Научная статья на тему 'ПРОЦЕДУРА И ЭТАПЫ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ'

ПРОЦЕДУРА И ЭТАПЫ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
пропорциональная система / выборы / порядок распределения / жёсткие списки / гибкие списки / процентный барьер / proportional system / elections / distribution order / rigid lists / flexible lists / percentage barrier

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вакуленко Н.В.

Статья раскрывает особенности пропорциональной избирательной системы в Российской Федерации, а также порядок (этапы) распределения депутатских мандатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE AND STAGES OF PROPORTIONAL DISTRIBUTION OF DEPUTY MANDATES

The article reveals the peculiarities of the proportional electoral system in the Russian Federation, as well as the order (stages) of the distribution of deputy mandates.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕДУРА И ЭТАПЫ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ»

JURIDICAL SCIENCES

Вакуленко Н.В.

студент IVкурса юридического факультета ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»

ПРОЦЕДУРА И ЭТАПЫ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕПУТАТСКИХ

МАНДАТОВ

THE PROCEDURE AND STAGES OF PROPORTIONAL DISTRIBUTION OF DEPUTY MANDATES

Vakulenko N. V.

4-year student of the Faculty of Law Astrakhan State Technical University

АННОТАЦИЯ

Статья раскрывает особенности пропорциональной избирательной системы в Российской Федерации, а также порядок (этапы) распределения депутатских мандатов. ABSTRACT

The article reveals the peculiarities of the proportional electoral system in the Russian Federation, as well as the order (stages) of the distribution of deputy mandates.

Ключевые слова: пропорциональная система, выборы, порядок распределения, жёсткие списки, гибкие списки, процентный барьер.

Keywords: proportional system, elections, distribution order, rigid lists, flexible lists, percentage barrier.

Пропорциональная избирательная система достаточно известное явление, которое применяется во множестве стран. В частности, к пропорциональным избирательным системам, как правило, причисляют пропорционально-списочные системы, а кроме того систему единственного передаваемого голоса, которая отличается от пропорционально-списочных практически по всем параметрам [4, с. 200].

Желание преодолеть очевидную несправедливость мажоритарной системы по участвующим в выборах политическим партиям, которая так часто имеет место, породило систему пропорционального представительства партий (движений), называемую кратко пропорциональной системой. Главная её идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте либо другом представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, отданных за её кандидатов на выборах [5, с. 15].

Процедура распределения депутатских мандатов состоит из нескольких этапов и позволяет правильно и эффективно применить ту или иную методику, выступая в качестве своеобразной гарантии того, что те или иные методики, методы будут использованы и применены в собственном, не искажаемом, правильном их значении [3, с. 19-20].

Пропорциональное распределение депутатских мандатов достаточно сложный процесс, и в один этап его провести просто так невозможно. Значимым фактом здесь представляется то, каким именно образом будут распределены мандаты между участниками избирательной кампании, в какой степени результат выборов станет пропорционален политическому настроению общества.

Условно процедуру (порядок) распределения депутатских мандатов можно разделить на три стадии.

Первая стадия охватывает процедуру, предшествующую применению конкретной методики. К этой стадии можно отнести процентный барьер, условия допуска списков к распределению депутатских мест, правило о передаче мандатов отдельным спискам кандидатов, преодолевшим процентный барьер, но не допускаемым к распределению депутатских мандатов или допускаемым с предварительным получением по одному мандату всеми каждым партийным списком. Последнее правило еще называют «тюменской» методикой, которая по своей сути методикой не является. Отличительной особенностью данной стадии является, то, что она не связана со сложными вычислениями и применением формул.

Распределение депутатских мандатов допустимо не между всеми партиями, участвующими в выборах. Для начала они должны преодолеть процентный барьер (или избирательный порог), который необходимо пройти для того, чтобы партия имела возможность провести в парламент хотя бы одного кандидата. Поэтому избирательным метром (квотой) признаётся количество избирателей, которое берётся за основу, для установления избран ли депутат представительного органа либо список депутатов. Так, «избирательный метр» в Египте составляет 8 %, в Швеции - 4 %, а в Турции - 10 %, по стране и 12 % в избирательном округе. В Израиле этот барьер один из самых низких - 1% [9, с. 139]. Помимо этого закон может учитывать твёрдую норму представительства, а именно конкретное число избирателей либо населения, которое приходится на один избирательный округ [7, с. 163].

