Научная статья на тему 'Процесс внутренней регионализации кнр как интерпретация гармонизации китайского социума'

Процесс внутренней регионализации кнр как интерпретация гармонизации китайского социума Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
554
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ВНУТРЕННЯЯ" РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / "ВНУТРЕННИЙ" РЕГИОН / ГАРМОНИЧНОЕ ОБЩЕСТВО / LOCAL REGIONALIZATION / LOCAL REGION / HARMONIZED SOCIETY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Озорнина Анна Cергеевна

Рассматриваются теоретические и конкретно-практические аспекты процесса внутренней регионализации КНР, а также детерминирующее влияние этих процессов на развитие Забайкальского края

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local Regionalization in PRC as an Interpretation of Chinese Society Harmonization

In the article the author inspects theoretical and practical aspects of the process of local regionalization in PRC, the influence of these processes on the development of Trans-baikalian region

Текст научной работы на тему «Процесс внутренней регионализации кнр как интерпретация гармонизации китайского социума»

УДК 101.1.::316

Озорнина Анна Cергеевна Anna Ozornina

процесс внутренней регионализации кнр как интерпретация гармонизации китайского социума

local regionalization in prc as an interpretation of chinese society harmonization

Рассматриваются теоретические и конкретнопрактические аспекты процесса внутренней регионализации КНР, а также детерминирующее влияние этих процессов на развитие Забайкальского края

Ключевые слова: «внутренняя» регионализация, «внутренний» регион, гармоничное общество

In the article the author inspects theoretical and practical aspects of the process of local regionalization in PRC, the influence of these processes on the development of Trans-baikalian region

Key words: local regionalization, local region, harmonized society

Современный глобальный мир как целое представляет собой многоуровневую структуру, частицами которой выступают регионы разного уровня обобщения. Глобализация способствует усилению и активизации региональной интеграции на глобальном и локальном уровнях. Таким образом, процесс регионализации становится альтернативой глобальному развитию, ведет к ослаблению, сглаживанию противоречий и проблем, присущих процессам, происходящим в рамках глобальной интеграции, а также выступает внутренним и внешним механизмом защиты государственных национальных интересов.

Основными акторами развертывания процессов регионализации в условиях глобального развития становятся разноуровневые «регионы-системы», поэтому дефиниция ключевого понятия «регион» имеет большое значение для установления научной парадигмы исследования внутренней регионализации как процесса в целом, так и как современной тенденции развития «китайского региона» в условиях глобализации.

При всей множественности подходов к определению данного понятия мы считаем

необходимым уделить внимание лишь двум из них.

Первый, социокультурный подход, являющийся теоретической базой исследования «внутренних регионов» РФ и КНР, позволяет дифференцировать социокультурное пространство двух стран. Здесь стоит согласиться с определением «региона», выдвинутым одним из основоположников социокультурного подхода Н.И. Лапиным. Он определяет «регион» как «исторически сложившееся территориальное сообщество людей в составе большого общества, мезо-уровень структуры и динамики общества, макроячейка его социального пространства», возникающая на основе этнокультурной идентичности населения [1].

Другой, социофилософский подход более распространен в гуманитарных науках. Так, Маркин определяет «регион» как достаточно обособленную по определенным критериям часть общего социального пространства, служащую своеобразным трансформатором социально-территориального регулирования в цепи от глобального и общенационального (государственного) к местному (поселенческому) с обратной

связью в обоих направлениях [2]. Мы же склонны оперировать определением, сформулированным Ю.Ф. Абрамовым, О.В. Бондаренко, А.Н. Лапшиным, В.В. Манта-товым в своей работе [3], где «регион» определяется как исторически территориальная, социально-природная целостность, обладающая свойствами ресурсной (природные и социальные ресурсы), технологической и историко-культурной самодостаточности, способная к самостоятельному расширенному социальному воспроизводству в условиях глобализации. Данное определение позволяет с единых логико-теоретических позиций включить иные наиболее актуальные признаки «региона», которые появляются в исследовательской литературе в связи с другими познавательными задачами.

