Научная статья на тему 'Психофизиологические аспекты состояния здоровья современных школьников'

Психофизиологические аспекты состояния здоровья современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
847
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / PSYCHOPHYSIOLOGY / SCHOOLCHILDREN HEALTH / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дагаева З. А., Милушкина О. Ю., Мухамадиева С. А.

В статье приведены данные исследований по изучению психофизиологических аспектов состояния здоровья школьников. Психофизиологический статус оценивался у 163 учащихся в 9 образовательных учреждениях Москвы и Московской области. Для изучения психофизиологического статуса школьников была использована методика, позволяющая выявить различные степени хронического утомления. Результаты исследования позволили сделать вывод о негативном влиянии образовательных технологий в профилированных классах на физиологическое состояние учащихся и необходимостью разработки комплекса гигиенических мер по оздоровлению процесса обучения в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some psychophysiological aspects of health status in present-day school-children

The paper presents research data for the psychophysiological aspects of the health status of schoolchildren. Psychophysiological status was assessed in 163 students in 9 educational institutions of Moscow and Moscow region. Technique that allows to identify different degrees of chronic fatigue was used to study psychophysiological status of schoolchildren. Results of the study led to the conclusion about negative impact of educational technologies in profiled classes upon students’ physiological status and the need to develop a set of hygiene measures for improvement of learning in the present-day school.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические аспекты состояния здоровья современных школьников»

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

З.А. Дагаева, О.Ю. Милушкина, С.А. Мухамадиева

Российский государственный медицинский университет, Москва

Увеличение психоэмоциональных нагрузок в ходе современного учебного процесса предъявляет высокие требования к организму школьника. Интенсивная по темпу и протяженная по длительности информационная нагрузка воздействует на организм школьника, снижая психофизиологические функции на фоне гиподинамии, значительного нервно-эмоционального напряжения, неблагоприятной экологической обстановки, что особенно проявляется в ходе обучения в гимназических классах. В структуре детской и подростковой заболеваемости выделяют ряд психопатологических состояний, обусловленных с факторами образовательной среды [1, 3, 4].

Актуальность проблемы оценки психических функций организма учащихся под влиянием учебных нагрузок обусловлена необходимостью принятия комплекса мер по оздоровлению современных школьников, особенно подросткового возраста, в котором все функциональные системы и механизмы регуляции функционируют в режиме длительных нагрузок. Исследования показывают, что в настоящее время уже к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей. Ещё более тревожные показатели диагностируют у подростков -две трети их имеют отклонения по здоровью [5].

Повышенная учебная нагрузка и интенсификация образования приводят к развитию хронического переутомления, форми-

рованию нервно-психических расстройств, вегетососудистых нарушений и нейроциркуляторных дистоний у учащихся [2, 6].

Целью исследования явилось изучение влияния психоэмоционального воздействия факторов окружающей среды на состояние здоровья и психофизиологическое развитие учащихся в классах с медико-биологической профилизацией. В работе использовались современные санитарно-гигиенические, социологические, клинико-статистические методы исследования, адекватные в условиях естественного гигиенического эксперимента.

Психофизиологический статус оценивался у 163 учащихся в 9 образовательных учреждениях Москвы и Московской области. В результате исследования получены данные по динамике выраженности различных форм утомления в конце первого и второго года обучения.

Для изучения психофизилогического статуса школьников была использована методика, позволяющая выявить различные степени хронического утомления: начальная стадия, легкая (заметная) стадия, выраженная стадия [7].

Начальная стадия хронического утомления связана с накоплением усталости, что приводит к нарушению течения различных психических и физиологических процессов. Эта стадия достаточно сложно диагностируется и характеризуется незначительным снижением работоспособности, снижением интереса к работе, возникновением нарушений сна (трудно просыпаться). Лёгкая (заметная) стадия хронического утомления характеризуется заметным снижением работоспособности, сильной усталостью при обычных нагрузках, снижением умственной работоспособности, которая выражается в нарушении внимания; неустойчивостью настроения и проблемами со сном (трудно засыпать и просыпаться). Наличие лёгкой (заметной) стадии хронического утомления может быть связано с большими нагрузками в школе и дополнительными нагрузками при работе с репетиторами. Особое опасение вызывает тот факт, что среди учащихся медико-биологических классов встречаются школьники с выраженной стадией хронического утомления. Эта стадия характеризуется значительным снижением работоспособности; усталостью при незначительных нагрузках; снижением умственной

работоспособности, которая выражается в забывчивости; снижением эффективности мыслительных процессов; повышенной раздражительностью; расстройством сна (сонливость днём). Наличие выраженной стадии хронического утомления свидетельствует о достаточно длительном накоплении утомления, невозможности восстановления ресурсов организма при чрезмерных нагрузках. Дальнейшее развитие утомления может переходить в тяжёлую стадию и требовать медикаментозного лечения в стационаре.

