Научная статья на тему 'Психоэмоциональный статус рыбаков в условиях длительного арктического рейса'

Психоэмоциональный статус рыбаков в условиях длительного арктического рейса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
273
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / МОРЯКИ / ЗАПОЛЯРЬЕ / АДАПТАЦИЯ / PSYCHOEMOTIONAL STATUS / SEAMEN / POLAR / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юрьев Ювеналий Юрьевич, Лупачев В. В., Типисова Е. В., Попкова В. А.

Проведено исследование психоэмоционального статуса при адаптации в экстремальных условиях 30 здоровых мужчин в возрасте 20-45 лет, работников Архангельской базы тралового флота, в условиях длительного арктического рейса. Рейс продолжительностью 160 суток осуществлялся в осенне-зимний период, промысел проходил в Баренцевом море и районе острова Шпицберген. Исследование проводили перед рейсом и через один, три, пять месяцев плавания. При исследовании психоэмоционального состояния рыбаков использовались САН-тест, тест Немчина для определения уровня общей тревожности, тест Ханина Спилбергера для определения личностной и реактивной тревожности и тест Розенцвейга в адаптации Н. В. Тарабриной для изучения фрустрационных реакций. Установлено, что у рыбаков в условиях длительного арктического рейса снижается устойчивость организма к воздействию экстремальных факторов, проявляется это снижением функциональных возможностей психоэмоциональной сферы в начале и более значимо к пятому месяцу промысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юрьев Ювеналий Юрьевич, Лупачев В. В., Типисова Е. В., Попкова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF SEAMEN DURING EXTENDED ARCTIC NAVIGATION

It's investigated of psychoemotional status on the adaptation to extreme environment. The 30 healthy men 20-45 years that working in Arkhangelsk trawl fleet were examined. The investigation was made during long-term Arctic navigation. The fishery working period was 160 days in autumn-winter time in Barents Sea and near Spitsbergen. The investigation was taken in the beginning fishery time, after one, three and five working month. The psychoemotional status was study by Nemchinov test (level of total anxiety), test of health state, activity and mood, Hanine-Spilberger's test for personal and reactive anxiety determine, Rosencweig's test in Tarabrina modification for frustration reaction study. At seamen during long-term Arctic passage the resistance of organism to extreme factors decreases. This one appears decreasing of psychoemotional functional abilities after the first month and in more time after fifth month of fishing navigation.

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональный статус рыбаков в условиях длительного арктического рейса»

УДК [616.89-02:616-057](211.17)

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС РЫБАКОВ В УСЛОВИЯХ ДЛИТЕЛЬНОГО АРКТИЧЕСКОГО РЕЙСА

© 2008 г. Ю. Ю. Юрьев, В. В. Лупачев, Е. В. Типисова,

В. А. Попкова

Институт физиологии природных адаптаций УрО РАН, г. Архангельск

Проведено исследование психоэмоционального статуса при адаптации в экстремальных условиях 30 здоровых мужчин в возрасте 20-45 лет, работников Архангельской базы тралового флота, в условиях длительного арктического рейса. Рейс продолжительностью 160 суток осуществлялся в осенне-зимний период, промысел проходил в Баренцевом море и районе острова Шпицберген. Исследование проводили перед рейсом и через один, три, пять месяцев плавания. При исследовании психоэмоционального состояния рыбаков использовались САН-тест, тест Нем-чина для определения уровня общей тревожности, тест Ханина - Спилбер-гера для определения личностной и реактивной тревожности и тест Розенцвейга в адаптации Н. В. Тарабриной для изучения фру-страционных реакций. Установлено, что у рыбаков в условиях длительного арктического рейса снижается устойчивость организма к воздействию экстремальных факторов, проявляется это снижением функциональных возможностей психоэмоциональной сферы в начале и более значимо к пятому месяцу промысла. Ключевые слова: психоэмоциональный статус, моряки, Заполярье, адаптация.

