Научная статья на тему 'Протодизайн и цвет в керамике Казахстана'

Протодизайн и цвет в керамике Казахстана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
748
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗЦОВ / ДЕКОР ГЛИНЯНОЙ ГЛАЗУРИРОВАННОЙ ПОСУДЫ / SIGNIFICANCE CULT OF PATTERNS / DECOR OF GLAZE POTTERY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Турганбаева Ш. С.

В статье рассматривается вопросы становления, формирования и поэтапного развития форм и колорита керамики характеризующегося органично найденной совместимостью материалов и технологий, гармоничностью протодизайна, эргономичностью изделий. Эстетические характеристики в декоре керамики сочетались с культовой значимостью узоров. Красочное и многоцветное колористическое решение керамики символизировало многообразие мира. О доминировании актуальности бирюзового и синего цветов, столь типичных для казахской архитектурной и посудной керамики, связанных с древнейшей местной религией тенгрианством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTODESIGN AND COLOUR IN CERAMICS OF KAZAKHSTAN

The article is examined questions of formation, forming and step by step development of forms and coloring of ceramics of that characterizing by the organically obtained compatibility of materials and technologies, by the harmony of proto-design, by the ergonomic quality of articles. Aesthetical characteristics in the decor of ceramics were combined with the cult significance of patterns. The colorful and multicolored coloristic solution of ceramics symbolized the variety of peace. On the domination of the urgency of the turquoise and dark-blue colors, so typical for the Kazakh architectural and dish ceramics, connected with the earliest local religion tengrianst.

Текст научной работы на тему «Протодизайн и цвет в керамике Казахстана»

УДК: 687.01

Turganbaeva Sh. S. PROTODESIGN AND COLOUR IN CERAMICS OF KAZAKHSTAN. The article is examined questions of formation, forming and step by step development of forms and coloring of ceramics of that characterizing by the organically obtained compatibility of materials and technologies, by the harmony of proto-design, by the ergonomic quality of articles. Aesthetical characteristics in the decor of ceramics were combined with the cult significance of patterns. The colorful and multicolored coloristic solution of ceramics symbolized the variety of peace. On the domination of the urgency of the turquoise and dark-blue colors, so typical for the Kazakh architectural and dish ceramics, connected with the earliest local religion - tengrianst.

Key words: significance cult of patterns, decor of glaze pottery.

Ш.С. Турганбаева, канд. ист. наук, специалист по творческому развитию и международным связям Академии дизайна и технологии «Сымбат», г. Алматы, E-mail: Shahizada08@ mail.ru

ПРОТОДИЗАЙН И ЦВЕТ В КЕРАМИКЕ КАЗАХСТАНА

В статье рассматривается вопросы становления, формирования и поэтапного развития форм и колорита керамики характеризующегося органично найденной совместимостью материалов и технологий, гармоничностью протодизайна, эргономичностью изделий. Эстетические характеристики в декоре керамики сочетались с культовой значимостью узоров. Красочное и многоцветное колористическое решение керамики символизировало многообразие мира. О доминировании актуальности бирюзового и синего цветов, столь типичных для казахской архитектурной и посудной керамики, связанных с древнейшей местной религией - тенгрианством.

Ключевые слова: культовое значение образцов, декор глиняной глазурированной посуды.

Первые сведения о появлении керамики на территории Казахстана относятся к эпохе новокаменного века - неолита (У-Ш тыс. лет до н.э.), когда произошли революционные сдвиги в истории человечества - переход от присваивающего хозяйства (собирательство и рыболовство) к производящему (земледелие и скотоводство). В качестве примера можно привести неолитическую стоянку Кульсары, обнаруженную казахскими археологами в 1989-1990 гг. в Атырауской области [1, с. 65], где среди множества найденных артефактов имелись фрагменты примитивной керамики без орнамента, если не принимать во внимание вдавленные горизонтальные линии. Пещерная стоянка Караункур, открытая известным археологом Х.А. Алпыспаевым, также датируется неолитом (ІУ-ІІІ тыс. до н.э.). Караункур дал традиционный для таких месторождений материал - очаги и кострища, а рядом с ними -кости медведя, оленя и других животных. Обнаружены и круглодонные керамические сосуды, покрытые красной краской и орнаментированные зубчатым штампом [2, с. 27].

Богатый материал по керамике был получен известным советским археологом С.П. Толстовым при археологических изысканиях на территории древнего Хорезма. Он установил, что в период неолита превалировала серая и красная лощеная посуда, также как и казахстанская - без орнамента [3, с. 33], встречалась оранжевая раскраска сосудов, желтая и черная [4, с. 78].

