Научная статья на тему 'Протестные выступления в субъектах российской Федерации: пример Калининградской области'

Протестные выступления в субъектах российской Федерации: пример Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
293
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ПРОТЕСТ / CIVIL ACTIVITY / POLITICAL PROCESS / POLITICAL CONFLICT / PROTEST

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соколов Александр Владимирович, Веревкин Антон Игоревич

Современная Россия характеризуется накоплением социальной напряженности. В этих условиях акции протеста возникают стремительно и сложно контролируются. В данной статье рассматривается протестная кампания в Калининградской области против повышения налогов, чрезмерного доминирования партии «Единая Россия» и губернатора региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protests in the subjects of Russian Federation

The article provides the analysis of the protest activity in the contemporary Russia, which is characterized by the growth of social tension and, accordingly, strengthening of the protest spirits. The authors focus on the results of the protest company in Kaliningrad region using such methods as case-study, event analysis, expert interview, expert poll

Текст научной работы на тему «Протестные выступления в субъектах российской Федерации: пример Калининградской области»

Протестные выступления в субъектах Российской Федерации: пример Калининградской области

Соколов Александр Владимирович - доцент кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П. Г.Демидова (e-mail: aLex8119@maiL.ru); Веревкин Антон Игоревич - ассистент кафедры политического управления Санкт-Петербургского государственного университета (e-mail: verevkin.anton@gmail.com).

Аннотация. Современная Россия характеризуется накоплением социальной напряженности. В этих условиях акции протеста возникают стремительно и сложно контролируются. В данной статье рассматривается протестная кампания в Калининградской области против повышения налогов, чрезмерного доминирования партии «Единая Россия» и губернатора региона.

Ключевые слова: гражданская активность, политический процесс, политический конфликт, протест.

На современном этапе развития российской государственности и становления демократических институтов наиболее остро актуализирована задача научного осмысления особенностей проявления протестной активности и предшествующих ей протестных настроений социальных групп и слоев на фоне дефицита опыта функционирования оппозиционных партий и гражданских движений.

На основе анализа акций протеста последних лет в России Е. С. Соинавыделяет такие новые тенденции в проявлении протестной активности населения в современной России, как включение в политику и протест-ную активность нового молодого поколения россиян, большая продуманность и организованность протестных акций, включение новых информационных технологий1.

Как отмечает К. Клеман, основной причиной возникновения политического протеста становится несовпадение жизненно важных интересов и потребностей отдельных индивидов, социальных групп, организаций, действующих в пространстве политики2.

1 Соина Е. С. Политическое протестное поведение в современной России : автореф. дисс. канд. полит. наук. Ставрополь, 2008.

2 Клеман К. Рождающиеся социальные движения в нынешней России: качественный сдвиг в общественно-политической культуре страны. Доклад// URL: http:// www.ikd.ru.

Другим фактором формирования протестных настроений, по мнению Н. П. Поливаевой, является нарастание у населения глубокого чувства неудовлетворенности деятельностью политических институтов, выливающееся в отчуждение, в недоверие по отношению к ним1.

Ведущие социологические структуры фиксируют у населения России высокий уровень протестных настроений. В частности, в соответствии с разработанным ФОМ индексом «Уровень протестных настроений»2 уровень протестных настроений составлял более 30 пунктов, уровень личной про-тестной готовности по данным Левада-центра в апреле 2011 года составлял 23, а у ВЦИОМ в мае 2011 года - 213. При этом данные показатели сохраняются на достаточно высоких уровнях в последние годы и демонстрируют медленную динамику роста.

Одной из наиболее ярких протестных кампаний последнего десятилетия стала кампания протеста в Калининградской области против повышения налогов, чрезмерного доминирования партии «Единая Россия» и губернатора региона4. Для изучения данной протестной кампании был применен комплекс методов:

1. Кейс-стади для изучения сути, базовых характеристик и особенностей данных протестных кампаний, выявления их субъектов, тенденций.

2. Ивент-анализ использовался в первую очередь для анализа протестных кампаний по материалам5, размещенным в базе данных «Интегрум». Было обработано более 14 857 сообщений в СМИ по специальным кодировоч-ным матрицам.

3. Интервьюирование экспертов6. Интервью проводилось по топик-гайду, состоящему из 8 тематических блоков, характеризующих составляющие протестной активности. В тематических блоках рассматриваются следующие информационные блоки:

1 Поливаева Н. П. Тип общества и политические сознание// Вестник Моск. ун-та: Сер. 18.2002. - № 2. - С. 23.