Очевидно, избирательный порог служит барьером для небольших партий, не имеющих широкой социальной поддержки, которым вследствие этого

не полагаются мандаты. Кандидаты от каждой политической партии, которые не набрали установленного законодательством процента голосов избирателей, в парламент не попадают. Причём голоса за партии, которые не преодолели процентный барьер, как правило, не распределяются между победившими на выборах партиями [2].

В Российской Федерации избирательный порог составляет 5 %. При этом процедура распределения мандатов между допущенными списками кандидатов может начаться лишь при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В ряде российских регионов при прохождении партиями процентного барьера и выполнения всех условий, может наступать «приятный» бонус в виде т.н. «тюменской» методики, которая получила своё название по месту, где она впервые была применена, а именно на выборах депутатов Тюменской областной Думы в 2007 году. Суть данной «методики» заключается в том, что сначала все списки, допущенные к распределению мандатов, получают по одному мандату и только затем все остальные мандаты распределяются по правилам соответствующего избирательного метода [8, с. 131-133]. Следует учитывать, что эта методика применяется не ко всем субъектам Российской Федерации, а только к тем, где это установлено законом. В частности, законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные гарантии обеспечения мандатами списков кандидатов, которые преодолели процентный барьер либо по другим основаниям были допущены к распределению депутатских мандатов [11, с. 355-356].

Вторая стадия непосредственно связана с применением методик пропорционального распределения депутатских мандатов. Порядок распределения депутатских мандатов между политическими партиями по итогам выборов определяется законом, регулирующим конкретные выборы, в соответствии с установленными принципами проведения выборов, в частности: всеобщего и равного избирательного права, подлинности выборов, честного избирательного процесса. Данную стадию распределения депутатских мандатов можно рассмотреть на примере Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [1], ориентируясь на который законодатели многих субъектов Российской Федерации прописывают аналогичные процедуры при проведении региональных и местных выборов.

Конкретный процесс распределения депутатских мандатов при выборах депутатов Государственной Думы с применением избирательной методики можно разделить, в свою очередь, на три этапа.

Суть первого этапа заключается в суммарном сложении количества голосов, поданных за федеральные списки, допущенные к распределению депутатских мандатов. Полученная сумма голосов из-

бирателей делится на 225 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.

На втором этапе дело обстоит следующим образом. Число голосов избирателей, полученных каждым допущенным федеральным списком кандидатов, делится на первое избирательное частное. После такого деления целая часть полученного числа признаётся числом депутатских мандатов, которые и получает соответствующий федеральный список кандидатов. Данный этап в действующем избирательном законодательстве принято называть первичным распределением депутатских мандатов.

Третий этап, который законодатель называет соответственно вторичным распределением депутатских мандатов, проводится в том случае, если после первичного распределения остались нераспределённые мандаты. Такие, свободные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа. Немаловажным факторам также будет то, что при равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдаётся тому федеральному списку, за который подано большее число голосов избирателей, т.е. у которого большая целая часть.

Следующая - третья стадия охватывает правила и процедуры, применяемые после распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, включая случаи передачи мандатов одного списка другому в ситуации исчерпания предыдущим списком числа выдвинутых им кандидатов. Данная стадия, с одной стороны, связана со стадией применения методики, поскольку она всегда следует за ней и только после неё, а с другой, не зависит от неё, т.к. выбор той или иной методики не сказывается на правилах распределения депутатских мандатов внутри списка и даже правилах передачи свободных мандатов другому списку, если законом предусмотрена такая возможность.

При системе «жёстких» списков кандидаты будут расположены в них не произвольно, а в зависимости от «веса» и их собственного положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношения к отдельным депутатам. Выигранные списком партии мандаты переходят кандидатам в соответствии с их очерёдностью и местоположением в списке. При системе же «гибких» списков электорат, голосуя за список в целом, параллельно указывает кандидата, которому он предоставляет свою предпочтительность. В соответствии с этим мандат принимает кандидат, владеющий наибольшим числом соответствующих предпочтений. То же самое можно сказать о системе преференциального голосования, при которой электорат голосует не за список в целом, а проставляет кандидатам в бюллетени преференции (1, 2, 3 и т.д.), говоря тем самым, в какой последовательно-

сти избрание кандидатов для него предпочтительно. Подобная система применяется, например, в Италии при выборах в Палату депутатов [10, с. 278].

