Научная статья на тему '"протокол коммуникации": конструирование телесности в новостной ленте социальной сети'

"протокол коммуникации": конструирование телесности в новостной ленте социальной сети Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
331
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕЛЕСНОСТИ / "ПРОТОКОЛ КОММУНИКАЦИИ" / ЦИФРОВОЕ ТЕЛО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барашкина Елена Александровна, Масленкова Наталья Александровна

Авторы исследуют структуру поведения человека в социальных сетях (в основном на примере «Фейсбука»). «Телесность» трактуется как тело человека, преобразованное социальными и культурными практиками в «протокол коммуникации», реализуемый как самим пользователем, так и его подписчиками. Таким образом посетители социальных сетей вписывают себя в новостную ленту, создавая постоянно меняющееся цифровое тело.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"протокол коммуникации": конструирование телесности в новостной ленте социальной сети»

ЖУРНАЛИСТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 316.472.4

Е. А. Барашкина

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева, Самара Н. А. Масленкова

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева, Самара

«ПРОТОКОЛ КОММУНИКАЦИИ»: КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕЛЕСНОСТИ В НОВОСТНОЙ ЛЕНТЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

Авторы исследуют структуру поведения человека в социальных сетях (в основном на примере «Фейсбука»). «Телесность» трактуется как тело человека, преобразованное социальными и культурными практиками в «протокол коммуникации», реализуемый как самим пользователем, так и его подписчиками. Таким образом посетители социальных сетей вписывают себя в новостную ленту, создавая постоянно меняющееся цифровое тело.

Ключевые слова: социальные сети, конструирование телесности, «протокол коммуникации», цифровое тело.

Телесность в медиасреде - тема, давно обсуждаемая с разных точек зрения. И чтобы не писать обширных реферативных обзоров для подходов, которые на данный момент существуют в этой области, очертим рамки того методологического дискурса, в котором мы работаем в данной статье. Это разговор о теле, начатый еще Мишелем Фуко [17], когда тело рассматривается в качестве объекта воздействия (насилия, трансформации и пр. - конструирования в широком смысле) со стороны общества и самого человека.

Если устная речь в качестве основного способа коммуникации в дописьменную эпоху рассматривалась М. Маклюэном как «экстернализация чувств», а письменная, печатная, электронная коммуникация - как «механическое расширение человека вовне» [10], то в рамках его методологического подхода социальные сети с их визуальными возможностями - это своеобразная цифровая телесность. Медиасреда актуализирует сценарий, при котором человека оценивают в первую очередь на основе визуальных знаков его жизни и вербальных текстов, их сопровождающих. «Протоколы коммуникации» социальных сетей диктуют человеку демонстрацию различных аспектов «Я» социальной личности, о чем свидетельствуют многочисленные исследования [18. С. 62]. В. Розин, продолжая фукольтианскую традицию, еще в начале двухтысячных очертил структуру феномена телесности четырьмя критериями: телесность есть артефакт, опосредование, концептуализация техники и условие социальности [14. С. 95-107]. Он определил телесность как технику, которая позволяет реализоваться телу как объекту, опосредованному социумом, культурой, где техника - это способ культурной деятельности человека, в результате которой человек являет свое тело миру как текст, знаковую систему.

М. Кастельс, который, собственно, и вводит понятие «протокола коммуникации» именно как техники, пишет, что «новая культура возникает не из содержания, а из процесса, как конституционная демократическая культура базируется на процедуре, а не на существующих программах. Глобальная культура - это культура коммуникации ради продолжения коммуникации. Это незамкнутая сеть культурных смыслов, которые могут не только сосуществовать, но также взаимодействовать и изменять друг друга на основе этого обмена» [7. С. 56]. Формальные аспекты незамкнутости и незавершенности высказывания, определяемые программой, дизайном интернет-страницы, в рамках которой существует пользователь, становятся тем социальным шаблоном, который задает технику высказывания и - как следствие - формат проявления тела в новых медиа.

Новые медиа создают новый тип социального пространства (УТ - виртуальное пространство), которое «интегрируется в повседневную реальность, и все сложнее разграничить эти реаль-

ности» [1. С. 56]. Возникают новые механизмы и ответы на вызовы быстро меняющейся действительности. Так, М. В. Загидуллина пишет о художественных формах коллективного опыта, распространяемых «в виде массового обмена медиажанрами. Здесь сохраняется сущностное определение фольклора (художественность+коллективность) и делается упор на новых формах «устности» (медиажанры)» [3. С. 55]. Надо отметить, что «устность», о которой пишет автор, в формате новых медиа имеет существенное отличие от традиционной фольклорной устности: устная речь с ее ситуативностью и спонтанностью невозможна в чистом виде - она фиксирована, записана, она цифровая в любом случае (видео- или аудиозапись), так как иная ее трансляция в этом типе коммуникации невозможна. Но идею исследователя о том, что пространство, «ландшафт» сообщения «простирается сразу во многих измерениях и не концентрируется в одном месте, а «квантуется» в разнонаправленном и разноосновном коммуникационном пространстве» [3. С. 58], мы будем использовать в нашем исследовании.