2 Уровень протестных настроений// Доминанты. Поле мнений. Социологический бюллетень Фонда Общественное мнение. - 2011. - №18/19. - 12 мая. - С. 9.

3 Фонд Общественное мнение/ZURL: http:// www.fom.ru, Всероссийский центр изучения общественного мнения// URL: http:// www.wciom.ru, Левада-центр/ZURL: http://www.levada.ru.

4 Исследование проводилось в рамках проекта (руководитель - А. В. Соколов), реализованного на средства государственной поддержки, выделенные в виде гранта Институтом общественного проектирования в соответствии с распоряжением Президента РФ от 08 мая 2010 года №300-рп «Об обеспечении в 2009 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества».

5 Общая характеристика метода: Ахременко А. С. Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие. М.: Изд-во Гардарики, 2006.

6 Общая характеристика метода: Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: методология и методы. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2011; Добреньков В. И., КравченкоА. И. Методы социологического исследования : учеб. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2004.

- действующие лица (акторы);

- проблемная ситуация (причина протестной активности);

- масштаб протестной кампании;

- этапы и периоды в протестной кампании;

- ресурсы, возможности, ограничения участников протестной кампании;

- методы и формы взаимодействия противоборствующих сторон;

- характер взаимоотношений между противоборствующими субъектами (акторами);

- состояние дел на сегодняшний день и перспективы развития протестной активности.

Всего было взято 13 интервью.

4. Эксперт-опрос1. В состав экспертной группы вошли представители территориально-административных органов власти, члены НКО и политических партий, сотрудники профильных академических учреждений, представители СМИ, представители бизнеса.

В опросе приняли участие 16 экспертов.

Опрос проводился по полуформализованной анкете. Это позволило получить как количественные, так и качественные экспертные оценки протестных настроений, протестных действий, механизмов управления ими.

Формальной отправной точкой возникновения протестной активности стало решение Правительства РФ о повышении с 1 января 2010 года транспортного налога. 24 октября 2009 года в рамках всероссийской акции протеста в Калининграде прошел митинг против решения Правительства РФ. Окончанием протестной кампании можно считать не включение в сентябре 2010 года Г. Бооса в список кандидатов на пост Губернатора Калининградской области.

Массовые выступления жителей Калининграда стали следствием существования ряда объективных и субъективных причин. Основная проблема заключалась в недовольстве населения региона политикой и стилем управления Губернатора Г. Бооса. Как отмечают эксперты, назначенный в 2005 году главой региона Г. Боос на протяжении всего срока работы исключал возможность установления конструктивных отношений с региональной элитой и населением в целом, допускал серьезные ошибки в управлении регионом, проявившиеся в принятии и реализации сомнительных проектов в Калининградской области (планы по созданию в области игорной зоны, строительству Балтийской АЭС, увеличению численности жителей региона до 3 млн. человек и т.д.). В те-

1 Общая характеристика метода: Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: методология и методы. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2011; Добреньков В. И., КравченкоА. И. Методы социологического исследования : учеб. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2004.

чение губернаторского срока Г. Бооса не создавались площадки для эффективной коммуникации между органами власти и различными группами интересов (экономических, политических, социальных). Незаинтересованность власти в диалоге с населением региона обусловила возникновение проблем, ставших причинами протестных выступлений.

Центральной причиной является острый конфликт Г. Бооса и его команды с региональной экономической и политической элитой. Став Губернатором, Г. Боос привел с собой в регион дружественные ему бизнес-структуры и в своей деятельности последовательно лоббировал их интересы, грубо пренебрегая интересами местной элиты. Такая ситуация вызывала закономерное недовольство и противоборство со стороны крупного бизнеса региона. Впоследствии нерешенность острых социально-экономических проблем и принятие ряда противоречивых решений привели к усилению противоречий между властью и представителями малого бизнеса.

Объективной стороной конфликта стало накапливавшееся в течение долгого периода недовольство жителей региона проводимой политикой Губернатора Г. Бооса и проводником его решений - региональной фракцией «Единая Россия».

Таким образом, основные оспариваемые в ходе протестной кампании вопросы можно сформулировать так:

- неадекватность политики Губернатора в регионе с особой спецификой, обусловленной географическим положением;

- ущемление прав и интересов регионального бизнеса в пользу дружественных губернатору бизнес-структур;

- повышение транспортного налога;

- повышение пошлин и отмена квот на ввоз иномарок;

- отмена льгот особой экономической зоны Калининградской области;

- проблемы визового режима для жителей области;

- кризис системы здравоохранения региона;

- рост налогов и тарифов на услуги ЖКХ;

- недовольство доминированием фракции «Единая Россия» в законодательном собрании Калининградской области;

- отсутствие внятной и последовательной позиции федерального центра по отношению к региону-анклаву.

