Научная статья на тему 'Противодействие коррупции как основа обеспечения экономической безопасности страны'

Противодействие коррупции как основа обеспечения экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
515
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свирина М.В.

The article deals with the causes of corruption, we investigate the current state of Russian economy, assesses the anticorruption policy in Russia and grounded principles of effective anticorruption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции как основа обеспечения экономической безопасности страны»

Противодействие коррупции

как основа обеспечения экономической безопасности страны

Свирина М.В.*

The article deals with the causes of corruption, we investigate the current state of Russian economy, assesses the anticorruption policy in Russia and grounded principles of effective anticorruption.

Мы живем в период всеобщих надежд и ожиданий, когда наступающий 2012 г. воспринимается одними как пришествие конца света, а другими как период всеобщих перемен к лучшему. Данная статья является одним из взглядов на позитив -ное преобразование миропорядка посредством повышения уровня экономической безопасности страны. Экономическая безопасность страны занимает доминирующие позиции в жизни любой страны и складывается из экономической защищенности интересов населения. По словам Фридриха Хайека, независимый ум или сильный характер редко встречаются у людей неуверенных, что они смогут сами себя прокормить. А как указывал Джон Милль, сильное государство невозможно построить с народом, который находится в постоянной зависимости от представителей государственной власти. Экономическая безопасность страны зависит от того, как скоро мы сумеем выявить истинные причины угроз и предложить методы по их устранению. Одной из основных угроз экономической безопасности страны является коррупция. Коррупция и оргпреступность ведут к подрыву экономической и политической стабильности российского государства.

Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами. Коррупция известна с глубокой древности. Именно коррупция является ответом на вопрос, почему во время экономического кризиса, который привел к падению цен по всему миру, в России стоимость товаров продолжает расти. Из-за коррупции российские бизнесмены вынуждены увеличивать стоимость своих товаров. Индекс восприятия коррупции-

2010, представленный международной организацией Transparency International, выявил разрыв между словами и реальными действиями со стороны российской власти в борьбе с коррупцией1. Согласно результатам исследования, в котором первые места отдаются странам с наименьшим уровнем коррупции, Россия заняла 154-е место из 178 возможных. Годом ранее Россия занимала 146-е место, при этом стран в исследовании было больше — 180. Это свидетельствует о запредельной коррумпированности государственных чиновников, борьба с которой заканчивается на уровне учителей, врачей и мелких чиновников.

Проблема коррупции на сегодняшний день является крупнейшим препятствием экономическому росту и развитию экономики нашей страны, без разрешения которой невозможен переход к новому более цивилизованному существованию с более высоким качеством жизни населения России, поскольку коррупция оказывает негативное влияние на все процессы, протекающие в экономике страны. Чем выше уровень коррупции в стране, тем ниже она по уровню жизни.

Высокий уровень коррупции опасен тем, что в процессе слияния экономической и криминальной преступности с коррупцией формируется теневая система, между элементами которой устанавливаются определенные взаимоотношения и связи. Посредством вливания незаконных средств в экономику государства ей наносится значительный ущерб. Капитал криминального происхождения, включаясь в высокодоходные сферы легальной экономики, приносит своим владельцам большие прибыли и позволяет им вести роскошный образ жизни на законных основаниях, что является стимулом к созданию и развитию организованных пре-

Доцент кафедры экономики и экономической безопасности АЭБ МВД России, кандидат экономических наук.

СО

OI

О CJ

О

о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

CO

Ol

О CJ

о о о

CL

ce

CQ s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

ступных группировок. Проникая в легальную экономику, организованная преступность облегчает себе способы отмывания последующих криминальных доходов, при этом в предпринимательскую сферу привносятся нравы и обычаи преступного мира, навязываются обществу криминальные нормы общения, культивируется противоправная мораль. Как следствие — в легальной экономике сформировались сильно деформированные рынки несовершенной конкуренции, на которых господствуют такие методы устранения конкурентов, как физическое и моральное устранение, заказное убийство, умышленное уничтожение или повреждение имущества, обман потребителей и т.д. Легализованный и многократно увеличенный криминальный капитал используется в целях лоббирования криминальных интересов, а также реинвестируется в российскую экономику путем скупки акций предприятий наиболее прибыльных отраслей. В результате они попадают под контроль российских и зарубежных криминальных структур.

