Научная статья на тему 'Психофизиологические корреляты мысленного исполнения импровизированного танца'

Психофизиологические корреляты мысленного исполнения импровизированного танца Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
690
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫСЛЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ / MENTAL PERFORMANCE / ИМПРОВИЗИРОВАННЫЙ ТАНЕЦ / IMPROVISATION DANCE / ЭЭГ / EEG / КОГЕРЕНТНОСТЬ / COHERENCE / ЧАСТОТНЫЙ ДИАПАЗОН / FREQUENCY BAND / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ / PHYSIOLOGICAL CORRELATES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТАНЦОРЫ / PROFESSIONAL DANCERS / УРОВНИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ / LEVELS OF CONSTRUCTION OF MOVEMENTS / ИМПРОВИЗАЦИОННАЯ ЗАДАЧА / МЫСЛЕННЫЙ ОБРАЗ / MENTAL IMAGE / IMPROVISATION CHALLENGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дикая Л. А., Наумова М. И., Наумов И. В.

В статье обоснованы актуальность исследования танцевальной деятельности и необходимость изучения психофизиологических коррелятов мысленного исполнения импровизированного танца. Данные исследования могут послужить фундаментом для разработки условий оптимизации и развития танцевальных способностей и моторной одаренности, помочь при разработке программ, повышающих результаты спортивной деятельности. Описаны методика и процедура проведения эмпирического исследования. В исследовании приняли участие 60 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, из них: 20 профессиональных танцоров, которые достигли высокого уровня мастерства в спортивно-эстрадных танцах; 20 начинающих танцоров, которые имеют только базовый опыт в спортивно-эстрадных танцах и не получили завершенной, всесторонней подготовки, и 20 студентов, никогда не занимавшихся танцами или другими видами спорта (контрольная группа) на профессиональном или любительском уровнях. В качестве построения мысленного исполнения движения использовалась танцевальная импровизированная задача. Этот тип задачи включает создание двигательного и танцевального образа (мысленное исполнение). В данном случае участники групп были проинструктированы мысленно исполнить танец, который должен быть уникальным и оригинальным (танец-импровизация). В конце исследования мысленное исполнение оригинального танца необходимо было воссоздать в реальном танце. Для изучения силы и характера распределения когерентных связей коры головного мозга во время мысленного исполнения импровизированного танца у участников исследования использовался метод ЭЭГ. В работе представлены результаты исследования характера распределения когерентных связей коры мозга у профессиональных танцоров при мысленном исполнении импровизированного танца (мысленном представлении элементов профессионально-специфичной танцевальной деятельности). Выявлены общие и специфические особенности в характере корковых взаимодействий у профессиональных танцоров, начинающих танцоров и не танцоров при мысленном исполнении импровизированного танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дикая Л. А., Наумова М. И., Наумов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysiological Correlates of Mental Performance of the Improvisation Dance

The article substantiates the relevance of the study of dance activities and the need to examine the psychophysiological correlates of mental performance of the improvisation dance. These studies can serve as a foundation for the development and optimization of conditions of dance abilities and motor skills, helping to develop programs to increase the results of sporting activities. We described the methods and procedures of the empirical research. The study involved 60 students between the ages of 18 to 25 years, among them there were 20 professional dancers, who have reached a high level of skill in sports-pop dance; 20 novice dancers, who have only basic experience in sports-pop dance and did not receive complete, comprehensive training, and 20 students, who have never engaged in dancing or other sports (control group) at the professional or amateur level. As the construction of the mental performance of dance movements we used improvisation task. This type of task involves creating motor and dance image (mental model). In this case, the team members were instructed to mentally perform the dance, which must be unique and original (dance improvisation). At the end of the study the mental performance of the original dance had to recreate a real dance. To study the strength and character of the distribution of coherent connections of the cerebral cortex during mental improvisation dance performance in study participants used the method of EEG. The results of the research nature of the distribution of the cerebral cortex'' coherent links at professional dancers during the improvisation dance performed by mental representation of elements of professional dance-specific activity. The general and specific features of the nature of cortical interactions at professional dancers, beginners and not dancers, with the mental performance of the improvisation dance, are revealed.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические корреляты мысленного исполнения импровизированного танца»

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, _МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ_

УДК 159.91

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ МЫСЛЕННОГО ИСПОЛНЕНИЯ ИМПРОВИЗИРОВАННОГО ТАНЦА

Дикая Людмила Александровна Наумова Мария Игоревна Наумов Игорь Владимирович

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ, проект № 2141

В статье обоснованы актуальность исследования танцевальной деятельности и необходимость изучения психофизиологических коррелятов мысленного исполнения импровизированного танца. Данные исследования могут послужить фундаментом для разработки условий оптимизации и развития танцевальных способностей и моторной одаренности, помочь при разработке программ, повышающих результаты спортивной деятельности.

