Научная статья на тему 'Проявление признака симметрии на различных уровнях стихотворного текста'

Проявление признака симметрии на различных уровнях стихотворного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
153
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЗНАК СИММЕТРИИ / СТИХОТВОРНЫЙ ТЕКСТ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ФОНЕМ / СТИХОТВОРНЫЙ МЕТР / РИТМ / РИФМА / A SIGN OF THE SYMMETRY / POETIC TEXT / DIFFERENTIAL SIGNS OF PHONEMES / POETIC METER / RHYTHM / RHYME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Величкова Л.В., Двойменная В.И.

В работе представлен анализ средств поэтического текста: метро-ритмических параметров, системы вокализма и консонантизма в их дифференциальных признаках, участвующих в выражении признака, а также лексико-грамматических средств. Показано, что функционирование признака симметрии создает стройность стихотворного текста на разных его уровнях, а нарушение симметрии способствует выделению значимых моментов поэтического текста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF THE SIGN OF THE SYMMETRY AT VARIOUS LEVELS OF THE POETIC TEXT

The analysis of means of the poetic text is shown in this work as the meter-rhythmic parameters, system of vocals and consonants in their differential signs which participate in the expression of the sign, also lexical and grammatical means. The functioning of the sign of symmetry creates symmetry of the poetic text at its different levels, and the disturbance of the sign promotes allocation of the significant moments of the poetic text.

Текст научной работы на тему «Проявление признака симметрии на различных уровнях стихотворного текста»

УДК 811.161.142

ПРОЯВЛЕНИЕ ПРИЗНАКА СИММЕТРИИ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ

СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА

Величкова Л.В., Двойменная В.И.

В работе представлен анализ средств поэтического текста: метро-ритмических параметров, системы вокализма и консонантизма в их дифференциальных признаках, участвующих в выражении признака, а также лексико-грамматических средств. Показано, что функционирование признака симметрии создает стройность стихотворного текста на разных его уровнях, а нарушение симметрии способствует выделению значимых моментов поэтического текста. Ключевые слова: признак симметрии, стихотворный текст, дифференциальные признаки фонем, стихотворный метр, ритм, рифма.

MANIFESTATION OF THE SIGN OF THE SYMMETRY AT VARIOUS LEVELS

OF THE POETIC TEXT

Velichkova L.V., Dvoymennaya V.I.

The analysis of means of the poetic text is shown in this work as the meter-rhythmic parameters, system of vocals and consonants in their differential signs which participate in the expression of the sign, also lexical and grammatical means. The functioning of the sign of symmetry creates symmetry of the poetic text at its different levels, and the disturbance of the sign promotes allocation of the significant moments of the poetic text.

Keywords: a sign of the symmetry, poetic text, differential signs of phonemes, poetic meter, rhythm, rhyme.

Признак симметрии присущ всем явлениям окружающего мира. Он наблюдается и исследуется в различных областях науки. Симметрия (от греческого symmetria - «соразмерность») - необычайно широкое понятие, которое в бытовом сознании ассоциируется с бесчисленным множеством объектов и явлений действительности. Сложность приложения термина «симметрия» к лингвистическому анализу заключается в том, что унифицированного, терминологически однозначного определения симметрии в науке о языке нет. Вместе с тем, на всех уровнях системы языка исследователь наблюдает функционирование этого признака. Интерес представляет проявление признака симметрии в речи. В лингвистике функционированию этого признака целенаправленно не уделялось внимание. Вместе с тем, в описаниях системы языка, начиная с уровня фонологии, можно проследить симметричность проявления признаков каждого уровня языка в его элементах. Исследуя элементы системы языка, лингвист задается вопросом о проявлении симметрии в речи, где этот признак не может быть непосредственно наблюдаем на сравнительно небольшом пространстве материала. Анализ проявления этого признака, как и других, предполагает разработку специальных механизмов исследования.

