Научная статья на тему 'Протестантско-старообрядческая мораль как условие развития рационального предпринимательства'

Протестантско-старообрядческая мораль как условие развития рационального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
861
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / RATIONAL PRIVATE ENTERPRISE / OLD-BELIEVERS / PROTESTANTISM / PROTESTANT ETHICS / SOCIAL ETHICS / BUSINESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тюленев А. И.

В статье рассмотрено веберовское понимание факторов и условий институционализации рационального предпринимательства, механизма влияния протестантской этики на деловую активность предпринимателей-протестантов. Старообрядчество интерпретировано как комплекс церквей и деноминаций, возникших в рамках православия и во многом альтернативных Русской Православной Церкви. Показано, что социально-этические представления протестантов и старообрядцев во многом схожи, вследствие рационального осмысления христианского вероучения и богослужебной практики. Социальная этика старообрядчества охарактеризована как важный духовно-нравственный фактор институционализации отечественного рационального бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protestant-Old Believer ethics as a condition of the development of rational business

The paper deals with Weber's understanding factors and conditions of the institutionalization of rational private enterprise, mechanism's influence of Protestant ethics on business activity of businessmen from Protestants. The Old-belief is interpreted as the complex of churches and denominations appeared within the Orthodox. This complex in many instances is the alternative to Russian Orthodox Church. It is shown that socio-ethic folkways of Protestants and Old-believers are often similar due to using of rational methods conceptualization of Christian doctrine and liturgical service by both of them. The Old-belief's social ethics is characterized as an important super-substantial institutionalization factor of Russian rational business.

Текст научной работы на тему «Протестантско-старообрядческая мораль как условие развития рационального предпринимательства»

Библиографический список

1.Бадалова, А. Г. Управление рисками предприятий: практический инструментарий для менеджеров / А. Г. Бадалова. — М. : «Янус-К», 2004. - 88 с.

2. Волков, А. С. Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации / А. С. Волков. — М. : Вершина, 2006. — 256 с. ;

3. Горемыкин, В. А. Лизинг : учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / В. А. Горемыкин. — Москва : Дашков и Ко, 2003, — 941 с.

4. Кричевский, М. Л. Интеллектуальный анализ данных в менеджменте : учеб. пособие / М. Л. Кричевский. — СПб. : С.-Пе-терб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения, 2005. — 207 с.

5. Мадии,Л. В. Совершенствование механизма количественной оценки рисков инвестиционных проектов / Л. В. Мадии. — М. : ИРЦ Газпром, 2004. — 52 с.

6. Риммер, М. И. Экономическая оценка инвестиций / М. И. Риммер, А. Д. Касатов. — СПб. : Питер, 2007. — 480 с.

7. Черняк, В. З. Управление инвестиционными проектами / В. З. Черняк. — М. : ЮНИТИ — ДАНА, 2004. — 351 с.

8. Шапкин, А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций / А. С. Шапкин. — М. : Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 544 с.

9. Шпиттлер, Х. И. Практический лизинг / Х. И. Шпиттлер. — М. : ЦНИИЭПсельстрой, 1991. — 163 с.

РАШЕВСКАЯ Оксана Анатольевна, начальник учебного отдела.

Адрес для переписки: e-mail: rumet@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 14.04.2010 г. © О. А. Рашевская

УДК 316.334.23 д. и. ТЮЛЕНЕВ

Марийский государственный технический университет, г. Йошкар-Ола

ПРОТЕСТАНТСКО-СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ МОРАЛЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА_

В статье рассмотрено веберовское понимание факторов и условий институционали-зации рационального предпринимательства, механизма влияния протестантской этики на деловую активность предпринимателей-протестантов. Старообрядчество интерпретировано как комплекс церквей и деноминаций, возникших в рамках православия и во многом альтернативных Русской Православной Церкви. Показано, что социально-этические представления протестантов и старообрядцев во многом схожи, вследствие рационального осмысления христианского вероучения и богослужебной практики. Социальная этика старообрядчества охарактеризована как важный духовно-нравственный фактор институционализации отечественного рационального бизнеса. Ключевые слова: рациональное предпринимательство, старообрядчество, протестантизм, протестантская этика, социальная этика, деловая активность.