Описаны методика и процедура проведения эмпирического исследования. В исследовании приняли участие 60 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, из них: 20 профессиональных танцоров, которые достигли высокого уровня мастерства в спортивно-эстрадных танцах; 20 начинающих танцоров, которые имеют только базовый опыт в спортивно-эстрадных танцах и не получили завершенной, всесторонней подготовки, и 20 студентов, никогда не занимавшихся танцами или другими видами спорта (контрольная группа) на профессиональном или любительском уровнях.

В качестве построения мысленного исполнения движения использовалась танцевальная импровизированная задача. Этот тип задачи включает создание двигательного и танцевального образа (мысленное исполнение). В данном случае участники групп были проинструктированы мысленно исполнить танец, который должен быть уникальным и оригинальным (танец-импровизация). В конце исследования мысленное исполнение оригинального танца необходимо было воссоздать в реальном танце.

Для изучения силы и характера распределения когерентных связей коры головного мозга во время мысленного исполнения импровизированного танца у участников исследования использовался метод ЭЭГ.

ШББ™ РБУСНОЮаСМ JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 4

В работе представлены результаты исследования характера распределения когерентных связей коры мозга у профессиональных танцоров при мысленном исполнении импровизированного танца (мысленном представлении элементов профессионально-специфичной танцевальной деятельности). Выявлены общие и специфические особенности в характере корковых взаимодействий у профессиональных танцоров, начинающих танцоров и не танцоров при мысленном исполнении импровизированного танца.

Ключевые слова: мысленное исполнение, импровизированный танец, ЭЭГ, когерентность, частотный диапазон, психофизиологические корреляты, профессиональные танцоры, уровни построения движений, импровизационная задача, мысленный образ.

Введение

В настоящее время все больший интерес вызывает творческое мышление. Творчество как феномен привлекало и привлекает к себе внимание исследователей из самых различных областей научного знания [3, 5, 13]. Это обуславливается не только загадочностью и необычностью данного феномена, но и его прикладным значением в жизни общества. Ведь именно творческие, талантливые люди способствуют развитию и прогрессу человечества в целом.

Объективное рассмотрение проблем творчества с точки зрения современной науки обеспечит надежный фундамент не только для научного изучения творчества, но и для успешного овладения профессиями творческой направленности. Психофизиологические исследования, посвященные изучению мозговых коррелятов творческой активности у представителей профессий сферы искусства - художников, композиторов, музыкантов, танцоров - встречаются довольно редко [6, 11, 16]. Практически отсутствуют данные, где процесс создания танцевального образа, его специфические особенности в организации коры головного мозга исследовались одновременно у людей, имеющих разный уровень танцевального мастерства. Танцевальная деятельность требует оригинальности и гибкости мышления, воображения, высокоразвитого эстетического вкуса, быстрой реакции и плавности движений. Мы обратили внимание на танцоров, поскольку считаем, что именно танец - это не просто очередной вид спорта, это лучшее средство самовыражения, которое претворяет в жизнь огромный спектр чувств и переживаний. Танец совмещает в себе музыку, движение, актерскую игру, костюмы, сюжет, целый вихрь эмоций. Помимо «спортивной» функции - развития и понимания тела, приобретения пластики и грации, танец несет в себе коммуникативную и психологическую функции. Как жест и мимика, танец - это выражение чувств и эмоций. Язык танца универсален, в нем нет рамок. Каждое танцевальное движение несет в себе смысловую нагрузку. Танец является одним из видов творческой деятельности

человека. Необходимо научное изучение особенностей этой деятельности, сравнение способностей людей, имеющих разный уровень танцевальной подготовки и хореографии.