В эпоху бронзового века на территории Казахстана получила распространение так называемая андроновская культура. В этот период земледелие было одной из ведущих форм хозяйства, что предопределило оседлый образ жизни андро-новцев, повлекший за собой соответствие формы предметов условиям жилищ стационарного характера. Перманентный процесс совершенствования форм изделий происходит в аспектах нарастания эргономичности, приспособленности к специфике жизненного уклада, что позволяет им, в свою очередь, способствовать развитию быта и культуры древних насельников Казахстана в целом. Андроновская керамика (XVI -XI вв. до н.э.) показывает, какого уровня достиг орнамент в архаичном искусстве. Основная особенность декора андро-новской керамики всех периодов - четко выраженная геометричность. На смену грубым сосудам каменного века, в основном яйцевидной формы, пришли плоскодонные горшки и кружки баночного типа, богато орнаментированные геометрическими линиями в виде зигзагов, ромбов, прямоугольников [5, с. 26]. При этом структурные элементы, оставляющие

декор в целом, немногочисленны, и образуют основные группы: разновидности треугольников, линейно-горизонтальных построений, родственных 7- и Б-образных компонентов. Уже в раннем периоде андроновской культуры, при наличии отмеченных составных элементов в декоре, сложились традиционные и для последующих периодов основные принципы декорирования и композиционная система. Так, декор первой группы форм строится на строгой последовательности 2-х ярусов - верхний, как правило, из рядов треугольных, а нижний на сочетании 7- и Б-образных элементов. Разделяются ярусы прямыми или волнистыми линиями. Ниже этой основной части декора, часто и на донцах сосудов, располагаются солярные знаки в виде перекрестий двух 7-образных фигур.

Таким образом, принципы декорирования, основанные на последовательном сочетании определенно построенных рядов и элементов, образуют 3-х частную структуру композиционного строя декора [6, с. 53]. Между тем хорезмийская керамика сохранила прежнее колористическое решение - нанесение красноватой или желтоватой краски [3, с. 56].

Значительный вклад в исследование древней керамики Туркестана внесла Е. И. Агеева [7, с. 65], которая на основе массива керамических изделий среднего течения Сырдарьи и Каратау, найденных в результате археологических раскопок древних городищ, осуществила периодизацию археологической керамики по группам: скифско-сарматская (VI - III века до н.э.), кангюйско-хорезмская (IV век до н.э. - I век н.э.) и кушанская (I - V века). Ею были выделены также комплексы VI - IX веков, X - XI веков и монголо-тимуридская XIII - XVI веков.

Анализ исторических и искусствоведческих исследований по данной проблеме [8, с. 99] позволил нам выявить цветовые и формообразующие предпочтения в оформлении керамических сосудов указанных периодов.

В скифско-сарматский период (VI - III века до н.э.), знаменовавший начало железного века, были обнаружены круглодонные керамические сосуды, покрытые красной краской и орнаментированные зубчатым штампом [9, с. 87]. Керамика Хорезма аналогичного казахстанскому архаического периода, согласно периодизации С. П. Толстого, покрывалась светлым беловатым или желтоватым, красным ангобом, изредка попадалась серая поверхность [3, с. 69, 78].

В кангюйско-хорезмский период (IV век до н.э. - I век н. э.) наблюдался расцвет керамического производства: заметно усовершенствовалась техника выделки сосудов, изменился

их внешний облик. Характерные для предыдущего периода лишенные орнамента примитивные по форме сосуды постепенно вытеснялись изделиями более высокого мастерства, пропорциональных форм, с тщательной внешней отделкой, яркой росписью. Доминировало нанесение светлого, розоватого, красно-коричневого и коричневого ангоба или лака, реже черного лака или зеленовато-белого ангоба. Некоторые сосуды имели роспись красной, коричневой и черной красками по светлому фону [4, с. 117].

Для кушанской керамики (I - ІУ века) характерно окрашивание коричнево-красной и черной красками [4, с. 19]. Аналогичная хорезмийская керамика снаружи покрывалась светло-беловатым или красно-коричневым ангобом. У светло-ангобированных сосудов венчик и шейка часто окрашивались коричневой или красно-коричневой краской. Надо отметить, что роспись была только на сосудах, сохранивших в почти неизменном виде характерную для кангюйского времени форму, пережиточную, хотя и довольно распространенную для кушанского комплекса [3, с. 150].

УІ - ІХ века представлены посудой из Сырдарьи и Кара-тау [4, с. 20], Тараза [5, с. 98]. Она ангобирована красным цветом или орнаментирована. Орнаментированные керамические дастарханы, широко бытовавшие в прикладном искусстве Семиречья и Южного Казахстана УІІ - ХІІІ вв., представляют большой интерес как характерные образцы творчества народных мастеров [10, с. 65]. Форма столешниц, их диаметр обусловлены формой и размером дисков, на которых они изготовлялись. Дастарханы выполняли две функции: с одной стороны, их использовали как столики, а с другой - в качестве декоративного элемента интерьера средневекового дома [11, с. 97]. Основной особенностью протодизайна дастарханов является их эргономичность, многофункциональность, сочетание рельефных и барельефных форм декора. Искусство декорирования предопределило доступную технологию нанесения пальцами вмятин, использования самых различных штампов, острых предметов, с помощью которых появлялись волнистые и прямые линии, украшения ангобом. Применялся красный ангоб, а также различные тона светлых ангобов с белым, серым, кремовым оттенками.

Цветовая палитра хорезмийской керамики пополнилась зеленым цветом: сосуды покрывались беловато-зеленоватым, желтовато-зеленоватым или серовато-зеленоватым ангобом (зелёный - соединение земного и небесного начала, он символизировал расцвет природы, олицетворял Рай, жизнь, бережное отношение к листьям деревьев, к зеленой траве).

X - ХІІ вв. характеризуются подлинным расцветом гончарного ремесла. Керамический «ренессанс» - это в первую очередь появление глазури, надглазурных и подглазурных росписей, внесших в керамику гораздо более значительное цветовое разнообразие и возможности декорирования.

