Научная статья на тему 'Психофизиологические реакции студентов-пловцов высокой квалификации на умственную нагрузку'

Психофизиологические реакции студентов-пловцов высокой квалификации на умственную нагрузку Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
220
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / СТУДЕНТЫ / ПЛАВАНИЕ / УМСТВЕННАЯ РАБОТА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / SPORTSMEN / STUDENTS / SWIMMING / MENTAL WORK / PSYCHOPHYSIOLOGICAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зиннатуллина Ирина Раилевна, Попова Татьяна Владимировна

Изучены реакции сердца и центральной нервной системы пловцов высокой квалификации на умственную и локальную мышечную деятельность. Показано сходство характера изменений психофизиологических показателей, свидетельствующее о напряжении центральных регуляторных влияний на сердце и росте психоэмоционального напряжения при обоих видах активности. Получены доказательства центральной организации умственной и локальной мышечной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysiological reactions of students-swimmers of high qualification on intellectual loading

Reactions of heart and the central nervous system of swimmers of high qualification to intellectual and local muscular activity are studied. Similarity of character of changes of the psychophysiological indicators, testifying to pressure central regulation influences on heart and psychoemotional pressure growth is shown at both kinds of activity. Proofs of the central organisation of intellectual and local muscular activity are received.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические реакции студентов-пловцов высокой квалификации на умственную нагрузку»

УДК 612.8

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЛОВЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА УМСТВЕННУЮ НАГРУЗКУ

И.Р. Зиннатуллина, Т.В. Попова ЮУрГУ, г. Челябинск

Изучены реакции сердца и центральной нервной системы пловцов высокой квалификации на умственную и локальную мышечную деятельность. Показано сходство характера изменений психофизиологических показателей, свидетельствующее о напряжении центральных регуляторных влияний на сердце и росте психоэмоционального напряжения при обоих видах активности. Получены доказательства центральной организации умственной и локальной мышечной деятельности.

Ключевые слова: спортсмены, студенты, плавание, умственная работа, психофизиологические функции.

Занятия различными видами спорта со свойственными им интенсивностью, объемом и специфичностью физических упражнений и метаболическими сдвигами можно рассматривать как модель высокого уровня повседневной двигательной активности, особенно у спортсменов высокой квалификации. Физиологическая сущность тренированности - это такой уровень функционального состояния организма, который характеризуется совершенствованием механизмов регуляции, увеличением физиологических резервов и готовностью к их мобилизации, что выражается в его повышенной устойчивости к длительным и интенсивным физическим нагрузкам и высокой работоспособности [9].

Адаптационные реакции организма спортсмена на физические нагрузки изучены многочисленными авторами [6, 8 и др.], а в отношении адаптации к нагрузкам умственного характера в литературе не существует однозначной точки зрения. Для студентов-спортсменов учебная деятельность включает в себя как процесс обучения и собственно интеллектуальный труд, так и физический труд, являющийся необходимым условием их спортивного совершенствования. В практике вузовского обучения зачастую отмечаются случаи низкой успеваемости студентов, занимающихся спортом.

Известны, однако, примеры когда наиболее активные, увлечённо занимающиеся наукой, спортом, искусством молодые люди сохраняют здоровье в течение учебного процесса и достигают профессиональных успехов в дальнейшем [3, 5]. Изучение механизмов адаптации студентов-спортсменов к учебным нагрузкам имеет значение для рационального построения учебного процесса и сохранения оптимального уровня их психофизиологических функций.

Цель: Изучение реакций центральной нервной и сердечно-сосудистой системы на умственную нагрузку у студентов-пловцов 18-23 лет.

Методика. Обследовали 15 пловцов 18-23 лет, кандидатов и мастеров спорта. Контрольную группу составили нетренированные юноши того же возраста, студенты 1-3 курса университета, двигательная активность которых определялась программой учебных занятий по физической культуре. В качестве умственной нагрузки использовали ассоциативный тест Torrance Е.Р. [11]. Тест на физическую нагрузку представлял удержание усилия на кистевом динамометре в 1/3 от максимального на заданном уровне до появления утомления (невозможность удержания заданного усилия). До, во время и после окончания нагрузки производили измерение ЧСС и АД по Короткову, регистрацию кардиоинтервалограмм при помощи компьютерной ЭКГ-приставки, сконструированной [7]. Оценку регуляторных процессов сердца проводили по статистическим показателям вариабельности структуры сердечного ритма в покое и во время локальной статической нагрузки по [2]. При помощи сейсмокардиографии анализировали эффективность сократительной способности сердца.

Для переходных процессов при локальной работе по данным вариационной пульсометрии учитывали ряд дополнительных показателей: индекс вегетативного равновесия (ИВР), вегетативный показатель ритма (ВПР), показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР). При анализе адаптационных реакций сердца на локальную мышечную нагрузку использовали классификацию, предложенную Т.В. Алфёровой-Поповой [1].

