Научная статья на тему 'Процессы интеграции социальных наук в глобальные коммуникации как мезофакторыкиберсоциализации: системный подход'

Процессы интеграции социальных наук в глобальные коммуникации как мезофакторыкиберсоциализации: системный подход Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
128
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ / ИНТЕРНЕТ / КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / SOCIAL SCIENCES / INTERNET / CULTURE / TECHNOLOGY / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калимуллин Д. Д., Калимуллина Г. Х.

Статья посвящена рассмотрению вопросов виртуализации образования и академическим сообществам. Интернет рассматривается как средство познания многообразия культуры мира, что трансформирует социально-культурную среду. Транснационализм интернета и академических сайтов подчеркивает интернациональный характер науки. Рассмотрены противоречивые влияния указанной тенденции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Processes of integration of social sciences in global communications as cybersocializationmesofactors: system approach

The present article discusses issues virtualization education and academic communities. Internet is considered as a means of understanding the diversity of cultures of the world that transforms the socio-cultural environment. Transnationalism and academic Internet sites emphasizes the international character of science. Thearticle con-sidered the conflicting influences ofthistrend

Текст научной работы на тему «Процессы интеграции социальных наук в глобальные коммуникации как мезофакторыкиберсоциализации: системный подход»

008:002.6 + 1:002.6

Д.Д.Калимуллин, Г.Х.Калимуллина

ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК В ГЛОБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК МЕЗОФАКТОРЫКИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.

Статья посвящена рассмотрению вопросов виртуализации образования и академическим сообществам. Интернет рассматривается как средство познания многообразия культуры мира, что трансформирует социально-культурную среду. Транснационализм интернета и академических сайтов подчеркивает интернациональный характер науки. Рассмотрены противоречивые влияния указанной тенденции.

Ключевые слова: социальные науки, интернет, культура, технологии, модернизация.

D.D.Kalimullin, G.H.Kalimullina PROCESSES OF INTEGRATION OF SOCIAL SCIENCES IN GLOBAL COMMUNICATIONS AS CYBERSOCIALIZATIONMESOFACTORS: SYSTEM APPROACH

The present article discusses issues virtualization éducation and academic communities. Internet is considered as a means of understanding the diversity of cultures of the world that transforms the socio-cultural environment Transnationalism and academic Internet sites emphasizes the international character of science. Thearticle con-sidered the conflicting influences ofthistrend.

Keywords: social sciences, internet, culture, technology, modernization.

Культура, по сути, это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих осно-ву национальной самобытности, один из ключевых символов российской государственности и исторической преемственности, то, что объединяет нас с другими странами и народами мира. Конечно же, все мы -государство, общество - несём ответственность за судьбы отечественной культуры, за её современное состояние и перспективы. Нельзя потерять свои культурные корни, то, что формировалось веками, складывалось многими поколениями представителей разных национальностей и разных религий и не раз на самых трудных поворотах истории государства российского сберегало его для будущих поколений [5].

Исходя из характеристик индустриального и постиндустриального обществ, данного Т.Н.Луки-ных [7], главной ценностью последнего является использование новых информационных технологий (удовлетворение культурных и личностных потребностей). Объектом организации являлись знания (практические и теоретические), а источником стоимости являлась информация. Более того, система образования строилось на основе традиционной педагогики, а сейчас - информационная педагогика, информационных технологии. Названный автор акцентирует внимание на общей, профессиональной, информационной культурой, где цементирующими компонентами являются:

1. Знания= право, нравственные принципы, наука, традиции, интернет, политика, искусство.

2. Язык= традиции, фольклор; профессиональное искусство, нравственность, образование, информация, наука, и т.д.

Подобно тому, как электричество изменило ночной и дневной ритм человеческой жизни, дав новый источник света, «промышленное производство информации» приводит к переоценке ценностей - главным является информация (нематериальный, духовный ресурс).

