Научная статья на тему 'Пространство туризма: социально-философские и региональные технологические аспекты'

Пространство туризма: социально-философские и региональные технологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
474
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФИЗИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / ТАКСОНОМИЯ / ТУРИЗМ / ЦИКЛЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ / МОТИВЫ ТУРОВ / ФАКТОРЫ ТУРИЗМА / ТЕХНОЛОГИИ ТУРИЗМА / PHYSICAL SPACE / SOCIAL SPACE / PHYSICAL TIME / SOCIAL TIME / TAXONOMY / TOURISM / CIRCLE / SOCIAL COMMUNITY / TOURIST MOTIVES / TOURIST FACTORS / TOURISM TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шеин Юрий Петрович, Сафарова Берта Альбертовна

Статья представляет исследование социально-философских аспектов динамики социального пространства и социального времени туризма. Теоретически разрабатывается актуальная проблематика сжатия социального пространства и социального времени в контексте туризма. На основе этого теоретического исследования динамики социального пространства и социального времени актуализируется и разрабатывается актуальная проблематика ресурсов развития социального пространства туризма в регионах России. Прикладные технологические аспекты развития туризма в регионах России предполагают комплексное рассмотрение и системный подход к этой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Шеин Юрий Петрович, Сафарова Берта Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Space tourism: socio-philosophical and regional technological aspects

The article presents a study on the socio-philosophical aspects of the dynamics of the social space and the tourism social time. The topical issues of the compression of the social space and the social time are theoretically elaborated in the context of the tourism. The topical issues of the development resources of the tourism social space in the Russian regions are became relevant, elaborated and based on this theoretical study of the social space and social time dynamics. The applied technological aspects of the tourism development in the Russian regions involve a comprehensive examination and systematic approach.

Текст научной работы на тему «Пространство туризма: социально-философские и региональные технологические аспекты»

List of literature:

1. Gening V.F., Zdanovich G.B., Gening V.V. Sintashta: archaeological site of Aryan tribes Uralo-Kazakh steppe / UR O RAN - Chelyabinsk, 1992.

2. Zdanovich G.B. Arkaim: Arias in the Urals or full-fledged civilization // Arkaim. - Chelyabinsk, 1995. - P. 21-42.

3. Zdanovich G.B. Arkaim and «Country cities»: dialogue of cultures// Arkaim.- Chelyabinsk, 2004. - P. 49-66.

4. Zdanovich D.G. The Bolsekaraganskij burial ground (Arkaim), and the world of the ancient Indo-Europeans// Arkaim - Chelyabinsk, 1995. P. 43-53.

5. Zdanovich, D.G, Kupriyanova E.V. Horses and twins: the archaeology of ritual of Central Eurasia from the bronze age // Sintashta - Arkaim: the ancient heritage of the Southern Urals. - Chelyabinsk, 2010. - P. 130-161.

6. Kuzmina E.E. Arias: heading south. - M.: Summer garden, 2008.

7. Kupriyanova E.V. The world of Sintashta culture: man, woman, children // Arkaim. - Chelyabinsk, 2004. - P. 119-121.

8. Lobankova I.P. The reconstruction of the Arkaim's myth as a factor of a development of the cognitive and spirit tourism. - P. I. / Bulletin USUES: Science. Education. Economy. Series: Economy. - № 2 (8) 2014. - P. 99-103.

9. Steblin-Kamensky I.M. Aryan-Ural connections of the myth about the Avestan King Yima and the Indo-Iranian var // Russia and East: problems of interaction / Conference materials - Chelyabinsk, 1995. - Book 1 - P. 166-167.

10. Medvedev A.P. The Avestan «Yima's Town» in Historical and Archaeological Perspective // Complex Societies of Central Eurasia from the 3-rd to 1-st Millennium BC. Volume I. - Washington D.C., 2002. - Р. 53-67.

11. Pynkov I.V. Arkaim and the Indo-Iranian Var / Complex So-cieties of Central Eurasia from the 3-rd to 1-st M. BC. - Washington D.C., 2002. - Р. 42-52.

Шеин Ю.П.

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Туризм и гостеприимство» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Сафарова Б.А.