Формальным поводом, толчком к началу протестных акций стало решение о повышении транспортного налога, которое могло нанести серьезный ущерб материальному положению большинства жителей Калининградской области, так или иначе связанных с автомобильным бизнесом или являющихся владельцами автомобилей, произведенных и купленных за рубежом.

В конфликте можно выделить ряд субъектов (внешних и внутренних). Протестные группы были представлены публичными и непубличными

акторами. К непубличным акторам относятся региональные элитные группы, недовольные ущемлением своих интересов со стороны Губернатора Калининградской области. В первую очередь, это представители крупного бизнеса. В силу своего положения они не были заинтересованы в появлении в публичном пространстве, и поэтому протестное движение имело своих публичных лидеров. На организационном уровне они были представлены следующими субъектами:

- «Справедливость»;

- «Солидарность»;

- «Патриоты России»;

- КПРФ;

- «Справедливая Россия»;

- ветеранские организации и ряд других общественных объединений.

Отличительной особенностью протестной кампании является наличие персональных лидеров, сыгравших ключевую роль в подготовке массовых мероприятий и координации протестных групп. К их числу относятся:

- К. Дорошок («Справедливость»),

- Е.Лабудин («Солидарность»),

- С. Гинзбург (депутат Калининградской областной Думы),

- М. Чесалин («Патриоты России»),

- А. Махлов (издатель газеты «Дворник»).

Публичными оппонентами протестных групп выступали:

- Губернатор Калининградской области Г. Боос;

- фракция «Единой России» в Калининградской областной думе.

Внешний субъект был представлен в конфликте Правительством РФ, чья

неоднозначная позиция в отношении региона определила, по мнению экспертов, развитие ситуации по протестному сценарию. Решение Правительства РФ о повышении транспортного налога послужило формальным поводом к началу массовых протестных действий. С точки зрения стратегических целей, Правительство РФ было заинтересовано в минимизации протестной активности и стабилизации обстановки в регионе.

Таким образом, протестное движение не носило стихийный характер, а имело своих организаторов и было тщательно подготовлено. Лидерам движения удалось объединить усилия разнообразных протестных групп, ориентированных на проблемы разной направленности, в единое политизированное движение, выступавшее с широким перечнем социально-экономических и политических требований к представителям региональной и федеральной власти.

Набор возможностей и ограничений участников конфликта представляется достаточно типичным для подобного рода борьбы, когда субъектами являются общественность и органы власти.

Органами власти основной упор был сделан на использование административного ресурса, который выражался в следующем:

- давление на организаторов выборов со стороны правоохранительных органов;

- создание препятствий на пути организации публичных мероприятий;

- давление на оппозиционные средства массовой информации и отдельных журналистов, освещающих деятельность протестных групп;

- попытки подкупа лидеров оппозиции;

- организация провокаций в отношении оппозиционных групп.

Активно привлекался информационный ресурс, который, с одной стороны, предполагал замалчивание проблемы, игнорирование протестной активности и запрет подконтрольным СМИ публиковать материалы об оппозиционной деятельности в регионе, а с другой стороны, был направлен на дискредитацию протестных групп в информационном пространстве, как на региональном, так и на федеральном уровне.

Согласно данным экспертных опросов, протестные группы столкнулись с серьезными ограничениями на доступ к СМИ. Лишь несколько региональных изданий последовательно публиковало материалы о протестных акциях.

Протестные группы обладали незначительными ресурсами, источники которых находились внутри протестных групп. Информационный ресурс играл решающую роль в деятельности оппозиции. Столкнувшись с противодействием в СМИ, протестные группы вынуждены были опираться на несколько печатных изданий, но в основном на сеть Интернет и печать информационных листовок. Тем не менее, протестным группам удалось выстроить эффективную информационную кампанию, в первую очередь за счет частных средств массовой информации, которые преобладают в регионе. Преобладание частных СМИ можно с уверенностью отнести к специфике региона, которая стала одним из важных факторов успеха протестной кампании.

Другим ключевым ресурсом в данной протестной кампании стал мобилизационный. Митинги в Калининграде осени 2009 года - зимы 2010 года показали беспрецедентные для современной России артикуляцию и мобилизацию протестных настроений, перевод их в протестные действия.

Источниками финансового ресурса были личные средства оппозиционеров, а также индивидуальные пожертвования различных лиц, разделяющих цели и задачи протестного движения. Присутствие в данном конфликте непубличных субъектов в лице представителей крупного бизнеса дает основания выдвигать гипотезу о существовании финансовой поддержки протестных

групп последними. Однако формы и масштаб протестной активности не позволяют сделать вывод о том, что данная поддержка была решающей в организации столь беспрецедентных массовых уличных акций.

