Научная статья на тему 'Процесс генерации знаний как основа трансформации университета в рамках концепции современной экономики'

Процесс генерации знаний как основа трансформации университета в рамках концепции современной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / УНИВЕРСИТЕТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ОСНОВАННОЕ НА ЗНАНИЯХ / ИНСТИТУТ ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ / SOCIAL CAPITAL / UNIVERSITY / INTELLECTUAL ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS EDUCATION / KNOWLEDGE-BASED SOCIETY / KNOWLEDGE GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атапина Н. А.

Цель данного исследования рассмотреть процессы генерации знаний в качестве основного двигателя современной экономики, показать происходящие институциональные трансформации в образовании и выявить роль университета в данном процессе. Анализируются парадоксы образования и обучения, которые характеризуют происходящие институциональные трансформации в образовании. Особо акцентируется необходимость формирования долгосрочных компетенций человека, связанных с постоянной генерацией знаний, в том числе такого навыка, как интеллектуальное предпринимательство, с целью сохранения им статуса конкурентоспособного члена общества. Проводником данного процесса выступает университет. Автор резюмирует значимость процесса глобализации, интеграции и сетезации университета с другими институтами генерации знаний для гармоничного развития экономики, основанной на знаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF KNOWLEDGE GENERATION AS A BASIS FOR UNIVERSITY TRANSFORMATION WITHIN THE FRAMEWORK OF CONTEMPORARY ECONOMICS

The paper deals with the process of knowledge generation as the main driving force of contemporary economy and examines the role of university as active participant of this process. The author analyzes paradoxes of education and training which determine current institutional transformations in education. Especially highlighted is the need for developing long-term competences which are connected with continuous generation of knowledge including such skill as intellectual entrepreneurship. The paper stresses the significance of the process of globalization, integration of universities and other institutions of knowledge generation for the harmonious development of economy based on knowledge.

Текст научной работы на тему «Процесс генерации знаний как основа трансформации университета в рамках концепции современной экономики»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 330:378 н.А. Атапина

ПРОЦЕСС ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ КАК ОСНОВА ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Цель данного исследования - рассмотреть процессы генерации знаний в качестве основного двигателя современной экономики, показать происходящие институциональные трансформации в образовании и выявить роль университета в данном процессе. Анализируются парадоксы образования и обучения, которые характеризуют происходящие институциональные трансформации в образовании. Особо акцентируется необходимость формирования долгосрочных компетенций человека, связанных с постоянной генерацией знаний, в том числе такого навыка, как интеллектуальное предпринимательство, с целью сохранения им статуса конкурентоспособного члена общества. Проводником данного процесса выступает университет. Автор резюмирует значимость процесса глобализации, интеграции и сетезации университета с другими институтами генерации знаний для гармоничного развития экономики, основанной на знаниях.

Ключевые слова: социальный капитал, университет, интеллектуальное предпринимательство, бизнес-образование, общество, основанное на знаниях, институт генерации знаний.

N.A. Atapina

THE PROCESS OF KNOWLEDGE GENERATION AS A BASIS FOR UNIVERSITY TRANSFORMATION WITHIN THE FRAMEWORK OF CONTEMPORARY ECONOMICS

The paper deals with the process of knowledge generation as the main driving force of contemporary economy and examines the role of university as active participant of this process. The author analyzes paradoxes of education and training which determine current institutional transformations in education. Especially highlighted is the need for developing long-term competences which are connected with continuous generation of knowledge including such skill as intellectual entrepreneurship. The paper stresses the significance of the process of globalization, integration of universities and other institutions of knowledge generation for the harmonious development of economy based on knowledge.

Key words: social capital, university, intellectual entrepreneurship, business education, knowledge-based society, knowledge generation.

0907060308110906050904081304110907030410091603040409070303060613

В условиях экономики, основанной на знаниях, роль индивида как в бизнесе, так и в обществе должна существенно измениться. Одним из следствий таких изменений является индивидуализация конкуренции. Другое следствие изменений - существенный рост доверия в обществе и превращение социального капитала в основной источник экономического роста. Джеймс Колемен ввел понятие социального капитала как способности людей работать вместе ради реализации общей цели [6, p. 95 - 120]. Фрэнсис Фукуяма определил социальный капитал как потенциал общества или его части, возникающий при наличии доверия между его членами [5, c. 45]. Поэтому возникает вопрос о новых механизмах воспроизводства доверия в обществе и тесно связанных с ними механизмов генерации знаний , и очевидно , что центральным звеном новых механизмов должен стать университет.

