Научная статья на тему 'Противодействие терроризму в рамках СНГ: нормативные и институциональные аспекты'

Противодействие терроризму в рамках СНГ: нормативные и институциональные аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1660
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / COMMON WEALTH OF INDEPENDENT STATES / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / FIGHT AGAINST TERRORISM / МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН / MODEL LAW / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ANTI-TERRORIST CENTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каримов Рим Римович, Каримова Гузель Юрисовна

Статья посвящена деятельности СНГ по противодействию терроризму. В ней рассматриваются основные нормативные документы, направленные на борьбу с терроризмом; затрагиваются аспекты деятельности Антитеррористического центра СНГ (далее АТЦ СНГ); определяются предложения по совершенствованию деятельности, направленной на борьбу с терроризмом; обосновываются меры и решения по противодействию терроризму в государстве на основе нормативно-правовых актов; поднимается вопрос о формировании контртеррористического законодательства, которое позволит вести более кардинальную борьбу с терроризмом. Предлагается выработать и реализовать в масштабе СНГ программы по борьбе с терроризмом, провести совместные командно-штабные оперативно-стратегические учения, командно-штабные тренировки, установить интенсивные двусторонние и многосторонние контакты. Сделан вывод о том, что тесное взаимодействие специальных служб, правоохранительных органов и государства позволит выйти на новый, более качественный уровень по борьбе с терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO TERRORISM WITHIN THE CIS: STANDARD AND INSTITUTIONAL ASPECTS

Article is devoted to activities of the CIS for counteraction to terrorism. The main normative documents directed to fight against terrorism are considered, aspects of activity of the Anti-terrorist center of the CIS are affected. Suggestions for improvement of the activity directed to fight against terrorism are defined. Measures and decisions on counteraction to terrorism are proved in the state on the basis of normative legal acts. The question of formation of the counterterrorist legislation which will allow to conduct more cardinal fight against terrorism is brought up. It is offered to develop and realize on the scale of the CIS programs for fight against terrorism, carrying out joint command and staff quick strategic exercises, command and staff trainings, intensive bilateral and multilateral contacts which will allow to reduce terrorist behavior model of many states. The conclusion is drawn that close interaction of special services, law enforcement agencies and the state will allow to come to new, better level on fight against terrorism.

Текст научной работы на тему «Противодействие терроризму в рамках СНГ: нормативные и институциональные аспекты»

УДК 343.32(47+57)СНГ

РИМ РИМОВИЧ КАРИМОВ,

кандидат юридических наук, начальник научно-исследовательского отдела; ГУЗЕЛЬ ЮРИСОВНА КАРИМОВА, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного права (Уфимский юридический институт МВД России),

e-mail: editor62@yandex.ru

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В РАМКАХ СНГ: НОРМАТИВНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Реферат: статья посвящена деятельности СНГ по противодействию терроризму. В ней рассматриваются основные нормативные документы, направленные на борьбу с терроризмом; затрагиваются аспекты деятельности Антитеррористического центра СНГ (далее - АТЦ СНГ); определяются предложения по совершенствованию деятельности, направленной на борьбу с терроризмом; обосновываются меры и решения по противодействию терроризму в государстве на основе нормативно-правовых актов; поднимается вопрос о формировании контртеррористического законодательства, которое позволит вести более кардинальную борьбу с терроризмом.

Предлагается выработать и реализовать в масштабе СНГ программы по борьбе с терроризмом, провести совместные командно-штабные оперативно-стратегические учения, командно-штабные тренировки, установить интенсивные двусторонние и многосторонние контакты.

Сделан вывод о том, что тесное взаимодействие специальных служб, правоохранительных органов и государства позволит выйти на новый, более качественный уровень по борьбе с терроризмом.

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, борьба с терроризмом, модельный закон, безопасность, антитеррористический центр.

В настоящее время в мире нет ни одного государства, которое не столкнулось бы с проблемой терроризма. Не являются исключением и страны - участники Содружества Независимых Государств. В качестве примера можно привести факт задержания сотрудниками ФСБ России на территории России 25 граждан Украины, которые готовили теракты в 7 регионах нашей страны.

Если ранее террористы имели на вооружении самодельное или заводское стрелковое оружие, самодельные взрывные устройства (СВУ), то теперь они имеют самое современное вооружение отечественного и иностранного производства. Только в 2000-2004 гг. в Россию было незаконно ввезено около 1,5 млн единиц огнестрельного оружия [1].

Отличительной чертой современного терроризма стал его транснациональный характер. На одном из своем выступлений директор Федеральной службы безопасности России А. Бортников отметил, что только в 2013 г. более 70 стран земного шара столкнулись с террористической деятельностью, поэтому государства должны объединить свои усилия в деле противодействия террористической угрозе. На наш взгляд, существует два механизма сотрудничества, которые действуют в госу-

© Каримов Р. Р., Каримова Г. Ю., 2016

дарствах - членах СНГ по борьбе с терроризмом -это нормативно-правовой и институциональный.

