Научная статья на тему 'Процесс формирования системы образования постиндустриального общества'

Процесс формирования системы образования постиндустриального общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / КРИЗИС КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ / ТЕНДЕНЦИИ СДВИГА ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПАРК-ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ 2.0 / CRISIS OF COMENSKY'S SCHOOL / EDUCATION 2.0 / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / TENDENCIES OF DISPLACEMENT OF THE EDUCATION MODEL / PARK-SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипченко С. Н.

Автор затрагивает проблему грядущих кардинальных изменений системы образования постиндустриального общества. Несмотря на неоднозначное отношение со стороны многих педагогов, ученых, государственных деятелей к новой развивающейся парадигме образования, она уверенно прокладывает свой путь, ставя под сомнение эффективность школы Коменского для подготовки творчески мыслящих специалистов эпохи постиндустриального развития цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF FORMATION OF POSTINDUSTRIAL SOCIETY SYSTEM OF EDUCATION

The author touches upon the problem of coming revolutionary changes in postindustrial society system of education. Though many teachers, scientists, statesmen have various opinions concerning a new developing model of education it is proving its right to exist and challenging the effectiveness of Comenskys school in order to prepare creative specialists of the postindustrial epoch.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования системы образования постиндустриального общества»



ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

С.Н. СКРИПЧЕНКО

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского E-mail: sveta.95@gmail.com Тел. 8 909 240 28 40

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Автор затрагивает проблему грядущих кардинальных изменений системы образования постиндустриального общества. Несмотря на неоднозначное отношение со стороны многих педагогов, ученых, государственных деятелей к новой развивающейся парадигме образования, она уверенно прокладывает свой путь, ставя под сомнение эффективность школы Коменского для подготовки творчески мыслящих специалистов эпохи постиндустриального развития цивилизации.

Ключевые слова: постиндустриальное общество, кризис классно-урочной системы, тенденции сдвига парадигмы образования, парк-школа, образование 2.0.

Вступление человеческой цивилизации в эпоху постиндустриального развития несет кардинальные изменения основных государственных институтов общества, одним из которых является система образования. Как известно, постиндустриальное общество характеризуется превалированием знания над капиталом, где доминирующим производственным ресурсом является информация, а наиболее ценными качествами работника - уровень образования, обучаемость, креативность, способность к непрерывному самосовершенствованию и повышению квалификации в течение всей жизни.

В настоящее время в российской педагогике существует целая плеяда педагогов-новаторов, которые выступают за кардинальный пересмотр системы образования, рассматривая ее как часть общемирового образовательного процесса. А. Гольдин, А. Адамский, А. Витковский и др. со страниц своих статей и в своих выступлениях открыто заявляют о несостоятельности классно-урочной системы образования на современном этапе развития человечества. Приведем цитату из статьи А. Адамского: «В кризисе даже не школа Коменского, а все то, что мы унаследовали еще от иезуитов, которые основали университеты на несколько веков раньше школы Коменского. Но в школе заканчивается эпоха в образовании длиной в пятьсот лет... Посмотрите, что происходит с учебниками. Какое количество молодых людей обратится к ним за справкой, а какое в Интернет?... Мы имеем процесс продвижения неформальных институтов в образовании. Это идет с середины 20 века, образование становится открытым, открытые формы успешно конкурируют с закрытыми» (1).

Такие заявления А. Адамского вызывают неоднозначный резонанс в российском общества.

© С.Н. Скрипченко

Бесспорно, переход к принципиально обновленной системе образования в постиндустриальном мире сопряжен со всевозможными трудностями. Пожалуй, одна из главных состоит в том, что многие учителя, родители, государственные деятели сознательно или интуитивно этому противятся и стремятся сохранить мир таким, каким они его привыкли видеть. Существует модель, которая успешно работает уже больше пятисот лет, со времен Яна Амоса Коменского. Эта та модель образования, с которой знаком каждый из нас по школьной парте и вузовской скамье. Мало какая социальная модель может похвастаться несколькими столетиями успешной работы! Неудивительно, что все более настойчивый стук в дверь новых образовательных технологий вызывает психологическое неудобство и даже неприятие у многих наших коллег.

