Научная статья на тему 'Психическое состояние у учащихся подростков: ретроспективный анализ распространенности пограничной психической патологии'

Психическое состояние у учащихся подростков: ретроспективный анализ распространенности пограничной психической патологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-ND
282
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL HEALTH / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ / BORDERLINE MENTAL STATES / ШКОЛА / SCHOOL / ПТУ / КОЛЛЕДЖ / COLLEGE / ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р.

Проведено комплексное обследование 128 подростков в возрасте 15-17 лет, учащихся педагогического колледжа и спортивной школы, полученные данные сопоставлены с данными аналогичного исследования с использованием унифицированного диагностического подхода, проведенного в 1988 и 2003 гг. Приводятся данные о структуре пограничной психической патологии и аддиктивных нарушений. Делается вывод о крайне неблагоприятном состоянии психического здоровья подростков обследованного контингента и негативной динамике эпидемиологических показателей в историческом интервале 30 лет и необходимости разработки и проведения психопрофилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental state students teenagers: a retrospective analysis of the prevalence of borderline mental pathology

The comprehensive study included 128 adolescents aged 15-17 years, students of the pedagogical College and school sports, the obtained data compared with data from similar studies using standardized diagnostic approach, conducted in 1988 and 2003. Data on structure of boundary mental pathology and the addition of disturbances, including information are provided. The conclusion about extremely adverse condition of mental health of teenagers of the surveyed contingent during 30 years and need of development and carrying out psychoprophylactic actions is drawn.

Текст научной работы на тему «Психическое состояние у учащихся подростков: ретроспективный анализ распространенности пограничной психической патологии»

50

ЗНиСО Август №8 (293)

УДК 613.955

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ

ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ

В.В. Чубаровский, И.С. Лабутьева, В.Р. Кучма

ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия

Проведено комплексное обследование 128 подростков в возрасте 15-17 лет, учащихся педагогического колледжа и спортивной школы, полученные данные сопоставлены с данными аналогичного исследования с использованием унифицированного диагностического подхода, проведенного в 1988 и 2003 гг. Приводятся данные о структуре пограничной психической патологии и аддик-тивных нарушений. Делается вывод о крайне неблагоприятном состоянии психического здоровья подростков обследованного контингента и негативной динамике эпидемиологических показателей в историческом интервале 30 лет и необходимости разработки и проведения психопрофилактических мероприятий.

Ключевые слова: психическое здоровье, подростки, пограничные состояния, школа, ПТУ, колледж, лонгитюдное исследование.

V.V. Chubarovsky, I.S. Labuteva, V.R. Kuchma □ MENTAL STATE STUDENTS TEENAGERS: A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE PREVALENCE OF BORDERLINE MENTAL PATHOLOGY □ National Scientific and Practical center of Children's Health of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.

The comprehensive study included 128 adolescents aged 15-17 years, students of the pedagogical College and school sports, the obtained data compared with data from similar studies using standardized diagnostic approach, conducted in 1988 an d 2003. Data on structure of boundary mental pathology and the addition of disturbances, including information are provided. The conclusion about extremely adverse condition of mental health of teenagers of the surveyed contingent during 30 years and need of development and carrying out psychoprophylactic actions is drawn.. Key words: mental health, adolescents, borderline mental states, school, college.

В настоящее время данные об эпидемиологии различных форм психической дезадаптации подростков крайне противоречивы. Не решенным остается вопрос о «психофизиологической цене», которую платит формирую-щеяся личность при адаптации к «цивилизаци-онному прессу». Практически отсутствует анализ патоморфоза поведенческих нарушений в коротком историческом интервале. По данным немногочисленных обсервационных исследований, отмечается неуклонный рост пограничной психической патологии, аддиктив-ных нарушений, девиантных форм поведения. До настоящего времени в образовательных учреждениях не введены ежегодные мониторинга распространенности поведенческих факторов риска здоровью детей, предусмотренные Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, также имеет значение критический рост информационной нагрузки.

Изучение особенностей психической и социальной адаптации подростков имеет исключительное теоретическое и практическое значение. Больший интерес в этой области составляет поиск ведущих факторов риска, оказывающих влияние на психическое здоровье, а также закономерности развития психической дезадаптации в кризисные периоды онтогенеза, которая представляется значительным разнообразием особенностей инициации, течения и прогноза. Эти сведения представляют исключительную ценность для дальнейшей диагно-

стики и квалификации отмечаемых феноменов и разработки методов первичной и вторичной профилактики [1].

В настоящее время отмечается возрастание удельного веса пограничных нервно-психических расстройств в структуре психопатологических нарушений подросткового возраста, растет число лиц с синдромально-очерченными состояниями, аддикциями, в том числе информа-циоными [7].