студентка выпускного курса СД-5т факультета туризма и коммуникаций ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 1:796.51

ПРОСТРАНСТВО ТУРИЗМА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Статья представляет исследование социально-философских аспектов динамики социального пространства и социального времени туризма.

Теоретически разрабатывается актуальная проблематика сжатия социального пространства и социального времени в контексте туризма.

На основе этого теоретического исследования динамики социального пространства и социального времени актуализируется и разрабатывается актуальная проблематика ресурсов развития социального пространства туризма в регионах России.

Прикладные технологические аспекты развития туризма в регионах России предполагают комплексное рассмотрение и системный подход к этой проблематике.

Ключевые слова: физическое пространство, социальное пространство, физическое время, социальное время, таксономия, туризм, циклы, социальные общности, мотивы туров, факторы туризма, технологии туризма.

SPACE TOURISM: SOCIO-PHILOSOPHICAL AND REGIONAL TECHNOLOGICAL ASPECTS

The article presents a study on the socio-philosophical aspects of the dynamics of the social space and the tourism social time.

The topical issues of the compression of the social space and the social time are theoretically elaborated in the context of the tourism.

The topical issues of the development resources of the tourism social space in the Russian regions are became relevant, elaborated and based on this theoretical study of the social space and social time dynamics.

The applied technological aspects of the tourism development in the Russian regions involve a comprehensive examination and systematic approach.

Key words: physical space, social space, physical time, social time, taxonomy, tourism, circle, social community, tourist motives, tourist factors, tourism technology.

Сжатие пространства туризма в конце XX - начале XXI века

В контексте нашего текущего исследования и будущих наших исследований следует различать физическое пространство и социальное пространство туризма.

Физическое (географическое и астрономическое) пространство, с позиций системного подхода, представляет собой иерархию таксономий. От единичного места (точки) на территории Земли, далее - локальных участков и ареалов, далее - к крупным территориям, регионам, вплоть до глобального уровня таксономии, и, далее, до высшего уровня - астрономического пространства.

Социальное пространство представляет собой освоенную в прошлом, актуально освоенную и осваиваемую человечеством часть физического мира с привнесением в него социальных приоритетов, материальных и нематериальных данностей.

В исследовании социального пространства также применим системный подход, при котором в пределах физического пространства можно также выявить иерархию таксономий социального пространства. От индивида и единичного хозяйствующего субъекта далее - к социальным общностям, от ближайшего окружения до сообществ более высоких уровней таксономии, классифицируемых и кластеризуемых по разным признакам, и далее - к мировому сообществу.

Каждый уровень таксономий социального пространства со своей мерой вторжения воздействует на физическое (географическое и астрономическое) пространство, привнося в него социальные данности.

Социальное пространство преобразует физическое пространство под свои цели, задачи, потребности. В наше время это приобретает все большие масштабы. Масштабы этого воздействия напрямую зависят от достигнутого уровня воздействия на физическое пространство, то есть феномена социального времени в отношении достигнутого уровня разных социальных общностей.

Одни социальные общности, например, некоторые племена в Африке и Южной Америке (Амазонии), Океании и так далее, не знающие цивилизации, оказывают минимальное воздействие на свое физическое пространство (территорию), сохраняя его в малоизмененном виде уже многие века. Хронология физического времени в этих социальных общностях почти прямо пропорциональна социальному времени. Математически это можно выразить как арифметическую прогрессию с предельно минимальным приращением.

Другие социальные общности, в которых социальное время стало меркой нового цикла развития -информационного общества, можно выразить в виде геометрической прогрессии. Знаменатель прогрессии будет на каждый данный момент различаться от одного социального пространства (страны, региона) к другому социальному пространству (стране, региону).

Здесь позволительно выдвинуть следующую гипотезу: имеются верифицируемые корреляционные зависимости достигнутых уровня и качества туризма от уровня достигнутого социального времени для каждой данной социальной общности, определяемые методами математического анализа и ранговой корреляции стран и регионов по выработанному интегральному индексу социального времени в контексте туризма.