В связи с тем что в современных условиях роль университетов в обществе должна существенно измениться, необходимо учитывать еще одну проблему, которую можно назвать парадоксом образования: в обществе, основанном на знании, ценность полученного образования с течением времени снижается. Когда цикл получения образования сравним с периодом полураспада знания или больше него, передача знаний неизбежно перестает быть основной целью образования. В связи с этим возникает и другая проблема, которую можно назвать парадоксом обучения. Обучение приучает к запоминанию, в то время как из-за устаревания знаний все более актуальным становится устранение ненужной информации из памяти. На это обстоятельство уже указывали исследователи так называемых научающихся организаций (learning organization). Например, Б. Йонсон отмечал, что кроме аккумуляции знаний в процессе обучения для усовершенствования экономики страны важным является также процесс забывания [7, p. 23 - 42]. Его следует понимать как освобождение от привычек и привязанностей населения, которые могут тормозить процесс повышения конкурентоспособности, и способность быстро воспринимать новое. Он построил институциональную схему национальной системы инноваций. Согласно этой схеме в процессе обучения взаимодействуют, обмениваются информацией между собой сами компании и их сотрудники. Процесс поиска новых знаний также осуществляется исследовательскими лабораториями частных компаний, государственными научно-исследовательскими институтами и научными подразделениями образовательных учреждений [4, c. 27]. В рамках такого взаимодействия и происходит генерирование новых инноваций.

Образование должно формировать долгосрочные компетенции человека, которые позволяли бы ему оставаться конкурентоспособным членом общества на протяжении всего периода активной жизни, при этом сохраняя способность к восприятию и использованию элементов всех трех культур.

Первая компетенция - это способность диверсифицировать способы получения новых знаний. Речь идет как об использовании неформального образования, так и об изменении отношения человека к процессу получения образования. Еще несколько десятилетий назад формальный процесс образования для большинства людей заканчивался получением высшего образования.

Теперь получение университетского диплома - только один из шагов в процессе пожизненного образования. Это означает в том числе, что должно принципиально измениться взаимодействие выпускника со своей альма-матер, поскольку возможно (а иногда и абсолютно необходимо) многократное возвращение в университет за получением новых знаний. Для преодоления разрыва между культурами индивидуумам придется приходить в новые учебные заведения для приобретения знаний в областях, которые не были затронуты при получении первого высшего образования. Это представляется принципиально важным для осмысления новой роли университета в современном обществе.

Вторая важнейшая компетенция - это умение самостоятельно порождать новое знание. Подчеркнем, что здесь речь идет не только о научном знании, а о знании в широком смысле слова, помогающем человеку эффективно функционировать в качестве члена социума. Чем раньше индивидуум приобретет эту компетенцию, тем быстрее он станет продуктивным членом общества. Именно университет - идеальное место для формирования указанных компетенций. Поток информации, который в наше время растет с каждым днем, может быстро поглотить любого, кто попытается его освоить или за ним уследить. Но это только начало процесса: поток знаний будет в ускоренном темпе нарастать, и уследить за ним одному человеку будет тоже невозможно. Поэтому и возникает проблема создания индивидуального целостного набора знаний. Научить создавать такой набор и есть основная задача школы и университета будущего. Знания не дают рецепта правильных действий, ведущих к гарантированному выигрышу. Лишь реальная конкурентная борьба определяет победителя. Результат же этой борьбы зависит от способности генерировать новое знание. Это означает, что для бизнес-образования исключительно важной задачей оказывается развитие у обучающихся способности порождать новое знание. Фактически данная задача становится центральной, и именно неумение ее решать, а не избыточная ориентация на теорию является главной причиной широко обсуждаемого кризиса бизнес-образования [1, с. 35].

История развития бизнес-образования [2, с. 67] показывает, что при возникновении кризисов именно эта область образования быстрее всего справляется с проблемами. Поэтому можно сформулировать гипотезу о том, что бизнес-образование может стать источником инновационных идей, касающихся развития способности генерировать новое знание и формирования соответствующей мотивации. Итак, бизнес-образование может и должно служить источником идей и методов трансформации традиционного образования с целью эффективной подготовки индивидуума к жизни в новых условиях конкуренции, свойственных обществу знания. Одной из таких идей является формирование особого навыка, который можно назвать интеллектуальным предпринимательством.

Характерные признаки интеллектуального предпринимательства:

- интеллектуальное бесстрашие. Эта характеристика предполагает наличие привычки не бояться проблем любого уровня трудности. Более того, человек, обладающий интеллектуальным бесстрашием, испытывает тем больший азарт, чем труднее проблема;

♦------------------------------------------------------

- информационная грамотность, предполагающая способность быстро находить и обрабатывать большие массивы информации; в значительной степени связана с развитием интуиции, поскольку переработка больших объемов информации путем, например, непосредственного чтения материалов, сильно ограничена;

- толерантность к информационной избыточности и неопределенности. Важными элементами этой характеристики являются установка, признающая невозможность получить исчерпывающую информацию о предмете и явлении, и способность к принятию решений в условиях высокой неопределенности (дефицита информации);

