Научная статья на тему 'Противоречия реализации современной антиинфляционной политики в Украине'

Противоречия реализации современной антиинфляционной политики в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюкова О.С.

Инфляция является “лакмусом” экономической нестабильности на макроуровне, и, в то же самое время, фактором, влияющим на общеэкономическое и социальное развитие государства. Именно поэтому, преодоление высоких темпов инфляции и поддержание их на приемлемом для экономики уровне важная задача целостной государственной экономической политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Протиріччя реалізації сучасної антиінфляційної політики вУкраїні

Інфляція є "лакмусом" економічної нестабільності намакрорівні, і, в той же самий час, чинником, що впливає на загальноекономічний і соціальний розвиток держави.Саме тому, подоланнявисоких темпів інфляції і підтримка їх на прийнятному для економіки рівні важливе завдання цілісної державної економічної політики.

Текст научной работы на тему «Противоречия реализации современной антиинфляционной политики в Украине»

зютавлятись вигода ввд зростання свого матерiального добробуту та продуктивнiсть працi.

Список використаноТ лiтератури

1. Бортник В. А. Матерiальне стимулювання як чинник ефективностi використання кадрового потенцiалу / В. А. Бортник // Вюник. Кшвський iнститут бiзнесу та технологiй. - 2010. - № 2. - С. 87-88.

2. Виноградский М. Д., Беляева С. В., Виноградська А. М. Управлшня персоналом: Навч. поаб. - К.: Центр навчально! лггератури, 2006. -504 с.

3. Гребшчук О. Стимулювання пращ на пiдприемствi та засоби моделювання / О. Гребiнчук // Економют. - 2009. - № 4. - С. 52-55.

4. Закон Украши «Про оплату пращ» № 1086 - 1У вiд 10 лип. 2003 р. [Електронний ресурс] / Верховна Рада Украши. - Режим доступу : http://www.rada. gov.ua.

5. Колот А. М. Соцiально-трудовi ввдносини: теорiя i практика регулювання. - К.: КНЕУ 2003. - 456 с.

6. Полщук Д. I. Мотиващя як чинник тдвищення продуктивностi на пiдприемствi / Я. Д.

Качмарик, Д. I. Полщук // Науковий вюник НЛТУ Украши - 2011. - Вип. 21.8. - С. 209-213.

7. Ольське господарство Украши у 2012 р. : стат. зб. - К. : Державна служба статистики Украши, 2013. - 402 с.

8. Харченко Т. М. Матерiальне стимулювання персоналу як складова розвитку тдприемств / Т. М. Харченко // Вюник Хмельницького нащонального ушверситету - 2010.- № 3. Т. 3 - С. 129-131.

9. Череп А. Стимулювання пращ - необхвдний елемент ринково1 економши, що впливае на витрати виробництва / А. Череп // Економша, фшанси, право. -2005. - № 2. - С. 7-10.

10. Юшш В. В. Застосування матерiальних i нематерiальних методiв мотивацiï лiдерства на рiзних рiвнях управлiння / В. В. Юшш // Iнновацiйна економжа. - 2009. -№ 8. - С. 62-66

11. Юрченко О. Б. Мотиващя як ютотний чинник формування людського капiталу / О. Б. Юрченко // Науковий вюник НЛТУ Украши - 2010. -Вип. 20.4. - С. 156-160.

О.С. Тюкова

ПРОТИВОРЕЧИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В

УКРАИНЕ

Проmирiччя реальзацП сучасног' антитфляцшног полтики вУкраг'т

О. С. Тюкова

Contradictions of realization of modern antiinflationarypolitics are in Ukraine

O.S.Tukova

Инфляция является "лакмусом " экономической нестабильности на макроуровне, и, в то же самое время, фактором, влияющим на общеэкономическое и социальное развитие государства. Именно поэтому, преодоление высоких темпов инфляции и поддержание их на приемлемом для экономики уровне - важная задача целостной государственной экономической политики.

Ключевые слова: антиинфляционная политика, антиинфляционная стратегия, антиинфляционная тактика.

Iнфляцiя е "лакмусом" економiчноï нестабiльностi на макрорiвнi, i, в той же самий час, чинником, що впливае на загальноекономiчний i сощальний розвиток держави.Саме тому, подолання

високих темпiв тфляци i пiдтримка ïx на прийнятному для економжи рiвнi - важливе завдання цтсно '1' державно'1' економiчноï полiтики.

Ключовi слова: антитфляцтна полiтика, антиiнфляцiйнастратегiя, антитфляцтна тактика.

Борьба с неуправляемой инфляцией является одной из главных проблем государственного регулирования, на которой держится вся социально-экономическая, финансовая и банковская политика. С целью сдерживания инфляции и уменьшения ее негативных последствий правительство осуществляет антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика - это комплекс соответствующих мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией [1, с 159].