Интернет рассматривается как социально-культурная среда по развитию коммуникативной культуры личности. Коммуникативная культура пользователя как доминантный элемент общей культуры личности и интегральная характеристика, определяется духовными потребностями человека, проявляющимися в его ценностных ориентациях в области общения, что реализуется в системе личностных качеств и способностей, позволяющих адаптироваться в современном коммуникативном пространстве (виртуальной реальности) и реализовать направленность личности на культуру ее жизненного самоопределения.

По мнению О.В.Краснояровой, технологии меняют не просто коммуникативную среду человека, расширяя ее и открывая возможности получения нового опыта, ранее недоступного, но они так же очевидно определенным образом меняют и самого человека [5].

Интернет позволяет использовать уникальную возможность познавать все многообразие культуры мира с различных позиций - визуальных, познавательных, интеллектуальных. Интернет-техно-логии, при выполнении поиска различных заданий, позволяют расширить границы эмоционально-эстетического восприятия личности.

Социально-культурная среда, по мнению Ю.Н.Куракиной, - среда обитания человека, связанная с системой материальных, общественных и духовных условий, направленных на приобщение личности к культурным ценностям, удовлетворение ее потребностей и интересов, обеспечивающая соответ-ствующие формы ее активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной, социальной, материальной и духовной культуры[6].

Современное образование характеризуется виртуализацией исходя из следующих проблем: эро-зия знания (образвлечение), обесценивание культурного опыта («культурных практик»), иллюзорная интерактивность, преобладание информации над знанием (возвышение маргинальных знаний) [2].

Анализируя модернизационные процессы, происходящие в образовании (высшей школы) и

коммуникацию в академических интернет-сообществах необходимо отметить, что ученые идентифицируются в символическом пространстве своего рода занятий более через компьютер, чем через традиционные печатные издания.

Более того новый тип сегодняшней рациональности присваивает функцию культурной регу-ляции: отчуждение человека от малых групп, автономизация индивида (общество превращается в бездушный и унифицирующий механизм), отказ от рока в пользу альтернативности свободного выбора, секуляризация (отказ Модерна от религиозного трансцендентного измерения) [3].

Новые формы коммуникации приводят к трансформации в общественном сознании восприятия времени и пространства. Еще в эпоху модерна произошло изменение связи между временем и пространством, а постмодерн, благодаря электронным медиа и процессам глобализации, только ускорил этот процесс.

Поскольку мобильные телефоны относятся к артефактам культуры мобильности, телефонная коммуникация - это не только деятельность человека в области связи, но соревнование в социальном пространстве с другими индивидами за социальный статус и престиж [2, с.114].

Однако в круговороте разнообразных политических, экономических, социальных идей и форм общественной жизни общими для абсолютного большинства политических систем и сообществ оста-ются интеллектуальные и институциональные скрепты Модерна - автономия личности, демократия, капитализм, либерализм, концепция прав и свобод человека, общественный договор [3].

Другой автор отмечает, что качество времени, проводимого человеком в киберпространстве интернет-среды становится одним из ведущих параметров оценки успешности жизнедеятельности лич-ности. Более того, его можно повышать за счет увеличения активности жизнедеятельности, развития интеллекта, эмоций и чувств, социально-позитивных качеств (в т.ч. профессионально-значимых) личности средствами киберпространства социализирующей интернет-среды [10, с.33].

