Научная статья на тему 'Просветительская роль Русской православной Церкви в современной России'

Просветительская роль Русской православной Церкви в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2172
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ЕПАРХИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / CHURCH / IDEOLOGY / ORTHODOXY / DIOCESE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ершов Б. А.

В статье рассматривается просветительская роль Русской Православной Церкви среди населения в современной России. Показано, что православие на протяжении тысячелетней истории являлось основой Российского государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ROLE OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN MODERN RUSSIA

In article the educational role of Russian Orthodox Church among the population in modern Russia is considered. It is shown that Orthodoxy throughout thousand-year history was a basis of the Russian state

Текст научной работы на тему «Просветительская роль Русской православной Церкви в современной России»

Гуманитарные науки

ББК 86.372

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Б.А. Ершов

В статье рассматривается просветительская роль Русской Православной Церкви среди населения в современной России. Показано, что православие на протяжении тысячелетней истории являлось основой Российского государства

Ключевые слова: церковь, идеология, православие, епархия, просвещение

В течении нескольких столетий Церковь занимала значимое место в общественной жизни Российского государства, исполняя свою просветительскую роль, которая выражалась в духовно-нравственном и этическом воспитании русских людей .

Актуальность статьи определяется

происходящими в настоящее время процессами социальной дифференциации общества, которые характеризуются безработицей, отсутствием или существенным уменьшением государственного финансирования ряда областей общественной жизни. Эти процессы способствуют внедрению новых форм организации социальной и просветительской помощи в Российском государстве. Поэтому изучение просветительской работы Церкви злободневно в свете возрождения обычаев благотворительности. Несмотря на наличие научных работ, в которых освещается история Церкви, её вклад в общественнопросветительскую жизнь России в разные периоды времени, можно говорить о том, что не был изучен ряд вопросов касающихся просветительского характера работы Церкви, особенно в ЦентральноЧернозёмном регионе. Работы, которые вышли в последнее время дают лишь общее суждение о просветительской работе Церкви. В результате этого практически отсутствуют статьи, относящиеся к данной проблематики[1, с. 160].

Демократические реформы в России, изменение политического ландшафта

активизировали большой интерес к историческому прошлому, к опыту предшествующих поколений. Поэтому сегодня требуется сформировать новый взгляд на Отечественную историю, выработать новую теорию исторического наследия народов нашего Отечества. Для этого требуется тяжелая исследовательская работа, анализ всех существующих источников.

Особенно дороги в данном случае труды, посвященные изучению просветительской работы такого социального института, каким является Православная Церковь. Интерес и объективное

Ершов Богдан Анатольевич - ВГТУ, канд. ист. наук, доцент, тел. (473) 224-71-22

желание знать свою историю, специфика развития Русской Православной Церкви, пробудили интерес у многих видных российских ученых. Ценность статей данного плана состоит в том, чтобы восстановить наиболее полную картину исторического прошлого нашего народа, дать возможность органам власти использовать предшествующий опыт в налаживании дальнейших связей между Церковью и государственными структурами [2, с. 280].

Весьма злободневно также и то, что данная статья рассматривает вопросы просветительской работы Церкви во всем ее многообразии, в беспристрастном сравнении всех отрицательных и положительных сторон. Результаты такого подхода дают возможность возродить утраченные идеалы, святыни и способствуют формированию межрелигиозного диалога с представителями всех конфессий.

В настоящее время существенным является влияние Церкви в сфере культуры, науки, просвещения, молодежного движения и медицины. В начале 1990-х годов были организованы епархиальный и общецерковный отделы по социальному служению и благотворительности. На основе приобретенного опыта Церковь в 1990-х годах заключила соглашения с ведомствами и министерствами для организации общей работы в медицинских учреждениях и больницах. Для обсуждения наиболее актуальных и дискуссионных проблем священниками, врачами, и представителями общественности в Москве был основан Совет по биоэтике, который дал возможность раскрыть многие негативные явления в сфере здравоохранения, они как правило поддерживаются государственными органами, сделавшими из этого порочный бизнес. На сегодняшний день в большинстве епархий при содействии общества и государства проводятся коллективные конференции и семинары для знакомства с опытом социальной работы, печатаются просветительские брошюры и журналы для больниц, готовятся проекты, которые направлены на помощь детям-сиротам, многодетным матерям, инвалидам и престарелым. Проведение с 1992 года и по настоящее время