Исходя из тезиса «аскетизм есть буржуазная добродетель», М. Вебер обосновал идею наличия устойчивой корреляции между протестантской моралью и «духом капитализма» [1—3]. Понятие «дух (современного, индустриального) капитализма» Вебер использовал для определения специфического строя мышления, «стиля жизни», отличающегося систематическим и рациональным стремлением к законной прибыли в рамках приобретенной профессии [1, с. 85].

«Дух (современного, рационального) капитализма» — плод случившейся в Европе начала Нового времени констелляции ряда исторических факторов, содержавших в себе формально-рациональные начала и предопределивших направление развития западноевропейского социума в последующие столетия. К числу таких факторов Вебер отнес античную науку, дополненную в эпоху Возрождения экспериментом и синтезированную с техникой, модернизированное в средние века римское право, а также

инновационный способ ведения хозяйства, сложившийся в результате отделения рабочей силы от средств производства и основанный на строгой калькуляции. Фактором, объединившим в единую систему все эти феномены, стал, по мнению Вебера, протестантизм. Экономический успех, возведенный протестантской этикой в ранг религиозного призвания, сделался главным мотивом инновационно-хозяйственной активности предпринимателей-протестантов [4, с. 23].

Раскрыв механизм влияния этико-хозяйственных факторов на практическую деятельность представителей реформаторских направлений католичества, Вебер существенно расширил круг духовно-культурных явлений, образующих «строй мышления» и влияющих на хозяйственную активность людей. Цитируя Ш. Монтескье, утверждавшего в «Духе законов», что англичане превзошли все народы мира в набожности, торговле и свободе, Вебер задается вопросом: «Не связаны ли успехи англичан в области приобре-

тательства, а также приверженность демократическим институтам с их беспримерным благочестием?» [1, с. 69].

В современной науке под этикой обычно понимают систему норм нравственного поведения человека, группы, класса [5, с. 608]. То есть как этику в широком смысле, или социальную этику. Хозяйственную этику нередко определяют как самую важную и наисложнейшую по степени значимости и диапазону проблем составляющую социальной этики [6, с. 79]. Следовательно, социальная этика может быть представлена как достаточно широкий набор связанных между собой нравственных норм, обусловливающих поведение индивида не только в экономической сфере, но и в других областях социальной практики. Применительно к сфере труда хозяйственную этику, очевидно, следует рассматривать как промежуточное звено сложнейшего, многоуровневого и многоступенчатого механизма социально-этической детерминации производственной деятельности человека. Социально-этические нормы, в свою очередь, являют собой важную составную часть социально-культурных феноменов, определяющих трудовую и предпринимательскую активность индивидов.

В условиях легализации в России рыночных отношений проблематика духовно-нравственной обусловленности предпринимательства вновь оказалась востребованной и получила освещение в работах отечественных авторов [7]. В числе прочего появилось немало публикаций по проблемам мировоззрения, хозяйственной этики, предпринимательской деятельности русских старообрядцев [8—10]. В ряде таких публикаций хозяйственно-стимулирующая функция старообрядчества уподоблялась той роли, которую сыграл протестантизм в рационализации западного предпринимательства [11]. Однако в некоторых работах по данной проблематике проведение прямой аналогии между старообрядчеством и протестантизмом было признано некорректным [12].

Опираясь на веберовскую концепцию, соотнесем религиозно-мировоззренческие установки русских старообрядцев и западных протестантов с целью выявления в них разумно осмысленных начал как условий рационализации трудовой и предпринимательской деятельности. Начнем с внешнего сходства. Подобно западноевропейскому протестантизму, отличавшемуся многообразием церквей и деноминаций, русское старообрядчество также представляло собой полиструктурное образование. Оно вбирало в себя два разнородных по составу течения — поповцев и беспоповцев.

