Научная статья на тему 'Противоречия самоопределения современных школьников'

Противоречия самоопределения современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1596
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL CHOICE / SENIOR CLASS PUPILS / PROFESSIONAL PERSONAL IDENTITY / VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онипко А. А.

В статье рассматриваются такие факторы, влияющие на выбор профессии современных старшеклассников, как семья, СМИ, школа. На материалах собственного качественного исследования анализируются противоречия, связанные с самоопределением школьников при выборе профессии. Ставятся проблемы, связанные с организацией профориентационной работы в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онипко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern pupils personal identity contradictions

The article considers such factors affecting on vocational choice of modern senior class pupils as family, mass media and school. Contradictions relating with pupils personal identity on their vocational choice are analyzed on materials of personal and high quality research. Organization of vocational guidance activity at school problems are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Противоречия самоопределения современных школьников»

дискуссия ^

журнал научных публикаций V

А. А. Онипко, аспирант, ассистент,

кафедра прикладной социологии,

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

aspiranta1@yandex.ru

ПРОТИВОРЕЧИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Исследователи отмечают, что в современном обществе изменились условия, связанные с выбором профессионального образования и профессии молодыми людьми. Ситуация характеризуется прежде всего рассогласованием таких систем? как образование и рынок труда. Это находится в противоречии с «новой моделью образовательного поведения»1 молодежи, когда процесс получения образования и трудовая деятельность могут идти параллельно или попеременно сменять друг друга.

Выбор профессии в школьном возрасте значим с точки зрения всего общества и может изучаться в рамках социально-экономического подхода, так как вписывается в систему понятий — человеческий капитал, экономическая эффективность подготовки квалифицированных кадров и т. п. В западной науке это направление научных исследований начало развиваться много лет назад. Смысл такого микроэкономического подхода к анализу выбора вуза и карьеры заключается в изучении влияния микроэкономических детерминант человеческого поведения (способности, успеваемость, уровень дохода семьи) на выбор того или иного вуза, той или иной профессии2. И если бы можно было найти закономерности этого влияния, то существовала бы возможность прогнозировать ситуацию на рынке труда, связанную с подготовкой специалистов, что, безусловно, экономически выгодно для государства и общества.

Выбор профессии старшеклассник делает в условиях окончания школы, от которой рынок труда на-

ходится далеко. И причина этого заключается не в том, что старшеклассники не ведут трудовую деятельность, а в том, что они ничего не знают о рынке труда, о том, какие сферы являются перспективными, какие профессии востребованы, а какие — нет. Современная ситуация, характеризующаяся многообразием профессий, развитием информационных технологий, вынуждает говорить скорее не о выборе конкретной профессии, а о выборе некой профессиональной области, профессионального поля. И это как раз и характерно для старшеклассников, которые вообще имеют еще мало представлений о профессиональном мире как таковом.

Именно в возрасте 15 — 17 лет у подростка «возрастают возможности более полного познания своей индивидуальности, лучшего понимания того, что семья, общество требуют от самостоятельно действующего человека»3. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в данный период физическое развитие уже может соответствовать требованиям, предъявляемым к взрослым. Кроме того, у старшеклассника уже имеется определенный жизненный опыт, знания.

Психологическими особенностями старшего школьного возраста являются — особое ощущение времени, формирование самостоятельности, воли, целеустремленно-

Именно в возрасте 15 — 17 лет у подростка возрастают возможности более полного познания своей индивидуальности, лучшего понимания того, что семья, общество требуют от самостоятельно действующего человека.

дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

сти. В этом возрасте определяющую роль также играет социальное окружение: подросток еще зависит от родителей, но уже стремится к самостоятельности, общению со сверстниками. Кроме того, перед старшеклассником встает необходимость выстраивания ближайших жизненных планов, в частности решение о получении высшего образования и выбор вуза. На выбор профессии в данный период могут влиять школа, семья, окружение, СМИ.

С точки зрения психолого-педагогического подхода, в данный период особую роль играет система профориентации, существующая в учреждении общего образования, работа школьного психолога. Основная задача здесь — это помочь молодым людям определиться со своими склонностями и способностями к той или иной профессиональной области, дать информацию о той сфере трудовой деятельности, в которой намеревается работать в будущем выпускник школы, о ее требованиях к личности. Профессиональный выбор, как вид самоопределения, должен соответствовать способностям, склонностям, интересам человека. Только в этом случае будет возможна как личностная, так и профессиональная самореализация индивида. Роль школы в этом смысле представляется особенно важной, так как именно она, в отличие, например, от семьи, должна обладать такими ресурсами профориентационной помощи, как высококвалифицированные специалисты — педагоги и психологи.

