Научная статья на тему 'Противоречия как движущие силы личностного и профессионального развития: к постановке проблемы'

Противоречия как движущие силы личностного и профессионального развития: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1642
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / БЫТИЙНЫЕ ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоменко Галина Юрьевна, Орел Алевтина Андреевна

В статье обосновывается целесообразность и продуктивность психологической поддержки субъектности личности в период обучения в ВУЗе через оптимизацию самопознания в процессе выявления и разрешения внутриличностных противоречий, а также противоречий в различных пространствах бытия личности. Обсуждаются причины, выводящие понятие «противоречие» в фокус исследовательских интересов на современном этапе развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противоречия как движущие силы личностного и профессионального развития: к постановке проблемы»

УДК 378.013.77 ББК 74.580.22 Ф 76

Г.Ю. Фоменко, А.А. Орел ПРОТИВОРЕЧИЯ КАК ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье обосновывается целесообразность и продуктивность психологической поддержки субъектности личности в период обучения в ВУЗе через оптимизацию самопознания в процессе выявления и разрешения внутриличностных противоречий, а также противоречий в различных пространствах бытия личности. Обсуждаются причины, выводящие понятие «противоречие» в фокус исследовательских интересов на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: личность, субъект, субъектно-бытийный подход, разноуровневые противоречия, бытийные пространства личности.

G.Yu. Fomenko, A.A.Orel

Contradictions as driving forces of personal and professional development: statement of a problem

Abstract. The paper substantiates the expediency and efficiency of psychological support of subject nature of the person during training at higher school through optimization of self-knowledge in process of revealing and deciding personal contradictions, as well as contradictions in various spaces of life of the person. The authors discuss the reasons removing concept “contradiction” in focus of research interests at the present stage of development of a society.

Key words: the person, the subject, the subject-life approach, contradictions of different levels, life spaces of the person.

Обучение в ВУЗе является важным этапом формирования человека как личности и как профессионала, причём многоплановым и противоречивым. В процессе анализа проблем личностного и профессионального развития студентов экономического факультета Кубанского государственного университета мы сконцентрировались на понятии «противоречия», исходя из следующих соображений. Во-первых, динамизм современной жизни, ситуация «цивилизационного сдвига и разлома» порождают новый комплекс противоречивых требований к личности. Рыночная экономика, переход к которой осуществляется в нашей стране, принципиально изменяет представление о том, какой человек может с успехом действовать в новых условиях, в которых ситуации по своей природе носят неопределенный характер. Нужен не просто компетентный и энергичный человек, а такой, который был бы склонен и способен организовывать или включаться в дела, требующие смелости и находчивости, поскольку рыночные дела - это дела рискованные, в них успех не гарантирован однозначно ни в ресурсном, ни в кадровом, ни в коммерческом отношении.

В этих условиях происходит переосмысление самого понятия «профессионал», прежде всего, в плане требований к содержанию и степени выраженности субъектной активности личности. В прежней системе с плановой экономикой профессионалами считались квалифицированные специалисты; это были, по сути, тождественные понятия. Теперь в условиях рыночной экономики понятие «профессионал» включает не только высокое владение информационными, селективными, когнитивными и деятельностными компонентами профессионального пространства, но и умение побеждать в свободной конкурентной борьбе за оплачиваемое рабочее место. Профессионализм - это не только высшая форма владения мастерством, но и образ жизни, менталитет, мировоззрение, чувство причастности к профессиональному сообществу [4, с. 83].

Во-вторых, субъектная активность личности связана с необходимостью

разрешения возникающих противоречий и качество этой активности во многом определяется степенью успешности этого процесса. Для характеристики личности как субъекта жизнедеятельности чрезвычайно важен выбираемый ею способ разрешения противоречий [1, с. 53], а предпочитаемый личностью способ существования зависит от особенностей процесса и характера разрешения ею системы противоречий: внутритипологических; противоречий в личностных бытийных пространствах; экзистенциальных.

В-третьих, согласно диалектической традиции основой развития является выделение и разрешение противоречий. Для личности на этом пути важным становится умение превратить имеющееся противоречие в проблему и определить выбор оптимального способа её решения.

В то же время, как отмечают К.А. Абульханова и М.И. Воловикова, противоречия, переходящие в проблемы, и особенно их решения, образуют следующую фундаментальную основу идентичности личности и «эгоцентризма» её сознания, «угла зрения» на мир. Этот осознанный или интуитивный опыт и способность жизненных решений составляет Я-концепцию личности [2].

