дискуссия ^
журнал научных публикаций V
А. А. Онипко, аспирант, ассистент,
кафедра прикладной социологии,
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия,
aspiranta1@yandex.ru
ПРОТИВОРЕЧИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Исследователи отмечают, что в современном обществе изменились условия, связанные с выбором профессионального образования и профессии молодыми людьми. Ситуация характеризуется прежде всего рассогласованием таких систем? как образование и рынок труда. Это находится в противоречии с «новой моделью образовательного поведения»1 молодежи, когда процесс получения образования и трудовая деятельность могут идти параллельно или попеременно сменять друг друга.
Выбор профессии в школьном возрасте значим с точки зрения всего общества и может изучаться в рамках социально-экономического подхода, так как вписывается в систему понятий — человеческий капитал, экономическая эффективность подготовки квалифицированных кадров и т. п. В западной науке это направление научных исследований начало развиваться много лет назад. Смысл такого микроэкономического подхода к анализу выбора вуза и карьеры заключается в изучении влияния микроэкономических детерминант человеческого поведения (способности, успеваемость, уровень дохода семьи) на выбор того или иного вуза, той или иной профессии2. И если бы можно было найти закономерности этого влияния, то существовала бы возможность прогнозировать ситуацию на рынке труда, связанную с подготовкой специалистов, что, безусловно, экономически выгодно для государства и общества.
Выбор профессии старшеклассник делает в условиях окончания школы, от которой рынок труда на-
ходится далеко. И причина этого заключается не в том, что старшеклассники не ведут трудовую деятельность, а в том, что они ничего не знают о рынке труда, о том, какие сферы являются перспективными, какие профессии востребованы, а какие — нет. Современная ситуация, характеризующаяся многообразием профессий, развитием информационных технологий, вынуждает говорить скорее не о выборе конкретной профессии, а о выборе некой профессиональной области, профессионального поля. И это как раз и характерно для старшеклассников, которые вообще имеют еще мало представлений о профессиональном мире как таковом.
Именно в возрасте 15 — 17 лет у подростка «возрастают возможности более полного познания своей индивидуальности, лучшего понимания того, что семья, общество требуют от самостоятельно действующего человека»3. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в данный период физическое развитие уже может соответствовать требованиям, предъявляемым к взрослым. Кроме того, у старшеклассника уже имеется определенный жизненный опыт, знания.
Психологическими особенностями старшего школьного возраста являются — особое ощущение времени, формирование самостоятельности, воли, целеустремленно-
Именно в возрасте 15 — 17 лет у подростка возрастают возможности более полного познания своей индивидуальности, лучшего понимания того, что семья, общество требуют от самостоятельно действующего человека.
дискуссия
журнал научных публикаций
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
сти. В этом возрасте определяющую роль также играет социальное окружение: подросток еще зависит от родителей, но уже стремится к самостоятельности, общению со сверстниками. Кроме того, перед старшеклассником встает необходимость выстраивания ближайших жизненных планов, в частности решение о получении высшего образования и выбор вуза. На выбор профессии в данный период могут влиять школа, семья, окружение, СМИ.
С точки зрения психолого-педагогического подхода, в данный период особую роль играет система профориентации, существующая в учреждении общего образования, работа школьного психолога. Основная задача здесь — это помочь молодым людям определиться со своими склонностями и способностями к той или иной профессиональной области, дать информацию о той сфере трудовой деятельности, в которой намеревается работать в будущем выпускник школы, о ее требованиях к личности. Профессиональный выбор, как вид самоопределения, должен соответствовать способностям, склонностям, интересам человека. Только в этом случае будет возможна как личностная, так и профессиональная самореализация индивида. Роль школы в этом смысле представляется особенно важной, так как именно она, в отличие, например, от семьи, должна обладать такими ресурсами профориентационной помощи, как высококвалифицированные специалисты — педагоги и психологи.