В декоре глазурированной керамики наблюдается буйство растительных мотивов: стилизованные цветочные букеты и пальметты, лиственные побеги, вихревые розетки. Отдельная группа посуды - с плетенками, абстрактным геометрическим декором, в виде живописно раскиданных по полю треугольников, прочерченных легко, от руки, центрических композиций с сеточным заполнением фона. Встречаются также блюда со стилизованной арабской эпиграфикой. Ареал распространения посуды с такими узорами - Хорезм, Ферганская долина, Южный Казахстан, Таласская долина, Тараз.

По данным Е. И. Агеевой, часть посуды Сырдарьи и Ка-ратау украшалась прорезным орнаментом в виде зигзага, желтым или красным лощением. Чаши типа пиалы украшены толстым слоем многоцветной росписи: красного, голубого, зеленого, коричневого, светло-желтых тонов [8, с. 30]. Характерной также является палитра керамики поселения Акбулак Ордабасинского района Южно-Казахстанской области, датируемое эпохой Караханидов. Здесь были найдены тазики-тагара, украшенные прямыми концентрическими и волни-

стыми линиями по внешней поверхности, покрытые ангобом светло-коричневого цвета. Туваки (туалетные сосуды) имели форму в виде высокого усеченного вверху цилиндра с очень широким плоским венчиком, украшались красным ангобом и лощились. Светильники-чираги покрывались глазурью белого и зеленого цветов с подглазурной росписью эпиграфикой (коричневой краской по белому фону) [5, с. 60-61].

Рассмотренные выше сосуды относились к хозяйственнобытовой группе, более разнообразна была столовая керамика, изготовленная только на гончарном круге и подразделяющаяся на поливную и неполивную. Горшки декорировались коричневым ангобом с прочерченным орнаментом. Чайникообразные сосуды были покрыты ангобом светло-серого цвета и расписаны сверху темной ангобной краской. Поливная керамика была покрыта качественной прозрачной глазурью. Цветовая гамма подглазурной росписи тарелок состояла из темнокоричневых (почти черных) и белых колеров, чаши были расписаны также красно-коричневым, зеленым и белым колерами. Горшки были украшены поливой зеленой, коричневой и белых цветов [5, с. 62]. Представленная керамика свидетельствовала о расцвете гончарного производства в государстве Караханидов, в особенности высоким качеством отличались глазурированные изделия по показателям качества глазури, широкого спектра цветовой гаммы декора. Керамика древнего Тараза также была отмечена высоким качеством глазури и разноцветьем палитры красок [5, с. 98].

Наиболее многочисленными и могущественными племенами Центральной Азии были кипчаки и карлуки, памятники искусства которых были найдены при раскопках древних городищ Южного, Центрального Казахстана и Семиречья. В ходе многолетних исследований здесь найдена своеобразная керамика, по технике изготовления и стилистическим приемам сходная с керамикой западных кипчаков, оставивших следы своего пребывания в Саксине (Волжское низовье), Шу-рухане и Саркеле.

Чаши кипчаков более изящны, на массивном кольцевом и дисковом поддоне. Борта прямые, удобные для питья. Цвет росписи от светло- до темно- фиолетового. Орнамент в виде волнистых линий, спиралей и поясков из звездочек, часто встречаемых на бронзовых изделиях. В Сауране и Сузаке встречаются миниатюрные чаши, окрашенные бирюзой и марганцем [12, с. 82].Найденные сосуды отличаются разнообразием форм и декора. Ручным ленточным способом изготавливались горшки, расширяющиеся к горловине. Цветовая гамма темно-серого, красновато-коричневого или коричневого цветов.

Наиболее характерной для этой эпохи в древнем Хорезме становится, как и в Мавераннахре, Иране, Азербайджане, поливная керамика с подглазурной росписью в теплой гамме, коричневыми, красными, желтыми, зелеными тонами по белому или желтоватому фону [4, с. 238]. Сосуды, покрытые бесцветной поливой, украшались полихромной (преимущественно красного и коричневого цветов) росписью [3, с. 265].

Керамика ХІІ - ХІІІ веков - позднекараханидская, раннемонгольская. Сосуды покрыты красным или темнокоричневым ангобом, обжиг слабый [4, с. 22], по красному ангобу роспись белыми красками с последующим покрытием зеленой поливой. На светло-зеленой поливе полихромные росписи темно-коричневого, красноватого, зеленого цветов. По белому ангобу коричневатая зеленая и красноватая краска. Для Хорезма была характерна бирюзовая поливная керамика и серая, черная неполивная, отражавшая архитектурный декор того времени [4, с. 285]. Поливная керамика дополнялась росписью красного, лиловато-коричневого зеленого и лимонножелтого цветов, но основные цвета - красный и коричневый. Неполивные изделия красноватого или кремового обжига облицованы снаружи светлым ангобом кремового оттенка и прочерченным линейно-волнистым узором, численно незначительную группу составили изделия серого обжига с серым

ангобным покрытием (серый цвет - цвет смены времен, вместе с красным он предшествует возникновению каждой новой культуры) [13, с. 64].