Возможно, одной из главных причин внутренней раздробленности старообрядчества стало снятие запрета на интеллектуальный поиск аутентичных начал вероучения, вектор которого был обращен в прошлое, к истокам христианской веры. Это обстоятельство, вероятно, во многом обусловило этимологию термина «старообрядчество», или «старообрядство» [13, с. 454]. С точки зрения «понимающей социологии», рациональный характер духовно-нравственных исканий старообрядцев очевиден — подлинные, изначальные христианские идеи, нормы, ценности следует искать в Священном Писании, а не в более поздних интерпретациях священных текстов.

Настойчивая апелляция к аутентичным христианским ценностям, исключительный авторитет Священного Писания, потребность в личном, а не через посредников обращении к Библии — все это атрибуты духовно-нравственной рефлексии западноевропейских протестантов, в ходе которой происходило

становление рациональной модели жизнедеятельности.

Старообрядцы последовательно отстаивали древ-леславянский «символ веры», справедливо полагая, что исходные принципы вероучения не следует подвергать пересмотру. По существу, они не приняли ни одного из нововведений Никона в области православной догматики. Особенно упорно старообрядцы отстаивали знаменитый «аз», то есть удаленный никонианами из формулировки догмата о вере в Сына Божия союз «а» («рождена», «не сотворена»), без которого эта формулировка действительно становится менее определенной.

По рациональным основаниям старообрядцы отвергли и трехперстное крестное знамение. Стремление отстоять двуперстие имело под собой древнейшую традицию, закрепленную во множестве относящихся к апостольским временам иконографических памятников. В частности, на иконе из монастыря св. Екатерины (Синай VI в.) Христос благословляет своих приверженцев именно двуперстным знамением. Но главное состоит в том, что двуперстие — это символ, отражающий совершенно определенное содержание: два пальца означают два естества Христа, а чуть согнутый средний палец указывает на «умаление» Божественной природы при вочеловечивании Спасителя. Такое перстосложение называлось «име-нословным», поскольку указательный и средний пальцы знаменовали собой буквы имени Христа (1С ХС). Остальные пальцы, сложенные вместе, обозначали Святую Троицу. Крестообразное осенение себя двуперстным знамением совершалось верующими христианами в память распятого на кресте Христа. Троеперстие разрушало этот символ, давая старообрядцам формальные основания обвинять своих противников в том, что они «распинают Троицу».

Чрезмерная строгость в отстаивании аутентичных основ христианской веры протестантам была свойственна не в меньшей степени, чем старообрядцам. Так, разделяя общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, рае и аде, бессмертии души, М. Лютер и его последователи отрицали догматы католической церкви, привнесенные в христианское учение в послеапостольские времена. В частности, лютеране отвергли католический тезис о чистилище. Отбросив католическую догму о церкви и духовенстве как необходимых посредниках между человеком и Богом, последователи Лютера объявили веру христианина единственным путем спасения души — принцип «оправдания одной верой». Сам Лютер не признавал авторитета папских декретов (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного Писания.

Рационализмом проникнуто восприятие старообрядцами христианских таинств: крещения, причащения, священства, покаяния, миропомазания, елеосвящения и брака. Так, беспоповцы, поначалу вообще отказались от совершения всех таинств. В конце концов, из семи таинств оставлено было только два: покаяние и крещение. Брак как таинство воспринимался только частью беспоповцев, отвергавшие его получили название безбрачников.

Сходные процессы происходили и в среде западных реформаторов католического христианства. При всех разногласиях между протестантскими церквями и деноминациями все они по рациональным основаниям уменьшили число таинств; большинство сохранило крещение и причастие.