- способность порождать новое знание. Новое знание возникает вследствие когнитивного диссонанса, который проявляется, когда человек получает два или несколько сигналов и не может их адекватно упорядочить. Порог чувствительности для возникновения когнитивного диссонанса у людей с высокой способностью к генерации знаний низок, в отличие от тех, кто не обладает этой способностью;

- сильная мотивация к порождению нового знания. Способность к генерации нового знания можно развивать несколькими способами. Один из них - это понижение порога чувствительности к когнитивным диссонансам. Для этого можно исключительно эффективно использовать историю науки, которая полна примеров великих открытий, обусловленных высокой чувствительностью их авторов к когнитивным диссонансам. На практике эта чувствительность развивается и при критическом рассмотрении разного рода кейсов, когда используется известный подход, лежащий в основе реинжиниринга бизнес-процессов: ни один из элементов ситуации не должен приниматься на веру или как очевидный факт. Мотивация к порождению нового знания может эффективно формироваться с помощью групповой исследовательской работы, при правильной организации которой возникает синергетический эффект и происходит осознание того, что совместная деятельность приводит к формированию нового знания. Основной в данном случае оказывается внутренняя мотивация, однако, создавая новые социальные стандарты, в рамках которых генерация знания обеспечивает их создателю высокий социальный статус, можно задействовать и внешнюю мотивацию. Очевидно, что речь идет о сопряжении обучения и исследований в рамках так называемых исследовательских университетов.

Таким образом, в условиях динамично развивающегося общества знаний для сохранения своей социальной роли, состоящей в подготовке обучающихся к эффективному выполнению социальных функций в будущем, идеальный современный университет, как институт генерации знаний, должен решить следующий круг задач:

1) формирование интеллектуального предпринимательства. Эта задача требует реализации комплекса мероприятий, связанных, прежде всего, с пересмотром аналитической парадигмы, пришедшей из естествознания, и формирования навыков синтетического образа мышления, в равной степени использующего левое и правое полушарие головного мозга. Для этого необходим пересмотр форм, методов и содержания обучения по всем специальностям;

--------------------------------------------------♦

2) трансформация исследовательской компоненты в деятельности университета, ориентированной на новое понимание знания. Эта трансформация предполагает гармонизацию исследовательской и преподавательской деятельности, т.е. создание структур и процессов, в рамках которых все преподаватели будут вовлечены и в исследовательскую, и в преподавательскую деятельность, а все студенты - в учебную и исследовательскую работу. При этом соответствующие научные школы внутри университета должны определять его индивидуальность;

3) активизация предпринимательства в университете. Главное здесь - найти эффективный баланс между стандартизацией и дифференциацией. Необходимо в корне пересмотреть подходы к стандартизации, сделать стандарты более приспособленными к возможности построения индивидуальных знаний, к смещению акцентов в сторону дифференциации. Помимо этого, университету и его подразделениям необходимо решить проблему капитализации знаний и понять свою роль на поле конкурентной борьбы в обществе, основанном на знаниях;

4) управление корпоративными субкультурами. С учетом особой роли бизнес-образования и его возможностей необходимо правильное управление конфликтом, существующим между традиционной академической культурой, характерной для «фундаментальных» подразделений университета, и деловой культурой, типичной для университетских школ бизнеса и других «прикладных» подразделений. Важно предотвратить расщепление культур, найти эффективные подходы к преодолению разрыва между гуманитарной, естественнонаучной и деловой культурами, интегрировать их в единую культуру общества, основанного на знаниях.

В этом направлении университеты имеют шанс стать точками роста социального капитала;

5) создание интегральных форм взаимодействия университета с другими институтами генерации знаний (например, в виде корпоративного университета, научноисследовательской лаборатории, «Силиконовой долины» и т.д.). Усиление глобализации, интеграции и сетеза-ции институтов генерации знаний способствует созданию инновационных форм взаимодействия, объединяющих вузы, научные организации, предприятия, финансовые структуры и государство, что в последующем сформирует на их основе устойчивую инновационную среду с минимальными институциональными ловушками и институциональным вакуумом [3, с. 17] для гармоничного развития экономики, основанной на знаниях.

1. Беннис У., О’Тул Дж. Школы бизнеса сбились с курса // Harvard Business Review - Россия. 2005. Май.

2. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / под общ. ред. С.Р. Филоновича. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

3. Манохина Н.В. Институциональный вакуум как атрибут институциональной среды // Вестник СГСЭУ. 2008. № 5 (24).

4. Мирошниченко Н.В. Интеллектуальные услуги: подходы к определению и типологизации // Вестник СГСЭУ. 2009. № 2 (26).

5. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ, 2004.

6. Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology. 1988. № 94.

7. Lundvall B.A., Johnson B. The Learning Economy // Journal of Industry Studies. 1994. Vol. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.