Научная статья на тему 'Процесс формирования социальных компетентностей воспитанников сельских детских домов'

Процесс формирования социальных компетентностей воспитанников сельских детских домов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1076
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ КОЛЛЕКТИВ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ДЕТСКИЕ ДОМА СЕЛЬСКОЙ МЕСТ НОСТИ / DIFFERENT-AGE COLLECTIVE GROUP / SOCIAL COMPETENCE / RURAL ORPHANAGES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Старкова Д. В.

Рассмотреные поставленные вопросы, связанные с процессом социализации детей, оставшихся без попечения, в условиях сельских детских домов; описана технология формирования социальных компетентностей данной группы воспитанников в условиях разновозрастных коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Старкова Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF DEVELOPING COMPETENCE IN RURAL ORPHANAGES

The article brings up the issues of the process of socializing in relation to children deprived of parental care in the context of rural orphanages; it describes the technique of developing social competence in different-age collective groups of children.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования социальных компетентностей воспитанников сельских детских домов»

УДК 37.025

Д. В. Старкова

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СЕЛЬСКИХ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Рассмотреные поставленные вопросы, связанные с процессом социализации детей, оставшихся без попечения, в условиях сельских детских домов; описана технология формирования социальных компетентностей данной группы воспитанников в условиях разновозрастных коллективов.

Ключевые слова: разновозрастной коллектив, социальные компетентности, детские дома сельской местности.

В современном мире во многом по-новому решаются социально-экономические и политические проблемы, что максимально актуализирует роль и значение человека, человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества. Человеческий фактор, усиление его действенности выступают как главная тенденция социального прогресса. Поэтому задачи изучения особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его личности стали центром анализа многих отраслей - философии, социологии, психологии, педагогики и др. Стержневой является проблема определения места человека, его позиции в системе общественных связей, т. е. речь идет о раскрытии процесса развития личности, закономерностей ее становления, условий и механизмов формирования.

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. В связи с этим развитие социальной компетентности у детей-сирот, воспитывающихся в специализированных учреждениях, является актуальной проблемой, так как в условиях нестабильного меняющегося общества большинство таких детей не приспособлены к самостоятельной жизни в постинтернатном периоде, что приводит к их социальной дезадаптации.

Взаимодействие ребенка и общества обозначается понятием «социализация». Впервые это понятие было описано в конце 40-х - начале 50-х годов XX столетия в работах американских психологов и социологов (Д. Доллэрд, Дж. Кольмон и др.).

Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой-либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые ре-

гулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. В процессе социализации формируется личность. Известно, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. Особое значение для педагогического понимания сущности социализации и личности ребенка имеет изучение факторов и механизмов социализации личности.

На социализацию человека влияют ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности. Первая группа - макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая - мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы; к ним относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых происходит социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные, частные и др.).

Проблема социальной компетентности рассматривалась многими философскими и педагогическими течениями новейшего времени. Э. Дюркгейм отмечал, что большую роль в личностном понимании смысла «Я-компетентен» играют особенности конкретной стадии, которую переживает человечество. В. Дильтей считает, что влияние цивилизации всегда опосредованно личностным познавательным успехом человека в познании духовных связей бытия с вечными законами, определяющими направленность самовыражения человека. Э. Шпрангер вообще считает, что компетентность - осуществление человеком поиска социального места.

Таким образом, на основе обобщения существующих подходов социальную компетентность можно определить как интегративное личностное образова-

ние, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Социальная компетентность позволяет в достаточно эффективной степени решать проблемы в социальной среде.

Социальная компетентность человека включает в себя:

- знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе, социальных структурах, различных социальных процессах, протекающих в обществе;

- знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;

- навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;

- знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и тому подобное) в различных сферах и областях социальной жизни - национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.;

- умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения);

- знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т. д.

Данный перечень составляющих, безусловно, является далеко не полным. Само понятие социальной компетентности будет и далее развиваться и обогащаться. Социальная компетентность, таким образом, становится важнейшей интегративной характеристикой человека, своеобразным интегральным социально-личностным и поведенческим феноменом.

В современных условиях нашей страны, когда гражданин должен хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства, проблема подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни становится одной из главных проблем социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако, как показывает практика, детские дома не в полной мере реализуют свои воспитательные возможности, в результате чего серьезной проблемой становится низкая социальная компетентность воспитанников детских домов. Социальная компетентность в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с точки зрения Е. В. Коблянского есть «...«понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать

свою деятельность в соответствии с этими ориентирами... Это качество человека - субъекта трудовой деятельности и члена данного социума, связанное с социальными нормами, которыми общество регулирует жизнь и взаимодействие своих членов. Эти социальные нормы можно рассматривать как вектор адаптационного процесса».

