Научная статья на тему 'Процесс формирования системы женского образования в России в XIX веке как объект исторического исследования'

Процесс формирования системы женского образования в России в XIX веке как объект исторического исследования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3287
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / женское образование в россии / женская система образования / женские учебные заведения / императрица мария федоровна / xix век

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриева Н. А.

Автор статьи рассматривает женское образование как отдельную систему в отечественной образовательной структуре XIX в. Процесс формирования женской системы образования в России, по мнению автора, длился на протяжении 1800-1880-х гг. В это время проходит выделение женского образования в отдельную систему и формируются ее специфические черты. Система женских учебных заведений была неоднородной и многоуровневой, в связи с чем женские учебные заведения основывались и подчинялись различным ведомствам: МНП, Духовному ведомству, ведомству императрицы Марии Федоровны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article examines women"s education as a separate system in the Russian educational structure of the 19th century. From the author"s point of view, the process of establishing the women"s educational system in Russia continued from the 1800s till the 1880s. In this period women"s education became a separate system and got its own specific characteristics. The system of women"s educational institutions was dissimilar and multilevel because these educational institutions were found and administrated by different departments: the Ministry of Popular Education, the Religious Department and the Department of Empress Maria Fyodorovna.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования системы женского образования в России в XIX веке как объект исторического исследования»

Н. А. Дмитриева

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой истории России Смоленского государственного университета.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор О. В. Козлов

Автор статьи рассматривает женское образование как отдельную систему в отечественной образовательной структуре XIX в. Процесс формирования женской системы образования в России, по мнению автора, длился на протяжении 1800-1880-х гг. В это время проходит выделение женского образования в отдельную систему и формируются ее специфические черты. Система женских учебных заведений была неоднородной и многоуровневой, в связи с чем женские учебные заведения основывались и подчинялись различным ведомствам: МНП, Духовному ведомству, ведомству императрицы Марин Федоровны.

The author of the article examines women's education as a separate system in the Russian educational structure of the 19”1 century. From the author's point of view, the process of establishing the women's educational system in Russia continued from the 1800s till the 1880s. In this period women's education became a separate system and got its own specific characteristics. The system of women's educational institutions was dissimilar and multilevel because these educational institutions were found and administrated by different departments: the Ministry of Popular Education, the Religious Department and the Department of Empress Maria Fyodorovna.

Начало формирования системы женского образования было положено во второй половине XVIII в. с появлением сословных женских учебных заведений. Такими заведениями стали институты благородных девиц, в которых могли обучаться исключительно особы дворянского происхождения. После смерти Екатерины II их заведование возглавила императрица Мария Федоровна. По ее инициативе в первой четверти XIX в. в столичных городах были учреждены закрытые сословные учреждения для девиц (Сиротский институт, институты для благородных девиц, Александровские училища, Мариинские институты). В начале XIX в. императрица выступила с инициативой открытия подобных заведений в других городах империи (Киеве, Казани, Новгороде). В литературе существуют различные оценки деятельности императрицы в сфере жен-

ского просвещения. Е. О. Лихачева в своих работах, опубликованных в конце XIX -начале XX в., высоко оценивала меры императрицы, направленные на развитие жен-1

ского просвещения . Современные историки и педагоги критически подходят к оценке этих реформ. Р. Ф. Усачева, С. В. За-

озерская называют преобразования Марии

2

Федоровны «контрреформой» . Однако заметим, что на протяжении первой половины XIX в. царское правительство в лице Министерства народного просвещения (МНП), не проводило существенных преобразований в сфере женского просвещения. В стране существовало ничтожное количество государственных женских школ (находящихся в подчинении МНП). В связи с этим деятельность императрицы по развитию женского образования представляется достаточно прогрессивной и плодотворной.

В 1804 г. был утвержден устав учебных заведений, подведомственных университетам (МНП). Согласно уставу, представительницам женского пола был разрешен доступ лишь в низшую ступень системы народного образования - приходские учи-

3 г,

лища . Ограничивая развитие государственного женского образования, устав разрешал открывать частные учебные заведения для лиц как мужского, так и женского пола (в уставе запрещалось совместное обучение лиц женского и мужского пола) . Итак, с начала XIX в. оформились две самостоятельные ветви женского образования - закрытые, подчиненные ведомству императрицы, и открытые женские учебные заведения (приходские школы МНП, частные пансионы и школы).