Семья также влияет на выбор профессии старшеклассниками. Если говорить о западной концепции социологии образования, то так называемый «габитус семьи» (по П. Бурдье) там имеет значение, прежде всего, для выбора университета. Поскольку здесь особенно важным является вопрос о доступности образования. Семья выступает как носитель определенных ценностей, опыта, предрасположенностей, которые и влияют на выбор университета молодыми

людьми4. Для нашего российского общества -

Профессиональный выбор, как вид самоопределения, должен соответствовать способностям, склонностям, интересам человека. Только в этом случае будет возможна как личностная, так и профессиональная самореализация индивида.

также характерна ситуация неравенства в сфере образования, причем зафиксированная еще в 60-е гг. прошлого века5. Семья может обладать определенными статусными, материальными ресурсами, что и определяет профессиональный выбор младшего поколения. Родители могут направлять выбор ребенка через беседы, убеждения, собственный пример. По данным всероссийских исследований, чуть меньше половины старшеклассников выбирают профессию по совету родителей6. Преемственность в профессии, семейные династии — это также пример влияния семьи на выбор профессии. Но социологами выявлены и негативные последствия родительской опеки. Так, В. Т. Лисовский еще полвека назад отмечал, что родители, чрезмерно опекающие своих детей, воспитывают в итоге несамостоятельного, безответственного человека7. Данный тип в смысле выбора профессии можно назвать «избалованный». Такой человек не умеет принимать самостоятельные решения, всю жизнь может просидеть на шее у родителей, не выбрав свой собственный путь в профессии, да и в жизни. Другой тип В. Т. Лисовский называет «дегустатором». Родители в процессе воспитания ребенка позволяли ему пробовать те сферы деятельности, освоение которых не требовало больших усилий. Как результат, у молодого человека не формируется трудолюбие, чувство долга, интерес к труду. Такой подросток долго будет сомневаться в своем выборе, пробовать различные профессии, так и не найдя ту сферу трудовой деятельности, в которой он сможет реализовать себя. Поэтому семья, как и школа, заключает в себе много проблемных моментов

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

с точки зрения их влияния на выбор профессии старшеклассниками.

Как отмечают современные исследователи, ни семья, ни школа сегодня не справляются со своей--

функцией социализации. «У традиционных акторов социализации — семьи и образовательной сферы — появились мощные конкуренты. Семье в ее нынешнем виде, с ее сегодняшними заботами, трудно противостоять напору этих конкурентов»8. Что это за конкуренты? Это, прежде всего, СМИ, Интернет. Современные информационные технологии сегодня полностью занимают сознание молодых людей. Последствия этого не замедлили отразиться и на их отношении к образованию, будущему профессиональному пути. Насыщенность информационного пространства, характерная для современного общества, с одной стороны, конечно, расширяет возможности профессионального выбора, но, с другой стороны, внедряет в сознание еще не совсем взрослых людей, легко поддающихся влиянию, искусственные образы успешной, красивой и легкой жизни. Формируется потребительское «медиа-мышление»9, которое ведет к снижению образовательного уровня молодежи. Они уже не способны критически мыслить, они готовы только потреблять, причем потреблять легко, без усилий, эмоциональных и интеллектуальных затрат. Как такой «потребитель» сможет выбрать подходящую для себя профессию, осваивать необходимые для нее знания и навыки? Как уже отмечалось выше, семье трудно справляться с такой ситуацией, остается надеяться на систему образования.

Но в школе сегодня также существуют проблемы, связанные с профориентацион-

Выбирая профессию, школьники пытаются понять свои склонности, способности (что правильно), но все же сводят их или как бы «пристраивают» к выбору высокооплачиваемых профессий.

ной работой. Это подтверждают данные нашего качественного исследования, проведенного в городах Нижний Тагил и Екатеринбург в 2010 г. Было проанализировано около 180 сочинений старшеклассников на тему «Как я выбираю профессию». По результатам анализа данного материала выявилось несколько противоречий выбора профессии современными старшеклассниками.