Симметрия является свойством систем вокализма и консонантизма каждого языка [3], она проявляется и на уровне супрасегментных единиц [4]. Сама природа языковой системы в концепции Ф. де Соссюра и основоположников фонологии предполагает симметрию как один из основных признаков, проявление которого можно

наблюдать в бинарном соотношении единиц различных уровней по признакам каждого из уровней. Проявление этого признака, на наш взгляд, можно проследить в наиболее яркой форме на примере поэтического текста. На относительно малом пространстве текста сосредоточены языковые средства для выражения определенного эмоционального настроя, при этом возможности данного языка часто проявляются особенно интенсивно и многообразно. В цели нашего исследования входит рассмотрение элементов текста, реализующих признак симметрии, а также анализ функциональной нагрузки этого признака с точки зрения степени его проявления. Для исследования было выбрано стихотворение известной русской поэтессы Беллы Ахмадулиной.

Потом Я вспомню

Потом я вспомню, что была жива,

зима была, и падал снег, жара

стесняла сердце, влюблена была -

в кого? во что?

Был дом на Поварской

(теперь зовут иначе)... День-деньской,

ночь напролет я влюблена была -

в кого? во что?

В тот дом на Поварской,

в пространство, что зовется мастерской

художника.

Художника дела

влекли наружу, в стужу. Я ждала его шагов. Сморкался день в окне.

Потом я вспомню, что казался мне труд ожиданья целью бытия, но и тогда соотносила я насущность чудной нежности - с тоской грядущею... А дом на Поварской -с немыслимым и неизбежным днем, когда я буду вспоминать о нем... [1, с.185].

Стихотворение написано пятистопным ямбом, который ближе к разговорной речи. Мы предполагаем, что оно может восприниматься слушателями как прозаический текст в силу того, что ритмические параметры текста приближают его к разговорной речи в жанре рассказа: данному стихотворению присущи длинные строки с чередованием ударных и безударных, что больше свойственно разговорной речи на русском языке.

Б.Ахмадулина пытается преподнести нам стих как рассказ о прошлом, которое от нее далеко и сейчас является воспоминанием. В данном стихотворении довольно сильно эпическое начало.

Мы сталкиваемся с намеренным авторским употреблением разрывов в стихе, в результате чего подлежащие и сказуемые разносятся по разным строкам. Такой прием вносит на грамматическом уровне стихотворного текста явную асимметрию. Для наглядности в схеме стихотворения этот разрыв будет отмечен двойными вертикальными чертами.

1. Потом я вспомню, что была жива,

2. зима была, и падал снег, жара||

3. стесняла сердце, влюблена была -

4. в кого? во что?

5. Был дом на Поварской

6. (теперь зовут иначе)... День-деньской,

7. ночь напролет я влюблена была -

8. в кого? во что?

9. В тот дом на Поварской,

10. в пространство, что зовется мастерской||

11. художника.

12. Художника дела

13. влекли наружу, в стужу. Я ждала

14. его шагов. Сморкался день в окне.

15. Потом я вспомню, что казался мне

16. труд ожиданья целью бытия,

17. но и тогда соотносила я||

18. насущность чудной нежности - с тоской||

19. грядущею... А дом на Поварской -

20. с немыслимым и неизбежным днем,

21. когда я буду вспоминать о нем...

Рифма существует в стихотворении, однако, её проявление не наглядно для читателя/слушателя, рифму надо искать, внимательно приглядеться и вчитаться в текст. Системной рифмовки, как явной черты стихотворения, у поэтессы нет. При удалении из текста графических разделителей она появится и будет парной.

