Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 325-329.
УДК 070:004.738.5, ББК 76.000.036
М. А. Миронова
провинциальные СМИ в рейтинге яндекс.новости
В данном исследовании предпринимается попытка определить, какие СМИ Смоленской и Челябинской области попадают в топ-5 «Яндекс.Новости», что влияет на негативную повестку дня конкретного региона. Результаты исследования показали, что на формирование рейтинга «Яндекс.Новостей» влияет авторитетность источника (цитируемость). Оперативность не всегда играет решающую роль, поскольку нередко самые оперативные СМИ помещаются внизу рейтинга, если не имеют высокий индекс цитирования.
Ключевые слова: Яндекс.Новости; топ-5; Смоленская область; Челябинская область.
64 % жителей России пользовались интернетом в июне 2014 года, подсчитала аналитическая компания «Левада-Центр». 30 % россиян (более 40 млн человек) узнают последние новости в Сети. Месячная аудитория «Яндекс. Новостей» в мае 2014 года, по данным TNS. Web Index, составила 23 млн человек, то есть сервисом пользуется каждый второй житель страны, следящий за новостями в Интернете. Ежедневная аудитория «Яндекс.Новостей» -5 млн человек, это в четыре раза больше, чем у ria.ru и в несколько раз больше, чем у других крупнейших онлайн-СМИ [8].
Один из дискуссионных вопросов на сегодняшний день - можно ли считать «Яндекс.Новости» средством массовой информации. Этот вопрос особенно актуален для компании «Яндекс» именно сейчас - в условиях информационной войны двух государств, поскольку обретение статуса СМИ повлечет за собой определенные правовые обязательства. Известный исследователь интернет-журналистики Марк Дезе предлагает рассматривать в качестве СМИ интернет-ресурсы, индексирующие и классифицирующие информацию по категориям (он называет их index and category sites), например, Yahoo! Российские исследователи придерживаются мнения, что к числу признаков, существенных для отнесения ресурса к СМИ, относится профессиональный характер производства информации, т. е. специализация производителей на данном виде деятельности. Критерии отнесения интернет-ресурса к средству массовой информации - указание статуса («канал», «лента», «агентство»), контент, включение в рубрикаторы поисковых машин, организационно-правовой статус [4. С. 64-70]. Согласно этим критериям, «Яндекс.Новости» все же следует считать не средством массовой информации, а агрегатором новостей, в основе которого лежит технология
сбора информации. Технологичность - один из ключевых признаков современных Интернет-ресурсов, диктующий журналистам новые правила работы с контентом и аудиторией [см., например: 1; 3; 6; 9].
Топ-5 «Яндекс.Новостей» формирует повестку дня как страны в целом, так и конкретного региона. Каждая новость, вышедшая в топ-5, формируется в сюжеты. Сюжет в «Ян-декс.Новостях» - это подборка новостных сообщений, посвященных одному событию. Сюжеты формируются автоматически, путем определения текстового сходства сообщений.
При выборе сообщений для показа на первой странице сюжета «Яндекс.Новости» учитывают вес сообщений в сюжете. На вес сообщения влияет его цитируемость в других сообщениях, вошедших в сюжет, время публикации и место источника в общем рейтинге. На страницу выводятся 15 сообщений с максимальным весом, упорядоченные по времени публикации.
Рейтинг источника сюжета строится на основе двух показателей:
• Оперативность - показатель того, насколько быстро источник реагирует на то или иное событие. Чем позже источник сообщает о событии, тем ниже оперативность этого сообщения.
• Цитируемость - определяется количеством ссылок на данный источник во всех сообщениях других источников за последние два месяца, а также количеством ссылающихся агентств. Учитываются как гиперссылки, так и текстовые упоминания с точностью до синонимичных названий.
Этот рейтинг автоматически пересчитыва-ется каждую неделю. Все сюжеты в «Яндекс. Новостях» сортируются по важности. Учитывается в первую очередь актуальность и количество сообщений в сюжете [10].
«Яндекс.Новости» неоднократно исследовались отечественными учеными. А. В. Пу-стовалов, анализируя механизм формирования «Яндекс.Новостей» на примере пермских СМИ, отметил, что «топ-5 Яндекс.Новостей -еще не устоявшееся явление, в него попадают оригинальные новости и новости, переписанные с более ранних источников» [7].