Во-первых, старшеклассники понимают, что увеличилось число экономистов, но продолжают выбирать профессию в области экономики (экономист, бухгалтер, финансист), считая, что в этой сфере смогут сделать карьеру и достойно зарабатывать. Вот яркий пример из сочинения одиннадцати-классницы: «Исходя из своих желаний, я очень хочу быть учителем начальных классов или организатором каких-либо праздников, свадеб. Не отказалась бы от профессии психолога. Но, к сожалению, с этими профессиями карьеру не сделать...В будущем я себя вижу либо бухгалтером, либо экономистом» (ученица 11 гуманитарного класса).

Выбирая профессию, школьники пытаются понять свои склонности, способности (что правильно), но все же сводят их или как бы «пристраивают» к выбору высокооплачиваемых профессий. Самым популярным мотивом выбора профессии остается интерес к данной профессии, что подтверждают общероссийские тенденции, выявленные в других исследованиях последних лет10. Но этот интерес связан с хорошим заработком, карьерой. Это указывает на то, что выбирают, прежде всего, не профессию, а высокий материальный достаток.

Во-вторых, семья оказывает противоречивое влияние на выбор старшеклассниками профессии. В некоторых сочинениях старшеклассники писали, что хотят связать свою будущую профессию с бизнесом своих родителей. Многие отмечали, что родители поддерживают их выбор достойной, а значит, высокооплачиваемой профессии. С одной стороны, родители озабочены тем, чтобы

дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

их ребенок хорошо устроился во взрослой жизни. Но, с другой стороны, у родителей нет осознания того, что профессию нужно выбирать, прежде всего, в соответствии со своими склонностями и способностями. Это противоречие, возможно, неразрешимо, так как на родителей оказывать какое-либо влияние еще сложнее, чем на детей. Но все же есть вариант включения родителей в школьную профориентационную работу, если таковая опять же будет построена грамотно.

В-третьих, выбор профессии у большинства старшеклассников определяют школьные предметы и успеваемость по ним, так как решающее значение имеет готовность к ЕГЭ: «Я бы хотела изучать биологию, то есть стать медиком, но, увы, поезд ушел, и я не готовилась к ЕГЭ» (ученица 11 класса); «Сначала мне нравилась химия, но теперь мне нравятся история и обществознание, я стараюсь больше узнать по этим предметам и моя будущая профессия будет связана с ними» (ученик 10 класса).

У тех, кто не чувствует в себе склонностей к каким-либо школьным предметам, у того не сделан и выбор профессии и направления дальнейшего образования: «У меня никогда в школе не было предмета, который бы интересовал меня больше других... я до сих пор не представляю, чем же буду заниматься, что же будет по-настоящему меня увлекать... Я буду подавать документы во многие вузы, и если какой-то из них меня примет, пойду туда» (ученик 11 класса).

Это еще раз подчеркивает значимость школьного образования в процессе выбора профессии молодыми людьми. Но, еще раз отметим, что школа практически не справляется со своей профориентационной функцией. Ни в одном из сочинений даже не упоминается о том, что именно школа, учителя помогли выбрать профессию. Кроме того, сами же старшеклассники говорят о своей низкой информированности о рынке труда. Молодые люди осознают, что при выборе профессии нужно ориентироваться на перспективу, но у них не хватает знаний даже о реальной ситуации на рынке труда, не говоря уже о прогнозах: «Сейчас в условиях кризиса многие специалисты теряют значение, но кто знает, возможно, именно эти профессии и будут актуальными. Это, например, профессии,

связанные с финансами, юриспруденцией, туризмом» (ученик 11 математического класса). Все это говорит о том, что в процессе преподавания не осуществляется комплексная профориентационная работа. Конечно, может возникнуть вопрос о том, должен ли выпускник школы обязательно определиться с выбором профессии? Для него может быть достаточным соответствующий своим способностям выбор направления дальнейшего образования?

По мнению автора, конкретную профессию при их большом многообразии выбрать сложно, этот выбор в старшем школьном возрасте, скорее всего, может быть направлен на выяснение определенной профессиональной области, которая соответствует способностям личности. В соответствии с этой профессиональной областью и нужно выбирать дальнейшее образование. Сегодня окончание школы чаще всего не может стать четкой границей, окончательной точкой выбора в плане образовательно-профессиональной траектории. Должен быть плавный переход в определении конкретной профессии в процессе получения специального образования. С одной стороны, это находится в логике концепции непрерывного образования и соединения образовательной и профессиональной траекторий. С другой стороны, большое влияние здесь оказывает сама ситуация в системе образования — профильные классы, необходимость сдачи единого государственного экзамена.