Рационалистической ревизии подверглась обрядовая сторона реформированного Никоном право-

славия. Прежде всего, старообрядцы отказались от помпезности и театральности литургий. Богослужение старообрядцев было лишено вычурности. Церковное пение отличалось монодическим, унисонным характером. Не допускались светские типы пения: оперное, партесное, хроматическое. Петь следовало так, чтобы «звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце». Не использовались акафисты, за исключением «Акафиста Пресвятой Богородице». Во время службы не допускалось стояние на коленях. На смену храмам пришли молитвенные дома, отличавшиеся простотой и скромностью обстановки. Нередко в таких домах отсутствовали образа и прочие иконографические культовые предметы. Дальше всех в этом отношении пошли старообрядцы нетовского согласия, вообще отказавшиеся от обрядов, служб и храмов. Именно поэтому они и получили название «нетовцев» [14].

Все это поразительным образом похоже на обрядовые действия протестантов, большинство деноминаций которых сильно упростило процедуру богослужения. Императивом стал призыв М. Лютера: «Убрать из церкви все, что явно противоречит Библии!». Ж. Кальвин осуществил лютеровский призыв на практике, причем в более жестком варианте — убрал из церкви все, что Библией не требуется. Впоследствии действия Кальвина объяснили его склонностью к рационализму и недоверием к мистицизму [15]. Римская месса претерпела существенные изменения, сохранившись лишь в Англиканской Церкви и некоторых других протестантских общинах. Протестанты отказались от большинства молитв и церковных праздников в честь святых. Поклонение мощам было признано не соответствующим Священному Писанию. Во время богослужений кальвинистов не использовалась духовная музыка, не возжигались свечи, отсутствовали настенные изображения. Вообще, отношение протестантов к образам отличалось неоднозначностью: от полного неприятия до почитания некоторых икон. Однако при этом обе позиции имели рационалистическое обоснование. Поклонение иконам расценивалось как признак идолопоклонства, почитание образов оправдывалось тем, что воздаваемая образу честь восходит к первообразу. Молитвенные дома большинства протестантских деноминаций отличались скромностью убранства, поскольку главным в богослужении считалось обращение к Богу, а не обстановка, в которой оно происходит. Зданием церкви могло служить любое строение, арендованное или приобретенное в собственность на равных с частными лицами и светскими учреждениями условиях.

Организационная сторона деятельности старообрядцев претерпела не меньшие изменения, чем обрядовая. Несмотря на стремление к единству, беспоповцы, исходя из практических соображений, в конечном итоге отказались от идеи создания объединенной церкви как иерархии священнослужителей различных рангов, взаимодействующих друг с другом на основе жесткой субординации. Беспоповские согласия возглавили «благословенные отцы», или наставники, в обязанности которых входило проведение богослужений и управление всей внутренней жизнью общин. В отличие от беспоповцев, поповцы признали необходимость церковной организации и профессиональных священнослужителей. Такой организацией стала Белокриницкая иерархия, которую с середины Х1Х в. возглавил архиепископ Московский и всея Руси [16]. В дальнейшем рационалистические идеи старообрядцев-поповцев, касающиеся оптимизации церковного устройства, получили прак-

тическую реализацию. Была основана Русская Православная Старообрядческая Церковь, вобравшая в себя многие черты веберовской идеальной модели бюрократии. Высшим управленческим органом этой церкви стал Освященный Собор, который проводился ежегодно с широким представительством священнослужителей, монахов и мирян [17].

