Научная статья на тему 'Процессный подход, сетевое планирование, бережливое производство, управление проектами при реализации образовательного процесса'

Процессный подход, сетевое планирование, бережливое производство, управление проектами при реализации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / СЕТЕВОЙ ГРАФИК / КРИТИЧЕСКИЙ ПУТЬ / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / КОМАНДА / ИМИДЖ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демина Елена Владимировна, Карпушина Наталья Дмитриевна, Гущина Любовь Ивановна

Образовательное пространство Москвы представляет собой конкурентный рынок потребителя, т.е. абитуриентов. Причем следует предостеречь те учебные заведения, которые считают сложившуюся в настоящее время ситуацию на рынке образовательных услуг временным явлением. Если сейчас в период относительно небольшого количества покупателей на рынке образовательных услуг борьба между учебными заведениями идет фактически за количество студентов, то в дальнейшем, когда демографическая ситуация станет более благоприятной, борьба будет вестись за их качество. Выживет и преуспеет на этом рынке образовательных услуг то учебное заведение, которое осознает и примет к исполнению уже сейчас три важнейших постулата современного менеджмента: одна организация отличается от другой, при прочих равных, только качеством управления; эффективность деятельность организации в первую очередь зависит от персонала (его мотивации, квалификации, лояльности); основная задача любого бизнеса создание клиента. Создание клиента заключается в его привлечении и удержании. Нового клиента, в первую очередь, привлекает имидж организации. Имидж это специально созданный образ. Поэтому здесь очень важна рекламная деятельность, которая является отдельным объектом изучения и конструирования. Однако отметим, что лучшей рекламой является удовлетворенный клиент, который способствует формированию положительного имиджа учебного заведения и привлекает внимание потенциального клиента. Клиента интересует качественная продукция и качественное обслуживание. В данном случае это качественная образовательная услуга, т.е. востребованные на рынке труда компетенции хорошего уровня, и ее качественное предоставление, включающее организацию процесса обучения, инфраструктуру и организационную культура учебного заведения. Все из перечисленного является компонентами, из которых складывается деловая репутация. Поэтому имидж, за которым не кроется добротная деловая репутация, быстро теряет свою привлекательность. Цель наших предложений укрепить деловую репутацию вуза, используя инструментарий современного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Демина Елена Владимировна, Карпушина Наталья Дмитриевна, Гущина Любовь Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессный подход, сетевое планирование, бережливое производство, управление проектами при реализации образовательного процесса»

процессный подход, сетевое планирование,

бережливое производство, управление проектами при реализации образовательного процесса

Демина Елена Владимировна,

профессор кафедры менеджмента, к.т.н., МТУСИ, Москва, Россия, quality@homologation.ru

Карпушина Наталья Дмитриевна,

начальник учебного управления, МТУСИ, Москва, Россия, knd@mtuci.ru

Ключевые слова: образовательный процесс, процессный подход, сетевой график, критический путь, бережливое производство, команда, имидж, деловая репутация.

Гущина Любовь Ивановна,

заместитель декана ЗОТФ, доцент кафедры менеджмента, МТУСИ, Москва, Россия, glv_06@mail.ru

Образовательное пространство Москвы представляет собой конкурентный рынок потребителя, т.е. абитуриентов. Причем следует предостеречь те учебные заведения, которые считают сложившуюся в настоящее время ситуацию на рынке образовательных услуг временным явлением. Если сейчас в период относительно небольшого количества покупателей на рынке образовательных услуг борьба между учебными заведениями идет фактически за количество студентов, то в дальнейшем, когда демографическая ситуация станет более благоприятной, борьба будет вестись за их качество. Выживет и преуспеет на этом рынке образовательных услуг то учебное заведение, которое осознает и примет к исполнению уже сейчас три важнейших постулата современного менеджмента:

- одна организация отличается от другой, при прочих равных, только качеством управления;

- эффективность деятельность организации в первую очередь зависит от персонала (его мотивации, квалификации, лояльности);

- основная задача любого бизнеса - создание клиента.