Одно из противоречий современной жизни состоит в том, что самоопределяться в профессии старшеклассникам приходится на этапе выбора экзаменов, сдаваемых в рамках ЕГЭ. Поэтому, переходя к выбору вуза после школы, молодые люди оказываются ограниченными в плане определения соот-

дискуссия

журнал научных публикаций

С-\

Лишь единицы в своих рассуждениях отмечали, что при выборе профессии важно узнать больше информации о профессии: требования к работнику, условия труда, моральные и физические качества, необходимые для работы по этой профессии. ----у

ветствующей их способностям профессиональной области. Им приходится поступать на те специальности, где выше шанс пройти конкурс по результатам сданного ЕГЭ. Особенно важно, чтобы школьники определялись со своей образовательной траекторией в старших классах. Необязательно выбирать конкретную профессию, главное выбрать профессиональную область и соответствующую ей направленность своего дальнейшего образования. В этом может помочь школа при правильной организации в ней профо-риентационной работы, которая включала бы встречи с представителями предприятий, психологическое тестирование, ознакомление школьников с требованиями конкретной профессии к психофизическим и социокультурным характеристикам личности.

Некоторые из учащихся 11 классов, как показало наше исследование, не могут определиться с профессиональной областью даже тогда, когда до поступления в вузы у них остается меньше полугода. У них есть несколько вариантов, часто противоположных (психология и связи с общественностью, экономика и международные отношения, инженерная специальность и иностранные языки) и надежда на то, что, когда придет время поступать, они сделают правильный выбор. Лишь единицы в своих рассуждениях отмечали, что при выборе профессии важно узнать больше информации о профессии: требования к работнику, условия труда, моральные и физические качества, необходимые для работы по этой профессии.

Проблема неадекватной системы профориентации поставлена уже давно, наше исследование лишь подтверждает ее остроту и актуальность. Профориентация в школе должна не только помогать выявлять личные качества, определять предрасположенность к тому или иному профессиональному полю, но и информировать о мире профессий, требованиях к труду, к специалисту. Грамотно организованная, она должна объяснять смысл системы профессионального образования — ее возможностей, целей.

Ученик должен понимать, что учеба в вузе для него — это не возможность продлить свое «беззаботное детство» за партой, а уже начало серьезного пути в профессию.

Таким образом, основные противоречия самоопределения современных школьников при выборе ими будущей профессии связаны с отсутствием системы организации процесса профессионального самоопределения учащихся в целом, построенной на основе совместных усилий семьи, школы, учреждений дополнительного образования, работодателей и государства. Такая задача должна быть обозначена в федеральных программах развития образования. Необходимо создавать эффективные механизмы взаимодействия школы и семьи, школы и рынка труда, школы и системы профессионального образования. Без государственной кадровой и финансовой поддержки, конечно, это будет сделать невозможно. ~

1. Чередниченко Г. А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социс. 2009. № 7. С. 120.

2. Берман Дж., Клетцер Л., МакФирсон М. и др. Выбор вуза, карьера, формирование заработной платы: микроэкономический подход // Вопр. образования. 2008. № 2. С. 108 - 121.

3. Меренков А. В. Методика формирования у школьников навыков самоопределения. Екатеринбург, 2006. С. 76.

4. Рей Д. «Все знать» и «никогда не быть уверенным»: хабитус семьи и учреждения и выбор относительно высшего образования // Вопр. образования. 2008. № 2. С. 122 - 135.

5. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы М. : ЦСПиМ, 2010. С. 166 - 195.

6. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М. : ЦСПиМ, 2010. С. 230.

7. Лисовский В. Т. Что значит быть современным. М. : Политиздат, 1976. С. 12 - 35.

8. Константиновский Д. Л. Молодежь: интересы и судьбы, проблемы и надежды // Власть. 2010. № 2. С. 157 - 158.

9. Хагуаров Т. А. Образование в стиле «пепси» (полемические заметки) // Социс. 2010. № 7. С. 100.

10. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М. : ЦСПиМ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.