Подчеркнутый демократизм (равенство мирян и духовенства, выборность, отчетность и т.д.), имеющий своим источником принцип всеобщего священства, составлял основу общинного устройства большинства протестантских объединений. Так, английские и шотландские приверженцы Ж.Кальвина, конгрега-ционалисты-пресвитериане, предпочли назначаемым епископам выборных пресвитеров. Приверженностью ценностям демократии следует объяснять и стойкое неприятие кальвинистами института монашества. Подоплеку такого неприятия составляли сугубо рационалистические соображения: все верующие равны перед Богом; обязаны трудиться; создавать семью, производить на свет, содержать и воспитывать детей. Богослужебная практика, однако, вносила коррективы, и со временем выборные священники и пасторы стали проходить профессиональную подготовку. Особенно это характерно для Англиканской Церкви, по ряду структурно-функциональных аспектов (особенностям субординации внутри церковной иерархии, характеру отношений между священниками и не облеченными саном верующими и т.п.) достаточно близкой к Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Систематические преследования со стороны властей имели следствием формирование однозначно негативного отношения старообрядцев к государству и официальной церкви. Наиболее радикальными в этом смысле долгое время оставались беспоповцы-бегуны, отвергавшие едва ли не все, что исходило или было хоть как-то связано с Русской Православной Церковью и царским правительством. Старообрядцы этого течения отвергали паспортный режим, военную службу, присягу, подати, налоги, некоторые — даже деньги. Постепенно, по мере смягчения антистарообрядческой политики российского государства и РПЦ, лидеры основных старообрядческих церквей и деноминаций признали возможным переход на позиции лояльности в отношениях со светскими и церковными властями, а позднее — и целесообразность сотрудничества с ними.

Протестанты на Западе поступали аналогичным образом. Репрессии со стороны монархов и пап вызывали реакцию отторжения и активное противодействие. Эмиграция, в том числе и в Новый Свет, пуритан, гугенотов, кальвинистов приобрела ничуть не меньший размах, чем бегство старообрядцев на окраины российского государства и сопредельные территории. Тотальным неприятием государственных и церковно-католических институтов, их идеологии и практики отличалась, в частности, позиция анабаптистов и близких к ним деноминаций (меннонитов, гуттерского братства), отвергавших насилие, ношение и применение оружия, присягу, военную и государственную службу. Как и во всякой крайности, рационализм здесь начинал трансформироваться в свою противоположность. Иррациональные моменты, однако, по прошествии времени и смягчения политики папства и монархов уступали место рациональным соображениям необходимости нахождения общего языка и даже сотрудничества с властями с целью создания более комфортных условий для ведения бизнеса и жизнедеятельности в целом.

Основанные на здравом смысле этико-нравствен-ные и общесоциальные установки со временем рационализировали хозяйственную мораль старообрядцев [7, с. 165— 172]. Труд, предпринимательство, стремление к накоплению капитала утратили негативный оттенок, наполнились ценностным содержанием, превратившись в оптимальный способ земного существования и средство спасения души. Предпринимательский потенциал старообрядчества, сформировавшийся в недрах русской православно-старообрядческой деревни, наиболее полно раскрыл себя в торговле и промышленности. Согласно статистическим данным, к 1917 году свыше 60 % торгово-промышленного класса России составляли старообрядцы [11, с. 133]. Именно в их среде сложились предпринимательские династии Гучковых, Кокоревых, Морозовых, Носовых, Прохоровых, Рябушинских, Солдатенковых и т.д.

В Западной Европе и Северной Америке очищенные Реформацией от позднейших иррациональных наслоений изначальные христианские максимы модернизировали хозяйственную культуру и практику предпринимателей-протестантов, став необходимой предпосылкой и условием гигантского прогресса в развитии производительных сил рационального капитализма, одухотворенного идеей служения делу, профессии, Богу. Религиозно-нравственные и общесоциальные установки обновили этику хозяйствования протестантов, перенеся центр тяжести с потусторонне ориентированной молитвенной практики на посюстороннюю активную деятельность в рамках избранной профессии. «Laborare est orare» («трудиться — значит молиться», Ж. Кальвин) — жизненный императив протестантства, пришедший на смену католической максиме земного существования, — «ora et labora» («молись и трудись», девиз Ордена бенедиктинцев), стал важнейшим духовным фактором становления рационального капитализма и предпринимательства.

