, скоростно-силовых качеств, гибкости и силы рук.Развитие психофизиологического потенциала юных гандболистов, а с ними психомоторики спортсменов, симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы, тесно связано с динамикой физического развития подростков 13-14 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Елисеев Е.В., Евсеев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психофизиологический потенциал и физическое развитие гандболистов 13-14 лет на этапе ранней спортивной специализации»

х

ш ^

о ы о

ш

3

2

<

ь и

£ §

ш

из О

Q.

С

LU

3 х

-0

<

|>1

н <<

Елисеев,

l.ß. Евсеев,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск Россия

Heei32i свздер: физикалыц даму, ерте х спорт сп eif нал из а ц ия с ы, жалпы физика-О лъщ дайындыгы, 11-13 жасар гандбол-3 шылар.

Ключевые слова: физическое развитие, ранняя спортивная специализация, общая физическая подготовленность, гандболисты 11-13 лет.

Keywords: physical development, early sports specialization, the overall physical fitness, handball players of 11-13 years.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГАНДБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ НА ЭТАПЕ РАННЕЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Ацдатпа

Авторлар ерте спорттык специализация кезшде гандбол бойынша куш жаттыгуларын орындау тек куш кабшеттерш гана емес, сонымен катар спорт-шылардыц баска да касиеттерш дамытатынын эксперименталды турде дэлелдедг Алынган мэле-меттерге сэйкес эксперименталды топ (шынай-ылыгы р<0,05) координациялык кабшеттерд1, жылдамдык-куш касиеттерш, кол икемдшп мен кушш дамыту бойынша бакылаушы топтан аса-тынын корсетедг Жас гандболшылардыц пси-хо-физиологияльщ элеуетш, психомоторикасын, вегетативтьжуйке жуйесшщ симпатикалык жэне парасимпатикалык бел1мдерш дамыту 13-14 жасар жасесшр1мдердщ физикалык дамуыныц дина-микасымен тыгыз байланысты.

Аннотация

Авторы экспериментально показали, что выполнение силовых упражнений в гандболе на этапе ранней спортивной специализации способствует более эффективному развитию не только силовой способности, но и других физических качеств у спортсменов. Согласно полученным данным экспериментальная группа достоверно (р<0,05) преобладает над контрольной по развитию координационных способностей, скоростно-силовых качеств, гибкости и силы рук.Развитие психофизиологического потенциала юных гандболистов, а с ними - психомоторики спортсменов, симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы, тесно связано с динамикой физического развития подростков 13-14 лет.

Annotation

The authors showed experimentally that the performance of strength training in handball at the stage of early sports specialization contributes to more efficient development of the power not only the ability, but also other physical qualities of sportsmen. Data According to the experimental group was significantly (p <0,05) prevails over the control on the development of coordination abilities, speed-strength, flexibility and strength ruk.Razvitie psychophysiological potential

of young handball players, and it - psychomotor athletes, sympathetic and parasympathetic divisions of the autonomic nervous system , closely linked to the dynamics of the physical development of adolescents 13-14 years old.

Актуальность. Многие научные работы свидетельствуют [6, 7, 8, 12], что систематические занятия спортивными играми раскрывают перед занимающимися новые грани здоровья. Это положительно влияет на развитие быстроты, координации, силовой выносливости, двигательной памяти и внимания гандболистов. При этом, спортсмен достигает не только высокого уровня развития физических качеств, но и становясь наиболее подвижным, занимающийся человек гандболом после целенаправленной вестибулярной тренировки, особенно силовой направленности, становится ловким, точным в движениях, великолепно координированным, быстро мыслящим в игре, не боящемся проводить силовую борьбу. А что происходит с названными достоинствами после вестибулярной тренировки при утомлении зрительного анализатора? Насколько утомление функций зрительного анализатора может свести на минимум эффект вестибулярной тренировки у гандболистов? Некоторым ответам на данные вопросы и посвящена настоящая работа.

