Научная статья на тему 'Процесс формирования психофизической готовности ППФП студентов лесотехнических вузов'

Процесс формирования психофизической готовности ППФП студентов лесотехнических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / IS PROFESSIONAL — APPLIED PHYSICAL PREPARATION / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартиросова Татьяна Александровна, Бызов Анатолий Петрович

Недостаточное осознание ценности физической культуры как эффективного средства подготовки к профессиональной деятельности, формирования профессионально значимых физических, психических и морально-волевых черт личности проявляется в низкой направленности, что способствует препятствию профессиональной и социальной адаптации и дальнейшей эффективной профессиональной деятельности в условиях меняющейся профессиональной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of formation of psychophysical readiness of students in technological wood higher institutions

Insufficient comprehension of value of physical training as effective remedy of preparation for professional work, formation professionally significant physical, mental and morally — strong-willed lines of the person is shown in a low orientation that promotes an obstacle professional and social adaptation and the further effective professional work in the conditions of the changing professional environment.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования психофизической готовности ППФП студентов лесотехнических вузов»

раз жизни человека — национальная проблема современного общества : сб. материалов Межрегион. науч.-практ. конф. — Омск : Изд-во Омского экономического института, 2009. — С. 83—86.

2. Жданова, Е. А. Физкультурно-оздоровительная работа со студентами в концепции развития физической культуры в России / Е. А. Жданова, Д. В. Некрытов, А. В. Некрытов // Образовательная и оздоровительная роль физической культуры и спорта в вузе : сб. статей III Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию образования РУДН. — М. : РУДН, 2010. — С. 339—343.

3. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 444 с.

4. Самарин, А. В. Формирование культуры здорового образа жизни студенческой молодежи / А. В. Самарин // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и массового спорта: опыт, перспективы разви-

тия : материалы науч.-практ. конф. — Тюмень : Вектор Бук, 2011. — С. 96—99.

5. Ильинич, М. Ф. Физическая культура студентов / М. Ф. Ильинич. — М., 2003. — 340 с.

ГУЩИНА Лионелла Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: guchina7lina@mail.ru СЛАВНОВА Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: slavnova_m@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.03.2012 г.

© Л. Ю. Гущина, М. Ю. Славнова

УДК 796.0Ю:159.938.2 т. А. МАРТИРОСОВА

А. п. БЫЗОВ

Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ППФП СТУДЕНТОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Недостаточное осознание ценности физической культуры как эффективного средства подготовки к профессиональной деятельности, формирования профессионально значимых физических, психических и морально-волевых черт личности проявляется в низкой направленности, что способствует препятствию профессиональной и социальной адаптации и дальнейшей эффективной профессиональной деятельности в условиях меняющейся профессиональной среды.

Ключевые слова: физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая подготовка, физические качества.

В последнее время задача формирования специалистов определенных специальностей средствами физической воспитания решается в рамках внедрения в учебной процесс инновационных технологий. При любом аспекте рассмотрения новейших технологий профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить запланированный результат.

Современное производство, с его механизацией и автоматизацией производства, характеризуется напряженностью умственных, психических и физических сил, повышенной координацией и концентрацией внимания специалистов. Совершенствование техники и технологий производства обязывает развиваться и совершенствоваться человеку, как управляющему элементу данной системы. Чем совершеннее техника и технологии производства, тем более совершенный должен быть человек, управляющий ими.

Становится все более актуальным научно и методически обоснованным применение инновационных средств ППФП студентов в процессе физического воспитания с целью подготовки специалистов

к профессионально-трудовой деятельности, соответствующих требованиям научно-технического прогресса. Полноценное использование этих знаний возможно при хорошем состоянии здоровья будущего специалиста, а значит, высокой работоспособности, которая может быть приобретена в результате регулярных и специально организованных занятий физической культурой и спортом в процессе физического воспитания студентов в вузе. Таким образом, качество физической подготовки студентов в процессе ППФП вуза приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение [1].