Но у педагогов-исследователей возникают следующие вопросы: является ли педагогическая наука, основанная на классно-урочной системе, непререкаемым авторитетом в процессе массового образования членов современного общества (так как, безусловно, она допускает альтернативные системы образования в качестве немногочисленных авторских школ и экспериментальных площадок)? Будет ли подвержена мировая педагогическая наука таким же кардинальным изменениям, как и общество, вступившее в постиндустриальную эпоху, несущую с собой кризис существующей капиталистической общественно-экономической формации? готово ли подрастающее поколение к смене образовательной парадигмы?

Признавая неоценимый вклад, внесенный в педагогику Я. А. Коменским, педагог-исследователь не может не признавать того факта, что сама эта наука находится в процессе постоянного изменения

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

вместе с постоянными социально-экономическими, научно-техническими и культурными изменениями общества. Да и является ли идея несостоятельности классно-урочной системы такой уже новой? Педагогические взгляды А. Гольдина, А. Адамского и др. основываются на образовательной системе, разработанной российским ученым и педагогом М. Балабаном и известной как «Школа-парк». Подавляющее большинство открытых образовательных систем (какой является и школа-парк) восходят к знаменитой работе Л. Толстого «Воспитание и образование» (1862), педагогическим взглядам русских теоретиков свободного воспитания П. Лесгафта, К. Вентцеля, а также западных мыслителей Ж.-Ж. Руссо, С. Френе, Э. Фромму и гештальт-теории познания. Безусловно, сильное влияние на М. Балабана оказали идеи Д . Дьюи (1859-1952) и особенно И. Иллича (1926-2002), с которым М. Балабан был знаком лично. Из существующих в мире аналогов парк-школы следует в первую очередь назвать Саммерхилл-скул (Шотландия) и сеть школ Садберри Велли (США).

М. Балабан был убежден, что пока существует школа, а в ней - звонки, уроки, расписание, домашние задания, контрольные работы и экзамены - дети учиться не будут. Он настаивал на полной свободе детей, на их праве исследовать что-нибудь самостоятельно - только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать. Все остальное - бессмысленное насилие над ребенком. Он рассматривал звонок на урок как частный случай тоталитаризма. Да, именно так: классно-урочная система образования - со всеми атрибутами ее террора над свободой личности, во-первых, в принципе враждебна ребенку и некрофильна. А во-вторых, она безнадежно устарела.

М. Балабан разработал парк-школу как совокупность разновозрастных студий; каждая студия соответствует определенному предмету или виду деятельности - могут быть студии математики, словесности, театра, технологии и т. п. В парк-школе в принципе нет таких понятий, как учебный план в традиционном понимании или расписание уроков: образовательный процесс основан на ежедневном свободном выборе каждым учеником одной или нескольких открытых студий. При этом занятия в студиях основываются не на обязательном изучении учебного материала программы в определенной последовательности, а на творческом освоении предмета на основе прежде всего собственной познавательной активности ребенка. В парк-школе не существует таких понятий, как расписание занятий. Вместо проведения уроков по расписанию в парк-школе ежедневно одновременно работают не-

С

сколько открытых студий, или несколько учителей. Таким образом, вполне допустимы выражения «студия Иванова» или «студия Сидорова» по фамилиям ведущих их учителей; каждая студия соответствует одному из школьных предметов (с развитием парк-школы могут появляться и «непредметные», или «надпредметные» студии, например, театральная). Всего в парк-школе может быть около 20 студий.

Итак, готов ли современный учащийся к системе образования без классов и уроков? Экспериментальная апробация парк-школы проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на базе московской «Школы самоопределения» (1995-2007; А. Тубельский, О. Леонтьева, Т. Шагова) и на базе екатеринбургских школ № 95 и 19 (1993-2003; А. Гольдин). В настоящее время проект «школа-парк» реализуется в Киеве под руководством Я. Коваленко. С 1998 по 2002 годы проводился углубленный мониторинг федеральной экспериментальной площадки в Екатеринбурге экспертами сети федеральных экспериментальных площадок «Эврика». Интерес представляет также комплексная гигиеническая оценка, проведенная Уральской государственной медицинской академией и Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Екатеринбурге. Ход и результаты эксперимента обобщены в публикациях в педагогической печати. По итогам анализа этих результатов приказом Минобразования России от 04.03.2002 № 691 (пункт 36 приложения 5) федеральная экспериментальная площадка «Школа-парк» была включена в Федеральную программу развития образования по направлению «Авторские экспериментальные школы». Обобщенно результаты апробации образовательной системы «Школа-парк» в Екатеринбурге в 1993-2003 годах сводятся к следующему.