В социально-философском аспекте это есть феноменологическая гипотеза социального пространства и социального времени в контексте туризма. В своих будущих научных трудах постараемся обосновать, разработать, применить на практике эту гипотезу.

Это все более актуально в контексте туризма как быстро растущей сферы человеческой деятельности в конце XX - начале XXI века вкупе с другими, сопутствующими ему высокодоходными сферами экономики.

Эти сопутствующие туризму сферы экономики - результат динамичного внедрения достижений научно-технического прогресса: цифровых, информационно-телекоммуникационных технологий

(1Т-технологий), транспортных средств доставки туристов, инновационных ресурсов их обслуживания и так далее.

Сразу отметим, что такое исследование предполагает синтез его социально-философского и естественно-научного аспектов, осмысления, обоснования, разработки, проверки выдвинутой гипотезы в контексте туристской деятельности.

Начать целесообразно с базисных социально-философских положений, актуальных социально-философских феноменов.

Первый феномен - относительное сжатие социального пространства в конце XX - начале XXI века, открывающее как новые ресурсы развития, так и новые проблемы их применения в туризме. Феномен относительного сжатия социального пространства в текущей практике туризма очевиден:

1. Развивающиеся ныне информационно-телекоммуникационные технологии поиска, выбора, приобретения туров, включая онлайн-продажи и покупки, информирование, инновационные технологии маркетинга и менеджмента, позволяющие решить все вопросы будущей поездки «здесь и сразу», при наличии Интернета и сопутствующих ему средств.

2. Качественно развивающиеся транспортные средства, растущие скорости доставки туристов в места назначений, в совокупности с развитием 1Т-тех-нологий, сжимают пространство настолько, что пространство доступности в земных масштабах стало измеряться несколькими часами в сравнении с сутками, неделями и даже месяцами в прошлом.

Таким образом, параметры физического преодоления пространства в современной туристской деятельности не прямо пропорциональны глобальному социальному пространству туризма, они регионально дифференцированы. Это также требует последующих исследований в этой области.

Еще один современный социальный феномен в контексте туризма - это растущее усложнение и дифференциация субъективных мотивов и целей преодоления пространства. Эти субъективные мотивы и цели поездок также имеют тенденции к дифференциации, усложнению.

Из вышеприведенных аргументов на текущий период очевидно: феномен сжатия социального пространства и мотивов преодоления пространства многомерный и диалектически связан с феноменом сжатия социального времени.

Это - особая научная проблема, требующая отдельной разработки. Выявить и обосновать сложные и противоречивые, корреляционные взаимосвязи факторов социального пространства и социального времени в рамках одной статьи невозможно. Поэтому данная работа - пока что только начало разработки вышеуказанной проблемы.

Сжатие социального времени туризма в конце XX - начале XXI века

Итак, аналогично сравнительному анализу общенаучных понятий «физическое пространство» и «социальное пространство», следует провести анализ понятий «физическое время» и «социальное время» для достижения целей нашей статьи.

Физическое время - это конструкт, результат гениального мышления тех древних мыслителей, кого сейчас называют учеными. Физическое время действительно упорядочено, о чем мы давно знаем и пользуемся им. Прошлыми поколениями было создано материальное воплощение отслеживания, фиксации, контроля времени в виде механических, наручных электронных часов и так далее. В XX веке было создано сверхточное устройство - атомные часы как эталон контроля времени.

Имеющийся конструкт, созданный человечеством на базе наблюдений и физических расчетов дискретных единиц времени, то есть секунд (теперь и с градацией доли секунд), часов, дней, годов на основе циклов вращения Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли, для нас теперь имеет в своей сущности социальный характер. Для упомянутых племен в Африке, Южной Америке (Амазонии), Океании такое понятие времени, как социальное время, существует интуитивно и фрагментарно.

Здесь мы выходим на понятие социального времени, которое имеет свойства эволюции, цикличности и персонификации в его течении. Цикличность социального времени - свойство многоуровневое.

От теории 50-летних циклов («длинных волн») в мировой экономике, разработанных в начале XX века Н.Д. Кондратьевым, других теорий циклов различной размерности до жизненных циклов товара, услуги в маркетинге.

