Научная статья на тему 'Процесс формирования профессиональной идентичности студентов'

Процесс формирования профессиональной идентичности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5891
674
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная идентичность / формирование профессиональной идентичности / профессиональное сознание / позитивный профессиональный образ "я" / формирование позитивного профессионального образа "я"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарбузова Г. В.

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной идентичности студентов, определяются психолого-педагогические условия реализации этого процесса, основные (интегральные) компоненты профессионального самосознания, формирования позитивного профессионального образа «Я». На основе результатов теоретического анализа определены три основных этапа формирования у студентов профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the process of students" professional identity forming, defines the psychological and pedagogical conditions of this process" realization, basic (integrated) components of professional self-consciousness and positive professional education forming. The three basic stages of students" professional identity forming are distinguished on the basis of theoretical analysis.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования профессиональной идентичности студентов»

Г. В. Гарбузова

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Работа представлена кафедрой общей профессиональной педагогики Брянского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. В. Ретивых

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной идентичности студентов, определяются психолого-педагогические условия реализации этого процесса, основные (интегральные) компоненты профессионального самосознания, формирования позитивного профессионального образа «Я». На основе результатов теоретического анализа определены три основных этапа формирования у студентов профессиональной идентичности.

The article deals with the process of students' professional identity forming, defines the psychological and pedagogical conditions of this process' realization, basic (integrated) components of professional self-consciousness and positive professional education forming. The three basic stages of students' professional identity forming are distinguished on the basis of theoretical analysis.

Общество быстрого развития (А. Тоф-флер) создает потребность в новой системе образования, отвечающей требованиям возрастающего ускорения развития всех сфер социального бытия.

Современному обществу нужен человек, способный изменять основу своей собственной жизнедеятельности. Формируется социальный запрос на самообразование и саморазвитие личности.

Социальный заказ общества возникает и может быть реализован только в контексте культуры. Личностная сторона образования особым образом проецируется в сферу обра -зования, а образование способствует включению личности в область культуры.

Таким образом, необходимость переосмысления образовательной парадигмы вызрела и в социальном, и в культурологических аспектах.

Процесс познания объективизированного опыта осуществляется неотделимо от личности обучающегося. Поэтому встает важный вопрос о переводе студента из объекта обучения в субъект творческого самообучения, что возможно при достижении определенного уровня профессиональ-

ной идентичности. Именно способность и готовность к самообразованию является одним из основных показателей подготовленности молодого человека к функциони -рованию в современном быстроменяющемся мире.

Субъектом образовательной деятельности в вузе является студент. Поэтому для выявления психолого-педагогических условий реализации процесса формирования профессиональной идентичности необходимо учитывать возрастные и специфические особенности личности студента как многофакторно обусловленной саморазви-вающейся системы субъекта образовательного процесса в вузе, имеющего большое количество степеней свободы, но и подверженного существенным ограничениям внутреннего и внешнего характера. Это порождает различного рода противоречия, которые могут выступать как стимулом, так и препятствием для становления профессиональной идентичности личности студента в условиях вуза.

Студенческий возраст (18-25 лет) является начальным звеном в цепи зрелых возрастов.

Основная масса студентов в период обучения в вузе завершает фазу юности и переходит в период взрослости. В этот период завершается формирование основных биологических и личностных свойств и качеств.

Для студенческого возраста характерно достижение такого состояния в развитии психических, физических и социальных возможностей, которое способствует социальному и профессиональному становлению личности.

Именно в студенческие годы происходит интенсивное достижение человеком своей идентичности, своего образа «Я».

Э. Ф. Зеер под профессиональной идентичностью понимает «профессиональный "Я-образ", включающий стереотипы и уникальность собственного "Я"; осознание своей тождественности с профессиональным образом "Я"»1.

Исходным фактором процесса формирования профессиональной идентичности выступает профессиональное самосоз-нание, которое является составным компонентом целостного самосознания личности.

П. А. Шавир отмечает, что в наиболее обобщенном виде профессиональное самосознание проявляется в юности в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности2.