Основным направлением трансформации протокола коммуникации в социальных сетях обычно называют девербализацию контента. Е. И. Морозова отмечает, что доступность средств производства медийного контента и способов его передачи, а также запрос аудитории на оперативную, наглядную информацию, направляют вектор изменения формы высказывания прежде всего в визуальную сторону [12]. Текст становится поликодовым, визуальный контент превалирует над текстовым [4]. Если продолжать логику поликодовости, то нужно отметить, что эти коды перестают быть чисто языковыми (вербальными) и выводят высказывания на уровень конструирования телесности - не просто «тела без органов» (в терминологии Делеза и Гваттари), но продукта исторически возникающих социальных и телесных практик.

Любое орудие, которым пользуется человек, есть продолжение или восполнение его тела. Пишущая ручка - продолжение руки, автомобиль - ног. Речь - более сложный инструмент, дополняющий жизнь человека во времени: это и отчет о прожитом, и воспоминания о прошлом, и планы на будущее. Когда в нашу жизнь пришел интернет, мы получили еще один вариант техники работы с телом, еще одно его продолжение. Новая телесность - еще один культурный формат, активно развивающийся и требующий своего осмысления.

Сразу оговоримся, что нашим объектом исследования является не весь интернет во всем его многообразии, а только тот его сегмент, к которому относятся социальные сети. Социальные сети медиа можно сравнить с нервной системой. Так считает Д. Соколов: «Маршал Маклюэн назвал бы это нервной системой. С приходом человека в интернет, его нервная система вышла за пределы человеческого тела. Теперь она находится вне тела человека» [15]. Кроме того, в рамках данной статьи мы ограничили феномен социальных сетей двумя наиболее популярными сетями Рунета (Вконтакте и Фейсбук), а в пределах самих сетей - новостной лентой. Это сделано потому, что новостная лента - это первое, что в сегодняшнем формате этих двух ресурсов появляется на экране при загрузке страницы, пространство, с которого начинается сетевой социум (это, если продолжать метафору нервной системы, «спинной мозг», управляющий всей системой профиля пользователя в социальной сети). А также потому, что это пространство, которое предназначено для присутствия человека в сетях именно как субъекта публичного, а следовательно, является наиболее выразительным примером новой структуры сообщения.

Телесность человека в виртуальности социальных сетей, таким образом, определяется структурой его присутствия в этом пространстве, способами его взаимодействия с другими пользователями, в этом проявляется, так сказать, техника конструирования телесности пользователя. Понимая, что заявленная нами тема чересчур объемна для рамок одной статьи, остановимся здесь только на описании этой техники - структуры телесности (социального присутствия человека) в социальных сетях.

Прежде всего уточним, что термин «телесность» обозначает тело человека, преобразованное социальными и культурными практиками в «протокол коммуникации», реализуемый как самим пользователем, так и его «собеседниками». Следовательно, структура протокола коммуникации и структура телесности идентичны.

Д. Соколов, сравнивая стартовые страницы «Фейсбука» и «ВКонтакте» еще на заре существования этих сетей, отметил, что они репрезентируют пользователя разными способами. Основываясь на классификации М. Маклюэна в работе «Понимание медиа», он относит первые варианты структуры «ВКонтакте» к «холодным» медиа, которые заставляют посетителя сайта погружаться

в данные анкеты, домысливать и анализировать то, что представлено на странице пользователя: «Сама социальная сеть направлена не на общение, она эгоцентрична (еще раз оговоримся, что материал был написал в тот момент, когда, заходя на страницу «ВКонтакте», пользователь попадал на страницу профиля. Сейчас пользователь попадает на страницу ленты новостей. - ред.)» [16]. Если средство коммуникации построено на процессе достраивания личности (стартовой личной страницы), то у посетителя страницы включаются интерес исследователя: «Личность и персона - это холодное средство коммуникации, ведь можно создать профиль так, что наблюдатель увидит только внешнее, но заметит, что глубже находится намного больше - то, что не выражается в сети» [16].

