Научная статья на тему 'Прямые иностранные инвестиции во Вьетнаме - первые итоги двадцатилетия'

Прямые иностранные инвестиции во Вьетнаме - первые итоги двадцатилетия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / VIETNAM / FDI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Анна Алексеевна

В статье анализируются последние статистические данные о притоке прямых иностранных инвестиций во Вьетнам в 1988-2007 гг. Даны убедительные доказательства тенденция увеличения притока иностранного капитала, в частности, в третьем периоде начиная с 2000 (по классификации автора). Вьетнам снова вступил в группу развивающихся стран, наиболее успешных в мобилизации прямых иностранных инвестиций, а также резко продвинулся вперед по числу новых проектов в ЮВА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the latest statistics on FDI inflow into Vietnam for 1988-2007. Have given a convincing evidence of high grow tendency of foreign capital run, showing up particularly in its third period beginning in 2000 (according to author's classification). Vietnam has entered again the group of the developing countries most successful in FDI mobilization, as well as moved ahead drastically by the greenfield projects number in SEA.

Текст научной работы на тему «Прямые иностранные инвестиции во Вьетнаме - первые итоги двадцатилетия»

© Смирнова А. А.

аспирант МГИМО (У)

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ВО ВЬЕТНАМЕ — ПЕРВЫЕ ИТОГИ ДВАДЦАТИЛЕТИЯ

Объём и динамика притока ПИИ. Начало современного этапа привлечения в экономику Вьетнама иностранного частного капитала и, в первую очередь, прямых инвестиций (ПИИ) можно датировать 1987-ым годом, когда в рамках либерализации экономики страны в целом и её внешнеэкономического курса в частности начались постепенные, но достаточно радикальные изменения в политике в отношении иностранных инвестиций. Соответственно, государственные органы Вьетнама, ответственные за подготовку статистических данных и, в первую очередь, Министерство планирования и инвестиции СРВ, а также Центральное статистическое управление Вьетнама стало впервые публиковать данные о притоке ПИИ в страну на регулярной основе. Постепенно объём информации об этом процессе расширялся, однако качественный уровень публикуемых сведений, уровень её открытости и скорость появления общедоступных данных и поныне оставляют желать лучшего.

Таблица 1

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) во Вьетнам

в 1988-2007 гг.

(по состоянию на 1 января 2008 г.)

Число Разрешённый к выпуску акционерный капитал*

проектов Всего в том числе юридический капитал**

Всего том числе доли участия партнёров

иностранного вьетнамского

43129,

Всего, 9810 99596,2 0 36413,7 6715,3

в том числе

1988 37 341,7 258,7 219,0 39,7

1989 67 525,5 300,9 245,0 55,9

1990 107 735,0 720,1 623,3 96,8

1991 152 1291,5 1072,4 883,4 189

1992 196 2208,5 1599,3 1343,7 255,6

1993 274 3037,4 1842,5 1491,1 351,4

1994 372 4188,4 2539,7 2030,3 509,4

1995 415 6937,2 3705,1 2857,0 848,1

1996 372 10164,1 3511,4 2906,3 605,1

1997 349 5590,7 2649,1 2046,0 603,1

1998 285 5099,9 2474,2 1939,9 534,3

1999 327 2565,4 975,1 870,5 104,6

2000 391 2838,9 1312,0 951,8 360,2

2001 555 3142,8 1708,6 1643,0 65,6

2002 808 2998,8 1272,0 1191,4 80,6

2003 791 3191,2 1138,9 1055,6 83,3

2004 811 4547,6 1217,2 1112,6 104,6

2005 970 6839,8 1973,4 1875,5 97,9

2006 987 12004,0 4674,8 4328,3 346,5

2007* 1544 21347,8 8183,6 6800,0 1383,6

* акционерный капитал, зафиксированный в уставе компании (registered=authorized, компании (фактически выпущенный акционерный капитал может быть меньше ), включая дополнительные инвестиции в рассматриваемый период, т. е. максимальное число акций, которое может быть выпущено в соответствии с уставом

** минимальная величина акционерного капитала, которую должно поддерживать предприятие, и которая не может быть уменьшена за счет выплаты дивидендов (legal capital) *** предварительные данные

Источник: Центральное статистическое управление Вьетнама, министерство планирования и инвестиций СРВ.