В монголо-тимуридский период (XIII - XV вв.) цветовые приоритеты меняются: встречается белая и зеленая, шероховатая, с пузырьками, а также бирюзового цвета полива самых различных оттенков - от светлого до темного, и с рисунками в основном растительного характера [4, с. 23]. Монгольское завоевание привело к гибели значительной части производительных сил региона, что отразилось на всех отраслях хозяйства, в том числе и на керамическом производстве. Однако Хорезм, вошедший в состав Золотой Орды, вскоре стал играть заметную роль в экономике и культуре, поэтому керамика Хорезма, по-прежнему, отличается тонкой техникой производства и сохранением декоративно-орнаментальных традиций. Неполивная хорезмийская керамика была преимущественно серой - серого обжига и облицована темно-серым или черным ангобом, изредка встречался красный ангоб [4, с. 302]. Поливная керамика покрывалась бесцветной или окрашенной поливой (зеленовато-черная, синяя, бирюзовая, молочнобелая) и ангобной подгрунтовкой, черной росписью [4, с. 322]. Наружная сторона чаш не покрывалась глазурью, а закрашивалась красным ангобом. В росписи превалировали красный, коричневый, черный и зеленый цвета. Причем, при ярком фоне (бирюзовый, синей) применялась черная роспись, а при бесцветной поливе употреблялись зачастую светлые тона для росписи - белый, зеленый с вкраплениями более ярких тонов (синий и пр.).

Керамика XV - XVII вв. по своему качеству стоит значительно ниже керамики предшествовавшего времени, что было связано с периодом политической раздробленности, разрушительными набегами эмира Тимура. Неполивные изделия массивны, а выделка их груба, полива на сосудах непрочно соединена с поверхностью и легко от нее отслаивается. Неполивные изделия характеризуются в основной своей массе кремовым и красноватым обжигом и покрыты ангобом зеленовато-желтоватого, кирпичного, кремового, розоватого цветов с росписью красновато-коричневым, темным ангобом. Полива встречается и бесцветная, и окрашенная в темно-голубой, зеленовато-бирюзовый и зеленый цвета, роспись - темная, бирюзовая, красная, синяя, подражавшая росписи китайских фарфоровых изделий типа «кобальт» [4, с. 334].

Керамика с синим декором по белому фону возникла в конце XIV века и сохранялась весь XV век как подражание китайскому фарфору типа «кобальт», как дань и веяние моды. Ее редкость, дороговизна и повышенный спрос поставил ее в ряд товаров на импорт. В хорезмийском керамическом комплексе наиболее часто встречается ангоб зеленоватожелтоватого, кирпичного, кремового цветов, роспись красным и темным ангобом.

В эпоху развитого средневековья в Казахстане центром гончарного производства был Отрар (XVI в.). При раскопках на старом городище были найдены остатки печей, в которых обжигали керамические изделия и покрывались глазурью голубых, синих, белых, зеленых и коричневых тонов [12, с. 64]. Известен также сосуд с изображением фигур животных. Он имеет поливу темно-зеленого и беловатого цветов и роспись кобальтом.

Детальный анализ декора керамики показывает сильную приверженность традициям, что проявилось в доминировании на протяжении всех рассмотренных исторических отрезков красного ангоба или его вариаций (красно-коричневого, розоватого), а также неуклонный рост инноваций не только в области техники производства, но и в области декорирования. В ранние периоды бытовала неполивная керамика, покрытая ангобом - красным, розовым, серым, желтым, зеленым различных оттенков. Изредка встречались чернолощеные изделия. По светлому фону роспись наносилась красной, коричневой и черной красками. К X в. на территории Казахстана по-

является техника поливной керамики с подглазурной росписью преимущественно черными, красными, коричневыми, зелеными, желтыми цветами. Причем, наряду с бесцветной глазурью применялась зеленовато-черного, зеленоватобирюзового и зеленого, темно-голубого, синего, бирюзового, молочно-белого цветов (священный, белый цвет олицетворяет сам ислам, символизируя чистоту помыслов и поступков). Надо отметить однотипность казахстанской и хорезмийской керамики в отношении формы, состава глины и цветового декорирования, что свидетельствует о единой культурной традиции и интенсивных торгово-экономических связях. В целом, цветовая палитра керамики отличалась в известной мере сдержанностью, в качестве ангобного покрытия не использовались слишком яркие цвета (за исключением красного), а преимущественно светлых оттенков. Красочность керамики нарастает с появлением поливы, однако и здесь наблюдается приверженность к ограниченной цветовой гамме, а в росписи маркирующими цветами остаются темные цвета. Роспись синим цветом появляется к ХУ в. в результате китайских влияний.

После того как, цветовые предпочтения более или менее структурированы, напрашивается вопрос, были ли они связанны с представлениями о цветовой символике или на первом месте стоит доступность природных красителей? Многие исследователи считали, что секрет влечения древних к определенным цветам связан с цветовой символикой [14, с. 431] тем не менее, господствовала точка зрения, что на выбор цвета влияли «техника и технология отделочных работ», а также «условия местной природной среды, ее оптические явления» [14, с. 431].

Действительно, установленное превалирование красного ангоба на поверхности сосудов, вероятно, связано с доступностью материала, для получения которого использовалась железистая огнеупорная глина, по всей видимости, широко распространенная в Центральной Азии, и легкостью техники его (ангоба) изготовления. Этнографические данные позволили археологам реконструировать технику производства ангоба: глину дробили колотушкой, размалывали на ручной мельнице и размачивали в большом сосуде с водой и разводили до густоты жидкой сметаны, после чего процеживали сквозь мешок из бумажного полотна. Затем еще раз разводили примерно до густоты сливок [3, с.79]. Вместе с тем, наличие этого природного материала сочеталось с любовь к красному цвету, верой в магическое свойство этого цвета. Красный - это цвет крови, огня, солнца, цвет жизни, символ плодородия, и, вероятно, именно вера в защитные свойства этого цвета привела к широкому использованию красного ангоба.