«Фейсбук» сразу вводит пользователя в поток чужих сообщений на его собственной странице: мы сразу выходим в сетевой социум, в мозаичное, составленное программой пространство как на рыночную площадь. Это «горячее» пространство заставляет пользователя включаться в обсуждение или размещать свои посты (делать новые или делиться уже созданными), чтобы обозначить свое присутствие в сети. В последние дни активно обсуждаются очередные новшества «Фейсбу-ка», определяющие порядок показа новостей на странице: «Facebook радикально изменил свой алгоритм, чтобы поощрить пользователей сосредоточиться на «важных контактах», а не просто на листании сайта» [2]. Сообщается, что «Facebook снизит приоритет публикаций от брендов и прессы. Соцсеть теперь будет акцентировать внимание пользователей на постах от их родственников и друзей» [9]. Программа будет ставить вам в ленту тех пользователей, сообщения которых вызвали ваш интерес: вы их просмотрели, поставили лайк, сделали перепост и даже поучаствовали в обсуждениях. В связи с этим в ленте даже появился ряд постов, призывающий как можно больше «друзей», отметиться в обсуждениях чтобы «не потеряться в сети» (см, например, рис. 1):

Ф Как K4t*»OTittJliQültnGH ' {ji Ы fl rtOfliSMiHf".IH + = „ fil X

я e wWY.rssebMft.Mni (3) Anastasia Tsib* j? Q * ^ # ü Sfä ±

^JUlUbJ rilbU — U

Ж — с-

ftöl tMWMM. й Ч№ rwi» tn |K>V HS*«1« SFfyfW Л тут ар дои Ц0П gnr T-irnJi кл

u№Mii*J Г^жадмнквдъ M-fliOiwpervsril ftfff

* «»«И И Г« )•» ОРДО* в c*Of«i JWfOt

Elb -1ЙСМ. DifZ^-i- Of^K И Töi! «Л IK^pM I

TüflQ!" ДЩ1М ПРОСТОЙ T«.T С ЭДЖМ^О I

Etrtu *ы «Orlu ПйтА/Vikr* ¿ДйЛАнГ* Im'i I

i 4JU,.4i.4;w гщкгa rtpptu*

■■Л/ЩНЛ! Л-Ы Mi. пп>ШИ< чинпл Чри

больше-? мс в»нмс(р»1»с1в«" с rwflpw тчч

д:^ Mri памлмтся ь ышм) л*йт* НЖКТКЙ Б wiMHCw £луч*а ГжмкяА

J*r*tKK* rvjewuen BW В пум**.. инр Mwrg I [•WWftM^irH'« cc KW*

Лавнлуйсщ схсмируйго и •станьте jnd m ст»мр I

S I

- С [YJS Pj IsJ - *

Рис. 1. Скриншот «Фотографии страницы Anastasia Tcibik». Фейсбук

«Фейсбук» (и нынешний вариант «ВКонтакте» также) вынуждает пользователя присутствовать в сети, регулярно продуцировать себя в виде текстов, если он хочет быть проявленным в пространстве. Человек отформатирован программой в пространстве медиа так же, как в физическом теле его жизнь определена биологическими алгоритмами, однако здесь мы наблюдаем существенное отличие: алгоритм программы - это всегда политика программиста и «хозяина» сети. «Так сложилось, что за последние пару лет я успел поучаствовать в разработке нескольких социальных сетей. Главная задача, которую приходилось решать в каждом из этих проектов, заключалась в формировании новостной ленты пользователя. Причём важным условием была возможность масштабирования этой ленты в условиях роста числа пользователей (точнее, числа связей между ними) и, как следствие, - количества контента, который они деливерят друг другу», - пишет один из разработчиков новостных лент [20]. Лента «масштабирует» пользователя. Любая новостная лента в социальной сети сделана так, что частью вашей страницы становятся чужие сообщения, а ваши сообщения - соответственно - становятся частью других новостных

лент: «...любая новостная лента формируется из активности пользователей, с которыми мы дружим (либо которых мы фолловим / читаем / etc). Следовательно, задача формирования ленты -это задача доставки контента от автора его фолловерам» [20].