Относительно систематизированные и приемлемые для сравнения статистические данные о ПИИ охватывают достаточно протяжённый отрезок времени — 20 лет с 1988 г. по 2007 г. (см. таблицу 1). Эти данные, с одной стороны, позволяют с достаточно высокой степенью достоверности судить о намерениях вьетнамского руководства и реакции на эти намерения со стороны мирового инвестиционного сообщества, однако с другой — не дают возможности судить о реальном притоке ПИИ во Вьетнам (это лишь «разрешённые или одобренные» инвестиции). Анализ этих данных позволил нам выделить три базовых периода в процессе притока ПИИ во Вьетнам (см. таблицу 2) 1.

Таблица 2

Динамика притока прямых иностранных инвестиций во Вьетнам

в 1988-2007 гг. по периодам

Число проектов ПИИ всего* (млн. долл.)

Всего в 1998-2006 гг., 8266 78248,2

в том числе

в первом периоде (1988-1996 гг.) 1992 29429,3

в среднем ежегодно в 1988-1996 гг. 221 3270

среднегодовые темпы прироста в 1988-1996 гг. (%) 29,2 14,3

во втором периоде (1997-1999 гг.) 961 13256,0

в среднем ежегодно в 1997-1999 гг. 320 4419

среднегодовые темпы прироста в 1997-1999 гг. (%) -2,2

в третьем периоде (2000-2007 гг.) 6857 56910,9

в среднем ежегодно в 2000-2007 гг. 857 7113,9

среднегодовые темпы прироста в 2000-2007 гг. (%) 13,6 27,0

ф тч . • и и и

* Разрешенный к выпуску акционерным капитал — акционерный капитал, зафиксированный в уставе компании (registered=authorized, компании (фактически выпущенный акционерный капитал может быть меньше ), включая дополнительные инвестиции в рассматриваемый период, т. е. максимальное число акций, которое может быть выпущено в соответствии с уставом

Источник: Центральное статистическое управление Вьетнама, министерство планирования и инвестиций СРВ.

Первый период можно датировать 1988-1996 гг., когда по среднегодовым темпам прироста ПИИ (29,2% по числу проектов, 14,3% — по объему капиталовложений) Вьетнам находился в первой десятке развивающихся стран — ежегодно в среднем правительство СРВ одобряло 221 проект с участием иностранных инвесторов и инвестиции на сумму почти 3,3 млрд. долл.

Быстро нарастающий приток в страну ПИИ в рассматриваемый период объяснялся следующими основными причинами:

1) радикальными изменениями в законодательстве, регулирующем ПИИ, отражавшими существенные изменения политического курса руководства Вьетнама,

провозгласившего безоговорочную необходимость широкого использования иностранного частного капитала в процессе социально-экономического развития страны2; иностранные инвесторы устремились во Вьетнам в надежде не только занять определённые стартовые позиции, но и заручиться поддержкой руководства страны на будущее как «первооткрывателей» вьетнамского инвестиционного пространства (так называемый феномен early presence); разумеется, имело место и то, что некоторые эксперты назвали «инвестиционной эйфорией» иностранных инвесторов3, которая стала проходить лишь после 1995 г., ещё до того, как разразился известный экономический кризис 1997-1998 годов;

2) широкими возможностями для капиталовложений, которые открылись в рассматриваемый период во Вьетнаме, который делал тогда главный упор на привлечение ПИИ в максимально возможном объёме, не рискуя вводить сколько-нибудь обширные ограничения для иностранных инвесторов: не случайно именно в первый период крупные иностранные инвесторы устремились в такие сферы, как нефтегазовая промышленность, туризм и гостиничное дело, обустройство промышленных и экспортных зон; при этом про движение инвесторов осуществлялось скорее «вширь», чем «вглубь» — вкладывались не слишком крупные суммы, однако по возможности в разных отраслях экономики, обеспечивая эффект присутствия; средние и малые инвесторы сделали первые шаги по проникновению в лёгкую и автосборочную промышленность;

3) особыми политическими обстоятельствами, характерными именно для периода до 1997 г.: во-первых, имела место мощная экспансия во Вьетнам тайваньского капитала, стимулированная не только экономическими причинами, но и активно поддержанная властями Тайваня, которые всеми силами стремились притормозить начавшийся процесс нормализации отношений СРВ с КНР; во-вторых, во Вьетнам устремились инвесторы из стран АСЕАН в

попытке «застолбить» доступные им ниши до того, как в стране появятся их более мощные конкуренты из государств Запада — этот процесс также получил существенную государственную поддержку, поскольку формировал реальную экономическую основу для вовлечения Вьетнама в АСЕАН; в этот период явно лидировали инвесторы из Восточной Азии помимо Японии (почти 2/3 одобренных капиталовложений) — в немалой степени и потому, что их присутствие воспринималось в стране с гораздо меньшими опасениями по сравнению с крупными западными ТНК, составлявшими потенциальную угрозу для слабых, явно неконкурентоспособных предприятий государственного сектора).