Учебный процесс по физическому воспитанию в вузах проводится в соответствии с Федеральной программой, вызванной малой привлекательностью и однообразием занятий. В ней не могут быть учтены зарождающийся новый нетрадиционный подход в системе ППФП, новые системы оздоровительных технологий ППФП для пополнения уже существующих. Целью преподавателя по физическому воспитанию в вузе является поиск рациональных подходов в ППФП студентов и физиологических характеристик внедряемых оздоровительных технологий.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

В процессе анализа научно-методической литературы были выявлены следующие противоречия: принимая во внимание вышесказанное утверждение об оптимизации ППФП студентов вузов, можно констатировать наличие научной парадигмы, связанной с неизученностью теоретических и практических вопросов психофизической готовности студентов в процессе ППФП, с одной стороны, и сконцентрированный значительный научный потенциал для решения вопроса учебно-образовательного процесса — с другой. Данные противоречия обозначили следующую проблему — недостаточную разработанность теоретического и практического материала в процессе обеспечения ППФП студентов лесотехнических вузов. Обращение к разработке современных инновационных технологий становится одним из актуальнейших потребностей совершенствования ППФП студентов в сфере физкультурной деятельности.

Низкий уровень теоретической подготовленности в процессе ППФП студентов лесотехнических вузов коррелирует с уровнем сформированности конкретных двигательных умений и навыков, включенность студентов в двигательную активность влияет на показатели развитие основных физических качеств и умений. Недостаточное осознание ценности физической культуры как эффективного средства подготовки к профессиональной деятельности, формирования профессионально значимых физических, психических и морально-волевых черт личности проявляется в низкой направленности, что способствует препятствию профессиональной и социальной адаптации и дальнейшей эффективной профессиональной деятельности в условиях меняющейся профессиональной среды.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать педагогическую модель содержание и методологическое обеспечение теоретического и практического материала в физическом развитии студенческой молодежи лесотехнических вузов, как важнейшее средство сохранения здоровья личности в процессе ППФП.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Теоретически исследовать методологическую разработку ППФП студентов конкретной профессии, общие положения ППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведения социологических исследований. Такие исследования должны носить перманентный характер, обеспечивающий накопление научного материала с учетом тех постоянных изменений, которые происходят во всех отраслях народного хозяйства под влиянием научно-технической революции.

2. Выявить теоретическую и практическую подготовленность с уровнем сформированности конкретных умений и навыков, включенность студентов лесотехнических вузов двигательной активности в процессе ППФП и ее влияния на показатели развитие основных физических качеств и двигательных умений.

3. Разработать и обосновать педагогическую модель ППФП студентов лесотехнических вузов, состоящую из основных направлений ППФП студентов вузов, установленных критериев оптимальной двигательной активности, определений понятия «оптимальная двигательная активность» в процессе ППФП студентов вузов, оценки фактического уровня физического здоровья. А также предпосылок: рациональное комплексирование форм и видов дви-

гательной активности ППФП в учебном плане, определение форм двигательной активности в процессе ППФП студентов (учебные занятия, внеучебные занятия — самостоятельные виды деятельности), видов двигательной активности (общеразвивающие упражнения, специальные упражнения ППФП студентов вузов). Включающая следующие программы: мотивация к занятиям физическими упражнениями, контроль и коррекция двигательной активности в процессе ППФП студентов вузов, мониторинг физического здоровья, персонализация двигательной активности. А также технологии: внедрение в учебный процесс индивидуальный фонд двигательных умений, навыков, способствующей освоению избранной профессиональной деятельности, интенсифицировать развитие профессионально важных физических способностей, обеспечивая уровень дееспособности, повышение степени резистентности организма к неблагоприятным воздействия сре-довых условий, достигнутый уровень физического здоровья. Все это составляет эффективность модель построения двигательной активности физического воспитания студентов вузов в процессе ППФП.

4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность методологического обеспечения процесса ППФП студентов в вузах по структуре взаимодействий теоретической подготовленности с уровнем сформированности конкретных умений и навыков, включенность студентов в двигательную активность и ее влияния на показатели развитие основных физических качеств и двигательных умений, а также эффективность педагогической модели ППФП студентов лесотехнических вузов.

Результаты исследований позволили определить уровень комплексной подготовленности студентов-практикантов и специалиста, составляющий систему модельных характеристик, сгруппированных в соответствующие уровни: функциональные показатели организма — УФП, психофизиологическое состояние — УФПС и профессионально-трудовой подготовленности — УПТП [2].

Для сопровождения ППФП и составления про-фессиограммы в процессе обучения студентов в лесотехнических вузах требуется соблюдения ряда педагогических условий: целевых (мотивационноличностные качества студентов), концептуальные (системно-структурный подход в выборе средств), процессуальных (поэтапное формирование технологии ППФП), управленческих (поэтапное формирование умственных действий), итоговых (динамика развития физической подготовленности, или динамика развития функциональных показателей организма студентов — для студентов СМГ), которые обеспечивают моделирование в формах деятельности студентов содержания профессиональной деятельности специалистов и структуризации ППФП.