Цикличность - также свойство биологической эволюции. Но, в отличие от социального времени, циклы распространения растений и животных, «покорение» ими пространства Земли, уход одних видов и появление других, более приспособленных к изменениям внешней среды, растянулись на сотни, тысячи, миллионы лет по параметрам физического времени. И, в отличие от циклов социального времени, процесс эволюции биологических видов явно не умещался в один жизненный цикл этих растений и животных.

Привнесение в процессы биосферы человеческой эволюции, развитие самого человека как биопсихосоциального субъекта в течение этой эволюции привело не просто к «покорению», но и к экспансии пространства Земли, к нарастанию в естественном мире искусственного мира и последующему нарастанию степени его искусственности.

В результате в корреляции с сжатием социального пространства происходит также сжатие социального

времени: сокращаются циклы социально-экономического развития, жизненные циклы товаров и услуг и так далее.

В то же время феномены социального пространства и социального времени предполагают наличие в каждый данный момент времени трех составляющих их модусов: элементов прошлого, данностей настоящего, наметок будущего в жизни мирового сообщества, отдельных обществ, социальных общностей, региональных социальных систем и так далее.

Циклы социального времени в туризме и эволюция социального пространства туристской деятельности в конце XX - начале ХХ1-го века обладают свойством относительно устойчивого роста. Это очевидный результат деятельности транснациональных корпораций, гостиничных цепей, авиаперевозчиков, ищущих прибыли и стимулирующих развитие рынка массового «пляжного» туризма на глобальном уровне.

Россия на этом рынке выглядит неоднозначно. Будучи северной страной, она не столь привлекательна, как ее южные соседи на пространстве Евразии. Этот негативный фактор пополняется еще целым рядом текущих негативных внешних социально-политических факторов, ограничивающих развитие в ней туризма как отрасли экономики. Хотя и этот аргумент можно оспорить, если проводить взвешенную политику «открытых дверей». И глубоко исследовать туризм как сложную сферу человеческой деятельности и с позиций стимулирования индустрии туризма, и с позиций стимулирования спроса.

Оппоненты могут возразить: сейчас не тот период, когда спрос на российский туризм на высоте. Ответим: спрос формируется настойчивой и профессиональной работой на рынке, поиском и развитием новых идей, включая фундаментальные разработки оптимизации туристской индустрии в регионах России.

Здесь мы выходим на общественную проблематику перспектив туризма в нашей стране, на человеческое (в советской терминологии - кадровое) обеспечение, а также инвестиционное, инфраструктурное, материально-техническое, инновационное, научно-техническое и другое ресурсное обеспечение туристской отрасли в регионах России.

В России пока недостаточно фундаментальных исследований этой проблематики. Поэтому цель наших будущих фундаментальных и прикладных научных изысканий - комплексное исследование и разработка эффективных ресурсов и технологий, которые позволят оптимизировать туристскую отрасль в регионах России.

Текущее социальное время в России неоднозначно. Как великая страна, мы вовлечены в глобальные процессы устройства миропорядка. Причем в который уже раз (цикл) мы в глазах многих иностранцев не выглядим приветливо. Что нам делать? Рабо-

тать над стиранием таких стереотипов, разрабатывать и продвигать на туристском рынке имидж России как страны непознанных загадок, душевных людей, перспектив человеческого общения и так далее. На текущий период это очень сложно из-за ситуации на Украине, санкций в отношении России и других негативов. Но это надо делать, несмотря на неблагоприятный 2014 год в позициях нашей страны на мировом рынке, моменты ее текущей автаркии.

Социальное время создается нами, здесь и именно сейчас, именно нашим трудом. Почему тем же немцам, например, не требуется такое разъяснение?

В нашей более ранней работе [7] отмечалось большое значение системного подхода к маркетингу туризма, системной организации туристской деятельности в регионах России. Присутствие российских туристских сайтов в англоязычном Интернете минимально. Следует более активно заниматься продвижением наших туристских продуктов в мировой сети.