Семья также влияет на выбор профессии старшеклассниками. Если говорить о западной концепции социологии образования, то так называемый «габитус семьи» (по П. Бурдье) там имеет значение, прежде всего, для выбора университета. Поскольку здесь особенно важным является вопрос о доступности образования. Семья выступает как носитель определенных ценностей, опыта, предрасположенностей, которые и влияют на выбор университета молодыми
людьми4. Для нашего российского общества -
Профессиональный выбор, как вид самоопределения, должен соответствовать способностям, склонностям, интересам человека. Только в этом случае будет возможна как личностная, так и профессиональная самореализация индивида.
также характерна ситуация неравенства в сфере образования, причем зафиксированная еще в 60-е гг. прошлого века5. Семья может обладать определенными статусными, материальными ресурсами, что и определяет профессиональный выбор младшего поколения. Родители могут направлять выбор ребенка через беседы, убеждения, собственный пример. По данным всероссийских исследований, чуть меньше половины старшеклассников выбирают профессию по совету родителей6. Преемственность в профессии, семейные династии — это также пример влияния семьи на выбор профессии. Но социологами выявлены и негативные последствия родительской опеки. Так, В. Т. Лисовский еще полвека назад отмечал, что родители, чрезмерно опекающие своих детей, воспитывают в итоге несамостоятельного, безответственного человека7. Данный тип в смысле выбора профессии можно назвать «избалованный». Такой человек не умеет принимать самостоятельные решения, всю жизнь может просидеть на шее у родителей, не выбрав свой собственный путь в профессии, да и в жизни. Другой тип В. Т. Лисовский называет «дегустатором». Родители в процессе воспитания ребенка позволяли ему пробовать те сферы деятельности, освоение которых не требовало больших усилий. Как результат, у молодого человека не формируется трудолюбие, чувство долга, интерес к труду. Такой подросток долго будет сомневаться в своем выборе, пробовать различные профессии, так и не найдя ту сферу трудовой деятельности, в которой он сможет реализовать себя. Поэтому семья, как и школа, заключает в себе много проблемных моментов
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций V
с точки зрения их влияния на выбор профессии старшеклассниками.
Как отмечают современные исследователи, ни семья, ни школа сегодня не справляются со своей--
функцией социализации. «У традиционных акторов социализации — семьи и образовательной сферы — появились мощные конкуренты. Семье в ее нынешнем виде, с ее сегодняшними заботами, трудно противостоять напору этих конкурентов»8. Что это за конкуренты? Это, прежде всего, СМИ, Интернет. Современные информационные технологии сегодня полностью занимают сознание молодых людей. Последствия этого не замедлили отразиться и на их отношении к образованию, будущему профессиональному пути. Насыщенность информационного пространства, характерная для современного общества, с одной стороны, конечно, расширяет возможности профессионального выбора, но, с другой стороны, внедряет в сознание еще не совсем взрослых людей, легко поддающихся влиянию, искусственные образы успешной, красивой и легкой жизни. Формируется потребительское «медиа-мышление»9, которое ведет к снижению образовательного уровня молодежи. Они уже не способны критически мыслить, они готовы только потреблять, причем потреблять легко, без усилий, эмоциональных и интеллектуальных затрат. Как такой «потребитель» сможет выбрать подходящую для себя профессию, осваивать необходимые для нее знания и навыки? Как уже отмечалось выше, семье трудно справляться с такой ситуацией, остается надеяться на систему образования.
Но в школе сегодня также существуют проблемы, связанные с профориентацион-
Выбирая профессию, школьники пытаются понять свои склонности, способности (что правильно), но все же сводят их или как бы «пристраивают» к выбору высокооплачиваемых профессий.
ной работой. Это подтверждают данные нашего качественного исследования, проведенного в городах Нижний Тагил и Екатеринбург в 2010 г. Было проанализировано около 180 сочинений старшеклассников на тему «Как я выбираю профессию». По результатам анализа данного материала выявилось несколько противоречий выбора профессии современными старшеклассниками.
Во-первых, старшеклассники понимают, что увеличилось число экономистов, но продолжают выбирать профессию в области экономики (экономист, бухгалтер, финансист), считая, что в этой сфере смогут сделать карьеру и достойно зарабатывать. Вот яркий пример из сочинения одиннадцати-классницы: «Исходя из своих желаний, я очень хочу быть учителем начальных классов или организатором каких-либо праздников, свадеб. Не отказалась бы от профессии психолога. Но, к сожалению, с этими профессиями карьеру не сделать...В будущем я себя вижу либо бухгалтером, либо экономистом» (ученица 11 гуманитарного класса).