Второй период (1997-1999 гг.) оказался в плане привлечении ПИИ наименее результативным: хотя формально в этот период одобрялось ежегодно даже больше проектов ПИИ (320) и ежегодный объём разрешённых инвестиций был больше, чем в предыдущий период (4419 млн. долл.). В 19971999 гг. впервые после 1987 г. произошло резкое сокращение притока ПИИ (в 1997 г. — более чем в 1,8 раза по сравнению с 1996 г., в 1999 г. — вдвое по сравнению с 1998 г.). Был нарушен позитивный тренд в процессе привлечения в страну иностранного частного капитала, что на фоне успехов КНР в данной области, подрывало конкурентоспособность Вьетнама в явном соперничестве за иностранные инвестиции в регионе.

Кроме того, резкий срыв позитивной динамики в привлечении ПИИ достаточно наглядно продемонстрировал, что экономика СРВ сама по себе отнюдь не так невосприимчива к кризисным явления в Восточной Азии, как это утверждало вьетнамское руководство. В немалой степени сказалось и то, что значительная часть инвесторов базировалась именно в странах, в наибольшей степени пострадавших в ходе экономического кризиса 1997-1998 гг. в Восточной Азии (Таиланд, Индонезия, Южная Корея), и они, естественно, резко сократили свою зарубежную активность

Однако, как утверждают многие эксперты, спад активности иностранных инвесторов во Вьетнаме начался

ранее, примерно к середине 90-х годов, когда, во-первых, рассеялись их во многом эйфорические расчёты — в частности, предположения о степени открытости многих отраслей вьетнамской экономики4 и надежды на скорую дебюрократизацию инвестиционного процесса. Во-вторых, в результате обострившихся противоречий внутри правящей элиты и под влиянием объективных трудностей реализация социально-экономических реформ в целом в середине 90-х годов явно затормозилась, что также не могло не сказаться на притоке в страну ПИИ. Многие, в том числе и крупные, инвестиционные проекты были сняты с рассмотрения (например, в цементной и нефтехимической промышленности) приостановлены на разных стадия согласований и даже после начала строительства.

Третий период (2000-2007 гг.) характеризуется полным восстановлением высоких среднегодовых темпов прироста ПИИ (13,6% по числу проектов, 27,0% — по объёму капиталовложений). Ежегодно в среднем правительство СРВ одобряло 857 проектов с участием иностранных инвесторов и инвестиции на сумму свыше 7,1 млрд. долл. Вьетнам вновь вышел в число лидеров не только в группе развивающихся стран, но и государств региона, в том числе и по такому важному показателю, как создание и ввод в строй новых предприятий с участием иностранного капитала (greenfield projects). В 2002-2007 гг. Вьетнам по этому показателю прочно занял второе место в Юго-Восточной Азии (после Сингапура), заметно обогнав таких серьёзных конкурентов, как Малайзия и Таиланд. Примечательно, что в 2000-е годы заметно возросли темпы освоения объектов, создание которых одобрено правительством СРВ.

Среди основных причин успеха Вьетнама в привлечении ПИИ в 2000-2007 гг. следует назвать:

1) стабилизацию социально-экономической ситуации в стране и практически полную ликвидацию последствий экономического кризиса 1997-1998 гг., что в целом повысило привлекательность Вьетнама для иностранных инвесторов;

2) завершение начального этапа модернизации энергетической, транспортной, портовой, дорожной инфраструктуры в стране, что положительно сказалось на снижении издержек иностранных инвесторов;

3) окончание дискуссии в высших эшелонах власти СРВ относительно темпов проведения реформ, в том числе во внешнеэкономической сфере, которая закончилась поражением консервативных сил, выступавших против активного вовлечения страны в процессы глобализации;