Создание клиента заключается в его привлечении и удержании. Нового клиента, в первую очередь, привлекает имидж организации. Имидж - это специально созданный образ. Поэтому здесь очень важна рекламная деятельность, которая является отдельным объектом изучения и конструирования. Однако отметим, что лучшей рекламой является удовлетворенный клиент, который способствует формированию положительного имиджа учебного заведения и привлекает внимание потенциального клиента. Клиента интересует качественная продукция и качественное обслуживание. В данном случае это качественная образовательная услуга, т.е. востребованные на рынке труда компетенции хорошего уровня, и ее качественное предоставление, включающее организацию процесса обучения, инфраструктуру и организационную культура учебного заведения. Все из перечисленного является компонентами, из которых складывается деловая репутация. Поэтому имидж, за которым не кроется добротная деловая репутация, быстро теряет свою привлекательность. Цель наших предложений - укрепить деловую репутацию вуза, используя инструментарий современного менеджмента.

Для цитирования:

Демина Е.В., Карпушина Н.Д., Гущина Л.И. Процессный подход, сетевое планирование, бережливое производство, управление проектами при реализации образовательного процесса // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. - 2016. - Том 10. - №1. - С. 54-57.

For citation:

Demina E.V., Karpushina N.D., Gushchina L.I. Process approach, network planning, lean manufacturing, project management of the educational process implementation. T-Comm. 2016. Vol. 10. No.1, pр. 54-57. (in Russian).

У

Реализация образовательной программы (ОП) по любому направлению подготовки бакалавров и магистров -процесс большой и сложный, поскольку он состоит из множества взаимосвязанных процессов [I]. Для эффективного управления образовательным процессом в вузе, который является ключевым компонентом образовательной программы {ОП), предлагается воспользоваться инструментарием современного менеджмента:

- процессным подходом, который позволяет представить реализацию образовательного процесса {ОПр), или учебного процесса, в виде поточной модели [2]. Достоинства такой модели заключаются в следующем:

^ наглядность. На модели можно представить все составляющие ОПр, вплоть до единичного вида занятия по каждой дисциплине, причем во взаимосвязи. Степень детализации зависит от поставленной задачи;

^ стабильность и относительная простота. Составляющие ОПр определены ФГОСами и учебными планами, которые не меняются на протяжении нескольких лет, а их изменения не являются радикальными;

- аппаратом сетевого планирования и управления (СПУ) [3], поскольку ОПр четко делится на временные отрезки, равные семестру, и имеет четкое начало {зачисление студентов) и четкое окончание (защита БКР). Кроме того, сетевой график (СГ) имеет очень удобную характеристику, называемую «критический путь», которая позволяет оценивать СГ в разных единицах. Поэтому поточную модель реализации ОПр целесообразно представить в виде СГ;

- концепцией бережливого производства [4], важнейшей составляющей которой является выявление и предупреждение потерь в контролируемом процессе. На четко структурированной сетевой модели очень удобно выявлять участки потерь;

- методологией управления проектами (УП) [2], которую в последние годы стараются распространить и на вузы. В УП центральное место занимают вопросы создания и работы команд, поскольку, каким бы совершенным ни был проект, он сам не реализуется. Его реализует команда, которая принципиально отличается от просто рабочей группы [5].

Представлены конструктивные предложения по построению сетевой модели ОПр; расчету критического пути и выявлению участков, на которых произошли потери; порядку формирования команд и организации их работы.

Предложение по построению поточной модели

ОПр в виде сетевого графика

Одна из особенностей реализации ОПр по направлению в том, что он стабилен по составу базовых элементов столько лет, сколько действует текущий образовательный стандарт. Состав вариативной части хотя и может меняться, но не часто. Поэтому структура модели процесса реализации ООП по направлению, построенная с помощью любого инструмента, довольно стабильна. Все составляющие ОПр перечислены в учебном плане по направлению, где на каждый год обучения указаны изучаемые дис-

циплины и виды занятий по ним, практики, а также виды промежуточного и итогового контроля.

В качестве основного конструктивного элемента модели предлагаем взять модель ОПр семестра (рис. I или рис. 2).

Рис, 2, Модель семестра с выделением видов занятий в дисциплине: сплошная стрелка - ¡-ый вид занятий ¡-ой учебной дисциплины

Из конструктивных элементов рис. I можно построить укрупненную модель ОПр, и из конструктивных элементов рис. 2 - подробную. Выбор конструктивного элемента зависит от поставленной перед анализирующими учебный процесс задачи.