Повторы слов, оборотов выступают сим-метризаторами текста, но они повторяются как в прозе, а не как элементы стиха, придающие ему гармонию. Такие регулярности зачастую встречаются в прозаическом тексте. Отметим также и облегчение размера в стихе. По правилам стихосложения слог, который должен быть ударным, у Б.Амадулиной становится безударным, разрушая заданную метром симметрию. С вокальной точки зрения стихотворение обладает системностью больше, чем с метрической стороны. Так мы находим и внутреннюю рифму: «наружу, в стужу». Вокальные, фонические моменты стиха создают стройность, гармонию гласных, где Vv- передний ряд гласных; Vm- средний ряд; УЬ- задний ряд;

о- о- 0- а- а т- Vm- Vm

а- а- а- е- а Ут- Vm - Vm- Vv - Ут

я- е- 0- а- а Ут- УУ- Vm- Vm

о- о УЪ

о- 0- о ^

е- у- а- е- о УУ- т- Vm- УУ- Vh

0- е- 0- а- а УУ- Ут- Vm

о- о т

о- 0 Vh

а- 0- е- 0- о Ут- УУ- Vh

о- 0 Vh

о- 0- а Vm

и- у- у- 0- а УУ- УЪ- Vh- Vm

о- о- а- е- е т- Vm- УУ- УУ

о- о- 0- а- е УЪ- Vm- Vv

0- а- е- 0- я Ут- УУ- Vm

0- а- 0- и- я Ут- УУ- Vm

у- у- е- 0- о УЪ- УУ- Vh

у- 0- о- 0- о УЪ- Vh

ы- 0- 0 е е Ут- УУ- УУ

а- у- 0- а- е Ут- ш Ут- УУ

Нам представляется интересным сосредоточие максимального количества гласных заднего ряда в одной строке, что было отмечено красным цветом; синим цветом были отмечены идентичные строки по своему содержанию гласных переднего и среднего ряда.

Очевидно преобладание гласных заднего ряда (27), немного меньше в стихотворении гласных среднего ряда (21) и малочисленными оказались гласные переднего ряда (15).

Вокалические симметризаторы разрушаются на уровне синтаксиса, строфики, что делает текст "неудобным" для восприятия. Графически подчеркнута негармоничность, "нестихотвор-ность", и создает автор это отсутствием заглавных букв и переносами строк.

На уровне консонантизма мы видим вариации фонем по их основному дифференциальному признаку в русском языке- «звонкость\глухость». Через всю вертикаль текста проходит оппозиция б-п : п-б (1)потом - была, б (2) была, б (3) была,

б-п (5) был - Поварской,

б (7) была, п (9) Поварской, п (10) пространство, п (15) потом, п (19) Поварской, б (20) неизбежным, буду (21).

Другие оппозиции по признаку «звон-кость\глухость» в пространстве текста составляют фонемы д-т:

д (5) дом,

д-д (6) день - деньской, т-д (9) тот дом, д (14) день, т (16) труд, т (17) тогда, т(18)тоской, д (19) дом, д (20) днем и фонемы ж - ш: ж (1) жива, ж (2) жара,

ж (11 и 12) художника, ж-ж - ж (13) - ш (14) наружу, в стужу, ждала - шагов,

ж (16) ожиданья, ж (18) нежности, ж (20) неизбежным.

Признакосодержащие члены (звонкие согласные фонемы) образуют минимум одну и более контактную оппозицию с фонемами, не несущими этот признак (глухими): б-п: потом - была, был - Поварской, тот дом, наружу, в стужу, ждала-шагов,

в остальных случаях они чередуются по вертикали поэтического текста, их повторы и нарушение их последовательности фонемой с противоположным знаком оппозиции участвует в

создании ассоциативных рядов текста: непосредственное нахождение в описываемой обстановке, смена яркого воспоминания с ощущением нахождения там в напоминание с чувством сожаления, а в конце текста утверждающее « буду»;

д-т: день, день-деньской, дом как важные, окрашенные в оптимистическое настроение элементы текста, встреча двух « полюсов»: тот дом и последующие труд, тогда, тоской как противоположный ряд.

ж-ш: оппозиция ассоциируется с напряжением, при этом доминирует признакосодержащий элемент ж, контактная оппозиция ж, ж, ж-ш усиливает ощущение напряжения и его спада: наружу, в стужу, ждала - шагов.

Сонанты выступают в начале текста: л (1,2,3) была, и в его завершающей части:(15, 19, 20, 21) мне, дом, днем, нём.

