Научная статья на тему 'Процессуальное положение прокурора-криминалиста и следователя-криминалиста'

Процессуальное положение прокурора-криминалиста и следователя-криминалиста Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3935
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НЕОЧЕВИДНОСТЬ / СЛЕДОВАТЕЛЬ-КРИМИНАЛИСТ / ПРОКУРОР-КРИМИНАЛИСТ / LEGALITY CRIMINALISTIC MAINTENANCE UNOBVIOUSANCE INVESTIGATOR-CRIMINALIST PROSECUTOR-CRIMINALIST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеева А. В.

Изменения в УПК РФ, внесенные ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 21 ноября 2008 года вводят понятие «следователь-криминалист» и это оценивается нами положительно, во-первых, потому что это позволяет данному должностному лицу производить расследование по уголовному делу и отдельные следственные действия, во-вторых, данное название является более логичным для должностного лица, входящего в Следственный комитет при прокуратуре РФ, чем название «прокурор-криминалист». Положительно также можно отметить то, что произошло не переименование должности «прокурор-криминалист», а появление нового понятия с сохранением предыдущего. Это позволяет разделить между данными должностными лицами функции по участию в расследовании уголовных дел и организационные и аналитические функции, которые, по нашему мнению, целесообразно оставить за прокурором-криминалистом. Функциональные обязанности следователя-криминалиста, по нашему мнению, еще нуждаются в детализации, поскольку они должны отличаться от функциональных обязанностей следователя. Для них могут быть созданы специальные криминалистические методики расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности. При этом большое значение должно отводиться эффективному взаимодействию с экспертными учреждениями при расследовании преступлений. Необходимо введение должности следователя-криминалиста в следственные подразделения ОВД для более эффективного расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности, подследственных данным правоохранительным органам. Нужен организационный контроль со стороны прокурора-криминалиста за работой следственных подразделений ОВД и аналитическая работа по уголовным делам, которые расследовались следователями ОВД. Такими нам видятся пути дальнейшего совершенствования деятельности прокурора-криминалиста и развития нового института следователя-криминалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимофеева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Judicial Position Of Prosecutor-Criminalist And Investigator-Criminalist

Change in UPK of Russian Federation, brought in FZ «About making alteration in the Criminal Process code of Russian Federation» from November, 21, 2008 enter a concept «investigator-criminalist» estimated by us positively, at first, because it allows to this public servant to produce investigation in criminal business and separate consequence actions, secondly, this name is more logical for a public servant, included in the Investigation committee at the office of public prosecutor of Russian Federation, what the name « prosecutor-criminalist ». Positively it is also possible to mark that happened not renaming of position «prosecutor-criminalist», and appearance of new concept with the maintainance of previous. It allows to divide between these public servants functions on participating in investigation of criminal cases and organizational and analytical functions which, to our opinion, it is expedient to leave after prosecutor-criminalist. The functional duties of investigator-criminalist, to our opinion, yet need in workings out in detail, as they must differ from the functional duties of investigator. For them the special criminalistics methods of investigation of crimes, accomplished in the conditions of unobviousance can be created. Thus a large value must be taken to the effective co-operating with expert establishments at investigation of crimes. Introduction of position investigator-criminalist is needed to consequence subdivisions of OVD for more effective investigation of crimes, accomplished in the conditions of unobviousance, under investigation to these law enforcement authorities. Organizational control is needed outside prosecutor-criminalist at work of consequence subdivisions of OVD and analytical work on criminal cases which was investigated by the investigators of OVD. Such the ways of further perfection of activity of prosecutor-criminalist and development of new institute of investigator-criminalist are seen us.