Четыре семестра конструктивные элементы будут следовать друг за другом без размножения, поскольку для всех групп студенческого потока одного направления учебный план один и тот же, а в начале пятого семестра, поток может разделиться на профили. Тогда от завершающего события четвертого семестра образуются несколько потоков, каждый из которых соответствует профилю. Сетевая модель профиля строится так же, как и сетевая модель направления. Другими словами, общая сетевая модель ОПр строится следующим образом:

- сначала сетевые графики семестров с первого по четвертый сшиваются в сетевой график направления;

- затем по тем же правилам строятся сетевые графики профилей (семестры с пятого по восьмой);

- после этого сетевые графики профилей сшиваются с сетевым графиком направления.

Очевидно, что сетевой график семестров 1-4, стабилен до тех пор, пока не изменятся ФГОС и учебный план для данного направления, а вот сетевой график семестров 5-8 вариативен и зависит от выбора студентов.

Предложение по оценке «работ» поточной

модели ОПр в виде сетевого графика

Элементами, которые в СПУ называются работами, являются или дисциплины {рис. I), или виды занятий {рис. 2).

Т-Сотт Уо1.10. #1-2016

7Т\

Работы, как известно, имеют количественное выражение в различных единицах в зависимости от содержания задачи, для решения которой построен сетевой график.

Для задачи оценки реализации ОПр предлагаем три варианта оценки работ:

Вариант I. Оценивать в баллах, которые характеризуют качество исполнения отдельного вида занятия или дисциплины а целом, что зависит от выбора конструктивного элемента (рис. I или рис. 2);

Вариант 2. Оценивать в единицах потерь контингента, произошедших из-за неудовлетворительного обучения по какой-либо дисциплине или по другим причинам, которые скрыты в формулировке «по собственному желанию». Первый вид потерь этой категории легко посчитать, сравнив приказы ректора с экзаменационными ведомостями. Что касается второго вида потерь, то тут нужен инструментарий мониторинга.

Вариант 3. Оценивать в денежных единицах. Эти потери легко определяются как «упущенные деньги» из-за потери части контингента.

Предложение по оценке поточной модели ОПр

в виде сетевого графика

Оценивать исполнение ОПр предлагается, используя инструмент «критического пути». Идея расчета критического пути для сетевого графика ОПр заключается в определении суммарных потерь. Порядок расчета следующий:

1) Сначала на каждом семестре для каждой дисциплины производится оценка по одному или по всем перечисленным вариантам,

2) Затем выбирается дисциплина с наибольшим показателем потерь.

3) После чего максимальные потери каждого семестра складываются.

Таким образом, при количественной оценке дисциплин (потери контингента или «упущенные деньги» из-за потери части контингента) расчет производится по формуле:

Ткр =£тах<№7/);

где - величина количественной оценки ¡-ой дисциплины (количество студентов, отчисленных из-за неуспеваемости по этой дисциплине, или «упущенные деньги» из-за потери части контингента) на ¡-ом семестре (¡=1......п).

При качественной оценке дисциплин (оценка в баллах) расчет производится по формуле:

^¿тю(И'у);

где XV - величина оценки ¡-ой дисциплины в баллах на ¡-ом семестре {¡=1,.....п).

Реализовывать предложенный подход к расчету критического пути на сетевом графике ОПр предлагается в такой послед оватепьности:

Этап 1\12 \. Базовый. Он состоит из следующих операций;

- сначала построить сетевой график для каждого направления с учетом всех профилей данного направления, используя учебный график для направления и конструктивный элемент рис. I;

- рассчитать качественные показатели всех работ (дисциплин) сетевого графика;

- рассчитать критический путь по ф. I, исходя из худших по качественным показателям дисциплин. Таким образом, можно определить участки риска, где могут произойти количественные потери, и заранее предпринять корректирующие действия.

Этап № 2. Рабочий. Он состоит из следующих операций:

- для каждого семестра следует построить модель, используя конструктивный элемент рисунка 2;

- в конце семестра определяют худшую работу (дисциплину) по количественным и качественным показателям.

Предложение по управлению поточной моделью

ОПр в виде сетевого графика

Управление поточной моделью ОПр предлагаем поручить команде в том ее смысле, который в нее вкладывает методология управления проектами (УП).