Реализуется схема: учебная деятельность — ква-зипрофессиональная деятельность — профессиональная деятельность, имитируемая методами и средствами активного обучения.

Результат адаптации контекстного подхода к процессу ППФП студентов представлен сл. алгоритмом циклов. Первый цикл содержит традиционные обучающие процедуры — общая физическая подготовка, общая специальная подготовка, способствующая развитию основных физических качеств, формированию тактических, игровых, двигательных умений, освоению социально-биологических, теоретических, методических основ физической культуры. Второй цикл содержит квазипрофессиональную де-

ятельность, имеющую как черты учения, так и черты труда — ППФП к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которой развиваются профессионально значимые физические качества, повышается функциональная устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней и профессиональной среды, доводятся до уровня навыка двигательные умения, действия, движения, наиболее часто повторяемые в конкретной профессиональной деятельности, усваивается система знаний, необходимая для дальнейшего личностного и профессионального совершенствования. Третий цикл способствует развитию способностей к освоению потенциальной профессиональной деятельности за счет формирования знаний и способов деятельности к реализации основных функций компонентов базовых видов деятельности, через совершенствования выработанной технологии ППФП происходит включение в реальные процессы и производственные отношения.

В процессе анализа педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы по вопросам физкультурного образования были сделаны выводы о необходимости формирования ключевой двигательной компетентности студентов технологических вузов посредством совершенствования физического качества — выносливости, как ощутимый оздоровительный эффект и профессионально-прикладная физическая подготовка будущего специалиста лесной промышленности, с помощью рекреативно-оздоровительной ходьбы.

Занятие рекреативно-оздоровительной ходьбой в лесотехнических вузах оказывает комплексное влияние на организм человека по различным направлениям. Прежде всего, рекреация — это отдых, восстановление сил человека, израсходованных во время труда. Оздоровительный эффект, ради которого используется рекреативно-оздоровительная ходьба в вузах состоит в повышении работоспособности студента, а затем и будущего специалиста лесничества, что субъективно выражается в виде снятия усталости, появления чувства бодрости и прилива сил, а объективно — в улучшении функционального состояния организма. Это ходьба активного отдыха и оздоровления, поэтому мы ее называем рекреативно-оздоровительной и рассматриваем как форму оздоровительной ходьбы в рамках физической рекреации с определенными физическими нагрузками, с расходом энергетических веществ, жиров и углеводов пропорциональным длительности и скорости ходьбы [3]. Таким образом, рекреативно-оздоровительная ходьба, представляющая собой определенный вид ходьбы, имеющая основную целевую функцию — восстановление физического здоровья и психических сил студента, а в дальнейшем и специалиста лесного хозяйства, закаливание организма доступным видом физической деятельное ти, а также подготовку студентов лесотехнических вузов к дальнейшей профессионально-трудовой дея тельности относится к традиционным обучающим процедурам трех выше описанных циклов.

Разработанная педагогическая модель процесса ППФП студентов лесотехнических вузов состоит из основных направлений ППФП, установленных критериев оптимальной двигательной активности, определений понятия «оптимальная двигательная активность» в процессе ППФП студентов вузов, оценки фактического уровня физического здоровья. А также предпосылок: рациональное комплексиро-вание форм и видов двигательной активности ППФП

в учебном плане, определение форм двигательной активности в процессе ППФП студентов (учебные занятия, внеучебные занятия — самостоятельные виды деятельности), видов двигательной активности (общеразвивающие упражнения, специальные упражнения ППФП студентов вузов), включающая следующие программы: мотивация к занятиям физическими упражнениями, контроль и коррекция двигательной активности в процессе ППФП студентов вузов, мониторинг физического здоровья, персонализация двигательной активности. А также технологии: внедрение в учебный процесс индивидуального фонда двигательных умений, навыков, способствующего освоению избранной профессии, развитию профессионально важных физических способностей, обеспечивая уровень дееспособнос ти, повышение степени резистентности организма к неблагоприятным воздействия средовых условий. Все это составляет эффективность модели построения физического воспитания студентов вузов в процессе ППФП (рис. 1).