Изобретение поливы относится к революционным событиям в гончарном производстве; глазурь повысила качественные и эстетические характеристики керамических изделий. Выдающийся средневековый ученый-энциклопедист ал-Бируни ставил эмаль (следовательно, и глазурь) в один ряд с драгоценными камнями. В своей знаменитой книге «Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)» он пишет: «Мина (эмаль) - один из видов стекла, но более тяжелый, благодаря перевесу в ней свинца» [4, с. 12].

В книге Бируни сохранился древний рецепт эмали: равные части марва (полевого шпата) и горного хрусталя, к которым добавляются известь малайского олова (оксид олова) и натрий (сода). Различные минеральные красители могут придать эмали разнообразные цвета. Например, сурик (оксид свинца) дает желтую окраску, ярь-медянка (оксид меди) -зеленую, пережженное золото - рубиново-красную, измельченный сердолик - фиолетовую. Бируни не приводит состава голубого красителя, хотя провозглашает: «Высший сорт эмали имеет чистый цвет, похожий на синий яхонт, и обладает твердостью последнего» [4, с. 12]. Секретом изготовления голубой эмали обладали выдающиеся мастера Востока.

По-видимому, при зарождении керамического производства цветовая палитра зависела главным образом от доступности природных красителей и техники получения цвета в результате технологической цепочки производства с примесью различных компонентов. В дальнейшем цветовые предпочтения закреплялись путем символического наполнения, что сдерживало проникновение новых цветов, не освященных традицией.

Развитие производства глиняной посуды шло параллельно с архитектурной керамикой. Самой популярным цветом первых глазурованных изразцов на территории Казахстана был бирюзовый (памятники архитектуры ХІ - ХІІ вв. Тараза, Отрара и проч.). Как правило, широкое распространение бирюзовых изразцов связывается с доступностью и несложностью производства голубой поливы [14, с. 431].

Однако в данном случае следует иметь также в виду, что бирюзовый, точнее, сине-зеленый, цвет, по-тюркски кок, издавна обожествлялся у тюрков, так как ассоциировался с цветом неба (Кок Тенгри) [15, с. 72]. Символика голубого цвета в Центральной Азии восходит к тенгианству, главным божеством которого было Вечное Божественное Небо - Тенгри, определявший судьбы людей [16, с. 15].

Изучением состава глазури занимался Э.В. Сайков [17], автор книги «История технологии керамического ремесла в Средней Азии УІІІ - ХІІ веков», который пришел к выводам, что древние глазури зеленого и мутно-белого цвета были щелочными. С течением времени в их состав добавились оксиды свинца. К аналогичным выводам пришел западный ученый

B.Р. Матсон [18, с. 45], исследовавший искусство керамики мусульманских стран и пришедший к выводу, что доминирующим по составу был оксид свинца, который входил во все глазури в большом количестве, так как придавал покрытиям особые свойства. Исследуя составы среднеазиатских глазурей,

C.В. Филиппова в книге «Архитектурная майолика» [19, с. 65] приводит следующие выводы: белая и бирюзовая эмали содержали оксиды свинца, олова, натрия, кальция, магния. Оксид меди - прерогатива голубого и зеленого цвета красителя. По теории Т.К. Басеновой («Орнамент Казахстана в архитектуре»), в древние времена на территории Казахстана разрабатывались месторождения медесодержащих минералов - малахита и лазурита, соответственно зеленого и синего цветов [20, с. 89].

Голубую глазурь получали из корней растения «сары-чоб», что переводится как «желтая трава», пишет С. С. Таки-баева в книге «Тайны небесной глазури». Корни сарычоба сжигали в печи, и в полученную золу, которая называется «ишхор» (в ишхоре содержится от 15 до 50 процентов оксида натрия), добавляли 30 - 40 процентов «ок-таша» (то есть кварца, буквально - «белого камня»). Употребляли и другие травы - солянку, кири-бугин, чороинак, чозан, караварок, ка-раурак, сарыбуйрак, сарытурнок. Каждая трава содержала определенный вид щелочи, о чем было хорошо известно древним мастерам. Для получения той или иной глазури они брали золу определенного растения. Например, солянка после сгорания давала свыше сорока процентов золы с большим содержанием соды [4, с. 71].

Доступность меди и предвосхитила доминирующее использование зеленовато-голубой керамики, ведь бирюза (квк) - типично тюркское пристрастие, уходящее корнями в тен-грианство.

Здесь интересно отметить, что использование бирюзовой гаммы в архитектуре Среднего Востока приходится именно на

ХІ - ХІІ вв., т.е. на период массовой миграции центральноазиатских кочевых народов и образования тюркских государств (Газневиды, Караханиды, Сельджукиды, Хорезмшахи). Приход к власти тюрок способствовал проникновению «степных» традиций в города и, в том числе, активному использованию в архитектурном декоре бирюзовой поливы. Этим цветом в архитектуре рассматриваемого региона, прежде всего,

были выделены эпиграфические элементы на архивольтах арок (мечеть Магоки Атари, Караханидская Бухара, ХІІ в.), в подкупольных фризах (Мавзолей Текеша, ХІІ в.), на поясах минаретов (минарет Калян, Бухара, ХІІ в.). Дальнейшее освоение этого цвета в архитектуре шло параллельно с насыщением зданий эпиграфическим декором. Максимального применения и эпиграфика, и бирюзовый цвет получают в эпоху Тимура [7, с. 64].