Воплощение в жизнь такой политики требует от правительства разработки антиинфляционной программы, которая определяет цели, задачи и способы ее реализации, которые зависят от стадии инфляционного процесса, его интенсивности и других факторов. Важной частью разработки

антиинфляционной программы является установление количественных показателей, которые определяют ее конечные результаты. На практике к ним относятся ценовые показатели (темп инфляции, индекс потребительских цен и др.), динамика денежной массы в обороте, размер и динамика государственных расходов. Средства борьбы с инфляцией можно разделить на две части:

а) антиинфляционная стратегия - цели и методы долгосрочного характера;

б) антиинфляционная тактика - мероприятия краткосрочного периода [2, с. 111].

Антиинфляционная политика должна быть нацелена не столько на полное погашение инфляции, сколько на сведение ее до приемлемого уровня, при котором не просто смягчились бы ее наиболее

негативные последствия, а инфляция имела бы контролируемый характер, была бы инструментом стимулирования экономического развития. Регулирование инфляционных процессов в Украине на современном этапе предусматривает следующие направления:

1. Снижение инфляционных ожиданий. Одной из важнейших задач антиинфляционной стратегии является погашение инфляционных ожиданий, прежде всего адаптивных ценовых. Для преодоления психологии населения, избавить их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса, который обусловлен непрерывным подорожанием товаров и услуг, необходимо ликвидировать ожидания относительно будущей инфляции. Мировой опыт доказывает, что инфляционные ожидания быстрее преодолевались там, где выполнялись, по крайней мере, два условия. Первое - правительство твердо придерживается курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции. Это достигается при условии, когда правительство ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и такие, которые можно легко проверить, антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом население и неуклонно добивается решения этих задач [3, с. 144].

Вторым неотъемлемым компонентом антиинфляционной стратегии является эффективная монетарная политика. Ее отличительная особенность -введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель определяется долгосрочным темпом роста реального производства и таким уровнем инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать. Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо соблюдать в течение длительного времени и, самое важное, независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и тому подобное.

2. Сокращение бюджетного дефицита. Важной мерой антиинфляционной политики является сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К его осуществлению можно идти двумя путями - через увеличение доходов и уменьшение расходов государства. Предпочтение следует отдавать второму пути. Это объясняется тем, что усиление налогового пресса, в лучшем случае, может принести лишь сиюминутный "антидефицитный" результат. В длительном плане такая политика ведет к подрыву стимулов к инвестированию, замедлению экономического развития и, как следствие, сокращение поступлений в государственный бюджет. Важно отметить, что совершенствование налоговой системы можно с успехом превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, от которого в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производства и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению.

3. Рационализация внешнеэкономической политики. Эффективная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на национальную экономику внешних инфляционных импульсов, особенно тех, что связаны с перемещениями через границы спекулятивных капиталов. Поскольку движение капиталов получает концентрированное выражение в сальдо платежного баланса, необходимо снять его инфляционный эффект. В условиях товарного дефицита и снижения объемов производства курс национальной валюты конъюнктурно снижается из-за повышенного спроса на импорт. Государство своими необоснованными действиями может способствовать «раздуванию» спроса на импорт и иностранную валюту.

При возникновении сложной инфляционной ситуации, когда только стратегические механизмы стабилизации не срабатывают, необходимо мобилизовать тактический механизм,

быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования. Основной целью антиинфляционной тактики, предусматривающий краткосрочное регулирование текущего спроса, является повышение нормы сбережений и уменьшение уровня их ликвидности. Если правительство намерено влиять на поведение владельцев денежных доходов, побуждая их к увеличению сбережений за счет текущего спроса, ему необходимо обеспечить существенное повышение процента по вкладам. В этом случае важным является положение, чтобы ставка процента не была меньше суммы текущего темпа роста цен и уровня адаптивных ожиданий. Быстрое повышение процента по вкладам может привести к удорожанию кредита, а, следовательно, будет иметь пагубные последствия для инвестиций и производства. Люди также могут размещать свои сбережения не только в банках. Их необходимо поощрять также достаточно высоким процентом по государственным облигациям, широким распространением акционерных форм собственности, приватизацией и перспективами вложений денег в недвижимое имущество. Антиинфляционный эффект таких средств значительно повышается, когда правительство не ограничивается одним увеличением нормы сбережений, поскольку есть, например, депозиты до востребования, которые имеют очень высокую ликвидность, способные в любой момент превратиться в наличность, и могут стать дополнительным текущим спросом, что усиливает инфляционное неравновесие. Поэтому в инфляционной экономике нужны меры, направленные на снижение уровня ликвидности сбережений. Практикуются, в частности, установление повышенных процентов по срочным вкладам, рассчитанных на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов до востребования [4, с.98].