В конце текста сонанты выступают в абсолютном конце слова, то есть в слабой позиции с точки зрения их представленности в речевом потоке, что позволяет говорить об их несущественной роли в создании образности текста. Сонанты не участвуют активно в вертикальной симметрии фонологических признаков консонантизма, они не участвуют в создании корреляций по основным дифференциальным признакам системы русского консонантизма.

В дополнении к пиррихиям и разрывам появляется ощутимая асимметрия метра и ритма в четырех местах стихотворения: художника - трудо-жиданья целью бытия- «но и тогда соотносила я»- данная строка представляются нам безвоздушной, вязкой,- «с немыслимым и неизбежным днем». По метру стихотворение принадлежит к пятистопнику, но в нем всего лишь два акцента, что показывает явное тяготение автора к асимметрии. Здесь уместно наблюдение Е.А.Зоз о том, что «даже повтор звука с фонетическим значением, противоположным общей оценочно-эмоциональной тональности текста, под воздействием системы этого текста приобретает характер отголоска доминирующего мотива произведения, способствует воплощению его эстетического замысла» [2, с. 45].

Регистрируемые «осложнения» ритмико-интонационной структуры стиха (перебивки акцентов, «синкопы» и прямые отступления от правильного размера, синтаксическая неоднородность), как и эксперименты с его звуковой формой (например, «утяжеление», затемнение тембровых красок за счет аллитераций или, напротив, облегчение, «осветление» звучащего текста через ассонансы и повторы сонорных, даже уход от очевидных созвучий),- словом, все те выразительные особенности поэтического текста, которые мы рассматривали в

качестве явлений, привносящих асимметрию в рамках текста, воспринимаются именно как стилистические «модификаторы» формы, не нарушающие общую силлабо-тоническую «канву», а усложняющие, разнообразящие ее.

Проведенный анализ позволил проследить функции признака симметрии в создании поэтического образа на уровне метро-ритмических параметров, лексико-грамматических средств и фонемного состава. На фонологическом уровне можно сделать вывод об активном участии вокализма, и особенно консонантизма в реализации признака симметрии через ведущий дифференциальный признак («звонкость\глухость»). Перемены настроя поэтического текста находят отражение в распределении фонем, маркированных и немаркированных наличием ведущего признака (звонких и глухих).

Мы рассмотрели функционирование формальных признаков, участвующих в реализации

признака симметрии поэтического текста. Мастерство автора, видимо, составляется из осознанных и скрытых приемов, обусловленных возможностями языка и владением автором этими возможностями. Рассмотрение этих вопросов относится к области литературоведения.

Восприятие поэтического текста и роль параметров разных уровней в этом процессе представляет большой интерес и может быть исследовано методом психолингвистического эксперимента. Восприятие поэтического текста в значительной степени может быть обусловлено воздействием признака симметрии, это воздействие на уровне признаков фонем и метро-ритмических параметров отличается от воздействия лексических единиц текста, которые также принимают участие в выражении этого признака. Нарушение признака симметрии происходит в кульминационных моментах, что прослеживается на примере анализа, представленного в настоящей работе.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ахмадулина Б. Избранное. М.: Советский писатель, 1988. С.477.

2. Зоз Е.А. Взаимодействие структурных уровней поэтического текста // Единицы поэтической речи и их функции: сб.науч.тр. / МИИЯ им. М.Тореза. 1990. Вып. 352. С.41 -49.

3. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. / Н.С.Трубецкой; пер. с нем. А.А.Холодовича; ред. С.Д.Кацнельсона; послесл. А.А.Реформатского; науч. подгот. и вступ. ст. Л.А.Касаткина. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2000. С.351.

4. G.Meinhold und E.Stock. Phonologie der deutschen Gegenwartssprache. VEB Bibliographisches Institut Leipzig, 1982, 266 S.

Об авторах

Величкова Людмила Владимировна - доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой немецкой филологии, Воронежский государственный университет, luvel1@rambler.ru

Двойменная Виктория Игоревна - соискатель, кафедра немецкой филологии, Воронежский государственный университет, dvvita@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.