Текст научной работы на тему «Процессуальное положение прокурора-криминалиста и следователя-криминалиста»

7.3. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОКУРОРА-КРИМИНАЛИСТА И СЛЕДОВАТЕЛЯ-КРИМИНАЛИСТА

Тимофеева А.В., адъюнкт Уфимского юридического института МВД России

Аннотация. Изменения в УПК РФ, внесенные ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 21 ноября 2008 года вводят понятие «следователь-криминалист» и это оценивается нами положительно, во-первых, потому что это позволяет данному должностному лицу производить расследование по уголовному делу и отдельные следственные действия, во-вторых, данное название является более логичным для должностного лица, входящего в Следственный комитет при прокуратуре РФ, чем название «прокурор-криминалист».

Положительно также можно отметить то, что произошло не переименование должности «прокурор-криминалист», а появление нового понятия с сохранением предыдущего. Это позволяет разделить между данными должностными лицами функции по участию в расследовании уголовных дел и организационные и аналитические функции, которые, по нашему мнению, целесообразно оставить за прокурором-криминалистом.

Функциональные обязанности следователя-

криминалиста, по нашему мнению, еще нуждаются в детализации, поскольку они должны отличаться от функциональных обязанностей следователя. Для них могут быть созданы специальные криминалистические методики расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности. При этом большое значение должно отводиться эффективному взаимодействию с экспертными учреждениями при расследовании преступлений.

Необходимо введение должности следователя-криминалиста в следственные подразделения ОВД для более эффективного расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности, подследственных данным правоохранительным органам.

Нужен организационный контроль со стороны прокурора-криминалиста за работой следственных подразделений ОВД и аналитическая работа по уголовным делам, которые расследовались следователями ОВД.

Такими нам видятся пути дальнейшего совершенствования деятельности прокурора-криминалиста и развития нового института следователя-криминалиста.

Ключевые слова: законность, криминалистическое обеспечение, неочевидность, следователь-криминалист, прокурор-криминалист.

Институт прокуроров-криминалистов существует в России уже 55 лет. Создание службы прокуроров-криминалистов было обусловлено необходимостью концентрации наиболее инициативных сотрудников, имеющих достаточный опыт следственной работы, владеющих методиками различных видов тяжких преступлений, отслеживающих научно-технические достижения и умеющих применять их на практике. При отборе сотрудников особое внимание уделялось организаторским способностям и опыту следственной работы1. Работа прокуроров-криминалистов давала положительные результаты в расследовании наиболее тяжких преступлений на протяжении всего времени их

1 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 2.

существования. Однако их процессуальное положение вызывало немало споров среди ученых2.

Это свидетельствовало о том, что правовое положение прокурора криминалиста содержало пробелы, что не позволяло однозначно толковать его права и обязанности. Ф. Загидуллин отметил: «Назрела необходимость кардинального реформирования службы про-куроров-криминалистов, прокурорского надзора за криминалистическим обеспечением предварительного следствия и дознания в целом с тем, чтобы он соответствовал требованиям времени, сегодняшней практике»3. Законодатель постоянно совершенствовал правовые нормы, касающиеся деятельности прокуро-ра-криминалиста. Наконец, принятие ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 21 ноября 2008 года внесло значительный вклад в устранение противоречий в понимании функций прокурора криминалиста. В статью 5 введено понятие «следователь-криминалист», идею введения данного термина выдвинул А. Гурин, который обосновывает свою точку зрения таким образом: «Передача функции процессуального руководства от прокуроров к руководителям следственных органов закономерно потребовала и передачи института про-курора-криминалиста в следственные подразделения. Поэтому прокуроры-криминалисты по существу решают те же задачи и в Следственном комитете при прокуратуре РФ (приказ Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. №6 «О мерах по организации предварительного следствия»).

Тем не менее, думается, что образование должности, именующейся «прокурор-криминалист», в структуре указанного следственного органа не вполне логично. Отметим, что хотя работники в Следственном комитете и являются прокурорскими работниками, но лишь при наименовании должности прокуроров-криминалистов сохранился термин «прокурор». Наименование всех иных должностей подпадает под категорию «следственные работники».

