Научная статья на тему 'Процессно-проектный подход к управлению финансовым обеспечением стратегии социально-экономического развития региона'

Процессно-проектный подход к управлению финансовым обеспечением стратегии социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНО-ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / УПРАВЛЕНИЕ / PROCESS-PROJECT APPROACH / FINANCIAL SECURITY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чумаченко Елена Анатольевна

В статье предлагается авторский подход к разработке методологии процессно проектного подхода к управлению финансовым обеспечением региональных программ в рамках стратегии его социально экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чумаченко Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process-project management approach to financial security strategy of social-economic development of the region

The author’s approach to development of process -project methodology approach to financial security management of regional programs within its social and economic development strategy is offered in the paper.

Текст научной работы на тему «Процессно-проектный подход к управлению финансовым обеспечением стратегии социально-экономического развития региона»

www.hjournal.ru

ПРОЦЕССНО - ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ФИНАНСОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ЧУМАЧЕНКО ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА,

кандидат экономических наук, докторант, доцент кафедры корпоративных финансов и финансового менеджмента, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: [email protected]

В статье предлагается авторский подход к разработке методологии процессно-проектного подхода к управлению финансовым обеспечением региональных программ в рамках стратегии его социально-экономического развития.

Ключевые слова: процессно-проектный подход; финансовое обеспечение; социальноэкономическое развитие региона; управление.

PROCESS - PROJECT MANAGEMENT APPROACH TO FINANCIAL SECURITY STRATEGY OF SOCIAL - ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

CHUMACHENKO ELENA, А.,

candidate of economic sciences (PhD), Postdoctoral Student,

associate professor of the department “Finance corporative and financial management",

Rostov State University of Economics (RSUE), e-mail: [email protected]

The author’s approach to development of process-project methodology approach to financial security management of regional programs within its social and economic development strategy is offered in the paper.

Keywords: process-project approach; financial security; social and economic development of the region; management.

JEL: Rll.

Экономические преобразования, происходящие в настоящее время, выдвигают в число приоритетных задач для достижения стратегических целей социально-экономического развития территории разработку и реализацию эффективного инструментария управления финансовым обеспечением проектов и программ на всех уровнях, фазах и этапах их осуществления. Это предполагает соответствующую адаптацию и коррекцию форм, методов и технологий, обеспечивающих процесс управления региональными финансами в стратегическом контексте, с позиций процессно-проектного подхода, представляющего собой конвергенцию ряда подходов в рамках общеметодологического системного: ресурсно-целевого, процессно-программного,

© Е. А. Чумаченко, 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

организационно-структурного, кибернетического, синергетического и проектного подходов.

Каждый из перечисленных более частных подходов направлен на решение ряда задач в общем спектре целей стратегии социально-экономического развития региона. Так, в соответствии с ресурсно-целевым подходом решается задача наиболее полного соответствия ресурсного обеспечения (прежде всего, финансового) реализуемых проектов стоящим перед ними целям; в рамках процессно -программного — достаточное ресурсное наполнение процессов постановки и реализации целей и соответствующая поддержка инвестиционными проектами стратегических программ социально-экономического развития региона; с позиции организационно-структурного подхода социально-экономическая система региона предстает в виде целостной организационной совокупности, «формализация которой как основа инструментарно-технологической поддержки процесса управления сводится к таким понятиям, как структура, состояние, модель ограничений и механизм функционирования» (Брисова, 2009); сущность кибернетического подхода к управлению состоит в рассмотрении структурно-функциональных подсистем региональной экономики в качестве элементов одной системы (региона), объединенных единой целью, с которой согласуются их частные цели, информационно взаимодействующие между собой в процессе достижения общей цели системы с обратной связью. Именно наличие обратной связи позволяет корректировать управляющие воздействия на параметры проекта в будущем периоде; напрямую связанным с организационным и кибернетическим является синергетический подход, развитие которого в теории и практике управления сложно структурированными социально-экономическими системами «реализуется посредством использования параметра, позволяющего оценить влияние многих факторов на параметр активности системы» (Галеева, 2007), что дает возможность анализировать различные сценарии ее развития, разрабатывать кратко - и среднесрочные прогнозы, оценивать их эффективность и др., то есть обеспечивать эффективное принятие и реализацию управленческих решений мезоэкономического характера (Шевченко, 2009); проектный подход позволяет, основываясь на перечисленных методологических приемах, формировать и эффективно осуществлять инвестиционные проекты, в том числе инновационной направленности, поддерживающие стратегические программы и планы социальноэкономического развития территории.