За последнее время были проведены исследования, посвященные изучению роли мысленных образов в спортивной деятельности, а также доказывающие эффективность их использования в качестве средства подготовки спортсменов [19]. Спортивно-ориентированные образные представления, или так называемые спортивные мысленные образы (sport imagery), рассматривают как мысленное создание или воссоздание переживаний, например, определенных действий или ситуаций [22]. В работах, посвященных спортивной психологии, использование мысленной тренировки, как правило, предполагает присутствие образных представлений. Данные исследований по проблеме использования образов в спорте позволяют утверждать, что целенаправленное и систематическое использование образов является эффективным средством улучшения их реального физического выполнения [14, 15, 18]. Тем не менее, работы, изучающие психофизиологию мысленного исполнения движения у танцоров, крайне редки [17].

В данной работе мы исследуем психофизиологические корреляты мысленного исполнения импровизированного танца у профессиональных танцоров, которые достигли высокого уровня мастерства в современном спортивно-эстрадном танце. Эту группу мы сравниваем с группой новичков, у которых есть только базовый опыт в спортивно-эстрадных танцах и нет завершенной, всесторонней подготовки в этой области, и контрольной группой студентов, никогда не занимающихся танцами или каким-либо другим видом спорта на профессиональном и любительском уровнях. За основу образной творческой деятельности танцоров мы взяли мысленное исполнение импровизированного танца.

Изучение функциональных различий больших полушарий человеческого мозга приобретает все большую актуальность в прикладных разделах различных наук, таких как медицина, педагогика, психология, психофизиология. В последнее время большое внимание уделяется проблеме изучения психомоторных действий [7, 9] и идеомоторной тренировке, а также мысленному исполнению движений [2, 4, 10] в связи с развитием и продвижением спорта в стране, дабы повысить уровень эффективности и продуктивности профессиональных спортивных тренировок.

Подчеркивается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировок [8, 12]. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В то же время отдельные исследования показывают, что посредством только идеомоторной

ГиББ^ РБУСН0ЮС!СА1 JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 4

тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением без предварительного его выполнения [1].

Используя образы в своей практике, спортсмены могут преследовать различные цели. Разработана даже прикладная модель использования мысленных образов в спорте, в которой выделены две функции образных представлений спортсменов: когнитивная и мотивационная. Каждая из них реализуется на двух уровнях - общем и специальном [18, 20].

Фактически не изученными остаются психофизиологические корреляты мысленного исполнения танца у спортивно-эстрадных танцоров. Кроме того, практически отсутствуют данные анализа мозговых систем, задействованных в процессе мысленного исполнения импровизированного танца у людей, имеющих разный уровень танцевального мастерства.

Вышеизложенное позволяет признать в качестве актуальной и приоритетной задачи изучение основных тенденций и особенностей функциональной организации коры мозга у людей с разной степенью танцевального мастерства, которые могут быть полезны при разработке тренировочных программ для спортсменов, танцоров, позволяющих повысить их показатели в спортивной деятельности. Результаты исследования позволят глубже изучить психофизиологию двигательных отделов нервной системы. Их можно использовать для обучения планированию танцевального движения и повышению точности его выполнения.

Целью исследования является изучение психофизиологических коррелятов мысленного исполнения импровизированного танца.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что динамика мозговой активности на разных этапах выполнения танцевальной импровизации может быть обусловлена уровнем танцевального мастерства участников исследования.

В исследовании приняли участие студенты Академии физкультуры и спорта, а также студенты Академии психологии и педагогики Южного федерального университета в возрасте 18-25 лет, разделенные в зависимости от танцевального мастерства на три группы: профессиональные спортивно-эстрадные танцоры (20 человек); начинающие спортивно-эстрадные танцоры (20 человек); студенты, никогда не занимающиеся танцами или каким-либо другим видом спорта на любительском и профессиональном уровнях (20 человек).

В качестве построения мысленного исполнения движения использовалась танцевальная импровизационная задача. Этот тип задачи включает создание двигательного и танцевального образа (мысленное исполнение). В данном случае участники групп были проинструктированы мысленно исполнить танец под определенную музыку, который должен быть уникальным и оригинальным (танец-импровизация).

Во время эмпирического исследования испытуемым предъявлялась одна и та же быстрая, ритмичная музыка в исполнении группы Muse, под названием Supermassive Black Hole, во время звучания которой испытуемым нужно было мысленно придумать и исполнить оригинальный танец в своем воображении. Впоследствии мы разделили решение этой задачи на несколько этапов: прослушивание музыки, мысленное исполнение и обнаружение танцевальных образов и движений, продумывание деталей танца. В качестве фоновой пробы использовалось спокойное состояние, глаза закрыты. Спокойное состояние, глаза открыты - рассматривалось в исследовании как состояние готовности, внутреннего внимания испытуемого.