Выбирая профессию, школьники пытаются понять свои склонности, способности (что правильно), но все же сводят их или как бы «пристраивают» к выбору высокооплачиваемых профессий. Самым популярным мотивом выбора профессии остается интерес к данной профессии, что подтверждают общероссийские тенденции, выявленные в других исследованиях последних лет10. Но этот интерес связан с хорошим заработком, карьерой. Это указывает на то, что выбирают, прежде всего, не профессию, а высокий материальный достаток.
Во-вторых, семья оказывает противоречивое влияние на выбор старшеклассниками профессии. В некоторых сочинениях старшеклассники писали, что хотят связать свою будущую профессию с бизнесом своих родителей. Многие отмечали, что родители поддерживают их выбор достойной, а значит, высокооплачиваемой профессии. С одной стороны, родители озабочены тем, чтобы
дискуссия
журнал научных публикаций
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
их ребенок хорошо устроился во взрослой жизни. Но, с другой стороны, у родителей нет осознания того, что профессию нужно выбирать, прежде всего, в соответствии со своими склонностями и способностями. Это противоречие, возможно, неразрешимо, так как на родителей оказывать какое-либо влияние еще сложнее, чем на детей. Но все же есть вариант включения родителей в школьную профориентационную работу, если таковая опять же будет построена грамотно.
В-третьих, выбор профессии у большинства старшеклассников определяют школьные предметы и успеваемость по ним, так как решающее значение имеет готовность к ЕГЭ: «Я бы хотела изучать биологию, то есть стать медиком, но, увы, поезд ушел, и я не готовилась к ЕГЭ» (ученица 11 класса); «Сначала мне нравилась химия, но теперь мне нравятся история и обществознание, я стараюсь больше узнать по этим предметам и моя будущая профессия будет связана с ними» (ученик 10 класса).
У тех, кто не чувствует в себе склонностей к каким-либо школьным предметам, у того не сделан и выбор профессии и направления дальнейшего образования: «У меня никогда в школе не было предмета, который бы интересовал меня больше других... я до сих пор не представляю, чем же буду заниматься, что же будет по-настоящему меня увлекать... Я буду подавать документы во многие вузы, и если какой-то из них меня примет, пойду туда» (ученик 11 класса).
Это еще раз подчеркивает значимость школьного образования в процессе выбора профессии молодыми людьми. Но, еще раз отметим, что школа практически не справляется со своей профориентационной функцией. Ни в одном из сочинений даже не упоминается о том, что именно школа, учителя помогли выбрать профессию. Кроме того, сами же старшеклассники говорят о своей низкой информированности о рынке труда. Молодые люди осознают, что при выборе профессии нужно ориентироваться на перспективу, но у них не хватает знаний даже о реальной ситуации на рынке труда, не говоря уже о прогнозах: «Сейчас в условиях кризиса многие специалисты теряют значение, но кто знает, возможно, именно эти профессии и будут актуальными. Это, например, профессии,
связанные с финансами, юриспруденцией, туризмом» (ученик 11 математического класса). Все это говорит о том, что в процессе преподавания не осуществляется комплексная профориентационная работа. Конечно, может возникнуть вопрос о том, должен ли выпускник школы обязательно определиться с выбором профессии? Для него может быть достаточным соответствующий своим способностям выбор направления дальнейшего образования?
По мнению автора, конкретную профессию при их большом многообразии выбрать сложно, этот выбор в старшем школьном возрасте, скорее всего, может быть направлен на выяснение определенной профессиональной области, которая соответствует способностям личности. В соответствии с этой профессиональной областью и нужно выбирать дальнейшее образование. Сегодня окончание школы чаще всего не может стать четкой границей, окончательной точкой выбора в плане образовательно-профессиональной траектории. Должен быть плавный переход в определении конкретной профессии в процессе получения специального образования. С одной стороны, это находится в логике концепции непрерывного образования и соединения образовательной и профессиональной траекторий. С другой стороны, большое влияние здесь оказывает сама ситуация в системе образования — профильные классы, необходимость сдачи единого государственного экзамена.
