Научная статья на тему 'Процесс формирования у курсантов вузов МВД России потребности в физическом самосовершенствовании'

Процесс формирования у курсантов вузов МВД России потребности в физическом самосовершенствовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВЫ / КУРСАНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / УСЛОВИЯ / ЗАДАЧИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REQUIREMENTS / MOTIVES / CADET / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT / CONDITIONS / TASKS / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хальзов В. И., Муханов Ю. В., Воротник А. Н.

В статье рассматриваются условия, отрицательно влияющие на формирование потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов. Предлагается решение задач и описывается направление деятельности курсантов в вузе для наиболее целесообразного формирования у них потребности в физическом самосовершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хальзов В. И., Муханов Ю. В., Воротник А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of requirement for physical self-improvement at the cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs in Russia1St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article deals with the conditions negatively influencing on forming of requirement for physical self-improvement at the cadets. It offers the decision of tasks and describes the line of cadets’ activity in the higher educational institution under which it is the most reasonable to form their requirement for physical self-improvement.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования у курсантов вузов МВД России потребности в физическом самосовершенствовании»

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ

мвд россии потребности в физическом самосовершенствовании

FORMING OF REQUIREMENT FOR PHYSICAL SELFimprovement at the cadets of higher

EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN RUSSIA

УДК 372.879.6:378.6:351.74-057.875(470)

Аннотация: в статье рассматриваются условия, отрицательно влияющие на формирование потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов. Предлагается решение задач и описывается направление деятельности курсантов в вузе для наиболее целесообразного формирования у них потребности в физическом самосовершенствовании.

Ключевые слова: Потребности, мотивы, курсант, физическая подготовка, физическое самосовершенствование, условия, задачи, деятельность.

Abstract: The article deals with the conditions negatively influencing on forming of requirement for physical self-improvement at the cadets. It offers the decision of tasks and describes the line of cadets’ activity in the higher educational institution under which it is the most reasonable to form their requirement for physical self-improvement.

Keywords: Requirements, motives, cadet, physical training, physical self-improvement, conditions, tasks, activity.

Одним из основных направлений в сис- товка специалистов для ОВД, обладающих теме образования МВД Российской прочными знаниями в области профес-Федерации является качественная подго- сиональной деятельности. Помимо этого

В.И. ХАЛЬЗОВ,

доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербургский университет МВД России)

специалист должен уметь в соответствии с Федеральным законом № 3 «О полиции» от 7 февраля 2011 года правомерно применять на практике боевые приемы борьбы, специальные средства и огнестрельное оружие для защиты законных интересов и свобод граждан Российской Федерации [1]. В указанном законе предъявляются повышенные требования к работоспособности сотрудников полиции, основу которой составляет крепкое здоровье и хорошее физическое развитие. Поэтому главная задача профессорско-преподавательского состава вузов МВД России состоит во всесторонней, качественной подготовке курсантов - будущих специалистов ОВД, отвечающих данным требованиям.

Одним из способов разносторонней подготовки курсантов является физическая подготовка. Цель физической подготовки в вузах МВД России - подготовить здоровых и физически развитых специалистов, понимающих роль физической подготовки в развитии человека, знающих основы физической культуры и здорового образа жизни, владеющих необходимым объемом специальных знаний, профессиональных умений и навыков, физических и психических качеств, позволяющих им выполнять служебные задачи.

Физическая подготовленность сотрудников значительно совершенствуется под влиянием систематической физической подготовки. Это находит отражение в повышении уровня развития силы, быстроты, выносливости и ловкости сотрудников, в формировании и совершенствовании у них разнообразных двигательных, прикладных навыков. Исключительно высокий уровень спортивных достижений и постоянный их рост показывают неисчерпаемые возможности физических упражнений в совершенствовании двигательных способностей человека [8].

Общая тенденция развития физической подготовки в вузах МВД России состоит в том, что требования к физической подготовленности курсантов - будущих специалистов остаются достаточно высокими, а время на обучение физическим упражнениям и возможности уменьшаются, что негативно сказывается на физической подготовленности курсантов.

У поступивших курсантов наблюдается низкая потребность в физической активности и занятиях спортом, а тем более в физическом самосовершенствовании. Физическая активность не является пов-

седневной привычкой курсантов, не хватает соответствующих знаний и умений в проведении самостоятельных занятий, в организации учебной деятельности, отдыха и правильного питания. Курсанты первых курсов слабо физически подготовлены, не способны продолжительное время выдерживать физическую нагрузку, поэтому быстро утомляются, не умеют проявлять свои волевые, морально-психологические качества и заниматься самостоятельно. Они не умеют работать самостоятельно, поэтому преподаватель должен направлять занимающихся и побуждать их к действию, к самостоятельной работе. Курсанты должны понимать, что условия, повышающие эффективность организации самостоятельной деятельности, - это систематическое выполнение физических упражнений, освоение техники выполнения боевых приемов, стремление к ежедневному физическому самообучению, самопознанию и впоследствии к физическому самосовершенствованию, что поможет им в дальнейшей профессиональной деятельности. Роль преподавателя состоит в побуждении к выполнению деятельности курсантов, направлении их на процесс самообучения, самопознания и самосовершенствования [2].

В настоящее время деятельность преподавателей физической подготовки направлена на решение таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности курсанта, закрепление потребности в регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта. Физическое развитие курсантов необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности, поэтому нужно развивать у них стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию [7].

