Научная статья на тему 'Пространство культуры и культурное пространство: определение, специфика и взаимодействие'

Пространство культуры и культурное пространство: определение, специфика и взаимодействие Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4562
914
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЙ ФАКТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Балюта Полина Андреевна

В данной статье раскрываются определения и специфика понятий «пространство культуры» и «культурное пространство», а также их взаимодействие и взаимовлияние. Рассматривается система «культура пространство культуры культурное пространство», дается представление об особенностях формирования культурного пространства. Показывается различие между понятиями «пространство культуры» и «культурное пространство», а также их позиция относительно друг друга. В статье анализируется культура как явление, в ее соотношении с пространством культуры и культурным пространством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The space of culture and the cultural space: determining, specificity and interaction

This paper discusses the definition and the specificity of concepts «the space of culture» and «the cultural space» as well as their interaction and mutual influence. It is considered a system «the culture the space of culture the cultural space». There is given an overview of the features of the cultural space formation. It shows the difference between the space of culture and the cultural space, as well as their position relative to each other. This paper analyzes the culture as a phenomenon in its relation with the space of culture and the cultural space.

Текст научной работы на тему «Пространство культуры и культурное пространство: определение, специфика и взаимодействие»

тронный ресурс]. — Режим доступа: http://apologetica.ru/ biblie/roml.html. (дата обращения: 08.12.2013).

7. Библия: Новый Завет. Соборные послания. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apologetica.ru/ biblie/1petra1.html (дата обращения: 07.12.2013).

8. Библия: Новый Завет, Послания к евреям. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apologetica.ru/biblie/ heb1.html (дата обращения: 14.12.2013).

9. Библия: Новый Завет, Послание Иакова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apologetica.ru/biblie/iakov1. html (дата обращения: 07.12.2013).

10. Библия: Новый Завет, Евангелие от Луки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apologetica.ru/biblie/ luk1.html (дата обращения: 01.12.2013).

11. Библия: Ветхий Завет, Книга пророка Малахии. [Элек-

тронный ресурс]. — Режим доступа: http://apologetica.ru/ ЫЫ1е/та11.Мт1 (дата обращения: 29.11.2013).

12. Библия: Ветхий Завет, Книга пророка Исаии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apo1ogetica.ru/ ЫЬНе^1.Мт1 (дата обращения: 19.11.2013).

ФЕДОРОВА Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры общей и педагогической психологии. Адрес для переписки: tashafed@mai1.ru

Статья поступила в редакцию 14.01.2014 г. © Н. В. Федорова

УДК 1302 П. А. БАЛЮТА

Омский государственный технический университет

ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СПЕЦИФИКА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ_

В данной статье раскрываются определения и специфика понятий «пространство культуры» и «культурное пространство», а также их взаимодействие и взаимовлияние. Рассматривается система «культура — пространство культуры — культурное пространство», дается представление об особенностях формирования культурного пространства. Показывается различие между понятиями «пространство культуры» и «культурное пространство», а также их позиция относительно друг друга. В статье анализируется культура как явление, в ее соотношении с пространством культуры и культурным пространством.

Ключевые слова: культурное пространство, пространство культуры, культура, культурный факт.

Общеизвестно, что культура формирует и воспитывает человека, накапливая опыт предшествующих поколений и передавая его новому поколению в качестве наследия. В то же время человек творит культуру, создавая новые произведения искусства, открывая новые области человеческого познания. Создатель и творение парадоксально объединяются в одном лице. Механизмы такого взаимного формирования являются предметом многочисленных исследований и гипотез.

Согласно М. С. Кагану, понятие культуры охватывает множество явлений и описывается огромным количеством определений, раскрывающих всю пестроту взглядов как в нашей, так и зарубежной культурологической мысли. Существующие концепции можно классифицировать следующим образом: предметно-ценностная, деятельностная, личностно-атрибутивная, общественно-атрибутивная, информационно-знаковая и концепция культуры как системообразующей подсистемы, общества. [1, с. 54-55].

Термины «культурное пространство» и «пространство культуры» достаточно свободно используются в современных трудах по философии и куль-

турологии. Кроме того, они упоминаются в трудах по искусствоведению, религии, антропологии, истории, эстетике и т.д. Однако исследователи в своих работах нередко видят разный смысл отмеченных понятий. Так, встречается использование этих терминов в качестве словесного оборота или риторической фигуры.

Следует назвать исследователей (Г. Е. Зборовский, В. Н. Кузнецов, Д. С. Лихачев, А. Моль, В. К. Потемкин, А. Л. Симанов, Н. С. Трубецкой, Н. В. Устрялов, С. Хантингтон и многие другие), которые обращают внимание на процессы организации и обмена культурной информацией, вопросы понимания культурного ландшафта, культурного пространства как геокультуры, а также анализируют социальное пространство. Исследователей интересуют различные грани культуры и общества.