Разработчики ленты обеспечивают сервис контента и сервис ленты. Они же вынуждают пользователя выступать одновременно и создателем контента (автором), и его читателем (подписчиком). Сервис контента - это способ агрегации того материала, который размещают пользователи. Виды контента разнообразны: картинки, коубы, разнообразные видео, текстовые статусы и пр. Кроме этого, необходимо назвать репосты, комменты, лайки, тегирование пользователей на вышеупомянутых текстах, фото, видео. Сервис ленты обеспечивает доставку контента одного конкретного пользователя его подписчикам (фолловерам). Принципы формирования конкретной новостной ленты для конкретного пользователя, ее хранение и обновление обеспечиваются именно разработчиками и становятся «биологическим» форматом нашего присутствия в этой ленте, границами нашего виртуального тела. В самом общем виде основной принцип можно представить так: запись пользователя дублируется в ленту каждого его подписчика, а на его собственной странице присутствуют чужие посты - как часть его сугубо личного пространства, профиля (причем видимая только ему). Получается, что новостная лента - это «другие» в моей медиа-жизни, или почти марксистская объективация качеств, результатов деятельности и отношений человека: «... продукты деятельности отчуждаются от индивидов, выходят из-под власти индивидов и целых социальных групп, будучи их порождениями, начинают как будто бы вести независимое существование и выступают как навязанные либо другими людьми, либо сверхъестественными силами» [13]. В качестве других людей и сверхъестественных сил в нашем случае выступают другие пользователи и разработчики программы.

При этом отчуждение контента направлено на реализацию целей не столько автора страницы (производителя контента), сколько его фолловеров (Маркс: «Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей» [11]). Другими словами, мое сообщение, репрезентуя меня как его создателя, становится частью новостной ленты моих подписчиков.

Одним из показателей популярности той или иной личности в социальных сетях среди прочих является количество подписчиков. Рейтинги страниц, блогов выстроены на двух ключевых показателях - количество подписчиков и их активность [см., например: http://riabloggers. ru/bloggers/1]. Количество подписчиков - это «география» новостных лент, где появляются посты блогера. Чем больше их число, тем больше людей увидят пост, возможно, отреагируют на него - проявят активность (просмотрами, комментариями, репостами, лайками, переходами по ссылкам, переходом на страницу блоггера и т. д.). Так, у одного из самых популярных блогеров Рунета Varlamov.ru, по данным Livedune, на 07.02.2018 второе место по перечисленным выше показателям (см. рис. 2). Формула расчета - коммерческая тайна сайта, но авторы сайта обновляют рейтинг Топ-100 ежедневно [19].

| |

Рис. 2. Скриншот «Статистика блогера Varlamov.ru на 7 февраля 2018 года

по версии Livedune»

Не менее важным показателем является и активность самого блогера: количество постов, частота выкладки постов, динамика набора подписчиков, а также присутствие в разных социальных сетях, например, РИАБ при составлении рейтинга учитывает статистику блогера в шести сетях - «ВКонтакте», «Твиттер», «Фейсбук», «Инстаграм», «ЖЖ» и «Ютуб». Все эо подвижно, меняется не просто каждый день, но каждый час.

Однако большинство пользователей не стремятся стать блогерами. Они менее активны в создании новых постов и предпочитают листать ленту, делиться записями с друзьями, общаться в комментариях, нежели регулярно производить новые сообщения в ленте. Однако комментарии к постам и репосты - это тоже создание нового контента, которое является не менее важным в присутствии пользователя в пространстве сети. Лайк или репост являются жестами присваивания чужого поста. Так, например, 278 перепостов и 916 лайков рисунка Тани Задорожной (см. рис. 3) не просто отмечают показы этого поста в ленте фолловеров, но вписывают фоллове-ров в этот пост: либо в списке поставивших лайк, либо в списке поделившихся.

О Понос ВДОС«« по МПрог | + (1) РхкОи* = _ б> X.

«- Я Й {1) РйсеСнжА В * * в: Л МП -5 ±

иоД о |

Нлтл м*сл#м< ^ Твпуа гпиоиигЬнулул добнил-а 2 ню вы:« фето * Ф Еиегш ЕхраЛЫ УяраИаяа ^

ш Лекта новостей наргксеала ¡тебе паиятср

О М«*лдег быстры* ссылки

© Эфф«*ту|»чая кц

О ивитр- провл«« ау

есгомчим гмгс-а | Мггщ^мвеада Интересное

Ф Группы

яи мажмр!** * Еще... Создать

Рекламу Страницу Гругпу Мероприятие-

нслопыованхи Ретама Выбор рмпмш ■Ьмлы «сводив» Ещс-РмсЬм* О 201В

К^^иыетэрлм 9 Перепоет*: Коммектлрин ($> Подапнтьс»

I Ольга Романова

<г у важна »-'ч*»-

Рис. 3. Скриншот «Пост Тани Задорожной на «Фейсбуке» от 07.02.2018»

Кроме того, «Фейсбук» ведет статистику активности каждого пользователя и при желании можно составлять не только рейтинги самых активных блогеров, но «лайкеров» или комментаторов. Социальная сеть время от времени озвучивает эти частные рейтинги, создавая ролики, инфографику и пр. к различным датам. Например, в одном из последних роликов к Дню друзей, были данные о том, кто из подписчиков страницы наиболее активен в комментариях, лайках, с кем у пользователя наибольшее количество совместных фото (см. рис. 4).