В ХУ в. цветовая палитра изразцов расширяется. Торжественные и возвышенные чувства внушает колористическое решение облицовочных плиток мавзолея Ходжи Ахмеда Яс-сави в Туркестане: голубой, синий, коричневый, белый, черный, темно-зеленый. Бирюза весьма органично сочетается с насыщенным синим. Согласно Б.Т. Туякбаевой, цветовая символика эпиграфического декора тимуровских построек, где темно-синий цвет начальных букв надписей набран глазурованными кирпичиками, свидетельствует об изначальности воды в круговороте жизни. Остальной текст, выполненный бирюзовыми глазурованными кирпичиками, указывает на второй этап движения животворной силы в растениях и атмосфере. Темно-синий цвет последних букв может означать, что цикл круговорота завершается возвращением к воде. Логично согласуются с такой трактовкой и растительные спирали в декоре памятника, имеющие не зеленый, как мы наблюдаем в природе, а зелено-голубой (бирюзовый) цвет стеблей.

В исследовании тимуридского стиля в керамике особое место принадлежит работам Г.А. Пугаченковой [21, с. 49]. «Путем перечисления основных признаков, ею было дано определение нового стиля в керамике ХУ в., отмечена его оригинальность. С одной стороны отмечено влияние китайского фарфора типа «кобальт», а с другой - сделан упор на выявление местной специфики стиля, технологические причины» [22, с. 176]. Этно-культурный аспект происхождения колорита тимуридского стиля в керамике исследовал Е. Сма-гулов. Согласно его выводам, «механическая концепция подражания китайскому фарфору «типа кобальт» не объясняет внутренних причин чрезвычайно широкого распространения керамики такой цветовой гаммы. Появление в самом Китае сине-белого фарфора не нашло должной историко-культурной интерпретации» [22, с. 201]. Между тем, считает исследователь, у тюркских и монгольских народов белый и синий цвет были наиболее почитаемыми. Если популярность белого цвета («ак») объясняется его связью с понятиями «белый», «чистый в помыслах», то распространенность синего, по мнению Е. Смагулова, также связана с тенгрианством, этой древней религией, восходящей своими корнями к У - УІ тысячелетиям до н. э.

Массовое продвижение тюркских племен в Среднюю Азию и на Ближний Восток при политическом господстве здесь тюркских династий Караханидов, Сельджукидов и Газ-невидов, и появление синих глазурей в архитектуре, а потом широкое распространение синего в бытовой керамике, может свидетельствовать о существовании причинно-следственных связей между этими событиями. Роль тюркского влияния в сложении новых архитектурных форм уже признана исследователями; вероятно, не менее значительной она была и в выборе цветовых приоритетов. Подводя выводы, Е. Смагулов констатирует: «есть все основания предполагать, что представители именно тюркской, а позже тюрко-монгольской аристократии были авторами социального заказа на голубой цвет в архитектурных сооружениях» [22, с. 200].

Резюмируя вышесказанное, отметим, что каждый этап в становлении, формировании и поэтапном развитии форм и колорита керамики характеризуется органично найденной совместимостью материалов и технологий, гармоничностью протодизайна, эргономичностью изделий.

В декоре керамики предки казахов достигли значительных художественно-эстетических высот, вместе с тем, эстети-

ческие характеристики сочетались с культовой значимостью узоров.

Архетипические, базовые представления о гармонии цветовых сочетаний, проявившиеся в известной триаде «красный, белый, черный», отразились в керамике лишь отчасти; спектр цветов постоянно расширялся, дополняя классику цветовой гаммы. Широкий спектр: красный, красно-коричневый, белый, черный, зеленый, коричневый, темно-коричневый, жел-

тый, бирюзовый, синий, кремовый, серый, светло-серый колеров - цветов, тонов и полутонов, разнообразный набор приемов декора, приводит нас к выводу - колористическое решение керамики было красочным и многоцветным символизируя многообразие мира. При этом многообразии отметим все же актуальность бирюзового и синего цветов, столь типичных для казахской архитектурной и посудной керамики, связанных с древнейшей местной религией - тенгрианством.

Библиографический список

1. Самашев, З.С., Таймагамбеиов Ж.К. и др. Отчет Западно-Казахстанской археологической экспедиции за 1989 г. // Архив Института археологии им. А.Х. Маргулана НАН РК.

2. Кузенбайулы, А. История республики Казахстан. - Фолиант. 2000.

3. Толстова, С.П. Воробьева М.Г. Керамика Хорезма. М.: Изд-во АН СССР, 1959.

4. Толстов, С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.

5. Подушкин, Н.П., Подушкин А.Н. Очерки по истории и культуре Казахстана. Алматы: КазАк;парат, 200З.

6. Муратаев, К. К. Художественные традиции народного искусства и современное керамическое производство Казахстана.

17.00.05.ДПИ. 1982.

7. Туякбаева, Б.Т. Эпиграфический декор архитектурного комплекса Ахмеда Ясави. Алма-Ата: внер, 1989.

8. Агеева, Е.И. Керамика городов и поселений среднего течения Сырдарьи и Каратау. Известия АН Каз.ССР. Сер. археол. Вып. 2. 1950.

9. Токибаева, С.С. Тайны небесной глазури. Алма-Ата: Казахстан, 1987.