Труд моряков протекает в тяжелых, порой экстремальных обстоятельствах, поэтому изучению здоровья плавсостава уделяется пристальное внимание [2, 3, 11]. Пребывание человека в экстремальных условиях морских рейсов предъявляет чрезвычайно высокие требования к его психическим и физиологическим возможностям. Адаптация человека к тяжелым условиям работы в море дается порой ценой значительных морфофункциональных изменений [7, 12, 13, 17].

Одной из причин высокой заболеваемости на Севере является влияние неблагоприятных климатогеографических факторов на организм человека, которые на Крайнем Севере исследователи относят к экстремальным [1, 10, 14—16, 18]. Кроме того, неблагоприятные факторы судовой среды во время плавания воздействуют на организм моряков круглосуточно в течение многих месяцев. Труд всех членов экипажа рыбопромыслового судна относят к четвертой категории очень напряженного труда. Из всех профессиональных групп плавсостава труд рыбаков наиболее тяжел: более продолжительные рейсы (5—6 и более месяцев без захода в порт), круглосуточная работа по принципу 8 часов вахты — 8 часов отдыха, что сбивает привычные ритмы сна и бодрствования, интенсивные физические нагрузки при выгрузке рыбопродукции силами экипажа.

Изучение психоэмоционального состояния рыбаков имеет большое значение в определении динамики адаптационных изменений во время промысла. Психоэмоциональный фактор определяет специфичность работы экипажей судов в длительных рейсах. Продолжительное время они находятся в замкнутом пространстве, вдалеке от семьи, от береговой жизни [6]. Все это может оказывать неблагоприятное влияние на моряков, а в некоторых случаях приводить к изменениям их психического состояния [9, 17]. Психологический статус личности оказывает выраженное влияние на адаптацию человека к условиям трудовой деятельности. Лица с выраженной слабостью нервных процессов чаще допускают срывы в напряженных условиях плавания [8]. Уже спустя 1 — 1,5 месяца они предъявляют характерные жалобы на раздражительность, легкую возбудимость, быструю утомляемость, снижение памяти, нарушение сна. Объективное обследование выявляет у них гиперлексию, кожную гиперестезию, снижение активного внимания, кратковременной памяти. У таких моряков при длительном плавании возможно формирование неврозов, которые составляют более 90 % всех психических заболеваний плавсостава [4—6]. Анализ литературных данных об изучении состояния психоэмоциональной сферы моряков в условиях плавания показывает, что во время даже непродолжительных (1—2 месяца) рейсов у большинства моряков выявляется нервно-

психическая напряженность центральной нервной системы [13]. Поэтому прогнозирование адаптивных реакций по показателям психоэмоционального статуса у здоровых рыбаков в условиях Заполярья является актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Объекты исследования и методы

Для изучения психоэмоционального статуса при адаптации в экстремальных условиях климата заполярья проведено обследование 30 здоровых мужчин в возрасте 20—45 лет, работающих в Архангельской базе тралового флота, в условиях длительного арктического рейса. Большинство рыбаков Архангельской базы тралового флота — жители Севера европейской территории России. Рейс рыбопромыслового судна продолжался 160 суток; промысел проходил в Баренцевом море и районе острова Шпицберген. В работе использовалась терминология, рекомендованная Женевской конференцией 1964 года, согласно которой территории, расположенные севернее 66°33' с. ш., обозначаются как «высокие широты» и именуются как Крайний Север, Заполярье, Арктика.

Каждый из принявших участие в исследовании членов экипажа рыбопромыслового судна был обследован с помощью психологических тестов в динамике промысла четыре раза: в начале промысла, через один, три и пять месяцев. Рейс осуществлялся в осенне-зимний период.

При исследовании психоэмоционального состояния рыбаков использовались: САН (самочувствие, активность, настроение)-тест, тест Немчина для определения уровня общей тревожности, тест Спил-бергера — Ханина для определения личностной и реактивной тревожности, тест Розенцвейга в адаптации

Н. В. Тарабриной для изучения фрустрационных реакций.

Выбранные нами психологические тесты отличаются простотой выполнения, не требуют большого количества времени и в то же время являются весьма информативными.