Фактор Интернета сказывается на социальной организации науки, формах воспроизводства научного знания1. Жесткую иерархию устоявшихся институтов вытесняет неформальная коммуникация виртуальных «невидимых колледжей», члены которых используют свою технологическую мобильность, профессиональные навыки и технические средства в качестве инструмента для перераспределе-ния трансэпистемических ресурсов, в первую очередь, капиталовложений в научно-исследовательскую деятельность и регулирования финансовых потоков. Виртуальность подобных компьютерных коллективов, образующихся в результате сетевых интеракций, прежде всего характеризуется скоростью информационного обмена: сообщение, посланное по электронной почте или на интерактивную страницу web-сайта, практически мгновенно достигает своего адресата2. Для российской социальной науки вхождение в глобальное академическое пространство имеет особое значение. Представители книжных по своей сути дисциплин, «социальные ученые» всегда находились в прямой зависимости от информационных ресурсов — первоисточников, библиографических указателей, каталогов, реферативно-анали-тических изданий, объем и степень доступности которых в российских библиотеках и информационных центрах, особенно в регионах, были недостаточными и редко соответствовали запросам потребителей. Интернет с его декларационно безграничным объемом самых разнообразных по форме и содержанию открытых сетевых ресурсов, казалось, должен был удовлетворить информационный голод российского академического сообщества, расширить круг чтения за счет привлечения актуальных и ретроспективных зарубежных источников, способствовать росту научной коммуникации, адаптации к новым условиям и форматам научной деятельности, и в конечном итоге повышению качества производимых продуктов, в первую очередь публикаций. Предположение это неочевидно несмотря на интенсивный рост как технологических ресурсов — телекоммуникационных узлов и WWW-серверов Рунета, так и наполнения информационных носителей — WWW-сайтов и страниц. Вхождение отечественной науки в универсальное информационное пространство глобальных коммуникаций происходит неравномерно и оценивается неоднозначно [1].

По мнению О.В.Краснояровой, сознание человека эпохи интернета не просто оперирует информацией как определенным инструментом, необходимым для познания действительности, сама медийная информация - тоже действительность, бытие, а не форма отражения [5].

Видимо действительно, развитие культуры привело к тому, что человеческое сознание потеряло способность отделять себя от информационной среды, в которой находится, т.е. сознание отождествляется с информационной средой, а значит, технологии, которыми оперирует информационная среда, глубоко

'В глобальной Сети стираются различия между отдельными отраслями знания, создаются междисциплинарные «анклавы», изменяется тематический репертуар научной деятельности, возникают новые направления и целые исследовательские области.

2В природе телекоммуникационного сообщества заложен социальный конфликт, противоречие, отчетливо проявляющееся в процессе его формирования и эволюции: с одной стороны, делаются попытки стабилизации этого социального образования через вторжение в сферу власти и борьбу за распределение ресурсов, что в итоге должно привести как раз к институционализации такой структуры. С другой стороны, сама форма этого «социума», определяемая мгновенностью компьютерных коммуникаций и обменом разноплановой диверсифицированной информацией, заимствованной из множественных источников, со множеством адресатов, не способствует укреплению социальных уз внутри коллектива и является фактором хрупкости и недолговечности сообщества.

пронизывают уже не просто материальную сторону жизни, но и ее духовную составляющую. Эти изменения пронизывают и всю социальную структуру общества.

Как видим, происходит трансформация материальной культуры, созданной индустриальной революцией, породившей технологии производства и распределения энергии и материальных продуктов в «информационную культуру», где доминантным элементом являются знания. В индустриальной революции главную роль играли наука, информация и знания, а в информационно-технологической революции ведущее значение имеют наука и технологии, с помощью которых знания и информация генерируются. Опора на технологии коммуникации и обработки информации позволило использовать в самом процессе обучения этим технологиям и овладения ими.

Однако медиатизация, по мнению Д.В.Галкина приводит к антропологической реверсии: приспосабливаясь к новым техно-органам, человек сам становится сервисным механизмом, обслуживающим воспроизводство и развитие технологической машины. Человек мутирует, становясь «половым органом машинного мира»[2].

Если медиатехнологии выполняют фундаментальную культурную функцию трансляции («медиа как трансляторы»), переводя опыт в эксплицитные формы, а технология — это эксплицитность (Маклюэн), то в мире электронной информации мы все больше обретаем собственную эксплицитность за счет перевода себя в различные форматы данных. Технология, следовательно, всегда предполагает трансформацию социального опыта, переход границы прежнего опыта, трансгрессию.