Благодаря коррупционным связям и насилию преступные сообщества внедряются в процессы государственного и муниципального управления, работу хозяйственных организаций, создавая там различные фирмы, мощную посредническую сеть, взявшую в свои руки контроль за финансами, реализацией продукции предприятий, проведением взаимозачетов между ними. Таким образом, теневые структуры приобретают черты системной угрозы социально-экономическому развитию России.

Из-за коррупции российские бизнесмены вынуждены на 40 % увеличивать стоимость своих товаров, а общая цена взяточничества для России составляет около 318 млрд долл. При этом размер взяток с каждым годом увеличивается. Сегодня создать что-то новое в России крайне сложно. Конечно, у нас много талантливых инициативных людей. Но их становится все меньше. Хотя перспектив, возможностей для бизнеса очень много. Но неправильная экономическая политика и разгул коррупции душат все инициативы. Поэтому многие бизнесмены переводят свои предприятия за границу, если у них есть такая возможность. Кожевники, обувщики уже давно инвестируют в азиатские страны.

Подход к разрешению этой проблемы должен быть комплексным и глубинным,

то есть необходимо разобраться в причинах данного явления. Современные методы борьбы с коррупцией, как показывает статистика, являются неэффективными. Ведь, борясь с теми, кто дает или кто берет взятки, мы не решаем самой сути проблемы. Надо бороться с причинами, а не их последствиями. Борясь с последствиями, мы создаем новые проблемы, и тем самым проблемная спираль накручивается все больше и больше. Например, мы боремся с коррупцией посредством выявления и наказания взяточников. Но, выявляя коррупционера, мы не устраняем саму проблему — потому что, даже если его посадят, на его место придет другой и не сможет устоять против тех соблазнов, что сулит пост чиновника. Следовательно, рано или поздно будет брать взятки. Он будет более тщательно скрывать следы преступлений, а мы будем тратить огромные деньги, чтобы их выявить.

Как отмечал в своем научном труде «Правила для руководства ума» Рене Декарт, «ничто так не отклоняет нас от прямого пути разыскания истины, как если мы направляем наши занятия не к этой общей цели, а к каким-либо частным». В основе любой проблемы лежит причина, если ее удастся распознать, то проблема уже будет решена наполовину. Для того чтобы исследовать истинную причину происходящего в экономике любой страны, нельзя рассматривать одну из проблем обособлено, ибо они связаны между собой и друг от друга зависимы.

Основным недостатком российской экономики является чрезмерное вмешательство представителей государственной власти в экономику. Печальное положение экономики нашей страны отражается и в мировых рейтингах. По данным Всемирного банка, Россия занимает 120-е место по комфортности ведения бизнеса из 180 возможных. По рейтингу экономической свободы стран мира 2011 г., который проводят американский исследовательский центр «Фонд наследия» и The Wall Street Journal, Российская Федерация заняла 143-е место2. В регионе Европы Россия занимает 41-е место в рейтинге экономической свободы стран мира 2011г. из 43 стран, опережая Беларусь и Украину. При этом эксперты отмечают, что препятствуют развитию экономической деятельности в России коррупция, обременительные правила, бюрократические несогласованности, слабая защита прав собственности, а участие государ-

ства в экономической деятельности ведет к удорожанию инвестиций и снижает динамику частного сектора. Зависимость российской экономики от экспорта природных ресурсов, особенно нефти и природного газа, повышает нестабильность и резко снижает конкурентоспособность страны.

И, каким бы ни был контроль, при существующей системе излишнего госрегулирования будет продолжаться воспроизводство этих нарушений. Легче работать с 30—40 сырьевыми компаниями, управляя ими в ручном режиме, чтобы таким образом держать экономику в более или менее стабильном состоянии. Поэтому представители сырьевой экономики и бюрократия сопротивляются инновациям в России. Сырьевая модель экономики подразумевает определенные правила игры и определенные последствия. Власти сырьевой экономики прежде всего заинтересованы в стабилизации обстановки, а не в развитии страны. Когда идут потоки нефтяной наличности, думать о других доходах уже необязательно. Более того, главная задача сырьевой экономики: что делать с населением страны, чтобы обеспечить макроэкономическую и социальную стабильность? Именно поэтому даже во время кризиса столько риторики со стороны властей на социальные темы. Было потрачено 250 млрд долл. на поддержку курса рубля. На сырьевую экономику в стране работают приблизительно 25 млн человек. А все остальные миллионы нужно держать довольными. Для этого создается огромное количество дешевых бюджетных рабочих мест. Из-за этого растут бюрократия и соответственно коррупция. Потому что места дешевые, а зарабатывать как-то надо. Вот и начинается капитализация возможностей каждого такого рабочего места и развивается коррупция.