На наш взгляд, наиболее оптимальным является следующее содержание социальной компетентности воспитанников сельских детских домов: принимать решения относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований; забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность, представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом, правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права, анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение, представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования, отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других.

Процесс формирования социальной компетентности играет важную роль как в жизни отдельно взятой личности, так и общества в целом. Это длительный, активный процесс, продолжающийся от рождения человека до его смерти. Социальная компетентность позволяет людям реализовать свои потребности, возможности, способности, вступать во взаимодействие с другими членами общества, социальными микрогруппами, институтами, организациями и обществом в целом. С другой стороны, социализация, успешно осуществляемая на основе сформированной социальной компетентности, определяет стабильность самого общества, обеспечивая необходимую преемственность в его развитии. От успешного осуществления этого процесса зависит, насколько личность сможет реализовать свои способности и задатки, приобрести социальную зрелость, быть полезной обществу и создать для себя благоприятные условия жизнедеятельности. Недостаток внимания к данной проблеме в системе общественного воспитания проявляется в том, что процесс социализации приобретает стихийный характер и может привести к дезорганизации общественной жизни, распаду общества, утрате его культуры и целостности. Результатами «неудавшейся» социализации могут быть различные проявления девиантного (отклоняющегося) поведения, которые свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами воспитанников и ко -

торые прежде всего выражаются в попытке уйти от решения сложных проблем, жизненных невзгод, нежелании преодолеть существующие трудности, психологические комплексы. Поэтому и приобретает особую значимость проблема формирования социальной компетентности воспитанников детского дома в разновозрастном коллективе, так как она способна разрешить конфликтную ситуацию благодаря сфор-мированности у воспитанников социально значимых способностей, качеств и умений, которые, в свою очередь, способствуют присвоению ими социального опыта по мере психологического, интеллектуального, личностного развития, способствуют приобретению социально-нравственных ценностей, норм, правил поведения, формированию мировоззрения.

Формирование социальной компетентности человека разворачивается последовательно и происходит на протяжении всей его жизни. Для воспитанников детского дома он начинается в семье, затем продолжается и наращивается в детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школе, училище, на производстве. В начале через общение с родителями, воспитанниками детского дома, а затем через общение со сверстниками, учителями, преподавателями, через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек интегрируется в общество, становится участником общественной жизни. Бесконечное множество отношений и взаимодействий, в которые он вступает, не усваивается им пассивно и механически. Одни из них оказывают огромное влияние, формируют мотивы поведения, стимулируют деятельность, другие

оказываются нейтральными, третьи встречаются настороженно, вызывают внутреннее сопротивление, стремление к их преодолению.

Характер влияния, принятия или непринятия каких-то моментов во многом зависит от внутренней позиции личности, которая формируется под воздействием воспитательной среды, определяющей набор нравственных, эстетических, культурно-образовательных характеристик личности. Так происходит социальное становление личности, следовательно, формирование социальной компетентности человека.

Длящийся на протяжении всей жизни процесс развития социальной компетентности особенно активно реализуется в детские и юношеские годы, т. е. в период проживания в детском доме и обучения в школе. В данный период воспитания, наряду с другими общественными институтами, наиболее эффективно выполняет свою социализирующую функцию, приобщая воспитанников к жизни в обществе путем передачи ему системы ценностей, знаний, навыков. В условиях изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом воспитательный процесс в детском доме выполняет стабилизирующую функцию и влияет на адаптацию детей в новых жизненных условиях, социальную активность, формирует готовность к самоопределению.

Успешность социализации связана не только с наличием у человека данных качеств, но в первую очередь с реальными действиями, в которых эти качества находят воплощение.

Список литературы

1. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения: Мат-лы обл. науч.-практ. конф. / Под науч. ред. Н. Э. Касаткиной. Кемерово: ОблИУУ, 1995. 54 с.

2. Дементьева И. Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Современные проблемы и перспективы в условиях рынка // Социальные проблемы сиротства. М., 1992.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 20 с.

4. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учеб. пособие. Ярославль, 1997. 196 с.

5. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. 264 с.

6. Сидорова Л. К. Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: АПК и ПРО, 2003. 23 с.

Старкова Д. В., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: opp_ipp@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 12.08.2010.

D. V Starkova

THE PROCESS OF DEVELOPING COMPETENCE IN RURAL ORPHANAGES

The article brings up the issues of the process of socializing in relation to children deprived of parental care in the context of rural orphanages; it describes the technique of developing social competence in different-age collective groups of children.

Key words: different-age collective group, social competence, rural orphanages.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

E-mail: opp_ipp@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.