В качестве пограничных психических состояний донозологчекого уровня нами рассматривались отдельные проявления, которые трудно было отнести к какой-либо определенной форме нарушений вследствие синдромальной незавершенности, моносимптомности, стереотипности повторения и периодичности возникновения 1 и более раз в неделю [2, 8]. Особое значение уделялось изучению расстройств личности, в том числе соотношений этих расстройств и расстройств невротического круга.

Цель исследования - изучить особенности динамики и патоморфоз клинических проявлений различных форм пограничной психической патологии у учащихся подростков в историческом интервале - 30 лет.

Материалы и методы. В 1988 и 2003 гг. были проведены клинико-эпидемиологические исследования состояния психического здоровья девушек - учащихся колледжа и ПТУ г. Москвы в возрасте 15-17 лет - соответственно 104 и 241 наблюдение. Аналогичное исследование с использованием унифицированного диагности-

АВГУСТ МаВ (293) ЗНиСО

51

ческого подхода той же группой специалистов ° было проведено в Москве в 2016 г. (100 девушек). ^ Объектом обсервационного исследования в сз 2016 г. были 78 студентов педагогического колледжа в г. Москве в возрасте 15-17 лет, из которых более 90 % составляли девушки, и 50 учащихся спортивной школы: 22 девочки и 28 > мальчиков. В связи с преобладанием женского контингента на последнем во временном ин-^^ тервале исследовании ретроспективный анализ был произведен среди девушек-подростков. рГ Применялись методы исследования: клинический, психометрические методики. Клинический этап исследования проводился единой 1 группой специалистов по единой систематике и методике, соотнесенной с МКБ-10, что обеспечивало высокий уровень унифицированного диагностического подхода, включая саму процедуру сбора данных. Данная особенность имеет значение при оценке качественных признаков и, в частности, психических феноменов. Фиксировались как синдромально-очерченные, так и донозоологические (предболезненные) формы, определяемые понятиями реакции. Проводился опрос по педиатрическому вопроснику, включающему субъективную оценку оппонента состояния своего психического здоровья.

Результаты исследования. На протяжении исторического интервала с 1988 по 2016 год прослеживается значительное увеличение пограничных психических расстройств различной степени выраженности с 42,31 % до 79,62 %.

Увеличение психических патологий у обучающихся в ПТУ девушек произошло существенно за счет неврозов - с 6,73 % до 23,08 % и патохарактерологических реакций - с 6,73 % до 19,23 %, что, вероятно, обуславливается внешними социальными факторами. Показатели же распространенности психопатий и психопато-подобных и неврозоподобных расстройств встречались с одинаковой вероятностью, что, возможно, обусловлено генетическими причинами [3, 4, 9]. Показатели их распространенности составили: психопатии в 1988 - 3,85 %,

22,5

2003 - 6,25 % и в 2016 - 5,13 %, психопатопо-добные расстройства в 1988 - 0 %, 2003 -6,25 % и в 2016 - 5,13 % соответственно (рис. 1).

Увеличение психических патологий у обучающихся в ПТУ и школах девушек в 2003 и 2016 годах также произошло существенно за счет неврозов - с 8,3 % до 19,53 %. Данное обстоятельство свидетельствует о существенном возрастании роли психогенных, микросоциальных факторов в генезе нарушений. Существенное значение в негативной динамике нарушений невротического круга играет критическое увеличение в последнее десятилетие информационной нагрузки, за счет широкого использования современных информационных технологий и перманентных преобразований в образовательной сфере.

Отмечено появление новых форм «учебных неврозов», в частности ЕГЭ фобия, сочетающееся с аффективными расстройствами - депрессией и тревогой вплоть до суицидальных тенденций. Показатели распространенности психопатий и психопатоподобных и неврозопо-добных расстройств были постоянны [5] (рис. 2).

В структуре отдельных типов личностных особенностей преобладали истерические и психастенические типы акцентуаций, которые в исторической динамике встречались с одинаковой частотой. Одновременно выявлено снижение эмоционально-лабильных и неустойчивых акцентуаций и повышение шизоидных, астенических и конформных. Остальные типы встречались существенно реже и приблизительно с равной частотой [6] (рис 3).

С 1988 по 2016 год прослеживается значительное увеличение аддиктивных расстройств с 75,09 % до 93,57 %.

Значительно выросли распространенность хронического алкоголизма - с 2,53 % до 10,25 % (за счет I стадии) и выявленные случаи наркоманий - с 0 % до 3,84 %, преимущественно за счет употребления психостимуляторов, а именно - амфетамина. Эпизодическое увеличение употребления спиртного, включающее донозо-логические формы ранней алкоголизации выросло с 17,3 % до 30,14 % (рис. 4).