Думается, необходимо переименовать должность прокурора-криминалиста как сотрудника Следственного комитета при прокуратуре РФ в должность «следователь-криминалист» либо использовать иное наименование, отражающее его следственную принадлежность 4.

Но дело здесь не только в отражении в названии должности принадлежности ее к новой структуре -Следственному комитету. В. Н. Исаенко5, высказал точку зрения о том, что прокурор-криминалист не может участвовать в предварительном расследовании, поскольку содержание п. 6. ст. 37 УПК РФ не дает ему таких полномочий, а Ю. Леканов пишет: «Да, сейчас

2 См., напр.: Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 2 - 6; Леканов Ю. Службе прокуроров-криминалистов - 50 лет. - Законность. 2005. № 1. С. 13 - 14; Исаенко В. Н. Процессуальные полномочия прокурора-криминалиста. - Законность. 2005. № 7. С. 15

- 19; Леканов Ю., Коротков А. Еще раз о полномочиях прокурора-криминалиста. - Законность. 2005. №10. С. 24 - 25; Гурин А. Процессуальный статус прокурора-криминалиста. - Законность. 2008. № 11. С. 44 - 46.

3 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность 2004. № 11. С. 5.

4 Гурин А. Процессуальный статус прокурора криминалиста. -Законность. 2008. № 11. С. 45.

5 Исаенко В. Н. Процессуальные полномочия прокурора-криминалиста. - Законность. 2005. № 7. С. 15 - 19.

Пробелы в российском законодательстве

2'2009

прокурор-криминалист по собственной инициативе не вправе производить следственные действия. Но он обязан самым активным образом участвовать в уголовном судопроизводстве, заручаясь по каждому уголовному делу письменным поручением вышестоящего

6 О

прокурора или его заместителя по следствию» , но В. Н. Исаенко оспаривает и эту точку зрения, мотивируя это тем, что прокурор-криминалист не может рассматриваться как нижестоящий прокурор по отношению к прокурорам субъектов Федерации, поскольку является сотрудником аппарата этих прокуратур»7.

Следователь-криминалист же, по определению может осуществлять расследование по уголовному делу и участвовать в производстве отдельных следственных действий. Таким образом, указанное должностное лицо теперь может осуществлять функции по расследованию наиболее сложных преступлений, применяя свои знания и опыт непосредственно на практике, что, на наш взгляд, являлось важной целью и при создании должности прокурора-криминалиста 55 лет назад.

Однако произошло не переименование должности, а появление новой, с сохранением предыдущего понятия «прокурор-криминалист», что, на наш взгляд, является правильным, поскольку помимо оказания практической помощи при расследовании уголовных дел, прокуроры-криминалисты занимались «учетом работы по нераскрытым тяжким преступлениям, совершенным в условиях неочевидности, проведением занятий со следователями и прокурорами по методике и тактике расследования, осуществлением внедрения научных достижений в следственную практику»8. По поводу разнообразия выполняемых прокурором-

криминалистом функций Ф. Загидуллин высказался следующим образом: «До 50% рабочего времени в отделе криминалистики занимает проведение различного рода обобщений, анализов, исполнение заданий вышестоящих прокуратур, переписка, подготовка и проведение учебно-методических семинаров, выполнение отдельных поручений из прокуратур субъектов РФ, обеспечение следователей криминалистической и иной оргтехникой и т. д. При всей важности перечисленных направлений работы они не должны быть доминирующими в деятельности прокуроров-криминалистов»9.

Появление должности следователя-криминалиста, на наш взгляд, позволяет решить указанную проблему: следователь-криминалист может оказывать практическую помощь в расследовании наиболее сложных преступлений, совершенных в условиях неочевидности, а прокурор-криминалист заниматься аналитической и организационной работой. В частности, необходимо наладить взаимодействие с экспертными учреждениями, поскольку «в настоящее время органы прокуратуры взаимодействуют с различными экспертными учреждениями, исключительно в рамках гл. 27 УПК РФ, т. е. по горизонтали: следователь - эксперт. В действительности следователь чаще всего оказывается в роли просителя. Немало недостатков и проблем в деятельности различных экспертных учреждений, а

6 Леканов Ю. Службе прокуроров-криминалистов - 50 лет. - Законность. 2005. № 1. С. 14.