По возможности обеспечивалось единообразие процедуры тестирования. Объяснялись цель и характер тестов, давались общие советы относительно их выполнения. Моряков убеждали в необходимости предоставления ими для исследования наиболее полной информации, в обеспечении тайны личности. Особо подчеркивалось, что результаты тестирования никак не отразятся на их карьере и не будут приниматься во внимание на ежегодном медицинском освидетельствовании плавсостава.

Цель исследования методом САН-теста — оперативная оценка самочувствия, активности и настроения. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния.

Цель методики, адаптированной Т. А. Немчиным,

— определение уровня общей тревожности. Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями. Результаты оцениваются путем подсчета количества ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности. Баллы суммируются.

С помощью шкалы самооценки (методика Ч. Д. Спил-бергера и Ю. Л. Ханина) исследуется уровень тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность). Текст методики зачитывается экспериментатором или предъявляется испытуемому списком на заранее приготовленных бланках. Текст состоит из двух шкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.

Тест С. Розенцвейга в адаптации Н. В. Тарабриной использовался для изучения фрустрационных реакций у плавсостава. Этот тест относится к изобразительным методикам. Ответы, согласно пониманию автором нервных срывов и агрессивности, классифицируются по типу направленности и агрессивности. С точки зрения направления реакции делятся на экстрапу-нитивные (экстракарательные), или направленные на окружение (Е); интропунитивные (интрокаратель-ные), или направленные на приукрашивание неприятной ситуации или уход от нее (I); импунитивные, когда фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначительная, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой (м). При определении показателей теста процент ответов, относимых к каждой из указанных категорий, сравнивается с соответствующими нормативными процентами ответов. Также получают показатель групповой конформности ^СН), который, с известными оговорками, может быть обозначен как «степень социальной адаптации». Этот показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со «стандартными» среднестатистическими.

Статистическая обработка данных выполнялась с помощью компьютерного пакета прикладных программ <^а^юа 5,5» для среды Windows.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты САН-теста показали следующее. Самочувствие, активность и настроение испытуемых во все периоды исследования, за исключением последнего, не выходили за пределы нормы (рис. 1).

В начале рейса и через месяц промысла самочувствие моряков изменилось незначительно, через три месяца показатель его снизился до (4,82 ± 0,45) балла, р = 0,008, а через пять — до (3,91 ± 0,44), р < 0,001, от исходного значения (5,12 ± 0,39) балла, что находится на границе между благоприятным и неблагоприятным уровнем. Показатель активности имеет такую же динамику, но через один месяц плавания он повысился до (5,21 ± 0,36) балла, р <

Рис.1. Изменение самочувствия (С), активности (А) и настроения (Н) у моряков во время промыслового периода

0,001, по сравнению с началом рейса (4,47 ± 0,30) балла, что указывает на достаточно высокий уровень активности испытуемых. К окончанию рейса показатель активности снизился до (3,72 ± 0,60) балла, р < 0,001, от исходного уровня, что свидетельствует о значительном снижении активности моряков. Поскольку все три показателя этого теста имеют очень тесную взаимосвязь, то понятно, что к завершению плавания у моряков выраженно понижается еще один параметр — настроение, к окончанию рейса до (3,79 ± 0,43) балла по сравнению с началом рейса (4,18 ± 0,39) балла, р = 0,0005, и также становится ниже нормальных значений.

Анализ уровня общей тревожности показал, что в начале рейса у моряков уровень общей тревожности составил (16,3 ± 0,49) балла, что оценивается как средний с тенденцией к высокому. Через один месяц этот показатель несколько снизился, а к окончанию промысла возрос до (27,7 ± 0,52) балла, р < 0,001, что уже свидетельствует о высоком уровне этого показателя (рис. 2).

Рис. 2. Изменение уровня общей тревожности у моряков в арктическом рейсе

Анализ данных обработки анкет по уровню реактивной и личностной тревожности показал, что оба этих показателя имеют одинаковую направленность изменений — снижаются через один месяц и растут к пятому месяцу промысла (рис. 3).