4) решительные шаги Вьетнама, направленные на расширение экономических связей с внешним миром, причём в третьем периоде наибольший интерес был проявлен к привлечению в страну инвесторов из развитых стран Запада в расчёте на обеспечение доступа к современным технологиям и производствам, к созданию высококонкурентоспособной продукции, в том числе на экспорт;

5) эта стратегическая линия была поддержана важными договорно-правовыми актами, в первую очередь подписанием Соглашения о торговле и сотрудничестве с ЕС, Договора о взаимной торговле с США, окончательно урегулировавшего весь комплекс непростых политических и экономических отношений СРВ с этой страной, а также вступлением Вьетнама в ВТО; соответственно была продолжена политика либерализации инвестиционного законодательства, приспособления его к новым реалиям и коррекции с целью повышения конкурентоспособности Вьетнама как инвестиционной зоны;

6) Вьетнаму удалось воспользоваться некоторым охлаждением иностранных инвесторов к вложениям в Китае, Таиланде особенно в Индонезии или, как минимум, их стремлением диверсифицировать свои капиталовложения в регионе;

7) западноевропейские, японские и американские компании освоили специфическую технологию инвестирования во Вьетнаме через сингапурские отделения и филиалы, что в значительной мере позволило блокировать негативное восприятие западного капитала, с которым ещё

приходится сталкиваться во Вьетнаме — за ним стоят уже не столько политические мотивы, сколько опасения в плане конкуренции у старой партийно-хозяйственно номенклатуры, ещё доминирующей на предприятиях государственного сектора.

Реализация ПИИ. Данные о фактическом притоке ПИИ дают более реалистическую картину данного процесса, однако они доступны только по периоду после 1990 г. и в самой общей форме. Хотя известно, что Министерство планирования и инвестиций СРВ ведёт учёт реализации ПИИ по отраслям, отдельным объектам и странам-инвесторам, эти данные не публикуются, и их можно изредка встретить в разрозненном виде только в работах иностранных авторов.

Всего в 1991-2007 гг. в экономику Вьетнама было фактически вложено 45,5 млрд. долл. или 46,4% от совокупного объёма одобренных за тот же период ПИИ. Процент реализации ПИИ естественно меняется год от года, иногда существенно, что, впрочем вполне естественно: этот показатель выше в годы, когда вводится в строй больше инвестиционных объектов и ниже — когда объекты в большей мере находятся на промежуточных стадиях реализации.

Перспективы притока ПИИ. Имеющаяся информация не позволяет с достаточной полнотой прогнозировать объёмы притока ПИИ во Вьетнам в ближайшее пятилетие. Однако сравнение двух оценок, которые нам удалось обнаружить (официального прогноза правительства Вьетнама и английской консалтинговой компании The Economist Intelligence Unit), позволяет предположить, что они будут нарастать достаточно высокими темпами.

Для обеспечения экономического развития страны вьетнамское правительство планирует привлечь в 2006-2010 гг. иностранные прямые инвестиции в сумме 23-24 млрд. долл., то есть в среднем ежегодно порядка 4,6-4,8 млрд. долл.5 Английские эксперты прогнозируют ежегодный приток ПИИ в СРВ в тот же период в 5,8 млрд. долл. в год, а в 2006-2011 гг. — даже в 6,1 млрд. долл. Учитывая, что в последние три-четыре года Вьетнаму удалось ежегодно значительно большие объёмы ПИИ, оба прогноза могут оказаться явно заниженными.

1 Вьетнамское руководство предпочитает использовать иную периодизацию упомянутого процесса, основанную на временных градациях государственного планирования — по пятилеткам, что, на наш взгляд, малопродуктивно для экономического анализа.

2 В том числе в 1987 г. был принят первый в истории СРВ закон об иностранных капиталовложениях.

О гр о о /

3 Т ермин, широко используемыи западноевропейскими инвесторами (см. Guidebook for European Investors in Vietnam. EuropeAid Co-operation Office. Luxembourg, 2002. P. 47).

4 В 1988-1996 гг. 72% ПИИ было направлено в отрасли промышленности, защищённые высокими протекционистскими тарифами в надежде на экономический выигрыш в случае их отмены (Nguyaen Nhu Binh, Haughton, J. Trade Liberalization and Foreign Direct Investment in Vietnam // ASEAN Economic Bulletin. Vol. 19. № 3. P. 307308).

5 Vietnam. Ministry of Planning and Investment. Business & Investment in Viet Nam. Hanoi, 2006. P. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.