Ресурсно-целевой подход является достаточно широко применяемым в процессе управления социально-экономическими системами мезоуровневого масштаба, поскольку по своему экономическому содержанию предполагает полное ресурсное обеспечение реализации целей, причем как в краткосрочном аспекте, так и в стратегической перспективе. В процесс управления предполагается вовлечение всех видов ресурсов не только по их видам, но и по источникам возникновения. На примере наиболее значимых, финансовых, ресурсов можно говорить о том, что совокупный потенциал региона, целеориентированный на решение ключевых социально-экономических задач, складывается из внутреннего (накопленного в границах региона) и привлекаемого в регион потенциала за вычетом направляемого в другие регионы.

При этом следует отметить, что финансовые ресурсы сложнее классифицировать как внутренние, особенно с ускорением процессов финансовой глобализации, межрегиональных и межстрановых финансовых обменов, ростом емкости международного финансового рынка, а также с непрозрачностью части финансовых потоков в регионе (не только по причине их возможного криминального или теневого характера, но и из-за режима конфиденциальности). Однако теоретически к внутренним финансовым ресурсам можно отнести все, имеющие внутрирегиональное происхождение (полученные от экономической деятельности любого вида внутри региона), а также образовавшиеся в результате внерегиональной деятельности предприятий и организаций-«резидентов» данного

региона при условии их направления в экономику региона в любом виде (инвестиции, заработная плата, выплаты социального характера и т.д.). То есть для того, чтобы быть отнесенными к внутренним, финансовые ресурсы должны либо получаться и расходоваться внутри региона, либо получаться экономическими субъектами, «внутренними» по отношению к региону, но при условии потенциальной возможности их расходования в экономике регионе. Сложность определения состоит в высокой ликвидности финансовых ресурсов: однозначно их принадлежность с точки зрения региональной системы можно определить только после их использования, то есть когда они, по сути, уже теряют свою «ресурсную» сущность, то есть из «входа» процесса вовлекаются в сам процесс (Добролежа, 2011).

Важной задачей ресурсно-целевого подхода, помимо полного ресурсного обеспечения реализуемых региональных целей, является также своевременное выявление «лимитирующих» ресурсов с точки зрения наилучшего достижения целей стратегического характера (см. рис. 1)

Рис. 1. Трехмерная матрица сопряжения стратегических целей, их финансового обеспечения и видов экономической деятельности в регионе

Определение «узких мест» в финансовом потенциале территории имеет принципиальное значение с точки зрения эффективного целеориентированного управления финансами региона как с кратко-, так и долгосрочных позиций. Поэтому при построении так называемых стратегических диаграмм полного ресурсного обеспечения реализуемых программ и проектов с позиции ресурсноцелевого подхода ряд исследователей предлагает основываться на визуальном представлении мероприятий по достижению целей как бизнес-процессов с использованием идеологии стандартов класса IDEF (Шполянская, 2004). Модель такой диаграммы состоит из отдельных «блоков» процессов (activity), в соответствии с которыми процесс (мероприятие) «представляет собой некоторое действие или набор действий, которые имеют фиксированную цель и приводят к некоторому конечному результату». При этом весь план постепенно детализируется на отдельные процессы и подпроцессы, связанные друг с другом и соединенные посредством ресурсных потоков. Направления указанных потоков служат для обозначения воздействий, носителей или ресурсов, обеспечивающих их перенос от одного процесса к другому, или из внешней среды или вовне.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

Стандарт IDEF0, предназначенный для документирования процессов целеполагания и отображения информации об использовании ресурсов на каждом из этапов достижения региональных целей (Шполянская, 2004) предполагает использование следующих элементов процесса:

1) I (Input) — вход, т. е. поступление всех видов ресурсов в процесс в соответствии с поставленными целями;

2) С (Control) — управление или ограничения на выполнение операций процесса ресурсообеспечения;

3) О (Output) — выход или результат процесса (достижение подцелей);

4) М (Mechanism) — механизм, который используется для выполнения процесса (достижения стратегических целей) с обратной связью.

Для стратегического управления эффективностью финансового обеспечения целей социально-экономического развития данная идеология необходима для обеспечения встраивания в систему программ развития экономики региона в целом, так как современные системы управления на основе качества предполагают именно процессный подход к управлению. На стратегической диаграмме мероприятий по достижению целей управления ресурсным обеспечением программ развития экономики региона каждое мероприятие отображается как процесс, включающий: на «входе» —текущее состояние ресурсного обеспечения и его параметры; на «выходе» —степень достижения цели (целей).

Эффективность применения процессно-программного подхода к управлению финансовым обеспечением стратегических планов развития региона характеризуется следующими особенностями:

- индикативным характером программ, сроки реализации которых находятся в

прямой зависимости от их обеспеченности ресурсами, прежде всего,

финансовыми;

- системным характером основных целей и задач программ;

- концентрацией ограниченных финансовых ресурсов на решении

принципиальных вопросов социально-экономического развития региона и др.