Одним из первых контртеррористических договоров, принятых государствами - участниками СНГ, явилось Соглашение о сотрудничестве по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства от 26 мая 1995 г.

Следующим документом, предусматривающим меры по борьбе с терроризмом, стало принятое 25 ноября 1998 г. Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью. 4 июня 1999 г. в связи с ростом террористической активности был подписан специальный Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом. Указанное соглашение обладает существенной практической значимостью. Так, в договоре, кроме определения терроризма, впервые закреплено понятие технологического терроризма, отличительными признаками которого являются использование или угроза использования ядерного, радиологического, химического или бактериологического оружия и других вредных для здоровья людей веществ, захват, выведение из строя и разрушение ядерных, химических или иных объектов повышенной технологи-

ческой и экологической опасности, систем жизнеобеспечения городов и иных населенных пунктов, с целью создания нестабильности, угрозы населению, оказания воздействия на принятие решений органами власти, осуществление руководства, финансирование или участие в качестве подстрекателя, сообщника или пособника лица, которое совершает или пытается совершить такое преступление.

Рассматриваемый документ по своему содержанию схож с другими многосторонними соглашениями террористической направленности, в нем также закрепляются направления сотрудничества, порядок осуществления запросов, оказания правовой помощи по уголовным делам и возбуждения уголовного преследования.

Определенный вклад в противодействие терроризму внесло так называемое модельное законодательство. Так, на 12-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ был принят Модельный закон от 8 декабря 1998 г. «О борьбе с терроризмом». Он ввел следующие ключевые понятия: «терроризм», «акт терроризма», «приготовление к акту терроризма», «покушение на акт терроризма», «террорист», «группа террористов», «террористическая организация», «борьба с терроризмом» «контртеррористическая операция», «зона проведения контртеррористической операции».

Впоследствии на заседаниях Межпарламентской ассамблеи также были приняты следующие модельные законы: от 4 декабря 2004 г. «О противодействии организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление актов терроризма на территории других государств»; от 4 декабря 2004 г. «О контроле за оборотом радиоактивных материалов»; от 16 ноября 2006 г. «О противодействии финансированию терроризма»; от 31 октября 2007 г. «О безопасности на воздушном транспорте»; от 31 октября 2007 г. «О безопасности на транспорте»; от 3 декабря 2009 г. «О противодействии терроризму».

Данные нормативные акты послужили основой развития национального законодательства государств - членов Содружества. Так, после принятия Модельного закона «О борьбе с терроризмом» подобные акты принимаются в Республике Казахстан (13 июля 1999 г.), Республике Таджикистан (16 ноября 1999 г.), Республике Узбекистан (15 декабря 2000 г.), Республике Беларусь (3 января 2002 г.) и т. д.

Российская Федерация в этом процессе опередила модельное законодательство, приняв первый закон о борьбе с терроризмом 25 июля 1998 г. В дальнейшем, после существенных доработок и совершенствования был принят Федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму».

Нельзя не отметить, что государства - участники СНГ постоянно проводят на своей территории совместные контртеррористические учения, поэтому 7 октября 2002 г. было утверждено Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ. Оно закрепило порядок организации, проведения совместных антитеррористических мероприятий и правовой статус участников совместных антитеррористических мероприятий.

Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована на ликвидацию обозначенных выше факторов либо на максимальное ослабление их криминогенной направленности.

Программа борьбы с терроризмом может состоять из следующих блоков:

- правовые меры борьбы с терроризмом, включающие в себя законодательные акты, а также международные конвенции по борьбе с терроризмом и организованной преступностью;

- общепредупредительные меры, в том числе установление контроля над рынками оружия и других средств массового поражения;

- административно-режимные меры, к которым следует отнести меры по межгосударственному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом;

- специальные (оперативные, розыскные, технические и охранные) меры предупреждения террористических проявлений [2].

Важным этапом в формировании контртеррористического законодательства стран - участников СНГ стало принятие решения «О Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма», которое состоялось в Казани 26 августа 2005 г. В Концепции были закреплены цели и задачи, основные направления и основные формы сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

В настоящий момент действует Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014-2016 гг., которая утверждена решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств 25 октября 2013 г. Основным разработчиком программы выступил Антитеррористический центр СНГ. Данная программа призвана продолжить мероприятия, направленные на противодействие терроризму и различным проявлениям экстремизма. Основными задачами документа явились: подготовка предло-

жений Совету глав государств, Совету глав правительств, другим уставным органам и органам отраслевого сотрудничества СНГ о направлениях развития сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма; развитие нормативной правовой базы сотрудничества государств - участников СНГ; совершенствование и гармонизация национального законодательства; проведение согласованных и (или) совместных профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций; взаимодействие с международными организациями; осуществление информационно-аналитической деятельности и научно-методической работы в сфере борьбы с терроризмом, информационное обеспечение сотрудничества; осуществление сотрудничества в подготовке кадров, повышении квалификации специалистов.