Объектом данного исследования стала повестка дня, формируемая топ-5 «Яндекс.Но-вости», двух регионов - Смоленской области и Челябинской области. Новостные сюжеты анализировались в период с 1 по 31 декабря 2014 года. Мы попытались определить, какие СМИ каждого региона попадают в топ-5 «Яндекс.Новостей»; какие критерии в большей степени определяют попадание СМИ на вершину рейтинга; чем отличаются СМИ Смоленского и Челябинского регионов, оказавшиеся в топ-5 «Яндекс.Новостей»; что влияет на негативную повестку дня в рейтинге агрегатора новостей.
На вес сообщений в сюжете влияет авторитетность СМИ (цитируемость) и время публикации. Соответственно, первые три источника в сюжете считаются наиболее авторитетными. В Смоленском регионе в исследуемый период на верхних позициях рейтинга в сюжетах оказались следующие СМИ - «О чем говорит Смоленск» (12 упоминаний в месяц), «Аргументы и факты - Смоленск» (9), «Комсомольская правда в Смоленске» (8), «Информационный Смоленск» (6). Наряду со смоленскими региональными изданиями на вершине рейтинга оказались также федеральные СМИ - «Русская планета» (6), «Российская газета» (5). Кроме того, в качестве авторитетного источника указывается УМВД по Смоленской области (7).
В соответствии с действием алгоритма «Ян-декс.Новостей» наиболее оперативные издания оказываются на самых нижних позициях, если не имеют высокий индекс цитирования. Не совсем справедливая схема, если принять во внимание тот факт, что оперативность новостных ресурсов ценится очень высоко. Наиболее оперативные СМИ в Смоленской области - «Рабочий путь» (13 упоминаний в месяц), пресс-служба УМВД по Смоленской области (11), «О чем говорит Смоленск» (10), «Смоленская народная газета» (9), Readovka.ru (9). Следовательно, если учитывать два критерия - цитируемость и оперативность - наиболее авторитетными источниками в Смоленском регионе в исследуемый период следует признать информационный ресурс «О чем говорит Смо-
ленск» и пресс-службу УМВД по Смоленской области. Сайт «О чем говорит Смоленск» работает по договору с Администрацией Смоленской области, чем объясняется количество цитирований этого ресурса и его оперативность. В то же время официальное периодическое издание Администрации Смоленской области «Смоленская газета», также представленная в Интернете, практически не упоминается на ведущих позициях в «Яндекс.Новости», что свидетельствует о неэффективности функционирования сайта газеты.
В Челябинской области в топ-3 сюжета новостей чаще всего попадают следующие СМИ - Chelyabinsk.ru (26 упоминаний в месяц), Первый областной канал (25), «Доступ» (10). Наиболее оперативные источники - «Доступ» (18 упоминаний в месяц), «Челябинск Сегодня» (13), Chelyabinsk.ru (12), Первый областной канал (12), LentaChel.ru (9), РИА Ура^и (8). Таким образом, на вершину рейтинга в сюжетах новостей объективно попадают самые оперативные и цитируемые источники Челябинского региона. Как отмечает руководитель «Яндекс.Новостей» Татьяна Исаева, алгоритм работы ресурса поднимает наверх сюжета те новости, на которые идет самое большое число гиперссылок, и заголовок, содержащий лексику, общеупотребительную для сюжета в целом. Если в Смоленской области наиболее авторитетным СМИ в рейтинге «Яндекс.Ново-сти» следует назвать сайт «О чем говорит Смоленск», существующего в рамках медиахол-динга на основании договора с Администрацией Смоленской области, то в Челябинской области активно себя проявляют не только ресурсы, представленные исключительно в Интернете (Chelyabinsk.ru), и агентство новостей («Доступ»), но и сайт телевизионного медиа-холдинга «Первый областной канал».