После электроэнцефалографического исследования испытуемых просили воспроизвести в реальности продукт их образной деятельности (станцевать придуманный танец).

При выполнении задания у испытуемых регистрировали ЭЭГ. Регистрация ЭЭГ осуществлялась при помощи энцефалографа «Энцефалан», версия «Элитная-М» производства МТБ «Медиком» (Таганрог) в 21 стандартном монополярном отведении с ипсилатеральными ушными референтами.

Анализировались отрезки ЭЭГ длительностью 10 секунд, не имеющие артефактов. Рассматривались когерентные связи биопотенциалов коры мозга между отведениями в диапазонах частот: тета (4-8 Гц), альфа1 (8,0-10,5 Гц), альфа2 (10,5-13,0 Гц), бета (13-35 Гц).

Выбор частотных диапазонов обусловлен представленными в научной литературе данными об их роли в функционировании мозговых систем, обеспечивающих творческое мышление [5, 6, 11, 13, 16, 17]. Значения альфа-ритма и корреляционные взаимоотношения между его индивидуальными параметрами и показателями творческой активности человека, с одной стороны, а также показателями представления движений, с другой, исследовались в ряде работ [4, 5, 6, 9, 11, 17], что позволило выделить альфа-ритм как приоритетный в нашем исследовании. Известно также, что работу сенсомоторной коры отражает мю-ритм ЭЭГ, колебания в полосе 8-13 Гц. Большая амплитуда, синхронные мю-волны регистрируются в покое, десинхронизация волн (подавление мю-ритма) происходит, когда субъект выполняет двигательную активность, наблюдает за движением другого или воображает выполнение действия [21]. В связи с тем, что альфа- и мю-ритмы ЭЭГ регистрируются в одном и том же диапазоне частот (8-13 Гц), до настоящего времени не решена проблема их разграничения. В качестве показателя, отражающего совершение, наблюдение или представление двигательного акта, в нашем исследовании использовалась смесь альфа- и мю- ритмов, регистрируемых в центральных отведениях. Для анализа были применены топографические особенности мю-ритма (центральные отведения) и экспериментальная

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 4

парадигма, когда испытуемый находится с открытыми глазами, как обычно это делается в других исследованиях.

Когерентные связи между отведениями для каждого частотного диапазона были сгруппированы в следующие 8 видов: LHP - внутриполушарные короткие в передних отделах левого полушария; LHZ - внутриполушарные короткие в задних отделах левого полушария; MHP - межполушарные в передних отделах коры; MHZ - межполушарные в задних отделах коры; RHP - внутриполушарные короткие в передних отделах правого полушария; RHZ - внутриполушарные короткие в задних отделах правого полушария; SDRHLH - межполушарные длинные между симметричными отведениями; SKRHLH - межполушарные короткие между симметричными отведениями.

Для статистической обработки данных применялся многофакторный дисперсионный анализ ANOVA/MANOVA и сравнительный post-Ьос анализ по критерию Фишера. Обработка осуществлялась при помощи пакета компьютерных программ Statistica 12.0.

Посредством дисперсионного анализа рассматривался эффект взаимодействия факторов: Группа (профессиональные спортивно-эстрадные танцоры, начинающие танцоры, не танцоры) х Этап решения задачи (спокойное состояние, прослушивание музыки, обнаружение танцевального образа, продумывание деталей танца) х Вид когерентной связи.

Далее в проведенном исследовании будут приведены и описаны только достоверные различия (p < 0,05).

Анализ когерентных связей в тета-диапазоне показал высокий уровень LHZ, RHZ и SKRHLH когерентных связей у всех представителей исследуемых групп испытуемых в спокойном состоянии и на всех этапах решения танцевальной импровизационной задачи (рисунок 1).

В тета-диапазоне в спокойном состоянии (глаза открыты/глаза закрыты) у профессиональных танцоров наблюдается значительное повышение всех внутриполушарных и межполушарных связей по сравнению с начинающими танцорами и не танцорами; значимое снижение SDRHLH, MHP, MHZ, LHP, RHP когерентных связей в спокойном состоянии у начинающих танцоров по сравнению с другими группами испытуемых.