Для определения функционального состояния ЦНС использовали электроэнцефалографию и компьютерную программу «НС-Тест 2003», предназначенную для комплексного контроля статус-

Проблемы двигательной активности и спорта

ных и функциональных характеристик центральной нервной системы (ЦНС) по результатам ней-родинамических тестов. Самооценку психоэмоционального состояния определяли при помощи опросника САН (самочувствие, активность, настроение) по [4]. Тестирование психологического состояния включало оценку личностной и ситуационной тревожности [10].

Результаты исследований выявили отличия психофизиологических функций у юношей и девушек с разной степенью физической тренированности. Так, у студентов, не занимающихся спортом, показатели ЧСС и АДд в состоянии покоя были выше, чем у спортсменов (табл. 1). Реакция на локальную нагрузку носила аналогичный характеру всех испытуемых, но у спортсменов степень роста

АДд при работе была выше. Характерно, что после умственной работы показатели ЧСС у всех испытуемых увеличивались в меньшей степени, а величина показателей АД у девушек зачастую была выше, чем после локальной работы мышц.

Анализ показателей структуры сердечного ритма свидетельствовал о большей активности центральных симпатических влияний на сердце у нетренированных испытуемых по сравнению со спортсменами (табл. 2). После выполнения умственной нагрузки наблюдалось увеличение показателей напряжения центральных регуляторных механизмов, особенно выраженное у нетренированных. Аналогичные изменения происходили и после локальной мышечной деятельности, однако степень роста показателей активности центральных влияний на сердце была меньше, например, рост ИН составил 8-11 уел. ед. у девушек и 28-29 у юношей.

Характерно, что при обоих тестовых заданиях практически не выявлено изменений показателей амплитуды сейсмокардиограмм, что свидетельствует о преобладании хронотропных ответов сердца на изученные нагрузки.

После умственной работы по данным теппинг-

теста показатели подвижности и утомляемости в центральной нервной системе практически не изменились, выявлена также тенденция к снижению показателей личностной тревожности. Показатели ситуационной тревожности при этом имели тенденцию к повышению (достоверный рост у нетренированных девушек, с 44,0 ± 2,8 до 54,0 ± 3,8).

По данным компьютерного тестирования после выполнения тестов на умственную работу у большинства испытуемых отмечалось ускорение сен-сомоторных реакций, повышение помехоустойчивости и распределения внимания. Так, время выполнения теста на распределение внимания (таблицы Шульте-Платонова) у спортсменов снизилось в 2 раза, а у нетренированных студентов на 20-40 %.

Характерно, что как при локальном нагрузочном тесте, так и при умственной работе (см. рисунок) у испытуемых отмечалось усиление альфа-активности низкочастотного диапазона на ЭЭГ во фронтальных и в левых височно-центральных и затылочных областях; реакция активации коры у спортсменов была более выраженной, по сравнению с нетренированными. Рост индекса бета-ритма отмечался в лобных и височно-затылочных отведениях преимущественно правого полушария.

По результатам испытуемых спортсменов после 15-минутной умственной деятельности отмечалась тенденция к снижению показателей самочувствия и повышению активности, а у нетренированных выявлено снижение всех трех показателей самооценки.

Таким образом, для студентов с высокой физической тренированностью характерны функциональные изменения центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, которые обеспечивают высокую эффективность как умственной, так и локальной мышечной деятельности за счет способности к быстрой мобилизации резервов сердечнососудистой и центральной нервной систем. Результаты данного исследования свидетельствуют о цен-

Таблица 1

Изменение ЧСС и АД у студентов первого курса до и после умственной (1) и локальной (2) мышечной деятельности

Группы ЧСС ЧСС1 ЧСС2 АДс АДд АДс1 АДц1 АДс2 АДц2

Юноши спортсмены 65,2 + 2,2 67,4 ± 2,9 82,0 ±2,9* 102,0 ± 2,3 70,0 ±1,8 107,0 ±3,1 72,0 + 1,9 129,0+3,1* 85,0 ±1,9*

Юноши нетрениро- ванные 68,5 ± 1,9 70,0 ± 2,9 83,0 ± 1,0* 103,7 ±1,4 70,6 ±1,5 108,0 ±2,8 73,7 + 1,4 127,0+1,4* 78,0 ±1,4*

Девушки спортсмены 69,5 ±1,3 75 ±4,1 74,0 ± 3,1 99,4 ± 2,1 70,0+1,4 109,3 ±1,3* 76,8 ± 1,7* 108,0 ±1,0* 74,0 ±1,3*

Девушки нетрениро- ванные 70,8 ± 3,5 80,6 ±1,9* 87,0 + 1,9* 109,0 ± 3,9 73,5 ± 1,9 116,5 ±2,2 78,0 ± 3,2 110,0 + 3,8 74,0 ±1,9

Примечание. * - достоверные различия с исходными показателями.

Зиннатуллина И.Р., Попова Т.В.