Сотрудники «Яндекс.Новостей» подчеркивают, что топ Яндекса формируется автоматически. Это является главным аргументом компании при отстаивании объективности агрегатора в формировании повестки дня. Алгоритм «робота» собирает в сюжеты новостные сообщения, объединенные общими ключевыми словами (общими числами, названиями мест, событиями). «Яндекс» не умеет думать, утверждает руководитель новостного агрегатора Татьяна Исаева: «Наша позиция такая: «Яндекс.Новости» - технология, у технологии нет редакции, нет редакционной политики, нет собственного производства, поэтому она не
может быть СМИ» [5]. Не случайно читатели и журналисты удивляются тому, что в повестке дня конкретного региона иногда возникают «немотивированные» новости. В частности, 3 декабря 2014 года в топ-5 «Яндекса» Смоленского региона появилась новость «Нижегородская область вошла в двадцатку эффективных регионов». Информационным поводом этой новости стала публикация рейтинга эффективности в субъектах Российской Федерации в 2014 году. В рейтинге нет упоминания Смоленской области, его нет также в заголовках новостей сюжета в целом. Возможно, эта новость появилась в повестке дня Смоленской области благодаря ключевым словам информационных сообщений 'регион', 'субъект Российской Федерации' и подобным. В данном случае, возможно, сыграл свою роль фактор медийности новости, т. е. интерес к ней читателей конкретного региона. Этот критерий также учитывает алгоритм «Яндекс.Новостей». Формируя новостные сюжеты, он определяет количество новостных запросов к Яндексу по теме новости, записи в блогах, место новости на сайтах партнеров [2].
Однако в других случаях появление в рейтинге «немотивированных» новостей объясняется, вероятно, подбором информационных сообщений по ключевым словам. Например, в исследуемый период в топ-5 Смоленской области появились новости «Ставрополь попал в пятерку самых экологичных городов России», «В Севастополе начались веерные отключения электричества». В последнем случае одним из ключевых слов могло стать одинаковое географическое название районов разных регионов - Гагаринский район. По такому же принципу в один сюжет нередко объединяются новости из разных регионов и на разные темы. Например, «Почти 6 тысяч смолян не смогли выехать за границу из-за долгов. Граждане, ставшие не выездными, задолжали на общую сумму в 3 миллиарда рублей» (АиФ-Смоленск) и «Магазин «Технология уюта» серьезно задолжал покупателям» (ГТРК-Псков). В данном случае одно из ключевых слов - «задолжал». Похожая ситуация наблюдается в повестке дня «Яндекс. Новости» Челябинской области. В один сюжет объединяются новости разной тематики: «В Челябинской области новорожденных чаще всего называют Артем и Виктория» - «Жители Челябинской области стали чаще менять имена» или «Челябинцы зажгли елку на главной площади города» - «Сегодня в Челябинске со-
стоится открытие ледового городка "Богатырская Русь"».
Руководитель «Яндекс.Новостей» Т. Исаева отмечает, что в основе ранжирования сюжетов и конкретных сообщений в них лежат простые прозрачные критерии - количество новостей по теме, плотность потока этих сообщений и цитируемость изданий. Однако журналисты интернет-изданий не всегда могут объяснить, по какому принципу та или иная новость попадает в рейтинг «Яндекс.Новости». Возможно, это объясняется принципом работы «робота» новостного агрегатора. Все информационные сообщения последовательно обрабатываются разными алгоритмами. Один алгоритм собирает сообщения в сюжет. Другой отделяет перепечатки от оригинальных сообщений. Третий делает короткие аннотации для сюжета. Четвертый отбирает те сообщения, которые выходят на первую страницу сюжета.
