Научная статья на тему 'Психодинамические аспекты бессознательного образа тела детей с симптомами истерического невроза'

Психодинамические аспекты бессознательного образа тела детей с симптомами истерического невроза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
520
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бессознательный образ тела / истерический невроз / субтильная и субстальная коммуникация / символогенная кастрация
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психодинамические аспекты бессознательного образа тела детей с симптомами истерического невроза»

ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ТЕЛА ДЕТЕЙ С СИМПТОМАМИ ИСТЕРИЧЕСКОГО

НЕВРОЗА

Авакян Мариам Асатуровна; Калина Надежда Федоровна ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского», Республика Крым, г. Симферополь, Россия

Ключевые слова: бессознательный образ тела, истерический невроз, субтильная и субстальная коммуникация, символогенная кастрация.

Актуальность исследования заключается в повышенной невротизации детей, нуждающихся как в медицинской, так и в психологической помощи. Эпидемиология неврозов в детском возрасте достаточно широкая и составляет от 15 до 25%. Возникает необходимость в исследовании искажений бессознательного образа тела на разных этапах его формирования у детей с имеющимися симптомами истерического невроза с тем, чтобы обеспечить способность ребенка к функциональной жизнеспособности в условиях символогенной кастрации, предупредив стереотипность регрессивных проявлений.

Цель работы - изучить специфику структуры и проявлений бессознательного образа тела у детей дошкольного возраста с наличием симптомов истерического невроза и сформировать способы интеграции органического и психического уровней активности субъекта.

В. Н. Мясищев рассматривал невроз в целом, как психогенную болезнь личности при условии нарушения отношений, где наблюдаются нарушения переработки и расстройство психических функций в зависимости от того, как личность переживает действительность [3]. Рассмотрим понятие истерии, согласно медицинскому и психологическому словарям.

Истерия - невроз, характеризующийся эмоциональной неустойчивостью, подавленностью, диссоциацией, а также рядом физических симптомов и уязвимостью к внушению [1].

Истерия - невротическое заболевание, имеющее многообразные клинические проявления и характеризующееся разнообразным расстройством телесных (моторных, сенсорных, визуальных) функций и психических состояний человека [4].

Истерический невроз, по З. Фрейду подчиняется двум условиям: наличию интенсивного психотравмирующего фактора и длительности травмирующего воздействия [5, с. 55]. З. Фрейд обозначил стадии анамнеза детской истерии: аутэротическое удовлетворение; аутэротическое удовлетворение в сопоставлении с действием фантазии; наличие фантазий без осуществления действий; вытеснение фантазий, проявляющихся в искаженном виде в истерическом припадке. З. Фрейд выделил следующие защитные механизмы, участвующие в формировании истерического припадка: сгущение; множественная идентификация; антагонистическое превращение иннерваций; инверсия временной последовательности [там же, с. 199-200]. По мнению Ф. Дольто ребенок подвержен действию кастрации с момента рождения, и этот процесс отвечает развитию структуры организма, требующего принятия субъектом новых форм совладения с реальностью за счет символического речевого опосредования деструктивных аспектов кастрации [2]. То, что ребенок способен самостоятельно интегрировать как препятствия в достижении нарциссической целостности, представляя собой конфликт, обозначается в искажении бессознательного образа тела. В нем отображается Я-идеал субъекта в форме вытесненных желаний, реализация которых, по мнению субъекта - разрушительна. Мы полагаем, что симптомы истерического невроза у детей дошкольного возраста, можно сопоставить со структурой бессознательного образа тела, подверженной искажениям.

Среди симптомов истерического невроза выделяют аффективно-респираторные припадки, что целесообразно сопоставить с представлениями Ф. Дольто о переживании младенцем пупочной кастрации, вследствие которой, в норме, на момент рождения обретается дыхательная и кардиоваскулярная автономия и достижение опыта примордиального нарциссизма. Данный опыт отображается в бессознательном образе тела в виде дыхательного базового образа с достижением нарциссической целостности. Отсюда следует, что респиратор-но-аффективные припадки при истерическом неврозе - результат задержки проявления автономии в дыхании, вследствие ненаступления нарциссической целостности из-за пупочной кастрации, что влечет за собой переход на предыдущий опыт пассивного насыщения. Мы полагаем, что указанный симптом отобразиться в искажении базового образа тела, отвечающего за состояние целостности существования субъекта.