На этапе прослушивания музыки, в отличие от спокойного состояния, наблюдается значительное повышение SDRHLH, SKRHLH связей у начинающих танцоров по сравнению с другими группами испытуемых. У профессиональных танцоров наблюдается значительное повышение RHP, RHZ когерентных связей по сравнению с другими группами испытуемых. В то же время на этапе прослушивания музыки у всех исследуемых групп испытуемых ярко выражены: SDRHLH, SKRHLH, MHZ, LHZ, RHZ. Также наблюдается значимое снижение LHP и MHP когерентных связей у профессиональных танцоров и не танцоров по

сравнению с начинающими танцорами, тогда как у начинающих танцоров и не танцоров наблюдается снижение RHP когерентных связей в отличие от профессиональных танцоров.

На этапе обнаружения танцевальных образов у профессиональных танцоров наблюдается сильное повышение SKRHLH, MHZ, LHP, LHZ, RHP, RHZ когерентных связей по сравнению с группой начинающих танцоров и не танцоров. В то же время во всех трех группах наблюдаются ярко выраженные значимые когерентные связи: SDRHLH, SKRHLH, MHZ, LHZ, RHZ. У не танцоров на этапе обнаружения танцевальных образов наблюдается снижение LHP, RHP когерентных связей, а также снижение MHP когерентных связей.

На этапе продумывания деталей танца у профессиональных танцоров наиболее сильно выражены LHP, LHZ, RHP, RHZ, MHP, MHZ когерентные связи по сравнению с начинающими танцорами и не танцорами. В то же время на этапе продумывания деталей танца у всех трех групп испытуемых наблюдаются значимые внутриполушарная и межполушарная когерентные связи (p < 0,05), кроме RHP когерентных связей у начинающих танцоров: здесь наблюдается значительное снижение.

При анализе когерентности в альфа1-диапазоне выявлен высокий уровень внутриполушарного и межполушарного взаимодействия во всех исследуемых группах на этапах обнаружения танцевального образа и продумывания деталей танца (рисунок 2).

В спокойном состоянии (глаза открыты/глаза закрыты) у профессиональных танцоров наблюдается усиление SDRHLH, SKRHLH, MHZ, LHZ, RHZ когерентных связей. Однако в спокойном состоянии (глаза открыты) наблюдается сильное снижение MHP когерентных связей у представителей всех исследуемых групп.

На этапе прослушивания музыки у профессиональных танцоров наблюдается усиление LHZ, RHZ связей, в отличие от начинающих танцоров и не танцоров, тогда как у начинающих танцоров наблюдается усиление SKRHLH, а у не танцоров - SDRHLH и MHP когерентных связей. В то же время у всех трех групп испытуемых ярко выражены межполушарные когерентные связи, а также LHZ, RHZ когерентные связи. Также у профессиональных танцоров и начинающих танцоров наблюдается сильное снижение LHP когерентных связей.

На этапе обнаружения танцевальных образов у представителей всех трех исследуемых групп наблюдаются значимые (p < 0,05) все внутриполушарные и межполушарные когерентные связи. Ярко выраженное повышение MHZ когерентных связей наблюдается у профессиональных танцоров по сравнению с другими представителями исследуемых групп, а у не танцоров наблюдается повышение силы SDRHLH, RHP когерентных связей по сравнению с другими представителями исследуемых групп.

Этапы решения Гп„пп„ „,„„„„„„„ задачи 'РУппа танЦоров

Группа начинающих танцоров

Группа не танцоров

ОГ

ЗГ

Прослушивание музыки

Мысленное представление (обнаружение) танцевальных движений, образов

Продумывание деталей танца

Рисунок 1. Достоверные различия силы функциональных связей коры мозга в тета-диапазоне у представителей с разным уровнем танцевального мастерства на разных этапах создания танцевальной импровизации (р < 0,05)

Этапы решения г танцоров ГРУппа начин™-задачи ИУ 4 И щих танцоров

грУппа не танцоров

ОГ

ЗГ

Прослушивание музыки

Мысленное представление (обнаружение) танцевальных движений, образов

Продумывание деталей танца

Рисунок 2. Достоверные различия силы функциональных связей коры мозга в альфа1-диапазоне у представителей с разным уровнем танцевального мастерства на разных этапах создания танцевальной импровизации (р < 0,05)

Этапы решения \ Гп%,пп„

задачи ГРУппа танЦоров

Группа начинающих танцоров

Группа не танцоров

ОГ

ЗГ

Прослушивание музыки

Мысленное представление (обнаружение) танцевальных движений, образов

Продумывание деталей танца

Рисунок 3. Достоверные различия силы функциональных связей коры мозга в альфа2-диапазоне у представителей с разным уровнем танцевального мастерства на разных этапах создания танцевальной импровизации (р < 0,05)

На этапе продумывания деталей танца также у всех участников исследования наблюдаются значимые (p < 0,05) все внутриполушарные и межполу-шарные когерентные связи. Ярко выражены LHZ связи у профессиональных танцоров в отличие от других групп испытуемых, тогда как у не танцоров ярко выражены MHP связи в отличие от других представителей исследуемых групп.