Бесспорным социокультурным фактом является и то, что новые медиа совершили переворот в развлекательной (популярной) культуре (от домашних и сетевых компьютерных игр до гигантской фабрики кино и видео спецэффектов — империи виртуальных удовольствий Джорджа Лукаса) и способствовали ее глобальному распространению и усилению ее доминирующей роли. Институциональные проблемы функционирования индустрии культуры в жестких рамках техно-экономического детерминизма приобретают иной ракурс в мире повседневной жизни. В культуриндустрии происходит реверсия технологии и культурных практик: технологические средства развлечений проникают в мир повседневного опыта (дома, бары и кафе, развлекательные центры), который, в свою очередь, накладывает ограничения и регулирует социализацию технологий - так технология трансформируется в культуру и социальные практики. Таким образом, изменяется ландшафт опыта в целом: техники удовольствий все более сливаются с дискурсивным моделированием досуга и развлечений, а использование знания превращается в использование удовольствий с помощью знания, производящего удовольствия (знания как удовольствия). Возникает особая точка приложения дискурса новых медиа - мир развлечений, «знание/ удовольствие», «популярная культура», созданная технологической машиной производства удовольствий.

Литература

1. Арефьев П.Г. Российские интеллектуалы элиты в компьютерных сетях: проблемы интеграции в структуру глобального взаимодействия /Социальные науки в постсоветской России. Антология. Академ. Проект, 2005. С. 262-301.

2. Бондаренко С.В. Культура мобильных телекоммуникаций. Ростов н/Д.: ЗАО Книга, 2007.-352с.

3. Галкин Д.В. Техно-логика новых медиа: к проблеме генезиса цифровой культуры [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://huminf. tsu. rU/ e-j umal/magazine/3/gal. htm

4. Градосельская Г. Сетевые коммуникации в профессиональном сообществе /Социальные науки в постсоветской России. Антология. Академ. Проект, 2005. С.228-261.

5. Заседание Совета при Президенте РФ по культуре и искусству от 2 октября 2013 г.[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/19353

6. Красноярова О.В. Медиа как среда современного человека //Известия ИГЭА. 2010. №6. С.159-163

7. Куракина Ю.Н. Педагогический потенциал социально-культурной среды как фактора формирования коммуникативной культуры молодежи. Казань, 2013. 49с.

8. Лукиных Т.Н. Информационные революции и их роль в развитии общества[Электронный ресурс].-Режим доступа^йр:/Житт^и.ш^ита1/уо12/11т mgv inf revolucii/

9. Мартьянов В.С. Модерн продолжается? //Полис. 2012. №3. С.108-121

10. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека. Монография. М.: МПГУ, «Прометей», 2012. - 212с.

1. Arefev P.G. Rossijskie intellektualy jelity v komp'juternyh setjah: problemy integracii v strukturu global'nogo vzaimodejstvija /Social'nye nauki v postsovetskoj Rossii. Antologija. Akadem. Proekt, 2005. S. 262-301.

2. Bondarenko S.V. Kul'tura mobil'nyh telekommunikacij. Rostov n/D.: ZAO Kniga, 2007.-352s.

3. Galkin D.V. Tehno-logika novyh media: k probleme genezisa cifrovoj kul'tury [Jelektronnyj resurs].-Rezhim dostupa: http://huminf. tsu. rU/ e-j urnal/magazine/3/gal. htm

4. Gradosel'skaja G. Setevye kommunikacii v professional'nom soobshhestve /Social'nye nauki v postsovetskoj Rossii. Antologija. Akadem. Proekt, 2005. S.228-261.

5. Zasedanie Soveta pri Prezidente RF po kul'ture i iskusstvu ot 2 oktjabrja 2013 g.[Jelektronnyj resurs].-Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/news/19353

6. Krasnojarova O.V. Media kak sreda sovremennogo cheloveka //Izvestija IGJeA. 2010. №6. S.159-163

7. Kurakina Ju.N. Pedagogicheskij potencial social'no-kul'turnoj sredy kak faktora formirovanija kommunikativnoj kul'tury molodezhi. Kazan', 2013. 49s.

8. Lukinyh T.N. Informacionnye revoljucii i ih rol' v razvitii obshhestva[Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa:http://huminf.tsu.ru/jurnal/vol2/ltn_mgv_inf_revolucii/

9. Mart'janov V.S. Modern prodolzhaetsja? //Polis. 2012. №3. S.108-121

10. Pleshakov V.A. Kibersocializacija cheloveka. Monografija. M.: MPGU, «Prometej», 2012. - 212s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.