Общеобразовательных Рождественских чтений явилось значимым примером сотрудничества государства, Церкви и общества в образовательной сфере. Чтения проводят на пленарных заседаниях тысячи экспертов из различных научных областей, кроме того, принимает участие в данных заседаниях и духовенство из многих регионов России. Просветительская работа Церкви в школах проводится в разнообразных формах. Уже более 10 лет работают православные гимназии, где формируются чувства патриотизма, а также синтез веры и знания. Первая подобная гимназия была основана обществом «Радонеж» в 1991 году. Кроме того, учреждаются национальные школы, где проводятся просветительские мероприятия. Так, в частности в Воронежской, Тамбовской, Орловской и Курской областях ведется преподавание предмета «Основы православной культуры»[3, с. 71].

С 2000-го года в высших учебных заведениях Курска и Воронежа ведутся научно-практические и просветительские чтения и конференции — Покровские педагогические, Знаменские, Кирилло-Мефодиевские, Татьянинские и другие. Для дальнейшего развития социальных и просветительских проектов в студенческой среде организована ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», основателями которой стали 10 университетов Санкт-Петербурга, Курска, Белгорода, Воронежа, Тамбова, Совет ректоров и Духовная академия. В ряде учебных заведений организованы часовни, которые способствуют воспитанию обучающихся на базе традиционных ценностей, формируют нравственную атмосферу среди педагогов и студентов. Нужда в более обстоятельном и долговременном сотрудничестве Церкви и науки привела к образованию в 1999 году Объединенного научно-религиозного учреждения в Москве и в будущем планируется создать такую организацию в регионах России. В 2000 году на симпозиуме по взаимодействию научных центров России и Церкви в Троице-Сергиевой лавре было высказано мнение о необходимости существования стабильно работающего коллегиального органа, объединяющего Русскую Церковь и научные центры. В начале 1990-х годов для более конструктивной просветительской работы в среде молодежи было образовано Всероссийское

православное молодежное движение. Главным направлением работы ВПМД стала помощь по противодействию сектантским и деструктивным культам в студенческой среде. В настоящее время при штаб-квартире ВПМД функционирует

реабилитационный центр для поддержки людей пострадавших от сект[4, с. 26].

Кроме того, нужно заметить, что влияние Православной Церкви было бы не полноценным без рассмотрения вопроса о истинных

возможностях православной веры как платформы для формирования новой национальной идеологии и Церковь в этой связи будет играть огромную роль в духовном просвещении. Идеология православия сегодня особенно актуальна - ведь до

сих пор, в течении почти что 20 лет с момента гибели коммунистической доктрины в России так и не сформировалось ничего хотя бы близко сходного, что, безусловно, не может не сказываться на взаимоотношениях нынешней власти и Церкви.

Активные приверженцы расширения воздействия Русской Православной Церкви совершенно обоснованно заявляют о том, что православие является тем органическим фундаментом, на котором исторически «возникла» цивилизация России. А так как православие неразрывно связано с отечественной историей, ее культурными традициями, то основным стержнем движения является создание новой национальной идеологии собственно на основе православного мировоззрения при энергичном посредничестве Православной Церкви[5, с. 476].

К тому же эту позицию отстаивает Патриарх Кирилл, который высказал мысль о том, что православная вера как источник

основополагающих общечеловеческих идеалов органично соединенных с русской культурой всецело может претендовать на положение одного из постулатов национального мировоззрения. Насколько влиятельным может быть это положение - зависит от решения двух задач - располагает ли православие и Русская Православная Церковь реальной поддержкой общества. То есть, значима ли восприимчивость людей к тем же общечеловеческим постулатам в православной форме. Ввиду этого необходимо обратиться к социологическим изысканиям последних лет. По мнению отдельных ученых не всегда этническая принадлежность человека сходится с его религиозным чувством[6].

