Научная статья на тему 'Проявление принципа метаморфоз в языке'

Проявление принципа метаморфоз в языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
357
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА / МЕТАМОРФОЗЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ФРАГМЕНТЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА СЛОВА / DYNAMICS / METAMORPHOSIS / COMMUNICATIVE FRAGMENTS / INTERACTION / INTERNAL FORM OF A WORD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Логиновская Юлия Владимировна

Статья посвящена раскрытию динамического аспекта функционирования и развития языковых структур с точки зрения процессуальности метаморфоз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The manifestation of the principle of the metamorphoses in language

The article is devoted to the exploration of the language dynamic characteristics, such as metamorphosis of linguistic structures in verbal activity and dynamic in the inner form of the word.

Текст научной работы на тему «Проявление принципа метаморфоз в языке»

Языкознание

УДК 81.44

ПРОЯВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА МЕТАМОРФОЗ В ЯЗЫКЕ Ю. В. Логиновская

Статья посвящена раскрытию динамического аспекта функционирования и развития языковых структур с точки зрения процес-суальности метаморфоз.

Ключевые слова: динамика, метаморфозы, коммуникативные фрагменты, взаимодействие, внутренняя форма слова.

Данное исследование посвящено выявлению динамических характеристик языка, в частности, одного из главных его принципов -принципа метаморфоз. Язык в его динамическом аспекте является континуальной, протяженной во времени духовной средой нашего бытия, которая обуславливает и во многом определяет процессы развития сознания и социума. Поэтому изучение закономерностей структуры и организации языковой деятельности представляется актуальным.

В общей теории систем под динамической понимается такая система, которой свойственно определенное состояние в данный момент времени и закон, по которому происходит изменение (эволюция) начального состояния с течением времени. Системы взаимодействуют между собой функционально или структурно. Функциональное взаимодействие внутри системы и/или с другими системами осуществляется через потоки (вещества, энергии, а относительно языка - это потоки информации). Функционирование системы есть преобразование входных потоков в выходные. В ходе такого преобразования могут изменяться и свойства самой преобразующей системы.

По определению В. Н. Топорова, языковая система - это «совокупность элементов, организованных таким образом, что изменение, исключение или введение нового элемента закономерно отражается на остальных элементах» [Цит. по: 7. С. 128]. Как и любая другая сложно-динамическая система, язык не просто формируется внешней средой, но вступает с ней в многосторонние и разнообразные взаимодействия. Динамика любой живой системы осуществляется через

33

Lingua mobilis № 6 (45), 2013

метаморфозы, которые вносят в неё новое содержание и обновляют саму форму: «.. .каждое новое произнесение языковой формы влечет за собой незначительную семантическую инновацию» [1. С. 451].

Действующими силами, вызывающими развитие языка и обуславливающими его строй, Бодуэн де Куртенэ называет привычку, т.е. бессознательную память, стремление к удобству, бессознательное забвение, обобщение, апперцепцию, бессознательную абстракцию, а также стремление к экономии сил [2. С. 152]. Но нужно учитывать, что слово само по себе имеет силу, и взаимодействие с ним через механизм причинности запускает процессы и события, когда «при движении слова через человека как бы сами по себе происходят энергетические изменения» [6. С. 21].

Действие принципа метаморфоз в языковой динамике можно проиллюстрировать примером типичного ассоциативного взаимодействия между коммуникативными фрагментами (КФ), которое определяется Б. М. Гаспаровым как контаминация. Суть этого взаимодействия состоит в том, что два или несколько известных говорящему выражений, сопряженных по форме и полю употребления, не просто модифицируют свои очертания по аналогии, но переходят во всё новые формы. При этом получается открытое множество языковых фигур на основе одного и того же исходного материала. «Любое заведомо известное выражение выступает в перцепции говорящего как бы окутанным в целую сетку аналогических модификаций и сближений с другими выражениями. Эта сетка меняется в зависимости от того поля смысловых тяготений и потенциальных ходов, которое вырастает в процессе создания каждого акта речи. Вместе с ним изменяется и конфигурация аналогических мерцаний, в окружении которых в нашей перцепции каждый раз является знакомое нам выражение. В этом смысле знакомое в такой же степени оказывается для нас каждый раз новым, в какой новое оказывается знакомым» [2. С. 167].

Метаморфозы заключаются в самом взаимодействии языка и мышления, которое актуализируется в процессах восприятия и производства речи. Ключевой для характеристики этого процесса является предложенная Л. С. Выготским формула: «Мысль не выражается, а совершается в слове» [3. С. 142]. Соответственно, причиной языковых изменений являются не столько сами психические процессы, сколько действие слова, его сути и силы на воспринимающего человека. Можно сделать вывод, что языковая деятельность

34

Языкознание

является преобразующим механизмом, влияющим на изменение состояния его носителя. «Ключ к Тайне - человеческое слово: здесь все важно - точность и четкость его произношения или написания и применения слова по его сути, чтобы правильно воспользоваться его силой» [8. С. 84].

Методологическое обоснование принципа метаморфоз дано в работе [5], согласно которой в семантическом поле любого языка имеют место два основных процесса записи информации: 1) блоки, программы, условия - процесс, который можно соотнести с работой компьютера; 2) метаморфозы - качественные изменения, превращения, рождение нового в живом: «метаморфозы относятся к иррациональным процессам развития и показывают работу источников и источники работы живого» [5. С. 29].