О Пхщ^нсцй по

( (1) нанлл -

Я с илнп.ЬаЬевЬоил (н¿ггэл.п □ * * № й Ш з 1

f | Поп« (1 ц о © *

оЧ :; сЩ^^Л!

Рис. 4. Скриншот «Видео Натальи ко Дню Друзей»

Еще одно важное свойство новостной ленты заключается в том, что она постоянно обновляется. Пользователям важно видеть новые посты: если таковых нет (сеть «лежит») или посты повторяются, то это вызывает неудовольствие или беспокойство читателей ленты. Очень ярко это проявляется при неполадках в соцсети, как это произошло с «Фейсбуком» в октябре 2017-го. Пользователи не могли открыть ленту новостей и испытывали сложности в авторизацией, и это стало информационным поводом и предметом обсуждения в средствах массовой информации [6].

Пользователи также массово жаловались на странице приложения «Фейсбук» в «Google market», когда новая версия программы после обновления при попытке листать ленту все время возвращалась в начало, заставляя пользователя прокручивать уже просмотренные посты: «...все правы. Все время выносит в начало ленты. раза с третьего вспоминаешь родственников разработчиков» [личный архив авторов статьи].

Интернет заставил человека по-другому структурировать время, сделав основным его измерением не дни и часы, а количество постов, которое он потребляет комфортно: «Садишься за комп, заходишь в ленту, думаешь, что, мол, всего на часок, а потом как посмотришь на часы, оказалось, что прошло три, а то и четыре часа...В «реале» я ещё как-то время контролирую, а здесь оно прямо пролетает незаметно...» [5]. Это означает, что человек, который листает новостную ленту в социальных сетях, будет продолжать это делать не следя за временем, пока будут появляться новые кванты информации, новые посты в этой ленте. Время, проведенное информантом в ленте, зависит от количества новых постов и количества страниц, на которые он подписан и которые показывает ему программа. Как отметил один из наших информантов: «я могу просто залипнуть в Фейсбуке и сижу читаю, вернее, листаю-листаю, потом смотрю: а я уже видела это, а некоторое и вчера. тогда я перехожу в Инстаграм и кручу там, пока опять же не кончатся новые посты. не, старое - эти уже... не читаю, что вчера читала».

Человек, вписанный в новые медиа, привык постоянно быть в потоке информации. Но (и это стало уже общим местом в media studies) структура потребляемой информации претерпела большие изменения: «.люди начали потреблять большое количество небольших квантов информации, и меньшее количество больших текстов... Информацию в интернете пользователи получают маленькими порциями. В сети идут миллионы обрывков текста и картинок» [15; 16]. Нейрофизиолог Сьюзан Гринфилд, исследуя влияние социальных сетей и вообще интернета на работу головного мозга, отмечает, что существует взаимосвязь между навыком мыслить структурно и хронологически последовательно с длительным присутствием человека в социальных сетях. Она пишет, что «люди книги» воспринимают тексты совершенно иначе, чем «людьми экрана». Чтение, письменная речь заставляет человека активно задействовать воображение. Когда же человек смотрит картинки или видео, он воображением почти не пользуется - ему уже доставляются готовые образы [21]. Вербальный текст, неважно, устный или письменный, может только моделировать в сознании реципиента прочие (аудиальные, визуальные, тактильные) ощущения. Читая книгу, человек использует только зрение, он получает доступ к другим чувствам исключительно через видимое слово, т. е. все другие формы восприятия даны в слове, абстракции, все другие феномены окружающего мира человек воображает, используя слово как опору. При пользовании средств коммуникации - компьютера, планшета и т. п. - диапазон задействованных каналов восприятия шире: визуальный, аудиальный. Но при этом поток информации несюжетный, фраг-ментированный постами. В интернете отсутствует хронологическая последовательность. И это не требует от пользователя навыка мыслить последовательно, структурно. Новостная лента все время обновляется, меняется количество просмотров, комментариев. Это означает, что профиль пользователя все время меняется, «мерцает», мозаично, случайно трансформируется. Контакты пользователей, просмотры постов, количество комментариев в просмотренных и написанных ими постах также меняется непредсказуемо. Именно эта подвижность воспринимается пользователями как норма, что можно определить как дисморфоманию - избегание постоянной формы, стремление к постоянному изменению.