10. Синенькая, Н.И. К вопросу о технике изготовления и приемах оформления дастарханов из Отрара X - XII вв.

11. Кожемяко, П.Н. О применении дастарханов в быту. Раннесредневековые города и поселения Чуйской долины. Фрунзе. 1959.

12. Маргулан, А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Т.1 - Алма-Ата: Онер. 198б.

13. Серов, Н.В. Цвет культуры. Санкт - Петербург. «Речь». 2004.

14. Ремпель, Л.И. Архитектурный орнамент Узбекистана. Ташкент, 19б1. З.87. Самашев З.С., Таймагамбеиов Ж.К. и др. Отчет Западно-Казахстанской археологической экспедиции за 1989 г. // Архив Института археологии им. А.Х. Маргулана НАН РК.

15. Гумилев, Л. Н. Хунны в Китае. Санкт-Петербург 1994.

16. Березтинов, Р.Н. Древнетюркское мировоззрение «Тенгрианство». Казань. 2002.

17. Сайков, Э.В. История технологии керамического ремесла в Средней Азии VIII веков. Душанбе, 19бб.

18. MatconArchiev V.R. Of «Flu ceramic art in Jslamistimes» Technigues, Art islamika. V. VII. Universit of Michigen press Mall-

xei.

19. Филиппова, С.В. Архитектурная майолика. - М., 195б.

20. Басенова, Т.К. Орнамент Казахстана в Архитектуре. - Алма-Ата, 1957.

21. Пугаченкова, Г.А. Глазурованная керамика Нисы XV - XVto. // Труды ЮТАКЭ, Ашхабад,1949. - Т. 1. Она же. Самаркандская керамика XVв. // Труды САГУ. - Ташкент,1950. нов. сер. Вып. XI.

22. Смагулов Е., Григорьев. Ф, Итенов А. Очерки по истории и археологии средневекового Туркестана / Е. Смагулов, Ф. Григорьев, А. Итенов. - Алматы: гылым,1999.

Bibliography

1. Samashev, Z. S., Tajmagambeiov Zh. K. i dr. Otchet Zapadno-Kazahstanskoj arheologicheskoj ]kspedicii za 1989 g. // Arhiv Instituta arheologii im. A. H. Margulana NAN RK.

2. Kuzenbajuly, A. Istoriya respubliki Kazahstan. - Foliant. 2000.

3. Tolstova, S. P. Vorob'eva M. G. Keramika Horezma. M.: Izd-vo AN SSSR, 1959.

4. Tolstov, S. P. Po sledam drevnehorezmijskoj civilizacii. M. -- L.: Izd-vo AN SSSR, 1948.

5. Podushkin, N. P., Podushkin A. N. Ocherki po istorii i kul'ture Kazahstana. Almaty: KazA? parat, 200З.

6. Murataev, K. K. Hudozhestvennye tradicii narodnogo iskusstva i sovremennoe keramicheskoe proizvodstvo Kazahstana.

17.00.05. DPI. 1982.

7. Tuyakbaeva, B. T. Еpigraficheskij dekor arhitekturnogo kompleksa Ahmeda Yasavi. Alma-Ata: ? ner, 1989.

8. Ageeva, E. I. Keramika gorodov i poselenij srednego techeniya Syrdar'i i Karatau. Izvestiya AN Kaz. SSR. Ser. arheol. Vyp. 2. 1950.

9. Tokibaeva, S. S. Tajny nebesnoj glazuri. Alma-Ata: Kazahstan, 1987.

10. Sinen'kaya, N. I. K voprosu o tehnike izgotovleniya i priemah oformleniya dastarhanov iz Otrara X - XII vv.

11. Kozhemyako, P. N. O primenenii dastarhanov v bytu. Rannesrednevekovye goroda i poseleniya Chujskoj doliny. Frunze. 1959.

12. Margulan, A. H. Kazahskoe narodnoe prikladnoe iskusstvo. T.1 - Alma-Ata: Oner. 198б.

13. Serov, N. V. Cvet kul'tury. Sankt - Peterburg. “Rech'”. 2004.

14. Rempel', L. I. Arhitekturnyj ornament Uzbekistana. Tashkent, 19б1. З.87. Samashev Z. S., Tajmagambeiov Zh. K. i dr. Otchet Zapadno-Kazahstanskoj arheologicheskoj ]kspedicii za 1989 g. // Arhiv Instituta arheologii im. A. H. Margulana NAN RK.

15. Gumilev, L. N. Hunny v Kitae. Sankt-Peterburg 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Bereztinov, R. N. Drevnetyurkskoe mirovozzrenie “Tengrianstvo”. Kazan'. 2002.

17. Sajkov, Е. V. Istoriya tehnologii keramicheskogo remesla v Srednej Azii VIII vekov. Dushanbe, 19бб.

18. MatconArchiev V.R. Of “Flu ceramic art in Jslamistimes” Technigues, Art islamika. V. VII. Universit of Michigen press Mall-

xei.

19. Filippova, S. V. Arhitekturnaya majolika. - M., 195б.

20. Basenova, T. K. Ornament Kazahstana v Arhitekture. - Alma-Ata, 1957.

21. Pugachenkova, G. A. Glazurovannaya keramika Nisy XV - XVIvv. // Trudy YuTAKE, Ashhabad,1949. - T. 1. Ona zhe. Samarkandskaya keramika XVv. // Trudy SAGU. - Tashkent,1950. nov. ser. Vyp. XI.