Предлагаем следующую структуру команды управления поточной моделью ОПр: штаб и рабочие команды.

Штаб является мозговым центром. Он должен состоять из грамотных и творчески мыслящих методистов, В его состав входят руководитель штаба и члены штаба (не более семи). Задачи штаба: разрабатывать и претворять в практику методические вопросы управления ОПр; строить поточные модели ОПр; руководить рабочими командами; анализировать собранные ими данные; разрабатывать корректирующие и предупреждающие мероприятия.

Рабочие команды собирают данные о ходе ОПр на факультетах.

Если реализовать предложения авторов по созданию поточных моделей ОПр в виде сетевого графика и управлению ими, то легче будет определять точки реальных и потенциальных потерь и осуществлять корректирующие и предупреждающие мероприятия.

1. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 31,12.2014, с изм. от 06.04.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

2. ДжЛодон, К.Лодон. Управление информационными системами. - М.: Питер, 2005. - 910 с.

3. Губин Н.М., Добронравов A.C., Дорохов B.C. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении в отрасли связи. - М.: Радио и связь, 1993. - 377 с,

4. Майкл Л.Джорж. Бережливое производство + шесть сигм в сфере услуг.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 400 с.

5. Харви Раббинс, Майкл Финли. Почему не работают команды. - М.: Добрая книга, 2005, - 304 с.

Литература

T-Comm Том 10. #1-2016

MANAGEMENT

PROCESS APPROACH, NETWORK PLANNING, LEAN MANUFACTURING, PROJECT MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IMPLEMENTATION

Demina Elena Vladimirovna, professor of chair of management, c.t.s., Moscow Technical University of communications and Informatics (MTUCI), Moscow, Russia, quality@homologation.ru

Karpushina Natalia Dmitrievna, Head of the Academic Office, Moscow Technical University of communications

and Informatics (MTUCI), Moscow, Russia, knd@mtuci.ru

Gushchina Liubov Ivanovna, deputy dean of ZOTF, associate professor of chair of management, Moscow Technical University of communications and Informatics (MTUCI), Moscow, Russia, glv_06@mail.ru

Abstract

The educational strata in Moscow is a competitive market for consumers, i.e. entrants. The educational institutions considering the current educational services market situation as a temporary one, should be warned. Nowadays this market witnessed the period of a relatively small numbers of customers. Educational institutions compete, in fact, for the amount of students. In the future when the demography situation becomes more favorable, they will compete for students quality. Only that educational institution will manage to survive and succeed which realizes and implements three important present day management postulates:

- one organization differs from another, other things being equal, only in management quality;

- the effectiveness of an organization depends, first and foremost, on the staff (its motivation, skills, loyalty);

- the primary goal of any business is creation of a customer.

Creating a customer means his attraction and retention. It is the image of an organization that mostly attracts a new client. An image is made up of intentionally created characteristics. Therefore, promotional activities are of great importance in this case. (These activities are a separate object to be researched and designed). Note, however, that the best advertizing is a contented customer who promotes the given educational institution positive image formation and attracts potential customers. A customer is interested in quality product and quality servicing. In this case it's a quality educational service (i.e. high level competences that are in demand in the labor market), and this service quality providing, including the educational process organization, infrastructure and organizational culture of the institution. All the enlisted components constitute a business reputation. So the image which is not based on good reputation loses its attractiveness quickly. The aim of our proposals is to strengthen the university business reputation using modern management instruments.

Keywords: educational process, process approach, network schedule, critical approach, lean manufacturing, team, image, business reputation.

References

1. FZ from 29.12.2012 № 273- FZ "On Education in the Russian Federation". (in Russian)

2. Jane P. Laudon, Kenneth C. Laudon, (2005), Management information systems, № 7, Prentice Hall, New Jersey, USA. (in Russian)

3. Gubin N.M., Dobronravov А.S., Dorohov B.S. (1993) Economic-mathematical methods and models in planning and management in the communications industry, № 3, Радио и связь, Moscow, Russia. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Michael L. George, (2005), Lean six sigma for service, No. 1, McGraw-Hill, New York City, USA. 400 p. (in Russian)

5. Harvey A. Robbins, Michael Finley, (2005), Why teams don't work, No. 1, Berett-Koehler Publisgers Inc., San Francisco, USA. (in Russian)

г Г\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.