Поэтапное построение теоретического курса, позволяющее осуществить индивидуальную траекторию продвижения в овладении новым содержанием ППФП студента лесотехнических вузов — профес-сиографическое описание портрета специалиста по

Эффективность модели

Достигнутый уровень физического здоровья Повышение степени резистентности организма к неблагоприятным воздействия средовых условий Интенсифицировать развитие профессионально важных физических способностей, обеспечивая уровень дееспособности Внедрение в учебный процесс индивидуального фонда двигательных умений, навыков, способствующих освоению избранной профессии Технология Персонализация двигательной активности Мониторинг физического здоровья Контроль и коррекция двигательной активности в процессе ППФП студентов вузов Мотивация к занятиям физическими упражнениями Программа

Виды двигательной активности (общеразвивающие упражнения, специальные упражнения ППФП студентов вузов)

Формы двигательной активности в процессе ППФП студентов (учебные занятия, внеучебные занятия — самостоятельные виды деятельности Рациональное комплексирование форм и видов двигательной активности ППФП в учебном плане Предпосылки Оценка фактического уровня физического здоровья Определение понятия «оптимальная двигательная активность» в процессе ППФП студентов вузов Установление критериев оптимальной двигательной активности Основные направления ППФП студентов вузов

Рис. 1. Педагогическая модель построения двигательной активности физического воспитания студентов лесотехнических вузов в процессе ППФП

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И С ОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

выпускаемой специальности. Применение активных методов обучения при освоении практического и методико-практического разделов курса (в нашем случае рекреативно-оздоровительная ходьба, как основная методология ППФП студентов лесотехнических вузов), в результате чего происходит закрепление базовых и прикладных знаний. Включение в занятия ППФП студентов лесотехнических вузов игровых видов спорта помогали в освоении проблемных ситуаций тактического характера, ролевого взаимодействия, что способствует развитию организаторских, коммуникативных способностей, проигрыванию различных социальных ролей. Позитивная динамика функционального состояния организма испытуемых характеризует физическую подготовленность занимающихся. Разработанная технология рекреативно-оздоровительной ходьбы на занятиях СМГ вуза квалифицировалась как: а) упражнения, избирательно воздействующие на мышечные группы, несущие основную мышечную нагрузку в период прохождения учебно-производственных практик; б) упражнения, адекватно воздействующие на мышечные группы с целью снятия производственного утомления; в) упражнения, по характеру нервно-мышечных усилий и двигательной структуре сходные с основными рабочими движениями; г) включение в процесс ППФП студентов лесохозяйственного факультета метода круговой тренировки, для развития основных физических качеств, способствующих развитию ведущих двигательных качеств в сочетании с формированием психофизических функций; д) специальные виды спорта способствуют интенсификации воспитания профессионально важных физических и личностных качеств будущего специалиста лесного комплекса (объем, распределение и переключение внимания, психическая и физическая работоспособность, эмоциональная устойчивость, коммуникативные навыки и др.).

В процессе освоения разработанной технологии рекреативно-оздоровительной ходьбы у большинства студентов ЭГ повысился уровень общей психологической работоспособности в условиях физического утомления, адаптации организма к изменяющимся природным условиям, что объясняется совершенствованием адаптационных механизмов вегетативной сферы студентов. Анализ результатов УФП студентов показал, что уровень функциональных показателей экспериментальной группы существенно выше в абсолютном выражении. При этом характерно, что студенты экспериментальной группы оказались наиболее подготовленными к трансляции знаний профессионально-прикладных основ физической культуры, проявляя высокую профессиональную направленность. Способность вырабатывать нестандартные идеи является условием продуктивного, творческого труда.

Результаты исследования интенсивности внимания, латентного периода простой зрительно-моторной реакции, координациометрии, тремора, реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, работоспособности сердца, дыхательной системы, мышечно-суставной памяти и вестибулярного аппарата дали возможность иметь представление об УФПС.

УПТП характеризовался динамикой показателей выносливости в процессе рекреативно-оздоровительной ходьбы, наиболее отражающих особенности деятельности специалиста лесного комплекса, а также показателей виса на перекладине, ходьба по

склону крутизной 450, умение правильно завязывать 10 специальных узлов. Кроме этого, определялись качества, необходимые для трудовых процессов (специально-прикладная, техническая и тактическая подготовка, знания, умения, двигательные навыки). В результате опроса и разработанных анкет определялась приспособленность к неблагоприятным атмосферным явлениям, низким температурам, гипоксии, солнечной радиации.