Анализ когерентных связей в альфа2-диапазоне показал высокий уровень LHZ, RHZ и SKRHLH когерентных связей у всех участников исследования в спокойном состоянии и на всех этапах решения танцевальной импровизационной задачи (рисунок 3).

В спокойном состоянии (глаза закрыты) у профессиональных танцоров наблюдается усиление SKRHLH, MHZ, LHZ когерентных связей по сравнению с начинающими танцорами и не танцорами. Однако в спокойном состоянии (глаза открыты) наблюдается сильное снижение MHP, SDRHLH, LHP, RHP когерентных связей у всех групп испытуемых.

На этапе прослушивания музыки у профессиональных танцоров наблюдается усиление LHZ, RHZ, MHZ когерентных связей в отличие от начинающих танцоров и не танцоров. Тогда как у не танцоров, наоборот, усиление происходит в MHP когерентных связях. Значимое снижение SDRHLH, SKRHLH, RHP когерентных связей наблюдается у не танцоров и начинающих танцоров.

На этапе обнаружения танцевальных образов у профессиональных танцоров наблюдается значительное повышение SDRHLH, SKRHLH, MHZ, LHZ, RHZ когерентных связей по сравнению с другими группами испытуемых. Значимое снижение LHP когерентных связей наблюдается у профессиональных танцоров, тогда как у не танцоров происходит снижение MHZ когерентных связей.

На этапе продумывания деталей танца у профессиональных танцоров наблюдается значимое повышение всех представленных видов когерентных связей по сравнению с другими группами испытуемых. У не танцоров также наблюдается значимый уровень (p < 0,05) всех представленных видов когерентных связей, но он все же значительно ниже, чем у профессиональных танцоров. У начинающих танцоров наблюдается значительное снижение SDRHLH и LHP, RHP когерентных связей.

В бета-диапазоне динамика распределения когерентных связей у всех испытуемых схожа. Наблюдается высокий уровень LHZ, RHZ когерентных связей у всех участников исследования в спокойном состоянии и на всех этапах решения танцевальной импровизационной задачи. В то же время наблюдается значительное снижение SDRHLH, MHP, MHZ когерентных связей у всех групп испытуемых на разных этапах решения танцевальной импровизационной задачи (рисунок 4).

Этапы решения задачи

ОГ

ЗГ

Мысленное представление (обнаружение) танцевальных движений, образов

Продумывание деталей танца

Группа танцоров

Группа начинающих танцоров

*

Группа не танцоров

Прослушивание музыки

Рисунок 4. Достоверные различия силы функциональных связей коры мозга в бета-диапазоне у представителей с разным уровнем танцевального мастерства на разных этапах создания танцевальной импровизации (р < 0,05)

В спокойном состоянии (глаза закрыты) у профессиональных танцоров наблюдается значительное усиление коротких внутриполушарных связей по сравнению с другими группами испытуемых.

На этапе прослушивания музыки у профессиональных танцоров наблюдается сильное увеличение LHZ когерентных связей по сравнению с начинающими танцорами и не танцорами, тогда как у не танцоров на этом этапе происходит значительное усиление SKRHLH когерентных связей по сравнению с другими группами испытуемых.

На этапе обнаружения танцевальных образов у профессиональных танцоров происходит значительное усиление SKRHLH, LHZ когерентных связей по сравнению с другими группами испытуемых.

На этапе продумывания деталей танца у профессиональных танцоров наблюдается значительное усиление LHZ, RHZ когерентных связей по сравнению с другими группами испытуемых.