Психофизиологические реакции студентов-пловцов высокой квалификации на умственную нагрузку

Таблица 2

Изменение показателей сердечного ритма при локальной работе мышц статического характера у студентов первого курса после умственной деятельности

Группы Показатели

Mo Mol Дх Дх1 АМо AMol ИН ИН1 ИВР ИВР1 ВПР ВПР1 ПАПР ПАПР1

Юноши спортсмены 0,8 ± 0,2 0,7 ± 0,2 0,2 ± 0,09 0,3 ± 0,08 38,0 ± 2,8 49,0 ± 2,8* 92,0 + 4,9 129,0 ± 3,5* 178,0 ± 23,0 166,0 + 23 4,3 + 0,9 4,1 + 0,9 66,0 + 12,0 78,0 ± 20,0*

Юноши нетрениро- ванные 0,7 + 0,2 0,6 ± 0,05 0,2 ± 0,05 0,2 ± 0,05 45 ± 2,1** 55,0 ± 0,7* 105,0 ± 13,0** 138,0 ± 3,5* 205,0 ± 10,6** 206,0 ± 7,7** 5,9 ± 2,0 5,9 ± 1,6 38,0 + 0,7 70,0 + 4,9*

Девушки спортсмены 0,8 ± 0,1 0,7 + 0,17 0,3 + 0,10 0,3 + 0,08 47,0 ± 5,03 58,0 + 1,41* 85,0 + 0,7 103,0 ± 12,7* 164,0 + 14,1* 184,0± 20,7* 4,0 ± 1,2 3,3 + 1,1 54,2 ± 7,4 71,0 ± 8,6*

Девушки нетрениро- ванные 0,7 ± 0,1 0,6 ± 0,1 0,2 ± 0,05 0,2 + 0,05 49,0 ± 4,2 59,0 ± 1,1* 97,0 ± 3,5** 141,0 ± 2,8* 183,0 ± 10,6** 242,0 + 37,5* 4,1 ± 0,4 4,9 + 0,2 52,0 ± 2,3 69,0 + 2,1*

Примечания: * - достоверные различия с исходными показателями; ** - между спортсменами и нетренированными.

Д Т А БН БВ

Д Т А БН БВ Д Т А БН БВ Î01A1 77 І02А2 77

Д Т А БН БВ

; Д Т А БН БВ Д Т А БН БВ

(Индекс ритма, %)

Гистограммы результатов анализа (периодометрия) при выполнении умственной работы у спортсменов

тральной организации изученных видов активности, что определяет поиск средств повышения работоспособности и коррекции утомления у студентов с различным уровнем физической тренированности.

Литература

1. Алферова, Т.В. Возрастные особенности реакции кровообращения на локальную работу мышц статического и динамического характера / Т.В. Алферова // Успехи физиолог, наук. - 1988. — Т. 19, №4.-С. 54-73.

2. Методики оценки функционального состоя-

ния организма человека / P.M. Баевский, Ю.А. Кукушкин и др. // Медицина труда и промышленная экология. -1995. -№ 3,— С. 30—34.

3. Быков, B.C. Физическое самовоспитание учащейся молодёжи /B.C. Быков, С.В. Михайлова, С.А. Никифорова // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№8.-С. 13-16.

4. Доскин, В.А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния /В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай // Вопросы психологии. -1973. -№6.-С. 141.

5. Кабанов, С.А. Физиологические и психоло-

Проблемы двигательной активности и спорта

гические проблемы оценочной деятельности, адаптации, стресса и поведения человека (социально-физиологические, психолого-педагогические и поведенческие аспекты) / С.А. Кабанов, С.А. Личаги-на, A.C. Аминов; под ред. А.П. Исаева. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. -183 с.

6. Кузнецова, Т.Н. Контроль за переносимостью нагрузок в спортивном плавании по показателям системы белой крови: автореферат дис. ... канд. биол. наук/Т.М. Кузнецова. —М., 1989. -17 с.

7. Лях, Н.Е. Микропроцессорный шприцевой аппарат подачи лекарственных препаратов / Н.Е. Лях, Д.А. Марокко, Б.Ю. Сидоренко // Новые технологии и фундаментальные исследования в медицине: материалы 111 Российской межрегион. конф., посвященной 60-летнему юбилею ЧГМА. — Челябинск, 2000. - С. 123—168.

8. Павлов, С.Е. Использование низкоэнергетических инфракрасных лазеров в спортивной медицине, как средства повышения спортивной работоспособности / С.Е. Павлов, В.В. Асеев // Современное состояние проблемы применения лазерной медицинской техники в клинической практике. — М., 1992. -Ч.1.- С. 95.

9. Солодков, A.C. Адаптация в спорте: теоретические и прикладные аспекты /A.C. Солодков// Теория и практика физической культуры. —1990. -№> 5. - С. 3.

10. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги: Тревога и тревожность / Ч.Д. Спилбергер. - СПб., 2001. - С. 88-103.

11. Torrance, Е.Р. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. —1974. — P. 74—88.

Поступила в редакцию 3 сентября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.