В основе анализа пространственных характеристик культуры находится понятие пространства, являющееся одним из основных измерений человеческого бытия как в аспекте физического существования человека и его социального бытия, так и в плане духовной жизни. Пространство, по определению А. И. Пигалева, предстает «важнейшим аспектом

модели мира, характеристикой протяженности, структурности, сосуществования, взаимодействия, координации элементов отдельной культуры и соответствующих отношений между культурами, а также смысловой наполненности для человека структурной организации элементов культуры и многих культур» [2, с. 58 — 59].

Пространственное восприятие формирует представление о пространствах культуры, в частности, и о культурном пространстве, в целом. Пространственная характеристика культуры обнаруживает уровни и степень взаимопроникновения различных культур, что является актуальным в эпоху глобализации. Таким образом, культура воспринимается как некая пространственная система, в состав которой входит множество взаимодействующих пространств культур. Осмыслить и концептуализировать данное взаимодействие позволяет моделирование системы «культура — пространство культуры — культурное пространство», тем самым раскрывая явление «пространства в пространстве».

Пространство культуры понимается нами как совокупность всего происходящего в культурной жизни определенного сообщества. Это коммуникативное пространство, объединяющее как физическое (ландшафт, климат и т.д.), так и символическое, духовное начала (язык, нормы, обычаи, ритуалы и т.д.). Пространство культуры выступает хранилищем и источником культурной, не биологической, человеческой жизни. Оно имеет внутреннюю структуру, придающую любому культурному или природному факту когнитивные, ценностные и регулятивные смыслы.

Соприкасаясь и составляя комплексную систему, пространства культуры образуют всеобщее культурное пространство, выступающее регулятором их взаимодействия. Обладая свойством неоднородности, пространства культуры раскрывают важнейшую черту культурного пространства, а именно его плюралистичность. Данная черта во многом объясняет, что формирование культурного пространства сопровождается рядом характерных признаков. Во-первых, во всеобщее культурное пространство интегрируются культурные факты, зародившиеся в отдельно взятых культурных пространствах. Во-вторых, культурное пространство является собой одновременно и пространство национальное, государственное, корпоративное, а также и общечеловеческое. В-третьих, законы, действующие в культурном пространстве, распространяются и на отдельно взятые пространства культуры. В-четвертых, пространства культуры находятся между собой в постоянном взаимодействии, а также могут объединяться или пересекаться в субъектах культуры [3, с. 13, 20].

Рассматривая систему «культура — пространство культуры — культурное пространство» следует отметить, что если культура — конкретна и находит свое воплощение в объектах культурной деятельности, то культурное пространство и пространство культуры являются мыслимыми человеком, который тем самым ограничивает сферу своего культурного бытия. Однако отраженный в мыслимом пространстве факт культуры не теряет связи с физическим прототипом, но обретает собственное, выраженное в идеях окружение, состоящее из различных смыслов, которыми предметы наделяет культура и пространство культуры. Таким образом, восприятие физического объекта становится осознанием связанной с ним череды смыслов и ассоциаций [4, с. 27, 34].

В процессе развития каждая культура, находясь в границах своего культурного пространства, создает различные системы знаков, через которые и происходит восприятие мира человеком. В качестве знака, который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, может выступать любое явление, которое в ходе подобного осмысления приобретает определенный смысл и становится фактом культуры. При этом каждый новый знак влияет на предыдущие уровни, меняя расположение элементов и их функциональные характеристики, позволяя системе оставаться органически цельной, при этом постоянно усложняясь. В ходе своей деятельности, человек в соответствии со своими потребностями познает, оценивает и регулирует происходящие вокруг него и в нем самом явления и процессы, тем самым формируя смыслы. Совокупность этих смыслов и их взаимосвязь являются отражением фактов культуры и наполняют пространство культуры. Через осмысление культурного факта происходит переход от пространственной организации физического мира в пространственную организацию пространства культуры. Посредством осмысления места культурных фактов и соотнесение места какого-либо физического объект с его идеальным воплощением происходит оформление пространства культуры. Таким образом, культура предстает в качестве знаковой системы, включающей в себя вещи, в которых опредмечиваются общекультурные смыслы явлений интеллектуальной сферы жизни людей [5, с. 20 — 45].

Кроме того, культура — это историко-социаль-ное явление, а пространство культуры и культурное пространство является результатом взаимодействия культур во времени и пространстве. При этом культура является целью и результатом преобразующей деятельности человека, а пространство культуры и культурное пространство отражают данный процесс, таким образом, выявляя организующую способность культуры по отношению к пространству культуры. Пространства культуры создают культурное пространство, используя все возможные сочетания элементов пространств культуры. Если в сфере пространства культуры происходит какое-либо изменение культурных феноменов, то оно отражается и в культурном пространстве, в котором все пространства культуры сосуществуют в едином пространственно-временном континууме. Теоретически человек существует одновременно в нескольких пространствах культуры, но практически его повседневное бытие осуществляется в одном культурном пространстве.