Вся история развития коммуникации - это движение от непосредственной телесной коммуникации (жесты, мимика, речь как функция речевого аппарата) к все более фрагментарной, «мерцающей» телесности: от фиксированного письма и печатной коммуникации к постоянно меняющему конфигурации цифровому информационному знаку. И сейчас в социальных сетях телесность

актуализируется в новом статусе. М.Маклюэн написал, что каждое новое медиа, каждая новая технология видоизменяет культуру, определенным образом структурирует человеческий опыт. Медиа подчиняют себе человека: «созерцая новую сущность, человек вынужден становиться ею» [10. С. 88-89]. Пользователи социальных сетей вписывают себя в жизнь, создавая постоянно меняющееся цифровое тело, которое совсем не обязательно будет дублировать реальное Я, но будет являться его необходимой составляющей.

Список литературы

1. Выровцева, Е. В. Мультимедийная история: технология&творчество [Текст] / Е. В. Выровцева // Знак. Проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 5 (22). - С. 51-60.

2. В Facebook заметили, что пользователи стали меньше листать сайт - FT. [Электронный ресурс] // ZN.UA. - Вып. 3-4. - URL: https://zn.ua/TECHNOLOGIES/v-facebook-zametiH-ch-to-polzovateH-staH-menshe-Hstat-sayt-ft-273928_.html (дата обращения 01.02.2018).

3. Загидуллина, М. В. «Ньюслор» и «медиалор»: новостной ландшафт смеховой культуры [Текст] / М. В. Загидулина // Знак. Проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 1 (18). - С. 54-60.

4. Загидуллина, М. В. Изображение vs. Текст в современной коммуникации: синтаксический сахар в обмен на «лайки» [Текст] / М. В. Загидуллина // Русистика и современность. - Katowice: Stowarzyszenie Inicjatyw Wydawniczych, 2017. - С. 241-250.

5. Ивина, Н. Почему в Интернете время летит незаметно??? [Электронный ресурс] / Н. Ивина // Ответы@mail.ru - URL: https://otvet.mail.ru/question/26639734 (дата обращения 02.02.2018).

6. Имаев, В. Пользователи пожаловались на проблемы с Facebook и Instagram В соцсетях не обновляются новостные ленты [Электронный ресурс ] / В. Имаев // Inc. - URL: https://in-cmssia.ru/news/polzovateli-pozhalovalis-na-proWemy-s-facebook-i-instagram-v-sotssetyah-ne-ob-novlyayutsya-novostnye-lenty/ (дата обращения 07.02.2018).

7. Кастельс, М. Власть коммуникации: учеб. пособие [Текст] / М. Кастельс; пер. с англ. Н. М. Тылевич; под науч. ред. А. И. Черных; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 564 с.

8. Красильникова, Ю. Алгоритм ленты Facebook отдаст предпочтение постам друзей и близких [Электронный ресурс] / Ю. Красильникова // Хайтек. - URL: https://hightech.fm/2018/01/12/news_ feed (дата обращения 12.01.2018).

9. Ломейко, А. Цукерберг рассказал об изменениях в формировании ленты новостей в Face-book [Электронный ресурс] / А. Ломейко // Телеканал 360°. - URL: https://360tv.ru/news/nauka_i_ tehnologiya/tsukerberg-rasskazal-ob-izmenenijah-v-formirovanii-lenty-novostej-v-facebook (дата обращения 12.01.2018).

10. Маклюэн, М. Г. Понимание Медиа: Внешние расширения человека [Текст] / М. Г. Маклюэн. -М., 2003. - 464 с.

11. Маркс, К. Отчужденный труд. Запись XXIII [Текст] / К. Маркс // Экономико-философские рукописи 1844 года. - URL: http://www.psylib.ukrweb.net/books/marxk01/txt04.htm (дата обращения 15.01.2018).

12. Морозова,Е.И.Девербализацияконтентавсоциальныхсетях,влияние на жанрысовременной медийной культуры [Текст] / Е. И. Морозова // Знак. Проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 5 (22). - С. 65-69.

13. Отчуждение (философия) [Электронный ресурс] // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Отчуждение_(философия) (дата обращения 01.02.2018).

14. Розин, В. М. Техника и социальность [Текст] / В. М. Розин // Вопросы философии. - М., 2005. - № 5. - С. 95-107.

15. Соколов, Д. Как меняются люди под воздействием медиа? [Электронный ресурс] / Д. Соколов // Cossa. - URL: http://www.cossa.ru/234/13669/ (дата обращения 01.02.2018).