В-четвёртых, успешное разрешение возникающих противоречий, умение выделить проблемную ситуации, исходя из анализа системы разноуровневых противоречий, является индикатором осуществления преобразовательной, творческой активности. Последняя, в частности, в профессиональной деятельности является показателем высокого уровня профессионализма.

В-пятых, к противоречиям мы обращаемся в связи с тем, что в психологии человеческого бытия мы имеем дело с процессуальными характеристиками: модус бытия личности, идентичность, личностная зрелость.

Аналогичные выводы мы находим и у А.Н. Подъякова, который подчёркивает, что достигнутая зрелость реальной системы всегда относительна [8, с.50-51]. Более того, хотелось бы отметить, что в соответствии с принципом развития всякая высшая форма поведения должна быть представлена «не как вещь, а как процесс» [5].

В-шестых, это реальная включённость человека в разные, иногда весьма противоречивые социальные группы, что приводит его к необходимости ориентировки в разных социальных ситуациях и строительству таких поступков индивидуальности, которые могут привести как к трансформации личности, так и к развитию тех систем, в которые личность входит как их активный «элемент». Человек как активный «элемент» разных социальных общностей постоянно сталкивается с задачей соотнесения тех целей, которые ему приходится осуществлять в ситуациях, выдвигающих порой разные требования. Тут-то и разворачивается конфликт «быть или казаться». Человек решает: пуститься ему в погоню за удачным выполнением в разных системах разных социальных ролей и стремиться стать «хорошим для всех» или же не раствориться в разных системах и остаться самим собой. Эта проблема приобретает особое значение в студенческом возрасте, как важном этапе личностного и профессионального самоопределения [3, с. 133

- 134].

В-седьмых, к противоречиям заставляет обратиться и всегда имеющийся разрыв между действительным, желаемым и возможным положением человека, между действительно существующим и потенциально возможным. Причём анализ этого диссонанса неизбежно требует обращения к ценностно-смысловым структурам личности. По мнению А. Маслоу, американцы поняли, что демократия в политике и процветание в экономике сами по себе не решают никаких базовых ценностных проблем. Людям некуда обратиться, кроме как внутрь себя, к самости как локусу ценностей [6, с.43].

В-восьмых, на современном этапе развития общества выделяется противоречие между повышением роли субъектных характеристик человека при одновременном резком ограничении степени его автономности неизбежным возрастанием сложности социальной организации жизни [7].

Данные позиции высоко актуальны для студентов экономических факультетов, в будущей деятельности которых, с одной стороны, в случае занятий предпринимательством и менеджментом необходимы высокий уровень социальной активности личности, склонность к рисковому поведению, нестандартным решениям в условиях неопределённости. С другой стороны, в отдельных видах профессиональной деятельности велик удельный вес стабилизирующего и реализующего компонентов. В связи с этим разочарование в выбранной специальности может наступить как в связи с отсутствием психологической готовности и необходимой ресурсности для ответа на «вызовы» современности, так и в связи с субъективным восприятием отсутствия творческого компонента в будущей работе.

Преодоление данного противоречия возможно через раскрытие для студентов возможностей творческого подхода по «самостроительству» и возможностей преобразовательной деятельности в повседневной жизни, что является структурными компонентами «жизнестроительства» в целом. В связи с этим встаёт задача оптимизации субъектных качеств личности как её творческого компонента по преобразованию себя и личностных бытийных пространств, умению выделять и разрешать возникающие в них противоречия. При этом хотелось бы напомнить, что, по С.Л. Рубинштейну, прогресс, развитие может заключаться не в устранении противоречий, а в том, какие это будут противоречия, на каком уровне они будут возникать и как, на каком уровне сниматься [11, с. 385].

Среди них он выделяет:

- стремление к ассоциированности, принадлежности и противоположное ему стремление к уникальности, отдельности, приватности;

- стремление к гомеостазу, внутренней и внешней гармонии, уравновешенности и противоположное ему стремление к напряжению, преодолению монотонности;

- стремление к вневременному и сверхпространственному существованию и противоположное ему стремление определиться в конкретном хронотропе;

- стремление следовать природному назначению, организмической программе и противоположное ему стремление преодолеть себя как животное культурными средствами.

Успешность разрешения субъектом противоречий самого различного уровня в контексте структурно-динамической концепции личности З.И. Рябикиной создаёт возможность аутентичного бытия личности в процессе её профессионального становления, обеспечивая личностный рост и профессиональное развитие [12, 13, 14].