В свою очередь, регионализация, представляющая собой процесс, обусловленный глобализацией, но противопоставленный ее негативным тенденциям и направленный на обеспечение национальной безопасности, реализуется в ее «внешней» и «внутренней» формах. «Внешняя» форма регионализации осуществляется на международном уровне и чаще всего понимается как целенаправленная и активная деятельность государства и наднациональных институтов (ЕС, СНГ и т.д.) по регулированию регионального развития. «Внутренняя» регионализация в общетеоретическом плане в основном представляется как отстаивание интересов региона в его отношениях с государством. Такая форма определяется общей идентичностью, культурой, историей, географией [4]. «Проблема регионализации внутри страны состоит в определении состава регионов для целей государственного управления, их границ относительно других регионов, принципов функционирования, границ суверенности» [5].

По нашему мнению, такие определения «надгосударственной» («внешней») и «внутригосударственной» («внутренней») регионализации методологически ограничены, в основном отражают экономическую или политико-территориальную парадигмы исследования.

На наш взгляд, базовым инструментом определения данных явлений должны быть понятия «внутренний» и «внешний» регион. В этом плане наиболее четкое определение было дано В.А. Абрамовым. Под «внешними» регионами понимаются специфические комплексы взаимодействия социокультурных и природных характеристик различных государств, имеющих общие стратегии и планы развития. Такие регионы реализуются во «внешней регионализации» или «трансграничном регионализме» как новой форме международного сотрудничества РФ и КНР [6]. «Внутренний» регион государства, или «страны-системы» представляет собой территориальные сообщества, или региональные образования, обладающие характеристиками «региона» (территориальной организацией, воспроизводственными процессами, ресурсным потенциалом и культурными ценностями). Но его особенностью является отсутствие обособленности и четких территориальных границ. Соответственно «внутренняя регионализация» в самом обобщенном виде есть процесс дифференциации государства на «внутренние» микроуровневые регионы-системы.

КНР мы можем представить как социокультурную региональную систему, или «китайский регион» следующих уровней:

1) формирующихся ее «внутренних регионов»;

2) экспансивно развивающаяся «надгосударственная» система;

3) китайское «государство-регион» как подсистема системы международных отношений [7].

На основании этих представлений мы можем определить и уровни китайской регионализации:

1) макроуровень (регионализация КНР как регионально «глобализирующейся» надгосударственной системы);

2) мезоуровень (регионализация КНР как подсистемы системы международных отношений);

3) микроуровень (регионализация внутри «китайского региона» или формирование его «внутренних регионов»).

Важно отметить, что «китайский регион» представляет собой взаимообусловленный процесс «внутренней и внешней регионализации» КНР (макроуровень, ме-зоуровень и микроуровень), реализующийся в стратегиях внутреннего (стратегия построения «гармоничного социалистического общества») и внешнего развития (стратегия «мирного развития»). Внутренняя стратегия КНР на XXI в., обозначенная как построение «гармоничного социалистического общества», интерпретируемая нами как «внутренняя регионализация», сводится к согласованному, всестороннему, устойчивому развитию города и деревни, регионов, человека и природы, внутреннего развития и внешней открытости, т.е. «пять единых планирований» (Угэ тунчоу) [8]. Не случайно в китайской научной литературе авторы обозначают: «Основным требованием осуществления концепции научного развития и построения гармоничного общества является сбалансированное развитие регионов... Построение «гармоничного социалистического общества» невозможно без сокращения региональных различий» [9]. Таким образом, создание «социалистического гармоничного общества» является важнейшей задачей и целью согласованного и устойчивого развития «внутренних регионов» КНР, а процессы «внутренней регионализации» реализуются в стратегии гармонизации социума.

Внутренняя регионализация Китая — закономерное следствие ее природно-климатического, социально-экономического, этнокультурного и политико-административного многообразия. Внутригосударственной регионализации также способствует то обстоятельство, что характер и уровень развития, качество жизни, глубина и сила кризисных явлений, направление и темпы экономической и политической трансформации весьма различны в китайских «внутренних» регионах.

В конкретно-практическом смысле «внутренний регион» КНР мы можем определить как территориальную единицу политико-административной, экономической

и социально-культурной структуры страны, как подсистему региональной системы КНР. Каждый регион КНР ограничен рамками территорий и характеризуется своеобразием природных условий, специализацией производства и обмена товаров и услуг, социальной инфраструктурой, уровнем, качеством жизни различных слоев населения. В китайской литературе под «внутренним регионом» чаще всего понимаются экономические зоны («цзиньцзи дай» или «цзиньцзи дицюй»), административные регионы («синчжэн цююй») или большие регионы («да цюйюй»).