После формирующего эксперимента 20% студентов экспериментальной группы имеют высокий уровень представлений и знаний по предлагаемым разделам программы (ранее было 0%), выше среднего и средний уровень имеют 50% студентов экспериментальной группы. Результаты контрольной группы имеют незначительную динамику: от 50 до 80% опрошенных студентов КГ относятся к группе с низким показателем уровня знаний.

Научная новизна. В результате исследований впервые:

— теоретически обоснована, разработана и апробирована на практике педагогическая модель и методологическое обеспечение учебного процесса физического воспитания и физического развития студенческой молодежи лесотехнических вузов в процессе ППФП, учитывающая специфику занятий студентов по установленным критериям и поиску новых решений в структуре взаимодействий теоретического раздела и физической активность в процессе ППФП;

— уточнены три основных цикла адаптации контекстного подхода к процессу ППФП студентов лесотехнических вузов, в результате чего реализуется схема: учебная деятельность — квазипрофессио-нальная деятельность — профессиональная деятельность, имитируемая методами и средствами активного обучения;

— в процессе составления профессиограммы физического воспитания студентов лесотехнических вузов определены ведущие физические качества, психофизиологические функции и способности для специалистов лесной промышленности и обогащены средства ППФП, направленные на преимущественное их развитие;

— на основе проведенного анализа новых педагогических технологий учебно-образовательного процесса физического воспитания выявлены положения позволяющие рекомендовать проведение научных наблюдений и экспериментальных исследований при построении процесса ППФП студентов лесотехнических вузов;

— полученные данные позволяют судить о результатах реализации ППФП студентов лесотехнических вузов на различных этапах обучения и совершенствования профессии, в возрастной динамике исследуемых показателей и уровня физического состояния обследуемых студентов.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программно-нормативной базы, составлении учебно-методических документов по физическому воспитанию с учетом профиля подготавливаемых специалистов, в частности, в целях конкретизации урочных и неурочных форм занятий физическими упражнениями в учебных заведениях; при планировании процесса физического воспитания студенческой молодежи, осваивающей лесотехнические профессии в период обучения и производственной практики, при организации физкультурно-оздоровительной работы в учебном заведении и на произ-

водстве. Учебно-методическое сопровождение предлагаемой концепции может быть использовано как для оптимизации учебной, профессиональной и служебной деятельности, так и для физкультурного образования студентов и специалистов производства.

Таким образом, в процессе формирования психофизической готовности ППФП студентов лесотехнических вузов складывается система профессиональных ценностей, в которых здоровье, физическая подготовка к профессиональной деятельности, целенаправленная двигательная активность занимают видное место, что способствует повышению интереса к ППФП как основного аспекта подготовки к профессионально-трудовой деятельности, увеличению показателей теоретической и физической подготовленности, а ответственное отношение к физической культуре характеризует общий уровень культуры человека, в том числе и профессиональной.

Библиографический список

1. Ильинич, В. И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки / В. И.

Ильинич // Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 3. - С. 19-24.

2. Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавания в высшей школе / И. Ф. Исаев. — М., 1993. — 268 с.

3. Мильнер, Е. Ходьба вместо лекарств / Е. Мильнер. — М. : Астель: АСТ: Полиграфиздат, 2011. — 247 с.

МАРТИРОСОВА Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и валеологии.

БЫЗОВ Анатолий Петрович, кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и валеологии.

Адрес для переписки: e-mail: tat.martirosova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2012 г.

© Т. А. Мартиросова, А. П. Бызов

УДК 796 М. П. МУХИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ФОРМИРОВАНИЕ

МОТОРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________________

Представлены результаты исследования формирования моторного потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации педагогической системы непрерывного физического воспитания. Определены сенситивные периоды развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей.

Ключевые слова: дошкольники и школьники, сенситивные периоды, физическое воспитание, педагогическая технология.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1996, 2011) образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательной программы и внесении в нее изменений, так и в разработке собственных программ. В связи с чем физическое воспитание в дошкольных учреждениях реализуется посредством более двадцати, в начальной школе — пяти программ, прошедших экспертизу федерального уровня, а также множеством авторских программ,

разработанных педагогами и учителями физической культуры образовательных учреждений [1].

Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2010) обусловлено необходимостью унификации требований, предъявляемых к ДОУ страны в вопросах организации образовательного процесса с целью создания адекватных возрасту детей условий [2].

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.