Более верным представляется критерий духовной идентификации, то есть к чему относят себя сами граждане. Этот критерий, характеризует простое причисление человека к какой-либо конфессиональной группе, без истинного знания обрядов и религиозного учения. Он позволяет уточнить число верующих россиян до 60-81 млн. чел. Однако, подлинный уровень религиозности исчисляется количеством практикующих

православных, которые регулярно посещают Церковь, а также соблюдают религиозные обряды. Таких, по сведениям социологических опросов в последнее время, существует примерно около 4-17 млн. чел., то есть от 3-11% населения. Бесспорно, что можно назвать данное количество населения «духовным столпом нации», наиболее «просвещенными людьми», но, тем не менее, эти 11% - едва ли можно именовать тем «стержнем», который бы вел за собой оставшееся общество.

Специфика «нового крещения России» в том, что крестится не население, а некоторые индивиды, пусть даже их и много. Церковь поэтому должна стать тем социальным институтом, которым она была на протяжении многих столетий - не просто территорией, а формой божественного единения народа, самовыражением объединенного

национального сознания[7, с. 329-330].

Поэтому сегодня продолжает развиваться сотрудничество государства и Церкви в вопросах изучения историко-культурного наследия. С участием большого количества светских и церковных ученых проходят круглые столы по защите русского языка, по вопросам морального и нравственного воспитания. Общие научноцерковные исследования проводятся сотнями исследователей и десятками ассоциаций в рамках проекта «Православная энциклопедия».

Организован Фонд митрополита Макария для поддержки исторических православных

исследований.

Еще одно направление развития Церкви это -духовная музыка. Так, уже много лет проводятся в Москве фестивали православной музыки, ставящие цель возрождения церковно-певческого искусства. Положительные отклики и большой интерес у людей получают музыкальные Пасхальные фестивали в Москве и Санкт-Петербурге, и в прочих городах.

Кроме того, Церковь стремится создать все условия для охраны природной среды. Необходимость бережного отношения к природной среде является православным обычаем, и это осмысление природы как существенного компонента жизни людей важно донести до окружающего мира в наше время, когда выживание людей и природы оказывается под угрозой. Церкви нужно больше обращать внимание православного населения на главные экологические и природоохранные проблемы и находить пути их преодоления. В связи с этим в некоторых регионах развиваются экологические православные программы. В Воронежской епархии функционирует экологическое братство, в Курске -православная школа, в Москве - православный лицей с глубоким изучением экологических проблем. Создаются семейные и детские

поселения с проведением исследований по очистке природного комплекса, а также природоохранные и восстановительные мероприятия.

Важным вопросом в последнее время является тезис о роли Русской Православной Церкви. С финансово-хозяйственной точки зрения потенциал Церкви, безусловно, велик. За прошедшие годы Церковь, возглавляемая Патриархом Кириллом, сумела в полноценной мере возродить церковноадминистративную структуру, практически

целиком разрушенную в эпоху советской власти. Численность приходов увеличилась почти в 4 раза. Увеличились и материальные возможности

Церкви. Однако, Церковь сегодня свою работу направляет в большей степени на строительство храмов. Нет сомнения, что духовное возрождение, есть восстановление тысячелетнего церковного уклада, который нацелен на исповедническую функцию Церкви. На сегодняшний день делаются попытки игнорирования обрядовой деятельности Церкви, которые могут привести к утрате духовной составляющей всей общественной жизни.

Поэтому необходимо сохранить вековую традицию Русской Церкви, которая всегда была направлена на участие Церкви в культурном и национально-государственном строительстве. Сергий Радонежский и митрополит Московский Алексий, которые благословили на битву с Мамаем 15 тыс. иноков, могут считаться основоположниками русской государственности также как и Дмитрий Донской, и иные великие князья. Сегодня есть и другая проблема в Церкви это опасность внутрицерковного раскола. Несмотря на то, что практически церковная структура Патриархии была сохранена в некоторых странах СНГ произошли разделения, в следствии которых Православная Церковь утратила значительную часть своих приходов[8, с. 11-16].