1. Учащиеся и выпускники школы-парка по сравнению с контрольной группой показывают несколько более высокие показатели по таким параметрам, как интеллектуальная лабильность и креативность, и существенно более высокие уровни познавательной активности и организации самостоятельной учебной деятельности.

2. Стандартные процедуры итоговой аттестации выпускники парк-школы проходят с немного более высокими результатами, чем выпускники контрольной группы, однако различия не столь существенны, что дает основания утверждать лишь, что стандартные орудийные знания парк-школа формирует не хуже традиционной классно-урочной.

3. У учащихся парк-школы существенно лучше, чем у учащихся контрольной группы, обстоит дело с физиолого-гигиеническими показателями: отмеча-

^^^ПЕДАГОГИКАИПСИХОЛОГИЯ

ется тенденция к улучшению самочувствия к концу учебного года, улучшаются показатели неспецифической резистентности организма, положительна динамика работоспособности. Следует добавить, что московская экспериментальная площадка также показала положительные результаты (6).

С одной стороны, можно сказать, что выводы по одному или нескольким результатам исследования делать некорректно, но, с другой стороны, педагогам и всем интересующимся состоянием современной системы образования есть над чем задуматься. Более того, невозможно обходить молчанием возникающую принципиально новую систему образования, известную как «Образование 2.0» и являющуюся предметом интересных дискуссий на страницах газет и в Интернете. Мы бы хотели обратиться к публикации С. Харгадона, который выделяет десять базовых тенденций в образовании 2.0, ведущих к смене всей образовательной модели.

Тенденция 1: произошла новая издательская революция, связанная с созданием двунаправленного контента, т.е. содержания, которое создается его читателем.

Тенденция 2: приливная волна информации, которая отчасти создается посредством сотрудничества пользователей и создателей контента.

Тенденция 3: массовость. Практически каждый пользователь сети становится актором (действующим лицом) коммуникативных процессов, протекающих в ней.

Тенденция 4: Все большее количество компаний вовлекают своих потребителей в процесс создания того продукта, который они сами ему продают. Вследствие этого постепенно начинает меняться природа знаний - важно не только, как они накоплены, но и как они произведены.

Тенденция 5: возраст пользователей веб 2.0. Эра власти доверия заменяется эрой прозрачности и совместного ученичества. Таким образом, эксперт уступает место соавтору.

Тенденция 6: эту тенденцию С. Харгадон определяет как инновационный взрыв. По мнению ученого, так как инновация является результатом применения знаний из одной области в другую, то роль консультантов становится стратегической в этом процессе. Сочетание двух вещей - возможность работать в специфических и постоянно увеличивающихся в числе областях знаний, создавая команды из людей, разбросанных по всему миру, в сочетании с разнообразием соавторов контента, - все это вместе ведет к беспрецедентному росту объема инноваций.

Тенденция 7: отсутствие привязки ко времени и месту. Любой человек из любого уголка Земли мо-

жет учиться, став виртуальным студентом любого из различных учебных заведений, которые предлагают получить образовательные услуги (включая даже ученую степень) многих известных университетов мира или получить доступ к их образовательным ресурсам.

Тенденция 8: социальное обучение становится ключевым в образовательном процессе. Обучение в группах с использованием электронных средств по большей части приносит такой же результат, как и физическое обучение в группах. Вывод получается несколько ошеломляющим: электронное совместное обучение приводит к таким же результатам, как и традиционное очное обучение! И этот вывод может кардинально изменить подход к получению знания: оно больше рассматривается как некоторая субстанция, передающаяся от учителя к ученику, таким образом усиливая социальность всего образовательного процесса.

Тенденция 9: она вытекает непосредственно из предшествующей. Благодаря Интернету стало возможным начало эры специализированного производства: в онлайн студент может наблюдать, как работают кардиохирурги, выполняющие уникальную операцию на сердце, и может найти преподавателя практически по любой области знаний и поработать с ним с использованием видеоконференции или виртуального рабочего стола.