16. Соколов, Д. Различие Facebook и «ВКонтакте» с точки зрения теории Маклюэна [Электронный ресурс] / Д. Соколов // Cossa. - URL: http://www.cossa.ru/234/17269 (дата обращения 01.02.2018).

17. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы [Текст] / М. Фуко; пер.с франц. - М.: Ad Marginem, 1999. - 480 с.

18. Шнаккенберг, Н. Мнимые тела, подлинные сущности: Преодоление конфликтов идентичности с внешностью и возвращение к подлинному Я [Текст] / Н. Шнаккенберг; пер. с англ. - Калининград: Phoca Books, 2017. - 376 с.

19. FAQ: Вопросы и ответы [Электронный ресурс] // Livedune. - URL: https://livedune.ru/faq (дата обращения 07.02.2018).

20. Uaoleg. Проектирование новостной ленты в социальных сетях. [Электронный ресурс] / Uaoleg // Хабрахабр. - URL: https://habrahabr.ru/company/dataart/blog/242593/ (дата обращения 06.02.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Greenfield Susan. Tomorrow's People: How 21st Century Technology is Changing the Way we Think and Feel. - London: Allen Lane, 2003. - 304 p.

COMMUNICATION PROTOCOL»: THE FORMAT FOR BODY MANIFESTATION

IN SOCIAL NETWORKS

Barashkina E. A., Samara National Research University named after academician S. P. Korolev,

Samara, barashkina04@gmail.com

Maslenkova N. A., Samara National Research University named after academician S. P. Korolev,

Samara, nmaslenkova@gmail.com

The authors explore the structure of human behavior in social networks (mostly the case of «Face-book»). «Corporeality» is interpreted as a human body, transformed by social and cultural practices into a «communication protocol». The communication protocol is determined by the user himself, his subscribers and the social network's program code (and the program code of the social network). The formal aspects of a discourse, defined by the program, the design of the Internet page within which the user exists, become that social pattern which determines the technique of statement and, as a consequence, sets the format for body manifestation in New Media.

The structure of the communication protocol and the structure of corporeality are identical. In the most general, the basic principle of constructing the protocol can be described as: a user's statement is duplicated in the News Feed of each subscriber, and on his own page there are other people's posts as part of his personal space, profile. The message, representing its creator, is alienated from him, becomes part of the news feed of other subscribers. The news feed is being updated all the time, the number of views and comments is changing. This means that the user's profile is constantly changing, «flickers», being mosaic, accidentally transformed. The user's contacts, , the number of likes and comments the posts also varies unpredictably. That particular mobility, perceived by users as normal, can be defined as dysmorphomania - the avoidance of a constant form of the body, the desire for constant changes.

In this way, social networks' visitors place themselves into the news feed, creating an ever-changing digital body.

Keywords: social networks, corporeality, «communication protocol», digital body, dysmorphomania.

References

1. Vyrovtseva, E. V. (2016) Mul'timediynaya istoriya: tekhnologiya&tvorchestvo [=Multimedia story: technology & creativity], in: Znak. Problemy mediaobrazovaniya [=Sign. Problems of media education], no. 5 (22), pp. 51-60. (In Russ.).

2. V Facebook zametili, chto pol'zovateli stali men'she listat' sayt - FT. [=Facebook noticed that users began to flip through the site - FT], available at: https://zn.ua/TECHNOLOGIES/v-facebook-zametili-chto-p.., accessed 17.05.2017. (In Russ.).

3. Zagidullina, M. V. (2016) «N'yuslor» i «medialor»: novostnoy landshaft smekhovoy kul'tury [=«Newsweek» and «Medialor»: news landscape of laughter culture], in: Znak. Problemnoe pole mediaobrazovaniya [=Sign. Problem field of media education], no 1 (18), pp. 54-60. (In Russ.).

4. Zagidullina, M. V. (2017) Izobrazhenie vs. Tekst v sovremennoy kommunikatsii: sintaksicheskiy sakhar v obmen na «layki» [=Picture vs. The text in modern communication: syntactic sugar in exchange

for «husky»], in: Rusistika i sovremennost' [Rusistics and Modernity], Katowice: Stowarzyszenie Inicjatyw Wydawniczych, pp. 241-250. (In Russ.).

5. Ivina, N. Pochemu v Internete vremya letit nezametno??? [=Why on the Internet time flies imperceptibly???], available at: https://otvet.mail.ru/question/26639734, accessed 02.02.2018. (In Russ.).