Обсуждение результатов

Необходимо отметить, что у профессиональных танцоров в спокойном состоянии и практически на всех этапах решения танцевальной импровизационной задачи выражены более сильные когерентные связи во всех частотных диапазонах (особенно в альфа 1,2-диапазонах), в отличие от начинающих танцоров и не танцоров. Результаты исследования показывают, что альфа-синхронизация возрастает по мере роста профессионализма (не танцоры, начинающие танцоры и профессиональные танцоры), это подтверждают результаты работ А. Финка, в которых профессиональные танцоры также показывают большую альфа-синхронизацию, представляя танцы, чем новички (А. Fink et al., 2006). Синхронизация альфа-ритма традиционно считается связанной с функциональным корковым торможением (А. Fink et al., 2011), по-видимому отражающим снижение состояния активной обработки информации в базовых нейронных сетях [21]. Однако вразрез обычно принятому находят, что альфа-энергия синхронизируется, когда люди занимаются выполнением сложных когнитивных задач. Альфа-синхронизация особенно актуальна в то время, когда требуется внутренняя обработка: например, когда необходимо удерживать информацию во внимании. Альфа-синхронизация во время творческого мышления может отражать состояние повышенной концентрации или настороженности задействованных цепей, также она может означать, что обработка информации в конкретных областях мозга с меньшей вероятностью беспокоит параллельные когнитивные процессы до тех пор, пока происходит текущая генерация идеи [17].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этапах решения танцевальной импровизационной задачи и в спокойном состоянии профессиональные танцоры показывают лево- и правополушарную

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 4

альфа-синхронизацию преимущественно в задних отделах мозга. Выраженные альфа-синхронизации в задних областях мозга могут свидетельствовать о качественной обработке информации [17]. Выявленное в настоящем исследовании усиление когерентных связей в задних межполушарных областях согласуется с современными представлениями А. Финка с соавторами, согласно которым усиление альфа-ритма отражает торможение отвлекающего и мешающего информационного потока от зрительной системы (A. Fink et al., 2011). С другой стороны, выраженная синхронизация альфа-активности в теменно-затылочных областях мозга у профессиональных танцоров во время мысленного создания танцев может быть также результатом эффективного набора пространственной сети, где расположены образ тела или представления о перемещении в пространстве (A. Fink et al., 2011). Данные исследования позволяют предположить, что наблюдаемые закономерности активации мозга во время творческого мышления, в частности выраженная альфа-синхронизация в теменно-затылочных областях мозга, связаны с творческим стилем в целом.

Выводы

1. Выявлены психофизиологические корреляты мысленного исполнения импровизированного танца, включающие основные и вариативные компоненты и проявляющиеся в силе и характере распределения когерентных связей. Основные компоненты психофизиологических коррелятов специфичны для группы профессиональных танцоров, в отличие от начинающих танцоров и не танцоров, и характеризуются достоверно более высокими показателями когерентности ЭЭГ преимущественно в задних отделах коры мозга. Вариативные компоненты психофизиологических коррелятов мысленного исполнения импровизированного танца специфичны в зависимости от частотных диапазонов и этапов решения импровизированной задачи.

2. Функциональные связи коры при мысленном исполнении импровизированного танца у профессиональных танцоров характеризуются высоким значением SDRHLH, SKRHLH, MHZ, LHZ, RHZ когерентных связей, а также, на некоторых этапах решения задачи, - MHP и LHP, RHP когерентных связей, тогда как у начинающих танцоров и не танцоров эти когерентные связи значительно слабее, особенно MHP и LHP, RHP когерентные связи.

3. Самые сильные когерентные связи у профессиональных танцоров во всех частотных диапазонах наблюдаются на этапе мысленного представления (обнаружения) танцевальных движений, образов, и на этапе продумывания деталей танца, в отличие от остальных этапов решения задачи и от других групп испытуемых.

Полученные результаты вносят вклад в развитие представлений психологии о психофизиологических коррелятах мысленного исполнения

импровизированного танца и мысленных образов в целом. Также результаты исследования могут быть использованы в психофизиологии и прикладной психологии для более полного раскрытия закономерностей и механизмов развития танцевальных способностей. Полученные сведения следует учитывать при организации процесса обучения двигательным действиям в спорте, при подборе учебных групп, а также при психокоррекционной работе с детьми и подростками. Данные исследования могут послужить фундаментом для разработки условий оптимизации и развития танцевальных способностей и моторной одаренности, помочь при разработке программ, повышающих результаты спортивной деятельности. Разработанный методический инструментарий и результаты исследования могут быть использованы при разработке методик и технологий профессионального обучения танцоров, при разработке психологических и психофизиологических методов и приемов развития творческого потенциала у танцоров.

Полученные результаты могут быть полезны не только начинающим спортивным психологам-практикам, но и тренерам, хореографам. Данное исследование поможет разработать программы использования образов и мысленного представления в спорте, систематическое использование которых эффективно поможет улучшать реальное физическое выполнение движений в различных видах спорта и танцевальных направлениях.