Движущим фактором и причиной существования коррупции являются коллективные инвестиции. Пока существуют коллективные инвестиции в такой огромной стране, как Россия, коррупция нам гарантирована. При коллективном инвестировании в большой стране неизбежно будет происходить ущемление интересов одних людей во благо других. Так называемый обратный эффект от масштаба — чем больше численность населения, тем больше наблюдается расхождение интересов. И, как следствие, группы со схожими интересами пытаются навязать свои

представления о целях использования бюджетных средств на те или иные мероприятия. Они пытаются протолкнуть свои интересы как доминирующие на законодательном уровне посредством лоббирования. Механизм всем хорошо известен — это коррупция. В итоге все стараются получить доступ к денежному потоку, формирующемуся из средств, полученных путем принудительного забора у населения в виде налогов и различных обязательных платежей. Для этого создаются неодинаковые условия, от которых кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. И для того чтобы не оказаться в числе проигравших, граждане прибегают к исторически апробированному механизму — коррупции. Большая часть населения оказывается в безвыходном невыгодном положении, а оставшаяся часть борется за доступ к денежному потоку в виде обязательных платежей кто как может, так как это одно из самых рентабельных направлений. Ведь, как говорил Пьер Лепезан де Буагильбер, богатым достаточно продолжительное время можно стать только лишь через общественное богатство. За часть народной прибыли борются, и, надо отметить, небезуспешно, не только государственные чиновники, но и представители финансового, страхового, транспортного секторов, естественных монополий и даже творческая интеллигенция в виде авторских отчислений, заложенных в стоимость бытовой техники.

Для устранения этих недостатков необходимо прекращение финансирования и субсидирования государством различных предприятий, что также относится к установлению принципа невмешательства государства в экономику. А также создать условия для равноправного доступа всех экономических субъектов к ресурсам. Только при исполнении данного принципа возможна положительная динамика экономики, так как все нерентабельные производства ликвидируются или реорганизуются, перестав поглощать прибыль рентабельных производств.

Необходимо дать людям возможность самим решать, за что им платить, а за что нет. Государственная помощь в виде субсидий выглядит как обязывание граждан платить за неквалифицированные услуги и некачественные товары, помогая процветать неэффективному бизнесу. Это надо срочно остановить, поскольку неэффективный бизнес может довольно долго существовать только в одном случае —

со

О!

О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

CO

Ol

О CJ

о о о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я <

S I

н

о ф

со

при поддержке государства за счет части доходов честных налогоплательщиков. Так как, оплачивая товар или услугу, мы тем самым голосуем своим кошельком за хороший бизнес и отвергаем плохой. Если потребители не покупают, производитель либо снижает цену, пока люди не начнут покупать продукт, либо улучшает качество, чтобы оно, по мнению потребителя, соответствовало цене. Таким образом, неэффективный бизнес не имеет шансов на существование в рыночной экономике. Но нас правительство лишает такой возможности, права свободного выбора за тот или иной бизнес, принудительно заставляя платить налоги, а потом направляя их на субсидии. Получается, государство нашими деньгами без нашего согласия оплачивает убыточный бизнес, который нас не устраивает. Мы так и будем иметь плохое обслуживание по завышенным ценам, пока государство будет за нас решать, кому оказывать очередную помощь.

Сен-Симон подчеркивал, что основная причина кризисов — изменение социальной системы. Только новый уровень идей, основанных на современных концепциях «позитивных» наук, может быть основой для нового социального и индустриального порядка. Уровень современной науки как никогда нам сейчас предоставляет возможность основать новое социально-индустриальное общество, где современные технологии станут доступными широкому кругу общества. Важнейшие открытия делаются там, где есть свобода творчества. В этом процессе должно участвовать все население нашей страны. Ведь наука взрастает на идеях ученых, которые, начиная со школы, всю жизнь развивают и углубляют идеи, осенившие их еще в юности. У нас очень способная молодежь, но, к сожалению, свободу творчества они могут получить только за рубежом. Необходимо создать свободу выбора изучаемых предметов, начиная со старших классов школы, и обеспечить всех доступной для коллективного пользования информацией о последних научных достижениях. Поскольку пик мозговой активности приходится на 20-летний возраст людей, их необходимо обеспечить информацией для деятельности их мозга на благо науки и экономики. Поэтому необходимо создать единый информационный банк данных научной информации со свободным доступом всех граждан, где бы аккумулировалась вся на-