Рис. 3. Изменение реактивной (Р) и личностной (Л) тревожности у моряков на протяжении рейса

Необходимо заметить, что изменение уровня реактивной тревожности в динамике рейса носит более выраженный характер, чем личностной, которая является более устойчивой характеристикой личности.

По тесту Розенцвейга в начале промысла среднее значение показателя степени социальной адаптации — ОСН составило (8,5 ± 0,36) балла; через один месяц рейса показатель возрос до (9,0 ± 0,42) балла, р < 0,001; а после трех и пяти месяцев снизился соответственно до (8,1 ± 0,33) и (7,8 ± 0,39) балла, р < 0,001, по сравнению с показателем после первого месяца рейса.

В целом значения ОСН в начале промысла и через месяц рейса свидетельствуют о хорошем психоэмоциональном статусе плавсостава, причем через один месяц работы в море происходит социальная адаптация моряков в коллективе. Снижение показателя степени социальной адаптации с увеличением продолжительности непрерывной работы в море, особенно в конце рейса, может свидетельствовать об истощении психоэмоциональных резервов организма моряков.

Результаты нашего исследования вполне соответствуют данным, полученным [12] при исследовании рыбаков во время тропического рейса. Однако при работе в «родных» для рыбаков-северян высоких широтах снижение показателя групповой конформности за пять месяцев произошло не так резко, как в южных широтах, и не было столь значительного повышения уровня после одного месяца работы в море.

На всех этапах нашего исследования так же, как исследования в южных широтах, доминировали реакции экстрапунитивного направления, что означает повышенную требовательность к своему окружению. Признаки психологической дизадаптации отмечались в основном у лиц, обнаруживших в начале промысла низкий показатель групповой конформности. Поэтому выявление членов экипажа с низкой толерантностью к стрессу с помощью данной методики весьма актуально, так как коррекцию (в том числе и медикаментозную) следует начинать как можно в более ранние сроки рейса.

В заключение можно сделать вывод, что напряжение психоэмоциональной сферы у рыбаков в условиях длительного промысла в Заполярье определяется в начале рейса и особенно в конце плавания, о чем свидетельствуют более низкие показатели САН-теста, более высокие уровни общей, реактивной и личностной тревожности и снижение уровня социальной адаптации.

Список литературы

1. Агаджанян Н. А. Экологическая физиология в 21 столетии: здоровье и концепции выживания / Н. А. Агаджанян // Материалы 18-го съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. — Казань, 2001. — С. 467.

2. Архиповский В. Л. О медицинском освидетельствовании плавсостава Северного бассейна / В. Л. Архиповский, Л. В. Пуканова, Л. В. Лукьянова // Морская медицина в новом тысячелетии. — Архангельск, 2002. — С. 35—37.

3. Будиев А. Ю. Некоторые актуальные вопросы морской медицины сегодня / А. Ю. Будиев, К. В. Логунов, Е. В. Шпанькова // Там же. — С. 32—34.

4. ЗубаревЮ. Г. Изучение динамики нервно-психического состояния экипажа в рейсе / Ю. Г. Зубарев, Т. Б. Щербина // Вопросы охраны здоровья и профилактики заболеваний плавсостава. — Краснодар, 1975. — С. 90—93.

5. Зубарев Ю. Г. Психогигиена и психопрофилактика : методические рекомендации судовым врачам / Ю. Г. Зубарев. - Л., 1975. - С. 28.

6. Зубарев Ю. Г. Психосоциальные аспекты реабилитации плавсостава / Ю. Г. Зубарев // Материалы пленума проблемной комиссии «Научные основы гигиены и физиология адаптации человека к условиям Мирового океана».

— Владивосток, 1991. — С. 37-39.

7. Игнатьев А. М. Адаптационный остеопороз у моряков / А. М. Игнатьев, Т. А. Ермоленко // Морская медицина в новом тысячелетии. — Архангельск, 2002. — С. 81—82.

8. Кураков Ю. Л. Диагностика и рекреация психовегетативных нарушений адаптационного генеза у моряков / Ю. Л. Кураков, В. Е. Волянский // Материалы пленума проблемной комиссии «Научные основы гигиены и физиология адаптации человека к условиям Мирового океана».