На протяжении ХХ века кардинально изменялись представления о психологической составляющей человеческого ресурса в профессиональной деятельности. Настоящий этап является четвёртым - трансперсональным, на котором внимание фокусируется на проблемах развития человека и его потребности трансцендировать себя через создание новых реальностей. В качестве конкретного примера реализации трансперсонального этапа в рассмотрении личности как профессионала следует назвать субъектно-бытийный подход к рассмотрению развития и профессионального становления личности [10]. Этот подход предполагает рассмотрение личности как субъекта своего бытия. Ядерным образованием личности является иерархически организованная структура личностных смыслов, главным конструктом в которой выступает смысл жизни [13, с. 11].

В субъектном подходе акцентируется внимание на качестве активности личности. В связи с этим особенно важен поиск путей по оптимизации развития субъектных характеристик личности в процессе обучения в ВУЗе. При этом целью является формирование способности у молодого специалиста к преобразовательной деятельности, в процессе которой он смог бы успешно и своевременно решать противоречия в условиях жизни в быстро меняющемся мире не только между устаревающими навыками и

шаблонами и новыми требованиями, но и выделять проблемные моменты в различных пространствах своего бытия.

Именно преобразующую деятельность людей выделяет С.Л. Рубинштейн как основу продуктивного развития, подчёркивая, что человек своими действиями преобразует наличное бытие, вызывая непрерывную серию взрывных реакций. Кроме того, сама преобразующая деятельность позволяет человеку превратиться из средства в активного субъекта [4, с. 81-82]. Соответственно формирование предпосылок будущей преобразовательной деятельности возможно и необходимо в процессе учёбы в ВУЗе. В качестве одного из её возможных вариантов может выступать активность субъекта по выявлению и разрешению противоречий, возникающих в смысловой сфере, в сфере самопонимания и понимания другого человека и в личностных бытийных пространствах.

Модель личности (согласно З.И. Рябикиной) рассматривается как полисистемное образование, включающее пространство личностных смыслов и объективные пространства личностной бытийности: организм, события среды, деятельность. Развитие личности в контексте этой модели предстаёт как следствие возникающих и разрешаемых противоречий в названных пространствах и между ними. Анализ личности и факторов, опосредующих её развитие, позволяет выделить в процессе личностного роста две основные фазы:

1) фазу, в которой развитие преимущественно определяется противоречиями, инициируемыми изменениями, происходящими во внешних объективных пространствах (процесс созревания организма и его отдельных структур; внешние причины перемещения личности в социуме, смена социальных ролей. Изменение проецируемых на неё ожиданий сообщества и пр.; формирование у личности в процессе обучения новых навыков, умений, стереотипных форм обращения с предметами и людьми);

2) фазу, сопряжённую с наступлением зрелости (акме), в которой дальнейший рост связан с активной стратегией воплощения во внешних пространствах системы обретённых личностью смыслов, вершиной и интегрирующим ядром которых является смысл жизни.

Естественно изменения, происходящие во внешних пространствах, т.е. по независящим от личности причинам, в соответствии с собственной логикой бытийности этих пространств продолжают влиять на развитие личности, если обнаруживают свою значимость для неё. Но основной источник противоречий на стадии личностной зрелости связан с внутриличностными смысловыми преобразованиями и процессом самоактуализации, вступающим в противоречие, сталкивающимся с сопротивлением внешней бытийности (ограниченность физических возможностей индивида; отсутствие необходимых умений, знаний о мире; противоборство с чужой волей, сопротивление этнических и иных стереотипов и пр.). Для того чтобы этот процесс осуществлялся поступательно, необходима поддержка субъектности личности на этапе обучения в ВУЗе, создание предпосылок для преобразовательной деятельности по выявлению противоречий, их осмыслению и преодолению.

Психологическую основу преобразующей деятельности составляет процесс творчества. По мнению Я.А. Пономарёва, творчество - универсальный «механизм продуктивного развития», его следует искать везде, где есть «движение от низшего к высшему» [9]. Творческие аспекты необходимы в выстраивании пространств личностной бытийности, а также в процессах самопонимания. Субъектно-бытийный подход предполагает переход от простого уяснения отдельных качеств и типологических характеристик личности к уяснению противоречий в становлении личностной и социальной идентичности и противоречий, возникающих в процессе её самоосуществления в различных личностных бытийных пространствах. При этом наращивание потенциала субъектной позиции личности способствует многомерному видению себя и своего места в Мире, делает человека более сензитивным к потребностям и скрытым мотивам поведения Другого, создаёт возможности для более активного преобразования внешнего по законам внутреннего с учётом характера и содержания

изменений, вносимых в объективное пространство Другим. Способность к многомерному видению самого себя (отход от плоскостного самовосприятия) и своего места в мире, ощущение динамизма этого процесса стимулирует саморазвитие и способствует наращиванию субъектной активности личности.