учная информация о достижениях науки по разным направлениям и постоянно обновлялась с учетом последних мировых изобретений. Только когда граждане нашей страны смогут участвовать в едином процессе коллективного мирового творчества, мы сможем значительно повысить уровень жизни не только в нашей стране, но и во всем мире. В настоящее время российское общество зажато рамками законов и доступа к финансовым ресурсам при реализации новых научных идей в жизнь, тем самым государство тормозит процесс научно-технического прогресса. Пока большая часть нашей молодежи чувствует себя оторванной от мирового процесса развития и молодые люди не могут, а многие не хотят верить в огромные возможности своей мыслительной деятельности, развитие нашей страны практически стоит на месте. Чтобы включиться в этот процесс, просто необходимо создать условия для пользования без ограничений плодами научных трудов представителей других стран. Так, благодаря внедрению в нашу жизнь мировых инновационных технологий мы сможем вступить на путь дальнейшего развития экономики России. Ограничивая проникновение эффективных инновационных мировых технологий посредством протекционистской политики, правительство нашей страны снижает жизненный уровень граждан, повышая доходы олигархов с отсталыми технологиями.

Ну и, конечно, самым важным шагом в построении эффективной экономической системы является контроль представителей государственной власти со стороны населения. Никакая форма гражданского управления не будет полезной и эффективной, если граждане не обладают и не пользуются мудрыми методами для руководства и контроля за деятельностью должностных лиц. И здесь необходимо устранение всех видов тайн, кроме коммерческой, в первую очередь государственных и банковских. Какие секреты могут быть у правительства от народа, который его содержит? Народ стал достаточно умен, чтобы понять, что государственные тайны в любой стране помогают лишь представителям власти скрывать свои противоправные действия и нецелевое использование бюджетных средств для личного обогащения. Пока есть тайны, ни о какой демократии речи быть не может из-за отсутствия объективного контроля со стороны населения. Банков-

ские тайны создают лишь дополнительные трансакционные издержки для народа и помогают скрывать источники доходов банкиров и их сотрудников, повышая инфляцию, а также безнаказанно участвовать в легализации доходов, полученных преступным путем, в том числе посредством коррупции. Именно благодаря банковской тайне невозможно сопоставить источники доходов с расходами представителей государственной власти, а следовательно, эффективно бороться с коррупцией.

Если рассматривать необходимость существования государства с экономической точки зрения, то его основная цель, как и любого социального института, — минимизировать трансакционные издержки. В нашем случае происходит все наоборот, то есть трансакционные издержки постоянно растут только благодаря деятельности представителей государственной власти. Как писал Пьер Буа-гильбер, правительство не должно заниматься ценами и охранять торговые привилегии. Пускай предприниматели конкурируют между собой и сами договариваются о цене, страна от этого только выиграет. Поэтому необходимо лишить возможности чиновников-коррупционеров оказывать влияние на принятие решения в области доступа к ограниченным ресурсам нашей страны и препятствовать предпринимательской деятельности, оставив им лишь функции обеспечивать всем одинаковые условия ведения бизне-

са. А пока мы к этому стремимся, надо в законодательном порядке обязать всех хозяйствующих субъектов, использующих в своей деятельности бюджетные средства, открыто публиковать подробные финансовые отчетности о расходовании этих средств, чтобы население имело возможность проконтролировать целевое использование их собственных денег. И, конечно, необходимо населению предоставить возможность вмешательства в деятельность организаций, если будет замечено нецелевое расходование их средств. Например, неплохо было бы взять на вооружение один из методов наших предков — ставить на поток. То есть дать народу реальную возможность воздействия на представителей государственной власти, которые занимаются личным обогащением в ущерб благополучия народа. И здесь хочется напомнить ст. 3 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, формируя общество, в котором граждане могут свободно и самостоятельно принимать участие в решении социально значимых вопросов местного и государственного значения. Только тогда наша экономика имеет шанс на возрождение и стабильный рост за счет отечественных производителей.

Литература и примечания

1. http://www.transparency.org.ru.

2. http://gtmarket.ru/news.

СО

О!

О СЧ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.