— Владивосток, 1991. — С. 56—57.

9. Курпатов В. И. Влияние специфических особенностей служебной деятельности на психическое состояние плавсостава ВМФ / В. И. Курпатов // Морской медицинский журнал. — 1997. — № 5. — С. 9—14.

10. Лабутин Н. Ю. Физиологическая характеристика резервов гемодинамики и внешнего дыхания при долговременной и срочной адаптации у здоровых мужчин в условиях Европейского Заполярья : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Н. Ю. Лабутин. — Архангельск, 2002. — С. 3—4.

11. Лупачев В. В. Заболеваемость рыбаков в условиях длительного океанического промысла и пути ее профилактики : методические рекомендации / В. В. Лупачев,

В. В. Попов, М. Ю. Скляр, А. А. Мозер. — Архангельск, 1998. — С. 3.

12. Лупачев В. В. Некоторые показатели функций организма моряков и рыбаков Севера / В. В. Лупачев, П. И. Сидоров, В. В. Попов, А. А. Мозер. — Архангельск : АГМА, 1999. — С. 14, 18, 32—35.

13. Лупачев В. В. Проблемы проведения психосоциальной реабилитации плавсостава в межрейсовый период / В. В. Лупачев, А. Л. Санников, М. Ю. Скляр, В. В. Попов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реаби-

литационной работы. — 1999. — № 3. — С. 35 — 37.

14. Неверова Н. П. Материалы к изучению физиологических механизмов адаптации здорового человека к условиям Европейского Севера / Н. П. Неверова // Научно-технический прогресс и приполярная медицина.

— Новосибирск, 1978. — Т. 1. — С. 80—81.

15. Неверова Н. П. Состояние вегативных функций у здоровых людей в условиях Крайнего Севера : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Неверова Н. П. — Новосибирск, 1972. - 39 с.

16. Неверова Н. П. О механизмах некоторых гемоди-намических сдвигов в процессе акклиматизации человека на Севере / Н. П. Неверова, Т. И. Андронова, С. А. Кузнецов // Климат и сердечно-сосудистая патология. — М., 1969. — С. 87—90.

17. Стенько Ю. М. Влияние комплекса климатических и судовых факторов на состояние психофизиологических функций у моряков Арктического флота / Ю. М. Стенько, С. А. Виноградов, Т. А. Филатова // Гигиена труда и профессиональные заболевания. — 1986. — № 1. —

С. 28—31.

18. Тигранян Р. А. Гормонально-метаболический статус организма при экстремальных воздействиях / Р. А. Тигранян. — М. : Наука, 1990. — С. 288.

PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF SEAMEN DURING EXTENDED ARCTIC NAVIGATION

Yu. Yu. Yuriev, V. V. Lupachev, E. V. Tipisova,

V. A. Popkova

Institute of Environmental physiology üml Branch RAS, Arkhangelsk

It’s investigated of psychoemotional status on the adaptation to extreme environment. The 30 healthy men 20-45 years that working in Arkhangelsk trawl fleet were examined. The investigation was made during long-term Arctic navigation. The fishery working period was 160 days in autumn-winter time in Barents Sea and near Spitsbergen. The investigation was taken in the beginning fishery time, after one, three and five working month. The psychoemotional status was study by Nemchinov test (level of total anxiety), test of health state, activity and mood, Hanine-Spilberger’s test for personal and reactive anxiety determine, Rosencweig’s test in Tarabrina modification for frustration reaction study.

At seamen during long-term Arctic passage the resistance of organism to extreme factors decreases. This one appears decreasing of psychoemotional functional abilities after the first month and in more time after fifth month of fishing navigation.

Key words: psychoemotional status, seamen, Polar, adaptation.

Контактная информация:

Юрьев Ювеналий Юрьевич — кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Института физиологии природных адаптаций Уральского отделения РАН

Адрес: 163061, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 249

Тел. (8182) 20-09-27

E-mail: yuriev1@yandex.ru

Статья поступила 10.04.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.