Для реализации качественной подготовки специалистов для ОВД необходимо решить следующие задачи в вузе:

- формирование познавательного интереса курсантов к занятиям физической подготовкой и спортом;

- развитие у курсантов физических умений и навыков;

- воспитание личности, способной к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию, самоконтролю и физическому самосовершенствованию, что напрямую связано с выработкой привычки (потребности) в ежедневных занятиях физическими упражнениями.

Занятия по физической подготовке у

курсантов проводятся на протяжении всего периода обучения и осуществляются в следующих формах:

- физические упражнения в режиме дня (утренняя физическая зарядка);

- учебные занятия (лекции, семинары, факультативные и практические);

- учебно-тренировочные занятия в группах спортивного совершенствования;

- самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом во внеучебное время;

- массовые физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.

Активное участие в практических занятиях, спортивной деятельности напрямую взаимосвязано с интересами и мотивами. Мотив

- это побуждение к действию. Побуждение к действию, определяемое мотивом, называется мотивацией. Без мотивации человек не будет учиться, заниматься физическими упражнениями и спортом. Мотивация - это побуждение к учебе, которая способствует активизации деятельности. Она призвана довести до сознания курсантов значимость, нужность, ценность занятий физическими упражнениями и техническими элементами, вызвать познавательный интерес к ним [3].

Деятельность по формированию потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов вузов МВД России необходимо строить с учетом того, что:

- потребность формируется и развивается вследствие целенаправленных воздействий;

- важным условием повышения эффективности педагогического процесса является наличие устойчивой мотивации в физическом самосовершенствовании у курсантов;

- в педагогическом процессе курсант выступает одновременно как объект воздействия, так и активный субъект данного

процесса.

Процесс формирования потребности в физическом самосовершенствовании предусматривает следующие положения:

- изучение профессиональной направленности, интересов, потребностей и индивидуальных особенностей курсантов;

- разработку и проведение моральнопсихологической подготовки организуемой деятельности с учётом практической направленности, потребностей и уровня физического и интеллектуального развития курсантов;

- обучение курсантов методам, приёмам и способам физического самосовершенствования;

- оказание помощи курсантам в выработке и совершенствовании волевых качеств личности.

Проведенный анализ процесса формирования потребности в физическом самосовершенствовании позволил сделать следующий вывод о том, что физическая подготовка занимает важное место в жизни курсантов вузов МВД России, являясь составной частью их обучения и воспитания. Она направлена на эффективное осваивание учебного плана, успешное овладение профессией, которая выступает основой жизнедеятельности личности и значимым направлением в формировании у курсантов потребности в физическом самосовершенствовании. Физическая подготовка взаимосвязана с другими дисциплинами, психологией, педагогикой, что позволяет рассмотреть вопрос формирования потребности в физическом самосовершенствовании с различных сторон, вооружить курсантов достаточными знаниями в этой области, нацелить курсантов на дальнейшее самообучение, самовоспитание и познание процессов обучения и воспитания.

Литература —

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3 «О полиции» от 7 февраля 2011 года.

2. Иваницкий А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России: дис. ... д-ра пед наук. СПб., 2000.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.

4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987.

5. Реан А.А, Бордовская Н.В. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. 432с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2010.

7. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: дис. ... д-ра пед. наук. - Воронеж, 1998. 360 c.

8. Торопов В.А., Апальков А.В., Горбатенко А.В. Влияние физической подготовки на физическое состояние сотрудников // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. № 2. С 33-36.

References

1. Federal Act from 07.02.2011 № 3“About police”

2. Ivanitsky A.T. Organizational and pedagogical system of professional development and self-development of cadets

Проблемы непрерывной профессиональной

подготовки сотрудников ОВД

(listeners) of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs in Russia: Dissertation of the Doctor of pedagogical sciences. SPb., 2000.

3. Ilyin E.P. Motivation and motives. - SPb.: Peter, 2000.

4. Ilyin E.P. Psychology of physical training. - M, Education, 1987.

5. Rean AA, Bordovskaya, N.V. Psychology and pedagogics. - SPb.: Peter, 2000. - 432 p.

6. Rubinshten S.L. Basis of general psychology. M, 2010

7. Lotonenko A.V. Pedagogical system of forming of requirements for physical training at students’ youth: Dissertation of the Doctor of pedagogical sciences. - Voronezh, 1998. - 360 p.

8. Toropov V.A, Apalkov A.V., Gorbatenko A.V. Influence of physical training on a physical condition of officers // The Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013 № 2. - P. 33-36.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

SOME ASPECTS OF THE METHOD OF FORMING THE MORAL AND PERSONAL QUALITIES OF THE INDIVIDUAL STUDENT IN THE SPORTS ACTIvITY

УДК 372.879.6

Аннотация: современные условия, в которых сотрудники ОВД выполняют оперативнослужебные и служебно-боевые задачи, требуют от них соблюдения морального облика и культуры поведения (профессионального этикета). Формирование нравственной культуры личности средствами физической подготовки способствует всестороннему целостному развитию личности сотрудника ОВД. В статье автор предлагает рассмотреть некоторые аспекты методики формирования нравственно-личностных качеств курсанта в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: физическая подготовка, нравственная культура, нравственно-личностные качества курсанта, методика обучения.

Abstract: Modern conditions in which police officers carry out operational-service and service-combat tasks require them to comply with moralnogog appearance and behavior culture (professional etiquette). Formation of moral culture of a person by means of physical training of the all-round holistic development of an individual employee of the Interior. The author proposes to consider some aspects of the method of forming the moral and personal qualities of the student in the process of fizkulturno and sports activities.

Keywords: physical fitness, moral culture, moral and personal qualities of the student, teaching methodology.

А.Л. СЛАВКО,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.