22. Smagulov E., Grigor'ev. F, Itenov A. Ocherki po istorii i arheologii srednevekovogo Turkestana / E. Smagulov, F. Grigor'ev, A. Itenov. - Almaty: gylym,1999.

Статья поступша вредакцuю 07.06.2011

УДК 72 (571.1)

Chuiko L.V. THE CONSTRUCTIVE AND DECORATIVE DESIGN OF AN ENTRANCE IN WOODEN DWELLING HOUSES IN WEST-SIBERIAN CITIES IN THE END OF THE XIX- THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES.

The article analyses the construction and decor of entrance block of wooden dwelling in West-Siberian cities in the end of the XIX- the beginning of the XX centuries.On the ground of visual materials, author defines some widespread types of entrance structures in region, door designs and fretwork disposition.

Key words: wooden architecture, fretwork, folk art.

Л. В. Чуйко, доц. ОмГТУ, г. Омск, E-mail: chuiko_lar@mail.ru

КОНСТРУКТИВНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВХОДА В ДЕРЕВЯННОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КОНЦА XIX- НА) АЛА XX ВВ.

Статья содержит анализ конструкции и декора входного блока деревянного жилища в городах Западной Сибири кон. XIX-нач. XX в. На основе натурных материалов автор характеризует распространенные в регионе варианты организации входа, композиции дверей и расположения резных украшений.

Ключевые слова: деревянное зодчество, резной декор, орнамент.

Жилая застройка городов Западной Сибири во временном промежутке от конца ХІХ до конца ХХ вв. активно отражала процессы формирования и развития городского искусства и его плодотворного взаимодействия с общерусской народной традицией и профессиональным искусством. Связь с историческим наследием национального русского зодчества и архитектурой «больших стилей» европейских территорий России отчетливо прослеживается в характере архитектурно-декоративных элементов деревянного жилища, системе расположения резных украшений, мотивах и композиционных приемах построения орнамента [2, с. 63-66; 4, с. 96-139]. Общность древней национальной традиции обусловила единство архитектурноконструктивной основы и, соответственно, повсеместное сходство структуры жилища, композиции его объемов и фасадов.

В резной архитектурной декорации, «одевающей» основу -системе более гибкой и динамичной, способной быстро реагировать на разнообразные влияния, воплощались существенные различия, отражающие разницу в природных, исторических, социально-экономических и этнокультурных условиях развития территорий, составляющих огромный регион [5, с. 57-86]. Это сказывалось на технике исполнения и художественных особенностях домовой резьбы, определяло своеобразные черты облика домов, улиц, кварталов и, в конечном итоге, целостный архитектурный «портрет» города. Поскольку почти до середины ХХ

в. деревянная застройка в сибирских городах играла самую существенную роль, именно ей этот «портрет» был обязан своей замечательной, ныне во многом утраченной индивидуальностью.

Предметом особой заботы строителей и мастеров-резчиков издревле являлись конструктивные проемы деревянного дома. В практическом обиходе их обустройство должно было максимально препятствовать проникновению в жилище холодного воздуха и влаги, в мистическом - оберегать его от вторжения враждебных сверхъестественных сил. Древние верования славян положили начало размещению охранительных изображений там, где магическая защита была особенно важна - на досках, закрывающих стыки дверей и окон со срубом. С течением времени сакральный смысл древних символов утратил свое значение, но на бытовом уровне сложилась устойчивая тради-

ция декоративного оформления, включающего универсальные знаки (в изначальном варианте или видоизмененные) в качестве мотивов орнамента. Резной декор русского деревянного зодчества - явление уникальное, присущее национальной культуре и ярко отражающее ее глубинный, многогранный характер. Е. И. Кириченко заслуженно подчеркивает особые качества русской деревянной застройки, характеризуя отечественное искусство второй половины XIX в. [3, с. 128-150].

В пределах одной публикации невозможно полностью охарактеризовать весь диапазон архитектурно-декоративных элементов, стилистики, мотивов и семантики орнамента, а также технических приемов, применяемых в резном убранстве городской деревянной архитектуры; в силу этого автор останавливается на одном из значимых фрагментов композиции фасада жилого дома - входном блоке, его конструкции, наиболее распространенных вариантах резных украшений и их расположении.

Парадный вход одноэтажного деревянного дома обычно располагался в центре, однако довольно распространенным вариантом является наличие двух симметричных дверей слева и справа (как правило, в том случае, когда дом строился для двух хозяев). Если для бокового входа сооружалась специальная пристройка, то ее объем был скрыт во дворе и не нарушал плоскости выходящего на улицу фасада. Расположение двери нередко акцентировал поднятый над карнизом деревянный дощатый аттик с накладными резными узорами; непосредственно над дверью могло находиться небольшое окно в ширину проема или щиток наподобие десюдепорта, гладкий или украшенный какой-либо разновидностью резьбы (илл. 1 а).

Полотнища дверей, опорные стойки, кронштейны и фронтоны навесов над крыльцом, створки ворот и калиток оформлялись разнообразными декоративными элементами, выполненными чаще всего в технике накладной и сквозной пропильной резьбы, в некоторых случаях с добавлением несложных плоскорельефных узоров.

Излюбленными мотивами при этом были солярный знак (круг, классицистическая розетка, «солнышко», цветок с четным - 4,6,8 или произвольным количеством лепестков) и растительные мотивы (побеги, ветви с листьями, варианты аканта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.