Если рассматривать систему взаимодействия элементов культурного пространства, то есть взаимодействие пространств культур, то следует отметить, что совокупность данных взаимодействий предполагает наличие некоторой всеобъемлющей среды, которая располагает универсальными правилами для такого взаимодействия. Такой всеобъемлющей средой является культурное пространство, выступая по отношению к пространству культуры концептуальным построением второго порядка и выполняя функцию выстраивания на различном уровне коммуникации пространств культур. Взаимосвязь смыслов культурного пространства создает систему связи внутренних элементов культурного пространства с внешними явлениями по отношению к культуре, а также связь одного пространства культуры с другими.

Система культурного пространства характеризуется динамикой, позволяющей предвидеть пове-

дение всего комплекса пространств культуры, тем самым раскрывается, во-первых, функция прогноза развития культурного пространства, а во-вторых, функция прогноза существования пространства культуры и результатов взаимоотношений пространств культуры. Прогноз стабилизирует систему культурного пространства и сохраняет ее в точке равновесия [6, с. 19 — 35].

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что культурное пространство становится отражением концепции поликультурализма, согласно которой все культуры в мире являются взаимосвязанными, а пространства культур, пересекающиеся в индивиде, формируют взаимопроникающие понятия. Кроме того, культурное пространство и пространства культур являются отражением культуры и реализовывают ее динамические и статические характеристики. Раскрытие природы пространств культур и культурного пространства дает понимание и осознание сосуществования, взаимопонимания и взаимодополнения пространств культур, составляющих культурное пространство.

Библиографический список

1. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. —

СПб. : Петрополис, 1996. — 416 с.

2. Пигалев, А. И. Культура как целостность: (Методологические аспекты) / А. И. Пигалев. — Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2001. — 468 с.

3. Быстрова, А. Н. Проблемы культурного пространства (опыт философского анализа) / А. Н. Быстрова. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2004. - 240 с.

4. Бабаева, А. В. Современная западная философия о культурном пространстве / А. В. Бабаева // Современная философия как феномен культуры: исследование традиции и новации. - СПб., 2001. - С. 19.

5. Лич, Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии / Э. Лич. — М., 2001. — 184 с.

6. Степин, В. С. Философская мысль в динамике культуры / В. С. Степин // Философия и культура. — Самара, 1997. — С. 19-35.

ВАЛЮТА Полина Андреевна, аспирантка и ассистент кафедры «Дизайн и технологии медиаинду-стрии»

Адрес для переписки: polina.balyuta@mail.ru Статья поступила в редакцию 21.02.2014 г. © П. А. Валюта

УДК 1111+16 П. А. КОРШУНОВ

Омский государственный педагогический университет

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ ДЕМОКРИТА: МЕЖДУ ПОНЯТИЕМ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ_

Философия Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философской и естественнонаучной мысли. Однако античное понимание атома существенно отличается от современного. В данной статье проблематизирует-ся античное представление об атоме. У Демокрита атом выступает в качестве тела, данного в представлении, являясь по существу идеальным образованием. Эта двойственность объясняет скептическую позицию Демокрита в познании. Ключевые слова: атом, истина, мышление, понятие, представление, скептицизм.

Философия Демокрита представляет собой материалистическое учение, которое оказало огромное влияние на развитие европейской философской и естественнонаучной мысли, в частности, на учение Ньютона, космогоническую гипотезу Канта-Лапласа. Д. И. Менделеев писал, что «атомистическая гипотеза даже в своем первоначальном виде, как у Демокрита, совершенно соответствует закону вечности вещества» [1]. Учение атомизма о неотделимости движения от материи получило в XX в. точнейшее подтверждение в теории Эйнштейна об эквивалентности материи и энергии. При этом античное понимание атома существенно отличается от современного. В связи с этим возникает необходимость переосмысления ключевых положений античного атомизма, и в частности гно-

сеологических оснований философии Демокрита.

Античный атомизм появляется как реакция на философию элеатов. Бесконечная делимость пространства и времени составляла препятствие для теоретического осмысления движения. Концепция атома, по мнению Демокрита, решает эту проблему, поскольку атом является пределом делимости материи. Однако это ограничение делимости чисто спекулятивное: представить атом уже значит выделить в нем пространственные параметры верх и низ, правую и левую часть и таким образом всегда можно представить частицу меньше самого атома. Более того, Демокрит полагал, что атомы имеют пространственную конфигурацию, а если есть конфигурация, то всегда можно выделить части. Здесь мы сталкиваемся с особенностью античного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.