Принцип метаморфоз в лингвистическом аспекте может быть использован для исследования и обоснования семантических, синтаксических и словообразовательных изменений в языке. В целом, динамика движения слова в когнитивном аспекте может рассматриваться как метаморфозы семантического поля на всех структурных уровнях. Так, например, на синтаксическом уровне метаморфозы находим внутри определенных КФ через взаимодействие имен между собой посредством предлогов, частиц и непроизводных наречий, а также во взаимодействии имени и глагола, в котором заключается категория причинности, и притом «не только в статическом смысле временного последования, но и в динамическом энергетическом смысле» [4. С. 116]. Суть и смысловое поле имен приводится в движение глаголом, которым определяется дальнейшее развитие хода речевой деятельности.

С точки зрения динамики развития живого слова, по-новому воспринимается и процесс словообразования. Концепт внутренней формы впервые упоминается В. Гумбольдтом, далее использован А. А. Потебней, А. Ф. Лосевым, Г. Г. Шпетом. По Шпету, «оболочка слов имеет предметный смысл и нужно снять другой покров знака... чтобы уловить полноту бытия» [9. С. 225]. За этим покровом находится сам предмет, который является формальным образующим началом смысла. Шпет вышел к тому, что взаимодействие внутренних форм слова создает живое движение внутри самого слова [9. С. 232]. Процесс словообразования осуществляется движением от Единого к многообразию форм через взаимодействие внешней и внутренней формы слова, а также его сути. Уточним, что с нашей точки зрения,

35

Lingua mobilis № 6 (45), 2013

во внутренней форме скрыта духовная суть предмета, его изначальный образ, т.е. внутреннее содержание слова должно отображать суть, глубинную онтологическую основу, познаваемую человеком. Основное содержание внутренней формы слова составляет духовная жизненная субстанция, которая является плазмой языка. Тогда внутренняя форма слова становится источником по отношению к внешней, а переходы между этапами словообразования осуществляется через зеркало метаморфоз.

В методологическом аспекте принцип метаморфоз предоставляет новые возможности лингвометодической разработки оптимальной организации учебного процесса. Качественные изменения, т.е. метаморфозы в процессе изучения нового языка происходят в два этапа:

(1) на первом этапе происходит формирование нового семантического поля, которое включает и знакомство с языковыми реалиями, и усвоение правил синтаксиса, и опыт применения коммуникативных единиц. В этом процессе нарабатывается языковая плазма (как запас «живых» элементов языка, которыми человек может пользоваться свободно и естественно);

(2) при наработке «критической массы» языковой плазмы происходят метаморфозы - качественно меняется уровень владения языком. Семантическое поле становится полем творческой реализации - открывается возможность свободного общения, мышления на новом языке. Каждое слово, выражение, КФ уже не требует длительного усвоения, а становится ключом к дальнейшему движению в поле языка. В сознании возникает целостная картина мира, присущая ментальности изучаемого языка.

Таким образом, источником, запускающим языковую динамику, выступает взаимодействие человека со словом (чаще всего, бессознательное на родном языке и более контролируемое и осознаваемое в речи и мышлении на другом, неродном языке). Поэтому «каждый человек должен знать и понимать, что, произнося слова устно или написав их, он составляет сложную мозаику своего бытия из проявляемых словами сил. Сумма этих сил может нагрузить человека непомерным грузом страданий, а может и вознести его к Небу, открыв духовный путь» [8. С. 22].

36

Языкознание

Список литературы

1. Блумфилд, Л. Язык. М., 1968. 608 с.

2. Бодуэн де Куртене, И. А. Об общих причинах языковых изменений // Избр. труды по общему языкознанию. Т. 1. М., 1963. 384 с.

3. Выготский, Л. С. Мышление и речь: собр. соч. в 6 т. М., 1982. Т. 2. 346 с.

4. Гальперин, И. Р. Информативность единиц языка. М., 1974. 175 с.

5. Гаспаров, Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 352 с.

6. Гоч, В. П. Вторая Книга Принципов. Таинство метаморфоз. Киев, 2006. 160 с.

7. Демьянков, В. З. «Теория речевых актов» в контексте современной лингвистической литературы: обзор направлений // Новое в зарубежной лингвистике: Вып.17. Теория речевых актов. М., 1986. 423 с.

8. Серебренников, Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М., 1988. 242 с.

9. Словарь сути слов / под ред. В. П. Гоча. Тюмень, 1998. 176 с.

10. Шпет, Г. Г. Философские этюды. М., 1994. 376 с.

List of literature

1. Blumfild, L. Jazyk. M., 1968. 608 s.

2. Bodujen de Kurtene, I. A. Ob obshhih prichinah jazykovyh izmenenij // Izbr. trudy po obshhemu jazykoznaniju. T. 1. M., 1963. 384 s.

3. Vygotskij, L. S. Myshlenie i rech': sobr. soch. v 6 t. M., 1982. T. 2. 346 s.

4. Gal'perin, I. R. Informativnost' edinic jazyka. M., 1974. 175 s.

5. Gasparov, B. M. Jazyk, pamjat',

obraz. Lingvistika jazykovogo sushhestvovanija. M.: Novoe

literaturnoe obozrenie, 1996. 352 s.

6. Goch, V. P. Vtoraja Kniga Principov. Tainstvo metamorfoz. Kiev, 2006. 160 s.

7. Dem'jankov, V. Z. «Teorija

rechevyh aktov» v kontekste sovremennoj lingvisticheskoj literatury: obzor napravlenij //

Novoe v zarubezhnoj lingvistike: Vyp.17. Teorija rechevyh aktov. M., 1986. 423 s.

8. Serebrennikov, B. A. Rol' chelovecheskogo faktora v jazyke. Jazyk i myshlenie. M., 1988. 242 s.

9. Slovar' suti slov / pod red. V. P. Gocha. Tjumen', 1998. 176 s.

10. Shpet, G. G. Filosofskie jetjudy. M., 1994. 376 s.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.