Искать ответы на поставленные вопросы мы решили в период ранней спортивной специализации юных гандболистов, т.е. в то время, когда начинающие спортсмены более ярко реагируют на утомление в процессе тренировок, когда их спортивная форма ещё не нивелирует это утомление, когда ещё нет эффекта купирования утомления спортсмена его высоким уровнем тренированности, высоким уровнем спортивной квалификации. Не секрет, что в спортивных играх очень много разнообразных движений: с меняющимся темпом ходьба; бег; повороты в любые стороны; затяжные прыжки; приём, передача и ведение мяча, которые, как правило, проводятся даже в силовом столкновении с игроками соперничающей команды [5, 9, 12]. Описанное разнообразие движений в гандболе отнюдь не исчерпывается вышеперечисленным, однако всё названное не только развивает костно-мы-шечную систему занимающихся, но способ-

ствует укреплению нервной системы, функциональной системы движений, повышению вестибулярной устойчивости, а с ними - психомоторики спортсмена, симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы [3, 8, 10, 13]. Таким образом, изучение психофизиологического потенциала и динамики физического развития гандболистов 13-14 лет на этапе ранней спортивной специализации актуально и своевременно.

Материалы и методы исследования. Решая задачу апробации методических аспектов проведённого исследования, нами была внедрена и экспериментально проверена методика развития локомоторных компонентов физического здоровья гандболистов 11-13 лет с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности. Для этого нашим коллективом с 2014 по 2016 годы включительно ор- ^ ганизовывался и проводился педагогический ^ эксперимент, в процессе которого осущест- ш влялись психофизиологическое наблюдение, 9 а также тестирование общей физической под- ^ готовленности юных гандболистов по широко О описанным и представленным в специальной ш литературе методикам [2, 4] .Полученные ре- о зультаты подвергались математико-статисти- £ ческой обработки с применением традици- ^ онных и общепринятых параметрических и ^ непараметрических методов [2, 4]. Использо- с

СС

вался критерий ^Стьюдента. Статистически —

значимыми считались результаты при р<0,05. ~

Педагогический эксперимент проходил на

базе СДЮСШОР № 13 г. Челябинска. С целью 5

осуществления экспериментальной деятель- 2

ности из гандболистов мужского пола, рав- 2

ного уровня физической подготовленности, в ш

гт

возрасте 11-13 лет, нами были сформированы ^ две группы: экспериментальная (п=18) и кон- ^ трольная (п=16). Все участники эксперимента Щ занимались гандболом 2 года. Контрольная х

группа занималась по стандартной программе г и общим методикам СДЮСШОР №13.

Экспериментальная же группа в процессе ^ педагогического эксперимента вместо реко-

мендованной в СДЮСШОР №13 методики, весь 2014/2015 учебный год занималась по предложенной нами методике вестибулярной тренировки силовой направленности. Итоговые (контрольные) испытания проводились в несколько этапов: первый - в начале (октябрь 2014 г.), второй - в конце (апрель 2015 г.) семи месяцев учебно-тренировочной работы.

Элементом вестибулярной тренировки было использование гандбольного мяча для упражнений в движении с балансированием. Например, в первой третьей части тренировки, после лёгкой разминки гандболистам предлагалось взять мяч и поставить его на голову. Сбалансировав мяч, спортсмены должны были начать с ним двигаться на голове так, чтобы данный спортивный предмет не падал, а всегда, в процессе упражнений, направленных на удержание мяча, находился на голове. Далее, сложность выполнения упражнений нарастала. Спортсменам предлагалось двигаться с мячом на голове не только в ровном темпе, но и в рваном темпе, и, далее - с уско-

- рением, остановкой по хлопку тренера, разЕ воротом на 180 градусов, опять с ускорением, = вновь остановкой по хлопку тренера, с разво-§ ротом, но уже на 270 градусов, далее вновь ^ бег с ускорением, вновь остановка по хлопку, О опять разворот, но уже на 360 градусов.