Один из часто задаваемых вопросов от пользователей «Яндекса» - почему агрегатор новостей формирует негативную повестку дня. Сотрудники компании на этот вопрос отвечают следующее: «Новости, публикуемые в Яндекс.Новостях, автоматически поступают с сайтов наших партнеров - служба только собирает и структурирует существующую информацию. Таким образом, в Яндекс.Новостях отражается информационная картина дня, которую вы видите по телевизору, в прессе или слышите по радио» [10]. Мы проанализировали экспрессивный характер заголовков региональных новостей, чтобы подтвердить или опровергнуть утверждение пользователей о негативной повестке дня «Яндекс.Новостей». В топ-5 «Яндекс.Новости» Смоленской области 42 % заголовков с негативной окраской, 37 % нейтральных заголовков, 21 % «положительных» заголовков. Соответственно, в Челябинской области - 62 % «негативных» заголовков, 29 % нейтральных заголовков, 9 % «положительных» заголовков. Следовательно, негативный характер повестки дня «Яндекс.Новости» подтверждается результатами исследования. Агрегатор новостей выносит в топ наиболее частые и оперативные информационные сообщения, источниками которых нередко служат сообщения различных пресс-служб. В Смоленском регионе наиболее оперативно работает пресс-служба УМВД по Смоленской области. Не случайно она часто оказывается на вершине рейтинга «Яндекс.Новости», как показывает данное исследование. Этим и объясняется не-
гативная повестка дня Смоленского региона. В Челябинской области оперативными источниками сообщений также служат ведомственные структуры - ГУ МВД по Челябинской области, Следственный комитет РФ Челябинской области, Прокуратура Челябинской области.
Таким образом, на формирование рейтинга «Яндекс.Новостей» прежде всего влияет авторитетность источника, поскольку именно наиболее цитируемые СМИ оказываются на вершине. Оперативность не всегда играет решающую роль, поскольку нередко самые оперативные СМИ помещаются внизу рейтинга, если не имеют высокий индекс цитирования. Алгоритм агрегатора не позволяет безошибочно формировать сюжеты новостей, поскольку работает по принципу отбора информационных сообщений по ключевым словам и темам. В итоге в рамках одного сюжета нередко оказываются новости разной тематики.
Итак, результаты исследования показали, что наиболее авторитетные интернет-ресурсы Смоленского региона - «О чем говорит Смоленск» и пресс-служба УМВД по Смоленской области, в Челябинском регионе - Chelyabinsk. ru, Первый областной канал, «Доступ». При этом цитируемость СМИ в большей степени влияет на попадание в топ-5, чем оперативность. Если в Смоленской области наиболее авторитетным СМИ в рейтинге «Яндекс.Но-вости» следует назвать сайт «О чем говорит Смоленск», существующего в рамках меди-ахолдинга на основании договора с Администрацией Смоленской области, то в Челябинской области активно себя проявляют не только ресурсы, представленные исключительно в Интернете (Chelyabinsk.ru), и агентство новостей («Доступ»), но и сайт телевизионного медиахолдинга «Первый областной канал». На негативную повестку дня в рейтинге агрегато-ра новостей конкретного региона влияют сообщения от наиболее оперативных и цитируемых источников. В Смоленском регионе это пресс-служба УМВД по Смоленской области, в Челябинском регионе - пресс-службы ГУ
МВД по Челябинской области, Следственного комитета РФ Челябинской области, Прокуратуры Челябинской области.
Автор благодарит за помощь в подготовке статьи журналиста сайта «Аргументы и факты - Смоленск» Ксению Иванову.
Список литературы
1. Амзин, А. А. Новостная интернет-журналистика / А. А. Амзин. М., 2011. 144 с.
2. Гершензон, Л. Как работают Яндекс.Новости [Электронный ресурс] / Л. Гершензон, Т. Исаева // Рейтер, С. Я. Робот. URL: http://top. rbc.ru/yandex/index.html.
3. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010. 200 с.
4. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М., 2010. 348 с.
5. Исаева, Т. Моментально на главной «Яндекса» ничего не появится, хоть Богу позвони [Электронный ресурс] / Т. Исаева. URL: http://m.forbes.ru/article.php?id=267819.
6. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. М., 2005. 383 с.
7. Пустовалов, А. В. Механизм формирования «Яндекс.Новостей» (на примере пермских СМИ) [Электронный ресурс] / А. В. Пусто-валов, Ю. А. Старкова // Университ. исслед. Пермь: ПГУ, 2013. URL: http://www.uresearch. psu.ru/files/articles/687_31928.doc.
8. Рейтер, С. Я. Робот. [Электронный ресурс] / С. Рейтер. URL: http://top.rbc.ru/yandex/ index.html.
9. Стечкин, И. В. Журналист «ВКонтакте» с Интернетом: учеб. пособие / И. В. Стечкин. Ханты-Мансийск, 2014. 144 с.