Еще один важный актуальный фактор: в нашей стране имеет место быть неоднозначная персонификация социального времени на разных уровнях чиновничьей власти. И если В.В. Путин, делая разумные шаги в политике, не поддерживается чиновниками, становится очевидным, что будущее России в который уже раз трудно прогнозируемо. Ресурсы человеческие в системе ресурсов управления - ограничивающий фактор и текущего цикла социального времени в стране.

Но при этом следует также осознавать, что есть объективные законы циклов социального времени и социального пространства. И «не выпадать» из активного преодоления негативных аспектов в ходе этих циклов, если рассматривать систему на глобальном уровне.

В этом контексте нам, россиянам, объективно необходимо сделать новое «покорение» социального пространства и социального времени, в том числе используя ресурсы Интернета для стимулирования своей экономики в целом и туристской отрасли в частности.

Информационное поле в контексте туризма и усложнение спектра мотивов преодоления человеком пространства

Понятие информационного пространства непосредственно связано с социальной теорией и понятием информационного общества, которое было введено в научный оборот в начале 1960-х годов фактически одновременно в Японии и США двумя исследователями - Т. Умесао и Ф. Махлупом [8].

В нашей статье 2007 года [6], посвященной началам исследования информационного поля в социально-философском аспекте, отмечалось: «...информа-

ция, в сущности, является многоуровневой и стоха-стичной. Более того, она подвержена диффузии». Информационное поле в виде Интернета, с одной стороны, сегодня самое демократическое творение цивилизации, позволяющее мгновенно продвигать идеи, выбирать свою аудиторию для коммуникации и так далее. С другой стороны, в этом информационном поле для всех, в спектре от мошенников до специалистов по нейролингвистическому программированию, существуют большие возможности для дезинформации, «чистки мозгов» и других негативных действий, что показали авторы «цветных революций» в ряде стран в наше социальное время. То есть в наше социальное время воздействие поля на социальное пространство очевидно.

Ускоренное развитие информационного поля Интернета и других средств коммуникации приводит к тому, что социальное время и социальное пространство получают множественные, стохастические варианты своего развития. Социальное время становится дискретно хронологическим, событийным, трудно верифицируемым. Социальное время становится даже в чем-то хаотическим, вследствие присутствия в актуальном социальном пространстве как созидающих систем, так и дискретно разрушающих, например, дезинформирующих или хакерских систем.

Рассмотрим фактор информационного поля в контексте туризма. Второе десятилетие XXI века представляют в контексте туризма как сферы человеческой деятельности два противоречивых процесса.

С одной стороны, современные возможности коммуникации в Интернете позволяют потребителям совершать виртуальные путешествия. Современные 3d-техника и 3d-информационно-телекомму-никационные технологии это позволяют на работе, дома и в других местах. Особенно это касается тех лиц, кто не готов на туристские затраты или не имеет финансовых средств для покупки туров, или тех, для кого преодоление пространства не представляет значимого фактора личного досуга. То есть такие лица физические преодоления пространства могут заменить информационными связями, «компенсирующими» виртуальными турами в пространстве Интернета взамен физических туров по личным финансовым или иным (социально-психологическим и другим) причинам.

Туристский рынок XXI века высококонкурентный, поэтому в такой конкуренции приходится применять все возможные средства. Этот факт понимают профессионалы туристского бизнеса. И развивают свой бизнес в пространстве Интернета. Но, презентуя свои новые туристские продукты в этом пространстве, они стремятся, в первую очередь, завоевать новых потребителей средствами маркетинга и приобрести лояльность потенциальных потребителей на рынке.

Профессионалы туристского бизнеса по-прежнему рассчитывают на привлечение туристов к своим услугам. И резонно аргументируют, что виртуальные путешествия средствами Интернета не всегда могут заменить живое человеческое общение и лично переживаемые эмоции от туристских посещений по разным мотивам: спортивные состязания, фестивали, конгрессы, получение образования методом интенсивных курсов за рубежом и так далее, не говоря о рекреационном туризме, санаторно-курортном лечении и так далее.

С другой стороны, туристский процесс стимулируется самими потребителями. Например, это могут быть туристские слеты и другие виды событийного туризма разной тематики, посещение сакральных мест, поездки в уникальные природные местности и так далее.