Возможен также и другой механизм распределения мандатов по пропорциональной системе. Если при первичном распределении депутатских мандатов остались списки кандидатов, не получившие мандатов, то при вторичном распределении они получают мандаты в первую очередь. Однако даже после такого распределения могут остаться нераспределенные мандаты, на что законодатель предусмотрел достаточно скрупулезно прописанную процедуру. В начале мандаты передаются не получившим их спискам при распределении в соответствии со значениями дробных частей, после чего производится передача мандатов в соответствии с коэффициентами дополнительного их распределения для каждого списка кандидатов, вычисляемыми путём деления общего числа мандатов, полученных соответствующим списком кандидатов, на число полученных этим же списком голосов избирателей. Депутатские мандаты распределяются по одному тем федеральным спискам, в которых указанный коэффициент оказывается наименьшим. При равных значениях коэффициента мандат передаётся тому списку, который получил большее число голосов избирателей. Если после такого распределения число дополнительно распределяемых депутатских мандатов окажется больше числа федеральных списков кандидатов, которые могут их получить, процедура дополнительного распределения повторяется необходимое число раз, при этом указанный коэффициент каждый раз вычисляется заново [6, с. 78].

Как можно заметить, все три стадии взаимосвязаны, протекая последовательно в целях наиболее пропорционального и полного распределения мандатов между списками кандидатов и внутри них. Немаловажным фактором здесь, конечно, является и выбор конкретных методов пропорционального распределения депутатских мандатов, которых за многолетнею электоральную практику появилось столь большое количество, что позволило их объединить в группы, виды. Тем не менее, каждый из таких методов имеет свою определённую характеристику и электорально-математическое применение, преодолевая по замыслу их создателей диспропорции, «слабые» стороны друг друга и как можно лучше сближая многопартийность с парламентаризмом.

Как бы то ни было, в условиях многопартийности пропорциональная избирательная система по сравнению с мажоритарной преимущественно демократична. Она не оставляет большого количества неучтённых голосов избирателей и наиболее справедливо отражает расстановку политических сил в стране на период выборов.

Таким образом, можно сделать вывод, что пропорциональное распределение депутатских мандатов, его правила, процедуры и методики были созданы, чтобы преодолеть недостатки мажоритарной системы, обеспечить наиболее полное,

_85

зеркальное отражение политических предпочтений населения в парламентском устройстве. Пропорциональная система в России используется на федеральных и муниципальных выборах, имеет множество методик, которые в свою очередь имеют присущий им порядок распределения мест между партиями. Каждая же стадия и этап пропорционального распределения депутатских мандатов как в отдельности, так и в совокупности - это сложный электоральный процесс, взаимосвязь которого отражает на себе и обеспечивает эффективное применение соответствующих избирательных методик и методов.

Статья выполнена под научным руководством Романова М.Л., канд. юрид. наук, доцента кафедры конституционного и административного права Астраханского государственного технического университета.

Список литературы

1. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Российская газета. - 2014, 26 февраля. - № 45.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2013г. № 28-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 5 статьи 53 Уставного закона Красноярского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» в связи с жалобой гражданина В.А.Худоренко» // Российская газета. -2013, 27 декабря. - № 294.

3. Бородулина К.Ю., Поспеловская Е.Г. Избирательные системы на региональных и муниципальных выборах: ключевые моменты правового регулирования // Журнал о выборах. - 2014. - №5. - С. 18 - 25.

4. Голосов Г.В. Сравнительная политология: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2001. - 368 с.

5. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник / Отв. ред.

A.А.Вешняков. - М.: Норма, 2003. - 816 с.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 5-е изд. - М.: Проспект, 2013. - 565 с.

7. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. -метод. комплекс / Под общ. ред. А.

B.Малько. - М.: Норма. 2004. - 320 с.

8. Опанасенко А. С. Проблемы распределения депутатских мандатов на выборах по пропорциональной избирательной системе в Российской Федерации (на примере Дальневосточного федерального округа // Молодой учёный. - 2015. - № 19-1. -

C. 131 - 133.

9. Политология: Учеб. пособие / Отв. ред. А.В.Трофимов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006. - 168 с.

10. Политология: Учебник / Под ред. В.А.Боб-кова, И.Н.Браима. - Минск: Интерпрессервис, 2003. - 352 с.

11. Политология: Учебник / Под ред. В.Д.Ач-касова, В.А.Гуторова. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.