Непостоянство образовательной политики царского правительства выразилось в дальнейшем ограничении деятельности частных учебных заведений. Учебный устав 1828 г. вводил новые требования к открытию частных пансионов и школ: разрешение на основание училище выдавалось не местными органами власти, а министром народного просвещения, учредитель предварительно должен был предъявить ряд документов, свидетельствующих о «благонадежности» . В 1835 г. было принято особое положение, регламентирующее деятельность частных учебных заведений. По положению все частные пансионы и школы по курсу обучения должны были приблизиться к соответстветствующим им казенным заведениям. За частными школами, пансионами устанавливался строгий контроль. С этой целью в губерниях и уездах были назначены особые инспектора, главная обязанность которых заключалась в наблюдении, «чтобы воспитание в пансионах утверждено было

на основных началах русской жизни: пра-

6

вославия, самодержавия и народности» . Положение о частных учебных заведениях 1835 г. просуществовало без изменений

7

вплоть до 1857 г.

После смерти императрицы Марии Федоровны в 1828 г. заведование всеми учреждениями ее ведомства было возложено на образованное IV отделение Собственной

Его Императорского Величества канцеля-

8

рии . В 1844 г. особый комитет под предводительством принца П. Г. Ольденбургского занялся унификацией программ и уставов женских училищ ведомства императри-

9

цы . Комитетом был разработан проект разделения всех женских учебных заведений на четыре разряда, каждый разряд соответствовал званию и происхождению воспитанниц. Данная программа окончательно была утверждена в 1852 г., получив название «Наставления для образования воспи-10

танниц» .

В 1840-е - начале 1850-х гг. сословная система женского образования дополнилась еще одной специфической сословной структурой - учебными заведениями, предназначенными для дочерей духовенства. Впервые в России эти заведения появились в 1840-е гг. по инициативе провинциальных священнослужителей". Возникшие женские учебные заведения подчинялись местным епархиальным властям. В 1843 г. был утвержден устав училищ для девиц духовного звания.

В середине 1850-х гг. одним из актуальных вопросов являлся вопрос о реформировании системы открытых женских учебных заведений. Под воздействием бурного общественного движения в пользу развития женского образования со второй половины 1850-х гг. началась практическая реализация модели женской школы. 30 мая 1858 г. вышло «Положение о женских училищах

ведомства МНП» (10 мая 1860 г. было ре-

412 ^ й

дактировано) . Это событие явилось отправной точкой к широкому распространению среднего женского образования в России. По уставу предполагалось открывать в губернских и уездных городах женские училища первого и второго разряда - шести- и трехгодичные, где могли бы обучаться девушки всех сословий. Основная часть

средств на содержание училищ возлагалась на общественные и благотворительные организации, а также частных лиц . Учебные программы включали широкий круг 14

предметов , в связи с чем женские училища МНП явились промежуточным звеном между начальной и средней ступенью в образовании. Это свидетельствовало о начале формирования преемственности в системе женского образования.

С начала 1860-х гг. заметные изменения наблюдались в положении начального женского образования. В 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Согласно положению к начальным народным училищам относились: училища ведомства МНП (приходские училища в городах и селах, народные училища частных лиц), ведомства Министерства государственных имуществ и внутренних дел (впоследствии перешли под управление земств), духовного ведомства, воскресные

школы, учреждаемые правительством и 15 тт

частными лицами . Доступ во все перечисленные учебные заведения был открыт для

16

представительниц женского пола .

Важной вехой в развитии среднего женского образования явилось «Положение о

женских гимназиях и прогимназиях МНП»,

17

введенное 24 мая 1870 г. Женские училища первого и второго разрядов получали статус гимназий и прогимназий соответственно. Впервые в истории женского образования государство стало проводить целевое финансирование гимназий и про-

-18 чг

гимназий . Женские гимназии включали семь классов; руководству гимназии разрешалось учреждать восьмой педагогический

19 тт

класс . По окончании курса гимназии и прогимназии (без спецкурса по педагогике и медали) ученицы получали звание «первоначальных учительниц и учительниц народных училищ».