С начала образования КНР структура регионального деления КНР менялась несколько раз. Так, в 1949 г. территория была поделена на 6 регионов (Северо-Восточный, Северный, Восточный, Центрально-Южный, Юго-Западный и Северо-Западный). Они являлись как административными единицами, так и экономическими зонами. В 1958 г. Китайский центр планирования разделил страну на 7 экономических регионов (Северный, Северо-Восточный, Восточный, Центральный, Южный, ЮгоЗападный, Северо-Западный), а в 1961 г. КНР снова была поделена на 6 больших районов (Дацюй). С 80-х гг. XXI в. постепенно сформировались три больших экономических региона, или зоны («цзиньцзи дидай») — Восточный, Центральный и Западный. В 2005 г. к ним добавлен и СевероВосточный регион [10].

На основании плана 11-й «пятилетки» Китай разделен на 4 указанных региона, которые, в свою очередь, поделены еще на 8 следующих регионов:

1) Северо-Восточный регион (провинции Ляонин, Цзилин и Хэйлунцзян);

2) Северный прибрежный регион (провинции Хэбэй, Шаньдун и города Пекин и Тяньцзин);

3) Восточный прибрежный регион (провинции Чжэцзян и Цзянсу, а также г. Шанхай);

4) Южный прибрежный регион (провинции Фуцзянь, Гуандун и о. Хайнань);

5) Регион среднего течения реки Ху-

анхэ (провинции Цзянси, Шаньси, Хэнань и АРВМ);

6) Регион среднего течения реки Янцзы (провинции Хубэй, Хунань, Цзянси и Анхуэй);

7) Юго-западный регион (провинции Юньнань, Гуйчжоу, Сычуань, Гуанси и город Чунцин);

8) Северо-Западный регион (провинции Ганьсу, Цинхай, Сицзан, НХАР и Тибет).

Как отмечается в китайских источниках, такое разделение основано на следующих принципах:

1) общность границ;

2) идентичные природные условия и ресурсный потенциал;

3) одинаковый уровень экономического развития;

4) общие экономические проблемы;

5) идентичность социальной структуры;

6) умеренный размер региона;

7) завершенность административного деления [11].

Региональные административные границы стали помехой в получении должного экономического эффекта. Происходит «ломка» административных границ регионов (провинциального уровня) и построение экономических регионов на внеадми-нистративной основе [12]. Кроме того, координация жизнедеятельности этих регионов осуществляется преимущественно сверху вниз при незначительных горизонтальных взаимодействиях регионов как социальных объектов, что способствует их неравномерному социально-экономическому развитию. Это может препятствовать сохранению устойчивости общества в условиях глобализации. Таким образом, в китайском обществе нарастает потребность в дифференциации «китайского региона» на саморазвивающиеся социокультурные системы (сообщества), функционирующие на основе горизонтальных и вертикальных взаимосвязях, что реализуется путем осуществления стратегии построения «гармоничного социалистического общества».

«Внутренняя регионализация» в ки-

тайском понимании представляет собой, прежде всего, сбалансированное, устойчивое, безопасное и «гармоничное» развитие 8 регионов, где основными инструментами такого развития выступают:

— рынок (устранение локализации регионов, построение единого государственного рынка, самостоятельное межрегиональное перемещение факторов производства);

— сотрудничество (создание институализированной структуры внутригосударственного регионального сотрудничества, развитие многоуровнего, разноформатного сотрудничества в различных сферах);

— взаимопомощь (развитые регионы помогают развиваться отсталым регионам);

— поддержка (государственная поддержка развития регионального образования, безопасности, культуры и и т.д.) [9].

В соответствии с отечественными и китайскими представлениями о процессах «внутренней регионализации» мы можем представить «внутренние регионы» КНР как «регионы-квазикорпарации». Такой подход отражает парадигму регионального саморазвития, когда регион имеет право осуществлять самостоятельное хозяйствование в пределах его полномочий и формировать свою собственную стратегию. Таким образом, развитие региона начинает определяться не тем, что происходит внутри него, а его взаимодействием с другими регионами как по горизонтали, так и по вертикали.

Региональная политика «китайского региона» как «региона-квазикорпарации» зависит от умения понимать, выявлять, открывать и создавать преимущества «внутренних регионов», соотносить их с преимуществами других регионов, создавать конкурентные условия, обеспечивающие реализацию преимуществ региона, причем в глобальной, а не только во внутристрано-вой перспективе. Именно здесь и происходит своеобразный «синтез» процессов «внутренней» и «внешней» регионализации КНР, в результате чего формируется макроуров-невый «надгосударственный китайский ре-

гион», реализующийся в «трансграничном» взаимодействии (политическом, экономическом, культурном и т.д.) «внутренних регионов» РФ и КНР, в частности, Северо-Востока КНР и Забайкальского края РФ.