10. Сюжеты в Яндекс.Новостях [Электронный ресурс]. URL: https://help.yandex.ru/news/ plots.xml.
Миронова Мария Александровна - кандидат филологических наук, заведующая кафедрой журналистики и культуры речи Смоленского государственного университета. [email protected]
Mironova M. A. Smolensk State University. [email protected]
provincial MEDIA IN THE RATING of YANDEX.NEws
This science research attempts to determine which Smolensk and Chelyabinsk regions media are factored into the "Yandex.News" top 5 and what affects the negative agenda of particular region. The results of the research showed that the most important factor for position in "Yandex.News" rating was the credibility of the source, and top positions were given to the most quoted media. Operational efficiency does not always play a crucial role, since it is often that the most efficient media are placed at the bottom of the rating, if they do not have a high citation index. The aggregator algorithm cannot generate news stories accurately, because it selects information messages by keywords and topics. As a result, different news topics are often combined into the same plot. According to the research the most authoritative online resources of Smolensk region are "What Smolensk speaks about" and press service of the Ministry of Internal Affairs of Smolensk region; of Chelyabinsk region - Chelyabinsk. ru, First regional channel, "Access". Messages from the most operational and cited sources affect the negative agenda of ranking news of the particular region. In Smolensk region those sources are the press service of the Ministry of Internal Affairs of Smolensk region, in the Chelyabinsk region - press service of Chelyabinsk Region Department of the Russian Ministry of Interior, Chelyabinsk Region Russia's Investigative Committee, Chelyabinsk Region Prosecutor Office.
Keywords: Yandex.News; top 5; Smolensk region; Chelyabinsk region.
References
1. Amzin, A. A. (2011) Novostnaya internet-zhurnalistika [=News Internet Journalism] Moscow, 144 p. (in Russ.).
2. Gershenzon, L., Isaeva, T. «Kak rabotayut Yandeks.Novosti» [=How Yandex.News Work] in: Reyter, S. Ya. Robot [=Ya.Robot], available at: http://top.rbc.ru/yandex/index.html, accessed 17.01.2015 (in Russ.).
3. Zhurnalistika i konvergentsiya: pochemu i kak traditsionnye SMI prevrashchayutsya v mul'timediynye [=Journalism and Convergence: Why and How Traditional Media are Transformed into Multimedia], pod red. A. G. Kachkaevoy. Moscow, 2010. 200 p. (in Russ.).
4. Internet-SMI: Teoriya i praktika [=Internet Media: Theory and Practice], ucheb. posobie dlya studentov vuzov, pod red. M. M. Lukinoy. Moscow, 2010. 348 p. (in Russ.).
5. Isaeva, T. «Momental'no na glavnoy «Yandeksa» nichego ne poyavitsya, khot' Bogu pozvoni» [=Nothing Appears on the Yandex Main Page Instantly, even if You Call God] available at: http://m. forbes.ru/article.php?id=267819, accessed 17.01.2015 (in Russ.).
6. Kalmykov, A. A., Kokhanova, L. A. (2005) Internet-zhurnalistika [=Internet Journalism], ucheb. posobie dlya studentov, Moscow, 383 p. (in Russ.).
7. Pustovalov, A. V., Starkova, Yu. A. (2013) «Mekhanizm formirovaniya «Yandeks.Novostey» (na primere permskikh SMI)» [=The Mechanism of "Yandex.News" Generation (by the Example of Permian Mass Media)] in: Universitetskie issledovaniya [=Universitie's research], Perm', PGU, available at: http://www.uresearch.psu.ru/files/articles/687_31928.doc, accessed 17.01.2015 (in Russ.).
8. Reyter, S. «Ya. Robot» [=Ya. Robot], available at: http://top.rbc.ru/yandex/index.html, accessed 17.01.2015 (in Russ.).
9. Stechkin, I. V. (2014) Zhurnalist «VKontakte» s Internetom [="VKontakte" Journalist with Internet], uchebnoe posobie, Khanty-Mansiysk, 144 p. (in Russ.).
10. «Syuzhety v Yandeks.Novostyakh» [=Topics in Yandex.News], available at: https://help.yandex. ru/news/plots.xml, accessed 17.01.2015 (in Russ.).