6. Imaev, V. Pol'zovateli pozhalovalis' na problemy s Facebook i Instagram V sotssetyakh ne obnovlyayutsya novostnye lenty [=Users complained about the problems with Facebook and Instagram In social networks, news feeds are not updated], available at: https://incrussia.ru/news/polzovateli-pozhalovalis-na-problemy-s-facebook-i-instagram-v-sotssetyah-ne-obnovlyayutsya-novostnye-lenty, accessed 07.02.2018. (In Russ.).

7. Kastel's, M. (2016) Vlast'kommunikatsii: Uchebnoe posobie [ =The power of communication: study book ], Moscow, 564 p. (In Russ.).

8. Krasil'nikova, Yu. Algoritm lenty Facebook otdastpredpochtenie postam druzey i blizkikh [=The algorithm of the Facebook tape will give preference to the posts of friends and relatives], available at: https://hightech.fm/2018/01/12/n, accessed 12.01.2018. (In Russ.).

9. Lomeyko, A. Tsukerberg rasskazal ob izmeneniyakh v formirovanii lenty novostey v Facebook [=Zuckerberg spoke about the changes in the formation of the news feed in Facebook], available at: https://360tv.ru/news/nauka_i_tehnologiya/tsukerberg-rasskazal-ob-izmenenijah-v-formirovanii-lenty-novostej-v-facebook, accessed 12.01.2018. (In Russ.).

10. Maklyuen, M. (2003) Ponimanie Media: Vneshnie rasshireniya cheloveka [=Understanding Media: the Extensions of Man], Moscow, 464 p. (In Russ.).

11. Marks, K. Otchuzhdennyy trud. Zapis' XXIII [=Alienated Labor. Recording XXIII], in: Ekonomiko-filosofskie rukopisi 1844 goda [=Economic and Philosophical Manuscripts of 1844], available at: http:// www.psylib.ukrweb.net/books/marxk01/txt04.htm, accessed 15.01.2018. (In Russ.).

12. Morozova, E. I. (2016) Deverbalizatsiya kontenta v sotsial'nykh setyakh, vliyanie na zhanry sovremennoy mediynoy kul'tury [=Deverbalization of content in social networks, influence on genres of modern media culture], in: Znak. Problemnoe pole mediaobrazovaniya [=Znak. Problem field of media education], no. 5 (22), pp. 65-69. (In Russ.).

13. Otchuzhdenie (filosofiya) [=Alienation (philosophy)], available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Otchuzhdenie_(filosofiya), accessed 01.02.2018. (In Russ.).

14. Rozin, V. M. (2005) Tekhnika i sotsial'nost' [=Technique and Sociality], in: Voprosy filosofii [=Questions of Philosophy], no 5, pp. 95-107. (In Russ.).

15. Sokolov, D. Kak menyayutsya lyudi pod vozdeystviem media? [=How do people change under the influence of the media?], in: Cossa, available at: http://www.cossa.ru/234/13669, accessed 01.02.2018. (In Russ.).

16. Sokolov, D. Razlichie Facebook i «VKontakte» s tochki zreniya teorii Maklyuena [=Facebook Difference and VKontakte from the point of view of McLuhan's theory], in: Cossa, available at: http:// www.cossa.ru/234/17269, accessed 01.02.2018. (In Russ.).

17. Fuko, M. (1999) Nadzirat' i nakazyvat'. Rozhdenie tyur 'my [=Supervise and punish. Birth of the prison], Moscow, 480 p. (In Russ.).

18. Schnackenberg, N (2017) Mnimye tela, podlinnye sushchnosti: Preodolenie konfliktov identichnosti s vneshnost'yu i vozvrashchenie kpodlinnomu Ya [=False bodies, true selves: Overcoming conflicts of identity with appearance and returning to the true Self], Kaliningrad, Phoca Books, 376 p. (In Russ.).

19. FAQ: Voprosy i otvety [=FAQ: Questions and answers], in: Livedune, available at: https:// livedune.ru/faq, accessed 07.02.2018. (In Russ.).

20. Uaoleg. Proektirovanie novostnoy lenty v sotsial'nykh setyakh [=Uaoleg. Designing a news feed in social networks], in: Habrahabr, available at: https://habrahabr.ru/company/dataart/blog/242593/, accessed 06.02.2018. (In Russ.).

21. Greenfield, S. (2003) Tomorrow's People: How 21st Century Technology is Changing the Way we Think and Feel. London, Allen Lane, 304 p.

Барашкина Елена Александровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева, Самара.

barashkina04@gmail.com

Масленкова Наталья Александровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии и культурологии, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева, Самара. nmaslenkova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.