Чтобы приостановить инфляцию в сегодняшних условиях нужно задействовать национальную программу энергосбережения, а также провести модернизацию, с частичным участием государства, главных экспортирующих отраслей экономики (металлургической и химической). Это даст им

возможность уменьшить себестоимость продукции и увеличить прибыль в условиях укрепления гривны. Важно избежать любого увеличения расходов бюджета при его пересмотре. Без этого невозможно будет удержать цены на непродовольственные товары. Надо изучить целесообразность создания мониторингового центра для наблюдения за ситуацией. НБУ и Министерство финансов должны действовать согласованно. Другие экономические структуры Кабинета Министров должны сконцентрироваться на собственной программе снижения инфляции издержек. Спекулятивные транзакции коммерческих банков, целесообразно жестко контролировать НБУ, поскольку такого рода действия усиливают тренд инфляции. Коммерческие банки должны получать рефинансирование для последующего его предоставления национальным производителям, при этом нужно обеспечить жесткий контроль за целевым использованием средств со стороны НБУ. В системе бюджетно - налогового регулирования следует провести оптимизацию налогов, чтобы усилить поддержку отечественного производства. Необходимым антиинфляционным мероприятием является контроль цен товаров и услуг украинских монополистов, введение четких и действенных методов их наказания. Стоит также наладить эффективный механизм таможенно -тарифного регулирования в отношении тех товарных позиций, на которые резко возрастает цена, а также не допустить роста социальных выплат в период кризиса. Параллельно ограничить и сократить расходы из бюджета на содержание государственного управленческого аппарата.

За время независимости нашей страны Украина накопила значительный опыт управления инфляционными процессами. Была создана почва для применения инфляционной политики страны и даже, испробованы некоторые методологические подходы к прогнозированию и моделированию инфляции.

Следует вспомнить, что, с целью противодействия инфляции 2014 года действия правительства и НБУ на протяжении такого тяжелого и трудного периода характеризовались, как достаточно решительные, радикальные и системные, в полной мере соответствовали вызовам глубокого кризиса. Например, на протяжении прошлого и текущего годов НБУ предпринимали меры по увеличению внутренней стоимости национальной валюты. Так, на протяжении апреля - ноября 2014 года учетная ставка была увеличена с 6,5% до 14,0% годовых, и уже в 2015 году - до 19,5% годовых з 06.02.2015 и до 30,0% годовых с 04.03.2015. Уже позже с 28.08.2015 ставка была снижена до 27,0% годовых, и с 25.09.2015 - до 22,0% годовых.

Отметим, что немаловажными

административными инфляционными факторами были и изменения в январе 2015 года некоторых положений налоговой политики, а именно: увеличено акцизный сбор для производителей и компаний -импортеров подакцизных товаров и введено акцизный сбор 5% от розничных продаж алкогольных, табачных товаров и топлива. Существенным фактором, также, было введение в середине февраля 2015 года

дополнительной таможенной пошлины размером 5 -10%.

Указанные действия были естественной реакцией на девальвацию национальной валюты и усиление инфляционного давления. В частности, потребительская инфляция уже в начале года, в феврале 2015 росла высокими темпами и достигла аж 34,5% в годовом измерении, что было следствием роста инфляционных ожиданий населения и предприятий. Отмеченные факторы, а также и существенное увеличение тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства повлекли ухудшение прогнозируемого значения потребительской инфляции на конец 2015 года до 30,0% (базовой - до 25,0%). Объективно, наиболее существенное увеличение цен произошло в первом полугодии 2015 года, так как следствие эффекта девальвации имеет отпечаток на течение именно первых двух кварталов, а основной рост жилищно-коммунальных тарифов постепенно был внедрен в первом полугодии этого года. Конечно, весомым фактором сдерживания инфляции и дальше будет низкий потребительский спрос и снижение цен на мировых рынках. Следовательно, учитывая ожидаемое окончание действия эффекта девальвации и все же замедление темпов увеличения тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также проведения правительством Украины вместе с Национальным банком активной антиинфляционной политики, уровень потребительской инфляции на конец 2016 года может снизиться до 13,0%, а базовой инфляции - до 8,0%.

В контексте имеющихся неопределенностей прогноза, распределение рисков относительно дальнейшего инфляционного развития является асимметричным и смещен в сторону роста. Не исключается и возможное ухудшение военного противостояния на востоке Украины, которое, в конечном случае, может привести к значительной переоценке инвестиционных рисков и вызвать дополнительный отток капитала из страны, что приведет к дальнейшей девальвации национальной валюты и очередного всплеска инфляции.