Информационный и мобилизационный ресурсы дополнялись наличием политического ресурса в лице региональных отделений политических партий «Патриоты России», «Справедливая Россия» и КПРФ.

Ресурсы сторон определили использование конкретных стратегий сторонами конфликта. Оппозиция сосредоточила свое внимание на организации и проведении крупных уличных акций, мобилизации населения на уличный протест. Органы власти выбрали стратегию замалчивания, «тушения» протестных настроений, подавления протестных групп; впоследствии стратегия сменилась на стремление расколоть оппозицию, подкупить лидеров, дискредитировать протестные группы в общественном сознании.

Особое место в стратегии органов после митинга 30 января 2010 года заняло взаимодействие (прямое или опосредованное) с лидерами оппозиции. С целью снижения уровня напряженности и трансформации «несистемной», стихийной оппозиции в «системную» на выборах депутатов областной Думы были без каких-либо проблем зарегистрированы К. Дорошок и С. Гинзбург. Безусловно, стратегия формирования «системной» оппозиции из части протестных групп и лидеров массовых акций осени 2009 года - зимы 2010 года оказала существенное воздействие на протестное движение, фактически расколов его.

Исходя из выбранных стратегий и имеющихся ресурсов, оппоненты использовали различные формы и методы борьбы.

Оппозиция: митинги, пикеты, флэш-мобы, сбор подписей, обращения в органы власти, публикации в СМИ и сети Интернет.

Органы власти: давление на организаторов митингов, преследование со стороны правоохранительных органов, создание административных барьеров на пути организации уличных акций, публикации в СМИ материалов, дискредитирующих протестные группы, прямой подкуп лидеров оппозиции.

Важным итогом протестной кампании стало выполнение основных требований протестующих: ставка транспортного налога осталась на прежнем уровне, в сентябре 2010 года Г. Боос не был включен в список кандидатов на пост Губернатора Калининградской области, некоторым льготным категориям граждан вернули доплаты, были инициированы попытки сесть за стол переговоров, подключить общественность к решению проблем региона. Смещение в сторону активного взаимодействия протестных групп с органами власти наблюдается в Калининградской области, о чем свидетельствует экспертный опрос. Однако, по мнению экспертов, данные инициативы на сегодняшний день не привели к каким-либо конструктивным результатам и не приобрели действительно демократического содержания. В то же время они повлияли на масштаб протестной активности в регионе. На сегодняшний

день отсутствие протестной активности при наличии высокого уровня протестных настроений, по мнению большинства экспертов, является отличительной чертой протестной активности в Калининградской области.

Протестная кампания имела ряд последствий, влияние которых можно было наблюдать в среднесрочной перспективе. Во-первых, массовые выступления жителей региона стали одной из главных причин отказа в доверии губернатору. Это первый случай, когда уличные акции имели такой эффект. Во-вторых, кампания стала ярким показателем неэффективности существующей на сегодняшний день практики назначения губернаторов-«варягов» в субъекты РФ, проявляющейся, в первую очередь, в неспособности или неготовности «приглашенных» губернаторов выстраивать отношения с региональными элитными группами.

Можно сказать, что протестные выступления в очередной раз акцентировали внимание на проблеме отсутствия конструктивных отношений между обществом и властью, показали, что длительное игнорирование общественных интересов способно привести к социальному взрыву.

Конфликт продемонстрировал способность и готовность региональных элит организовывать массовые акции протеста с использованием исключительно внутренних, местных ресурсов, без привлечения поддержки из других регионов или Москвы.

Негативным последствием можно считать то, что федеральными и региональными властями были отработаны методы дискредитации и раскола протестного движения, что является опасной тенденцией.

Анализ эмпирических данных дает основания утверждать, что, несмотря на имевший место «выпуск пара», в долгосрочной перспективе перед органами власти встает проблема решения существующих социально-экономических противоречий, в противном случае ситуация может значительно ухудшиться.

Список литературы

1. Ахременко А. С. Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие. М.: Изд-во Гардарики, 2006.

2. Горшков М. К, Шереги Ф. Э. Прикладная социология: методология и методы. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2011.

3. Поливаева Н. П. Тип общества и политические сознание// Вестник Моск. ун-та: Сер. 18. 2002. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Уровень протестных настроений// Доминанты. Поле мнений. Социологический бюллетень Фонда Общественное мнение. 2011. №18/19.

© Соколов А. В., Веревкин А. И., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.