Крик при истерическом неврозе - демонстрация возврата ребенка к моменту оральной кастрации, при которой он не получил должной субтильной коммуникации с матерью в результате чего, всячески «требует возврата» груди. Ребенок не получил опыт приобретения нового способа реагирования за счет речи. Невозможность справиться с фрустрацией влечет за собой крик. Это, на наш взгляд, является искажением функционального образа тела. Так, как переход от потребности к желанию - подавлен. То есть, процесс субстальной коммуникации не был достаточно и вовремя модифицирован в субтильное общение. Артикуляция со стороны матери, с процессом отлучения от груди обозначает то, что она признает и уважает фактическое желание ребенка.

Истерические боли могут носить различную локализацию. Боль в животе может свидетельствовать о нехватки взаимодействия с матерью, в форме опустошенности, либо о получении информации, разрушающей его тело. Мы полагаем, что снижение чувствительности - реакция на фрустрацию потенциала

эрогенного доминирования телесных зон. Также, на наш взгляд, наличие боли может свидетельствовать об искажении функционального образа тела, так как не будет осуществляться переход потребности в объективацию желания за счет активной реализации телесных возможностей.

Припадки, при истерическом неврозе сопровождаются громким рыданием, с яркой мимической окраской. Может наблюдаться дрожь в теле, как результат тонуса мышц. Ярко выражены рефлекторные движения, носящие примитивный характер. Ребенок пытается выразить переживаемую им нехватку присутствия матери. Следует отметить неспособность к дифференциации желаний, важен процесс поддержания напряжения, провоцируя интерес со стороны других к субъекту. Превалирует фантазм, который ребенок стремится поддержать. Ребенок имитирует пассивную динамичность в форме потребления (инкорпорации). На наш взгляд симптомы истерического невроза отображают усилия ребенка, направленные на поддержание ритма динамического образа тела, не имея при этом представления о конечном результате в форме желания. Ситуация предоставления внимания контролируется имитацией интенсивного горя.

С целью выявления бессознательных интенций и создания позитивного опыта ребенка, как субъекта желаний, в эмпирическом исследовании бессознательного образа тела у детей дошкольного возраста с наличием симптомов истерического невроза, применим проективные методы: фототерапии, арт-терапии, игры.

На наш взгляд работа с глиной послужит для актуализации в большей степени эрогенного образа, техника фотопроекции задействует базовый образ, рисование - функциональный образ, игра - функциональный, динамичный образ тела. В результате эмпирического исследования получим материал, позволяющий проанализировать и систематизировать данные, обозначив специфику

феномена бессознательного образа тела у детей дошкольного возраста с симптомами истерического невроза. Таким образом, мы полагаем, что симптомы истерического невроза у детей дошкольного возраста, можно сопоставить со структурой бессознательного образа тела, подверженной искажениям. Так, на наш взгляд аффективно-респираторные припадки повлекут за собой искажение базового образа тела, крик и плач - функционального образа, истерические боли и потеря чувствительности - эрогенного образа тела. Работа в целом необходима для диагностики вытесненного материала, при этом направлена на прояснение травмирующего опыта для ребенка и формирование у него новых способов реагирования за счет анализа, предупреждая регрессивносные тенденции, поддерживая возможность становления ребенка субъектом вытесненных желаний.

Список литературы:

1. Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс]/ Медицинский словарь, 2012-2013г. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=33&wordid=173194, свободный. -Загл с экрана, (дата обращения 27. 07. 2015).

2. Дольто Ф. Психоанализ и педиатрия, Т. 1. - Ижевск.: ERGO, 2006. —

288 с.

3. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. - 448 с.

4. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-reading.by/bookreader.php/144744/Leiibin_-_Slovar%27-spravochnik_po_psihoanalizu.html , свободный. - Загл с экрана, (дата обращения 27. 07. 2015).

w

5. Фрейд З. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т.6. Истерия и страх. - М:. ООО Фирма, 2006. - 319 с.

w

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.