Одно из противоречий современной жизни состоит в том, что самоопределяться в профессии старшеклассникам приходится на этапе выбора экзаменов, сдаваемых в рамках ЕГЭ. Поэтому, переходя к выбору вуза после школы, молодые люди оказываются ограниченными в плане определения соот-
дискуссия
журнал научных публикаций
С-\
Лишь единицы в своих рассуждениях отмечали, что при выборе профессии важно узнать больше информации о профессии: требования к работнику, условия труда, моральные и физические качества, необходимые для работы по этой профессии. ----у
ветствующей их способностям профессиональной области. Им приходится поступать на те специальности, где выше шанс пройти конкурс по результатам сданного ЕГЭ. Особенно важно, чтобы школьники определялись со своей образовательной траекторией в старших классах. Необязательно выбирать конкретную профессию, главное выбрать профессиональную область и соответствующую ей направленность своего дальнейшего образования. В этом может помочь школа при правильной организации в ней профо-риентационной работы, которая включала бы встречи с представителями предприятий, психологическое тестирование, ознакомление школьников с требованиями конкретной профессии к психофизическим и социокультурным характеристикам личности.
Некоторые из учащихся 11 классов, как показало наше исследование, не могут определиться с профессиональной областью даже тогда, когда до поступления в вузы у них остается меньше полугода. У них есть несколько вариантов, часто противоположных (психология и связи с общественностью, экономика и международные отношения, инженерная специальность и иностранные языки) и надежда на то, что, когда придет время поступать, они сделают правильный выбор. Лишь единицы в своих рассуждениях отмечали, что при выборе профессии важно узнать больше информации о профессии: требования к работнику, условия труда, моральные и физические качества, необходимые для работы по этой профессии.
Проблема неадекватной системы профориентации поставлена уже давно, наше исследование лишь подтверждает ее остроту и актуальность. Профориентация в школе должна не только помогать выявлять личные качества, определять предрасположенность к тому или иному профессиональному полю, но и информировать о мире профессий, требованиях к труду, к специалисту. Грамотно организованная, она должна объяснять смысл системы профессионального образования — ее возможностей, целей.
Ученик должен понимать, что учеба в вузе для него — это не возможность продлить свое «беззаботное детство» за партой, а уже начало серьезного пути в профессию.
Таким образом, основные противоречия самоопределения современных школьников при выборе ими будущей профессии связаны с отсутствием системы организации процесса профессионального самоопределения учащихся в целом, построенной на основе совместных усилий семьи, школы, учреждений дополнительного образования, работодателей и государства. Такая задача должна быть обозначена в федеральных программах развития образования. Необходимо создавать эффективные механизмы взаимодействия школы и семьи, школы и рынка труда, школы и системы профессионального образования. Без государственной кадровой и финансовой поддержки, конечно, это будет сделать невозможно. ~
1. Чередниченко Г. А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социс. 2009. № 7. С. 120.
2. Берман Дж., Клетцер Л., МакФирсон М. и др. Выбор вуза, карьера, формирование заработной платы: микроэкономический подход // Вопр. образования. 2008. № 2. С. 108 - 121.
3. Меренков А. В. Методика формирования у школьников навыков самоопределения. Екатеринбург, 2006. С. 76.
4. Рей Д. «Все знать» и «никогда не быть уверенным»: хабитус семьи и учреждения и выбор относительно высшего образования // Вопр. образования. 2008. № 2. С. 122 - 135.
5. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы М. : ЦСПиМ, 2010. С. 166 - 195.
6. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М. : ЦСПиМ, 2010. С. 230.
7. Лисовский В. Т. Что значит быть современным. М. : Политиздат, 1976. С. 12 - 35.
8. Константиновский Д. Л. Молодежь: интересы и судьбы, проблемы и надежды // Власть. 2010. № 2. С. 157 - 158.
9. Хагуаров Т. А. Образование в стиле «пепси» (полемические заметки) // Социс. 2010. № 7. С. 100.
10. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М. : ЦСПиМ, 2010.