Но ключевая опасность состоит в том, что смута внутри Церкви в этих странах продолжается и может привести к новой вспышке, которая перекинется на пограничные епархии. Во-вторых в Церкви в последнее время происходят очень значительные и бурные процессы, незаметные для внешнего наблюдателя. В среде церковной общественности долгое время длится яростная и бескомпромиссная борьба между

«представителями православного благочестия», которые придерживаются консервативных и национально-патриотических взглядов, и церковными «западниками», стоящими на либеральных позициях[9].

Распространяются и разнообразные секты, которые процветают в некоторых приходах и епархиях. Все вышесказанное позволяет заявить о том, что Русской Православной Церкви нужно обратить внимание на сектантские объединения, которые подрывают существующую российскую идеологию православия. В контексте политических, социальных, национально-этнических конфликтов и противоречий в странах бывшего СССР особую актуальность приобретают вопросы включенности Церкви в общественную проблематику современного мира и роли православия в устроении жизни населения. Подлинную миссионерскую роль имеют вопросы, связанные с отношением Церкви к проблемам экономического развития и социальной справедливости. Поэтому для Церкви важно

участие верующих граждан России в

общечеловеческих принципах свободы равенства и любви, которые направлены на разрешение этих злободневных проблем современного мира[10, с. 49-52]. Необходима также и миротворческая работа Церкви, ее постулаты милосердия и сострадания по отношению к угнетенным и бедным слоям

населения, мигрантам, беженцам и безработным.

Для этого, необходимо поднимать вопросы о создании миссионерских организаций в приходах и миссионерской работе Церкви в своих епархиях, об участии православных людей в повседневной диаконии, в духовном свидетельстве, которое постоянно должно присутствовать не только в личной жизни мирян, но и являться выражением их

4. Мчедлов М.П. Социальная концепция Православной Церкви: Методология, характерные черты // О социальной концепции русского православия. - М.,

2002. - С. 26.

5. Митрополит Вениамин (Федченков). «На рубеже двух веков». М., 2004. - С. 476.

6. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Издательство: Новое литературное обозрение, М., 2006.

7. Русское православие: вехи истории / Под ред. А.И. Клибанова. - М.: Политиздат, 1989. - С. 329-330.

8. Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // Православная миссия сегодня. Сборник текстов по курсу «Миссиология». Составитель прот. Владимир Федоров. С.-Пб.: Апостольский город, 1999. - С. 11-16.

9. Струве Н.А. Православие и культура - М.: Христианское изд-во, 1992. - 337 с.

10. Душкова Н.А. Российская государственность: история зарождения и современность / Н.А. Душкова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. Т. 7. № 12.3. С. 49-52.

Воронежский государственный технический университет

EDUCATIONAL ROLE OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN MODERN RUSSIA B.A. Ershov

In article the educational role of Russian Orthodox Church among the population in modem Russia is considered. It is shown that Orthodoxy throughout thousand-year history was a basis of the Russian state

Key words: church, ideology, Orthodoxy, diocese, education

общинно-соборной церковной деятельности.

Совершенно ясно, что использовать в наше время нужно весь историко-культурный опыт истории России, а также и то, что было накоплено в годы советской власти в частности конкретные образцы менталитета русских людей. Церковь должна в этой ситуации стать ключевым преобладающим институтом, который поможет создать новую национальную идеологию России.

Литература

1. Ерёмин А.В. Взаимоотношения государства и Церкви в свете Юбилейного Архиерейского Собора 2002 года: тезисы докладов 9-й конференции молодых учёных. Ярославль, 2000. - С. 160.

2. Новая философская энциклопедия. Том IV. М.,

2001. - С. 280.

3. Иннокентий Павлов. Русская Православная Церковь в контексте политической трансформации России. - Диа-Логос. Вып. III. 2000-2001. - С. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.