В соответствии с принципами организационно-структурного подхода механизм реализации программ включает в себя как ресурсы, так и задействованные в их реализации структурные компоненты региональной экономики. При этом следует отметить, что в процессе организационного взаимодействия участников региональных проектов и программ возможность достижения синергетического эффекта в существенной мере определяется качеством и масштабами их информационных коммуникаций в рамках осуществляемых проектов. Именно проектный подход к финансовому обеспечению стратегического управления развитием региона позволяет определять ближайшие цели, не отменяя определенных ранее стратегических задач, и в силу этого является инструментом развития определенных программных ориентиров (Шевченко, 2009).

Проектный подход отличается от традиционных подходов к управлению следующими методологическими особенностями и инструментарными возможностями: строгой ориентацией на результат (т.к. финансовые средства направляются не в регион или отрасль в целом, а в конкретный проект); инновационностью (поскольку финансовую поддержку получают инновационно ориентированные проекты); государственной проработкой инструментов проекта, имеющего региональное значение и социальную направленность; высоким уровнем структурно-функциональной скоординированности всех участников проекта в силу их нацеленности на общий результат и получение синергетического эффекта от взаимодействия в процессе достижения цели; налаженным мониторингом исполнения проекта; созданием единого информационного пространства проекта; строгой ответственностью за целевое использование финансовых средств; привлечением к реализации проекта взаимозаменяемых ресурсов (в том числе информационных) и участников; применением современных информационных технологий и систем поддержки принятия решений в рамках проекта; нахождением

дополнительных источников финансирования и инвесторов (в том числе венчурных) благодаря применению научно-обоснованных методик оценки эффективности проектов и др.

Как отмечается в работе (Шевченко, 2009), разрабатываемые в рамках данного подхода проекты нацелены на конкретные результаты, в них определены четкие социально-экономические показатели на ближайшие годы. Совместные программы правительства страны, региональных властей и отечественного бизнеса основаны на совокупности проектов. Кроме того, проектный подход позволяет обеспечить форсированный переход к долгосрочному планированию и бюджетированию, что крайне важно для устойчивого экономического развития и является источником модернизации экономической системы региона.

Таким образом, процессно-проектный подход, который предстает как конвергенция перечисленных выше подходов и приемов исследования, формирует базовую платформу для принятия и реализации эффективных управленческих решений, связанных с рациональным распределением по проектам и будущим наращиванием финансового потенциала региона. Он предполагает применение для этих целей современных информационных технологий и инструментарных средств, адаптируемых в зависимости от структурных особенностей процесса управления, типов и пространственно-временной преемственности реализуемых проектов социально-экономического развития региона, а также действующих и принимаемых программ, в которых формализованы целевые функции управления, определены критерии и факторы-условия достижения целей как среднесрочного, так и стратегического характера.

При этом очевидна важность формирования и функционирования в границах региона единого информационного пространства, в структуру которого интегрированы не только базы данных проектов и их потенциальных инвесторов, но также подсистема мониторинга региональных рисков, сопряженных с реализацией проектов (особенно инновационной направленности), а также другие базисные компоненты инструментарно-технологического обеспечения процесса поддержки принятия эффективных управленческих решений в отношении финансового потенциала региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Брисова З. Н. (2009). Сущность процессно-структурного подхода к проектированию и развитию систем управления. Проблемы современной экономики, № 1 (29).

Галеева Е. И., Кузнецов Б. Л., Потапов Г. П. и Туполева А. Н. (2007). Синергетический подход в теории и практике управления СЭС. Социальноэкономические и технические системы / Камская государственная инженерно -экономическая академия (КимПИ), № 1.

Добролежа Е. В. (2011). Ресурсное обеспечение развития экономики региона: оценка, управление, эффективность. Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ (РИНХ).

Шевченко И. К. (2009). Программно-проектный инструментарий поддержки процесса управления экономическими системами: теория, методология,

инструментарий. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ.

Шполянская И. Ю. (2004). Объектные методы моделирования процессов управления в бизнес-системах с использованием UML и Rational Rose. Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ "РИНХ".

REFERENCES

Brisova Z. N. (2009). The essence of process-structured approach to the design and development of management systems. The problems of modern economics, no. 1 (29). (in Russian).

Galeeva E. I., Kuznetsov B. L., Potapov G. P. and Tupoleva A. N. (2007). The synergetic approach to the theory and practice of management of SES. Social-economic

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

and technical systems / Kama State Academy of Engineering and Economics, no. 1. (in Russian).

Dobrolezha E. V. (2011). Resource support regional economic development: assessment, management, efficiency. Rostov-on-Don: Publ. house of the RSUE. (in Russian).

Shevchenko I. K. (2009). Software-design tools support the management process of economic systems: theory, methodology, tools. Taganrog: Publ. house of the TTI. (in Russian).

Shpolyanskaya I. Y. (2004). Object methods of control processes modeling in business systems using UML and Rational Rose. Rostov-on-Don: Publ. house of the RSUE. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.