В свете всего вышесказанного, характеризуя основные параметры денежно-кредитной политики в 2015 году, следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством НБУ во время выполнения своей главной функции - поддержания стабильности национальной денежной единицы Украины, должен иметь приоритет достижения и поддержки ценовой стабильности в государстве. Ожидается, что этому будет способствовать и подписанное соглашение с Международным валютным фондом в рамках Механизма расширенного финансирования (БРБ).

Также, денежно-кредитная политика 2015 года должна реализовываться с учетом ряда количественных ориентиров по наращиванию предложения денежной массы. Это, с одной стороны, обеспечит потребности экономики страны в деньгах с целью выполнения платежей, а с другой - будет способствовать и стимулировать минимизацию монетарного давления на инфляционные и девальвационные процессы.

Такое увеличение монетарной базы, которое по прогнозам крайне важно для покрытия потребностей экономической и банковской сферы в средствах платежа, составляет около 30,0%, или порядка 100 млрд. грн. Очевидно, можно ожидать, что денежный спрос главным образом, и дальше будет обусловлен прямым увеличением спроса именно на наличный сегмент национальной валюты, который является причиной уже устоявшихся тенденций недоверия вкладчиков к коммерческим банкам и проведения выплат ФГВФЛ. В то же время, объем гривны, изымаемый НБУ с рынка путем продажи валюты, видимо, не будет значительным, с учетом фактора ограниченных международных резервов.

Ожидается, что указанный прогнозный ориентир все же останется в некоторой степени гибким, учитывая постоянно изменяемые условия существования экономической системы в целом, а также возможность его изменения после одобрения параметров обновленной программы с МВФ.

Учитывая все вышесказанное, целесообразно отметить, что применение доступного инструментария регулирования всего финансового рынка в 2015 году несколько усложняется в связи со следующим:

• низкое доверие к системе коммерческих банков, что может обуславливать продолжение оттока депозитов из банковской системы;

• наличие избыточной ликвидности, главным образом, вследствие осуществления выплат ФГВФЛ;

• сегментированность межбанковского рынка, что будет мешать перераспределению ликвидности и потребует существенного участия НБУ.

Таким образом, инструменты денежно -кредитной политики, с учетом необходимого моделирования и прогнозирования инфляции, будут использоваться в направлении:

1. Обеспечения на должном уровне внутренней стоимости национальной валюты для противодействия инфляционному и девальвационному давлению. Указанное будет достигаться за счет активного использования НБУ процентной политики. В рамках такой работы уже дважды в 2015 году НБУ повышал учетную ставку с 14,0% до 30,0% годовых, и дважды снижал с 30,0% до 22,0% годовых.

2. Перераспределения ликвидности. При условии длительного низкого доверия населения к банковской системе на денежно-кредитном рынке НБУ с высокой вероятностью и далее будет пользоваться мерами как активного применения

инструментов по предоставлению ликвидности, так и ее стерилизации.

3. Устранения неопределенности за счет действия объективных рыночных механизмов ценообразования на денежные ресурсы. В частности, увеличению ликвидности валютного рынка будет способствовать функционирование единого обменного курса гривны.

4. Постепенной ликвидации административных мер, внедренных для снижения давления на платежный баланс, будет осуществляться по мере стабилизации ситуации на денежно-кредитном рынке.

Перечень используемых источников литературы

1. Комарницький 1.Ф. Економiчна теорiя: Навч. поаб. / 1.Ф. Комарницький. - Чершвщ: «Буковина», 2006. - 334 с.

2. Петрук О.М., Литвинчук 1.В., Супрунова 1.В. Грошi та кредит. Навчально-методичний поабник для самостшного вивчення дисциплши. / О.М. Петрук, 1.В. Литвинчук, 1.В. Супрунова. - Житомир: ЖДТУ, 2007. -216 с.

3. Гальчинський А.С. Стратег1я економiчного та сощального розвитку Укра!ни (2004-2015роки). Шляхом европейсько! штеграцп / А.С. Гальчинський, В. М. Геець та ш. - К.: 1ВЦ Держкомстату Укра!ни, 2004. - 416 с.

4. Марцин В.С. Мiркування щодо особливостi антшнфляцшно1 полiтики в Украш / В.С.Марцин /Актуальнi проблеми економiки. - 2010. - №1. - с. 93102.

Тюкова Ольга Сергеевна - магистрант Национальный технический университет «Харьковский Политехнический Институт»

Контактная информация: 80996644114 tyukova1992@mail.ru

Тюкова Ольга Сергивна - мапстрант Нацюнальний технiчний унiверситет "Харшвський Полiтехнiчний 1нститут

Контактна iнформацiя: 80996644114 tyukova1992@mail.ru

Офицальное написание на английском языке: Tukova 0.8

Контактное лицо - Тюкова О С г.Харьков ул.Клочковская 199В кв.105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.