7 См.: Исаенко В. Н. Процессуальные полномочия прокурора-криминалиста. - Законность. 2005. №7. С. 17.

8 См.: Леканов Ю. Службе прокуроров-криминалистов - 50 лет.

- Законность. 2005. №1. С. 12.

9 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предвари-

тельного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 4.

также в практике проведения экспертиз по уголовным делам экспертами, не являющимися штатными сотрудниками экспертных государственных учреждений. Следственная практика показывает, что эти проблемы наиболее успешно решаются и действенная помощь следователям «в борьбе с экспертными учреждениями» оказывается именно при подключении прокуро-ров-криминалистов»10.

Целесообразным было бы введение должности сле-дователя-криминалиста и в следственные подразделения ОВД, подследственными которым являются множество преступлений. Необходимо также при этом выделить и законодательно отразить специфичность процессуального положения следователя-

криминалиста по отношению к следователю. На наш взгляд, функции следователя-криминалиста и следователя должны отличаться полнотой применения криминалистических знаний, поскольку указанную должность должны занимать наиболее опытные сотрудники, прошедшие специальную подготовку. Для них должны быть разработаны специальные методики расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности, поскольку для расследования таких преступлений создавалась служба прокуроров-криминалистов. Методики, в которых делается упор на получение максимально полной информации из следов, обнаруженных на месте происшествия и последующую работу с полученной информацией.

Да и организационная деятельность прокуроров-криминалистов могла бы увеличить эффективность работы следственных подразделений ОВД. Например, Ф. Загидуллин отмечает: «Практика расследования ... убеждает в том, что процессуальная «власть» проку-роров-криминалистов должна распространяться на все органы предварительного следствия независимо от их ведомственной подчиненности»11.

Низкую эффективность расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности он объясняет также не только отсутствием организационного контроля прокуроров-криминалистов, но и тем, что в структуре ОВД нет аналогичной службы: «В связи с отсутствием в ОВД службы, аналогичной прокурорам-криминалистам, первоначальные следственные действия выполняются неполно, работе по расследованию преступлений, совершенных в условиях неочевидности, и взаимодействию следователей ОВД с органами дознания, ведомственными экспертнокриминалистическими службами должного внимания не уделяется»12.

Недостатки контроля следователей ОВД со стороны прокуратуры, он характеризовал следующим образом: «Надзирающие в горрайпрокуратурах за следствием в ОВД сотрудники сконцентрированы на расследовании уголовных дел с установленной личностью обвиняемых, имеющих перспективу направления в суд. Можно сказать, что какой-либо надзор за качеством и полнотой осмотров мест происшествия, применения криминалистической техники, использования возможностей экспертных подразделений, полнотой и сроками исполнения отдельных поручений следователей отсут-

10 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 5.

11 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 4.

12 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 4 - 5.

ствует. Таким образом, вопросы нынешнего состояния прокурорского надзора за криминалистическим обеспечением предварительного следствия в системе органов МВД, Госнаркоконтроля и т. д. требуют кри-

тического осмысления, новых организационных и процессуальных подходов с учетом нынешних реалий»13.

Также он отмечает недостаток аналитической работы преступлений, подследственных ОВД со стороны прокуратуры: «по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, подследственных СО при ОВД, зачастую надлежащая аналитическая работа не проводится, не выявляются преступления, имеющие признаки типичности и серийности. Сейчас вся аналитическая деятельность подобного рода переложена на аппарат службы криминальной милиции»14.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что введение в УПК РФ понятия «следователь-криминалист» оценивается нами положительно, во-первых, потому что это позволяет данному должностному лицу производить расследование по уголовному делу и отдельные следственные действия, во-вторых, данное название является более логичным для должностного лица, входящего в Следственный комитет при прокуратуре РФ, чем название «прокурор-криминалист».