Описанные выше серии движений с разво-

0 ротами от 180 до 360 градусов повторялись ¡5 за одно занятие трёхкратно. В первый месяц

< вестибулярных тренировок между сериями 2-

g спортсмены делали перерыв, восстанавлива-

- лись. Первый, второй и третий месяцы стро-

- ились на применении упражнении только с

< ровным темпом. Четвертый и последующие is месяцы семимесячного периода занятий про-и ходили уже с применением упражнений с мя-§ чом с рваным темпом и упражнений силовой :£ подготовки.

Содержательная составляющая силовой подготовки в апробированной нами методи-

= ки вестибулярной тренировки представляла

Щ собой упражнения, связанные с приседания-

1 ми, с прыжками с отягощениями, с работой со

~ штангой. Последняя включала в себя подходы

<

с работой «на толчок» штанги. Техника толч-^ ка штанги массой в 70-80% от собственного веса спортсмена, в среднем темпе 5-7 раз, в

)рлеу»-к$! =

2-3 подходах, фокусировалась нами на развитие собственной силы юных гандболистов (1-я станция).

В предлагаемой нами методике мы включили и работу со штангой весом, превышающим массу спортсмена (2-я станция). Силовая тренировка со штангой, превышающей собственный веса юного гандболиста, фокусировалась на развитие силы ног, спины, рук, плечевого пояса верхних конечностей, корпуса, что вело к усилению мощи становой тяги и наращиванию мышечной массы занимающихся.

Развивая скоростно-силовые способности гандболистов 11-13 лет экспериментальной группы (3-я станция), мы вводили в содержательную часть апробируемой методики упражнения со штангой, весом не более 45 % от собственного веса занимающегося. При этом, данные упражнения юные гандболисты должны были выполнять в интенсивном (максимальном, либо, на начальном периоде внедрения, - субмаксимальном) темпе 11-12 раз.

С целью развития скоростно-силовой выносливости, юные гандболисты также тренировались со штангой (4-я станция). Упражнения они выполняли в среднем темпе до полного утомления. Вес снаряда варьировал в пределах 25-30 % собственного веса занимающихся. Количество повторений дозировалось на уровне 30-40 раз.

В недельном цикле тренировок, силовой подготовки уделялось два полных занятия во второй половине чётного дня каждую неделю, и по 20-30 минут силовой составляющей каждого занятия первой половины не чётного дня недели. В течении семи месяцев таких тренировок каждый месяц проходил медицинский осмотр занимающихся.

Группы занимающихся в процессе силовой подготовкой не превышали 10 человек у одного тренера и разбивались с учётом комплектования юных гандболистов в соответствии с ростово-весовым индексом Кетле, уровнем физической подготовленности, игровым амплуа (функциям), группой здоровья. Так, после физической разминки организовывалась и проводилась круговая тренировка на четырёх станциях.

Для определения численных показателей роста физической подготовленности юных

гандболистов контрольной и экспериментальной групп, характеризующих развития локомоторных компонентов физического здоровья спортсменов 11-13 лет с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности, нами было проведено обследование испытуемых с использованием 7 тестов, в том числе динамометрии и функциональных проб с учё-

том рекомендаций в специальной литературе

[1,4,11].

Результаты и их обсуждение. Динамика значений, характеризующих физическую подготовленность и другие компоненты физического здоровья гандболистов 11-13 лет контрольной группы в начале и в конце эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Физическая подготовленность и другие компоненты физического здоровья гандболистов 11-13 лет контрольной группы в начале и в конце эксперимента

Тесты, измерение, пробы В начале эксперимента В конце эксперимента Р

М ±о ±т М ±о ±т

Бег 30 м, с 5,00 ±0,21 ±0,06 5,02 ±0,19 ±0,05 >0,05

Челночный бег 3x10 м, с 8,45 ±0,24 ±0,07 8,00 ±0,20 ±0,06 <0,05

Прыжки в длину с места, см 193,14 ±5,34 ±1,54 194,00 ±5,50 ±1,60 >0,05

6-ти минутный бег, м 1249,00 ±120,30 ±34,77 1500,00 ±115,50 ±33,38 <0,05

Наклон вперед, см 9,60 ±0,26 ±0,07 11,00 ±0,20 ±0,06 <0,05

Подтягивание, кол-во раз 7,00 ±0,25 ±0,07 7,00 ±0,22 ±0,06 >0,05

Динамометрия, кг 28,00 ±6,44 ±1,86 31,00 ±5,40 ±1,70 >0,05

ш с; о ьг О с

О и ш

в

9 <

н и

£

4 о с в;

5 <

н

с

и о т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

^

из

0 о.