Международное сотрудничество Забайкальского края РФ и «внутреннего региона» КНР (Северо-Восточного), реализуемое в «трансграничном регионализме», юридически подкреплено «Программой сотрудничества на 2009-2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики». Практически все проекты по сотрудничеству с Забайкальским краем основаны на добыче сырья и создании промышленного комплекса. На территории Северо-Востока КНР предусматривается развитие производства с использованием в основном российского сырья и дальнейший экспорт товаров в РФ [13].

Следует полагать, что доступ к богатым природным ресурсам Сибири и Дальнего Востока, в т.ч. и Забайкальского края, рассматривается как фактор стратегического характера, т.к. он осуществляется в интересах реализации внутригосударственной стратегии построения «гармоничного общества», по сути являющейся «внутренней регионализацией». Для Забайкальского края такое взаимодействие с «внутренними регионами» КНР непредсказуемо влияет на его социальную, демографическую, экономическую, культурную, экологическую информационную безопасность, поэтому крайне важно научное понимание и исследование межгосударственных процессов, выявления их специфики, прогнозирования опасных тенденций предстоящего со-развития соседних государств, в данном случае Северо-Востока КНР и Забайкальского края РФ.

литература

1. Лапин Н.И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования // Социс. — 2006. — № 8. — С. 25-34.

2. Маркин В.В. Диалог с регионами: опыт анализа // Социс. — 2008. — № 7. — С. 129-135.

3. Абрамов Ю.Ф. Регион: научное понятие и реальность: теоретико-методологические очерки. — Иркутск: ИрГУ, 2001. — 218 с.

4. Клемешев А.П. Регион в условиях глобализации // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. — 2005. — № 2. — С. 26-38.

5. Калюжнова Н.Я. Регион на перекрестке Востока и Запада: глобализация и конкурентоспособность. — М.: Тезис, 2003. — С. 45-69.

6. Абрамов В.А. Методология познания и интерпретаций региональных практик и сотрудничества КНР // Забайкальский край в трансграничном взаимодействии с КНР (региональное сотрудничество). — Чита: НОЦ «Восточный центр», 2010. — 244 с.

7. Абрамов В.А. Необходима не только объективность, но и корректность в исследованиях современного Китая // Проблемы внешней регионализации КНР и трансграничное сотрудничество (на примере Забайкальского края): сборник материалов Международной научно-практической конференции «Приграничное сотрудничество: Россия, Китай, Монголия (21-22 октября 2009 г.).

- Чита, 2009. - С. 6-12.

8. Гоуцзянь шэхуэйчжуи хэсе шэхуэй вэньда (Изучение построения социалистического гармоничного общества в вопросах и ответах). — Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2005. — 217 с.

9. Лю Инцзе. Чжунго дэ фачжань чжаньлюе хэ цзибэн гоцэ = Стратегия развития КНР и основная государственная политика. — Бэйцзин: Чжунго чжунян данцзяо чубаньшэ. — 2008. — С. 138-139.

10. Лю Фэн. Гуаньюй шиву гуйхуа цюйюй хуафень дэ сыкао = Размышления о плане регионального деления 11-й пятилетки. — Режим доступа: www.pinggu.org/bbs/b54i27364.html.

11. Ли Шантун. Чжунго (далу) цюйюй шэхуэй цзиньцзи фачжань тэчжэн фэньси = Анализ особенностей регионального социально-экономического развития КНР. — Бэйц-зин: Говуюань фачжань яньцзю чжунсинь, 2002. — 217 с.

12. Демьяненко А.Н., Изотов Д.А. Территориальная организация экономики КНР и проблема экономического районирования // Пространственная экономика. — 2008. — № 1. - С. 43-56.

13. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (20092018 годы) (от 23 сентября 2009 г.). — Режим доступа: ttp:/www.kp.ru/upfile/attached. file/559291.doc. — Загл. с экрана.

Коротко об авторе_________________________________________ Briefly about the author

Озорнина А^., аспирантка, Читинский государственный университет (ЧитГУ) vostochnaya9@maiI.ru

Научные интересы: востоковедение, региональные исследования

A. Ozornina, Post-graduate student, Chita State University

Areas of expertise: Oriental and regional studies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.