1988

I невротические реакции неврозоподобные состояния I психопатии

2003 2016

■неврозы

■патохарактерологические реакции ■психопатоподобные состояния

Рис. 1. Распространенность и структура пограничных психических расстройств в контингентах девушек - учащихся колледжа, по данным 1988, 2003, 2016 гг.

52

ЗНивО Август №0 (293)

50, 40, 30, 20, 10, 0,

17 20

8 10 14 1

11 !_ 2. 2 | 4 3

2003

I невротические реакции неврозоподобные состояния I психопатии

2016

неврозы

I па то характерологические реакции психопатоподобные состояния

Рис. 2. Распространенность и структура пограничных психических расстройств в контингентах девушек - учащихся колледжа и школ, по данным 2003, 2016 гг.

30,

24

22,5

15,

7,5

22

18,3

17,

12,5

2,9

0,

10

,2 1,2 1,2

12 10 9 И

4 3

2016

2003

I истероидный I психоастенический I шизоидный I гипертимный

Рис. 3. Распространенность и структура акцентуаций девушек-подростков учащихся коллежей и школ за 2003 и 2016 гг.

эпилептоидный |сензитивный I астенический (циклоидный

неустойчивый

эмо цио наль но -ла бильный

конформный

62,5 50, 37,5 25, 12,5 0,

1988

групповая психическая зависимость (хронический алкоголизм 1-2 стадии (регулярное употребление наркотиков

2003 2016

■ индивидуальная психическая зависимость

■ эпизодическое употребление алкоголя

Рис. 4. Распространенность и структура зависимых расстройств в контингентах девушек - учащихся колледжа, по данным 1988, 2003 и 2016 гг.

АВГУСТ МаВ (293) ЗНиСО

53

В популяции 2013 года отмечен резкий рост различных форм информационной зависимо-^ сти: компьютерной, интернет-зависимости, игровой, в рамках коммуникативного хобби. Также в этом контингенте отмечено появление новых рисковых форм поведения, ранее не встречавшихся. В частности, зацепинг - езда на крышах электричек; руфинг и экстремальное селфи - фото на крышах, кранах, стеллах; джампинг - прыжки с высоты на тарзанке; пар-кур и пр. Отмечаемый патоморфоз, возможно, обусловлен определенной эмоциональной уп-лощенностью части подростков и стремлением к его преодолению в экстремальной форме угрозы жизни, а также культивируемыми демонстративными тенденциями привлечения внимания через интернет.

Выводы. Сравнительный анализ показал значительное увеличение пограничной психической патологии (Б4, Б6, Б8, Б9) с 42,31 % до 79,62 %. Резкое увеличение распространенности расстройств произошло за счет психогенных нарушений - неврозов и расстройства адаптации (более чем в 3 раза). Показатели частоты встречаемости расстройств личности достоверных различий не выявили, что может свидетельствовать об их преимущественно генетическом детерминировании. Существенно возросли аддиктивные расстройства, включая наркоманию и хронический алкоголизм. Выявленные особенности свидетельствуют о крайне негативной динамике состояния психического здоровья данной подростковой группы в историческом интервале 30 лет и требуют разработки и проведения срочных мер первичной и вторичной психопрофилактики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агарков А.П. и др. Перспективы развития психиатрической помощи детям и подросткам в Томской области / А.П. Агарков, Л.В. Варанкова // Социальные преобразования и психическое здоровье: Материалы второго национального конгресса по социальной психиатрии с международным участием. М., 2006. 141 с.

2. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. М.: «Литер-ра», 2010. 272 с.

3. Гурьева В.А. и др. Психопатология подросткового возраста / В.А. Гурьева, В.Я. Семье, В.Я. Гиндикин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. 310 с.

4. Детская и подростковая психиатрия: Клинические лекции для профессионалов / Под ред. Шевченко Ю.С., М.: Медицинское информационное агенство, 2011. 925 с.

5. Катенко С.В. Особенности динамики показателей психического здоровья у студентов юношеского возраста, по данным ретроспективного исследования // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 5 (278). С 36-39.

6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Санкт-Петербург: «Речь», 2009. 312 с.

7. Малыгин В.Л. и др. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие / В.Л. Малыгин, А.С. Искандрова, К.А. Феликсов [и др.] М.: МГМСУ, 2011. 32 с.

8. Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: «Медицина», 1987. 184 с.

9. Смулевич А.Б. Расстройства личности. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 192 с.

Контактная информация:

Лабутьева Ирина Сергеевна, тел.: +7 (909) 962-57-21, e-mail: weeds777@mail.ru Contact information: Labuteva Irina, phone: +7 (909) 962-57-21,

e-mail: weeds777@mail.ru + -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.