С

щ

3

1 из

4 £

ь-

<

Изменение показателей, характеризующих физическую подготовленность и другие компоненты физического здоровья гандболистов 1113 лет экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента представлены в таблице 2.

В таблице 3 приводятся значения, позволяющие провести сравнительный анализ результативности развития локомоторных компонентов физического здоровья гандболистов 11-13 лет контрольной и экспериментальной

групп с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности.Так, у представителей экспериментальной группы относительно контрольных значений наглядно отмечаются достоверные приросты показателей в беге на 30 м (р<0,05), в челночном беге (р<0,05), в прыжках в длину с места (р<0,05), в беге на выносливость (р<0,05), тесте на суставную подвижность (р<0,05) и силовых способностях (р<0,05).

Таблица 2

Физическая подготовленность и другие компоненты физического здоровья гандболистов 11-13 лет экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента

Тесты, измерение, пробы В начале эксперимента В конце эксперимента Р

М ±о ±т М ±о ±т

Бег 30 м, с 4,98 0,20 0,06 4,50 0,21 0,06 <0,05

ш

Вестник «Орлеу»-к8(

Челночный бег 3 х 10 м, с 8,35 0,19 0,06 7,70 0,20 0,06 <0,05

Прыжки в длину с места, см 192, 34 4,80 1,39 220,00 4,5 1,38 <0,05

6-ти минутный бег, м 1251,00 126,80 36,65 1450,00 123,70 35,75 <0,05

Наклон вперед, см 9,50 0,23 0,07 11,50 0,20 0,07 <0,05

Подтягивание, кол-во раз 7,50 0, 25 0,07 10,00 0,22 0,06 <0,05

Динамометрия, кг 21,00 ±6,20 ±1,80 34, 00 ±6,22 ±1,81 <0,05

Согласно полученным результатам видно, что выполнение силовых упражнений в формате, предложенном нами, способствует более эффективному развитию не только силовой способности, но и других физических качеств обследуемых. Согласно полученных нами данных экспериментальная группа достовер-

но (р<0,05) преобладает над контрольной по следующим показателям: координационные способности (см. тест «Челночный бег»), ско-ростно-силовые качества (см. тест «Прыжки в длину с места»), гибкость (см. тест «Наклон туловища вперед»), сила рук (см. тест Подтягивание»).

ш ^

О

О с

о и ш

В

2

<

и <

с.

с* О С

2

а: <

с и о

03

с;

из

0

рц

=

ш л

1

и: <

Таблица 3

Сравнительный анализ результативности развития локомоторных компонентов физического здоровья спортсменов 11-13 лет с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности

№ Тесты, измерение, пробы Экспериментальная группа Контрольная Группа Р

М ±т э э М ±т К к

1 Бег 30 м, с 4,50 ±0,06 5,02 ±0,05 >0,05

2 Челночный бег 3x10 м, с 7,70 ±0,06 8,00 ±0,06 <0,05

3 Прыжки в длину с места, см 220,00 ±1,38 194,00 ±1,60 <0,05

4 6-ти минутный бег, м 1450,00 ±35,75 1500,00 ±33,38 >0,05

5 Наклон вперед, см 11,50 ±0,07 11,00 ±0,06 <0,05

6 Подтягивание, кол-во раз 10,00 ±0,07 7,00 ±0,06 <0,05

7 Динамометрия, кг 34,00±1,81 31,00±1,70 <0,05

Проанализированные выше положитель- здоровья гандболистов 11-13 лет. Выполне-

ные изменения мы относим к положитель- ние силовых упражнений в формате вестибу-

ному влиянию нашей методики на развитие лярной тренировки у гандболистов 11-13 лет

локомоторных компонентов физического способствует более эффективному развитию

Ш

координационных способностей, скорост-но-силовых качеств, гибкости и силы рук.