Существенные преобразования коснулись и духовных женских училищ. 20 сентября 1868 г. был утвержден устав епархи-

2° г,

альных женских училищ . Отныне женские духовные училища стали называться епархиальными, курс обучения был увеличен до 6 лет. Кроме этого, устав предоставил воспитанницам, окончившим курс обучения, получать звание домашних наставниц и учительниц. С развитием епархиальных училищ к двум ведомствам, занимавшимся женским образованием в России, присоединились Святейший синод и местные органы епархиального управления.

К 1880-м гг. в России в общих чертах сложилась система женских образовательных учреждений. Она просуществовала без значительных изменений вплоть до 1917 г. Система женского образования не была однородной. Женские учебные заведения подчинялись различным государственным ведомствам: ведомству императрицы Марии Федоровны (впоследствии IV отделению), МНП, Духовному ведомству, МГИ, отдельную группу представляли частные учебные заведения и земские школы (их деятельность координировало МНП).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России (1796-1828). СПб.,

1893. С. 184-185

2

Усачева Р. Ф. Женское образование в системе николаевских школьных контрреформ 2-й четверти 19 века // Образование в современной школе. 2001. № 11. С. 64; Заозерская С. В. Развитие женского образования на Архангельском Севере во второй половине XIX - начале XX века: Дис. на соис. учен, степени канд. пед. наук. Архангельск. 2004. С. 20

'Материалы для истории образования в России в царствование Александра I // Журнал Мини-

стерства народного просвещения. 1865. № 10. С. 123-176; Константинов Н. А. Очерки по истории

начального образования в России. М., 1953. С. 87.

0 положении наших частных учебных заведений. СПб., 1867. С. 6-7.

'Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. М., 1973. Т. 1. С. 255.

6Лихачева Е. О Указ. соч. С. 205.

7

О положении наших частных учебных заведений. СПб., 1867. С. 18

Обозрение учреждений императрицы Марии в 25-летие, с 1828 по 1853 годы. СПб., 1854. С. 22-23.

АГАРФ. Ф. 1020. Оп. 1. Д. 43; Положение Комитета для рассмотрения уставов женских учебных заведений и программ. СПб., 1845.

Селезнев И. Пятидесятилетие IV отделения Собственной его императорского Величества канцелярии (1828-1878). СПб., 1878. С. 39; Ольденбургский П. Г. Наставления для образования воспитанниц женских учебных заведений. СПб., 1852.

Кузнецов А. Епархиальные женские училища. СПб. 1909. С. 2-3.

Полное собрание законодательства Российской империи. Собрание 2-е. Т. XXXIII. Отделение 1-е. № 33221. Положение о женских училищах ведомства МНП. СПб., 1858. С. 689-691; Женские гимназии и прогимназии МНП. 1858-1905 гг. СПб., 1905. С. 43.

|3

ГАСО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 59. 1870. Л. 2; цит. по: Леонтьева Т. М. Развитие региональной системы образования Смоленской губернии в 19 веке: Дис. на соис. учен, степени канд. пед. наук. Смоленск, 2002. С. 136.

ыГАСО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 59. 1870. Л. 2.

'-ТАСО. Ф. 1. Оп. 4. Д. 71. 1867. Л. 1-2; Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1864г. СПб., 1865. С. 122-145.

16ГАСО. Ф. 1.Оп. 4.Д. 71. 1867. Л. 2.

17

Полное собрание законодательства Российской империи. Собрание 2-е. Т. XXXXV. Отдел. 1-е. № 48406. Устав о женских гимназиях и прогимназиях. СПб., 1874. С. 701-710.

Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения за 1870-1903 гг. / Сост. Д. Кузьменко. Смоленск, 1904. С. 3.

"Т ам же. С. 4.

20

Полное собрание законодательства Российской империи. Собрание 2-е. Т. ХХХХШ. № 46271. Устав Епархиальных женских училищ. СПб., 1873. С. 254-261; Кузнецов А. Указ. соч. С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.