По мнению Л. Б. Шнейдер, профессиональное самосознание студентов включает в себя следующие компоненты: знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам; знание о степени своего признания в профессиональной группе; представление о себе и своей работе в будущем; соотнесенность профессиональной деятельности и образа «Я»3.

Ведущим видом деятельности студента является учебно-профессиональная деятельность. Поэтому профессиональное са-мосознание студента - это осознание себя как студента учебно-профессиональной и будущей профессионально-производственной деятельности.

Основными (интегральными) компонентами профессионального самосознания студента являются такие сложные личностные образования, как «Я-образ», «Я-кон-цепция».

В структуру обобщенного образа «Я» студента входят не только знание своего внешнего облика, знание о своих различных качествах, способностях, характере, но и представление о тех свойствах личности, которые являются профессионально важными.

В образ-Я студента включаются знания о своих интересах, склонностях, способностях и возможностях (т. е. о своей профессиональной направленности). Я-образ студента включает следующие формы: Я-иде-альное (идеальное представление о самом себе); Я-нормативное (представление о своем соответствии определенным требованиям); Я-реальное (представление о наличных качествах и свойствах).

На основе Я-образа у студента складывается Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое вза-имодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция позволяет студенту выстроить стратегию своей профессиональной подготовки и будущего профессионального роста.

Затем нужно сформировать у студентов позитивный образ избранной профессии: история и значение профессии в настоящее время, предмет, условия, средства труда, требования профессии к человеку, перспективы развития профессии.

Студент должен иметь представление о требованиях к современному профессиона-лу, положительные образцы для подражания в профессиональной деятельности.

На основе сопоставления образа-Профессии с образом «Я» у студента формирует -ся профессиональный образ «Я» и складывается осознание своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как субъекту

34 1

настоящей учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности.

Проведенный анализ позволяет нам процесс формирования у студентов профессиональной идентичности графически выстроить следующим образом (рис. 1).

Результаты теоретического анализа позволяют нам выделить три основных этапа формирования у студентов профессиональной идентичности.

Первый этап (1-й курс) - это период осмысления профессиональной идентичности, когда на основе вхождения в новую соци-

Рис. 1. Процесс формирования у студентов профессиональной идентичности

альную и профессиональную среду внешняя студенческая идентичность переходит во внутренне принятую, осознанную, эмоционально окрашенную характеристику. Это нестабильный этап, связанный с адаптацией к новой социальной роли студента. Суть его заключается в становлении студенческой идентификации («Я - студент») и предвосхищении будущей профессиональной идентичности. Этот этап можно назвать адаптационным.

Второй этап (2-3-й курсы) - это период, когда на основе осознания требований новой социально-профессиональной роли и собственных способностей и возможностей происходит осознание достижений, которые сделаны благодаря собственным усилиям. В этот период конструктивные схемы саморазвития находятся в достаточно стабильном состоянии, поскольку студент начинает получать

удовлетворение от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности («Я - будущий специалист»). Этот этап можно назвать стабилизационным.

Третий этап (4-5-й курсы) - период, когда на основе осознания спектра ролей, усвоенных в ходе профессионализации, происходит формирование новых целей и перспектив. Это второй нестабильный период, суть которого заключается в переосмыслении и уточнении различных вариантов профессионально-творческого саморазвития, трудоустройства и построения профессиональной карьеры («Я - и моя профессия и карьера»). Этот период условно можно назвать уточняющим.

Таким образом, этапы формирования у студентов профессиональной идентичности графически можно представить следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Этапы процесса формирования у студентов профессиональной идентичности

Как видно из рис. 2, этапы формирования у студентов профессиональной идентичности не существуют изолированно, они тесно взаимосвязаны и взаимообуслов -лены.

Процесс формирования у студентов профессиональной идентичности является противоречивым.

На основе исследований В. И. Андреева, С. И. Архангельского, А. А. Баталова, Е. П. Бочаровой, Е. И. Горячевой, В. В. Давыдова, В. А. Канн-Калика, Б. Б. Косова, И. Ф. Исаева, Л. Н. Макаровой, Л. С. По-дымовой и В. А. Сластенина и других ученых можно выделить две группы противоречий в формировании социально-профессиональной идентичности специалистов.