Положительно также можно отметить то, что произошло не переименование должности «прокурор-криминалист», а появление нового понятия с сохранением предыдущего. Это позволяет разделить между данными должностными лицами функции по участию в расследовании уголовных дел и организационные и аналитические функции, которые, по нашему мнению, целесообразно оставить за прокурором-

криминалистом.

Функциональные обязанности следователя-криминалиста, по нашему мнению, еще нуждаются в детализации, поскольку они должны отличаться от функциональных обязанностей следователя. Для них могут быть созданы специальные криминалистические методики расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности. При этом большое значение должно отводиться эффективному взаимодействию с экспертными учреждениями при расследовании преступлений.

Необходимо введение должности следователя-криминалиста в следственные подразделения ОВД для более эффективного расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности, подследственных данным правоохранительным органам.

Нужен организационный контроль со стороны проку-рора-криминалиста за работой следственных подразделений ОВД и аналитическая работа по уголовным делам, которые расследовались следователями ОВД.

Такими нам видятся пути дальнейшего совершенствования деятельности прокурора-криминалиста и развития нового института следователя-криминалиста.

Список литературы:

1. Гурин А. Процессуальный статус прокурора-криминалиста. - Законность. 2008. № 11. С. 44 - 46;

13 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 5.

14 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 4.

2. Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. №

11. С. 2 - 6;

3. Исаенко В. Н. Процессуальные полномочия проку-рора-криминалиста. - Законность. 2005. № 7. С. 15 -19;

4. Леканов Ю., Коротков А. Еще раз о полномочиях прокурора-криминалиста. - Законность. 2005. №10. С. 24 - 25;

5. Леканов Ю. Службе прокуроров-криминалистов -50 лет. - Законность. 2005. № 1. С. 13 - 14.

Рецензия

Изменения в УПК РФ, внесенные ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 21 ноября 2008 года вводят в российское уголовно-процессуальное право новое понятие «следователь-криминалист». Автор проводит анализ процессуального положения прокурора-

криминалиста и следователя-криминалиста.

После комплексного исследования процессуального положения следователя-криминалиста и прокурора-криминалиста, автор приходит к выводу, что ранее присущие прокурору-криминалисту функции, правовые основания исполнения которых вызывали немало споров - участие в расследовании преступлений, теперь могут быть переданы следователю-криминалисту, а за прокурором-криминалистом целесообразно оставить организационные и контрольные функции. Причем автор высказывает мнение о том, что необходимо распространение контрольных и организационных функций прокурора-криминалиста и на работу следственных подразделений ОВД, а также необходимым представляется введение должности следователя-криминалиста в следственные подразделения ОВД.

В процессе исследования процессуального положения прокурора-криминалиста анализу были подвергнуты научные работы Ф. Загидуллина, Ю. Леканова, В. Н. Исаенко, А. Короткова, А. Гурина.

Изучение мнений вышеуказанных ученых позволило автору предложить комплекс прав и обязанностей про-курора-криминалиста в свете изменений в УПК РФ, а также предложить пути дальнейшего развития нового института следователя-криминалиста.

Научная новизна и наиболее значимые результаты исследования характеризуются глубоким изучением потребностей практики расследования преступлений.

Все это позволяет оценить исследование как теоретико-прикладное, весьма актуальное, имеющее качество новизны и практической значимости.

Форма изложения материала в содержании статьи имеет лаконичный характер, системность изложения материала, использована приемлемая юридическая терминология.

Изложенное даёт возможность признать, что статья на тему «Процессуальное положение прокурора-криминалиста и следователя-криминалиста» соответствует требованиям, предъявляемым к данного уровня работам и может быть рекомендована к опубликованию.

Научный руководитель:

Начальник кафедры криминалистики

Уфимского юридического института МВД России

к. ю. н., доцент

полковник милиции Ф. Г. Аминев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.