Тенденция 10: усиление социализации сети и совмещение всех сервисов веб 2.0 на одной платформе в Интернете.(8)

С. Харгадон полагает, что все эти тенденции привели к сдвигам в образовательном процессе, и как результат - инициировали изменение всей парадигмы образования. Эти сдвиги прошли следующим образом: от потребления - к производству; от авторитарности - к сотрудничеству; от эксперта - к консультанту и помощнику; от лекции - к беседе и обсуждению; от доступа к информации - к доступу к людям; от обучения о чем-то - к обучению как делать; от презентации - к участию; от публикации - к разговору; от формального школярства - к обучению через реальную жизнь. К этим парадигмальным сдвигам, на наш взгляд, следует добавить понятие «многоголосия», или сдвига «от монолога- к диалогу». Благодаря этим сдвигам наметился отход от преподавательско-центрической модели обучения к ученическо-центрической, когда обучаемый из пассивного участника образовательного процесса становится его активным игроком (актором).

Появление образования 2.0 только подтверди-лосуть всех инновационных подходов к системе образования, приемлемой в постиндустриальной

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

эре развития человечества: субъективность всякого знания (в противовес теории «объективного знания» Платона и пансофизму Яна Коменского, лежащим в основе классно-урочной системы). Знание понимается в первую очередь как надстройка над личным опытом, продукт психической деятельности по осмыслению и структуризации этого опыта. Школа (в широком смысле) - это не учреждение, где организуется трансляция «системы знаний» обучающимся (пусть и в сколь угодно передовых, развивающих технологиях). Школа - это в первую очередь специально организованное пространство (платформа, если говорить языком О'Рейли, автором термина «Образование2.0») для обмена частным знанием участников образовательного процесса. Безусловно, в этом обмене участвует и частное зна-

С

ние других людей (удаленных в пространстве или во времени), закрепленное в артефактах культуры, в том числе и в специальной учебной литературе.

Наука и бизнес заставляют наш мир меняться, и едва ли этому удастся помешать. Перемены коснутся и нашей страны, хотя она стоит несравнимо дальше по своему развитию, чем страны Запада и Япония. Но у России есть шанс сократить отставание, поскольку главным ресурсом в обществе нового типа являемся мы сами с нашей врожденной способностью создавать. На данный момент с уверенность утверждать можно одно: система образования будет играть в будущем решающую роль, и тот, кто это вовремя поймет, будет занимать лидирующее место в новой системе богатства, основанном на знании.

Библиографический список

1. Адамский А. Заканчивается эпоха в образовании длиной в пятьсот лет. 2011. Интернет-публикация. Режим доступа: www.newslab.ru/article/358187.

2. БалабанМ. Школа-парк: как построить школу без классов и уроков. М.: Первое сентября, 2001.

3. Витковский А. Образование. Версия 2.0. 2009. Интернет-публикация. Режим доступа: ps.1september.ru/ view_article.php.

4. Гольдин А. Образование 2.0: взгляд педагога. 2009. Интернет-публикация. Режим доступа: www. computerra.ru/readitorial/393364

5. Горошко Е. Образование 2.0 - это будущее отечественного образования. 2010. Интернет-публикация. Режим доступа: ifets.ieee.org/rissian/depository/v12_i2/pdf/12pdf

6. Образовательный проект в Екатеринбурге. Электронный ресурс: сайт. Режим доступа: ps.psag.ru

7. О 'Рейли Т. Что такое Веб 2.0 Электронный ресурс // Компьютерра Online: электрон. журн. - URL: http:// www.computerra.ru/think/234100 (дата обращения: 10.01.2012).

8. Харгадон С. Web 2.0 - это будущее образования (2008) Интернет-публикация. Режим доступа: http://www. websoft.ru/db/wb/2FF50B0C29518A 87C32574DD00390BC/doc.htm

9. A.S.Neill's Summerhill School: (сайт) - URL: http://www.summerhillschool.co.uk (дата обращения: 05.01.2012).

10. Illich I. Deschooling Society (Электронный ресурс). - URL: http://www.ecotopia.com/webpress/deschooling. htm (дата обращения: 05.01.2012).

S.N. SKRIPCHENKO

THE PROCESS OF FORMATION OF POSTINDUSTRIAL SOCIETY SYSTEM OF EDUCATION

The author touches upon the problem of coming revolutionary changes in postindustrial society system of education. Though many teachers, scientists, statesmen have various opinions concerning a new developing model of education it is proving its right to exist and challenging the effectiveness of Comensky's school in order to prepare creative specialists of the postindustrial epoch.

Key words: postindustrial society, crisis of Comensky's school, tendencies of displacement of the education model, park-school, education 2.0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.