Социально-педагогические противоречия отражают несоответствия «между социальными процессами, с одной стороны, и функционированием, развитием педагогической системы, которая является частью социальной подсистемы, с другой». Это проявляется как в известном отставании педагогической системы от развивающегося общества, так и в недооценке социокультурной роли образования, что особенно тревожит в современных условиях. Эти противоречия выражают, с одной стороны, общественные ожидания и представления о целостном облике специалиста-профессионала, его социальном статусе, нравственных качествах, уровне профессиональной подготовки, интеллигентности и т. п.; с другой стороны - реальные возможности педагогической системы обеспечивать необходимое качество образования в условиях общего кризиса.

Вторую группу противоречий можно назвать организационно-педагогическими. Они возникают в самой образовательной системе, в процессе организации учебно-профессиональной деятельности студентов. В теории и практике осуществляется перенос акцента с обучающей деятельное -ти преподавателя на познавательную деятельность студента. Отсюда требование активизации учебной работы студентов, научить их учиться, реализовать принцип активности в профессиональном самоопределении.

Возникновение педагогических противоречий, осознание их формирующейся личностью активизируют ее стремление к достижению социально-профессиональной идентичности, т. е. противоречия выступают в качестве диалектических движущих сил саморазвития личности.

В психологии детерминизм (от лат. determinaze - определять) понимается как закономерная и необходимая зависимость психологических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его.

Исходя из этого, детерминанты (от лат. determinantis - определяющий) - это конкретные факторы (обстоятельства), которые порождают явление, обуславливают его. В педагогике детерминизм означает представление о том, что деятельность индивидов определяется их положением и окружением и что поведение индивида зависит от его собственной воли и не является предметом свободного выбора.

Таким образом, можно выделить внешние и внутренние детерминанты процесса профессиональной идентификации студентов.

Внешние детерминанты этого процесса можно разбить на две большие группы: учебный процесс и внеучебная деятель-ность.

Нами разработаны эти группы детерминант процесса идентификации студентов.

В качестве обобщенной внешней детерминанты формирование профессиональной идентичности в современных условиях можно назвать информационно насыщенную среду, которая является источником представлений о предмете труда, способах получения профессионального обра -зования, требованиях профессии к человеку и т. д. На первых этапах формирования профессиональной идентичности внешние детерминанты играют приоритетную роль. Основой дальнейшего развития профессиональной идентичности становятся внутренние условия и детерминанты.

Внутренними детерминантами процесса формирования у студентов профессиональной идентичности являются:

• биопсихологические и индивидуально-типологические свойства личности: половые, возрастные особенности, свойства темперамента, характера, способностей;

• особенности психических процессов и свойств: ощущений, памяти, воображения, эмоций, чувств;

• опыт: знания, умения, навыки, привычки, стиль деятельности;

• особенности направленности: интересы, мотивы, идеалы, мировоззрение, убеждения.

К внутренним источникам становления профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер относит следующие:

• эмоционально-положительный фон, на котором происходило получение информации о профессии;

• положительное восприятие себя в ка-честве субъекта профессиональной деятельности;

• эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу;

• успешное усвоение (присвоение) прав и обязанностей, норм и правил профессиональной деятельности;

• готовность специалиста принять на себя профессиональную ответственность;

• характер выраженности и самопринятия экзистенционального и функционального Я;

• мотивационная активность к реализации себя на избранном профессиональном поприще4.

Весьма важным является вопрос о критериях, показателях и условиях сформированное™ у студентов профессиональной идентичности.

С учетом этих положений мы выделили компоненты, этапы процесса формирования у студентов профессиональной идентичности, социально-педагогические и организационно-педагогические противоречия, охарактеризовали внешние и внутренние детерминанты.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Зеер Э. Ф. Психология профессий. М: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 324.

2 Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. С. 76-77.

3 Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: МПСИ, 2005. С. 353.

4 Там же. С. 116-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.