Таким образом, анализ религиозно-нравственной рефлексии и мировоззренческих приоритетов раннего старообрядчества и протестантства дает основания полагать, что духовная эволюция приверженцев этих конфессий происходила на основе здравого смысла и имела целью возвращение к аутентичным ценностям вероучения и повседневным поведенческим нормам первоначального христианства. Вместе с тем едва ли корректно проводить прямые и полные аналогии между старообрядчеством и протестантизмом. Как и всякие аналогии вообще, они небезупречны в эвристическом смысле. Тем более что сами старообрядцы рассматривали протестантство как «лю-торскую ересь». Лютеровский протест против папских реформаций католического христианства в известной мере сопоставим с аввакумовским неприятием никоновских нововведений в православие. Однако причины, факторы и условия, вызвавшие к жизни протестантство и старообрядчество, были отнюдь не идентичными. На Западе начиналась эра капитализма, тогда как в России его зерна лишь пускали корни в чуждую им феодальную почву. Существенным было различие между православной и католической интерпретациями принципов христианского вероучения, целей и процедур богослужебной практики. Тем не менее защита аутентичного (или казавшегося таковым) христианства с позиций здравого смысла против логически не обоснованного пересмотра краеугольных положений вероучения

как способ рационализации мыслительной и практической деятельности — то общее, что сближает протестантство и старообрядчество, позволяя рассматривать мораль последнего как важнейший духовно-нравственный фактор генезиса российского рационального предпринимательства.

Библиографический список

1. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма // Ве-бер М. Избранные произведения. — М. : Прогресс, 1990. — С. 44-344.

2. Вебер, М. Социология религии (типы религиозных обществ) //Вебер М. Избранное. Образ общества. — М. : Юрист, 1994. — С. 78 — 308.

3. Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий // Ве-бер М. Избранное. Образ общества. — М. : Юрист, 1994. — С. 43 — 77.

4. Гайденко, П. П. Социология Макса Вебера / П. П. Гайден-ко // Вебер М. Избранные произведения. — М. : Прогресс, 1990. — С. 5 — 43.

5. Словарь иностранных слов. — 18-е изд., стер. — М. : Рус. яз., 1989. — 624 с.

6. Рих, А. Хозяйственная этика: пер. с нем / А. Рих ; под общ. ред. В. В. Сапова. — М. : Посев, 1996. — 810 с.

7. Зарубина, Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. — М. : ИПЧ «Издательство Магистр», 1998. — 360 с.

8. Керров, В. В. «Се человек и дело его...» : Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства /

B. В. Керров. — М. : ЭКОН-ИНФОРМ, 2004. — 654 с.

9. Расков, Д. Е. Старообрядческое предпринимательство в экономике России (на примере московской промышленности XIX века) / Д. Е. Расков // Экономическая история России: проблемы, поиски, решения: ежегодник. — М. : Волгоград, 2001. — Вып. 3. — С. 404 — 428.

10. Старцев, А. В. Хозяйственная этика старообрядчества / А. В. Старцев // Старообрядчество: история и культура. — Барнаул, 2002. — Вып. 1. — С.78 — 93.

11. Рощин, М. Ю. Старообрядчество и труд / М. Ю.Рощин // Генезис кризисов природы и общества в России: материалы Второй научно-практической конференции «Человек и природа — проблемы социоестественной истории». — М., 1994. — Вып. 2. —

C. 132— 139.

12. Старообрядчество церковь [Электронный ресурс]. — URL : htth : // http://www.nikitskyclub.ru.

13. Старообрядство // Энциклопедический словарь. Т. ХХХЙ / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — СПб. : Дело, 1900. — С. 454.

14. Старообрядчество церковь [Электронный ресурс]. — URL : htth : // www.ruwikipedia.org.

15. Протестантизм церковь [Электронный ресурс]. — URL : htth : // www.ru wikipedia.org.

16. Старообрядчество // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]:[энциклопедия]. — Электрон. дан. и прогр. — М. : «Большая Российская энциклопедия», 2003. — 10 электрон. опт. диск (CD-ROM).

17. Русская Православная Старообрядческая Церковь [Электронный ресурс]. — URL : htth : // www.ruwikipedia.org

ТЮЛЕНЕВ Александр Иванович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных наук и технологий.

Адрес для переписки: e-mail: Lab5@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.09.2009 г. © А. И. Тюленев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.