На пространстве СНГ постоянно ведется активная работа в рамках взаимодействия государств по борьбе с терроризмом. Как отметил руководитель АТЦ СНГ генерал-полковник полиции А. П. Новиков, «государствами СНГ накоплен беспрецедентный опыт субрегионального сотрудничества, в том числе в организационной и правовой сфере. Выработка и реализация в масштабе СНГ программ по борьбе с терроризмом, проведение совместных командно-штабных оперативно-стратегических учений, командно-штабных тренировок, интенсивные двусторонние и многосторонние контакты уже создали действующую «матрицу» взаимодействия государств, их спецслужб и правоохранительных органов в борьбе с терроризмом».

Основным институциональным органом в области борьбы с терроризмом является созданный 21 июня 2000 г. решением Совета глав государств СНГ Антитеррористический центр государств - участников Содружества Независимых Государств. В течение 15 лет центр является главным координатором сотрудничества специальных органов стран Содружества в сфере противодействия международному терроризму и экстремизму.

Важнейшими задачами данного центра являются: ведение специального банка данных о международных террористических организациях и их руководителях, а также о неправительственных организациях, оказывающих содействие террористам; организация контртеррористических учений и участие в подго-

товке нормативной базы, касающейся противодействия терроризму. Одними из видимых результатов его деятельности являются разработка межгосударственных программ сотрудничества государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма; подготовка международных договоров и модельных законодательных актов; ежемесячный выпуск информационно-аналитических материалов, характеризующих оперативную обстановку, и не только на территории государств СНГ.

Специалисты центра непосредственно принимают участие в доработке и согласовании проектов документов, вносимых на рассмотрение высших органов Содружества - Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ.

Важность данного органа невозможно переоценить. Как отметил Р. В. Нигматуллин, с момента своего создания центр подготовил для специализированных служб государств СНГ сведения почти на 500 лиц, которые разыскиваются за участие в террористических преступлениях незаконных вооруженных формирований.

Антитеррористический центр стал одной из самых эффективных контртеррористических структур в своем классе, который провозглашает принципы свободы и равноправия, справедливости. Об актуальности справедливого построения общественных отношений говорил Президент РФ В. В. Путин в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, отмечая обостренную реакцию общества на отсутствие справедливости, безответственность и бездействие отдельных представителей государства, неверие в равенство перед законом и неотвратимость наказания для преступника. Следовательно, для создания справедливого общества и государства в России мы должны принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения [3].

Подводя итоги, необходимо отметить, что в Российской Федерации сложилась комплексная нормативная система противодействия терроризму, положения которой нашли свое отражение в ряде документов стран - участниц СНГ и на пространстве СНГ созданы эффективные законодательные и институциональные механизмы противодействия терроризму, которые динамично развиваются и отвечают современным вызовам и угрозам.

Список литературы

1. Крайнев А. Терроризм - глобальная проблема современности // Зарубежное военное обозрение. 1997. № 6. С. 2-11.

2. Петрищев В. Е. Проблемы борьбы с терроризмом в современной России // Политические конфликты. М., 1996.

3. Юнусов С. А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве: вопросы теории : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2015. 23 с.

RIM RIMOVICH KARIMOV,

phd in law, head of the research department; GUZEL YURISOVNA KARIMOVA,

phd in law,

senior lecturer, constitutional law department (Ufa legal institute Ministry of internal affairs of Russia),

e-mail:editor62@yandex.ru

COUNTERACTION TO TERRORISM WITHIN THE CIS: STANDARD AND INSTITUTIONAL ASPECTS

Abstract: article is devoted to activities of the CIS for counteraction to terrorism. The main normative documents directed to fight against terrorism are considered, aspects of activity of the Anti-terrorist center of the CIS are affected. Suggestions for improvement of the activity directed to fight against terrorism are defined. Measures and decisions on counteraction to terrorism are proved in the state on the basis of normative legal acts. The question of formation of the counterterrorist legislation which will allow to conduct more cardinal fight against terrorism is brought up.

It is offered to develop and realize on the scale of the CIS programs for fight against terrorism, carrying out joint command and staff quick strategic exercises, command and staff trainings, intensive bilateral and multilateral contacts which will allow to reduce terrorist behavior model of many states.

The conclusion is drawn that close interaction of special services, law enforcement agencies and the state will allow to come to new, better level on fight against terrorism.

Key words: common wealth of independent states, fight against terrorism, model law, safety, antiterrorist center.

References

1. Krajnev A. Terrorizm - global'naja problema sovremennosti [Terrorism - a global problem of the present]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie - Foreign military review, 1997, no. 6, рp. 2-11.

2. Petrishhev V. E. Problemy bor'by s terrorizmom v sovremennoj Rossii [Problems of fight against terrorism in modern Russia]. Politicheskie konflikty [Political conflicts]. Moscow, 1996.

3. Junusov S. A. Princip spravedlivosti v ugolovno-ispolnitel'nom prave: voprosy teorii. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [The principle of justice in the criminal and executive right: theory questions. Cand legal sci. diss. abstract]. Ryazan, 2015. 23 р.

© Karimov R. R., Karimova G. Ju., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.