Состояние переутомления усугубляется психофизиологическими изменениями, происходящими в подростковом возрасте, что в свою очередь может приводить к повышенной раздражительности, агрессивности, напряжённой обстановке в классе, конфликтам с учителями.

Дальнейшее увеличение физических и психоэмоциональных нагрузок может привести к развитию более тяжёлых форм хронического утомления, и как следствие, - к серьёзным психологическим и физиологическим изменениям, использованию различных дополнительных средств для снятия усталости и напряжения (сигареты, алкоголь, наркотики).

В трех обследованных подмосковных школах была выявлена следующая закономерность: на втором году обучения (11 класс) уменьшилось число учащихся с проявлениями начальной стадии хронического утомления и значительно выросла доля детей с заметной (с 12 до 33,3 %) и выраженной (с 0 до 30 %) стадиями хронического утомления.

В шести московских школах в группе выпускников также уменьшилось число учащихся с начальной стадией хронического утомления и значительно возросла доля детей с заметной (с 6,7 до 17,6 %) и выраженной стадиями хронического утомления (с 4,0 до 27,5 %).

Важным аспектом исследования явилось изучение распространённости поведенческих факторов риска наркотизации употребеления алкоголя среди учащихся медико-биологических классов. Оно позволило получить следующие результаты: регулярно курят 37,1 % школьников, пробовали, но сейчас не курят - 44,4 %, ни разу не пробовали - 19,5 %. Алкогольные на-

питки употребляют ежемесячно 7,4 % учащихся; изредка употребляют алкоголь (несколько раз в год, по праздникам) 5,5 %; пробовали, но сейчас не употребляют алкоголь 76,0 % школьников; ни разу не пробовали алкогольные напитки 11,1 %. Более трети учащихся (37 %) знают людей, употребляющих наркотики. Однако 74,1 % школьников ни разу не пробовали наркотические и токсические вещества; пробовали, но сейчас не употребляют наркотические вещества 11,1 %; 14,8 % школьников не захотели отвечать этот вопрос.

По данным анкеты "Я и Компьютер", 82,2 % учащихся медико-биологических классов считают, что частое общение с компьютером вредно для здоровья, в то же время 17,8 % так не считают. В среднем ежедневно за компьютером учащиеся проводят: менее 1 часа - 3,2 %, от 1 часа до 3 часов - 85,5 %, более 5 часов - 11,3 % опрошенных. После длительной работы на компьютере учащиеся отмечают астенопические явления, из них чаще всего: резь в глазах - 69,3 %, кроме того, отмечают усталость 61,2 %; боль в спине - 30,6 %, в то же время не испытывают особых ощущений - 19,3 %. Основная деятельность с компьютером - справочная, информационная и игровая. Полностью отказаться от работы за компьютером могли бы 8,1 % опрошенных.

Таким образом, проведённое психологическое исследование продемонстрировало наличие определённой доли (в некоторых школах достаточно высокой) учащихся, имеющих различные степени хронического утомления. Изучение динамики психофизиологических показателей и распространения поведенческих факторов риска у современных школьников в связи с интенсивностью учебного процесса позволяют сделать вывод о негативном влиянии образовательных технологий в профилированных классах на физиологическое состояние учащихся и необходимостью разработки комплекса гигиенических мер по оздоровлению процесса обучения в современной школе.

Литература

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестн. РАМН. 2009. № 5. С. 6-11.

2. Зорина И.Г. Особенности психофизиологического статуса школьников, обучающихся в учебных заведениях разных типов // Г игие-на и санитария. 2008. № 3. С. 75-77.

3. Окнин В.Ю. Проблемы утомления, стресса и хронической усталости // Рос. мед. журн. 2004. Т. 12. № 5. С. 46-49.

4. Онищенко Г.Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России // Гигиена и санитария. 2008. № 2. С. 72-78.

5. Послание Президента Федеральному Собранию 2010 г. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/9637/work.

6. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Бережков Л.Ф., Ямпольская Ю.А., Звездина И.В. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет // Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 2126.

7. Тимощук Г.И. Количественный подход к оценке психофизиологического состояния здоровья учащихся гимназии / Г.И. Тимощук, Л.Н. Мальцева, В.И. Короткевич // Физиология человека. 1995. 21, № 1. С. 111-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.