Литература

1. Белкин А. А. Идеомоторная подготовка в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.

2. Бобров П. Д., Коршаков А. В., Рощин В. Ю., Фролов А. А. Байесовский подход к реализации интерфейса мозг-компьютер, основанного на представлении движений // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - 2012. - № 1. - С. 89-99.

3. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. В. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. - М., 2005. - С. 10-13.

4. Болдырева Г. Н., Шарова Е. В., Жаворонкова Л. А. и др. Структурно-функциональные особенности работы мозга при выполнении и представлении двигательных нагрузок у здоровых людей (ЭЭГ- и фМРТ-исследования) // Журнал высшей нервной деятельности. - 2013. -Т. 63. - № 3. - С. 316-327.

5. Вольф Н. В., Разумникова О. М. Половые различия полушарных пространственно-временных паттернов ЭЭГ при воспроизведении вербальной информации // Физиология человека. - 2004. - Т. 30. - № 3. - С. 27-34.

6. Дикая Л. А., Карпова В. В. Влияние профессиональной художественной подготовки на особенности формирования функциональных связей коры

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 4

головного мозга при выполнении образной творческой деятельности // Российский психологический журнал. - 2014. - Т. 11. - № 4. - С. 80-91.

7. Ермаков П. Н. ЭЭГ-характеристика функционального состояния головного мозга человека в динамике идеомоторного акта // Тезисы докладов II Всесоюзной конференции «Принципы и механизмы деятельности мозга человека». - Ленинград, 1989.

8. Ильин Е. П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2009. - 352 с.

9. Кирой В. Н., Владимирский Б. М., Асланян Е. В. и др. Электрографические корреляты реальных и мысленных движений: спектральный анализ // Журнал высшей нервной деятельности. - 2010. - Т. 60. - № 5. -С. 525-533.

10. Мокиенко О. А., Черникова Л. А., Фролов А. А., Бобров П. Д. Воображение движения и его практическое применение // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - 2013. - Т. 63. - № 2. - С. 195-204.

11. Наумова М. И., Дикая Л. А. Функциональные связи коры мозга у учащихся с моторной одаренностью при выполнении когнитивной деятельности на разных возрастных этапах // Научно-образовательный журнал «Образование. Наука. Инновации: Южное измерение». - 2014. - № 5 (37). -С. 116-123.

12. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1959. -307 с.

13. Разумникова О. М., Фиников С. Б. Отражение социальной креативности в особенностях активации коры на частотах дельта-, альфа2- и гамма2-ритмов // Журнал высшей нервной деятельности. - 2011. - Т. 61. - № 6. -С. 706-715.

14. Barr K., Hall C. The use of imagery by rowers // International Journal of Sport Psychology. - 1992. - 23. - pp. 243-261.

15. Carlsson I., WendtP. E., Risberg J. On the neurobiology of creativity. Differences in frontal activity between high and low creative subjects // Neuropsychol. -2000. - V. 68. - pp. 876-875.

16. DikayaL. A., Skirtach I. A. Neurophysiological correlates of musical creativity: the example of improvisation // Psychology in Russia: State of the Art. -2015. - V. 8 (3). - pp. 84-98.

17. Fink А., Graif В., Aljoscha C., Neubauer A. Brain correlates underlying creative thinking: EEG alpha activity in professional vs. novice dancers // NeuroImage. - 2009. - V. 46 (3). - pp. 854-862.

18. Martin K., Moritz S., Hall C. Imagery use in sport: A literature review and applied model // The Sport Psychologist. - 1999. - V. 13. - pp. 245-268.

19. Morris T., Spittle M., Watt A. Imagery in sport. - Champaign, IL: Human Kinetics, 2005.

20. Paivio A. Cognitive and motivational functions of imagery in human performance // Canadian Journal of Applied Sport Sciences. - 1985. -V. 10 (4). - pp. 22-28.

21. Pfurtscheller G., Brunner C., Schlogl A., Lopes da Silva F. H. Mu rhythm (de) synchronization and EEG single-trial classification of different motor imagery tasks // Neurolmage. - 2006. - V. 31. - pp. 153-159.

22. Vealey R., Greenleaf C. Seeing is believing: Understanding and using imagery in sport // J. Williams (ed.). Applied sport psychology: Personal growth to peak performance. - Mountain View, CA: Mayfield, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.