В процессе исследования для нас важно выявить «то, кем и как личность сумела стать при данных внешних и внутренних, психологических, личностных и социальных условиях. Это единство достигается в способе функционирования личности, объективации во времени и пространстве жизненного пути, множестве его форм, сфер, систем, а не задано её структурой, к которой она долгие годы сводилась в отечественной психологии, или совокупностью черт, с которыми её было принято соотносить в мировой персонологии» [2, с. 5 - 6].

Однако существует выраженное противоречие, обусловленное отсутствием психологической готовности студентов к подобного рода внутренней работе, а также к будущим требованиям профессиональной жизни, вследствие объектности самовосприятия по отношению к происходящим событиям. Студенты недостаточно рефлексируют наличие разноуровневых противоречий в различных сферах жизни и не понимают собственных возможностей и способностей по их выявлению и разрешению. Таким образом, очевидна теоретико-прикладная психологическая проблема: она состоит в необходимости исследования специфических аспектов становления субъектности личности на этапе учебно-профессиональной деятельности и создания на этой основе концепции психологической поддержки формирующегося профессионала, через совершенствование самопознания в процессе выявления и разрешения внутриличностных противоречий, а также противоречий в различных пространствах бытия личности.

Примечания:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

2. Абульханова К.А., Воловикова М.И. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений // Психологический журнал, 2007. Т. 28, №5,. С. 5-14.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.,

2007.

4. Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психологический журнал. 1998. Т. 19, № 4. С. 80-87.

5. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб., 2006.

6. Маслоу А. Экзистенциальная психология - что в ней есть для нас? // Экзистенциальная психология / под. ред. Р.Мэя. М., 2001. С.42-48.

7. Митькин А.А. Субъектность человека: грани и границы. Ч. П // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 4. С. 27-43.

8. Поддьяков А.Н. Зрелость и незрелость в контексте ортогенетического закона развития // Феномен и категория зрелости в психологии. М., 2007. С. 47-60.

9. Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971.

10. Психология личности и её бытия: теория, исследования, практика. Краснодар, 2005.

11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.

12. Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М., 2005.

13. Рябикина З.И. Личностное развитие и профессиональный рост: интерпретация в контексте субъектно-бытийного подхода // Проблемы развития личности курсанта: теория исследования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2007. С. 11 - 22.

14. Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2.

15. Сергиенко Е.А. Зрелость: молярный или модулярный подход? // Феномен и категория зрелости в психологии. М., 2007. С.13-29.

References:

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Strategy of life. M., 1991.

2. Abulkhanova K.A., Volovikova M.I. Psychosocial and subject approaches to research of the person in conditions of social changes // Psychological Journal. 2007. Vol. 28, N 5. P. 5-14.

3. Asmolov A.G. Psychology of the person: cultural - historical understanding of development of the person. M., 2007.

4. Ermolaeva E.P. Transformation and identification aspects of professional genesis // Psychological Journal. 1998. Vol. 19, N 4. P. 80-87.

5. Kornilova T.V., Smirnov S.D. Methodological bases of psychology. SPb., 2006.

6. Maslou A. The existential psychology - what does it has for us? // Existential Psychology / ed. R.Meya. M., 2001. P. 42-48.

7. Mitkin A.A. Subjects of the person: sides and borders. P. n // Psychological Journal. 2008. Vol. 29, N 4.

P. 27-43.

8. Poddyakov A.N. Maturity and immaturity in a context of the orthogenetic law of development // Phenomenon and a category of maturity in psychology / eds. A.L. Zhuravlyov, E.A. Sergienko. M., 2007. P. 47-60.

9. Problems of scientific creativity in modern psychology. M., 1971.

10. Psychology of the person and his life. The theory, researches and practice / eds. Z.I. Ryabikina, A.N. Kimberg, S.D. Nekrasov. Krasnodar, 2005.

11. Rubinshtein S.L. Life and consciousness. The person and the world. SPb., 2003.

12. Ryabikina Z.I. The person as the subject of formation of life spaces // Subject, the person and psychology of human life / eds. V.V. Znakova, Z.I. Ryabikina. M., 2005.

13. Ryabikina Z.I. Personal development and professional growth: interpretation in a context of the subject-life approach // Problems of development of the person of the cadet: the theory of research: materials of Russian Scient.-Pract. Conf. / ed. S.D. Nekrasov. Krasnodar, 2007. P. 11-22.

14. Ryabikina Z.I. The subject-life approach to studying contradictions developing the person // Psychological Journal. 2008. Vol. 29, N 2.

15. Sergienko E.A. Maturity: the molar or module approach? // Phenomenon and a category of maturity in psychology / eds. A.L. Zhuravlyov, E.A. Sergienko. M., 2007. P. 13-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.