В аспекте теории туризма и, в еще большей степени, в прикладной туристской деятельности ныне происходит процесс усложнения спектра мотивов преодоления человеком пространства с туристскими целями. Он представляет собой для исследователей и предпринимателей сферы туризма особо значимый элемент, позволяющий, по итогам выявления этих мотивов, эффективно планировать направления развития туризма и туристский бизнес.

Для исследователей туристской деятельности эта проблематика - широкое поле для поиска факторов, мотивов туристских поездок.

В частности, социокультурные аспекты мотивации путешествий затронуты в работах многих исследователей [1, 3, 4, 5 и др.]. Считаем актуальным представить нашим оппонентам еще несколько актуальных социально-философских суждений по этой теме.

С одной стороны, объективно существует социальное расслоение пространства. Теперь и в городах России есть бедные районы, кварталы, также уже построены и появляются новые престижные, дорогостоящие по стоимости жилья, обустроенные микрорайоны, кварталы.

Фактор социального расслоения пространства гипотетически есть следствие социального расслоения общества. Причем в отношении предмета нашего исследования социальное расслоение пространства в значительной мере коррелирует с мотивами выбора места туристской поездки разными социальными стратами.

Туристские поездки в престижные и дорогие де-стинации мира становятся признаком социального статуса, положения в социальной стратификации общества, моды.

Так, С.В. Дусенко отмечает: «Поскольку туристское пространство обладает характерными правилами игры и социального взаимодействия, сама широта туристической аудитории в современном мире на-

водит на мысль о ее внутреннем расслоении. Это расслоение базируется на принципах престижа и престижного потребления. Под «престижным потреблением» в работе мы понимаем тип потребительского поведения, ориентированный не на утилитарную полезность данного приобретения, а на связь между обладанием данным предметом или услугой и социальным статусом. Статусная ценность тура, как правило, выше, чем его рекреационное, познавательное или иное значение.

Вместе с тем следует отметить, что многомиллионная аудитория потребителей туристских услуг не является однородной. И аудитория, и сами туры разделяются по уровню престижности. Внешним, формальным проявлением этого уровня выступает категория гостиницы, класс транспортного обслуживания, объем предоставляемых услуг и др. В ряде случаев проявлением уровня престижа выступают и сами направления туров. Наиболее явно эта стратификация и сами процессы в туристской реальности проявляются в российском туризме» [2].

На наш взгляд, это важные выводы автора в отношении выявления мотивов совершения туристских поездок. Но также считаем важным отметить следующее:

1. Туризм как сфера человеческой деятельности (и бизнеса) не сводится к досуговым, коммуникативным, ценностным (социального престижа) аспектам мотивации дальних путешествий. Тренды развития туризма определяют не высшие страты, а средние страты потребителей.

2. Выявленный автором фактор престижности тура, статусная ценность туристской поездки действительно - признак расслоения пространства, в том числе и в контексте туристских посещений.

3. Существуют пока что небольшие исключения (?) в общей мотивации совершения туров в отдельных стратах. Например, у богатых туристов набирает моду спрос на индивидуальные туры. Есть сегменты богатых туристов, которые путешествуют по мотивам получения новых острых ощущений (?), посещают бедные кварталы в странах Азии, фа-велы в Бразилии и так далее. (Знаки вопроса в скобках означают, что имеет смысл исследовать эти факты методами социологии.)

Спектр мотивов туристских поездок постоянно увеличивается, и организуемых туристскими предприятиями, и самостоятельным образом.

Усложнение спектра социальных связей посредством Интернета и иных способов коммуникации не означает, что не происходит сопутствующего этому процесса усложнения мотивов физического преодоления пространства, появления новых, личностно значимых мотивов и целей путешествий. То есть развивается феномен «растущего» пространства туристских поездок по признакам мотивов и целей туров.

Последнее связано как с ростом количества свободного времени потребителей туристских услуг, так и с ростом ассортимента этих услуг, стимулированием все новых мотивов поездок, усложнением их спектра, предложением все новых турпродуктов на рынке их продавцами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно продолжать исследования проблем мотивов, целей поездок, туристских потребностей в контексте природного и социокультурного пространства России. Социальное время нашей жизни так динамично, что бездействие означает потери рынка, в данном случае туристского.