Выводы. Проанализированная динамика значений говорит и в пользу того, что вестибулярная тренировка с занятиями с силовой направленностью не только развивает костно-мышечную систему занимающихся, но способствует укреплению их нервной системы, функциональной системы движений, повышению вестибулярной устойчивости, а с ними - психомоторики спортсмена, симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоедов, А. В. Повышение эффективности физического воспитания студентов вузов с помощью волновых биомеханических тренажёров [Текст] / A.B. Белоедов, П.И. Ко-стенок // Здравоохранение, образование и безопасность, 2015. - №1(1). - С. 12-16.

2. Викторов, Д.В.Моделирование процесса здоровьесбережения студентов как фактор обеспечения безопасности их жизнедеятельности [Текст] / Д.В. Викторов, П.И. Костенок // Мир науки, культуры, образования, 2011. -№6-2. - С. 220-222.

3. Елисеев, Е.В. Динамика сократительной деятельности миокарда у спортсменов массовых спортивных разрядов при различной интенсивности физических нагрузок [Текст] / Е.В. Елисеев, М.В. Трегубова, С.С. Тарасов // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. - №34(325). - С. 27-30.

4. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Академия, 2010. - 264 с.

5. Кокорева, Е.Г. Связь метода газоразрядной визуализации с показателями цен-ностно-мотивационной сферы [Текст] / Е.Г. Кокорева, Т.В. Попова // Здравоохранение, образование и безопасность, 2015. - №4(4). - С. 69-72.

6. Кокорева, Е.Г. Особенности компенсаторных изменений при сенсорных нарушениях у детей [Текст] / Е.Г. Кокорева, Г.И. Максутова, Т.В. Попова // Российский физиологический журнал им. И.М. Сечинова, 2004. - №5. - С.

20-22.

7. Костенок, П.И. Общепедагогические основы физического саморазвития и безопасности жизнедеятельности учащихся в современном образовательном учреждении: Ав-тореф. дисс. ... д-ра пед. наук [Текст] / П.И. Костенок. - Челябинск, 2002. - С. 4-9.

8. Плетнёв, A.A. Оценка переходных процессов гемодинамики спортсменов при ор-топробе на основании анализа спектральных характеристик [Текст] / A.A. Плетнёв, Е.В. Быков, Н.Г. Зинурова, A.B. Чипышев // Современные проблемы науки и образования, 2014-№1. - С. 320.

9. Попова, Т.В. Физическое развитие детей 7-10 лет с депривацией зрении и слуха [Текст] / Т.В. Попова, Е.Г. Кокорева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2013. -№ 5. - С.20-22.

10. Олефиренко, В.Н. К вопросу о росте качества исполнения технических действий путём тренировки вестибулярного анализатора баскетболистов 14-15 лет [Текст] / В.Н. Олефиренко, Н.Е. Слинкина // Здравоохранение, образование и безопасность, 2015. - №1(1). -С. 21-25.

11. Трегубова, М.В. Вовлечение школьников с различными когнитивными и двигательными задатками в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность [Текст] / М.В. Трегубова, Е.В. Елисеев, A.B. Белоедов, И.А. Бакшутов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура, 2012. - №28. -С. 6-10.

12. Трегубова, М.В. Эхокардиографическое определение динамики морфофункциональ-ных характеристик сердца спортсменов высокой квалификации [Текст] / М.В. Трегубова, Е.В. Елисеев, A.B. Панов // Научное обозрение, 2014.-№1,-С. 141-144.

13. Худяков, Г.Г. Роль вестибулометри-ческих упражнений в общей и специальной физической подготовленности спортсменов с сенсорными депривациями [Текст] / Г.Г. Худяков, Е.Г. Кокорева, A.M. Каримов // Здравоохранение, образование и безопасность, 2015. -№4(4).-С. 29-33.

ш п о ьг О с о

I—

ш

2 <

н

о £

п о с о; s

X

<

н

S

с и о m

ш

ID

О о.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

Щ

3 X

J2 -

£

н <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.