Уже имеющиеся в России туристские исследования и разработки в контексте ускоряющегося социального времени быстро устаревают. На смену им необходимы новые исследования, работы, проекты и фундаментального, и прикладного характера.

В завершение данной статьи, имеющей целью постановку социально-философских проблем и актуальных вопросов исследования пространства туризма, технологий развития туризма в регионах России, подведем пока что предварительные итоги, необходимые для достижения конечной цели нашей работы - участия в конкурсе грантов в 2015 году:

- представленные в статье фундаментальные теоретические конструкты, выдвинутая гипотеза, ее основные положения могут быть основаниями для дальнейших разработок социального пространства туризма в России, ее регионах;

- практический аспект организации и развития туризма в регионах России требует дальнейших прикладных исследований социального пространства и социального времени в контексте развития въездного и внутреннего туризма в регионах России;

- специфика организации туристской деятельности требует комплексного подхода, участия в работе специалистов по туристским проектам, логистике потоков, туристскому менеджменту и маркетингу, веб-дизайну туристских сайтов и ряду других практических аспектов организации и развития туризма в регионах России.

Список литературы:

1. Гализдрава А.С. Феномен туризма: социально-философский анализ / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Саратов: Издательство СГУ, 2006.

2. Дусенко С.В. Структура и функция социального пространства туризма / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. - Хабаровск: Издательство Тихоокеанского ГУ, 2014.

3. Хуберт К. Холистическая сущность туризма // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 8.

4. Милинчук Е.С. Системный подход к исследованию основных проблем туризма // Туризм и культурное

наследие: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. - Саратов: Издательство СГУ, 2006.

5. Петрова Е.В. Социокультурные аспекты туризма в современной России: социологический анализ / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - М.: Издательство РГСУ, 2009.

6. Шеин Ю.П. Информационное поле: философский аспект // Организация территории: статика, динамика, управление / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007.- С. 274-275.

7. Шеин Ю.П., Шеина Л.П. К проекту туристско-рек-реационной зоны «Урал» (маркетинговый аспект) // В сб. «Древние цивилизации Южного Урала». - Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010.

8. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1962.

List of literature: 1. Galizdrava A.S. The phenomenon of tourism: socio-philosophical analysis / Abstract of dissertation for the degree of candidate of philosophical sciences. - Saratov: Publishing SSU, 2006.

2. Dusenko S.V Structure and function of the social space tourism / Abstract of dissertation for the degree of Doctor of Social Sciences. - Khabarovsk: Publishing Pacific GU, 2014.

3. Hubert K. Holistic nature tourism // Theory and Practice of Physical Education. - 2000. - № 8.

4. Milinchuk E.S. Systematic approach to the study of the basic problems of tourism // Tourism and cultural heritage: Interuniversity collection of scientific papers. Issue 3. - Saratov: Publishing SSU, 2006.

5. Petrova E.V. Socio-cultural aspects of tourism in modern Russia: the sociological analysis / Abstract of dissertation for the degree of candidate of sociological sciences. - M.: Publisher RSSU, 2009.

6. Shein Y.P. Information field: philosophical aspect // Organization territory: statics, dynamics and control. Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference. - Ufa: Univ BSPU, 2007. - P. 274-275.

7. Shein Y.P., Shein L.P. To the project of tourist-recreational zone «Ural» (marketing aspect) // In Proc. «The ancient civilization of the South Urals». - Ufa: Ufa State Academy of Economics and Service, 2010.

8. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1962.

Баталова Н.Т.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и банковское дело» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Петрова А.Д.

аспирант кафедры «Финансы и банковское дело» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 334.012.6

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ВТО

Сегодня мы живем в эпоху колоссальных потрясений, так как вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию повлекло за собой множество преобразований во всех сферах и областях предпринимательской деятельности, что, несомненно, повлияло на ее конкурентоспособность. В статье авторами рассмотрены закономерности и тенденции развития российского предпринимательства в условиях Всемирной торговой организации. Методологией служит анализ динамики развития субъектов предприни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.